Мне кажется, что электронная музыка уже
выходит из младенческого состояния и теперь
ей под силу решать не только космические,
но и собственные человеческие проблемы.
Андрей Тарковский
Они познакомились весной 1970 года на квартире у художника Михаила Ромадина, куда композитора привел его друг Владимир Серебровский. Неожиданно, когда общий разговор повернул в сторону электронной музыки, Тарковский заинтересовался тем, что делает Артемьев. Они договорились встретиться в Студии электронной музыки, и действительно Тарковский очень скоро там появился.
Edward Artemiev - Dedication to Andrei Tarkovsky
Внимательно наблюдал за способами обработки звука, вслушивался в краски электронных тембров, отметив некоторую отстраненную холодноватость их колорита. На том и разошлись. А осенью Андрей его разыскал, попросил почитать сценарий готовившегося к запуску фильма «Солярис» и предложил с ним работать. При этом никаких специальных установок относительно музыки не выдвигал, поставив только одно условие: в картине обязательно должен звучать Бах, которого Тарковский просто боготворил, отводя гениальному немцу в реестре своих любимых композиторов первые десять мест. Что касалось всего остального, то он предоставлял Артемьеву полную свободу.
И.С.Бах Прелюдия фа-минор - Солярис
«Правда, Андрей тут же добавил, что собственно музыка как таковая в фильме ему не нужна, и мою задачу он видит в организации натуральных шумов, может быть, в их темброво-ритмической обработке на синтезаторе, «пропитывании» какой-то музыкальной тканью с тем, чтобы их звучание обрело яркую индивидуализированность, специфичность и эмоциональную выразительность. Я был буквально поражен его словами, его требованиями, которые он передо мной выдвигал. Честно говоря, я не был тогда готов к подобному разговору, хотя не считал себя новичком в кино, имея за плечами несколько кинокартин. В итоге я попытался все-таки написать музыку. Не знаю, пошло ли это на пользу фильму. По крайней мере, Тарковский ее в фильме оставил».
Солярис.реж. А. Тарковский муз. Э. Артемьев
Из приведенного выше признания композитора видно, что приглашение Э. Артемьева на картину было основано на мотивах более глубинного свойства, нежели состоявшаяся в то время размолвка режиссера с композитором Вячеславом Овчинниковым, причины которой так и остались неизвестными. Хотя взаимный отказ от сотрудничества с автором музыки оскароносной эпопеи «Война и мир» и двух предыдущих фильмов Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублев» («Страсти по Андрею»), безусловно, давал формальный повод именно для такой трактовки событий. Думается, что Андрей Тарковский, готовившийся к съемкам «Соляриса», внутренне уже был предрасположен к появлению в своей группе другого композитора, которым стал Эдуард Артемьев. Со своей стороны потрясенный блистательной работой Вячеслава Овчинникова в «Андрее Рублеве» («Страсти по Андрею»), Артемьев старался «не ударить в грязь лицом, быть, что ли, не хуже», «выложиться» на пределе возможностей. Сильное внутреннее напряжение, в котором находился молодой композитор, создавая музыку «Соляриса», обернулось в итоге рождением, пожалуй, самой «музыкальной» картины в творчестве Андрея Тарковского.
Эдуард Артемьев - Медитация (Eduard Artemyev - Meditation) (Х/ф "Сталкер"| "Stalker" film)
Оценили 14 человек
25 кармы