Атомная бомба для Нью-Йорка и прочие настольные прелести.

0 1384

Фотография из архива Александра Потемкина

Фотография из архива Александра Потемкина

Для начала я решил сбросить атомную бомбу на Нью-Йорк. Противник был к этому готов и ответил развертыванием системы НОРАД в Канаде. Третья мировая опять откладывалась, а значит пришло время локальных конфликтов. Корейская война плавно переросла в индо-пакистанское противостояние, затем последовал развал Берлинской стены, так что судьба СССР повисла на волоске…

— Может, сыграем во что-то менее напряженное? — предложил я и полез на шкаф за новыми настольными играми.

Да-да, «объевшись» за время самоизоляции компьютерных игрищ и дождавшись момента, когда в гости, наконец, можно стало ходить по настроению, а не по пропуску, мы с удовольствием врезали по олдскулу — по «настолкам»!

Убийцы времени и источник лузлов

Настольные игры — это не изобретение XX или даже XIX века. Кости, шашки, шахматы, нарды, Го и иные похожие развлечения человечества известны с древних времен. Некоторые из этих игр вполне себе развились до международных видов спорта, но большинство так и осталось в статусе компанейских убийц времени и источников дружеских лузлов.

Вспомните залитые солнечным светом парки, в которых было не протолкнуться от шахматистов или восточные рынки, где все участники процесса больше гоняли в нарды, чем торговали. Или вот еще — столики во дворе, от которых доносился громогласный клич «Рыба!»

Да, это все — настольные игры. Простые, понятные и такие родные. Неслучайно каждый из нас сталкивался с этим миром в детстве. Наверняка вы помните настольные «путешествие вокруг света», «гонки» или, не приведи боги, «Монополия», которую в конце 80-х локализовали в СССР под названием «Менеджер».

Нет, ну серьезно, любой ребенок хоть раз да брал в руки кубики и погружался на картонном поле в «исследование» нашей планеты, а также расчерчивал «Морской бой» или «Точки» на вырванном из тетради двойном листочке. А уж какие цветные вкладки и мини-игры были в детских журналах! По-моему, последние страницы, где они печатались, были самыми затертыми до дыр.

Данное «советское наследство» уже вполне соответствовало стандартам классических настольных игр в нашем понимании, то есть картонным коробкам, содержащим какую-то историю, позволяющую окунуться в мир приключений и сражений.

Естественно, когда после распада СССР boardgame стали проникать на российский рынок, наши издатели хватались за что угодно, не особо разбираясь в жанрах, направлениях и, тем более, привлекательности для обычного человека той или иной «настолки». Так что испорченным впечатлением от всего этого обилия не совсем качественных игр мы «благодарны» хаосу 90-х.

Фотография из архива Александра Потемкина

Фотография из архива Александра Потемкина

Сегодня ситуация абсолютно иная. Выбор действительно хороших настольных игр от лучших мировых производителей ставит перед желающими украсить «настолкой» свой досуг другую проблему: «А во что играть-то? И как? Я же в этом ни бельмеса не смыслю!»

Давайте взглянем на имеющееся многообразие с позиции не увлеченных своим хобби гиков, а обычных людей.

Для начала стоит ответить себе на самый важный в настольных играх вопрос: «С кем я буду в это играть»? Ну, не будем же мы в разудалой компании на природе раскладывать военную стратегию? А вот что-то простое и динамичное зайдет как раз на «ура».

Исходя из своего пусть небольшого, но все же опыта, я разделил настольные игры на три основные категории: компанейские, семейные и «для увлеченных».

Люблю запах напалма по утрам

Компанейские игры — это те, в которых правила достаточно просты, чтобы быть воспринятыми в любом (ну, хорошо-хорошо, после полбутылки крепкого алкоголя уже не совсем в любом) состоянии абсолютно новым в этом деле человеком. К таким играм можно отнести «UNO», «Dixit», «Имаджинариум», «Взрывные котята», «Активити», «Крокодил», «Мафия», «Бэнг», «Манчкин», «Кошмариум» и многие-многие другие.

Поверьте, ваша вечеринка заиграет совершенно новыми красками после десятка раундов в «Крокодила», отчаянных ковбойских перестрелок в «Бэнге» или поисками бандитов в «Мафии», а уж после пары кругов в «Диксит» вы начнете смотреть на своих товарищей абсолютно другими глазами!

Правила «Диксита» очень просты: игроки по очереди выкладывают на стол втемную карту и загадывают ассоциацию, наиболее приближенную к изображению. Другие игроки выбирают из своих карт подходящие под эту ассоциацию и также выкладывают их на стол втемную. Далее все карты вскрываются, и игроки пытаются угадать, какую же карта была загадана изначально. Да, автор, абсолютно безвозмездно признается в любви к этой игре, так как был в свое время подкуплен прекраснейшими иллюстрациями, простейшими правилами на поиск ассоциаций и глубочайшими возможностями анализа.

Фотография из архива Александра Потемкина

Фотография из архива Александра Потемкина

В нашей компании вершина «Диксита» была достигнута вашим покорным слугой, загадавшим на картинку с кольцом и длинной девичьей косой фразу «Я люблю запах напалма по утрам…. Это запах победы», проводя тем самым цепочку ассоциаций «Сержант на пляже во Вьетнаме — Апокалипсис сегодня — Полет Валькирий — Кольцо Нибелунгов».

Самое хорошее, что в компанейские игры можно сыграть быстро и ненавязчиво. Если же кому-то придется бежать в магазин, то он смело может пропустить пару раундов - вреда и расстройства от этого никому не будет. Более того, уж простите за такое мнение, «настолки» этого типа даже приобретают особый шарм, когда играющие «под это дело» употребляют легкий алкоголь.

Главное правило — держать пинты с пивом или бокалы с красным вином вне игрового поля. То есть вообще, где угодно, только не рядом с игрой. А то в случае инцидента придется новую коробку.

Реклама

Штурм за сутки до банкротства

С семейными играми другая история. Ваша вторая половинка может быть изначально равнодушна ко всему этому перфомансу, а дети еще слишком малы, чтобы заинтересоваться «настолками», но уж если их зацепит, то у вас под рукой всегда должна быть коробка с игрой для всех. Ее правила должны быть достаточно понятны и просты, чтобы все участники процесса не забывали их даже после долгого перерыва.

Тут приходит время бессмертной классики: «Каркассон», «Колонизаторы», «Билет на поезд», «Саграда», «Пэчворк», «Маленький мир», «Роскошь», «Шакал», «Пандемия» и многие другие. Российский тираж последней, кстати, был раскуплен у издателя в начале режима самоизоляции буквально за пару недель.

В «Пандемии» участники игры объединяются, чтобы спасти мир от одновременной эпидемии четырех различных вирусов. Каждый из игроков берет себе какую-то роль: врача, ученого, инженера, авиадиспетчера и т.д. За определенное число ходов надо успеть изобрести лекарства от всех болезней и не дать пандемии распространиться по всему миру. При этом сама игра будет вам подкидывать время от времени какие-то новые вводные:

— то в Каире начнется вспышка Черной чумы;

— то в Киншасе уже почти побежденный вирус Эбола разрастется так, что отсечет южную часть африканского континента;

— то в Шанхае опять кто-то чихнет, да так, что…

Словом, скучать не придется!

Для старшего поколения отлично зайдет прекрасно оформленная игра-головоломка «Саграда», посвященная витражам из одноимённого Храма Святого Семейства в Барселоне.

Фотография из архива Александра Потемкина

Фотография из архива Александра Потемкина

У каждого игрока имеется свое поле емкостью 4х5 ячеек, которое надо заполнить кубиками пятью различных цветов. Элемент случайности достигается тем, что в начале хода текущий игрок берет из общего пула кубики втемную и бросает их. Далее игроки по очереди берут выложенные кубики и заполняют ими свои игровые планшеты, соблюдая два нехитрых правила: нельзя ставить перпендикулярно и параллельно кубы одного цвета или одного значения. Казалось бы, нехитрая схема! Но к концу партии схватки за нужный куб достигают апогея, а попытки вывернуться и выполнить поставленную задачу напоминают мозговой штурм в крупной корпорации за сутки до банкротства.

Как тут не выпить бокал «Сангрии» за удачное завершение проекта? Безусловно — выпить!

Как вы относитесь к монстрам?

У автора в списке семейных игр есть личный фаворит — «Ticket to Ride», он же «Билет на поезд» в русской локализации. Да, многие «настольщики» при этом сморщат носы и дружно начнут гундеть «Ой, ну это же такая простота».

Ага.

Именно, что простота, доброта и соревнование, которое открывает мир настольных игр для любого желающего.

На игровом поле мы видим примерную карту какой-нибудь территории: Америки, Европы, Скандинавии и т.п. По этой местности между городами намечены железнодорожные пути, которые нам предстоит построить. Процесс строительства прост до неприличия: вы отдаете с руки игровые карты, совпадающие по цвету с цветом нужного нам перегона, и выставляете на поле вагоны своего цвета, тем самым блокируя для остальных игроков этот маршрут.

Если карт не хватает, то вместо строительства их можно добрать из общего пула. При этом выигрывает не тот, кто первым потратил все свои вагоны, а тот, кто набрал больше всего очков за построенные перегоны и выполненные маршруты по соединению удаленных друг от друга городов. Поверьте на слово — рубка за столом в «Билете…» идет нешуточная.

В юбилейной версии игры, вышедшей к ее десятилетию, обычные вагоны игрока заменяются на художественно изготовленные. Пользуясь правом хозяина коробки, автор играет только теми, которые изображают бочки с виски. Правда, с учетом того, что игра идет на «американской» карте, очень сложно понять, что же в них перевозится: канадский Black Velvet, кентуккийский Jim Beam или вообще контрабандный Jameson, выгруженный в Бостоне?..

Понятно, что семейные игры чуть посложнее, чем компанейские, но это вообще ни разу не страшно. Сие проверено на нескольких десятках знакомых и незнакомых людей различного возраста от 8 до 60 лет, каждый из которых достаточно быстро входил во вкус доселе незнакомой игры.

Фотография из архива Александра Потемкина

Фотография из архива Александра Потемкина

Да, для детей тоже найдется место за таким столом. Скажем, сын автора достаточно рано начал вполне себе по-взрослому гонять в «настолки», быстро разбираясь, казалось бы, в зубодробительных правилах.

Важная деталь — вовсе необязательно играть друг против друга. На рынке сейчас существует множество «настолок», которые предлагают не только игру в символического «Царя горы», но и вполне себе совместное предприятие против стороннего оппонента. К таковым относятся знаменитые «Ужас Аркхэма», «Древний Ужас», «Ктулху: смерть может умереть» и прочие игрули, где участникам в роли сыщиков предстоит бороться с Древними богами (да-да, Ктулху в комплект входит!). Но есть «но».

Для семьи эти хтонические наборы могут оказаться ну уж очень занудными по подготовке и объяснению правил (на самом деле не самых сложных), что навсегда отобьет у ваших родственников любое желание садиться за «настолки». Так что перед тем, как начать раскладывать на столе карточки и фишки, не кисло было бы сначала прощупать почву. Мол, уважаемая семья, мы знаем друг друга не первый год, так что настала пора прояснить один вопрос раз и навсегда — как вы относитесь к монстрам из иных измерений?..

Реклама

Аннигиляция, эль и бардак
Впрочем, сам «Древний ужас» (он куда как более гуманен к игрокам, чем «Ужас Аркхэма») стоит отнести уже к играм «для увлеченных». При этом разнообразие «настолок» в этой категории настолько огромно, что перечислять их просто-напросто бессмысленно.

Тут, например, имеются военные игры (варгеймы), моделирующие абстрактно или более-менее приближено к реальности боевые действия. Для любителей попроще есть «Песня льда и огня» (игра с миниатюрами, моделирующая сражения Великих Домов Вестероса), «Memoir’44» (несложная стратегия ротно-батальонного уровня с гексами как в Panzer General), серия игр «Axis and Allies» (можно попробовать себя в качестве главного стратега стран Оси или Союзников) или «Сумеречная борьба», в которой игроки пытаются забороть супостата, отыгрывая за США или СССР в Холодной войне.

Опять важная деталь — превозмогать надо так, чтобы дело не дошло до аннигиляции нашей планеты в заревах ядерных взрывов. Побеждать — побеждай, но перебарщивать не стоит!

Скромно умолчим о табунах и отарах варгеймах с миниатюрами наподобие Warhammer, Infinity, Malifaux, Flame of War, Star wars и прочее, и прочее, и прочее. Просто знайте, что такие тоже есть в товарных количествах.

Фотография из архива Александра Потемкина

Фотография из архива Александра Потемкина

Да, к слову, автор искренне считает «Сумеречную борьбу» одной из самых интересных и глубоких дуэльных игр, в которой от победы или поражения может отделять всего один удачный ход.

Особый шарм этой «настолке» добавляет оформление, которое задействует ни много ни мало все самые известные политические события с 1946 по 1990 год. Тут тебе и воздушный мост в Берлин, и Карибский кризис, и покушение на Кеннеди, и войны во Вьетнаме - Афганистане, движение хиппи, Iron Lady по фамилии Тэтчер и многое другое.

Для желающих в правилах есть отдельная справка по каждому событию. Добавьте к этому проработанную механику и продуманный движок игры, не дающий расслабиться ни на минуту, и вы поймете, почему «Сумеречная борьба» долгое время возглавляла рейтинг настольных игр всех времен и народов на сайте https://boardgamegeek.com/<....

Любителям поиграть в РПГ, полазить по подземельям и постучать чудовищ по голове тяжелыми предметами, можно порекомендовать dungeon-приключения «Кромешная тьма», «Descent: Странствия во тьме», «Хеллбой», «Gloomhaven: мрачная гавань» и им подобные. И не стоит морщить нос и ворчать, мол, «опять эльфы и магия».

Да эльфы, да магия. Ой, будто никто не играл на компьютере в «Might and Magic», «Baldur’s gate» или тот же «Дьябло».

Создаем персонажей или получаем готовых, после чего весело и со свистом топочем на поиски приключений. Правда, иногда, когда приключения нас таки находят, мы уже не рады и лежим мертвехонькие, но зато нескучно, черт побери! Опять же, пока товарищи заняты спасением (спойлер: нет) вашего тела, можно неспешно налить себе эля и со стороны понаблюдать за творящимся бардаком.

В качестве варианта попроще могу порекомендовать «Зомбицид: черная чума», «О мышах и тайнах», «Плюшевые сказки» и им подобных представители жанра. Весело, быстро и совсем не страшно!

Самый же большой раздел «настолок для увлеченных» наполнен играми, победу в которых игроки добывают что-то добывая, покупая, продавая, строя, комбинируя или иным заумным способом зарабатывая себе победные очки.

Такие стратегии образуют жанр, называемый «евро-игры». Пытаться перечислить хоть малую часть оттуда просто нереально: «Brass», «Ла-Гранха», «Цивилизация», «Виноделие», «Доминион», «7 чудес», «Серп», «Орлеан», «Конкордия», «Кубарем по Галактике», «Master of Orion», «Кланы Каледонии», «Гавр», «Покорение Марса», «Сумерки Империи» и так далее, и тому подобное.

Если в вашей компании люди любят продумывать стратегию и тактику, просчитывать возможные варианты развития ситуаций и наблюдать, как под их мудрым руководством растут империи, то милости просим. В процессе игры, кстати, можно будет выпить вина или чего покрепче за успешное предприятие. Ну, как говорится, чтобы Рим стоял!

Фотография из архива Александра Потемкина

Фотография из архива Александра Потемкина

Помимо всего вышеописанного, есть еще:

— игры на контроль территории, которые совмещают в себе стратегии и евро («Blood rage», «Кемет», «Киклады», «Восходящее солнце»);

— настольные детективы, где игроки расследуют преступление по уликам, которые подбрасываются им внешней силой («Агентство В.Р.Е.М.Я», «Шерлок Холмс, детектив консультант»);

— кооперативные игры, где игрокам необходимо чем-то совместно управлять или («Подводная лодка», «Это моя война», «Мертвый сезон»);

— куча куч других прибабахнутых игр, совмещающих в себе все мыслимые жанры.

Простой способ двинуть кони

Как же купить то, во что действительно будет интересно играть вам и вашей компании?

Гм… Рекомендую использовать простой, но действенный способ. Надо всего лишь двинуть кони… пардон! - ноги в магазин настольных игр. Такие заведения давно уже не являются пристанищем гиков — они превратились во вполне профессиональные торговые точки, где вас с удовольствием проконсультируют на предмет содержания каждой из представленных на витрине коробок.

Со своей стороны автор может неназойливо посоветовать обратить внимание на игры, упомянутые в нашей статье. Честное слово — о плохом не рассказываем.

Что еще можно добавить?

Настольные игры — это не «игрушки для взрослых детей», не увлечение для задротов и не только шахматы с домино. На самом деле, настольные игры, это прекрасный способ поддержать настроение в любой компании, собрать вечером вместе семью за одним столом, вынуть детей из гаджетов и раскрасить серые будни фейерверком пусть и настольных, но самых настоящих приключений.

Фотография из архива Александра Потемкина

Фотография из архива Александра Потемкина

Словом — вперед! А автор пошел дальше возиться с атомной бомбой для Нью-Йорка…

Александр Потемкин

Фотография из архива Александра Потемкина
 
Фотография из архива Александра Потемкина

Для начала я решил сбросить атомную бомбу на Нью-Йорк. Противник был к этому готов и ответил развертыванием системы НОРАД в Канаде. Третья мировая опять откладывалась, а значит пришло время локальных конфликтов. Корейская война плавно переросла в индо-пакистанское противостояние, затем последовал развал Берлинской стены, так что судьба СССР повисла на волоске…

— Может, сыграем во что-то менее напряженное? — предложил я и полез на шкаф за новыми настольными играми.

Да-да, «объевшись» за время самоизоляции компьютерных игрищ и дождавшись момента, когда в гости, наконец, можно стало ходить по настроению, а не по пропуску, мы с удовольствием врезали по олдскулу — по «настолкам»!

Убийцы времени и источник лузлов

Настольные игры — это не изобретение XX или даже XIX века. Кости, шашки, шахматы, нарды, Го и иные похожие развлечения человечества известны с древних времен. Некоторые из этих игр вполне себе развились до международных видов спорта, но большинство так и осталось в статусе компанейских убийц времени и источников дружеских лузлов.

Вспомните залитые солнечным светом парки, в которых было не протолкнуться от шахматистов или восточные рынки, где все участники процесса больше гоняли в нарды, чем торговали. Или вот еще — столики во дворе, от которых доносился громогласный клич «Рыба!»

Да, это все — настольные игры. Простые, понятные и такие родные. Неслучайно каждый из нас сталкивался с этим миром в детстве. Наверняка вы помните настольные «путешествие вокруг света», «гонки» или, не приведи боги, «Монополия», которую в конце 80-х локализовали в СССР под названием «Менеджер».

Нет, ну серьезно, любой ребенок хоть раз да брал в руки кубики и погружался на картонном поле в «исследование» нашей планеты, а также расчерчивал «Морской бой» или «Точки» на вырванном из тетради двойном листочке. А уж какие цветные вкладки и мини-игры были в детских журналах! По-моему, последние страницы, где они печатались, были самыми затертыми до дыр.

Данное «советское наследство» уже вполне соответствовало стандартам классических настольных игр в нашем понимании, то есть картонным коробкам, содержащим какую-то историю, позволяющую окунуться в мир приключений и сражений.

Естественно, когда после распада СССР boardgame стали проникать на российский рынок, наши издатели хватались за что угодно, не особо разбираясь в жанрах, направлениях и, тем более, привлекательности для обычного человека той или иной «настолки». Так что испорченным впечатлением от всего этого обилия не совсем качественных игр мы «благодарны» хаосу 90-х.

 
Фотография из архива Александра Потемкина
 
Фотография из архива Александра Потемкина

Сегодня ситуация абсолютно иная. Выбор действительно хороших настольных игр от лучших мировых производителей ставит перед желающими украсить «настолкой» свой досуг другую проблему: «А во что играть-то? И как? Я же в этом ни бельмеса не смыслю!»

Давайте взглянем на имеющееся многообразие с позиции не увлеченных своим хобби гиков, а обычных людей.

Для начала стоит ответить себе на самый важный в настольных играх вопрос: «С кем я буду в это играть»? Ну, не будем же мы в разудалой компании на природе раскладывать военную стратегию? А вот что-то простое и динамичное зайдет как раз на «ура».

Исходя из своего пусть небольшого, но все же опыта, я разделил настольные игры на три основные категории: компанейские, семейные и «для увлеченных».

Люблю запах напалма по утрам

Компанейские игры — это те, в которых правила достаточно просты, чтобы быть воспринятыми в любом (ну, хорошо-хорошо, после полбутылки крепкого алкоголя уже не совсем в любом) состоянии абсолютно новым в этом деле человеком. К таким играм можно отнести «UNO», «Dixit», «Имаджинариум», «Взрывные котята», «Активити», «Крокодил», «Мафия», «Бэнг», «Манчкин», «Кошмариум» и многие-многие другие.

Поверьте, ваша вечеринка заиграет совершенно новыми красками после десятка раундов в «Крокодила», отчаянных ковбойских перестрелок в «Бэнге» или поисками бандитов в «Мафии», а уж после пары кругов в «Диксит» вы начнете смотреть на своих товарищей абсолютно другими глазами!

Правила «Диксита» очень просты: игроки по очереди выкладывают на стол втемную карту и загадывают ассоциацию, наиболее приближенную к изображению. Другие игроки выбирают из своих карт подходящие под эту ассоциацию и также выкладывают их на стол втемную. Далее все карты вскрываются, и игроки пытаются угадать, какую же карта была загадана изначально. Да, автор, абсолютно безвозмездно признается в любви к этой игре, так как был в свое время подкуплен прекраснейшими иллюстрациями, простейшими правилами на поиск ассоциаций и глубочайшими возможностями анализа.

 
Фотография из архива Александра Потемкина
 
Фотография из архива Александра Потемкина

В нашей компании вершина «Диксита» была достигнута вашим покорным слугой, загадавшим на картинку с кольцом и длинной девичьей косой фразу «Я люблю запах напалма по утрам…. Это запах победы», проводя тем самым цепочку ассоциаций «Сержант на пляже во Вьетнаме — Апокалипсис сегодня — Полет Валькирий — Кольцо Нибелунгов».

Самое хорошее, что в компанейские игры можно сыграть быстро и ненавязчиво. Если же кому-то придется бежать в магазин, то он смело может пропустить пару раундов - вреда и расстройства от этого никому не будет. Более того, уж простите за такое мнение, «настолки» этого типа даже приобретают особый шарм, когда играющие «под это дело» употребляют легкий алкоголь.

Главное правило — держать пинты с пивом или бокалы с красным вином вне игрового поля. То есть вообще, где угодно, только не рядом с игрой. А то в случае инцидента придется новую коробку.

Штурм за сутки до банкротства

С семейными играми другая история. Ваша вторая половинка может быть изначально равнодушна ко всему этому перфомансу, а дети еще слишком малы, чтобы заинтересоваться «настолками», но уж если их зацепит, то у вас под рукой всегда должна быть коробка с игрой для всех. Ее правила должны быть достаточно понятны и просты, чтобы все участники процесса не забывали их даже после долгого перерыва.

Тут приходит время бессмертной классики: «Каркассон», «Колонизаторы», «Билет на поезд», «Саграда», «Пэчворк», «Маленький мир», «Роскошь», «Шакал», «Пандемия» и многие другие. Российский тираж последней, кстати, был раскуплен у издателя в начале режима самоизоляции буквально за пару недель.

В «Пандемии» участники игры объединяются, чтобы спасти мир от одновременной эпидемии четырех различных вирусов. Каждый из игроков берет себе какую-то роль: врача, ученого, инженера, авиадиспетчера и т.д. За определенное число ходов надо успеть изобрести лекарства от всех болезней и не дать пандемии распространиться по всему миру. При этом сама игра будет вам подкидывать время от времени какие-то новые вводные:

— то в Каире начнется вспышка Черной чумы;

— то в Киншасе уже почти побежденный вирус Эбола разрастется так, что отсечет южную часть африканского континента;

— то в Шанхае опять кто-то чихнет, да так, что…

Словом, скучать не придется!

Для старшего поколения отлично зайдет прекрасно оформленная игра-головоломка «Саграда», посвященная витражам из одноимённого Храма Святого Семейства в Барселоне.

 
Фотография из архива Александра Потемкина
 
Фотография из архива Александра Потемкина

У каждого игрока имеется свое поле емкостью 4х5 ячеек, которое надо заполнить кубиками пятью различных цветов. Элемент случайности достигается тем, что в начале хода текущий игрок берет из общего пула кубики втемную и бросает их. Далее игроки по очереди берут выложенные кубики и заполняют ими свои игровые планшеты, соблюдая два нехитрых правила: нельзя ставить перпендикулярно и параллельно кубы одного цвета или одного значения. Казалось бы, нехитрая схема! Но к концу партии схватки за нужный куб достигают апогея, а попытки вывернуться и выполнить поставленную задачу напоминают мозговой штурм в крупной корпорации за сутки до банкротства.

Как тут не выпить бокал «Сангрии» за удачное завершение проекта? Безусловно — выпить!

Как вы относитесь к монстрам?

У автора в списке семейных игр есть личный фаворит — «Ticket to Ride», он же «Билет на поезд» в русской локализации. Да, многие «настольщики» при этом сморщат носы и дружно начнут гундеть «Ой, ну это же такая простота».

Ага.

Именно, что простота, доброта и соревнование, которое открывает мир настольных игр для любого желающего.

На игровом поле мы видим примерную карту какой-нибудь территории: Америки, Европы, Скандинавии и т.п. По этой местности между городами намечены железнодорожные пути, которые нам предстоит построить. Процесс строительства прост до неприличия: вы отдаете с руки игровые карты, совпадающие по цвету с цветом нужного нам перегона, и выставляете на поле вагоны своего цвета, тем самым блокируя для остальных игроков этот маршрут.

Если карт не хватает, то вместо строительства их можно добрать из общего пула. При этом выигрывает не тот, кто первым потратил все свои вагоны, а тот, кто набрал больше всего очков за построенные перегоны и выполненные маршруты по соединению удаленных друг от друга городов. Поверьте на слово — рубка за столом в «Билете…» идет нешуточная.

В юбилейной версии игры, вышедшей к ее десятилетию, обычные вагоны игрока заменяются на художественно изготовленные. Пользуясь правом хозяина коробки, автор играет только теми, которые изображают бочки с виски. Правда, с учетом того, что игра идет на «американской» карте, очень сложно понять, что же в них перевозится: канадский Black Velvet, кентуккийский Jim Beam или вообще контрабандный Jameson, выгруженный в Бостоне?..

Понятно, что семейные игры чуть посложнее, чем компанейские, но это вообще ни разу не страшно. Сие проверено на нескольких десятках знакомых и незнакомых людей различного возраста от 8 до 60 лет, каждый из которых достаточно быстро входил во вкус доселе незнакомой игры.

 
Фотография из архива Александра Потемкина
 
Фотография из архива Александра Потемкина

Да, для детей тоже найдется место за таким столом. Скажем, сын автора достаточно рано начал вполне себе по-взрослому гонять в «настолки», быстро разбираясь, казалось бы, в зубодробительных правилах.

Важная деталь — вовсе необязательно играть друг против друга. На рынке сейчас существует множество «настолок», которые предлагают не только игру в символического «Царя горы», но и вполне себе совместное предприятие против стороннего оппонента. К таковым относятся знаменитые «Ужас Аркхэма», «Древний Ужас», «Ктулху: смерть может умереть» и прочие игрули, где участникам в роли сыщиков предстоит бороться с Древними богами (да-да, Ктулху в комплект входит!). Но есть «но».

Для семьи эти хтонические наборы могут оказаться ну уж очень занудными по подготовке и объяснению правил (на самом деле не самых сложных), что навсегда отобьет у ваших родственников любое желание садиться за «настолки». Так что перед тем, как начать раскладывать на столе карточки и фишки, не кисло было бы сначала прощупать почву. Мол, уважаемая семья, мы знаем друг друга не первый год, так что настала пора прояснить один вопрос раз и навсегда — как вы относитесь к монстрам из иных измерений?..

Аннигиляция, эль и бардак
Впрочем, сам «Древний ужас» (он куда как более гуманен к игрокам, чем «Ужас Аркхэма») стоит отнести уже к играм «для увлеченных». При этом разнообразие «настолок» в этой категории настолько огромно, что перечислять их просто-напросто бессмысленно.

Тут, например, имеются военные игры (варгеймы), моделирующие абстрактно или более-менее приближено к реальности боевые действия. Для любителей попроще есть «Песня льда и огня» (игра с миниатюрами, моделирующая сражения Великих Домов Вестероса), «Memoir’44» (несложная стратегия ротно-батальонного уровня с гексами как в Panzer General), серия игр «Axis and Allies» (можно попробовать себя в качестве главного стратега стран Оси или Союзников) или «Сумеречная борьба», в которой игроки пытаются забороть супостата, отыгрывая за США или СССР в Холодной войне.

Опять важная деталь — превозмогать надо так, чтобы дело не дошло до аннигиляции нашей планеты в заревах ядерных взрывов. Побеждать — побеждай, но перебарщивать не стоит!

Скромно умолчим о табунах и отарах варгеймах с миниатюрами наподобие Warhammer, Infinity, Malifaux, Flame of War, Star wars и прочее, и прочее, и прочее. Просто знайте, что такие тоже есть в товарных количествах.

 
Фотография из архива Александра Потемкина
 
Фотография из архива Александра Потемкина

Да, к слову, автор искренне считает «Сумеречную борьбу» одной из самых интересных и глубоких дуэльных игр, в которой от победы или поражения может отделять всего один удачный ход.

Особый шарм этой «настолке» добавляет оформление, которое задействует ни много ни мало все самые известные политические события с 1946 по 1990 год. Тут тебе и воздушный мост в Берлин, и Карибский кризис, и покушение на Кеннеди, и войны во Вьетнаме - Афганистане, движение хиппи, Iron Lady по фамилии Тэтчер и многое другое.

Для желающих в правилах есть отдельная справка по каждому событию. Добавьте к этому проработанную механику и продуманный движок игры, не дающий расслабиться ни на минуту, и вы поймете, почему «Сумеречная борьба» долгое время возглавляла рейтинг настольных игр всех времен и народов на сайте https://boardgamegeek.com/.

Любителям поиграть в РПГ, полазить по подземельям и постучать чудовищ по голове тяжелыми предметами, можно порекомендовать dungeon-приключения «Кромешная тьма», «Descent: Странствия во тьме», «Хеллбой», «Gloomhaven: мрачная гавань» и им подобные. И не стоит морщить нос и ворчать, мол, «опять эльфы и магия».

Да эльфы, да магия. Ой, будто никто не играл на компьютере в «Might and Magic», «Baldur’s gate» или тот же «Дьябло».

Создаем персонажей или получаем готовых, после чего весело и со свистом топочем на поиски приключений. Правда, иногда, когда приключения нас таки находят, мы уже не рады и лежим мертвехонькие, но зато нескучно, черт побери! Опять же, пока товарищи заняты спасением (спойлер: нет) вашего тела, можно неспешно налить себе эля и со стороны понаблюдать за творящимся бардаком.

В качестве варианта попроще могу порекомендовать «Зомбицид: черная чума», «О мышах и тайнах», «Плюшевые сказки» и им подобных представители жанра. Весело, быстро и совсем не страшно!

Самый же большой раздел «настолок для увлеченных» наполнен играми, победу в которых игроки добывают что-то добывая, покупая, продавая, строя, комбинируя или иным заумным способом зарабатывая себе победные очки.

Такие стратегии образуют жанр, называемый «евро-игры». Пытаться перечислить хоть малую часть оттуда просто нереально: «Brass», «Ла-Гранха», «Цивилизация», «Виноделие», «Доминион», «7 чудес», «Серп», «Орлеан», «Конкордия», «Кубарем по Галактике», «Master of Orion», «Кланы Каледонии», «Гавр», «Покорение Марса», «Сумерки Империи» и так далее, и тому подобное.

Если в вашей компании люди любят продумывать стратегию и тактику, просчитывать возможные варианты развития ситуаций и наблюдать, как под их мудрым руководством растут империи, то милости просим. В процессе игры, кстати, можно будет выпить вина или чего покрепче за успешное предприятие. Ну, как говорится, чтобы Рим стоял!

 
Фотография из архива Александра Потемкина
 
Фотография из архива Александра Потемкина

Помимо всего вышеописанного, есть еще:

— игры на контроль территории, которые совмещают в себе стратегии и евро («Blood rage», «Кемет», «Киклады», «Восходящее солнце»);

— настольные детективы, где игроки расследуют преступление по уликам, которые подбрасываются им внешней силой («Агентство В.Р.Е.М.Я», «Шерлок Холмс, детектив консультант»);

— кооперативные игры, где игрокам необходимо чем-то совместно управлять или («Подводная лодка», «Это моя война», «Мертвый сезон»);

— куча куч других прибабахнутых игр, совмещающих в себе все мыслимые жанры.

Простой способ двинуть кони

Как же купить то, во что действительно будет интересно играть вам и вашей компании?

Гм… Рекомендую использовать простой, но действенный способ. Надо всего лишь двинуть кони… пардон! - ноги в магазин настольных игр. Такие заведения давно уже не являются пристанищем гиков — они превратились во вполне профессиональные торговые точки, где вас с удовольствием проконсультируют на предмет содержания каждой из представленных на витрине коробок.

Со своей стороны автор может неназойливо посоветовать обратить внимание на игры, упомянутые в нашей статье. Честное слово — о плохом не рассказываем.

Что еще можно добавить?

Настольные игры — это не «игрушки для взрослых детей», не увлечение для задротов и не только шахматы с домино. На самом деле, настольные игры, это прекрасный способ поддержать настроение в любой компании, собрать вечером вместе семью за одним столом, вынуть детей из гаджетов и раскрасить серые будни фейерверком пусть и настольных, но самых настоящих приключений.

 
Фотография из архива Александра Потемкина
 
Фотография из архива Александра Потемкина

Словом — вперед! А автор пошел дальше возиться с атомной бомбой для Нью-Йорка…

Александр Потемкин

Отец мигранта-миллионера, зарезавшего байкера в Москве, пытался давить на его семью: Требовал снять обвинения с сына

Сонные переулки у Замоскворецкого суда в понедельник утром огласил драматический баритон Константина Кинчева. Из динамиков байка раздавался трек «Небо славян». Мотобратство Москвы прие...

Кадры обрушения телевышки после удара в Харькове появились в Сети
  • Topwar
  • Вчера 19:00
  • В топе

Нанесён очередной удар по Харькову, на этот раз целью стала городская телевышка, которая после меткого попадания развалилась пополам. Об этом сообщают российские и украинские ресурсы. О серии взр...