О каменных фигурках номоли из уст историка искусств

27 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Мы с вами вновь обращаемся к статуэткам из мыльного камня, вызвавшим брожение умов альтернативщиков и уфологов :о) В прошлый раз я привела сведения о связи каменных изваяний с системой тайных знаний и ритуалов народа кисси - поро. Сегодня хочу представить вам видение из лагеря искусствоведов, занимающихся африканским искусством.

Кэти Керноу, доцент кафедры истории искусств Кливлендского государственного университета.

Привожу пересказ лекции Кэти, выложенный на ютюбе в мае этого года. То есть, это - последние сведения. В качестве иллюстраций - картинки из ролика, соответствующие тексту лекции.

В прибрежной Сьерра-Леоне шестнадцатого века было множество художников из племени Темне и Буллом, которые создавали небольшие фигурки из мыльного камня (которые сегодня называются номоли), а также деревянные фигурки, маски и трубы из слоновой кости. После контакта с португальцами в 1462 году они разширили свой ассортимент, изготавливая из слоновой кости солонки, рога, столовые приборы и церковные предметы для этих иностранцев. Они сохранили свой образный стиль и некоторые мотивы, но адаптировали свои работы к иностранным вкусам, создав кустарную промышленность, просуществовавшую менее века.

Мы не знаем, как номоли (сделанные из мягкого талькового камня или стеатита) назывались изначально. В основном это небольшие предметы 13-15 см высотой. Мыльный камень (ещё одно название материала) очень мягок. Для его обработки годятся инструменты, применяемые для резьбы по дереву.

Пока что наука многое о номоли не знает. Известно, что изготавливались они где-то до 1550 года. Есть представление о регионе, откуда были скульпторы, и о их национальности. Но многие иные аспекты фигурок загадочны, от всплеска интереса к пришельцам и репилоидам в интернете, до обозначения в качестве места, откуда к столу европейских королей поступала посуда из резной слоновой кости.

В первую очередь, что такое номоли?

Это произведения искусства, выполненные из мыльного камня на территории страны в конце 15-го начале 16-го века, возможно, немного раньше. Большинство из них довольно маленькие. Некоторые из них могут быть 25.5 см высотой, но большая часть (если они целые) имеет высоту 13-15 см. Имеется также много поломанных статуэток.

Что о них известно? Прежде всего можно отметить, что резчиками фигурок однозначно были мужчины, потому что в Африке традиционно резчиками по дереву, слоновой кости и камню были мужчины. Женщины-мастера, конечно, тоже существовали, но они работали с другими материалами.

Буллом или Темне?

Буллом и Темне - это этнические группы, проживающие в Сьерра-Леоне. Вся резная слоновая кость, о которой речь будет ниже, - из Сьерра-Леоне. На карте границы страны обозначены розовым цветом. Нас интересует именно южная часть страны, её жёлтые участки. Термином "саппи" (sappy) обозначают людей, говорящих на родственных языках. Это не только Буллом или Темне Сьерра-Леоне, но и люди, живущие в других странах (в частности, в Гвинее), например, Бага, Налу, Ландума, Лимба. Все они говорили на мелл-лингве. Можно представить себе это по аналогии с латиноязычными народами, немного понимающими друг друга, потому что их языки имеют похожий корень. Но в отличие о латиноамериканцев у них не было общей истории или империи. Поэтому Кэти Курноу избегает употребления термина "саппи".

Выдержка из обзорной статьи, в которой перечислены научные работы, посвящённые каменным фигуркам Сьерра-Леоне, опубликованные до 1979 г.

Она писала свою диссертацию не по номоли, но по художественным реликвиям, связанным с ними. Она следила за всей литературой, посвящённой фигуркам. Поэтому, когда в интернете появились публикации о немоли-рептилоидах, она поначалу было подумала, что возможно там, в интернете были какие-то новые номоли, которых она раньше не видела. Это было то, что в течение последних двух лет она нашла о фигурках довольно нового и интересного.

Оказалось, что публика заинтересовалась несколькими неясными каменными фигурами. Выяснилось, что по непонятным для африканистов причинам большинство из историков искусства, как и широкая публика о них никогда не слышали. Ситуация с "неизвестностью" номоли может измениться, потому что статуэтки попали в поле зрения группы людей, верящих в Атлантиду, в гигантских рептилий-гуманоидов, вызывающих страх, в похищения людей инопланетянами по всему миру.

Как видите, упоминаются номоли. Сообщается, что они из неизвестной культуры, которая давно изчезла. На самом деле некоторые утверждения о фигурках, по словам Кэти, действительно возмутительны - в публикациях вы увидите слова "возрастом более 17000 лет". Здесь Кэти вмешивается и говорит: "вы не можете датировать камень или, по крайней мере, не можете датировать, когда вырезан камень. Если вы геологи, вы можете датировать сам камень". Значит камню не более 17000 лет. Но они правы в одном. Мы не можем точно сказать, сколько им лет. Они не датируются даже 2500 лет назад или примерно 15000 лет до нашей эры, и они не доказывают существования гигантов, когда-то живших на Земле. Всё кажется красивым, всё абсурдно. Но это было в некотором роде интересное направление, которое она не ожидала найти.

Для объяснения она приводит фигурку одного номоли с рептилией. Хотя это - не гигантская ящерица. Этот мужчина держит крокодила. Однако если вы посмотрите на него, вы заметите, что чешуя крокодила разпространяется на его руку. Интересная и важная деталь, потому что она (чешуя) на самом деле показывает соответствие между этой фигурой и крокодилом. - Во многих частях Африки традиционное искусство в прошлом меньше смотрело на животных как на просто природных существ и больше как на духовные метафоры для определённых типов людей. Крокодил, например, может жить в воде, но также может ползать по суше. Это то, что мы называем животным лиминалом [от лат. limen — порог]. Часто люди, которые могут пересекать границы этого мира и духовного мира, связаны с лиминальными животными, будь то крокодилы, черепахи, птицы или любое другое животное, которые могут жить более, чем в одной сфере.

О людях, которые делали эти фигурки

Немного о том, что произошло. Пока историки искусствоведы и археологи не знают, сколько лет фигуркам. Большинство из них обнаружены случайно людьми, обрабатывающими поля и добывающими алмазы , которые находятся в регионе Коно (Kono) в Сьерра-Леоне. Фигурки находят под землёй, иногда на некоторой глубине, или обнаруживают их в пещерах, которые, по-видимому были центрами ритуальной резьбы по дереву. Последняя датировка для большинства из них, если не для всех, - это 1550 год.

Именно в 1550 году группа людей вторглась в Сьерру-Леоне, послужив спусковым крючком массовых миграций (приведена карта Фредерика Лампа). Жившие на побережье Кисси отправились к северо-востоку. Темне покинули свою территорию и ушли дальше на север в глубь страны. Буллом в основном оставались вдоль побережья, но они были тоже немного сдвинуты. Так в середине 16-го века произошло перемещение населения. И люди переместились так, что потомки тех менде-язычных захватчиков сегодня составляют основную часть населения Сьерра-Леоне. И теперь они проживают в районе, ранее занимаемом другими людьми.

Поэтому находки фигурок на той или иной территории не всегда точно сообщают о том, кто их изготовил, ибо мастера были смещены.

На самом деле существует три разных типа каменных фигурок, которым, по крайней мере, около 450-500 лет. Те, что в центре (2 - mahen yafe или голова на пьедестале) - более крупные объекты, представляющие собой изключительно голову. Они изготавливались именно как голова. Как правило, их находят в центральном регионе. В районе, где ныне проживают Кисси, есть объекты, которые сегодня называются помдо (pomdo, см. рис. фигурка 3). Помдо и махен-яфей - названия данные в наше время

Фигурки из района Кисси (3) имеют тенденцию "быть вертикальными". Находимые на юге неподалёку от побережья (1) и находимые в районе Кисси (3) больше склонны к полноте, округлым чертам лиц и, даже, их тел. Все они изготовлены из стеатита, цвет которого варьируется от беловатого, до красновато-коричневого, до почти чёрного.

Имеются два отчёта начала 19 века, написанных европейцами, копавшимися в этом районе. Они нашли геологические жилы мыльного камня. В отчётах упоминаются находки некоторых из фигурок, вырезаемых прямо из жилы. По каким-то причинам эти фигурки были оставлены. Так что, вместо того, чтобы извлечь камень и вырезать из него статуэтку в ином месте, резчики, по крайней мере, часть резьбы выполняли на месте добычи камня, а позже выполняли детализацию.

Деревянная мотыга или тесло, изпользуемое для подготовки почвы для посадки. Этот инструмент мог также изпользоваться в резьбе по дереву; в каталоге Национального музея Сьерра-Леоне отмечается, что он изпользовался при вырезании масок Совей или Бунду.

Несколько слов о процессе вырезания

За пределами Египта и Судана, в той части Африки, что к югу от Сахары, вырезать что-либо в камне было очень необычно. Почти вся резьба выполнялась по дереву и слоновой кости. Предположительно, это связано с тем, что необходимые инструменты были недостаточно прочными, чтобы резать большинство пород камней, а возможно, причиной было безразличие. Конечно, в большинстве регионов материка, где велась резьба, дерево и слоновая кость были легкодоступным материалом. Интересно, что инструментом, который чаще всего изпользуется для резьбы по дереву или по кости, было тесло. Оно обычно имеет деревянную рукоять и лезвие. Лезвия тесл - слегка изогнуты, могут быть разной ширины, и часто могут заменяться для работы над более мелкой деталью. И только на самом последнем этапе работы изпользовались ножи. Тесло изпользовали для вырезки блока и вырезания большей части форм.

Дело в том, что, похоже, что фигурки не обязательно были вырезаны металлическим теслом. Такое открытие сделал Джон Атертон - археолог, проводивший разкопки в Камабайском убежище в скалах на севере Сьерра-Леоне. В каменной пещере когда-то выполнялись работы (в ней не жили, а только приходили потрудиться) с 8 по 14-й век. И он нашёл в ней много тесл и топоров, изготовленных из камня. Основной материал - долерит. Также был найден ряд кварцевых артефактов.

Кварцевые артефакты позднего каменного века из Сьерра-Леоне (Западная Африка). Масштаб в дюймах. Повреждение от изпользования находится на нижних краях всех четырёх предметов; Фото John Atherton

Атертон предположил, что кварцевый инструмент изпользовали для вырезания мелких деталей, таких как уголки глаз, из которых выпучено глазное яблоко, и т.д. Это было сюрпризом, потому что это тип инструментов, заброшенных в большей части Африки после перехода к обработке железа (начиная примерно с 500 по 200 гг. до н.э.). В этом регионе это был гораздо более поздний период. Но были найдены доказательства изпользования этого инструмента в Сьерра-Леоне, и Атертон предположил, что они были применены для вырезания номоли. Дело в том, что в Британском музее есть незавершённый экспонат, на котором ясно видны следы инструментов, которые могут соответствовать этим каменным топорам.

Об основных чертах, присущих номоли

Кэти сообщает, что знают учёные про номоли, и чего не знают.

Они довольно маленькие. Эта фигурка ещё и повреждена. Отсутствующие ныне руки (1), изначально были вырезаны, но позже были обломаны. Это может быть свидетельством, того, что они не были прижаты к телу. Может быть фигурка упала, и они отломились. На теле фигурки раньше могло быть ещё что-то на животе (2) или на туловище, но сейчас это отсутствует, и учёные не могут сказать, что это могло быть.

Фигурка сидит на корточках, видны её ступни (3). Это может выглядеть как бугорки, но на самом деле это - видимые ступни. По сравнению с телом, голова очень большая, в основном более трети роста персонажа. В западно-африканском искусстве в этом нет ничего необычного: пропорции фигурок никогда не соответствуют естественным пропорциям тела. Часто голова очень большая, иногда - очень маленькая с очень длинной шеей и очень длинным торсом. Но среди номоли есть вариации с головой менее трети высоты тела.

Можно увидеть, что профиль (4) килеобразный. Лоб очень резко опускается на глаза, а затем изгибается наружу у широкого носа (7) с очень большими ноздрями. Глаза (6) также чрезвычайно большие, и они вставлены в глазницу так, словно вот-вот лопнут. Здесь очень трудно увидеть угол рта (5), но губы сомкнуты. На обеих сторонах лица можно увидеть линию, похожую на верёвку (9), очевидно, изображающую стилизованную бороду.

Все номоли из южной части Сьерра-Леоне (или, каменные фигурки) находятся на основании (11), и это очень последовательно. Они довольно абстрактны. Посмотрите на стиль изображения уха (8). Таких ушей много. Существуют разные стилизации ушей и носа. Но глаза выпучены, большой очень выдающийся изогнутый нос и прогнатическая челюсть, выступы из тела - всё это характерные черты этих фигур.

Можно заметить также, что имеется просверленное отверстие (10) в верхней части статуэтки. Оно было сделано одновременно с изготовлением самой поделки. Учёные не знают, с какой целью делались эти отверстия. Они имеются у большинства из каменных статуэток южной части Сьерра-Леоне. Предполагается, что внутрь помещалось нечто, может быть что-то вроде порошкового сверхъестественного лекарства? Его не могло быть много, поскольку маленькое изделие не может иметь в себе много места. Никто точно не знает.

Ещё одна подобная фигурка (2), на снимке дыра видна отчётливее. Сидячая поза или поза на корточках присущи номоли. Образец (3) из Британского музея обладает очень длинными ногами, что необычно для номоли, ибо нарушены традиционные пропорции. Зато фигурка 4 вполне традиционна. Она имеет руки, которыми подпирает подбородок. Такая поза также традиционна для номоли.

В обычной для номоли позе сидит и этот человечек, опираясь подбородком на руки (А). Вместо стилизованной верёвки, бороду изображает прямая линия. Бороды бывают разных типов. Иногда её представляет вертикальный элемент, выглядящий как плетённый (D). Иногда это два элемента (В, С). В обоих этих случаях бороду человечек удерживает в руках. Вы можете в очередной раз заметить, что соблюдается стиль номоли (пропорции тела и головы, выпуклости глаз, выдающиеся вперёд челюсти, большой нос с чрезвычайно преувеличенными ноздрями).

Пока делаю перерыв. Желающие могут забежать вперёд и посмотреть лекцию самостоятельно :о)

Приятного просмотра!

Предыдущая статья о номоли и иных фигурках тут

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Обсудить
  • интэрэсненько :point_up:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Ну явные же рептилоиды!) Хотя некоторые из них отчасти напоминают японскую миниатюрную скульптуру нэцкэ...
  • Офигенно, как говорится не верь глазам своим, а верь мне: я латинско-католический учёный прошедший цензуру Ватикана и поэтому утверждаю, что это не рептилоиды. Смешные всё же эти официалы.
  • :thumbsup: (ну, мы то знаем, что это раса ящеров с Дзета Сетки, покинувшие Землю 65 млн.лет назад :stuck_out_tongue_winking_eye: :stuck_out_tongue_winking_eye: )