Тёща-Гера-Баба Яга

0 314

Смеркалось. А вот и Баба Яга полетела. Она же Тёща, праматерь.

От моря до моря, до Кейева города (вариант «Киёва»)

Там наша родина, на родине то дуб,

На дубе- то сова, сова-то мне тёща, коней пасла…

/Из вологодской обрядовой песни/

//Кейев-это не современный Киев. Кейев находится на Русском Севере.

Титан Кей, живший на берегу Кронийского (Ледовитого) океана и владевший «Кейевым городом»,  был дедом эллинских Аполлона и Артемиды.//


Сова - Праматерь (Теща) - символ божественной мудрости, та, что воплощает эту мудрость в проявленном мире.

Вряд ли мы помним, что в течение огромного временного промежутка - с VII тыс. до н.э. до середины I тыс. до н.э. на территории севера Восточной Европы (от 69°ч.ш. до 55° с.ш.) среднелетние температуры были выше на 4-5°С, чем в настоящее время. Весна же начиналась на месяц раньше, чем сейчас. Соответственно сдвигался и приход осени, менялась картина зимы, в которой температуры были близки к 0 ° С, т.е. зима была очень мягкой. И было три времени года.

Так как весна практически начиналась уже на рубеже февраля и марта, то обряды встречи весны, длившиеся в древности (как и зимние Святки) месяц, начинались в конце февраля и заканчивались в день весеннего равноденствия - 22 марта (точнее в ночь с 21 на 22 марта). Именно с этого дня начинался новый земледельческий год, отмеченный обрядами Масленицы - «единственного крупного дохристианского праздника, не приуроченного к христианскому празднику».

Судя по западно-европейскими и западно-южнославянским традициям, в которых повсеместно на эти дни было принято ряженье, причем в основном использовались зооморфные маски, сложение этих традиций можно отнести к общеиндоевропейскому периоду, т.е. не позднее рубежа IV-III тыс. до н.э.

О том, что Масленица - Красная Горка, как праздник начала земледельческого года - весны, сложился еще в общеиндоевропейский период, свидетельствует не только традиций европейских народов, сохраненные вплоть до наших дней, но и традиции Индии, пришедшие из глубокой древности.

В восточнославянской традиции одним из главных элементов обрядности Масленицы - праздника, связанного с поминовением покойников, была ритуальная еда - блины. Будучи по происхождению очень древней ритуальной едой - выпекавшимися на раскаленных камнях пресными лепешками - блины ни в коей мере не связаны с культом солнца, а являются общеиндоевропейским символом луны - «солнца мертвых».

И еще интересное обстоятельство, что опару для блинов на Масленицу обязательно творила самая старшая женщина в доме, причем в тайне от домашних и посторонних и обязательно при свете Месяца. 

И если она была матерью взрослых замужних дочерей, то звали ее Теща. Именно к теще (а не к тестю и теще) ездили «на блины».

Сам термин «Коляда» (т.е. «колодающая» - дающая круг) непосредственно связан с завершением божественных суток, когда на смену Ночи Богов, кончающейся в ночь с 21 по 22 декабря, приходит новый Божественных День, начинающийся с 22 декабря. 

Весь период Зимних Святок (19 декабря - 19 января) посвящен поклонению Божественному Свету - Творцу Вселенной, которого наши предки называли Законом Непреложным - Дедом. В течение этого месяца в мир людей возвращались те, кто сумел в земной жизни постичь Космический Закон и по смерти обрел световое тело («святьё»), т.е. стал Святым. Таким образом, Зимние Святки это период поклонения Свету - Творцу, подведения итогов годового круга и встречи нового Коло - Солнца.

Яро или Ярилин день (Купало) - 22 июня - летнее солнцестояние и начало Божественной Ночи. Отметим, что это праздник молодежи, тех, кому предстояло найти себе пару и пройти испытание Божественным Огнем на право вступить с избранником или избранницей в брак.

К сожалению, сегодняшняя Красная Горка никакого отношения к весеннему равноденствию не имеет. Праздник, приближенный к этой календарной дате - 22 марта - у нас вообще отсутствует. 

Красная Горка сегодня - это праздник Пасхального сорокадневья.

Б.А.Рыбаков, анализируя древнеславянскую календарную обрядность, писал в «Язычестве древних славян», что: "Церковный календарь, который во многих случаях приспособился к старым языческим срокам молений и празднеств, сильно расшатал эти сроки в тех случаях, когда церковь применяла подвижный пасхальный календарь, при котором амплитуда колебаний «великого дня» (Пасхи) превышала месяц - от 22 марта до 25 апреля по старому стилю, или 4 апреля по 8 мая по нашему григорианскому стилю. С пасхой был связан семинедельный великий пост, заглушавший всякую языческую праздничность: от срока пасхи находится в зависимости и троицын день. В силу этих причин древние языческие праздники оказались сдвинутыми в ту или иную сторону."

Судя по всему, древнее название у Масленицы - «Красная Гора». И многие факты это подтверждают. Прежде всего, наличие обращения «Красная Красигорка» к умершей матери, зафиксированная в начале ХХ века в Архангельской губ. (Побережье Белого моря). Здесь невеста - сирота, выходя на перекресток дорог, именно так: «Моя Красная Красигорка», обращалась к покойной матери.

У нас есть веские основания считать, что гора (будь то надмогильный курган, пирамида или ледяная гора, которая строилась на Масленицу) была символом материнского лона Матери-Земли, Праматери или Тещи.

Кстати, супругу Зевса - «белокурую Геру» - верховную олимпийскую богиню, дочь Кроноса и Реи, чье имя означает «охранительница», «госпожа», в античных гимнах называют «Тещей». Это великое матриархальное Божество имело зооморфное воплощение - корову и именовалось «волоокой». А ее древним фетишем в храме Геры Самосской на острове Самосе была деревянная резная прялкообразная доска.

Отметим также, что знаменитая любовная сцена Зевса и Геры из Илиады происходит среди благоухающих цветов на вершине горы Иды.

А гора Ида и река Ида есть на севере России, на Приполярном Урале. (по работам Жарниковой)

27 Планет Солнечной Системы

На долю Солнца, масса которого в - 740 раз больше общей массы планет солнечной системы известных сегодня науке, приходится всего 2% общего момента системы, а остальные 98% на - 0,001 об...

Россия против Запада: гонка на выживание

Я всегда говорил и буду говорить, что силовые методы во внутренней и внешней политике — последний довод. Не невозможный, не запрещённый, не аморальный, а именно последний.Моральные оцен...