• РЕГИСТРАЦИЯ

Как жилось РПЦ в СССР

Luka Brazi
Моя Родина - Советский Союз
22 декабря 2018 г. 16:42 13 1277

Как жилось служителям культа РПЦ в СССР? Ответить на этот вопрос в целом довольно сложно, потому что тут все зависит от конкретного периода. В данном случае рассмотрим 1950 год. Этот период отмечается, во-первых, скорее индифферентным отношением власти к церкви; во-вторых, потому что есть источник, который показывает, как действительно жилось служителям культа в этот год.

Этот источник — отчетно-информационный доклад за 1950 год по Архангельской области. Отчет в центр от местного совета по делам религии. Несомненно, это представляет большой интерес, чтобы понять, какой тогда была церковь для государства и для общества .

Посещаемость храмов

Вначале о числе культовых сооружений:

«В области количество действующих церквей не изменилось, имеется церквей и молитвенных домов 32, в т.ч. церквей в типовых зданиях — 30, молитвенных домов — 2. Из-за отсутствия священников не функционируют 4 церкви и один молитвенный дом».

Стоит отметить, что в этот год проживало в Архангельской области примерно столько же людей, сколько и теперь. По переписи 1959 года даже больше, чем сейчас (тогда 1,2 млн, сейчас — 1,1).

По поводу посещаемости культовых сооружений во время праздников:

«В религиозные праздники «Пасха», «Вознесенье» и «Троицу» было в церквях, особенно в г. Архангельске, значительное число верующих, так в Пасху в г. Архангельске было более 2500 верующих, в том числемолодежи до 15 %, при этом юноши и девушки приходили в церкви не молиться, а интересовались, «что делается в церкви». Постояв в церкви немного времени, уходили в клуб на танцы. Праздники «Пасха», «Троица» сельским населением были использованы как повод устройства семейных вечеров со спиртными напитками. Празднество продолжалось 2-3 дня».

И тут мы можем оценить рост числа верующих по сравнению с тем, что было почти 70 лет назад. В 2016 году в Архангельской области Пасху отметило 20 тысяч человек, и это учитывая, что население — 1,1 млн человек.

Но это данные по праздникам. А что в обычные дни?

Ситуация совершенно иная: «В непраздничные дни в указанных церквах бывает верующих не более 100».

Еще примечателен состав верующих: «Посещают церковь преимущественно женщины престарелого и среднего возраста, есть крайне небольшая часть молодежи. Мужчины, преимущественно старшего возраста, посещают церковь немного, примерно до 2% всех молящихся».

Автор доклада подчеркивает, что в годы войны и в первые годы после нее ситуация была несколько иной, поскольку в церквях бывали даже военные, но на 1950 год это уже неактуально:

«При этом следует отметить, если ранее были отдельные случаи посещения церквей городов офицерами Советской Армии, студентами институтов и техникумов, то в настоящее время, как уже было сказано, церковь в городах посещают преимущественно женщины престарелого и среднего возраста, следовательно изменился состав верующих».

И последний важный фактор, который влиял на посещаемость храмов: «Однако на посещаемость церквей городов влияют отдельные моменты, затрагивающие материальную заинтересованность верующих, так, например, 26 декабря 1950 г. в магазинах г. Архангельска продавали белую муку, в этот день в Ильинском соборе на литургии было всего 2 человека. «Бог-то бог, да сам не будь плох», говорят отдельные верующие».

Почему закрывали церкви?

Почему закрывались церкви в советские годы? Многие думают, что власти так хотели — чтоб было меньше верующих. Однако причина истинная такова:

«Церкви и один молитвенный дом мною сняты с регистрации за отсутствием священников более 9 месяцев. Указанные церкви мною сняты с регистрации до получения постановления Совета от 16 ноября 1950 года».

То есть церкви не просто пустовали, а пустовали определенный период. И в этот период у РПЦ была возможность занять данную церковь. Причем о ситуации в самой церкви, очевидно, прекрасно знали. Но дело в том, что конкретные церкви (речь идет о 4 церквях) просто были невыгодны, то есть приносили больше убытков, чем прибыли.

Также уполномоченный по делам русской православной церкви по Архангельской области подчеркивает:

«Следует отметить, что епископ ни разу не поднимал передо мною вопроса о назначении священников на свободные приходы. От верующих снятых церквей с регистрации не поступало ко мне заявлений об открытии церквей».

«Гонения»

«Гонения» в те годы были такие:

«Была на приеме казначей Заостровской церкви Исакогорского района г. Архангельска с жалобой на председателя колхоза «Красный огородник» Истомина о том, что он ей не разрешает быть казначеем, как колхознице его колхоза. По моей просьбе председатель Исакогорского райисполкома т. Соболев разъяснил т. Истомину о его неправильных действиях».

Как можно понять, подобные моменты зачастую были личной инициативой мелких чиновников, что в итоге исправляли партийные деятели.

По поводу контроля над попами в Архангельской области тех времен:

«Надо отметить, что местные советские и партийные органы плохо изучают состояние религиозности в районах, считают это делом бесполезным. Когда обращаешься к председателю райисполкома с вопросом, как ведут себя верующие, то получаешь ответ: «отвяжись со своими попами...» Председатель Сольвычегодского райисполкома т. Ильин ответил: «Буду я заниматься церквями, у меня и без них хватит дел».

А также отмечалось: «Районные советские и партийные организации не знают, что делают священники и не придают некоторым действиям политической оценки».

Тогда антирелигиозная пропаганда была достаточно слаба. Потому что в основном занимались популяризацией науки под эгидой общества «Знание». Да и действительно были дела куда важнее этого. Ведь не стоит забывать, что мировая война на тот момент прошла всего 5 лет назад.

Надо отметить, что местные партийные органы занимались восстановлением страны в широком смысле, а также реализовывали другие — глобальные — проекты по развитию экономики. Вероятно, при такой ситуации, особенно если учесть, что население к религии в основном было равнодушно, борьба с религией не считалась чем-то важным. Все-таки это был уже не 1917 год.

Православные в СССР

Да и верующие в 50-м году не были такими же, как в Российской империи, то есть они могли за любой проступок раскритиковать священника. Характерный пример:

«При одном посещении епископ Леонтий жаловался мне на церковный совет и религиозную комиссию Соломбальской церкви, так как последние не желают, чтобы настоятелем был вновь прибывший священник из г. В. Устюга — Попов Ст. «Попов Ст. уже стар, не может ходить и исполнять церковные обряды на дому по просьбе верующих. Кроме того, он часто служит пьяным».

Конечно, это не единичный случай в области: «Священник Онежской церкви Руденко вызвал недовольство части верующих прихода самовольным расходованием церковных средств, не считаясь с мнением церковного совета и ревизионной комиссии».

Верующие в советские годы не были фанатиками в большинстве своем, поэтому, даже веруя, как делали их предки, они по многим вопросам были скептиками. Из этого получались интересные примеры:

«Отдельные служители культа не пользуются авторитетом среди верующих, например, б. староста Введенской церкеви Княжестровского сельсовета Холмогорского района Павловская П.Ив. при одном посещении сказала: «Только будучи церковным старостой я убедилась, что священники обмащики, им ничего верить нельзя».

О падении влияния религии на сознание масс свидетельствует тот факт, что число венчаний в церкви сокращалось:

«Венчание в церквах совершаются крайне редко, например, всего по области в 1948 году было 158 венчаний, а в 1949 году — 102, за три квартала 1950 года всего 37, в то время как зарегистирировано браков в ЗАГСе по районам и городам, где имеются действующие церкви: в 1948 г. — 5742, в 1949 году — 6529, а за 3 квартала 1950 г. — 5010 (сведения из ЗАГСа за 1950 год в целом поступят в конце января 1951 года)».

Кадровый состав РПЦ

Представляет интерес состав духовенства, где в основном были люди, которые родились до революции:

«Из сведений о православном духовенстве, состоящем на регистрации по состоянию на 1 января 1951 года, видно, что значительное количество духовенства имеет престарелый возраст, так, старше 55 лет — 31 человек, от 41 до 55 лет — 4 человека и до 40 лет — 2 человека, особо следует отметить, что священников старше 65 лет 16 человек».

Притока новых кадров практически не было по той причине, что самые выгодные места занимали старшие. Да и число их было ограничено, так как жить по новым принципам было нелегко. Многие бывшие священники попросту покинули свою «работу» и стали обычными советскими гражданами. Но этот вариант, понятно, был актуален не для всех.

Церковные доходы и махинации

Важно отметить, что то состояние, в котором находилась РПЦ — ее реальные возможности, потому что тогда государство не спонсировало церковь напрямую, особенно в регионах. И в то же время не было активности в плане закрытия церквей, то есть попы могли существовать достаточно спокойно. Они могли брать церковь в аренду при условии, что есть община верующих — поп, 20 прихожан. Однако в то же время попы должны были платить все налоги, в том числе зарплату своим работникам, а также они должны ремонтировать культовые сооружения, что, конечно, сильно не нравилось служителям культа.

В те годы было достаточно выгодно быть попом в местах массового скопления, особенно в нескольких церквях Москвы и Ленинграда, но в остальном все было не так выгодно, особенно в регионах.

В Архангельске, что следует от отчета, произошло интересное событие: «Протодиакон Ильинского собора г. Архангельска Хотеновский Александр Васильевич, получив подъемные деньги в сумме около 3000 руб., сбежал в гор. Петрозаводск».

Стоит отметить, что средняя зарплата в те годы составляла 700 рублей (после денежной реформы 1947 года), поэтому сумма не самая большая, но, судя по всему, в области особого желания работать не было, потому что спрос на поповские услуги был достаточно слабый.

Проблем с деньгами хватало (куда уж без этого):

«Церковный совет и ревизионная комиссия предъявляют обвинения к настоятелю Соломбальской церкви Попову и бухгалтеру Кобылину на недостачу денег в сумме более 20 тыс. руб. Со стороны епископа было назначено две ревизии, но точной суммы не выявлено, ввиду запутанности бухгалтерии. Церковный совет уволил бухгалтера Кобылина, а епископ Леонтий ответил на жалобу церковным органам: «Если они имеют данные о присвоении средств, подавайте заявление на виновных в суд».

20 тысяч рублей в те годы — приличная сумма. Тогда система действительно была запутанной, потому что за деньги отвечали старосты, которые зачастую передали деньги попам. В годы Хрущева эта ситуация была пересмотрена в том плане, чтобы церковную казну не мог поп украсть. Подобное, естественно, называлось «гонениями», потому что попы хотели активнее осваивать весь бюджет церкви, где служат.

Этот Попов вообще в Архагенльской области отличился, так как на него жаловались даже коллеги:

«Была на приеме бывшая церковным старостой в Княжестровской церкви Холмогорского района Павловская П.И. с жалобой на быв. настоятеля церкви Попова И.Т., что она не может с 1948 года за исполнение обязанностей старосты получить 100 рублей. Для разрешения этого вопроса я ее направил к благочинному Вотчинскому».

Продолжение истории:

«Два года обещал мне заплатить 100 руб. Ходила я за деньгами к Попову и благочинному Николаю Вотчинскому. Всюду мне говорили, что сейчас нет денег, подожди, заплатим, в то же время я видела, как священник Попов на церковные деньги пьянствует, зачастую валяется на улице. Однажды верующей соседке, показывая на пьяного священника Попова, я сказала: «вот ты несешь в церковь последние копейки, а он на твои деньги пьянствует. Соседка с этого дня престала ходить в церковь. Я тоже уже более года ничего не имею с церковью».

То есть отдельные современные «схемы» попы могли реализовывать и в те годы, хотя, конечно, размах не тот.

Многие попы открыто признавались, что покидают приходы по той причине, что не хватает денег, то есть никто не хочет их содержать. А вариант «служить» и работать — не вариант:

«Со стороны отдельных священников поступают заявления об уходе их приходов из-за малой доходности прихода и малой посещаемости церкви, так священник Богословской церкви Ошевенского сельсовета Приозерного района Фадеев А. подал заявление такого содержания: „Настоящим прошу Вас тов. Уполномоченный зарегистрировать в должности священника в церковь Прилуки Онежского района.

Мотивы к сему следующие:

1. Крайне слаб экономический приход. Народ неревностен к религии и индеферентен.

2. Жалование 300 руб.в месяц выплачивается с трудом и неаккуратно.

3. Посещаемость храма в праздники низкая, примерно 10-15 человек. Морально и материально продолжать здесь служить нежелательно.

К сему священник Арсений Фадеев. 6.XI-50 г.»

В теории кажется, что служитель культа должен искренне «окормлять» паству, а не покидать ее, ведь те 10-15 человек, как им кажется, нуждаются в «духовном просвещении». Однако ради выгоды «святой» поп попросту уходит из одной точки в другую.

По этому поводу также есть и другое свидетельство:

«На небольшую посещаемость церкви и малую доходность прихода недоволен священник Ладыгинского сельсовета Каргопольского района Посадсков А. Ст. Он заявил: “Верующие в церковь перестали ходить. В воскресные и праздничные дни бывает 2-3 человека, а в отдельные дни ни одного человека. Назначенную зарплату не получаю, приходится ходить по домам верующих собирать подаяния.». — Посадсков собирается уходить за штат».

В связи с данным вопросом интерес вызывает то, сколько все же зарабатывали тогда священники, если учесть, что средней зарплатой была 700 рублей:

«Большинство священников сельской местности, несмотря на небольшие доходы, остаются в приходах. Зарплату получают они небольшую от 200 до 500 руб. в месяц. В городах священники получают зарплату от 2000 до 2500 руб. в месяц. Кроме того получают за совершение религиозных обрядов на дому верующих до 400 руб. Из церквей городов священники из приходов никуда не уходят, т.к. они материально обеспечены».

Как видно, зарабатывали даже в 1950 году попы очень даже неплохо, но единственная их проблема — достаточно слабый спрос, плюс лишние расходы и, конечно, налоги, в том числе налог на сбыт культовой продукции.

Доходы торговых точек в целом:

«Доходы всех церквей в 1950 году уменьшились в сравнении с 1949 годом на 250 тыс.руб. В 1950 году они составили по области 2 670 700 руб., при этом доходы 10 приходов города составляют 2 080 000 руб. или 78% доходов церквей, на селе составляют 22%.

В 1950 году низкие доходы церквей на селе: Ошевенский Приозерного района — 6350 руб., с. Каменка Онежского района — 7000 руб., с. Луда Беломорского района — 9000 руб.

Наивысшие доходы церквей на селе: Устьевской Красноборского района — 120000 руб., Кивокурской Черевковского района 48000 руб. и т.д.

Наивысшие доходы церквей городов в 1950 году: Ильинский собор г. Архангельска — 770 тыс.руб., Соломбальской церкви — 400 тыс.руб., г. Котлас — 290 т.р., г. Вельск — 140 тыс.руб.»

Можно сделать однозначный вывод, что для узкой церковной группы даже в Архангельской области явно было прибыльно заниматься «духовными делами». Но условный пирог был меньше нынешнего раз в 100.

по материалам https://mywebs.su/blog/cccp/41739/

****************************************

Так что не было ни каких гоненний и притеснений в отношении священнослужителей и верующих в СССР, это все мифы, которые сегодня культивируют антисоветчики.Если какие то и были ограничения они были справедливы,законны  и обоснованны.Но мракобесы этого не поймут, впрочем и статья не для них , а для здравомыслящих прогрессивных людей.Прыхожанки  Ау вы где??????

Моя Родина - Советский Союз

Донбасс всё ближе

Свершилось! Своим решением о внесении изменений в Указ президента №187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на получение гражданство РФ в уп...

Плата за спасение России

Мне часто говорят те кто постоянно критикует Путина за его противоречивую внутреннею политику, о том что Путин есть "ставленник Ельцина", верный продолжатель дела ЕБНа в распродаже Росс...

Как Костя Сёмин спалил всю агентуру

Унтер-офицерская вдова опять сама себя высекла… Мне даже не надо ничего делать, чтобы срывать маски с вместолевых. Им достаточно раскрыть рот, и они сами себя прекрасно дискредитируют &ndash...

Загрузка...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    О сепаратном мире и развале страны.Что было бы, если бы не было Октябрьской революции.

    Из интервью А. Ф. Керенского журналисту французского радио Р. Лютенью, 1953 г.:- ...Мы восстановили независимость Финляндии. Она была аннексирована Россией в ходе наполеоновских войн и вошла в империю В качестве независимого государства, заключившего союз лично с императором. В царствование Николая II многие права Финляндии были отменены, что, естествен...
    871

    Как белогвардейцы "бились" за русский народ. Из Хроники белого террора.

    "6 июля 1918 г. в ответ на мученическую смерть захваченного красноармейским отрядом командира дроздовского полка М. А. Жебрака под Белой Глиной (согласно белым мифотворчествам, был сожжен заживо, а на самом деле погиб под пулемётным огнём при атаке на позиции Красной Армии - прим.адм), а также на смерть захваченных в плен других дроздовцев, командир 3-й...
    912

    Национальная безопасность и национальная бедность – как они связаны?

    Минтруд России прогнозирует увеличение в 2020 году в 1,6 раза численности безработных предпенсионеров. Это может произойти в связи с массовой регистрацией в качестве безработных на фоне реализации проекта «Старшее поколение».Среднемесячная численность официально зарегистрированных безработных предпенсионного возраста в 2020 году составит 150,2 тыс. чело...
    239

    Письмо к советским коммунистам

    Уважаемые советские коммунисты!Я не уполномочен говорить за всех, потому что, вполне может быть, кому-то не хватало в СССР бандитов, проституток, ментов-палачей, безработицы, чиновников-коррупционеров, терактов, инфляции, межнациональных конфликтов, беженцев, платного образования и платной медицины, тупых сериалов и бездарной попсы по телевизору, церкве...
    719

    Переименование Мурманска в Романов-на-Мурмане откладывается

    Негодование жителей Мурманска вызвала петиция о переименовании города-героя Мурманска в Романов-на-Мурмане. Об этом 13 июля сообщает корреспондент ИА Красная Весна.Обращение, размещенное на сайте «Петиция президенту», набрало 743 голоса против идеи смены названия города. При этом за данную инициативу отдано лишь 139 голосов. Кроме того, жи...
    307

    Николай Второй - миф о добром царе

    Говорят, Николай Второй расстрелял совсем немного народу - всего каких-то пару тысяч человек, не чета, мол, он "кровавому тирану Сталину". Но зато как он их расстрелял! Мирные, безоружные люди пришли к царю с хоругвями, с иконами и портретами монарха, с церковным песнопением; они искренне верили, что батюшка-царь любит их, что он за них заступится, высл...
    195

    Пенсионер в СССР и России: Как у стариков украли достойную жизнь

    Советские граждане на заслуженном отдыхе не чувствовали себя изгоями в собственной странеФото: PA Images/TASSВ середине июля 1956 года, как принято считать, в СССР ввели всеобщее пенсионное обеспечение. Но советскую пенсионную реформу с нынешней не сравнить. Пенсия в тот период рассчитывалась так. Если средняя заработная плата в рублях была до 50 рублей...
    1720

    Военно-стратегическая операция "Анадырь"

    12 июля 1962 г началась переброска советских войск и боевой техники на Кубу по плану "Анадырь". Это был самый крупный и напряженный ядерный кризис XX века периода «холодной войны». Этот кризис — классический пример ядерного устрашения для получения определенных политических выгод.Победил СССР, форпосту социализма в Центральной Америке — Кубе — обеспечен ...
    236

    Белый террор в Крыму кровавого барона Врангеля

    Что бы понять внутреннюю суть, идеологию такого явления как белый террор, нужно внимательно прочитать высказывание одного из его(террора) деятелей генерала Корнилова: «Мы шли к власти, чтобы вешать, а надо было вешать, чтобы прийти к власти»….Всё проигравшие: страну, проект, власть - нелюди, возомнившие себя спасителями народа и страны, имели лишь один ...
    389
    Luka Brazi 14 июля 11:19

    «Деньги — это бумага». 7 парадоксов Сергея Мавроди, которые поражают до сих пор

    Уважаемые читатели, вот интересная статья из сети  об аферисте С.Мавроди и его преступном детище МММ, которое ,обобрало до нитки огромное  количество наших соотечественников в 90 ые годы.Сначала я , кратко выскажу свое мнение об этом человеке и его  афере .Жалко ли мне этих людей, которых обобрал этот аферист.Ни сколько , не жалко ,эти люди были не дети...
    1456

    Медали СССР. Часть 1

    Медали СССР — государственные награды Советского Союза, призванные поощрить за особые заслуги в коммунистическом строительстве, защите социалистического Отечества, а также за иные особые заслуги перед государством и обществом. Медаль Золотая Звезда Героя Союза Советских Социалистических РеспубликНаграда была учреждена 1 августа 1939 года, ...
    639
    Luka Brazi 13 июля 21:12

    Бизнес-ланч по-чемезовски: телячьи щечки, гаспачо с крабом и пьяная груша

    Уважаемые читатели вот еще очень  интересный материал с сайта  pasmi.ru,о бесплатном питании власть имущих в нашей стране,такому питанию можно только позавидовать, решил выложить его здесь  на Конте. Свыше 2 тысяч рублей обойдется бюджету один обед для топ-менеджера компании «Вертолеты России», входящей в состав госкорпорации Сергея Чемезо...
    1025
    Luka Brazi 13 июля 20:39

    Как глава Совфеда Матвиенко работает на рейтинг Сталина

    Больше всего поражает та обыденность, с которой наши высшие чины относятся к вопиющим проблемам России. Пожар, потоп, закрытие школ и больниц, сверхсмертность – все это вызывает у них столь вялую реакцию, словно речь о каких-то мелких опечатках в казенном тексте, а не о пылающих страницах Книги Бытия. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, третий п...
    1119

    Почему в СССР было лучше?

    Здесь собраны наиболее распространенные ответы людей, которые ностальгируют по Советскому Союзу и считают, что современная Россия в подметки ему не годится." Социологи отмечают, что негативные представления об СССР все больше исчезают из массового образа государства. Россияне видят в Советах страну с социальной защитой, экономической стабильностью, дост...
    384

    АНТ-3 (Р-3) Первый полёт .

    АНТ-3 (Р-3) Первый полёт 10 июля 1925 года. После первых удачных полетов цельнометаллического АНТ-2, в начале 1924 г. Научный комитет Управления ВВС (НК УВВС) ЦАГИ задание в строительство цельнометаллического самолета-разведчика Р-3. Кроме этого ставились и другие накопить опыт проектирования металлических боевых летательных аппаратов, освоить гомологию ...
    311

    Конфликт на КВЖД

    10 июля 1929 года китайские милитаристы фактически захватывают КВЖД, арестовывают свыше 200 советских служащих дороги, 35 из них депортируют в СССР, что стало началом событий, известных в истории как "Конфликт на КВЖД". В российской истории благодаря талантливой строке Александра Твардовского «незнаменитой» принято называть советско-финскую войну 1939-19...
    911

    Лев Толстой умер – а власть, разоблаченная им беспощадно, по сей день жива

    Великий писатель земли русской Лев Толстой в пике его творческой жизни занял активную гражданскую позицию, выраженную в бескомпромиссной критике властей императорской России – часто весьма едкой и афористичной. Причем он нелестно отзывался не только о светской, но и о духовной власти, что стоило ему отлучения от церкви.Сегодня очень интересно вспомнить ...
    1436

    «Прости нас, Валериан!»

    В городе Куйбышеве Новосибирской области демонтировали памятник Валериану Куйбышеву. Убрать с исторического места память о том, чьим именем назван город, местные власти мечтали давно, однако на защиту монумента всегда вставали и куйбышевские коммунисты, и неравнодушные жители города.И вот недавно, в выходной день, когда коммунисты уехали на областную па...
    1282
    Luka Brazi 10 июля 20:06

    «Деньги есть. Ну, держитесь!»

    Известный журнал Forbes, имеющий пристрастие считать деньги в чужом кармане, предложил российским читателям новый список – чиновничье-депутатскую «сотню».Сотня эта, конечно же, условная – точнее, безусловно ложная, составленная по казенным декларациям. Тут мы не встретим имена истинных властных богатеев типа (бывших) штатного борца с коррупцией полковни...
    825
    Luka Brazi 9 июля 23:19

    Москва – город-Титаник, чей айсберг еще впереди

    Москва – это огромный фешенебельный Титаник, который на всех парах несется в ночную мглу. Пассажиры там пляшут и веселятся, считая себя баловнями удачи – и это действительно так. Но есть одно но.Что имеется в виду? Москва – огромный «пузырь», который федеральная власть усердно надувает последние лет 10. Главное для режима – отсутствие революций, а все р...
    453
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика