Теософия: структура совести

1 2649

Понимание структуры совести и этапов ее развития открывает перспективы для развития новых социальных технологий, которые могут вывести эффективность социальных процессов на недосягаемый уровень.

Исследования в этой области проводятся почти по всему миру. Но мало кто понимает что конкретно нужно искать. В основном эксперименты проходят в области регулирования и конструирования среды развития и формирования субъекта. Наиболее яркими работами являются религиозные учения. Впрочем, Китай, со своей концепцией социальных кредитов (https://tass.ru/opinions/52258...), так же совершил крупный технологический прорыв в области теософии. 
Впрочем,  мне эти проекты, в том числе и религиозные, не очень нравятся. Они напоминают мне оперирующего хирурга, надеющегося на импровизацию. Такой подход  почти гарантированно приведет к пагубным последствиям, а возможно и к летальному исходу. Впрочем, хирургия выросла на костях тысяч несчастных пациентов, пострадавших во имя науки или от неудачных теорий первых целителей.
Видимо, это чаша не минует нас и в сфере строительства социальных систем. К сожалению, все познается лишь опытным путем - путем проб и ошибок.

В этом, кстати, кроется разоблачение патриархальности религий. Бог мог бы дать людям знание о совершенной социальной системе и это было бы настоящим чудом. 
А воскрешения мертвых, исцеления, превращения, и т. д. - это просто фокусы. Вы не знаете как это работает, но это как то работает, в этом и заключается фокус. Фокусы и обещания неких благ в иной жизни - вот мотивирующие основы учения церкви. 
Однако же, если бы они были хранителями принципов совершенной социальной системы, то это было бы действительно грандиозно. Но, видимо, нам придется самим все это делать. 
 
Нет четких представлений о том, каким образом формируются высокие моральные качества, необходимые для развития общества. Нет и четкого понимания что такое  совесть. Вместе с тем, совесть это золотой Грааль социальной системы. Тот кто обладает им, может вывести социум на небывалый уровень развития.
Умение воспроизвести алгоритмы совести в поведении субъектов открывает возможность создать град на холме, которому под силу контролировать весь мир опираясь на моральное превосходство. 

Подобным образом действовал имидж западной цивилизации в недалеком прошлом. Их имидж был пустышкой, который скрывал чудовищные замыслы. Но даже эта пустышка сработала очень недурно. К счастью, им уже не удастся возродить этот образ, по крайней мере в ближайшие лет 150.

Структура

Совесть это некий компас, который направляет человека таким образом, чтобы его действия были полезны для социальной системы в целом и всех ее элементов.

Из этого определения вытекает несколько условий, необходимых для воспроизведения  алгоритма совести. 

1. Эмпатия. Чтобы обладать совестью, необходимо верно понимать и оценивать происходящее. Совесть, как признак действий субъекта, появляется только  когда действие имеет соответствующие прогнозируемые конструктивные последствия.
Если последствия непрогнозируемы, но созидательны,  то это везение, мотивирующим  фактором которого являются иллюзии. Очевидна необходимость некой компетентности в социальных отношениях.
Основой "социальной компетентности" является способность сопереживать. Теоретические знания, конечно, играют в этом свою роль, но главным элементом "социальной компетентности" является личный опыт.
Сопереживание это способность переживать эмоциональное состояние другого субъекта, основанная на личном опыте.
Исчерпывающие теоретические знания, при отсутствии аналогичного личного опыта, не могут быть триггером сочувствия или сопереживания. Так как эмоциональное состояние человека невозможно описать. Можно описать некоторые эмоции словами, но человек, который никогда не любил не знает что такое любовь. Человек, который никогда не был близок к смерти, не узнает что это такое даже если ему об этом расскажут. Если человек любит смотреть вниз с небоскреба, то он не способен понять страх высоты.
Но все же, наш мозг в состоянии проводить аналогии. Поэтому, если субъект испытывал ужас, то есть вероятность, что он сможет сопереживать тому, кто испытывает неизвестные ему страхи . 
Теоретические знания стимулируют эмпатию за счет того, что увеличивают список соответствующих эмоциональных триггеров. Но заменить личный опыт переживаний полностью они не могут.

Ограниченность способности эмпатии личным опытом имеет очень далеко идущие последствия, которые объясняют невероятное количество социальных феноменов, в том числе и преступного мира. По сути это один из основных ключей к воспроизведению алгоритмов совести. Об этом более подробно я расскажу в следующей статье.

2. Следующим необходимым условием является понимание гармонии. Гармония так же, как и сопереживание, должна быть познана субъектом в качестве эмоционального феномена. Без этого переживания формирование структуры совести невозможно. Эмпатия является мотивирующим фактором, но именно субъективное понимание гармонии задает направление деятельности субъекта.
Религиозные учреждения существуют именно за счет того, что активизируют триггеры переживания состояния гармонии. В религиозных практиках существует множество терминов для описания состояния переживания гармонии. Наиболее известным для нас термином является "благодать".
Существуют некие объективно-субъективные базовые понятия о том что такое хорошо и что такое плохо. Эти понятия имеют общие черты у различных субъектов. Но есть и незначительные различия, которые обусловлены параметрами эмпатии и когнитивного осознания.
Церковные учреждения активизируют эту врожденную эмоциональную структуру, запуская когнитивный процесс  осознания гармонии через описание этой структуры в священных писаниях. Фокус в том, что эмоциональная структура гармонии, проходя через когнитивный процесс познания может видоизменяться, если познание не является самопознанием.
Церковные учреждения вначале приводят внутреннее понимание гармонии субъекта в соответствии с потребностями власть имущих, а затем уже активизируют триггер гармонии. Это, пожалуй, исчерпывающее описание функционала церковных учреждений. 
Триггером переживания гармонии является состояние субъекта, в котором он не преступал заложенных в нем от рождения правил. В священных писаниях изложены описания ритуалов искупления, которые как бы очищают человека от совершенных преступлений.  Эти ритуалы дают кратковременное переживание гармонии в стенах церковных учреждений и делают таким образом религиозных адептов зависимыми от воли церковных иерархов.
По моему, растрачивать такой потенциал таким образом просто бездарно. Они могли бы построить лучший мир, но предпочли этому власть. Впрочем современные церковные иерархи не имеют об этом никакого представления. 
А в то время, когда создавались религии, основной задачей человека было выжить.


«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • "Если последствия непрогнозируемы, но созидательны, то это везение" Это не есть верно. Глас Совести имеет интуитивную природу, что есть способность иметь суждение в обход мыслительного процесса. Напрямую. И настоящая Интуиция никогда не подводит. "Ограниченность способности эмпатии личным опытом имеет очень далеко идущие последствия... По сути это один из основных ключей к воспроизведению алгоритмов совести." Личный опыт эмоциональных переживаний важен для инициации механизма Совести. Она, в принципе, не возможна без этого, но с момента её инициации, надобность в личном опыте для возможности со-переживания отпадает. То, что не было пережито в прошлом, но требует от человека эмоционального отклика доводиться до психически рождённого человека напрямую, через запущенный механизм Совести. Вы больше описываете свойства Совести, а не её устройство и методы инициации. Хотя. очень верно определили её функцию/роль в жизни человека и социума.