Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Апостасия сегодня

0 413

Апостасия - в переводе с греческого означает "отступление от веры", "вероотступничество". В Священом Писании и в творениях Святых Отцов Церкви говорится, что в последние времена многие отрекутся от веры. Нынешнее столь угнетающее нас умножение беззакония, эта самая апостасия, в аскетическом плане – всего лишь, если так можно выразиться, «правила игры», которые стимулируют христианское подвижничество в современном мире...

«Последний лов рыбы»

Святые отцы пророчествовали о нашем времени, говоря, что придет время, когда всякое зло и беззаконие на земле весьма умножится. Примеров греха будет чрезвычайно много, поэтому и следовать ему будет очень легко; а вот примеров добродетели, наоборот, будет очень мало (даже те, кто должны быть этим примеров, - развратятся), из-за чего и следовать ей будет очень трудно.

Поэтому те христианские, православные подвижники, которые сохранят веру и будут подвизаться в это время, не смогут стяжать великие добродетели.

И, конечно, их малые подвиги и добрые дела не будут идти ни в какое сравнение с подвигами древних святых отцов, но, тем не менее, по причине постигшего этих последних подвижников искушения апостасией их подвиги будут приравнены к подвигам древних святых отцов.

Кратко, но очень емко об этом говорится в одном Патерике так: «Некогда святые отцы рассуждали о последнем роде. «Что мы сделали?» - говорили они. Один из них, великий Авва Исхирион, отвечал: «мы исполнили заповеди Божии». Спросили его: «а что сделают те, которые будут после нас?» - «Они, - сказал Авва, - сделают вполовину против нас». Еще спросили его: «а что будут делать те, которые после них будут?» Авва Исхирион отвечал: «Люди века того ничего не сделают. Но к ним придет искушение. И те, кои в то время окажутся добрыми, - будут выше нас и отцов наших!».

И думаю, что об этом же говорится и в Евангелии от Иоанна, повествующем о последнем лове рыбы апостолами по благословению Господа (Ин.21,6-11), когда было поймано рыб «сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть» (Ин.21,11). Но это в русском переводе, а в славянском это же число звучит точнее: «сто и пятьдесят и три» (Ин.21,11). Мы знаем из Евангелия (Мк.1,17), что этот лов рыбы символизировал собою будущий улов апостолами людей или душ человеческих.. Каких же людей? Об этом и говорит количество рыб в последнем лове.

Как сказал Авва Исхирион, древние святые отцы соблюли заповеди Христовы, т.е. принесли плод во сто крат, чему соответствуют сто рыб (ср.Мф.13,23; Ин.21,11); те святые, которые были после них, «сделали вполовину против них», т.е. принесли плод в пятьдесят или шестьдесят крат, чему соответствуют пятьдесят рыб (ср.Мф.13,23; Ин.21,11). Наконец, люди последнего, нашего времени по словам Аввы Исхириона «ничего не сделают», т.е. их подвиги и добродетели будут весьма малы, по сравнению с подвигами и добродетелями древних отцов, чему соответствуют три рыбы – во много раз меньше ста или даже пятидесяти.

Но к этим людям придет искушение в виде нынешней апостасии, поэтому те из них, которые это искушение перенесут, по словам Аввы Исхириона «окажутся добрыми, - будут выше нас и отцов наших», т.е. их малые, ничтожные подвиги будут приравнены к великим подвигам древних святых отцов. Три ведь действительно намного меньше сто и даже пятидесяти, но это число особое, «ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух» (1 Ин.5,7) – Пресвятая Троица.

Исходя из всего вышесказанного, становится понятным, что нынешнее столь угнетающее нас умножение беззакония, эта самая апостасия, в аскетическом плане – всего лишь, если так можно выразиться, «правила игры», которые стимулируют христианское подвижничество в современном мире...

Тот, кто «играет» по этим «правилам», т.е. смиренномудренно понимает и принимает, что в этом мире необходимо прийти соблазнам (ср.Мф.18,7), причем соблазнам чрезвычайным, и, по возможности, с этими соблазнами борется, тот не только побеждает, но может получить и почесть вышнего звания, как говорит об этом Авва Исхирион и замечает апостол Павел, что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (в церковно-славянском подлиннике опять точнее: «Яко недостойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас») (Рим.8,18).

Тот же, кто эти «правила» по гордости принять не хочет – ропщет на Бога, унывает и отчаивается, тот проигрывает и не получает ничего, даже спасения собственной души. И дай Бог и нам избежать последнего и хотя бы отчасти достигнуть первого!

Но кто-то скажет: о чем вы говорите, о какой «почести вышнего звания», если мы из-за действия оной апостасии, из-за этой диавольской сети не можем совершать даже малые добрые дела?...


Протоиерей Георгий Городенцев

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

«ВД»: ВС РФ поразили гостиницу с летным составом ВСУ у аэродрома в Днепре

Российские военные поразили гостиницу с летным составом ВСУ у аэродрома Авиаторское в украинском Днепре (Днепропетровске). Об этом сообщает Telegram-канал «Военное дело».Источники утвер...