Портлендская ваза - разгадка тысячелетий.

80 28660

Здравствуйте, уважаемые читатели. О Риме, которого, по заявлениям некоторых штатских, не было, я уже писала. О Помпеях, водоводе Доминико Фонтана и о помпейском стекле - тоже. Писала и о кубке Ликурга, загадку изготовления которого разкрыли учёные. И вот, новое интересное явление античности - Портлендская ваза.

На протяжении веков Портлендскую вазу - самый известный артефакт камео-стекло римских времён от 30 г. до н.э. до 50 г. н.э., классифицировали, как выдувное стекло. Но, как оказалось,  это было ошибочно.

Портлендская ваза преподнесла миру много загадок. Первой загадкой был материал, из которого изготовлена ваза. Долгое время считалось, что она каменная, и, по-видимому, только в 18-м веке её истинная природа была обнаружена. Некоторые даже причисляли Иосия Уэджвуда (Josiah Wedgwood) - знаменитого керамиста, изготовившего множество копий вазы, к авторам этого открытия:

«Вещество вазы - это стекловидная композиция, имитирующая сардоник, было тщательно проанализировано и описано Уэджвудом»- Джеймс Миллиган.

Однако сам Уэджвуд не упоминает об этом, но в небольшой брошюре, написанной на французском языке и касающейся вазы он сообщает:

[...] сегодня признано, что стекло является единственным используемым материалом. Дно - прозрачное синее стекло, но настолько темное, что оно всегда выглядит черным, если вы не смотрите на него днем; [...] барельефы достаточно прозрачны, чтобы различать сквозь них синий фон вазы.

Он также продолжает описывать используемую технику, которая сбивала с толку экспертов, когда ваза была обнаружена. Во времена Уэджвуда, то есть в последней четверти 18- го века, было уже понятно, что барельефы сделаны из другого слоя стекла

Художник, физик и классик в АНУ, возможно, перевернул теорию о римском стекле 2000-летней давности.

Эксперты в этой области обсуждают, было ли декоративное стекло - "камео", выдуто или изготовлено холодным прессованием.

На карту поставлен самый известный пример Британского музея римского стекла - Портлендская ваза. Его секреты могут лежать в пузырьках воздуха, запертых в стекле других древнеримских артефактов. Эти пузыри могут доказать, что эксперты ошибались в течение сотен лет в вопросе, как было сделано стекло.

Доцент Ричард Уайтли (Richard Whiteley), мастер-мастер искусств в ANU School of Art and Design, изучает этот вопрос, изследуя фрагменты римского камео со специализированным сканером.

Он предполагает, что археологи, историки и хранители музеев на протяжении столетий ошибочно классифицировали это стекло, как выдувное. Поскольку речь идёт и о Портлендской вазе, его взгляд стал предметом спора.

Неудивительно, что Уайтли вызвал волнение, когда представил свою точку зрения на исторической конференции по стеклу в Британском музее в Лондоне в конце прошлого года.

За свои работы со стеклом он уже был известен и уважался на международном уровне.

Он говорит, что его изследования, в том числе его ручные работы со стеклом, упорно указывают на то, что римское камео не было выдуто, но было сделано методом холодного прессования, который теперь известен как pâte de verre.

При изпользовании этого метода для стеклянного сосуда создаётся глиняная форма, в рельефе которой вырезаются мелкие декоративные детали. Затем по ней изготавливается гипсовая пресс-форма, и глина удаляется, оставив декоративные элементы вдавленными в форму.

Воздушные пузырьки в древнем стекле указывают на технологию его производства

Изображение римского камео-стекла. Фото представлено: Австралийским национальным университетом

Уайтли считает, что после этого частицы холодного гранулированного белого стекла в виде пасты наносили на форму, заполняя  декоративные углубления и, возможно, окрашивали.

Затем шар расплавленного синего стекла прессуют и обрабатывают в пресс-форме, сплавляя частицы белого стекла и конструируя детали слоя на поверхности синего стекла.

Думаю, что после просмотра видео будет понятнее, о чём речь :о)

Когда Уайтли прибыл в Британский музей, организатор конференции - значимая личность в исторических исследованиях стекла - поприветствовала его: «Это будет интересная конференция для вас, Ричард!»

«Она сказала, что позиция, которую заняла наша исследовательская группа в ANU, противоречит принятому мнению о том, что римский камео выдувается, - но она была очень благоприятна и открыта для моих идей», - говорит он.

В исследовательском проекте изпользовался разработанный ANU сканер, который дает микроскопический трехмерный рентгеновский обзор внутренней структуры материалов. Изображения впервые выявили искажения захваченных воздушных пузырьков,  как в синем, так и в белом слоях Римского стекла, их форма свидетельствует о движении расплавленного стекла, когда объект формировался более 2000 лет назад.

Директор исследовательской школы физики и техники профессор Тим Сенден говорит, что изследователи, когда увидели первые картинки, знали, что это будет захватывающий момент. «Но данные были гораздо более открытыми, чем мы могли себе представить», - говорит он.

«Художник Эрика Секкомб и я наблюдали, как эти изысканные трехмерные данные эволюционировали и вращались на экране, и мы могли видеть, что все эти мельчайшие скрытые детали просто прыгают на нас - мы знали, что видим что-то особенное».

«Пузыри действительно послужили  ключом - рабочая гипотеза Ричарда заключалась в том, что это стекло в расплавленной форме было срезано и повернуто вокруг внутренней формы.

«Так как расплавленная стеклянная бутылка перемещается, эти пузыри искажаются, а затем стекло остывает, оставляя эти искаженные пузыри на месте - это было для нас ориентиром».

Воздушные пузырьки в древнем стекле показывают технологию производства

Фото: Австралийский национальный университет

Уайтли по практическому опыту знает, что пузырьки воздуха, образовавшиеся в выдувном стекле, часто удлиняются, но говорит, что пузырьки в фрагменте ANU были настолько радикально изкажены, что оказались хаотичными и продемонстрировали значительную турбулентность при применении синего стекла.

«Я помню тот момент, когда я это видел. Я сказал:« Боже мой, это необычно, потому что  эти пузыри были раздавленными на обратной стороне белого стекла, что вы получаете при нажимном движении ». Самое поразительное в этом конкретном наборе пузырьков  был не их размер или их плоская сплющенность, -  мы нашли участок, где белые гранулы впаялись в синее стекло - движение белых пятен согласуется с тем, что они нагревались сзади ».

Уайтли говорит, что он знал о том, что его статья вызовет полемику, но сама статья по-прежнему очень хорошо воспринята межнациональной конвенцией экспертов. «По всему совету это вызвало много дебатов на протяжении всей конференции, - говорит он. - Калибр и верность сканирование и детали, которые они раскрывают,  внесли отличный вклад в конференцию и изследования для этого сектора ». Теперь Уайтли планирует воссоздать вазу, такую как Портлендская ваза, с использованием pate de verre и этим  реанимировать технику, которая была потеряна  2000 лет. «Я бы сказал, без сомнения, были процессы, которые использовали римляне, о которых мы не знаем, и которые были утрачены на протяжении веков», - говорит он.

Ричард Уайтли

«Они были необычными техническими специалистами и новаторами, и я считаю, что существует несколько методов, о которых мы не знаем, или которые были приписаны другим процессам». Он признает, что немецкая художница Розмари Лирке пришла к аналогичному выводу в 1990-х годах, но ее изследование не было принято.« Речь идет не о том, что люди ошибаются, речь идет о корректировке исторической записи и возрождении и восстановлении техники, потерянной более 2000 лет », - говорит он.

По материалам


Что я могу добавить? Нам остаётся подождать того времени, когда Ричард  изготовит по этой технологии копию Портлендской вазы.

Уэджвуд свои копии делал из разработанного им керамического состава - "яшмы". Копии, несколько отличались формою (неточность намеренная, ибо сама форма подлинной вазы несовершенна) и матовостью (добиться стеклянного блеска Уэджвуду не удалось. Но ему удалось привлечь к Портлендсвой вазе внимание публики и привить современникам любовь к античному искусству..


Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
  • Красота!
  • Все эти поделки эпохи Возрождения, потом когда на бумаге создали античность, большую часть переместили в ту не существовавшую эпоху!
  • Если бы эта ваза нашлась в Санкт-Петербурге ученые археологи сказали бы что её вырубил зубилом Самсон Суханов. А вообще тут на самом деле возникают следующие закономерные вопросы. 1. Как определили что вазе именно 2000 лет? По глубине залегания? Тогда это чушь. Если на ней нет датировки, а я уверен её нет, то любая цифра от балды. 2. Что будет со стеклом через 2000 лет? Есть реально подтвержденные исследования по стеклу схожего возраста? Нету. Есть только предположения. Однако есть точные данные по стеклу которому "всего" 500 лет. Там налицо критические изменения в структуре стекла. 3. Умиляет тезис об утерянных технологиях. При том что утверждается что это древняя древность с примитивными орудиями РУЧНОГО труда и вообще это "бронза". Все зубила и топоры были бронзовыми. И именно бронзой вырубали граниты и даже диариты, из бронзы были швейные машинки с ткацкими станками, ведь никто голым не ходил.
  • Что-то мало раз в статье повторили, что использовалась другая технология, трудно уловить смысл, когда не повторяют одно и то же раз 100.
  • Почему изследование? Почему не исследование. Я что то упустил, в правиле русского языка?