Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Абрис #8 Доктор фон Шваб. Ничто не ново под Луной

0 392

Первый доктор фон Шваб жил в 13 веке. Все о нем слышали, но не все подробности помнят.

В архивах существует сохранившийся договор с дьяволом, подписанный католическим священником  Урбаном Грандье. Однако мы знаем другое имя, неразрывно в нашей культуре связанное с договором с дьяволом - доктор Фауст.

Доктор Фауст - реальное историческое лицо. Родился он в Швабии в конце 15 века. Иоганнес Фауст первым получил степень бакалавра теологии в Гейдельбергском университете. Учился также «практической магии» в Краковском университете. работал и преподавал в  в Праге,  которая и тогда и сейчас является центром алхимии, астрологии и прочего оккультизма.

В Праге же сохранился и дом Доктора Фауста. В немецком городе Виттенберге на Коллегиенштрассе имеется мемориальная доска, согласно которой Фауст жил в 1480—1540 годах, из них в Виттенберге с 1525 по 1532 год.

В 1528 году постановлением магистрата Ингольштадта был выслан из города. В 1532 году власти Нюрнберга запретили въезд в город «великому содомиту и некроманту доктору Фаусту» (нем. Doctor Faustus, dem großen Sodomiten und Nigromantico in furt glait ablainen). Изгонялся также из Эрфурта и Крейнцахе.

Образ Фауста быстро превратился в легенду и стал широко известен в Европе. Первая литературная обработка легенды была издана в 1587 году в Германии в издании Шписа. Книга Historia von Dr. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzkünstler etc." («История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике и т. д.») впоследствии стала известна как «Народная книга».

Книга была переведена на английский (1589 и 1592), голландский (Эммерих, 1592), фламандский (Антверпен, 1592), чешский (перевод Кархезиуса, 1617), шведский (1674) и другие языки. В 1588 году в Тюбингене А. Хокком было напечатано стихотворное переложение, сразу же запрещенное властями за «богохульство», издатель и авторы-студенты были оштрафованы.

А теперь - по сути сделки.

Гете нам рисует Фауста как человека высоких духовных стремлений, умного, деятельного, эрудированного. Он хочет служить людям, помочь им осуществить свои мечты, достичь гармонии. У него есть успешная врачебная практика, и он готов исцелять не только тела своих пациентов, но и их души. И подписывая договор кровью, он думает не только о себе, а обо всех людях на планете. Мефистофель выглядит как хромой человек, здравомыслящий, весьма рассудительный, умный, галантный. Выдает его только отношение к людям. Мефистофель считает человека и его жизнь ограниченной, ничтожной. Он имеет на любой вопрос или сомнение объяснение, основанное на "пользе для человека". Фауст утверждает, что жизнь есть череда страданий, прелюдия к тем радостям, которые душа обретет в царстве Божием после смерти. Мефистофель (дьявол) искушает его, предлагая прежде испытать все земные удовольствия.

В одном из вариантов легенды, опубликованном в 1592 году Баттусом, сказано, что Фауст подписал сделку в Виттенберге 23 октября 1514 года.  Легенда также утверждает, что договор был заключён на 24 года, и если сделка действительно имела место, то Фауст должен был подписать документ в 1514 году, потому, что он умер приблизительно в 1538-м.  Сведения о реальном докторе Фаусте после 1539 года отсутствуют.

Прежде всего, Фауст изложил три пункта, включавшие обязанности Мефистофеля. В них говорилось, что демон должен быть послушен; что он должен доставлять всё, что захочет Фауст; и что он всегда должен говорить правду.

Первое было обычным требованием хозяина к своему слуге. Второе положение гарантировало Фаусту выполнение любого желания без вызова духа Азиеля, доставлявшего деньги, как это было описано в его колдовской книге «Заклятие адских духов» (изданной предположительно в Париже в 1508 году). Третий пункт отражал общее мнение о двуличной природе любых взаимодействий со сверхъестественными силами, в частности веру в то, что адские духи являются лжецами уже потому, что им покровительствует сам Отец лжи. Но возникла проблема: когда условия договора приобрели весьма недвусмысленные очертания, Мефистофель отказался его подписывать.

По объяснению духа, он не имел полномочий и сперва должен был испросить согласия Хозяина. Фауст, которого не устроило это положение, потребовал обосновать отказ. Всё могло бы этим и закончиться, но Фауст взял с Мефистофеля клятву, что тот вернётся и продолжит обсуждать сделку. Затем Фауст увеличил число «своих» пунктов до пяти.

Вспомнив о следующей жизни, Фауст пришёл к мысли, что будет лучше, если он окажется не просто одним из обитателей ада, а, подобно Мефистофелю, станет духом. Несомненно, что на формулу договора повлияли картины, изображавшие муки грешников. Вторым добавлением к списку был пункт, по которому Мефистофель обязывался всюду сопровождать Фауста и оставаться невидимым для всех, кроме него. Фауст знал заранее все последствия появления рядом с ним такого странного сопровождающего. Мефистофель согласился с договором при условии, что Фауст согласится с кое-какими пунктами, предложенными духом. От Фауста требовали подписаться кровью и отдать не только тело и душу, но также отказаться от веры в Христа, стать врагом всех христиан и в дальнейшем не отходить от формулы договора.

Предполагалось, что Фауст отдаст дьяволу своё тело и душу после того, как Мефистофель выполнит все условия договора, или через 24 года - на такой срок был подписан договор. Кровавая подпись добавляла его словам дополнительную магическую силу. Было ещё одно условие, по которому Фауст отрекался от всякой помощи или влияния «противоположной» стороны.  В «народной книге» решение Фауста подписать договор объясняется вполне наглядно: «Он подумал, что дьявол не так чёрен, как все считают, и ад не так горяч, как об этом говорят». На следующий день Мефистофель вернулся, чтобы получить подпись Фауста. Взяв нож, Фауст без колебаний проколол себе вену на левой руке.  Фауст из «народной книги» не задумываясь окунул перо в кровь и подписал договор, отдав «тело, душу, плоть и кровь» за то, что любые его желания будут исполняться в течение следующих 24 лет.

В раннем Средневековье обычай подписываться кровью был распространён в Германии, Скандинавии и Ирландии, где таким образом между людьми, не являвшимися родственниками, могли устанавливаться отношения, подобные кровным. Писатели-классики Геродот и Помпоний Мела рассказывали истории о сицилийцах, подписывавших договоры кровью. Говорили, что было время, когда в университетах Германии студенты-первокурсники писали кровью друг другу в альбомы; также мы можем найти у итальянских бандитов 1890-х годов ритуалы, в которых пили кровь.  Договор связывал две стороны, каждая из которых подписывалась кровью.

В "Прологе на небесах" у Гете мы находим разговор Бога и Мефистофеля о людях.

Мефистофель сосредотачивает свое внимание на Земле и ее жителях. Жизнь людей — каждодневная суета и мучение – так определяет Мефистофель человеческое бытие. Причина этого, по его мнению, в природе человека. Мефистофель презирает людей и не считает человеческий разум искрой божественного духа, которая заложена в человеке. Как считает черт, люди в силу своей дурной природы, сами портят жизнь, и нечистому даже нет необходимости творить зло на земле. Господь видит в речах Мефистофеля свойственный ему дух полного отрицания.

В речах Мефистофеля и Бога сталкиваются два противоположных мнения о человеке. Нечистый полагает, что человеческая жизнь — суета, не меняющая ничего ни в его существовании, ни в самом человеке. В словах Бога выражено убеждение, что поиски обязательно приведут к совершенствованию человека. Для Господа в произведении этот спор даже не имеет смысла, так как Он заранее убежден в победе. Но Мефистофелю позволено совратить человека с пути искания истины не для того, чтобы доставить удовольствие черту, а потому, что так нужно для самого человека. Бог уверен в том, что положительные качества Фауста сильнее любых пошлых и дурных соблазнов. Таким образом, Фауст подвергается испытанию как представитель всего человеческого рода. На нем и будет проверяться человечество. Фаусту предоставлен выбор и он должен дать, так называемое, "информированное согласие".

Несмотря на проявленные порой слабости, Фауст всегда возвращается на избранный им путь искания истины и постижения жизни во всей ее полноте. Образ Фауста обретает полновесную человечность. Больше всего Мефистофель надеялся, что Фауст забудет о своих высоких стремлениях под влиянием любовного чувства.

Фауста терзает мысль о страданиях, которые должна перенести несчастная девушка. «Меня убивают страдания этой единственной, а его (Мефистофеля) успокаивает, что это участь тысяч». Это та же самая мысль, которую потом выразит Федор Достоевский: каждое человеческое существо обладает ценностью, и нельзя быть равнодушным к страданию одного несчастного и безвинного. Зло и горе стали для Фауста страшной реальностью. Единственным его желанием стало спасти Маргариту. Мефистофель же уверен, что Гретхен будет осуждена небесами, но в ответ на его слова об этом раздается голос свыше: «Спасена!» Мефистофель терпит поражение и голос свыше возвещает, что Маргарита спасена, почему ей, страдалице, грешной, преступнице, дано прощение. Она любила. И сама Любовь прощает ее.

(По материалам открытой печати)





Власти Подмосковья хотят запретить детям мигрантов проживать в России

Правительство Подмосковья выступило с предложением запретить детям трудовых мигрантов пребывать на территории РФ на основании патента родителей. Об этом пишет издание «Вести Подмосковья».Эта мера приз...

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...