Декабрь. В центре города - елки в разноцветных шарах и ослепительные гирлянды. На афишах: Чвйковский, Баланчин, любимый с детства "Щелкунчик". Нет, это не Санкт-Петербург, к которому имели отношение русские композитор и хореограф. Это Филадельфия, по прозвищу Город братской любви.
Филадельфия - самый большой город штата Пенсильвании, его так сказать, культурная столица. Да, что уж скромничать - культурная столица всех Соединенных Штатов Америки. Здесь есть целая Авеню искусств (Avenue of the Arts) с многочисленными драматическими и музыкальными театрами, джазовыми студиями и центрами искусств. Именно здесь был создан один из лучших симфонических оркестров страны - Филадельфийский оркестр, который обосновался на Брод-стрит (Broad St), вместе с Филадельфийской оперой и Балетом Пенсильвании.
Но теперь снова о русском. Вернее, о русском балетмейстере грузинского происхождения, который признан американским. Джордж Баланчин - Георгий Баланчивадзе - танцевал в Мариинском театре, был балетмейстером "Русского балета" в Париже, а затем основателем американской балетной школы. Знатоки отмечают, что именно американский период стал самым успешным и плодотворным творческим периодом Баланчина.
В 1934 году он создает Школу американского балета, затем - профессиональную труппу "Американский балет". Признание не было скорым, но десятилетия упорного труда принесли балетмейстеру славу основателя современного неоклассического балетного искусства и создателя балета Нового Света.
Джордж Баланчин создал и рождественскую традицию в Америке - с 1954 года его версия "Щелкунчика" считается традиционным рождественским спектаклем. Зная американскую публику, балетмейстер поставил легкий спектакль без мрачных настроений Гофмана, создал совершенно детскую сказку. в которой и участвуют дети, как главные танцоры.
В Филадельфии в этом году спектакль юбилейный. Балет Пенсильвании ставит "Щелкунчика" в пятидесятый раз. Весь декабрь в Академии музыки (Academy of Music) будет царить волшебная атмосфера сказки о девочке Мари, смелом Щелкунчике, победившем Мышиного Короля, Стране Сладостей, где танцуют Фея Драже, Чай, Кофе... Ну вы, наверняка, помните что происходит в этом спектакле под чудную музыку, рассыпающуюся сладостными, словно драже, нотами.
Художественный руководитель Балета Пенсильвании испанец Анхель Корелла считает, что в Филадельфии и праздника нет без "Щелкунчика". А что касается артистов, то многие из них, по словам хореографа, начали свои детские выступления именно с этого балета. В спектакле много детских персонажей, а еще ожившие игрушки: ангелочки, солдатики, храбрый Кролик. который дергает за хвост Мышиного короля. И юные танцоры из школы Балета Пенсильвании наравне со взрослыми артистами выходят на сцену, и достойно справляются со своими артистическими обязанностями. Есть среди них и наши соотечественницы, юные балерины, русские по происхождению, начинающие свой путь в искусство на американских подмостках. Но семилетние ученицы первого балетного класса узнают о том, кто написал музыку к "Щелкунчику" от своих родителей, а не от педагогов. Да и о сюжете спектакля тоже, к сожалению, имеют не очень четкое представление.
Известно, что за пятьдесят лет более миллиона американцев посмотрели балет, прикоснулись, так сказать, к русскому искусству. Но в программке, обильно снабженной различной рекламой, о русском композиторе Чайковском совсем немного информации, только то, что он умер так и не дождавшись успеха своего произведения. Насколько мне известно, это спорное утверждение. В рубрике "Кто есть кто" ("Who is who"), публике рассказывают о Джордже Баланчине, Анхеле Корелле и других деятелях американского искусства, имеющих отношение к русскому балету, а о Чайковском ни слова.
Правда, имя композитора написано с пиететом и в наших традициях - Петр Ильич. Ну, и на том спасибо.
Оценили 2 человека
4 кармы