Римский кирпич античен :о)

23 7705

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Продолжаем любоваться на древнюю цивилизацию римлян, наконец-то доросшую до кирпичной кладки из обожжённой глины.

Как бы ни пытались фоменкоиды и сундаковцы выстроить для легковерных читателей и смотрителей видеороликов свой мыльный пузырь истории, а то, что было, им переделать не удастся. Зато какие громкие заявления:

А доказательства? А нет их. Читателю предлагают поверить, что ни Плиний, ни Витрувий про обожжённый кирпич не писали.

Смотрим Витрувия (вторая книга, глава 8):

Трактат на латыни и на русском

Надо отметить, что римляне много чему поучились у греков. И украшением стен занимались ещё до них. Когда изобрели римский бетон, то поначалу стены делали трёхслойные (два слоя облицовки выполняли камнем и ядро - сердцевину, заполняли этим самым бетоном). Вытесывать блоки из камня умели, травертина и мрамора, а также других мягких пород было в достатке. Даже делали это художественно - из тёсаных пирамидок с квадратным основанием.

Не переминули и приспособить для облицовки черепичную плитку, которую делали для крыш задолго до того.

Я нашла книгу, в которой история римского строительства расписана постадийно. Предлагаю вам причёсанный вольный перевод, дополненный изображениями из сети.

 Плитка и кирпичи

Термин «керамическая кладка» точно определяет все покрытия, изготовленные из этого материала [обожжённой глины], потому как присутствуют одновременно как фрагменты плитки, так и кирпичи.

Alba Fucens

Эквивалентное наименование на латыни, используемое в современной археологической литературе, - opus testaceum, основано на тексте Витрувия, который определяет «structura testacea» и «lorica testacea» - этот тип каменной кладки, который в свое время состоял из сломанных плиток. Слово "латера" когда-то ассоциировалось с необработанными кирпичами. В работе с кирпичной архитектурой мы видели это с IV в до н.э. в некоторых городах центральной и северной Италии укрепленные стены были сделаны из обожжённого кирпича, собранного в соответствии с традиционными системами, с чередующимися соединениями и заполняющими всю толщину стены. Это были настоящие кирпичи, обожжённые в печи, прямоугольной или квадратной формы, похожие по форме и размеру на наиболее разпространенные сырцовые кирпичи. Это тип производства, который остается весьма изключительным и ограниченным определёнными географическими контекстами. До эпохи Августа производство кирпича ограничивалось почти изключительно плиткой; в любом случае это отрасль [кирпича], которая весьма незначительна [как доля в производстве керамики], если учесть, что почти все крыши зданий были покрыты этими элементами [керамическими].

Alba Fucens (стены полигональные без раствора и кирпичные)

С первого века до нашей эры плитки начинают использоваться прежде всего в покрытиях стен при бетонных работах. Те плитки, которые предназначались для стен, были лишены рёбер и уменьшены для того, чтобы иметь такую же глубину, как и каменные блоки; в поперечном разрезе они имели слегка трапециевидную форму, если их ломали по диагоналям, получали треугольники; длинная сторона которых была размещена на фасаде. Треугольная форма допускала более прочную связь с бетонным ядром.

Кирпичи по сравнению с каменными блоками, особенно из туфа, которые использовались в Риме и Кампании, имели некоторые фундаментальные преимущества: лучшую способность противостоять изменениям влажности и температуры и большую устойчивость к разрушению. Последнее зависело не только от твердости материала, но и от плоской и гладкой формы кирпичей, которые можно было разместить на однородных горизонтальных слоях с очень тонкими соединениями, образующими компактную массу.

Гипокауст - подогреваемый пол

Поэтому поначалу они предназначались, по существу, для покрытия гипокаустов тёплых зданий (у римлян были ещё и холодные, в которых они проживали летом), в которых вырабатывалось очень сильный жар, для гипогеума или полужестких сред, подверженные сильной влажности [речь о кирпичах]. Либо они использовались в арках, в плоских конструкциях перемычек, для усиления угловых и горизонтальных полосах покрытий. Иногда цементная смесь ядра, расположенного в облицовке, была упакована фрагментами одного и того же материала.  Витрувий, который пишет во времена, когда кирпичная кладка все ещё используется таким образом, предлагает построить «testucco textura» высотой полтора фута на верху фасада, включая карниз и капельницу, которая служит для защиты основной кладки из сырцового кирпича от проникновения воды.

"18. Таким образом, теперь разъяснено, почему в Риме из-за тесноты площади приходится отказываться от кирпичных стен; когда же потребуется применить их за чертой города, то, чтобы они не могли портиться и ветшать, их надо делать следующим образом. На верху стен, под черепичной кровлей, следует делать кладку из обожженного кирпича вышиной фута в полтора с выступами в виде карнизов. Так можно избежать обычных в таких стенах недостатков; а именно если на крыше разобьются или будут сброшены ветром черепицы, то там, где может протечь дождевая вода, кирпичный щит не допустит повреждения кирпича-сырца и карнизная закраина будет отбрасывать капли за плоскость фасада и таким образом сохранит в целости кладку сырцовых кирпичных стен." Витрувий II. 8. 18

Гробница di Cecilia Metella внутри

По сути, для обожжённого кирпича это все та же гидроизоляционная функция, которая была отведена обожжённым кирпичам в месопотамской архитектуре.

В Риме первые известные примеры стен с покрытием целиком из кирпича, уверенно датируются с середины первого века до нашей эры. Сюда входят коридор и погребальная камера Гробницы Цецилии Метеллы на Виа Аппиа, ограждение гробницы Авла Ирцио, под Канцелярией, внутренние помещения Театра Марцелла.

При Тиберии (жил с 42 г. до н.э. по 37 г.н.э.) кирпичная кладка наконец стала эксклюзивной облицовкой стен большинства римских бетонных зданий.

Castra Praetoria

Domus Tiberiana

Castra Praetoria и Domus Tiberiana на Палатинском холме являются первыми великими римскими памятниками, построенными с использованием этой техники. Облицовка в обоих зданиях состоит в основном из плиток черепицы. Но именно с этого времени началось грандиозное [массовое] производство кирпичей для облицовки стен в качестве замены плиток. Кирпичи, изготовленные в мастерских, имеют квадратные формы, которые соответствуют очертанию деревянных форм.

Наиболее распространенными типами были двухфутовые, размер сторон которых был по два фута (0,592 м), сесквипиды с боковой стороной в полтора фута (0,444 м) и бессалевые, равные двум третям фута (0,197 м).

Opus reticulatum — вид стенной кладки в древнеримской архитектуре. Такая кладка стала улучшением кладки типа opus incertum, камни квадратной формы, длина стороны составляла 6—7 см, выкладывались в виде сети. Ко времени императора Августа такой тип кладки (Opus reticulatum) пришёл на место incertum. В отличие от сложного производства больших квадратных камней, камни для этой кладки могли изготовляться в небольших мастерских, особых высококвалифицированных умений такое производство не требовало.

Целые кирпичи использовались для настила (например, полы в гипокаусте) и для арочных перемычек; в последнем случае половину кирпичей также получали, разбивая оригинальные элементы пополам. Те, которые предназначались для стен, вместо этого делились на taglidiagonali, из которых получали различные треугольные элементы. Бессалы были разделены пополам на два треугольника; sesquipedals и bipedals были разделены на два или три прямоугольника, затем из каждого прямоугольника получали два или три квадрата, и, наконец, каждый квадрат разбивали на два треугольника. Из sesquipedali можно было получить четыре треугольника с разрезами на диагонали и, возможно, другие меньшие треугольники. Как правило, сторона гипотенузы оставалась снаружи, а две стороны были внутри стены. Для выполнения разреза плиток использовали два способа:

- распиливание: на эстакаде складывали стопку кирпичей, которые фиксировали с помощью тисков, и отпилили, подливая воду и подсыпая песок под лезвие, как это делали с камнями;

- перкуссия (удар): на поверхности кирпича вырезали канавку и били  молотком или тяжелым предметом.

Второй метод был быстрее; но сторона получилась с неправильным профилем; если бы это было в керамике, его нужно было проложить листом или сточить абразивными веществами, что во многих случаях, возможно, проводилось после установки. Разрезы, особенно сделанные с помощью перкуссии, никогда не были идеально точными и приводили к значительной потере материала, который не выбрасывали впустую; фрагменты изпользовали в конгломерате. Уголки треугольных плиток легко отбивались, поэтому кирпичи, которые находятся в стенах, имеют переменную длину и всегда ниже теоретической диагонали. Нередко даже в самых лучших стенах можно видеть несколько очень коротких кирпичей, которые образовались в результате случайного разбивания треугольников на кусочки. Кроме того, кирпичи не всегда разрезали на треугольники. В частности, в северной Италии в облицовках изпользовали толстые прямоугольные кирпичи длиной от полутора до одного фута, очень толстые (более 6 см.), расположенные по длине и по голове; на этот тип облицовки явно влияли традиционные строительные системы...

Феномен повторного использования был особенно распространен в позднем античном строительстве, но это не исключительное явление для той эпохи. Материалы от сноса ранее существовавших объектов обычно использовали также в постройках первых двух веков империи. В лучших постройках их дробили и повторно изпользовали в цементных работах, в то время как сами облицовки обычно выполняли по правилам искусства из новых кирпичей. Но, например, есть некоторые стены Domus Aurea (Золотой Дом Нерона), которые были спешно построены после колоссального пожара 64 г. н.э., где в облицовке использованы плитки и различные виды кирпича, добытого из руин ранее существовавших зданий. Эти плитки имеют очень разные высоты даже в одном и том же ряду и сочетаются друг с другом многочисленными слоями раствора. При поверхностном осмотре их можно принять за стены поздней эпохи.

После укладки кирпича излишки раствора удаляли с помощью шпателя. Эта операция оставляла характерную пилообразную борозду вдоль верхнего края кирпичей, если она прослеживалась сверху, вдоль нижнего края, если она вместо этого выполнялась снизу; это все еще узнаваемо в стенах, которые были довольно хорошо сохранились. Были более редкие ребристые швы, выполненные на обоих краях кирпичей или с изогнутым углублением. Lisc iatura - это операция по отделке, которая выполнялась много раз в облицовках, которые оставались на виду; ею сравнивали швы, добавляя небольшое количество раствора, который затем сглаживался с помощью шпателя, заподлицо с кирпичами.

 Кирпичные облицовки отличают большинство бетонных зданий первых трех веков христианской эры. С III века нашей эры наблюдается замедление строительной деятельности и кризис в производстве кирпича, что приводит к появлению смешанной кладки и, следовательно, к экономии кирпича в зданиях; это в основном увеличивает количество материалов б/у.

Le Terme di Diocleziano. В 293 г. была введена новая система правления в Римской империи - тетрархия, продолжавшаяся до 313 г.

Возобновление бурного производства зафиксировано в эпоху тетрархов в различных городах Империи, где кирпичи используются для строительства важных общественных зданий (среди которых Бани Диоклетиана и Базилика Массенция в Риме, Базилика Тревири, Галерианский комплекс а Tessalonica).

Basilica di Massenzio (Roma)

Позже производство снова снижается; однако, оно не прекращается полностью в поздней античности, вплоть до шестого века и далее, о чем свидетельствуют кирпичные марки. Кирпичи, как недавнего производства, так и необработанные, предназначены прежде всего для основных зданий и имеют большую структурную сложность. Даже в четвертом веке несколько крупных общественных памятников, мавзолеев и христианских базилик были полностью сделаны из кирпичной кладки.

* * *

Смотрим на Помпеи, скрытые вулканическим пеплом более полутора тысяч лет

Смотрим на Геркуланум

Разглядываем Оплонтис

На первой картинке археологический памятник Альба Фученс (колония Древнего Рима) 303-304 гг. до н.э. Пол из керамики

Узнаём о найденных кирпичных заводах римских кирпичников, читаем о том, как изследовали учёные кирпичи римской эпохи и что нашли, и плевать хотим на лжецов.

Желаю всем здравствовать!

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Почему валят грустноарбатовцы?

Сразу с началом Россией силового сопротивления Западу, над приграничными тропами поднялась плотная пыль от топота Принципиальных ПораВалильщиков. В первых рядах, как обычно, пронеслась ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • :thumbsup: В Геркулануме вообще ,кмк, осыпавшуюся старую кирпичную стену заложили камнем. То-есть в этой стенке каменная кладка явно младше кирпичной. P.s. Присмотрелся. Ан нет. Одновременно клали - симметрия выдержана :smirk:
  • Получили хомячки римские кирпичики. :sweat_smile: https://www.youtube.com/watch?v=eLeo4ALer1Y
  • При таком количестве сохранившихся построек отчаянное вранье "немогликов" выглядит просто смешно. Примерно как "Атаманская империя, населенная русами-казаками", от которой до наших дней сохранились сотни караван-сараев, дворцов и кладбищ с надписями почему-то на турецком языке :laughing:
    • IT
    • 6 июля 2019 г. 18:39
    :wave: :wave: :wave: :wave: :wave:
  • Мне тут недавно заявили, что кирпичи до18го века лепили вручную и потом обжигали. Сделал так :confused: . "а чо, нет???!" "Откуда сведения, кто сказал, книги, ссылки?" "Не может быть!!" Про римские кирпичи собеседник -"Нет, не слышал"..