Инструменты, человек и мышление (ч.2)

23 1895

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Долгое время я очень жалела, что страница с замечательной статьёй, часть которой я перевела, была удалена из интернета. Сегодня я вновь попала на страницу со своим переводом и пыталась было в очередной раз загрустить, но тут вспомнила об одном комментарии. В результате, благодаря подсказке RandOm, я сумела отыскать давно удалённую статью!!!

И теперь могу продолжить переводить увлекательную статью про связь ума, тела, мышления и инструмента.

Поскольку начало статьи было опубликовано более трёх лет назад, то предлагаю перечитать его здесь, чтобы было понятнее, о чём, собственно говоря, речь :о)

Рука

Почему один инструмент будет ощущаться в руке комфортно, а другой-нет? Этот комфорт, должно быть, связан с тем, как изчезает расстояние между инструментом и мастером. Специфика инструмента — его форма, материал, из которого он сделан, температура, вес, баланс — иногда может настолько сливаться с телом, что инструмент становится невидимым. Все корректировки (проходящие в системе тело-инструмент - Взор) плавные. Соединение полностью зацепляется, как в идеальном зацеплении различных шестерён.

На этом снимке изображен кусок песчаника, вырезанный в мастерской в Дадзу, Китай (Dazu, China), недалеко от пещерного комплекса Дадзу. Это пример техники резьбы по песчанику, в которой изпользуется очень острое долото из карбида вольфрама. Это явно современный отделочный инструмент; острота позволяет резчику брить (строгать) камень, нажимая на инструмент рукой, а не с помощью ударов молотка. Это действие сродни резьбе по дереву. Жест рук во время этого процесса прекрасен, и вы можете видеть заботу и сосредоточенность мастера в работе, когда он созидает.

Шлифовка мрамора с помощью вращающегося инструмента dremmel. Мастерская Qu Yang, Хэйбэй, Китай

Сама по себе рука - это тоже инструмент, и, как и другие инструменты, она является связующим звеном. Голая рука превосходна в хватании, но "обречённа" (безнадёжна) в ударе молотком. В тот момент, когда молоток поднят, он одновременно разширяет и сужает возможности руки. Универсальная природа руки сужается до наблюдающего за инструментом.

В каждом инструменте есть часть, которая внешне невидима. Физическая субстанция инструмента окружена невидимой формой его потенциала; эта подразумеваемая цель (видимо, речь о возможной применимости - Взор) не может быть видна непосредственно. Инструмент обладает своего рода гравитацией, и известен в основном тем, как он влияет на другие предметы, к которым он прикасается. Мы знаем о существовании этого потенциала еще до того, как действие завершено. Некоторые инструменты определяют результаты настолько эффективно, что формы и остаточные метки могут быть прочитаны в обратном направлении. Мы можем узнать что-то о процессе по следам,  оставленным инструментом.

Существуют инструменты, изготовленные для работы с глиной, которые определяют скульптурную форму независимо от мастерства практикующего. Они автоматически создают кривые, которые, например, напоминают некоторые скульптуры Генри Мура. Такой потенциал (или скрытые возможности) являются расширением инструмента, но они также являются его пределами. Кувалда подразумевает действие, отличное от молотка для забивки гвоздей. Отвертка подразумевает вращение; пара плоскогубцев предполагает щипок.

Странная деформация произходит, когда инструмент применяется к задаче, для которой он никогда не был предназначен. Тогда создаётся своеобразная двойная экспозиция. Эта способность превзойти предопределённое существование (выйти за рамки предназначения) также является частью потенциала инструмента, но она менее предсказуема. Это может привести к некоторым интересным результатам, но результат не всегда успешен.

Сцепление

Некоторые инструменты выступают маленькими дуэтами. Молот кузнеца так хорошо работает с наковальней, что вместе они становятся третьим инструментом. Щипцы кузнеца держат (или в некоторых случаях служат как рычаг или опора), закусывая, горячий металл, пока он обрабатывается. Быстрое вращение токарного станка создает статическую точку, несмотря на то, что она находится в движении, потому что все действия в пространстве произходят в одном месте. Инструменты часто работают вместе, отдавая предпочтение точке пересечения. Это точка, где они совмещаются (сходятся, сотрудничают), и произходит трансформация. Пересечение ремесленника с его инструментами также является моментом трансформации. Инструменты ремесленника становятся важными для его личности. Всякий раз, когда ремесленник отделяется от своих инструментов, он начинает чувствовать себя кем-то другим. Скорее всего, так оно и есть. "Ремесленники знают свои инструменты", как говорится, но это только часть истории. Здесь поможет более ёмкое по смыслу слово, чем "знать". Мастера также знают отношения между своими инструментами и материалом, с которым они работают. Ремесленники становятся чувствительными к реакции и к тому, как она может измениться по мере изменения ситуации. Одна вещь, которая меняет ситуацию, - это когда ручной инструмент заменяется электрическим.

 

Скульптор Б. Аморе (B. Amore) разсказывала о том, как меняются рабочие отношения, при переключении с ручных инструментов на электроинструменты. Она заметила, что ремесленник на самом деле "ездит" на электроинструменте, и для этого требуется другой набор навыков. Когда человек привязан к электроинструменту, материал становится для него своего рода пейзажем, через который проходит мастер. Работа происходит в контексте погружения. Можно знать разные вещи.

Инструменты имитируют более крупные геологические процессы-истирание, удар и сжатие. Инструменты могут быть агентами наблюдения, поскольку они изолируют, миниатюризируют и объединяют некоторые из этих более крупных процессов. Иногда детальное знание инструментов может помочь прочесть более крупные геологические ключи. Зубила ломают, но они также могут резать или черпать. Молотки колотят или дробят, а иногда-повторные мелкие удары могут сгладить неровности. Абразивы либо разрушают, либо полируют и защищают. Знакомство с инструментами и способность разпознавать следы, оставляемые отдельными инструментами, могут усилить научные размышления в таких дисциплинах, как история искусств, археология, антропология, философия или социология. Такое знание может углубить понимание не только отдельных объектов, но и процессов, которые их окружают. Наблюдая за результатом, иногда можно определить процессы, последовательности, параллели и контекст.

Инструменты могут воплощать более тонкие принципы, даже своего рода "жизнь"."Посмотрите на следующее описание характера, контроля и внутреннего духа, как Питер Вулкос обсуждает использование гончарного круга:" Когда вы экспериментируете на колесе, есть много вещей, которые вы не можете объяснить. Вы просто говорите себе, что форма найдёт свой путь – она всегда находит". Это перекликается со словами Матери Энн Ли, основательницей шейкеров, которая сказала: "каждая сила развивает форму.”

Опыт, инструменты и мышление

Связь, которая может быть установлена с материалом, является интимной. Снова и снова художники и ремесленники будут изпользовать удивительно похожие выражения. Они говорят, что материал "говорит" с ними, или даже что определённый камень или другой материал, кажется, "выбирает" их. Часто мастера говорят, что они способны "думать", как их материал.

Резчик по голове Перумал Стхапти оттачивает детали лица индуистской богини в черном граните. Мастерская Ганапати Стхапати, Мамаллалапурам, Индия (Ganapati Sthapati workshop, Mamallalapuram, India)

Каменщик в мастерской Йоркского Кафедрального собора вырезает сложный архитектурный реставрационный камень из местного известняка. Йорк, Англия

Чрезвычайно практический мир ремесленника жив с остаточными спиритуалистическими качествами. Мастер осознает, что внутри него есть слушатель, который слышит послание и затем отвечает. Людей предостерегают от прочтения (черпания) неуместных эмоций в неодушевленном мире, но что неуместно? Связь с материалом настолько интенсивна, что описывать его как нейтральный материал кажется неточным. Очень похожие фразы продолжают появляться, вероятно, потому, что существует точный опыт, который не может быть точно описан в механистических терминах.

Всегда было трудно точно определить, что такое "ум". Для действующего мастера это может не иметь значения. Даже когда ум не определён (не получил точного определения - Взор), он способен управлять результатами. Ремесленник изходит из непризнанного предположения, что что бы ни произходило на работе, это нечто более широкое, чем то, что можно охватить тем, как слово обычно используется. Возможно, здесь есть намёк на панпсихизм; школу мысли, которая предполагает, что " ум " может быть найден в областях, которые обычно считаются бесчувственными или неодушевленными.

Темы, поднятые проектом STONE, по-видимому, находятся прямо в центре вопросов о взаимодействии инструмента, мастера и материала. Проект, который фокусируется на изпользовании инструмента (например, проект камня), неизбежно должен учитывать намерение и тонкости изпользования. Если мы включим связанный с этим вопрос тактильности (ещё одна область интереса, выявленная в проекте STONE), то он объединяет все вопросы ввода и сбора информации. И если мы хотим взглянуть на молчаливые навыки (опять же проблема в проекте STONE), мы должны исследовать, требуется ли осознание, как оно обычно понимается, для эффективного действия. Культура может быть высшей молчаливой конструкцией, но подмножеством этого огромного предмета является мир орудий труда, мастерства (навыков, умений), ремесла и образования. Какой-то аспект изпользования инструмента проявляется в любой части природы, которая используется, а не просто наблюдается.

Ещё многое предстоит изследовать в отношениях между инструментами и мышлением. Многие мыслители разсмотривали (это) и пришли к выводу, что место оказывает влияние на мышление. Если это так, то действие должно иметь ещё большее влияние на мысль, чем место, и также предлагает более широкие средства выхода. Инструменты формируют мысли, не отличающиеся от материальных, создавая морфическое пространство, в котором может работать воображение. Инструменты также являются средством фокусировки. Все формы фокуса являются усилениями и интенсификациями. Инструменты и усиливают, и уплотняют, часто в одно и то же время. Они концентрируют энергию в меньшей области, чтобы разширить её охват.

Если определённые инструменты функционируют в рамках определённых форм, то вполне вероятно, что некоторые вещи могут произходить только под влиянием этих инструментов передачи символов. Инструменты формируют мир, но они также придают форму нашему опыту, подобно системе верований. Это можно увидеть в действии. Поскольку воздействие компьютера на человека произошло за столь короткое время, его воздействие можно увидеть более отчетливо, чем если бы оно длилось несколько поколений. Компьютер-это всего лишь инструмент. Мы можем считать компьютеры репрезентативными для того, что делают инструменты в целом. Инструменты делают больше, чем просто формируют наши мысли; они формируют сам процесс мышления.

(продолжение следует)

П.С. На всякий случай я скачала статью к себе, потому продолжение обязательно последует!


Статья, перекликающаяся с этой - Когда отправляются добывать ум

не забудьте также про статью Пора бы ввести в школе уроки практической механики

Так же, близкие по теме: Технический и культурный прогресс в каменном веке

Технический и культурный прогресс в каменном веке - 2

Отец мигранта-миллионера, зарезавшего байкера в Москве, пытался давить на его семью: Требовал снять обвинения с сына

Сонные переулки у Замоскворецкого суда в понедельник утром огласил драматический баритон Константина Кинчева. Из динамиков байка раздавался трек «Небо славян». Мотобратство Москвы прие...

Кадры обрушения телевышки после удара в Харькове появились в Сети
  • Topwar
  • Вчера 19:00
  • В топе

Нанесён очередной удар по Харькову, на этот раз целью стала городская телевышка, которая после меткого попадания развалилась пополам. Об этом сообщают российские и украинские ресурсы. О серии взр...

"Защитный пузырь" НАТО лопнул из-за русской РЭБ. Вражеские AWACS были ослеплены
  • Artemon
  • Вчера 12:11
  • В топе

Военная доктрина Запада изначально была рассчитана на технологическое превосходство над любым вероятным противником. Танки, пехота и другая бронетехника должны выдвигаться в атаку только после тог...

Обсудить
  • Философично...
  • Кевин Фрэнсис Грей, скульптор.
  • Многие страницы можно потом найти в web.archive.org, регулярно выручал.
  • Даа, хороший сайт был, про ручную работу с камнем много интересного было...