Наступление на Артемовск, финансовый крах Украины и критика Дмитрия Медведева

Почему Рождество и Крещение сделали разными праздниками? Мнение.

14 6482

Рождество и Крещение когда-то праздновали в один день.

Праздник Крещения Господня или Богоявления впервые упоминается в «Строматах» (книга написана в 198 – 203 гг. н.э.) Климента Александрийского, в главе, посвященной рождению и страданиям Иисуса Христа, причем из текста видно, что в самой Александрии ко времени написания книги широкого всецерковного празднования Крещения еще не было, возможно по причине отсутствия согласия о точной дате события.

У Евангелиста Матфея рассказ о событии выглядит так:

«…Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф., 2, 13-17).

Особо отметим, что ни у самого Матфея, ни у других евангелистов нет прямого указания на месяц или хотя бы на точное время года, когда происходило Крещение.

Климент Александрийский пишет: «Некоторые из историков хронологическую точность простирают до того, что указывают не только год, но и день рождения Спасителя нашего, утверждают, что Он родился на 28 году царствования Августа в 25 день месяца Пахона. Последователи Василида также празднуют день крещения Иисуса Христа, проводя ночь перед этим днем за чтением. Они говорят, что крещение Господа последовало на 15 год царствования Тиверия в 15 день месяца Туби. Иные же утверждают, что это случилось в 11 день этого месяца».

Историк М. Скабалланович высказывает мнение, что «василидиане ранее православных пришли к мысли о праздновании дня крещения Господня и назвали его богоявлением, так как по взгляду этих еретиков Христос стал Сыном Божиим именно со времени крещения и сошествия на него Духа Святого».

Возможно, благодаря этому обстоятельству Древняя Церковь и установила особенный праздник в честь этого события. «Нужно было гностическому празднику противопоставить свой такой же, — пишет М.Скабалланович — и вот тогдашняя Православная Церковь установила и у себя торжественный праздник в честь Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая этим названием мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил себя Богом, предстал как Бог, как Единый от Троицы. Мало того, чтобы еще более подорвать лжеумствование гностиков относительно Крещения Христова, тогдашняя Православная Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и рождения Христова; к последнему названию Богоявления шло еще более, чем к Крещению. То и другое, Крещение и Рождество, таким образом, праздновалось в один день под общим именем Богоявления (или Теофании -- греческий вариант, дословно имеющий то же значение, ред.), и именно в день, посвященный ранее только одному Крещению6 января».

Однако и дата 6 января, как установленная для празднования дата Рождества Христова, тоже должна была иметь свои обоснования, ведь, как видно из приведенного выше отрывка Климента Александрийского, у христиан не было единства во мнении о точной дате Рождества.

Почему же древняя восточная Церковь остановилась именно на дате 6 января?

Историк Ф. Смирнов в основе этой практики видит аллегорическое сопоставление древнего Адама, источника греха и смерти, с Новым Адамом — Христом, источником спасения и вечной жизни. «Древний Адам, первенец смерти, явился в мир в шестой день мироздания; вполне естественно, что христианская мысль о живом, или дyxoвнo-физиoлoгичecкoм родстве между древним и Новым Адамом, раскрытая уже у ап. Павла (1 Кор.15, 20—22), приурочила к шестому же дню (января) явление в мир во плоти Нового Адама — Христа, т. е. Того, с Кого начинается новый мир, новое небо и новая земля, как бы новое творение».

Подобные аллегорические параллели имеют глубокие корни в древнехристианском сознании о соотношениях между еврейским и христианским календарями. О праздновании именно шестого дня говорится потому, что в «в этот день Бог сотворил свет; в тот день падала манна с небес; в тот день Господь благоволил родиться; в тот же день принял от Иоанна крещение во Иордане; в тот день Сам Премилостивый Искупитель человеческого рода, нашего ради спасения, воскрес из мертвых; в тот день излил на учеников Святого Духа. Он зачался в утробе Девы в пятницу, после благовещения архангела, и в пятницу пострадал».

Совершая праздник Теофании 6 января, древняя восточная Церковь несколько веков посвящала этот день воспоминанию об одновременно трех священных событиях: о рождении Господа, о поклонении волхвов и о крещении.

Древнейшее указание на это историки находят в проповеди св. Филиппа, еп. Гераклийского во Фракии, «сказанной по поводу одного события во время гонения Диоклетиана и в истории его страданий и мученической кончины, последовавшей в 304 году и описанной одним из его современников, причем здесь Епифания (другое распространенное название Теофании, ред.) называется праздником, прочно установившимся в церковной практике».

Причем в различных местностях древнего Востока в этот день на первое место выступало празднование разных событий -- «По Апостольским Постановлениям в Сирии и по древнейшему коптскому календарю этот праздник посвящен Крещению Господню. Блж. Августин в своих 6 словах на этот праздник говорит только о поклонении волхвов. Для всего же почти Востока до конца IV в. это праздник в честь рождества Христова». Так, Армянская церковь до настоящего времени празднует Рождество Христово 6 января.

А Иоанн Златоуст (уже в IV веке) выступает сторонником и «жарким защитником» мнения, что в день 6 января празднуется именно Крещение -- в проповеди на Богоявление, произнесенной в 387 г., он употребляет слово ejpijavneia «не в настоящем его смысле, а в смысле более активном; он видит в ejpijavneia акт, чрез который Иисус Христос сделался известным, тогда как настоящий смысл названия состоит в том, что Иисус Христос есть явление Бога во плоти».

Однако целый ряд авторитетных отцов считали, что день 6-го января, как Епифания или Теофания, всегда был именно праздником рождения Христова.

Так, Григорий Богослов говорит: «ныне мы празднуем Богоявление или праздник Рождества». Василий Великий: «Он явился нам не в образе Бога, чем устрашил бы слабую природу, но в образе раба, чрез то освобождает рабов. Поэтому будем выражать радость в голосе и телодвижениях. Будем называть этот праздник наш Богоявлением (Theophania). Будем праздновать спасение мира; будем торжествовать день рождения человеческого рода. Ибо ныне разрешена клятва Адама». В том же ключе говорят о рождении Господа такие признанные отцы как Григорий Нисский, Григорий Назианзин, Исидор Пелусиот.

Однако со временем это противоречие было устранено и праздники Рождества и Крещения были разнесены по датам, что представляется вполне логичным -- ведь, строго говоря, речь идет о двух совершенно различных событиях, отстоящих друг от друга на тридцать лет и, кроме того, как отмечалось, нигде в Евангелии нет прямого указания на точное время года, когда происходило Крещение.

Впервые Рождество Христово, как самостоятельный праздник, совершаемый 25 декабря, появился на Западе: в Римской Церкви он был известен уже в 336 году, как свидетельствует Depositio episcoporum или список римских епископов, находящихся при хронографе Филокала от 354 года. В одном из римских календарей, составленном также не позднее 354 года, под выделенной праздничной датой 25 декабря уже показано: «День Рождения Христа в Вифлееме».

Вполне обоснованным выглядит мнение М.Скабаллановича об этом отделении и о той причине, по которой оно произошло именно в Риме: «Языческий римский культ с особенною торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил (8—9 декабря), а в те дни, когда он становился для всех ощутительным, именно в конце декабря. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. И после победы язычества над христианством праздник этот с особенным блеском совершался в Риме, по крайней мере, так совершен он был при императоре Юлиане Богоотступнике (по его свидетельству). Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, думаю, и перенесли в Рим с 6 января на этот день воспоминание Рождества Христова, рождения духовного незаходимого Солнца».


Читать полностью


PS.

Святитель Григорий Богослов

Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя

Европа начинает осознавать последствия

Бывает, что человек делает какую-нибудь гадость, а потом приходит к вам как ни в чём не бывало и пытается нормально общаться. В этот момент он отлично понимает, что поступил подло, но при этом над...

Почему рухнула ещё одна скрепа элитного консенсуса

Есть такая профессия: Родину предаватьПосле начала СВО на Украине в России возник поток эмигрантов из представителей среднего класса, который был электоральной опорой и обслугой космопо...

Комментарии из сети № 767

Доброе утро, КОНТ!) Всех военных летчиков России и причастных поздравляю с праздником! Сегодня подборка чуть меньше, чем обычно, но, надеюсь, не менее позитивная. Поехали.  ...

Обсудить
  • Спаси Господи! :thumbsup:
  • Странный заголовок... Сначала человек рождается, а через какое-то время его крестят... И это происходит в разное время и в разные дни))) Это же разные события? Это всеравно что спросить, почему завтрак и ужин происходят в разное время... 
  • С Праздником Богоявления!
  • :thumbsup:
  • Спаси, Господи!