Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Самолюбие – это ложная опора

19 13142

Самолюбие направлено на временное, не вечное, конечное, преходящее, и отсюда суетливость и мучительное беспокойство, неуверенность в душе от помыслов самолюбия, потому что на преходящее, которое есть, и уже его нет, опереться нельзя – это ложная опора.

Расскажи мне, дружок, отчего вокруг засада?

Отчего столько лет нашей жизни нет как нет?

От ромашек - цветов пахнет ладаном из ада,

И апостол Андрей носит "Люгер" пистолет?


От того, что пока снизу ходит мирный житель,

В голове все вверх дном, а на сердце маета,

Наверху в облаках реет черный истребитель,

Весь в парче-жемчугах с головы и до хвоста.


Кто в нем летчик - пилот, кто в нем давит на педали?

Кто вертит ему руль, кто дымит его трубой?

На пилотах чадра, ты узнаешь их едва ли,

Но если честно сказать - те пилоты мы с тобой.


А на небе гроза, чистый фосфор с ангидридом,

Все хотел по любви, да в прицеле мор да тла

Рвануть холст на груди, положить конец обидам,

Да в глахах чернота, в сердце тень его крыла...


Изыди, гордый дух, поперхнись холодной дулей.

Все равно нам не жить, с каждым годом ты смелей.

Изловчусь под конец и стрельну последней пулей,

Выбью падаль с небес, может станет посветлей...

Аквариум - Истребитель


«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» [Рим 7:19]

Страсть «самолюбие» по-гречески – филаутия. Слово «филаутия» указывает на сущность этой страсти, и наша задача – посмотреть на это явление, на этот феномен, чтобы увидеть в себе действие этой страсти.

Буквально «филаутия» – это любовь к самому себе. Самолюбивый человек зациклен сам на себе, он любит сам себя, слушает сам себя и угождает сам себе.

«Филаутия» - это самолюбие, самоугождение, любовь к своему телу (плотоугодие), жаление себя, слепой страх за себя, озабоченность собой. Это зацикленность на себе конечном, на себе преходящем, любление своих желаний, прихотей, чтобы всё было по моему.

Самолюбие противоположно тому, что хочет от нас Бог. Бог хочет, чтобы мы любили Его – Бога, и Бог хочет, чтобы мы любили ближнего.

А самолюбивый человек направлен сам на себя – он Бога не любит, он не может любить Бога, он любит себя, свое тело, свою волю, свои желания, свое «я». Бог вечен, я – конечен. Самолюбие – это любление своей самости, своего ложного «я».

Когда человек направлен на Бога и исполняет волю Бога, его эгоистическое «я», его мнимая самость пропадает, ее нет. А когда человек не направлен на Бога, а направлен на себя, его самость, его «я» мнимым образом «существует».

Это «я», эта самость на самом деле не существует, это что-то ложное, придуманное, это то своеволие, с которого начался грех, это что-то в человеке поврежденное, которое апостол Павел назвал телом смерти, это то, что хочет своего, чтобы было по моему, по моим самолюбивым желаниям, это – ветхий, страстно-греховный человек.

Никодим Святогорец говорит, что самолюбие – это ветхий человек. Святые отцы говорят, что самолюбие – главная страсть, из которой сначала выходят три страсти – славолюбие, сребролюбие, сластолюбие, а потом и все остальные страсти.

Для того чтобы угождать Богу, любить Бога, чтобы познавать Иисуса Христа, нужно научиться смотреть на то, что этому мешает, – на самолюбие.

Иисус Христос своей жизнью дает пример преодоления себя и нам говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» [Мф 16:24].

Но в нас независимо от нас действует эта страсть – самолюбие, филаутия, и, если мы на нее не смотрим, не видим ее признаки, она вмешивается в нашу жизнь, в наше делание по Богу, и происходит лукавая подмена, когда нам кажется, что мы делаем правильно – по Богу, угодное Богу, угождаем Богу, но на самом деле мы угождаем себе, если мы не видим этого действующего внутри нас врага – самолюбие.

Апостол Павел это описал, как «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» [Рим 7:19].

Самолюбие – это когда мы хотим делать по Богу, но у нас не получается, потому что мы привыкли делать по-своему, по своему самоугодию. Самолюбие есть основа всех страстей, и это есть навык, страсть угождать самому себе.

Чтобы осознать, что борьба с ней дело тяжелое и долгое, нужно понимать, что страсть – это греховная привычка, это привычка следовать не Богу, а темным силам. И для того чтобы преодолеть эту привычку, нужно, во-первых, увидеть ее в себе, ее признаки, во-вторых – создавать противопривычку, т. е. потихоньку, маленькими шагами, терпеливо и неуклонно делать что-то по Богу, преодолевая свое самоугодие.

Сразу, за короткое время самолюбие не преодолеешь, потому что мы привыкли любить себя и угождать себе. Нужно осознать следующий факт: мы часто потакали себе, делали угодное себе, тревожились и заботились только о себе, а если и о других, то для того, чтобы они потакали нашему самолюбию.

Человекоугодие связано с самоугодием, когда человек льстит другому, угодничает перед ним, чтобы тот о нем позаботился, делает вид, что любит ближнего, сам же ищет только внимания и любви к себе.

Чтобы в умном делании бороться с самолюбием, противостоять этой страсти, следует свое внимание обратить к себе, к своему уму и сердцу, чтобы отслеживать помыслы, которые зажигают, порождают страсть самолюбия.

Как в нас загораются, образуются страсти? Мы сначала принимаем помыслы, прилоги, которые идут от бесов. Потом собеседуем с ними, сердце услаждается ими, потом воля подключается и создается страсть – греховная привычка действовать по воле лукавых сил.

В борьбе с самолюбием должна быть двоякая работа. Сначала нужно отслеживать помыслы самолюбия, которые вбрасывает в наш ум лукавый, а потом изгонять их.

Нужно четко осознавать – эти помыслы самоугодия – не наши. Лукавство дьявола в том, что он нас обманывает таким образом, что заставляет следовать его воле, но при этом делает так, чтобы мы думали, что следуем себе, исполняем свою волю.

Это хитрая ловушка, трюк лукавого, чтобы обмануть нас и поработить. Если мы наблюдаем за своим сердцем в трезвении - внимании к помыслам, то мы видим, как помыслы самолюбия разрушительно действуют на душу, на сердце, замечаем, что они чужды, враждебны нам.

Мы видим, как помыслы самоугодия (самоволия) входят в наше сердце, заражают его суетой, как мы захватываемся чем-то чуждым, беспокойным, злым и умертвляющим. Осознаем с очевидностью, что это нас угнетает, это нам вредно, плохо нашему сердцу, это болезнь, разрушающая здравие.

Признаки помыслов самолюбия, когда мы их принимаем, – в сердце появляется суета и смятение. Это какая-то тревожная озабоченность собой, озабоченная суетливость, желание, чтобы было так, как я хочу, при этом возникает раздражительная нетерпеливость.

Тут главное уловить во внимании, в наблюдении за собой, за своим сердцем, как сердце реагирует на эти вражеские помыслы-прилоги, как оно захватывается озабоченным беспокойством о себе, как захватывается чем-то (кем-то) иным – чужим, мертвым и ужасным.

Критерий здесь таков – когда мы с Богом, когда мы исполняем волю Бога, у нас в сердце покой и благодать, нам хорошо, сердцу хорошо. Это состояние мы можем в себе наблюдать после внимательной молитвы, после Литургии, участия в Таинствах. Мы с Богом, и нам хорошо, спокойно, мирно и благодатно. Господь вечен и дает абсолютную надежную вечную опору.

Самолюбие же направлено на временное, не вечное, конечное, преходящее, и отсюда суетливость и мучительное беспокойство, неуверенность в душе, в сердце от помыслов самолюбия, потому что на преходящее, которое есть, и уже его нет, опереться нельзя – это ложная опора.

Отслеживать помыслы самолюбия легче из состояния благодатного, спокойного, тогда беспокойство и суета, которые они несут, наиболее заметны и осознаваемы.

К примеру, мы выходим из церкви после исповеди, причастия или встаем после внимательной, спокойной молитвы – и вот появляются мысли. Мысли о том, что хотелось бы чего-то, надо сделать что-то, злые мысли против людей, которые ущемили наше самолюбие и т. д.

Эти мысли входят в наше сердце, и в нем появляется беспокойство, чувствуется что-то не то, что-то неладное, нарушается покой. Мы наблюдаем признаки воздействия помыслов самолюбия на сердце – это беспокойство, суета, тревожность, неладность, мучительность.

Нужно четко осознавать, что это помыслы вражеские и мучительные - «я хочу, чтобы было по-моему, по моему самолюбию, чтобы было хорошо для меня, но хочу нетерпеливо, раздражительно, чтобы было здесь и сейчас так, как я хочу», и я мучаюсь этими помыслами. А если по-моему не получается, то сразу же гнев и страх. Достоевский называл это «по своей глупой воле пожить». Это ненормальное действие желательной и раздражительной сил души.

Если мы в себе отследим, что эти мучительные помыслы самолюбия, самоугодия (чтобы было по-моему, как я люблю, как мне хочется) – это во мне что-то чуждое и я от этого болею, мне от этого плохо, то это осознание очень хорошее начало для борьбы с самолюбием.

Если мы это в себе увидели, если увидели помыслы, которые в нас, в наше сердце входят и начинают нас мучить, будоражить и тревожить, если мы эти помыслы в трезвении (внимании к сердцу) отследили, осознали их как чужие, как вражеские, то мы можем им воспротивиться, сказать им - «нет!», отринуть их от себя, от своего сердца.

Эту операцию отсекания от сердца вражеских помыслов Исихий Иерусалимский называет «противоречие помыслам». Мы говорим помыслам и страстям – нет, потому что это не мое, это чужое и враждебное и отсекаем, отгоняем их от себя.

И когда я вижу, что эти мысли не мои и отбрасываю их, тогда я создаю противо-помыслы, т. е. сам в себе усиливаю мысли, противоположные самолюбивым. Это вторая операция в борьбе с помыслами – создание противо-помысла, сотворение мысли, противоположной мысли самолюбивой, сотворение мысли богоугодной, чтобы богоугодная мысль воспротивилась мысли самоугодной. Слово Божье есть источник для мыслей богоугодных.

Третья операция – воевать, отгонять от себя, выгонять из сердца помыслы и страсти Иисусовой молитвой или какой-либо другой молитвой.

Если мы впустили в сердце по невнимательности вражескую мысль, пошло умножение самолюбивых помыслов и страсть начинает загораться – тут нужно усиленно творить молитву, лучше Иисусову, чтобы Именем Иисусовым поражать и отгонять врагов, пресекать страсть, греховное душевное движение.

Вот три операции для борьбы с помыслами самолюбия (и вообще всеми вражескими помыслами). Увидеть помысел самолюбия и сказать ему – нет, это во мне не мое, это обман, что помысл мой, он вражеский, который хочет меня умертвить, погубить, мне от него плохо. Осознав это, я его от себя отсекаю и создаю противопомысел, начинаю думать по Богу ( а не по-своему), а общая черта всех противопомыслов – они базируются на Слове Божьем и в отличие от помыслов самолюбия, которые внушают исполнять свою волю, свои желания, направлены на исполнение воли Божьей. Далее творю Иисусову молитву, чтобы духовный огонь молитвы прогнал помыслы и утихомирил страсти, движимые силами тьмы.

Пример – пришел помысел самоугодия, который внушает, что надо сделать что-то по-своему, как мне хочется, сделать что-то нереальное, неразумное, неуместное, несоответствующее реальной ситуации. Он как бы ослепляет, помрачает ум, толкает на неправильное действие, он меня будоражит желанием сделать по своеволию.

А я в себе говорю этому помыслу – «нет», и далее себе говорю – «Как Господь даст, как управит, как вразумит, так и будет». И от этой мысли я успокаиваюсь. Действительно успокаиваюсь. Нетерпеливость, тревога, сомнение, своевольное жадное желание, смятение, смущение преодолеваются спокойной верой-уверенностью в Боге, в Его любви и промыслительной заботе.

Самоугодие, самолюбие это - «нравится, не нравится». Это меня выводит из себя, расстраивает – в сердце разлад, желания разрывают. Если я все это в себе пресеку, создам противопомысел - подумаю «Как Господь даст, так и будет», создам помысел веры, помысел полагания на волю Божью, на его заповеди, то тогда увижу, что сердце успокаивается, появляется какая-то устойчивость, потому что я ухожу от своей воли и принимаю волю Божью, принимаю мыслью и сердцем Его заповеди, уповаю на волю Божью, и Господь дает утешение и силу.

Но так как смятение от хаоса самолюбивых помыслов и страстей сразу не проходит, я начинаю методично бить врага как мечом Иисусовой молитвой, пока враг не убежит, тогда помыслы самоугодия рассеются, страсти успокоятся и в сердце появится благодатный покой, мир в Господе Иисусе Христе.

Почему важно приобретать опыт борьбы с собой – с самолюбием. Обыкновенный человек чувствует свою беспомощность перед вражескими лукавыми помыслами. Он находится в смятенном состоянии от нападения помыслов и страстей и не знает, что с ним происходит и что с этим делать.

Но если он обладает аскетическими навыками и имеет опыт внутренней брани в сердце, то начинает чувствовать, что он не так уж и беспомощен. Даже если идут сильные потрясения, волнения и атаки, но человек видит, что может хоть немного противостоять мысленным врагам, страстям, с ними бороться силою Господа Иисуса Христа, тогда появляется спокойная уверенность, что Господь Иисус Христос с тобой, он тебя защитит и не оставит.

Эта вера в Господа Иисуса Христа, любовь к Господу Иисусу Христу, молитвенное устремление к Господу Иисусу преодолевает самолюбие, выводит из слепого потерянного состояния самолюбивой зацикленности на самом себе, из ужаса и беспокойства самовольной богооставленности, дает покой, мир и благодать.

http://pravlife.org/ru/content...


Протоиерей Павел Великанов: сегодня считается априори единственно правильным, единственно нормальным образом жизни, если ты приходишь в этот мир, чтобы получать от жизни максимальное удовольствие и желательно с минимальными затратами.

— Отец Павел, как Вы считаете, создает ли наше время какие-то специфические трудности в том, чтобы исполнять заповедь о любви к ближнему?

— За последние два века произошли глубинные изменения не столько в мировоззрении людей, сколько в практическом измерении их жизни. В подавляющем большинстве случаев наш современник живет совершенно по-другому, нежели человек этого же уровня образования и социального положения сто, двести лет тому назад. Разница заключается в том, что если раньше эгоцентризм, жизнь только ради себя любимого не поощрялась, не приветствовалась ни в какой религии, ни в какой культуре, то сегодня это считается априори единственно правильным, единственно нормальным образом жизни. Ты приходишь в этот мир, чтобы получать от жизни максимальное удовольствие и желательно с минимальными затратами.

И такое искаженное понимание любви — любовь к себе или любовь, которая сегодня понимается как чувственное, эмоциональное расположение или влечение к чему или кому бы то ни было, находится в совершенно другом пространстве, нежели та любовь, которая заповедана нам Христом как самая главная заповедь и про которую мы читаем в Евангелии.

— В чем принципиальная разница между той любовью, о которой говорится в Евангелии, и тем представлением о любви, которое распространено сейчас?

— Разница в конечной цели этой любви. Любовь — состояние, которое не бесцельно, то есть любовь чего-то хочет. С мирской точки зрения, идеальная любовь — когда другому человеку хорошо. Когда, например, в семье нет никаких конфликтов, ссор, эмоциональной напряженности, когда мнение каждого члена семьи по любому вопросу уважается, каким бы этот вопрос ни оказался. Это то самое абсолютное принятие человека таким, какой он есть, о котором современные психологи говорят как о первичном, начальном условии вступления в коммуникацию с другим.

С этим скорее можно согласиться, чем спорить. Но с христианской точки зрения есть одна оговорка. Добрые отношения между людьми не являются самоцелью. Бывают ситуации, в которых эти добрые отношения становятся препятствием на пути человека к Богу. Господь говорит: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк 14:26). Для светского человека это безумие, это полностью противоположно его представлению о любви. Но как иначе может поступить христианин, если видит, что другой человек погибает, что в нем развиваются дурные наклонности, появляются страсти, что он становится рабом греха? Принять его таким, какой он есть, со всей той скверной, с которой он себя отождествляет, — и при этом делать вид, что всё замечательно, ничего страшного не происходит?

Христианин борется за то высшее, святое и благородное, что есть в душе каждого человека. Главная его цель — помочь ближнему найти это в себе, раскрыть и направить всю свою жизнь на возделывание того лучшего, что в конечном итоге не может не привести его к Богу, к оправданию и спасению. А если христианин этого не делает, то тем самым он свидетельствует о своей нелюбви. Антитеза любви — вовсе не ненависть, а именно безразличие, когда человек, мило улыбаясь и говоря добрые и ласковые слова, аккуратно уходит в сторонку вместо того, чтобы, засучив рукава, ввязываться в бой за душу другого человека.

В молитве, читаемой во время совершения Евхаристии, есть такие слова, обращенные к Богу Отцу: «и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на Небо возвел еси». Бог хоть и увидел отказ первого человека, Адама, от осуществления Его замысла, но не отступил, пока этот замысел не был воплощен уже вторым Адамом — Христом. И я думаю, что неотступность — это одна из характеристик именно христианской любви. Даже в том случае, если любовь приносит определенный дискомфорт, определенное напряжение в отношениях между людьми.

— А почему любить других трудно? Если в Евангелии есть слова: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:34–35), если Сам Господь этого требует — в чем же здесь проблема?

— Основное препятствие на пути к любви — конечно, сам человек. В своей любви он чаще всего ищет своего. Почему с точки зрения мирской в семье должны быть мир, спокойствие, уважение друг к другу? Потому, что это всегда возвращается к тебе же самому. То есть, провоцируя напряжение, что-то некомфортное, ты, в конце концов, делаешь плохо самому себе. Но как говорит апостол Павел, истинная любовь не ищет своего — даже «опосредованного», в виде возвращения отданного некогда тобой добра. Нужно искать другое, а именно — волю Божию, и стремиться реализовать тот Божественный замысел, который есть в отношении каждого человека.

Но даже в борьбе за человека всегда есть соблазн подменить волю Божию личным представлением о том, что для другого человека хорошо. Особенно это заметно в отношении родителей и детей. У каждого родителя есть представление, как правило, во многом обусловленное собственными нереализованными желаниями и фантазиями, а иногда и какими-то другими, практическими интересами. И когда родитель начинает впрессовывать ребенка в свой шаблон, конечно, это проявление не любви, а как раз-таки поиска своего. А когда человек ищет не своего, а Божиего, он крайне осторожно и трепетно относится к любым серьезным действиям, потому что не знает, ему ли захотелось этого, или в этом есть замысел Божий.

Любовь — это то, что требует возделывания и труда. Как писал преподобный Максим Исповедник, «любовь — это добродетель воли». И большая часть проблем в личностных отношениях сегодня происходит из того, что мы не умеем любить и не имеем навыка разрешения каких-то неизбежных конфликтных ситуаций именно вокруг «практики» любви друг ко другу.


Протоиерей Павел Великанов, Дарья Баринова, журнал Фома




Первый в мире завод нитридного топлива, русофобия важнее атомофобии, Росатом судится с Финляндией

1. Русский атом по-прежнему впереди всех. На днях наши учёные сделали очередной важный шаг к замкнутому топливному циклу в ядерной энергетике, при котором ядерные отходы пойдут в переработку и ста...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Спасибо!
  • +++
  • Борьба с самолюбием есть самое тяжелое делание в жизни. Настоящих послушников и не сыскать нынче.
  • :thumbsup:
  • "Антитеза любви — вовсе не ненависть, а именно безразличие, когда человек, мило улыбаясь и говоря добрые и ласковые слова, аккуратно уходит в сторонку вместо того, чтобы, засучив рукава, ввязываться в бой за душу другого человека." Cпасибо! :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: