Н. Семашко - "Хорошего врача народ прокормит, а плохие нам не нужны"

9 892


Почему-то привыкли вспоминать про клятву Гиппократа, если есть какие-то претензии к медикам. Мне  стало интересно. что в той клятве было. Оказалось, что всё не так просто. 

Да, наша современная клятва может тоже кому-то не нравиться, но в ней есть главное - медик обязан помогать больному. 

Тема эта всплыла в связи со случаями саботажа врачей, не желающими работать в ковидными больными.

 Так же ссылка на клятву, закреплённую законом, не помешает в жизни каждого. кто недоволен работой врача (если это действительно нежелание врача заниматься действительно больным человеком)    

Так называемая "клятва Гиппократа" на самом деле может и не принадлежать Гиппократу. Считается, что ему приписали эту клятву много позже при редактировании его трудов.

По разным данным, из 72 приписываемых Гиппократу сочинений, Гален признавал за подлинные - 11, Галлер – 18, а Ковнер только 8. Остальные работы, очевидно, принадлежали его сыновьям, и зятю (В.И. Руднев, 1998).

Клятва

КЛЯНУСЬ Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Так что писал или нет Гиппократ клятву, доподлинно не известно.

Зато известно, что сам Гиппократ в своих "Наставлениях" советует своему ученику, когда дело идёт о гонораре за лечение, избирательно подходить к разным пациентам - "И я советую, чтобы ты не слишком не гуманно вёл себя, но чтобы обращал внимание и на изобилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы".

Там же  он советует своему ученику - "Если ты поведёшь сначала дело о вознаграждении, то, конечно, наведёшь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему, и не дашь ему в настоящий момент совета.

Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании - быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасённых, чем наперёд обирать находящихся в опасности".

Кстати, в практике самого Гиппократа были, по меньшей мере, два случая, когда он не захотел лечить бесплатно. 

Некий Акрахерсит начал лечиться у него от отравления пищевым ядом. Оказав больному неотложную помощь, доктор первым делом поинтересовался у родственников Акрахерсита о том, способны ли они заплатить за выздоровление больного. Услышав отрицательный ответ, он предложил...- «дать бедолаге яда, чтобы тот долго не мучался», на что родственники и согласились.

А как насчет «не навреди» и неучастия в эвтаназии?.

За два года до своей смерти Гиппократ взялся лечить некоего Цезаря Светонского, страдавшего от повышенного давления. Когда оказалось, что Цезарь не в состоянии заплатить за весь курс, Гиппократ передал его на руки родственников,  сообщив им неверный диагноз, сказав, что больной просто страдает мигренью. Родственники не стали обращаться к другому врачу, и вскоре 54-летий воин скончался во время очередного гипертонического криза.

Наиболее распространённая на сегодняшний день версия клятвы, так называемая Врачебная заповедь, опубликованная в 1848 году в Женеве. 

«Клянусь Аполлоном - врачом, Асклепием, Гигеей и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями и это искусство, если они захотят его изучить, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости, я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении, а также и без лечения, я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена. Преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Так дают сейчас клятву будущие врачи или нет?

Дают клятву врача, текст которой изложен в ст 71 закона " ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Звучит она так:

"Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.".

Клятва врача дается в торжественной обстановке.

На данную клятву, если вдруг возникнет конфликт в медицинском учереждении, можно ссылаться, так как ее текст прописан в федеральном законе.

Если припрёт, то можно заучить федеральный закон 323, ФЗ 326 об обязательном медицинском страховании и подобные нормативно-правовые акты.

Но всё же для начала лучше не угрожать - врачи такие же люди, как и пациенты - поговорить на равных, по душам,начать сотрудничать в деле лечения.

И запомните главное - 

Никто не отменял главного правила в медицине:- если сам больной не пожелает вылечиться (честно, без желания превратить свою болезнь в способ манипуляции другими людьми), то никто ему помочь не сможет.

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

КОМУ ФИЛОСОФ ИВАН ИЛЬИН ВРАГ?

      Из мухи делают слона! Как? Очень просто. Студенты РГГУ восстали и написали петицию. Летом прошлого года ученый совет Российского государственного гуманитарного унив...

Обсудить
    • rst
    • 6 мая 2020 г. 15:42
    Какая-то недосказанность. Похоже часть смыслов осталась за текстом. С чего возник вопрос, и для кого советы?
  • короче...клятва фуфло навязанное государством чтобы меньше платить...и таки Гипократ тут вообще не при делах
  • Очень похоже на клятву октябрят, на тетрадках по 2 копейки на обороте напечатаны были.
  • На Рошаля нападают, Все - кому не лень! Вы сходите на приём, просто, в будний день! Посидите 3 часа, ожидая тех, Кто зовётся докторами! Вот и будет смех... https://stihi.ru/2020/05/11/9964 :pray: