• РЕГИСТРАЦИЯ

Доктор исторических наук об отношении Сталина к Церкви

2 330

Когда появилось правительственное сообщение о болезни Сталина, 4 марта 1953 года патриарх Алексий I подписал и разослал по епархиям письмо с указанием молиться за здоровье вождя. Там было сказано: «Наш долг, долг всех верующих прежде всего обратиться с молитвою к Богу об исцелении дорогого для всех нас болящего. Благословляю во всех храмах всех епархий совершить молебствия о здравии Иосифа Виссарионовича. Церковь наша не может забыть того благожелательного к ней отношения нашего Правительства и лично Иосифа Виссарионовича, которое выразилось в целом ряде мероприятий, клонящихся ко благу и славе нашей Православной Русской Церкви».

О том, был ли Сталин на самом деле воинствующим атеистом, откуда взялся «православный сталинизм» и почему патриарх Алексий I называл вождя трижды гением, мы побеседовали с заведующей Отделом истории Восточной Европы после Второй мировой войны в Институте славяноведения РАН, доктором исторических наук Татьяной Викторовной Волокитиной. До 2011 года ее отдел носил название «Центр по изучению истории сталинизма в Восточной Европе».

— Давайте для начала предоставим слово самому Сталину. В беседе с Эмилем Людвигом в декабре 1931 года он так ответил на вопрос немецкого писателя о своем превращении в оппозиционера в юности и роли в этом своих родителей: «Мои родители были необразованные люди, но обращались они со мной совсем неплохо. Другое дело православная духовная семинария, где я учился тогда. Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма как действительно революционного учения».

Правильно ли будет на основании этих слов Сталина сделать вывод о том, что он враждебно относится скорее к духовенству и церковным порядкам, а не к православию и вере в Бога вообще?

— Вопрос, считаю, сформулирован не вполне корректно. Порядки в семинарии действительно, как известно, расходились с некоторыми христианскими представлениями, и они повлияли на становление Сталина-революционера, то есть сторонника насильственных методов действия, также расходившихся с христианскими догмами. Тем не менее от протестных настроений семинариста до четкого оформления враждебности, как вы говорите, к православию и вере в Бога — «дистанции огромного размера». И этот путь предстояло пройти, преодолевая, как я полагаю, внутреннее сопротивление. Но был ли он пройден до конца, не знаю.

— В России известна книга профессора русской литературы из США Даниеля Ранкур-Лаферриера о психологическом портрете Сталина. Автор пишет о том, что мать будущего вождя, Екатерина Джугашвили, была строгой религиозной женщиной и мечтала, чтобы ее сын стал священником. Под ее влиянием Иосиф начал усиленно изучать русский язык именно для того, чтобы поступить в православное духовное училище, а затем и в семинарию, и со второй попытки это ему удалось.

Лаферриер замечает, что Сталин был «глубоко религиозен в тот период, когда учился в духовной семинарии в Тифлисе», а также «сохранял необычайно положительное (для большевика) отношение к Русской и Грузинской православной церкви всю остальную жизнь». Как вы считаете, верны ли выводы американского профессора?

— По всей вероятности, именно в духовной семинарии произошел перелом в сознании, снижение «градуса» религиозности. В этом смысле нет оснований не доверять словам Сталина из беседы с Людвигом. Что касается дальнейшего, то в историографии констатируется отличное от других большевистских лидеров, более мягкое, если можно так сказать, отношение Сталина к церкви. Ленин, Троцкий, да и Бухарин, были жестче. Об этом пишет историк Игорь Курляндский, подтверждая это документально.

Но это не дает, с моей точки зрения, оснований считать это отношение, как пишет Ранкур-Лаферриер, «необычайно положительным». Отношение проявляется в практических делах, в данном случае — в государственной политике по отношению к церкви. А она при всей сложности и неоднозначности все же имела четкий вектор и отнюдь не положительное «наполнение».

— В своем интервью газете «Завтра» в 2006 году генерал-майор Артем Сергеев, который вырос в доме Сталина, рассказал о его отношении к православию: «Ни Пасхи, ни других праздников церковных не отмечали. А выражения с упоминанием бога дома употреблялись. „Слава богу“, например, „Не дай бог!“ и „Ради бога“ Сталин сам нередко говорил. Я никогда не слышал от Сталина ни одного плохого слова в адрес Церкви и веры.

Помню, такой случай году в 1931 или 32-м. Напротив школы, где учился Василий, во втором Обыденском переулке, был храм. Как-то, когда там шла служба, мальчишки возле пробовали стрелять из пугача. Василий в этом участия не принимал, а рассказывал отцу об этом.

Отец спрашивает: „Зачем они это делали? Они же, молящиеся, вам учиться не мешают. Почему же вы им мешаете молиться?“ Далее спросил Василия: „Ты бабушку любишь, уважаешь?“ Тот отвечает, мол, да, очень, ведь это — твоя мама. Сталин говорит: „Она тоже молится“. Василий: „Почему?“ Отец отвечает ему: „Потому что она, может, знает то, чего ты не знаешь“».

Как вы считаете, можно ли на этом основании делать вывод о том, что отношение к религии у Сталина как публичного политика было более враждебным, чем у Сталина как частного лица в быту?

— Речь может идти о разных уровнях проявления этого отношения. Политика, требующая четких установок и формулировок, — это одно; пропагандистская работа с конкретными лозунгами и призывами — другое; частная жизнь и быт — третье. Наверно, смешно было бы ожидать от крупного политика общения на «лозунговом» уровне в собственной семье.

— В книге мемуаров Валентина Бережкова «Как я стал переводчиком Сталина» приведены такие фрагменты беседы Сталина с Уинстоном Черчиллем. После его первого визита в Москву в 1942 году Сталин назвал важной высадку союзников в Северной Африке и добавил: «Да поможет вам Бог». На что Черчилль ответил: «Бог, конечно, на нашей стороне».

Во время второго визита британского премьера в Москву в 1944 году Черчилль спросил: «Сможете ли вы простить меня лично за организацию походов Антанты?», имея в виду британскую интервенцию в Россию в годы Гражданской войны. Сталин ответил: «Не мне вас прощать. Пусть прощает вас Бог». Как вы думаете, были ли это простые обороты речи со стороны Сталина, или это признак того, что он внутренне имел некую личную веру в Бога?

— Имея религиозное образование, пусть и неоконченное, Сталин не мог не знать евангельского толкования фразы «Бог простит, и я прощаю» и его глубокого смысла («…что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»). Я усматриваю в сталинской формулировке отсутствие понимания, тем более сочувствия к просящему, а следовательно, и отказ в прощении. Отсылка к Богу важна здесь и как адресованное Черчиллю обращение к христианской этике — только Богу ведомы подлинные истоки обиды, ему и прощать. Но понятно, что это мое мнение.

— Какова, на ваш взгляд, настоящая цель так называемого церковного возрождения в СССР, которое началось с известной встречи Сталина с тремя православными митрополитами в Кремле 4 сентября 1943 года и восстановления патриаршества, ознаменовалось открытием сотен храмов и Троице-Сергиевой Лавры, а закончилось созывом представительного Всеправославного совещания в Москве в 1948 году?

В последние годы историки написали об этом немало, но глубинные мотивы вождя до сих пор остаются дискуссионным вопросом. Есть версии о том, что новый курс в отношении религии был нужен советскому лидеру, чтобы сплотить нацию, чтобы «отбить» нацистскую пропаганду, чтобы наладить отношения с союзниками по Антигитлеровской коалиции, чтобы получить еще один инструмент влияния на общественность в зарубежных странах и другие. Какая вам кажется наиболее обоснованной?

— Несомненно, следует учитывать комплекс причин, включая и высокопатриотические позиции РПЦ с первых дней войны. Неслучайно определенные послабления в государственной конфессиональной политике были сделаны в 1941 году. А вот время поворота (1943 год), знаменовавшего начало «церковного возрождения», указывает на значение в первую очередь внешнеполитического фактора. В отечественной историографии об этом писали Татьяна Александровна Чумаченко, Ольга Юрьевна Васильева, Михаил Васильевич Шкаровский, Валерий Аркадьевич Алексеев, Михаил Иванович Одинцов и другие исследователи. Поворот 1943 года подтверждает прагматизм Сталина как государственного деятеля, политика-реалиста, Realpolitik.

— Когда появилось правительственное сообщение о болезни Сталина, 4 марта 1953 года патриарх Алексий I подписал и разослал по епархиям письмо с указанием молиться за здоровье вождя. Там было сказано: «Наш долг, долг всех верующих прежде всего обратиться с молитвою к Богу об исцелении дорогого для всех нас болящего. Благословляю во всех храмах всех епархий совершить молебствия о здравии Иосифа Виссарионовича. Церковь наша не может забыть того благожелательного к ней отношения нашего Правительства и лично Иосифа Виссарионовича, которое выразилось в целом ряде мероприятий, клонящихся ко благу и славе нашей Православной Русской Церкви».

Патриарх Алексий подтвердил свою оценку деятельности Сталина в своей речи перед панихидой по нему в Богоявленском патриаршем соборе в Москве 9 марта 1953 года. Он назвал его «Великим Вождем нашего народа», трижды гениальным — ученым, полководцем и мыслителем. «Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, „в путь всея земли“, горячей молитвой. Нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память», — сказал Алексий.

В том же духе патриарх высказался на молебне по случаю семидесятилетия Сталина 21 декабря 1949 года. Как вы считаете, предстоятель, который был лучше всех осведомлен о советских гонениях на Церковь, был вынужден давать такую оценку Сталину или же он был искренен?

— И опять вопрос, требующий однозначности — или-или! Не забывайте, что речь идет о патриархе Алексии, носителе подлинно православного сознания, чья глубокая религиозность определялась «твердо устоявшимися, застывшими формами», а действия и поведение отражали традиционную для православия модель государственно-церковных отношений. Отсюда и отношение к личности «цезаря», искреннее, не вынужденное кем-то или чем-то. А память о гонениях на РПЦ, конечно, никуда не девалась. Думаю, что это именно тот случай, когда в полной мере проявилось евангельское «Бог простит, и я прощаю». Насколько я знаю, Алексий во время панихиды молился «о мире» для души Сталина.

— Достоверна ли информация об отпевании Сталина по православному обряду в храме Воскресения на Успенском Вражке в Брюсовом переулке сотрудником ОВЦС Московской патриархии, благочинным москворецких храмов, потомственным священником Владимиром Елховским по просьбе дочери вождя Светланы Аллилуевой?

— Встречающиеся, в частности в интернете, утверждения об отпевании Сталина объясняются тем, что чин отпевания усопшего (правильнее — чин погребения) путают с панихидой по новопреставленному с обязательной разрешительной (отпустительной) молитвой, в которой содержится просьба к Господу о прощении души. Известно, что по Москве ходили слухи о предстоящем отпевании патриархом Алексием, но 9 марта, как известно, патриарх отслужил панихиду, о чем сказано выше.

Что касается заочного отпевания, то, по сведениям, приведенным газетой «Московский комсомолец» в 2003 году, таковое якобы состоялось, причем не одно, а два: по личным просьбам дочери Светланы и сына Василия. Василий Сталин обратился 7 марта 1953 года к иерею церкви Воскресения Словущего в Аксаковском (ныне Филипповском) переулке Иоанну Свитинскому с просьбой отслужить панихиду по своему отцу, и 8 марта отпевание состоялось. Одна из прихожанок рассказала корреспонденту «МК», что самого Василия на панихиде не было, народу в храме было немного, а около храма были замечены две черные машины.

В те же дни заочное отпевание прошло и в другой московской церкви — Воскресения на Успенском Вражке на улице Неждановой (ныне Брюсов переулок). По просьбе Светланы Аллилуевой и в ее присутствии обряд провел священник Владимир Елховский — бывший фронтовик, подполковник в отставке. Впоследствии он якобы рассказывал об этом своим знакомым. На отпевании присутствовало совсем мало людей: служители храма и несколько человек, возможно, наблюдателей, которым стало известно о намерении Светланы.

Примечательно, что и Свитинский, и Елховский были известными в православной Москве лицами, авторитетными и уважаемыми священниками, чем, по всей вероятности, и можно объяснить выбор Василия и Светланы. В данной информации меня настораживает факт двукратного отпевания. Насколько я знаю, это невозможно: отпевание проводится один раз, в отличие от панихиды по усопшему, которую можно совершать многократно. Нет ли и в этом случае путаницы?

— Действительно, разрешительная молитва — ключевой момент отпевания, а ее чтение дважды и более канонически не стройно. Однако случается, что близкие покойного не знают о намерениях друг друга и заказывают заочное отпевание в разных храмах, тут уж ничего не поделаешь. Жаль, что Светлане Аллилуевой, которая не так давно скончалась, никто не задал этот вопрос.

Как вы думаете, Татьяна Викторовна, почему в наше время так популярны рассказы о том, что Сталин якобы наведывался за советом к святой блаженной Матроне Московской, приказывал обходить Москву крестным ходом с Казанской иконой Богоматери и прочие не имеющие под собой никаких доказательств измышления, которые принято именовать «православным сталинизмом»?

— Предполагаю, что в этом выражается ностальгия части общества в связи с развалом СССР, с утратой нашей страной статуса великой державы, с современным положением в стране «строящегося капитализма» и издержками этого процесса для широких слоев населения. Отсюда тяга к наведению порядка «твердой рукой» и одновременно идеализация прошлого. Отсюда же и стремление «освятить» авторитетом наиболее почитаемых в обществе иерархов РПЦ, святых, великомучеников, блаженных личность и деятельность Сталина...



Беседовал Сергей Болотов (фрагменты)

"Время течет в одном направлении..."

Сон
  • brest88
  • 23 февраля 12:07
  • Промо

                                                    &nb...

Английские «учёные» увлечённо болтают о разуме

Разум человека не даёт покоя английским «учёным» невеждам. Сегодня «учёные» больше всего любят рассуждать о том, о чём не имеют ни малейшего понятия. Разум тоже входит в сферу таких интересов, но они ...

Российская армия сделала прорыв за последние годы

В Российской Федерации сегодня отмечают День защитника Отечества. Этот праздник зародился еще в СССР, но тогда он назывался День Советской Армии и Военно-морского флота. Это прекрасный ...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    Юрий Арабов о «панцире неуязвимости»...

    Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все ста...
    84

    "Дай удержаться до первого снега". Поэзия Арсения Тарковского

    Если говорить о его поэзии, то при всей изысканности формы, необычайной красоте и точности метафор, поразительной глубине мысли его стихи казались мне усложнёнными и потому доступными пониманию немногих... Евгений Золотаревский Дом напротив Ломали старый деревянный дом.Уехали жильцы со всем добром – С диванами, кастрюлями, цветами,Косыми зеркалами и кота...
    185

    Протоиерей Димитрий Смирнов: "Женщина, которая переходит из рук в руки, несмотря на все улыбки и счет в банке, не может быть счастливой..."

    Я очень рад резонансу. Если хотя бы 15% девятиклассниц меня услышат, то, по крайней мере, у некоторых появится возможность стать счастливыми. А женщина, которая переходит из рук в руки, несмотря на все улыбки и счет в банке, не может быть счастливой, потому что счастье – в покое.Моя задача как священника назвать вот эту салфетку белой, а микрофон черным...
    1352

    Цивилизация прибыли - цивилизация погибели. Реплика протоирея Андрея Ткачёва.

    Всеяден стал человек. Ничего не испугается, ни от чего не отшатнётся. Скривится, но съест всё, что ни попросят, тем более, если снимают на камеру.Скажут ему: «Вот здесь поцелуйте, вот здесь подержитесь, вот тут на коленки встаньте. Это для счастья», — исполнит. Всякую чушь на себя наденет. На фоне какой хочешь глупости сфотографируется. Любую палочку ароматную зажжёт ...
    297

    Что подразумевал апостол Павел говоря: «Нет власти не от Бога»?

    Профессор богословия МДА Осипов Алексей Ильич детально раскрывает смысл известной фразы апостола Павла, что «нет власти не от Бога», которую подавляющее большинство людей трактует превратно... ...
    293

    АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ. "Зеркало". Библейский сюжет

    Из воспоминаний Андрея Тарковского: «Когда я монтировал в картине «Зеркало» испанскую хронику 38 года: проводы детей на советский пароход, так у меня был один кадр, который никак не монтировался. Он был очень хорош сам по себе: революционный испанский солдат с винтовкой стоял на корточках перед своим ребенком, тот горько плакал. А солдат его целовал, и тот, обливаясь ...
    185

    АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ. "Солярис". Библейский сюжет

    "Мне показалось интересным рассказать о человеке, раскаявшемся в своем прошлом и захотевшем пережить его вновь, чтобы изменить. Как раз такую возможность и давала ему ситуация, сложившаяся на станции Солярис". Андрей Тарковский ...
    171

    АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ. "Сталкер". Библейский сюжет

    "Сталкер": В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между со...
    171

    Веры в универсальные «измы» – как абсолютные пути достижения всеобщего и частного счастья и благоденствия – сегодня нет, как нет и самих масштабных доктрин...

    Земная Церковь – в широком смысле, включая мирян, церковную общественность и просто считающих себя принадлежащими к ней, – это сегодня единственный большой прозрачный институт в России, обладающий системным взглядом на мироустройство, на жизнь человека, семью и общество, образование и большинство других фундаментальных вопросов жизни человека. Мне кажется, мы...
    172

    Христианство и гностицизм - Протодиакон А.Кураев

    Профессор богословия протодиакон Андрей Кураев, используя тексты Нового Завета, святоотеческое предание, историческое наследие и пр., подводит к пониманию того, почему наша Церковь именно такая, с жесткой иерархией и догматикой, а не иная, более либеральная... ...
    157

    Протодиакон А. Кураев - "Что есть Церковь?"

    Используя тексты Нового завета, свяоотеческое предание, филологические изыски и многочисленные примеры из  литературных и кинематографических опусов современности, профессор богословия протодиакон Андрей Кураев с неожиданной стороны раскрывает глубину понятия Церкви как Тела Христова... ...
    130

    Ещё не опальный пофессор МДА Андрей Кураев размышляет об Евангелии от Иуды

    Кто, где, когда и с какой целью написал это текст? Об этом и многом другом, основываясь на Евангелии, Церковном предании и текстах некоторых святых отцов, рассказывает профессор МДА диакон Андрей Кураев... ...
    246

    Никита...

    Никита очень любил молиться. Бывало даже так, что несколько часов пролетали как один миг, а на душе был блаженный покой.Уже в молодом возрасте Никита стал отшельником, и быть один на один с Богом ему очень нравилось: никто не отвлекает от главного - от общения с Ним.Однажды, стоя на коленях перед старенькой иконой в своей комнатушке, Никита почувствовал...
    189

    В церковь он с тех пор не заходил ни разу...

    Он стыдился случившегося, как позорной болезни, и жизнь его превратилась в адскую муку. Он уже не мечтал о том, чтобы вернуться в храм – он хотел лишь одного, чтобы бес оставил его, хотел жить, как тысячи людей вокруг, ни разу в жизни не задумывавшихся ни о Боге и ни о дьяволе, но пути назад не было. Одиночество его сделалось невыносимым, он не знал, что делать с собо...
    215
    Крестьянин 12 февраля 12:51

    К полемике о внесении изменений в Конституцию России...

    О внесении  в текст Конституции РФ упоминание о Боге⠀ Список некоторых стран, в Основном законе которых упоминается Бог⠀ Список по алфавиту - поэтому первым у нас оказался Алжир⠀Алжир: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного»;⠀Албания: «Мы, народ Албании… и с верой в Боге и / или других универсальных ценностях ... устанавливаем насто...
    102

    Профессор А.И. Осипов о духовных причинах гибели Российской империи

    Приводя многочисленные цитаты из писем наших святых 19-го и начала 20-го веков, в том числе святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского и многих других, Алексей Ильич раскрывает катастрофическую ситуацию, в которой находились духовные школы со своими профессорами и преподавателями и духовенство, а также...
    103

    Потом я ехал домой, а на душе было погано...

    Как-то раз был в магазине, подхожу к кассе, смотрю — впереди один знакомый с большой тележкой, нагруженной продуктами и горячительными напитками в большом количестве. Он тележку от прохода отодвинул, шапку с головы стянул и стал картинно — как попрошайка милостыню — выпрашивать у покупателей возле кассы какие-то наклейки, по которым, как я понял, можно было получить в...
    1409

    Реплика священника о духовной жизни

    Стоишь на молитве, а мысли совсем не о Боге.Молиться тяжело, скучно - быстро бормочешь слова, чтобы скорее дойти до конца.Испытываешь приятное облегчение, когда молитвенная мука окончена, и можно с болезненным наслаждением погрузиться в мир грёз, суеты и важных дел.Данное тяжелое поражение души нашей называется «рассеянной молитвой». Очевидно, что это д...
    154
    Крестьянин 7 февраля 13:54

    Болонская система сработала

    У меня на работе есть личный помощник. Это девочка Настя. В отличие от меня, Настя москвичка. Ей двадцать два года. Она учится на последнем курсе юридического института. Следующим летом ей писать диплом и сдавать «госы». Без пяти минут дипломированный специалист. Надо сказать, что работает Настя хорошо и меня почти не подводит. Ну так… Если только мелочи какие-нибудь....
    340

    Хирург: “Медицина в деревнях дошла до дна...”

    Один из фельдшерско-акушерских пунктов в российской глубинке Пятничным вечером в августе 2018 года хирург Александр Клецко из новгородского города Боровичи с женой по традиции приехал на дачу в деревню, и как только вышел из машины, увидел бегущего навстречу подростка: его мама упала на стекло и распорола предплечье. Клецко же часто, как он говорит, “...
    1342
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика