8 февраля отмечал день рождения Виктор Проскурин (1952), актер, с трудом сохранивший себя в профессии.
Особенностью Проскурина была способность влипать в скандалы на ровном месте, причем не из-за алкогольного буйства али хулиганства, а из-за принципиального характера.
В кино работник обувной фабрики Витя Проскурин попал случайно, исполнив одну из ролей в фильме «Орлята Чапая» (1968). Это все и решило, - абитуриент начал штурмовать театральные вузы.
Внешность у Проскурина была нестандартная, росточек маленький, волосы рыжие, глаза раскосые. Его всюду банили. В школе-студии МХАТа прямо указали на рост, в Щуке на глаза, в Щепке советовали вернуться на фабрику. Из ГИТИСа выгнали во время экзамена: кто-то из творческой комиссии нырнул под стол завязать шнурок на ботинке, а читающий Проскурин тоже наклонился, крича басню. Это сочли оскорблением.
Со второго раза Виктор все же поступил в Щуку.
Заканчивая ее в 1973, он уже сыграл Генку Ляпишева в «Большой перемене».
Первым театром, из которого Виктор ушел, была легендарная «Таганка» Юрия Любимова. Что да почему, Проскурин никогда не рассказывал. Он вообще крайне аккуратен на язык в своих историях про творческие неудачи. Не вписался и все.
Как актер Проскурин состоялся в «Ленкоме» Марка Захарова. Там у него было много хороших ролей.
Особенно Проскурину должен был запомниться день премьеры спектакля по Леониду Леонову «Вор», где он играл главную роль. Премьеру посетила пара Станислава Жданько и Валентины Малявиной (УДАР НОЖОМ ПО СОБСТВЕННОЙ СУДЬБЕ). Комплексующий провинциал Жданько, карьера которого никак не складывалась (фильм с его участием «Ошибки юности» положили на полку), адски завидовал Проскурину, заявив Малявиной: «Ведь я тоже смог бы сыграть эту роль хорошо… даже лучше».
Малявина вспоминала:
«Весь день до самого вечера Стас провел с Виктором у нас дома. Они пили кубинский ром. Виктор был в приподнятом премьерном настроении, а Стас — во взвинченном.
Когда Стас вдруг заговорил о своем стремлении перейти из Театра Вахтангова в «Ленком», у Виктора неосторожно вырвалось: «Кому ты там нужен?» Его реплика была бедой в тот день для крайне взвинченного Стаса. Уходя на вечерний спектакль, Виктор оставил его в ужасном состоянии».
Неизвестно, что именно произошло в тот вечер, ибо Малявина напускает туману, хотя за убийство Жданько отсидела именно она. Малявина дама такого рода, что все вокруг виноваты, а не крошка в белом. К данной трагедии она приплела Проскурина, чего уж одной-то.
«Я и по сей день не снимаю вины ни с себя, ни с Вити. Потому что это мы, именно мы упустили в тот день Стаса, не посчитались с его состоянием — а оно было ужасным. У Виктора было праздничное настроение удачливого премьера, я — занята собой и своими успехами. И мы его упустили».
Хорошо еще, что поход свидетелем по делу об убийстве не повредил карьере Проскурина. Он вступал в свой счастливый кинопериод.
Лучшие роли в кино Просурин сыграл в первой половине 1980-ых: «Однажды 20 лет спустя», «Пиковая дама», «Военно-полевой роман», «Жестокий романс», «Выйти замуж за капитана». Последний фильм сделал его без скидок звездой.
У Проскурина было главное качество актера, которое так долго не могли разглядеть приемные комиссии, - Личность. Есть личность и внешность дорисуется.
На волне киношного успеха актер упустил из виду театр. Ролей ему, снимающемуся, предлагали все меньше. Вызвав Марка Захарова на разговор, Проскурин на эмоциях срулил не туда и сгоряча написал заявление об уходе. Это была большая ошибка. Позже Проскурин будет неоднократно прощупывать почву для возвращения в «Ленком». Увы, не сложится.
Особый роман получился у Проскурина с театром имени Ермоловой. Первые годы после ухода из «Ленкома» он играл там интенсивно, поскольку в кино начали предлагать материал явно недостойный мастера.
В середине 1990-ых Проскурин пропал из зрительского поля, чему способствовала страшная авария. Несколько лет актер восстанавливался, разгуливая с тростью. Работу пришлось оставить и очень надолго, на годы. Проскурин сидел на ставке в театре, на сцену почти не выходя. Конец этому положил новый худрук Олег Меньшиков, подведя ситуацию с Проскуриным к увольнению. Также оказалась за бортом труппы Татьяна Догилева, и если та молчать не стала, выдав Меньшикову по первое число, то Проскурин и здесь сохранил лицо, промолчав.
Что такое настоящая слава? Это когда тебя нет в кино, а зритель волнуется, где ты. Проскурина снова начали снимать, правда, материала достойного картин первой половины 1980-ых ему так и не попалось.
Режиссерам все же стоит быть более внимательными. Под таких актеров, как Проскурин надо писать специальные сценарии.
Надеюсь все же увидеть актера в прекрасной роли. Годы ему еще играть позволяют.
Оценили 102 человека
118 кармы