• РЕГИСТРАЦИЯ

"Покушение на церковнославянский язык – это покушение на нашу национальную идентичность; отказаться от церковнославянского языка значит отказаться от нас самих." Мнение священника.

7 256

Церковнославянский язык поистине – душа русского народа, хранитель его национальных корней, живой свидетель его истории, основа его литературного языка, источник его многовековой культуры, залог его будущего духовного благополучия.

Ибо церковнославянский язык – тот камень, на котором построено здание нашей ментальности, культуры, духовности, традиций. Можно сказать, что церковнославянский язык – основа менталитета русского народа, ведь жизнь человека Древней Руси целиком проходила в ограде Православной Церкви, и язык Церкви был не только его языком, но и образом его мышления.

Церковнославянский язык – это творение Божие, дарованное нам через святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и их учеников, – нам и всем православным славянским народам.

Это язык, с самого начала своего сотворения преображенный Святым Духом, язык, специально созданный для молитвенного Богообщения.

Это Божие чудо и Божие установление. Язык, созданный на основе одного из южнославянских говоров, становится принципиально не разговорным и, как книжный, противопоставляется разговорным славянским языкам.

Язык переводов с греческого, вобравший в себя всю его богословскую глубину и красоту, преобразившись, становится красивее, звучнее, глубже и изящнее своего оригинала.

На нем можно выразить самые точные и глубокие богословские понятия, самые тонкие и сокровенные сердечные движения, он прекрасен во всем – в начертании своих букв, в узорочье своих надстрочных знаков, в благозвучии своего звучащего слова.

Он уникален в своем развитии, ибо его движение во времени – постоянное возвращение к своим истокам, и это позволяет сохранить в нем самые различные временные пласты, самые древние временные «срезы».

Он являет собою мощную твердыню, скрепляющую в литургическом единстве все православные славянские народы, все братские славянские Церкви. Что может быть ближе литургического общения, что может быть крепче литургического единства?

Церковнославянский язык поистине – душа русского народа, хранитель его национальных корней, живой свидетель его истории, основа его литературного языка, источник его многовековой культуры, залог его будущего духовного благополучия.

Ибо церковнославянский язык – тот камень, на котором построено здание нашей ментальности, культуры, духовности, традиций. Можно сказать, что церковнославянский язык – основа менталитета русского народа, ведь жизнь человека Древней Руси целиком проходила в ограде Православной Церкви, и язык Церкви был не только его языком, но и образом его мышления.

Покушение на церковнославянский язык – это покушение на нашу национальную идентичность; отказаться от церковнославянского языка значит отказаться от нас самих.

Поистине, упорное желание обновленцев уничтожить или «упростить» (а по сути – исказить!) церковнославянский язык равносильно желанию стереть и исказить нашу историческую память.

Не удивительно, что эта национальная твердыня, удерживающая духовные и культурные основания русского народа, сейчас терпит нападения и подвергается великой опасности.

Можно с уверенностью сказать, что «незаметное» подтачивание церковнославянского языка изнутри гораздо более опасно, чем полный перевод богослужения на русский язык, ибо последнее, несомненно, сразу оттолкнет большинство верующих, а первое (т. е. русифицированный «новославянский») может быть замечено ими не сразу.

Известна реакция церковного народа на появление Постной и Цветной Триодей под редакцией архиепископа Сергия (Страгородского) в начале XX века. Увидим ли мы прежнюю ревность по Бозе и прежнее благочестие в наши дни?

Сейчас, когда мы вступили в эпоху глобализации и апостасии, когда Православие вновь становится верой самой ненавидимой и гонимой со стороны западного «постхристианского» сообщества, – разумно ли ломать многовековые традиции Русской Православной Церкви и сеять смущение и разлад в умах и сердцах верующих?

Не об этом ли предостерегали нас великие первоиерархи нашей Церкви – Патриархи Московские и всея Руси – святитель Тихон, Пимен и Алексий II, когда писали о недопустимости реформ, в частности, в языке богослужения?

О том же напоминали и наши великие святители, старцы и подвижники благочестия – свт. Филарет (Амфитеатров), прп. Макарий Оптинский, архимандрит Софроний (Сахаров), старец Иоанн Крестьянкин и многие другие.

Ученые-слависты, начиная с М. В. Ломоносова и А. С. Шишкова, вот уже более двух столетий защищают церковнославянский язык от одних и тех же обвинений – в его «непонятности».

Да, он действительно непонятен, ибо плотскому непонятно духовное.

И не будет понятен, пока плотской человек не отринет своего плотского мудрования, не встанет на тесный путь покаяния и смирения, поста и молитвы, пока он не очистит свою душу и не обратится к Единому в Троице Богу в чистоте и простоте смиренного и верующего сердца.


Протоиерей Сергий Правдолюбов (фрагмент)

"Время течет в одном направлении..."

Печальный вид и грустные мысли

Его спросили, кого, по его мнению, удастся пригласить президенту РФ Владимиру Путину в Москву на празднование 9 Мая."Российское руководство, как и их советские предшественники, опираетс...

Английский сценарий: кто стоит за травлей российских биатлонистов

Уровень русофобии в мире просто поражает. Ненавистники России даже не думают прекращать спекулировать на разного рода темы, чтобы очернить репутацию РФ. Но раз за разом эти недальновидн...

Ройзман опозорился в Киеве (видео)

Бывший глава Екатеринбурга Евгений Ройзман, вылетевший как пробка из политики, пытается окольными путями туда вернуться. Но так как в России его мало кто уважает, ему приходится искать ...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Юрий Арабов о «панцире неуязвимости»...

    Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все ста...
    96

    "Дай удержаться до первого снега". Поэзия Арсения Тарковского

    Если говорить о его поэзии, то при всей изысканности формы, необычайной красоте и точности метафор, поразительной глубине мысли его стихи казались мне усложнёнными и потому доступными пониманию немногих... Евгений Золотаревский Дом напротив Ломали старый деревянный дом.Уехали жильцы со всем добром – С диванами, кастрюлями, цветами,Косыми зеркалами и кота...
    275

    Протоиерей Димитрий Смирнов: "Женщина, которая переходит из рук в руки, несмотря на все улыбки и счет в банке, не может быть счастливой..."

    Я очень рад резонансу. Если хотя бы 15% девятиклассниц меня услышат, то, по крайней мере, у некоторых появится возможность стать счастливыми. А женщина, которая переходит из рук в руки, несмотря на все улыбки и счет в банке, не может быть счастливой, потому что счастье – в покое.Моя задача как священника назвать вот эту салфетку белой, а микрофон черным...
    1365

    Цивилизация прибыли - цивилизация погибели. Реплика протоирея Андрея Ткачёва.

    Всеяден стал человек. Ничего не испугается, ни от чего не отшатнётся. Скривится, но съест всё, что ни попросят, тем более, если снимают на камеру.Скажут ему: «Вот здесь поцелуйте, вот здесь подержитесь, вот тут на коленки встаньте. Это для счастья», — исполнит. Всякую чушь на себя наденет. На фоне какой хочешь глупости сфотографируется. Любую палочку ароматную зажжёт ...
    315

    Что подразумевал апостол Павел говоря: «Нет власти не от Бога»?

    Профессор богословия МДА Осипов Алексей Ильич детально раскрывает смысл известной фразы апостола Павла, что «нет власти не от Бога», которую подавляющее большинство людей трактует превратно... ...
    305

    АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ. "Зеркало". Библейский сюжет

    Из воспоминаний Андрея Тарковского: «Когда я монтировал в картине «Зеркало» испанскую хронику 38 года: проводы детей на советский пароход, так у меня был один кадр, который никак не монтировался. Он был очень хорош сам по себе: революционный испанский солдат с винтовкой стоял на корточках перед своим ребенком, тот горько плакал. А солдат его целовал, и тот, обливаясь ...
    196

    АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ. "Солярис". Библейский сюжет

    "Мне показалось интересным рассказать о человеке, раскаявшемся в своем прошлом и захотевшем пережить его вновь, чтобы изменить. Как раз такую возможность и давала ему ситуация, сложившаяся на станции Солярис". Андрей Тарковский ...
    178

    АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ. "Сталкер". Библейский сюжет

    "Сталкер": В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между со...
    175

    Веры в универсальные «измы» – как абсолютные пути достижения всеобщего и частного счастья и благоденствия – сегодня нет, как нет и самих масштабных доктрин...

    Земная Церковь – в широком смысле, включая мирян, церковную общественность и просто считающих себя принадлежащими к ней, – это сегодня единственный большой прозрачный институт в России, обладающий системным взглядом на мироустройство, на жизнь человека, семью и общество, образование и большинство других фундаментальных вопросов жизни человека. Мне кажется, мы...
    176

    Христианство и гностицизм - Протодиакон А.Кураев

    Профессор богословия протодиакон Андрей Кураев, используя тексты Нового Завета, святоотеческое предание, историческое наследие и пр., подводит к пониманию того, почему наша Церковь именно такая, с жесткой иерархией и догматикой, а не иная, более либеральная... ...
    162

    Протодиакон А. Кураев - "Что есть Церковь?"

    Используя тексты Нового завета, свяоотеческое предание, филологические изыски и многочисленные примеры из  литературных и кинематографических опусов современности, профессор богословия протодиакон Андрей Кураев с неожиданной стороны раскрывает глубину понятия Церкви как Тела Христова... ...
    133

    Ещё не опальный пофессор МДА Андрей Кураев размышляет об Евангелии от Иуды

    Кто, где, когда и с какой целью написал это текст? Об этом и многом другом, основываясь на Евангелии, Церковном предании и текстах некоторых святых отцов, рассказывает профессор МДА диакон Андрей Кураев... ...
    249

    Никита...

    Никита очень любил молиться. Бывало даже так, что несколько часов пролетали как один миг, а на душе был блаженный покой.Уже в молодом возрасте Никита стал отшельником, и быть один на один с Богом ему очень нравилось: никто не отвлекает от главного - от общения с Ним.Однажды, стоя на коленях перед старенькой иконой в своей комнатушке, Никита почувствовал...
    192

    В церковь он с тех пор не заходил ни разу...

    Он стыдился случившегося, как позорной болезни, и жизнь его превратилась в адскую муку. Он уже не мечтал о том, чтобы вернуться в храм – он хотел лишь одного, чтобы бес оставил его, хотел жить, как тысячи людей вокруг, ни разу в жизни не задумывавшихся ни о Боге и ни о дьяволе, но пути назад не было. Одиночество его сделалось невыносимым, он не знал, что делать с собо...
    217
    Крестьянин 12 февраля 12:51

    К полемике о внесении изменений в Конституцию России...

    О внесении  в текст Конституции РФ упоминание о Боге⠀ Список некоторых стран, в Основном законе которых упоминается Бог⠀ Список по алфавиту - поэтому первым у нас оказался Алжир⠀Алжир: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного»;⠀Албания: «Мы, народ Албании… и с верой в Боге и / или других универсальных ценностях ... устанавливаем насто...
    104

    Профессор А.И. Осипов о духовных причинах гибели Российской империи

    Приводя многочисленные цитаты из писем наших святых 19-го и начала 20-го веков, в том числе святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского и многих других, Алексей Ильич раскрывает катастрофическую ситуацию, в которой находились духовные школы со своими профессорами и преподавателями и духовенство, а также...
    111

    Потом я ехал домой, а на душе было погано...

    Как-то раз был в магазине, подхожу к кассе, смотрю — впереди один знакомый с большой тележкой, нагруженной продуктами и горячительными напитками в большом количестве. Он тележку от прохода отодвинул, шапку с головы стянул и стал картинно — как попрошайка милостыню — выпрашивать у покупателей возле кассы какие-то наклейки, по которым, как я понял, можно было получить в...
    1409

    Реплика священника о духовной жизни

    Стоишь на молитве, а мысли совсем не о Боге.Молиться тяжело, скучно - быстро бормочешь слова, чтобы скорее дойти до конца.Испытываешь приятное облегчение, когда молитвенная мука окончена, и можно с болезненным наслаждением погрузиться в мир грёз, суеты и важных дел.Данное тяжелое поражение души нашей называется «рассеянной молитвой». Очевидно, что это д...
    155
    Крестьянин 7 февраля 13:54

    Болонская система сработала

    У меня на работе есть личный помощник. Это девочка Настя. В отличие от меня, Настя москвичка. Ей двадцать два года. Она учится на последнем курсе юридического института. Следующим летом ей писать диплом и сдавать «госы». Без пяти минут дипломированный специалист. Надо сказать, что работает Настя хорошо и меня почти не подводит. Ну так… Если только мелочи какие-нибудь....
    343

    Хирург: “Медицина в деревнях дошла до дна...”

    Один из фельдшерско-акушерских пунктов в российской глубинке Пятничным вечером в августе 2018 года хирург Александр Клецко из новгородского города Боровичи с женой по традиции приехал на дачу в деревню, и как только вышел из машины, увидел бегущего навстречу подростка: его мама упала на стекло и распорола предплечье. Клецко же часто, как он говорит, “...
    1347
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика