Сотворение мира. На стыке физики и теологии.

13 780

В начале ноября я сходил в ПСТГУ на публичную лекцию французского философа, профессора университета Лотарингии Поля Клавье. Тема лекции «Современные космологические теории и креационизм», а организовала ее кафедра философии ПСТГУ в рамках авторского проекта доцента Г. Н. Самуйлова по развитию российско-французских взаимодействий в области образования, науки и культуры. Модератором мероприятия был доцент кафедры философии Виктор Петрович Лега.

Слово «креационизм» в названии лекции у многих вызовет настороженность. Но в данном случае речь шла вовсе не о том, что у нас понимают под креационизмом, то есть не о квазинаучной альтернативе теории эволюции. По сути, «креационизмом» тут было названо фундаментальное богословское положение, что мир создан Богом из ничего.

Профессор Клавье говорил по-французски, его речь переводило двое молодых переводчиков. Поскольку перевод был не синхронным, то это усложняло восприятие и без того непростых вопросов.

Основные тезисы (насколько я их понял) таковы:

1. Вопрос о происхождении вселенной давно интересовал ученых, безотносительно даже их религиозных взглядов. Можно ли в рамках материалистического подхода к науке философски обосновать возникновение мира? Либо же следует отказаться от представления о его возникновении и считать, что мир существует вечно, то есть никакого «начала» не было никогда? Поль Клавье утверждает, что такие утверждения философски несостоятельны, что обойтись без акта творения из ничего невозможно.

2. Клавье очень осторожно относится к попыткам отождествить акт творения мира из ничего с «Большим взрывом» — наиболее авторитетной современной научной теорией возникновения вселенной.

Во-первых, потому что любые привязки религиозных догматов к ныне существующим научным теориям опасны: наука не стоит на месте, на смену одним теориям приходят другие, более совершенные, и теория Большого взрыва тоже, вполне возможно, когда-нибудь устареет.

Во-вторых, потому что нет никаких оснований утверждать, будто начало нашего мира вообще относится к той реальности, которая является предметом изучения современной науки. Где та точка, в которой мир стал таким, каким его воспринимают ученые? Можно ли подходить с научными представлениями о пространстве, времени и материи к тому, что было в первый миг творения? Профессору задали вопрос: а как в таком случае следует понимать шесть дней творения, о которых сказано в Священном Писании, в первой главе Книги Бытия? Ответил он вполне традиционно: шесть дней — это не шесть календарных суток по 24 часа, а шесть этапов, о продолжительности которых мы судить не можем. Вполне возможно, что вообще то, что мы понимаем под временем, возникло только на четвертый день творения, вместе с созданием светил.

3. Акт творения мира из ничего, если рассматривать его с богословских позиций — это не одномоментное деяние, а постоянно длящийся процесс. Та энергия Божия, которая создала мир, поддерживает и его существование. Сам по себе, без такой поддержки, мир мгновенно прекратился бы. То есть Клавье с философских позиций подходит всё к тому же традиционному определению «Вседержитель» применительно к Богу, который мы исповедуем в Символе Веры. Мир не просто возник благодаря действию Создателя, он до сих пор и существует лишь благодаря этому непрерывно длящемуся действию. И в этом Поль Клавье, католик по вероисповеданию, видит и этический аспект: как нам, людям, относиться к тому, что мы, как часть сотворенного мира, существуем лишь благодаря активности Бога? Глубоко верующий человек воспримет это с радостным смирением, а маловерующий, напротив, может испытывать негативные чувства, ущемленность, обиду (проистекающие, конечно же, из непреодолённой гордыни). Для атеиста, разумеется, тут проблемы нет, для него Бога не существует, а потому и комплексовать не перед Кем.

Надо заметить, что лекция проходила вовсе не в той официозной чопорной манере, которую у нас нередко принято отождествлять с академизмом. Профессор Клавье говорил очень живо, эмоционально, и не факт, что перевод в точности передавал манеру его речи.

Полный перевод лекции, надеюсь, будет со временем опубликован на сайте ПСТГУ.

ФОМА

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Логика глобальной депопуляции (читай – геноцида)

Или: чего хотят Швабы? Клаус Шваб в представлении не нуждается, он уже стал символом, (хотя пока дышит и̶ ̶п̶р̶о̶и̶з̶в̶о̶д̶и̶т̶ ̶С̶О̶2̶), потому сразу к делу. Шваб и его многочисле...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:  Акт Творения -  самая большая загадка человечества :sunny:
    • Ross
    • 9 ноября 2017 г. 16:01
    Наука вещь такая: между "тварь я дрожащая или гипотезу имею", обычно прибегает ко второму, хотя, как думаю, тут нужен смиренный здоровый компромисс :notes:
  • :thumbsup: По поводу Большого взрыва в свое время пошутил Пратчетт: Сначала не было ничего, а потом это ничто как шарахнет.....
  • +++ Обратите, пожалуйста, на кафедру МИФИ № 86 https://mephi.ru/about/chairs/ Специально не хочу писать ее название, а то, боюсь, кто-то может не поверить. :blush:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: