• РЕГИСТРАЦИЯ

Шемякины войны. Меря в контексте политической истории Московии 15 века.

MERjAMAA
МЕРЯ ИЛА!
20 февраля 23:00 3 5842

Дмитрий Юрьевич Шемяка - незаурядный политический деятель верхневолжской Руси - Мерянии 1-й половины - середины 15 века. В нём сошлись все противоречия и вся доблесть той эпохи. Представитель московского великокняжеского дома, владетель Галич-Мерьской земли, он встал на борьбу с узурпацией верховной власти одной единственной княжеской семьёй. Он также прославился своей непримиримостью к засилью татарских и литвинских (русско-литовских) кланов при дворе московского великого князя.

За княжескими междоусобицами крылись реальные социально-корпоративные и этнокультурные противоречия той поры. Василий Тёмный представлял "Коломенскую" группировку кланов самого разного происхождения, объединённых идеей построения сильного государства имперского типа. Дмитрий Шемяка же возрос в глубоко традиционной среде Галича Мерьского, пропитанной уважением к политическим обычаям и местным культурным особенностям - включая фактор присутствия и некоторой политической значимости на Верхневолжье ещё не обрусевшего, либо частично обрусевшего позднемерянского населения с собственными организационными структурами и знатными кланами.

Наверняка, среди его сверстников и сподвижников мерян и "меряно-русских" было большинство, поскольку его прозвище Шемяка - меряно-марийское. В 15-17 вв. оно широко бытовало на Верхневолжье, а позднее зафиксировано в качестве марийского имени собственного. Значение - "тёмный" (темноволосый / смуглый). А может и так: "Темнейший" - с акцентом не на внешность, а на характер.

Основной период феодальных войн верхневолжской Руси - Мерянии 15 века (1433-1446 гг.) как-то ещё вписывается в схему борьбы за верховную власть разных ветвей одного великокняжеского дома. Однако, поздний и, в военном отношении, наиболее напряжённый период (1447-1453 гг.) этой эпопеи явно выходит за рамки этой схемы, когда конфликт начал приобретать всё больший межэтнический оттенок. Именно этот период мы и выделили особо: "Шемякины войны" - с намёком на присутствие в сути происходящего мерянской составляющей.

Впрочем, в отдельных эпизодах и первого периода этнически мерянское не раз ярко проявлялось. В апреле 1433 года - в "Пьяной" битве на Клязьме, когда московиты сперва намеревались споить галивонское войско, а затем, перепившись сами, бахвалились "шапками закидать" этих "галичан сиволапых"... Галичане же, не поддавшись на провокацию, в едином порыве смели потерявшего берега противника.

В сентябре 1433 года потомки меря остановили московитов на реке Кусь, на границе Галич-Мерьской земли. Посягнувшее вторгнуться на мерянскую землю московское войско было тогда наголову разбито. Не с тех ли пор пошла поговорка: "Накося, выкуси!"?! Первоначальный смысл её можно было бы интерпретировать так: "На Кося, брата нашего, пошёл? Так вкуси-ка горький вкус Куси-реки!"...

Такова мерянская ярость, и такова мерянская ирония.

После пленения вел. князя Василия Васильевича ("Тёмного") казанскими татарами Дмитрий Шемяка предъявил свои права на великокняжеский престол.

Летом-осенью 1445 г. он фактически занимал московский престол. Князь Василий вернулся в Москву с татарами, и отдал им на разграбление многие земли Верхневолжья. С этого момента феодальная междоусобная война приняла характер борьбы с иноземными захватчиками. Дмитрий Шемяка нашёл множество сподвижников по всем землям Верхневолжья, а также союзников в лице Новгорода и Вятки.

В результате блестящей спецоперации в феврале 1446 года ему удалось без боя взять Москву и захватить князя Василия Васильевича ("Тёмного"). Дмитрий Шемяка оставался на московском престоле до декабря 1446 года. Правление галич-мерьского клана вызвало недовольство казанского хана и оппозицию "литовской партии" в самой Москве. Отпущенный в Вологду Василий Тёмный начал плести интриги, и вскоре бежал в Тверь. Из Литвы к Москве выступили отряды мелких южно-русско-литовских князей, в частности - Стриги Оболенского, по пути соединившиеся с отрядами татарских царевичей Якуба и Касыма. Из Твери к Москве выступило войско тверского князя Бориса Александровича и Василия Тёмного. Силы Дмитрия Шемяки оказались в кольце, и он спешно покинул московские земли, теперь уже навсегда.

Литовско-татаро-московская коалиция действовала жёстко и слаженно. После упорного сражения за Углич (январь 1447 г.) за Дмитрием Шемякой оставались земли Костромского и Галич-Мерьского удельных княжеств. С этого времени конфликт приобрёл ещё больший этнический оттенок: не секрет, что костромские и галич-мерьские земли в то время были наиболее населены ещё неассимилированными представителями народа меря. В северных былинах часто встречаются формулы типа: литовские татары, литовская орда. В народной памяти эти две силы запечатлелись под едиными знамёнами. В феврале 1448 года войска Василия Тёмного и его татар заняли Кострому. В апреле 1449 г. Дмитрий Шемяка предпринял контрнаступление в р-не Костромы. Не исключено, что сюжет костромской легенды о "стоянии" у Святого (Мерьского) озера с последующим бегством татар связан именно с этим эпизодом. Любопытно, что противостояние под Костромой в этот раз действительно не окончилось битвой: было заключено перемирие, и противники разошлись каждая в свою сторону.

В конце 1449 г. Василий Тёмный с огромным войском выступил против Галич-Мерьской земли. Воеводой Василия Тёмного был назначен Оболенский. "И бысть сеча зла". 27 января 1450 года у стен седого Галича Мерьского южно-русско-литовско-татаро-московские войска схлестнулись с русско-мерянскими полками. Город затворился. Дмитрий Шемяка, теснимый московитами, с частью войска выехал в свою северную вотчину в Каргополе за подмогой. Но обратно вовремя не поспел: город, не выдержав жёсткой осады, уже принял московского наместника.

Не смирившись с поражением, Дмитрий Шемяка отправился весной 1450 г. в союзный ему Новгород. Набрав там добровольцев, он выступил на Устюг, находившийся под протекторатом московских князей. Этот стратегический манёвр дал поистине блестящие результаты. На Петров день, 29 июня 1450 г., Устюг был взят без единого выстрела. Этот день дал начало новому "великому" княжеству, отчего Устюг и был прозван "Великим". Не потому ли Петров день до сих пор является особо почитаемым традиционным праздником на всём пост-мерянском Севере?

Покончив с про-московской оппозицией в самом Устюге, Дмитрий Шемяка в течение 1450-52 гг. развил бурную военно-дипломатическую деятельность, преследуя сторонников Москвы повсюду, докуда только доходили его отряды. А они ходили и на Вятку, и на Вологду, и по Двине, и по Вычегде. И к Галичу Мерьскому не раз подходили...

Галич-Мерьская земля была разодрана по живому. Столица княжества, а также городок Соль Галицкая были оккупированы московскими войсками. Московский князь декларировал присоединение к Москве всей Галич-Мерьской земли. Но на деле, при живом законном её князе он лишь привнёс в неё смуту. Наиболее непримиримыми оказались ещё не ассимилированные этнически мерянские "углы" и "погосты" на востоке "земли". Когда же Дмитрий Шемяка вернулся с войском, намереваясь изгнать московитов, литвинов и татар из пределов родной земли, мерянские отряды выступили вместе с ним.

В то же время, после захвата московитами Нижнего Новгорода и Городца, на Керженце активизировались меряне Меровии. Развернулась борьба за Волжский торговый путь. Какие-то их отряды наверняка присоединились и к борьбе галивонских мерян. Очевидно, не обошлось дело и без ветлужских марийцев.

Так разрушение "космополитами" средневековья традиционных субэтнических (русско-мерянских) обществ привело к затяжному кровопролитному конфликту, чем далее, тем более носившему межэтнический характер.

В январе 1452 года Василий Тёмный выступил в новый поход против Дмитрия Шемяки. Отряд княжича Ивана (будущего Ивана "Великого") и татарского царевича Якуба был направлен на Кокшеньгу, против меряно-чудьской народности кокшары…

Подробнее - по ссылке:

http://merjamaa.ru/news/shemja...

МЕРЯ ИЛА!

Как ферма троллей боролась с фермой салатов

В пятницу случилось прямо вот весёлое. А именно - в Москве открыли первую (а заодно сразу и крупнейшую в мире) городскую вертикальную ферму по выращиванию салатов. Что в этом весёлого? Реакц...

СТОЛКНОВЕНИЕ НЕИЗБЕЖНО: самое страшное оружие русских ставит Запад на колени

✔ История вопроса восходит еще к предвоенному времени, когда тогдашний глава вашингтонской администрации Франклин Рузвельт подписал секретный указ о запрете русских балалаек на территор...

Что лично у меня украл Путин?

А я отвечу — скрывать то нечего: — у меня он украл свалки использованных шприцев у подъезда, попутно спёр с десяток сторчавщихся знакомцев… — ещё украл спирт Рояль, круглосуточно продававший...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    MERjAMAA 16 августа 16:50

    ПРОРОК В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ

    - День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой? Олег Михайлович Куваев (1934-1975). Родился на станции Поназырево, что в костромском Поветлужье. Детство провёл в Свечанском р-не Вятского края. Отрочество - на станции Юма. Школу закончил в Коте...
    754
    MERjAMAA 15 июля 21:32

    Всех потомков народа Меря с великим праздником Мольба!

    Всех мерян, ветлужан, унжан, жгонов - с великим праздником Мольба!  МЕРЯ ИЛА !!! Ликбез по мерянской этнографии и политэкономии.  Постмерянские промыслово-этнографические популяции Костромского Заволжья 19 - 20 веков. Профессиональная основа жгонства - в кинешемском суконном промысле, из которого к началу 19 века развился промысел пимокатный. Логистика ...
    1350
    MERjAMAA 23 июня 21:38

    Путин знает, куда делся народ чудь

    20 июня 2019 года прошла традиционная ежегодная «Прямая линия с Владимиром Путиным», в ходе которой президент России отвечал на вопросы простых россиян.На «Прямой линии» сегодня прозвучал необычный вопрос - «Куда делся народ чудь?» Президент Путин назвал вопрос «необычным», но ответил на него - народ чудь в основном ассимилировался, но не исчез окончате...
    1523
    MERjAMAA 10 июня 19:40

    Финно-пермский перт - изба и славянские полуземлянки

    - Что за странная избушка? Не избушка, а пертушка! (из русского фольклора) Как видно из этой карты (для ее увеличения - кликнуть по картинке), основные отличия северной (финно-балтской) и южной (славянской) традиции заключаются в предпочтении использования для жизни наземного сруба (избы) или землянки/полуземлянки. Вне зависимости от наличия доступных дл...
    1673
    MERjAMAA 9 июня 10:57

    Елма Лил: о мере с Душой

    В электронном российском издательстве «Издательские решения» вышла в свет книга автора Елма Лил «Хранящие Чудо. Сборник удивительных мест Центральной России». Она посвящается каждому камню и деревцу Центральной России, её таинственным водоёмам и памяти исчезнувших финно-угорских племён… Редакция Merjamaa узнала, кто и что стоит за этой Тайной...— Здрав...
    1631
    MERjAMAA 8 июня 22:25

    Писатель Алексей Иванов о финно-угорском происхождении русских сказок

    Уральский писатель Алексей Иванов в интервью Дудю рассказал о влиянии финно-угров на русский фольклор. Алексей Иванов – автор «Географ глобус пропил», «Общага на крови», «Сердце Пармы», «Тобол» и других книг.В современной российской литературе он стал известен благодаря роману «Сердце пармы» (согласно утверждению Иванова, слово «парма» должно быть написано со строчной...
    1898
    MERjAMAA 28 апреля 18:51

    «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 3-я

    КОНЦЕПЦИЯ «ДЕЛА - ПОДВИГА». ФАБРИКИ КАК ХРАМЫ. ФАБРИЧНЫЕ ПОСЁЛКИ КАК ПРОВОЗВЕСТНИКИ «ГРАДА ГРЯДУЩЕГО».В 18 – нач. 19 в., в ходе превращения староверческой общины из конфессиональной в конфессионально-экономическую, обнаружилось, что спасение и возрождение веры стало нераздельно с хозяйственной деятельностью на благо общины. Сформировалась стар...
    3843
    MERjAMAA 15 апреля 18:59

    «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 2-я

    3. «ПОМОРСКИЕ ОТВЕТЫ» НЕПРАВЕДНОМУ МИРУДругое направление староверия – «беспоповщина» – не признавало возможность «перемазывания» священников из подпавшей под власть «духовного дьявола» церкви. Сохранение же церковной службы считало возможным, ссылаясь на указания Св.Отцов, что в дни гонений «сами себе священницы бываете».Зародилась беспоповщина в Новгородских зе...
    4357
    MERjAMAA 7 апреля 22:21

    «Взыскую Града Грядущего»: старая вера и мерянский ренессанс. часть 1-я

    1. КЕРЖАКИ. «ПРЕСВЕТЛАЯ ПУСТЫНЯ» В ДЕБРЯХ МЕРОВИИ.Верхневолжье наряду с Севером с самого начала явилось одним из главных оплотов старообрядческого движения великороссов. Для местных уроженцев святость веры предков не была пустым звуком. Однажды принятая, она стала средоточием духовных усилий многих поколений. Когда же начались странные нововведения и гонения на привер...
    4059
    MERjAMAA 31 марта 09:31

    Чудьская элегия. ч.3. Всё что пело, всё что млело... Страсти о былом

    ИЗ ЖИЗНИ БАБУШКИ АННЫ ЯКОВЛЕВНЫ (1877 - 1955)- Не дал Бог мне счастья в жизни - обошло оно меня. Уродилась я сироткой - с малолетства во людях...Но была красивой и дельной, потому и замуж рано выскочила. Выдали за Олександра Платоныча, в большую семью. Коровам на дворе (в хлеве) топили печурку, зашпаривали в колоде солому. А печка была сложена "по-чёрному", и дым расх...
    4302
    MERjAMAA 26 марта 22:28

    Кусь. Чудьская элегия. ч.2. в лесах и в городах

    КУССКОЙ ТОПОР ПИТЕР СТРОИЛКусской край испокон жил лесом. Местные мужики в совершенстве овладели ремеслом плотника, и ходили на заработки во многие ближние и дальние сёла и города. Особенно выгоден был отход в тогдашнюю столицу, - в Питер. И добрая половина кусских мужиков там пробавлялась. Ни одна питерская новостройка кон.19 - нач.20 вв. не могла обойтись без кусско...
    4685
    MERjAMAA 25 марта 23:05

    Кусь. Чудская элегия. ч.1. Из глубины...

    Кусской край - один из тех полузабытых уголков Костромской земли, где пост-мерянская этничность наиболее выражена. Отдалённость и малообустроенность местности создаёт условия для сохранения и воспроизведения в местных обществах достаточно архаичных преданий, представлений и жизненного уклада. И, в тоже время, благодаря такому положению здесь вполне ещё живы лучшие асп...
    4297
    MERjAMAA 24 марта 16:02

    Анка Линд. неомерянский эпос

    - На реке Нерли когда-то грады древние стояли. Жили люди в них - меряне, а вокруг поля, деревни. Муро-песни разливались над крутыми берегами. Ружа-рожь росла повсюду, колос тучный наливая. Итак, дорогие друзья! Нам сложно уже держать нашу крикливую мерянскую птицу в клетке и мы её выкладываем для чтения. Наш этнофутурист и рунопевец Валентин Конста...
    2557
    MERjAMAA 17 марта 23:53

    Старинный праздник Мольба. ч.3. Этно-культурный феномен Поветлужья.

    ч.1. Истоки и варианты праздника.https://cont.ws/@merjamaa/1253889ч.2. Мистерия "живого" огня. https://cont.ws/@merjamaa/1254741Мольба и традиции народной магии Поветлужья.Среднее Поветлужье является кладезем «заговорной» народной традиции. Она вобрала в себя как пласт обрядов и заклинаний магического толка, так и фрагменты древнерусской мифологической карти...
    2931
    MERjAMAA 8 марта 16:40

    Старинный праздник Мольба. Сакральная традиция и этнокультурные связи жителей Поветлужья. ч.2. Мистерия "живого" огня.

    начало (ч.1. Истоки и варианты праздника):https://cont.ws/@merjamaa/1253889БЕРЕГБлижайший аналог Береговой Мольбы известен в округе села Нежитино Макарьевского р-на Костромской обл. Здесь некогда, во время засухи и эпидемии, был отслужен молебен о ниспослании дождя. Вскоре дождь прошёл. И день этот из поколения в поколение стал передаваться как день благодарения за из...
    4656
    MERjAMAA 7 марта 19:57

    Старинный праздник Мольба. Сакральная традиция и этнокультурные связи жителей Поветлужья. ч.1. Истоки и варианты праздника.

    Поветлужье - особый мир на исторической окраине русского этнического ареала. Здесь - благодаря относительной отдалённости региона от центров современной цвилизации - сохранились и обрели второе дыхание традиции седой старины. В них сплелись характер, представления и особенности речи различных по происхождению, но близких по мировоззрению этно-культурных групп. Одни ме...
    2248
    MERjAMAA 1 марта 19:35

    Древняя Русь и русско-финский синтез

    Наиболее трудна для анализа финно-угорская составляющая русской культуры. Этому имеется несколько причин. Во-первых, начало контактов славян с представителями финно-угорских племен уходят корнями в столь глубокую древность, и степень интеграции этих двух исторических общностей в процессах формирования великорусского этноса столь велика, что часто почти не возможно сеп...
    5131
    MERjAMAA 28 февраля 19:54

    Размеры городов Залесской земли в 12-нач.13 вв.

    На территории Северо-Восточной земли (Залесья) известны 33 населенных пункта XII–XIII вв., прямо названных городами или рассматривающихся историками как таковые, исходя из контекста их упоминаний в письменных источниках... Для 20 городов имеются данные о размерах их укрепленных частей, для 19 накоплены определенные наблюдения, позволяющие с разной степенью точности оц...
    3881
    MERjAMAA 23 февраля 14:07

    Вооружение летописной мери. к вопросу идентификации

    Меря – древнерусское летописное финно-угорское племя, населявшее в VI – XV вв. район озёр Неро и Плещеева: «а на Ростовьскомъ озере Меря а на Клещине озере Меря же»1.Подавляющее большинство предметов вооружения летописной «ростовской» мери, найденных археологами, происходит с территории мерянского племенного центра – Сарского городища, располагавшегося к югу от Росто...
    2942
    MERjAMAA 21 февраля 22:45

    Финно-угорские фамилии округи Ростова Великого

    Продолжаем изучать в соц.сетях современных жителей округи Ростова Великого. Поселок городского типа Борисоглебский тут особенно интересен. Возник он вокруг Борисоглебского монастыря на Устье — мужской обители на древней дороге из Ростова в Углич. Архитектурный комплекс монастыря полностью сложился в допетровское время, когда он был одним из богатейших в Ростовской мит...
    4062
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика