Куда делась самая крупная в мире фирма звукозаписи- "МЕЛОДИЯ"?

21 4134

В годы своего расцвета, советская фирма "Мелодия" была настолько крупной, что опережала все фирмы звукозаписи США, вместе взятые. Фирма выпускала более ста миллионов штук виниловых пластинок и более 11 млн аудиокассет в год. Пластинки фирмы экспортировались в более чем 90 стран мира.

Заводы грамзаписи выполняли заказы других стран, среди которых крупнейшими были фирмы "Amiga" (ГДР), Supraphon (Чехословакия), "Балкантон" (Болгария), "Muza" (Польша), "Pepita" (Венгрия), "Kansan" (Финляндия). Звукозаписи тиражировались на 8 заводах. Реализация продукции шла через 35000 торговых точек.

Куда же подевалось такое огромное предприятие?

Реклама

Началом становления отечественной индустрии грамзаписи можно считать открытие завода в селе Апрелевка под Москвой в 1910 году.

Это было первое российское предприятие грамзаписи "полного цикла". Позже аналогичное предприятие открыли в Ногинске, Москве, Киеве и других городах. Так же было много небольших артелей, выпускающих грампластинки мелкими тиражами. Хотя все производители курировались единым госорганом, но фактически они были самостоятельными предприятиями.

В 1964 году было принято решение объединить все заводы грампластинок, студии звукозаписи и сеть реализации в единое предприятие- Всесоюзная Фирма Грамзаписи "Мелодия". Крупных заводов грампластинок было всего 5 (Апрелевский, Рижский, Ленинградский, Ташкентский и Бакинский). Через два года в Тбилиси была создана студия звукозаписи со своим производством пластинок. В 1972 году присоединилась Алма-Атинская студия грамзаписи.


В 1978 году создается самый современный завод грамзаписи- Московский опытный завод «Грамзапись», сокращенно МОЗГ.

У фирмы было свое издательство, выпускающее всю необходимую полиграфию, собственный журнал, сеть реализации «пластинки-почтой» по всему СССР.

Реализация продукции звукозаписи осуществлялась через 18 оптовых баз, называемых "Дом грампластинки". Львиная доля продаж шла через предприятия госторговли (65%) и потребкоперации (13%). В крупных городах были фирменные магазины "Мелодия".

В советские времена мы часто возмущались, что в отделах грампластинок нет популярных дисков. Оказывается, фирма "Мелодия" в этом не виновата. Худсовету при фирме выделялась квота в 5%. Такую долю от общего объема выпуска фирма имела право распределять среди новых исполнителей. Остальной объем выпуска (95%) формировался по заявкам торговых организаций.

Квалифицированней всего были работники фирменных магазинов-там заявки составлялись по реальному спросу, а потребители грешили на особое снабжение этих магазинов.

Качеством звукозаписи фирмы "Мелодия" были недовольны меломаны. Только на московском заводе (МОЗГ) удавалось получить отличное качество записи за счет современного оборудования, но это сразу сказывалось на себестоимости. Поэтому такие пластинки продавались дороже остальных.

Впрочем, 99% процентов покупателей продукции фирмы "Мелодия" разницы в качестве не замечали. Примерно такой процент был в стране проигрывателей 3-го и 4-го класса. Массовых и дешевых.

С началом перестройки пришли перемены и в фирму "Мелодия", стало больше свободы в выборе ассортимента. За счет выпуска свежей поп-музыки и нестареющих шлягеров удалось заметно поднять выручку и прибыль. То ли шальные деньги вскружили голову, то ли были другие причины, но в 1990 был подписан договор с мультинациональной компанией BMG Entertainment.

Буржуи получили исключительные права на распространение продукции фирмы «Мелодия» всех лет на территории всего мира до 2003 года, а так же права на всю накопленную фонотеку. Видимо сумели заинтересовать акулы бизнеса наших руководителей "стеклянными бусами", раз удалось подписать столь разорительный контракт.

С распадом СССР фирма "Мелодия" была преобразована в ФГУП и с 1993 года занималась сдачей в аренду производственных мощностей и продажей лицензий на использование архивных записей. В стране появились новые фирмы звукозаписи: Студия Союз, Орфей, Jeff Records, ZeKo Records, Sintez Records, SNC, Лiра, Gala Records и т.д., которые выпускали записи в том числе и на виниле, отпечатанном на оборудовании "Мелодии".

При очередной смене руководства ФГУП, в 2011 году, провели ревизию и выявили пропажу огромного количества матриц, с которых печатались грампластинки начиная с 50х годов и мастер-лент. Куда "ушло" краденное выяснить не удалось.

Реклама

7 февраля 2020 г. Росимущество продало остатки фирмы "Мелодия" вместе со всем архивом звукозаписи. . Покупателем стало частное предприятие ООО «Формакс».

Так государственного гиганта мирового масштаба превратили в частное микропредприятие-по финансовым показателям ООО «Формакс» относится к этой категории.

https://masterok.livejournal.c...

Просто так не пустим: Россия поставила условие для выдачи визы Нуланд
  • Beria
  • Вчера 14:08
  • В топе

Замгоссекретаря США по политическим вопросам Виктория Нуланд, вновь вернувшаяся в американскую властную обойму с командой Байдена, может приехать в Россию уже в октябре, вот только выдавать ей виз...

Дави его, глядь: Роман Носиков об очередной победе над нами
  • pretty
  • Вчера 07:36
  • В топе

После распада Варшавского блока и СССР мы на некоторое время разучились радоваться существованию Восточной Европы и любить наших тамошних «братушек». Братушки выплескивали накопившуюс...

Великобритания обратилась за срочной помощью из-за нехватки еды
  • Jivoy
  • Вчера 10:04
  • В топе

В Великобритании кое-что происходит, и таких случаев становится слишком много, чтобы их можно было игнорировать. Дело в том, что во все большем числе магазинов покупатели видят пустые полки, особе...

Обсудить
  • Да вроде права на произведения скупила и в ус не дует. Примерно как Союзмультфильм.
  • Руководство растащило на кирпичики.
  • Мы жили на улице Приорова, это на Войковской (я имею в виду мою семью). И у нас поставили палатку (это было в середине 90-х годов) рядом с остановкой нашего троллейбуса. Я откуда-то возвращался, вижу, у нас стоит новая палатка. Дай-ка я подойду к этой палатке, посмотрю в общих чертах, шутки ради, на ассортимент. Выхожу я к этой палатке, вижу ассортимент, в этом ассортименте вдруг я вижу бутылку портвейна «Кавказ» точно с такой же кривой этикеткой, точно с такой же пластиковой крышечкой, точно с таким же джигитом, скачущим на лошади, держащим какую-то саблю или шашку, то есть криво и плохо нарисован. И меня пробивает на ностальгию. Я покупаю этот портвейн. Стоит он какие-то очень смешные деньги. Портвейн «Кавказ». Прихожу домой. Дома не было никого. Жены не было, сын был в школе. Ставлю, нахожу у себя «Led Zeppelin». Ставлю пластинку «Led Zeppelin». Достаю одноразовую зажигалку, вот как сейчас у меня, поджигаю крышечку, срываю ее зубами, наливаю в граненый стакан (совершенно точно, без дураков) этот портвейн и пью его. И когда я его уже допивал, я понял, юность давно закончилась. Я вылил портвейн, выключил «Led Zeppelin». Пошел мрачно курить на балкон. Вот и все. Гарик Сукачёв юность давно закончилась и эпоха винила тоже . :point_up: :smirk: на винильчике ,с песочком , эта вещь бомбила мощно. ))) https://youtu.be/HQmmM_qwG4k
  • На профильных форумах форумах писали, как мастер-ленты в объеме грузовиков на помойках видели, что-то успели подобрать, но основная масса конечно пропала безвозвратно. Иногда кое что появляется, к примеру серия ГДР на рутрекере. Звук с винила конечно не сравнится с современной цифрой. У меня на даче пластинки через советский Арго, дешевый китайский фонокорректор звучат гораздо интереснее, чем дома DSD-формат через дорогой ЦАП.
  • >Квалифицированней всего были работники фирменных магазинов-там заявки составлялись по реальному спросу Угу-ага. В лучшем случае на витринах были Демис Руссос, Челентано, Модерн Токинг и Абба (вот единственные, кого вспомню из мелодиевского ассортимента более-менее актуального), да и то, которые раскупались же сразу в день поступления, в худшем на полках пылился какой-нибудь Кобзон, Зейнаб Ханларова и речи дорогого Леонида Ильича. При этом черный рынок был колоссальным, угу, при отсутствии официального издания тех же перплов "дым над водой" и "короля скорости" знали наизусть распоследние лабухи в райцентре где-нибудь в сибирской глубинке. Ну и цены на пласты размером с зарплату инженера. Особенно запомнилось, что потолок пробивал Вилли Токарев, вскорости после выхода его две первых ньюйоркских пластинки барыжились по цене под 350 рэ. Нафиг такую "Мелодию"