Наступление чувственной фазы эволюции культуры по П.А. Сорокину ВСЕГДА совпадает с эпохой ресурсного изобилия. Хотя бы относительного, плодами которого пользуются в первую очередь элиты, и у которых максимальная опасность стать инфантилами. В XIX-XXI веке человечество добралось до углеводородов, распечатав кубышку такой калорийности, что теперь в массовом порядке стали обинфантиливаться стали широкие народные массы. Резкое удешевление технологий передачи информации позволили дёшево и массового удовлетворять духовные запросы этого человеческого субстрата, буквально утопив всё публичное пространство искусства продукцией для инфантилов.
Взрослое искусство очень лаконично. Взрослый человек не нуждается в постоянном эстетическом стрессе. В Средние века Библия была часто единственным художественным (в том числе) произведением, которое мог прочитать обычный более-менее образованный человек. Этого было вполне достаточно.
Искусство во взрослой культуре призвано помочь пережить катарсис взросления, преодолеть кризис экзистенциального одиночества, показать на ярких примерах правильные, т.е. жизненные, социально успешные модели и стереотипы поведения, в форме эпоса, притч, поучений, назиданий, житий святых, военных повестей, сказок, объяснить и художественно убедительно показать для чего и как нужно жить, за что не обидно умирать.
Вот поэтому профессиональное детское искусство - литература, кинематограф - ВЗРОСЛЕЕ того мусора массовой культуры, которое потребляют вроде бы взрослые люди. Детям навязывают искусство для детей в воспитательных целях, а сами дети в своей подпольной художественной самодеятельности творят страшилки, пишут похабные стишки, как умеют разрисовывают письками школьные туалеты - в общем иллюстрируют свои детские страхи и мрии.
А вот когда эти детки, так и не повзрослев, становятся платежеспособными опарышами, тады они и предъявляют спрос на всю разнообразную мерзость масс-культа.
Причём этот спрос полностью подчиняется закономерностям наркозависимости.
Ужастики должны быть ужаснее, парнуха парнушнее, фантастика фантастичнее, боевики боевитее - вплоть до фантасмагорического абсурда.
Для инфантила совершенно незаметен высокий философский посыл переживания катарсиса в фильмах Оливера Стоуна про войну во Вьетнаме: они тащатся от пальбы и кишок. Им срать на нехилые философские высоты поэзии Металлики: они долбятся от забоя, преисполняясь мечтами о собственной мега-крутости и плохишности.
И так во всём.
Искусство для инфантилов делают очень взрослые и часто довольно циничные люди. Джастин Бибер в одном из первых своих пацанячьих интервью, когда ещё не знал что можно на камеру говорить, а что нельзя, сказал, что шоу-бизнес - это как в армии - жизнь по расписанию, полный контроль времени и эмоций, что вид на сцену и виды за сценой - кричаще различны. "Кругом арматура, провода, аппаратура, мусор, мишура и чья-то блевотина - никакого гламура". Но на сцене перед нами не солдат шоубиза, а смазливое дитё, зайка и няшка. И девочкам, которые на эту зайку и няшку дрочат, глубоко срать на самого Джастина как на личность, они сами не личности, они не знают что это такое, они как истинные инфантилки неспособны различать форму и содержание, условность образа и реалии реальности.
Все мало-мальски талантливые деятели массовой анти-культуры в самую первую очередь спрашивают себя - "Кто наша целевая аудитория?". Что бы они творили - фантастический ли роман про Гарика Гончарова, фильм ли про детей-вампиров, песенку про неземную любовь - все высокие смыслы собственно культуры, её вечные сюжеты и образы - это лишь гарнир для инфантила. Также как в песнях Металлики уже давно главное не смысл текста, а забой риффов.
Особо надо сказать об особой инфантильной тяге к новизне и уникальности.
Это эдакий бесконечный сериал.
Инфантил имманентно не может удовлетвориться ограниченным набором любимых художественных произведений - музыки, литературы или кино. Дозу нужно увеличить! Нужны качественные эмоции!!! И потому, как только вышел новый альбом любимой группы, они уже ждут следующий, а устав ждать, переключаются на "товар-заменитель", другую группу - обычно мало чем отличающуюся от "любимой".
Но в один непрекрасный момент принципиально новенькое выдумать уже крайне затруднительно. И начинается профессиональное пережёвывание старых какашек в новых сочетаниях и под новым соусом, и только опытное музыковедческое ухо и опытный киноведческий глаз может навскидку сказать кого с кем скрестили и чем приправили. Но инфантилам это неинтересно: если угарно, если мазёво и зыпански, если прикольно и няшно, то им глубоко срать на истоки "творчества" их очередного кумира.
Инфантилам важно впитывать новое (в кавычках) искусство (в кавычках), непохожее и уникальное, только по той простой причине, что тогда они ощущают свою уникальность и ценность. Не быть, а казаться!
И только малая часть инфантилиата способна за всей мишурой шоу-бизнеса в продукции некоторых - даже единичных! - его представителей разглядеть ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО, что и становится для них калиткой в мир настоящей (взрослой) культуры.
А вот когда инфантилище подрастает, он вдруг обнаруживает, что политика тоже может быть источником хайпа и угара! Тоже может поставлять качественные эмоции! Причём в режиме реального времени и не в виртуале, а реально! Я хорошо помню, каково было негодование Минским недомиром у диванных поцриотов: вот только на самом деле им было глубоко срать на русских Донбасса, они на самом деле негодовали на то, что их лишают колоссальной дозы бесплатного и очень качественного адреналина!
Я хорошо понимаю, в какой тяжелейшей ситуации находится дядя Вова. И Трамп. В меньшей степени Меркель. Когда у тебя три четверти населения - великовозрастные инфантилы, зомби-инфантилиат, которое ни убить, ни перевоспитать - поневоле приходится быть крайне аккуратным, и вся политика в стране поневоле превращается в спецоперацию "Балаган". Политические ток-шоу давно стали разновидностью сантабарбары и моей пятнадцатой мамы.
Но сытая эпоха дешёвых ресурсов заканчивается на глазах.
И зомби-инфантилиат начинает подозревать, что Великая Мрия о Вечной Халяве не сбудется никогда. Меньшая и очень малая часть от этого озарения повзрослеет и источником качественных эмоций для них станет созидательный труд, а основная - большинство - впадёт как всякое дитя в яростную истерику и пойдёт крушить всё подряд. Перефразируя дядю Вову, "На хрена нам этот мир, если в нём не будет Халявы?".
И вот что делать?
И, похоже, что ВПР России знает что и как.
Во-первых, зомби-инфантилиату нужно обеспечивать необходимую пайку угара, хайпа и адреналина до самого последнего момента: до самого внезапного закручивания гаек по самые тестикулы, чтоб до последку не волновались.
Во-вторых, к моменту наступления Великого Песца нужно быть готовым заменить по максимуму зомби-инфантилиат роботами. НЕ ЛЮДЕЙ ВООБЩЕ, а лишь инфантилов, которые, повторю, есть потенциальные предатели, которые холодильник любят больше Родины, которые в силу органичного невладения не то что русской культурой, а культурой вообще, и людьми-то - тем более русскими - могут считаться с большой натяжкой. Роботы должны будут заменить потенциальных предателей на самых коррупционно-опасных направлениях. И важных для стратегической безопасности. Именно по этой причине так в авральном режиме разрабатывают беспилотный транспорт: Альенде свергли не только военные, но и дальнобойщики.
В-третьих, нужно подготовить инфраструктуру для перебора людишек. Государство должно суметь максимально эффективно отделить агнцев от козлищ. Причём под благовидным предлогом. Хорошую работу смогут получить лишь реально взрослые, а вот тучные стада инфантилов придётся занимать чем-то таким, где и контроль проще, и чтоб задолбались сильнее, дабы на глупости времени не было. Не хочется предполагать худшее, но вполне возможно, что по примеру Елизаветы I Тюдор придётся и виселицами всю страну утыкать.
И вот наблюдая всю эту инфантилическую вакханилию на теле- и киноэкранах, на всех этих ивановкридов, монеточек, хасканутых дебилоидов, я просто кожей ощущаю приближение крещендо - финала.
Нагнетать до бесконечности нельзя.
Может и резьбу сорвать.
Оценили 14 человек
31 кармы