Номоли (Nomoli) как дело рук местных мастеров средних веков

6 219

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Давно уже пора было завершить серию статей о номоли, которых альтернативщики взялись ставить в укор "официальным" историкам. Ниже - пересказ лекции историка искусствоведа Кэйти Курнау (Kathy Curnow) с дополнениями. Знакомство с особенностями статуэток номоли и начало знакомства с изделиями из слоновой кости вы можете найти по ссылкам, что в конце статьи.

Итак, Кэти встретила в интернете кричащие статьи альтернативщиков про номоли и записала на видео лекцию.

В предыдущей статье после перечисления особенностей стиля номоли, была часть лекции, касающаяся поделок из слоновой кости, которые вырезали в Сьерра-Леоне местные мастера для португальцев в конце 15 - начале 16 века.

Некоторые из резных объектов из слоновой кости (ивори) по своей форме действительно очень, очень европейские. К ним относятся такие объекты, как солонки с крышками. Слева полное (целое) изделие, и вы заметите, что у этой солонки есть христианское навершие. Это Мадонна с младенцем. Есть солонки, изображающие и иные сцены из Ветхого Завета, такие как Даниил в пасти льва. Таких солонок довольно много. Некоторые из них были повреждены, некоторые не имеют второй части (верху справа). Они сочетают иностранные и местные образы. Например, верхняя справа украшена изображением португальца в галифе, а змеи - образ местной культуры. И, хотя они обломаны, мы видим противостояние их и собак.

Солонка из Оберлина

Замысловато вырезанная солонка Оберлин (крайняя слева) - один из примерно сотни сохранившихся предметов конца пятнадцатого и начала шестнадцатого веков, которые были отнесены к афро-португальской слоновой кости. Эти изделия из слоновой кости вырезали художники Темне и Буллом из Сьерра-Леоне, а также художники из Королевства Бенин Нигерии. Солонки представляют собой интригующую смесь европейских и африканских форм, мотивов, стилей и узоров.

В начале шестнадцатого века португальский путешественник писал: «В Серра-Лиоа люди очень умелые и очень изобретательные; они делают все, что мы просим их, из слоновой кости, и эти предметы удивительно видеть - например, ложки или солонки. или рукоятки кинжалов и другие тонкости; и [они] могут вырезать любую работу, которую им нарисуют. Коллекционеры эпохи Возрождения искали редкие и экзотические предметы для своих шкафов любопытства ради, а художники Темне и Буллом адаптировали свои и без того хорошо утвердившиеся традиции резьбы по слоновой кости для новых заказов. Солонка Оберлин (Oberlin ) принадлежит к подгруппе слоновой кости, произведенной в устье Сьерра-Леоне. Художники, живущие в этом торговом центре, видели европейские източники и структурные прототипы; похоже, что у многих из них был прямой контакт с португальскими покровителями.

Солонку и другие предметы искусства можно найти на сайте АМАМ.

Эта солонка с крышкой соответствует стилистическим традициям европейских металлических кубков того времени. Её основная форма шара на конусе (верхняя полусфера шара образует съемную крышку) оживлена ​​двумя покрытыми резным витым орнаментом "шишками"; третья "шишка" действует как подушка для последней фигуры. Хотя эти шишки эффективно имитируют формы изделий из слоновой кости, выполненных на европейских токарных станках, они были вырезаны вручную.

Стилизованные формы растений, вырезанные на основании солонки в низком рельефе, создают символический пейзаж. С этой поверхности выступают четыре мужские фигуры, выполненные в высоком рельефе. Их кепки и длинные прямые волосы указывают на то, что они европейцы, но голая грудь, босые ноги, брюки и скарификация туловища говорят о том, что они подверглись ассимиляции в Сьерра-Леоне. Их стиль и пропорции (их головы высотой примерно с треть роста) соблюдают местные скульптурные традиции. Стилизованные собаки чередуются с мужчинами и рычат на змей, свисающих с выше находящихся выступов. Это противостояние собаки и нависающей змеи, часто встречающееся на слоновой кости устья Сьерра-Леоне, имеет африканское происхождение; его символическое значение не сохранилось. Собаки, которые, как известно, изпользовались в качестве жертвоприношений, сегодня не играют значительной мифологической роли в этом регионе.

На возстановленном реставратором навершии, две пары ступней (которые являются оригинальными) разположены таким образом, который предполагает, что навершие изначально изображало мать и ребенка, вероятно, христианскую Мадонну с младенцем. Западный реставратор двадцатого века, который переделал произведение, изменил его первоначальный стиль, заменив почти естественные фигуральные пропорции и сгладив два лица. Его усилия предполагают осознание современной «экзотической» ценности солонки. Одевая Марию и Христа в минималистичную одежду («примитивную» и неточную), он сконструировал мифическую «африканскую» версию европейской «инаковости», весьма непохожую на сьерра-леонские версии. В устье Сьерра-Леоне действовало пять или более мастерских. Солонка Оберлин - дело рук резчиков из Цветочной мастерской, названной в честь винных мотивов, вырезанных на многих её предметах. Стили художников этой мастерской значительно различались, но все они демонстрировали сильную связь с местными фигуральными подходами и иконографией, включая триаду человек-собака-змея.

Сохранилось ещё два подобных этой солонке изделия, выполненных в той же мастерской, возможно, ем же мастером: в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и в Британском музее в Лондоне. У солонок Оберлина и Лондона так много общего, что они кажутся почти одинаковой парой. Если бы последняя не лишилась крышки, две работы изначально были бы примерно одной высоты. Их фигуры похожи, с одинаковыми толстыми шеями, крошечными заостренными подбородками, просверленными ноздрями и весьма условными чертами лица. Все фигуры на работе Оберлина - это португальские мужчины, а на лондонской фигуре - только африканские женщины.

В изделиях африканских резчиков сочетание европейских образов и символики с местными культурными традициями наблюдается во всём. Это европейская форма предметов и латинские надписи (например, на солонке, что справа внизу), и христианские символы, и крокодилы, противостояние собак и змей, скарификация.

Сюжет этой солонки со сценами из страстной недели, видимо, скопирован с гравюр.

Стиль предметов по-прежнему остаётся стилем номоли, хотя и несколько смягчённым, не столь преувеличенным. Пропорции людских тел опять-таки не европейские, не натуралистические.

Кэти Курноу разделяет ивори на две группы: А - изделия очень европеизированные (пропорции тел менее изменены, и черты лиц смягчены), скорее всего выполненные для местного потребления, и В - произведения искусства для экспорта, несущие меньше европейского (по образам и сюжетам).

Возможно, две фигурки слева - рукоятки ножей

Однако есть и другая группа произведений искусства, предназначавшихся для экспорта, которые менее чужды [европейским] по вдохновению и гораздо больше напоминают стилистические особенности номоли. Есть две резных работы по слоновой кости, вероятно, предназначенные для рукоятей ножей. Есть еще третья, где лезвие всё ещё прикреплено к этим чудовищным зубам. Третья фигурка (справа на картинке выше) приложена, чтобы напомнить об особенностях номоли.

Есть и другие работы (картинка ниже), которые опять же не имеют европейских черт (группа В). Это разбитая солонка и крышка от неё. Посмотрите на это зубастое животное с человеческими глазами и ртом. И здесь мы имеем аномалию, которая выглядит очень похожей.

Слева ивори, выполненное Буллом или Темне, справа - фигурка из мыльного камня

Фредерик Лэмп предполагает, что это (справа) - человек, носящий горизонтальную композитную маску, и это вполне может быть так для номоли , но слева - это какой-то зверь с человеческими головами на спине. Эта солонка не похожа на первые, о которых говорилось выше. У неё нет конического основания. Скорее , она имела цилиндрическое основание с сидящими фигурами - еще шаровидную чашу и крышку.

Объектов В пока в коллекциях меньше, но некоторые из них наиболее увлекательны из-за их более тесных связей с номоли.

На этой картине (слева) на основании изображены чередующиеся португальские мужчины и женщины из Темне или Буллома, несколько крокодилов, а на вершине мы видим сидящего на корточках человека с длинными волосами, как у португальцев, и бриджами, как у португальцев, но готового опустить свое оружие (теперь само оружие является репродукцией) на сакральную жертву или жертву войны, а головы других жертв уже лежат у его ног. Это тема , которая появляется среди номоли и , вероятно, является темой великого воина, очень возможно, лидера, предка в этом случае.

Посмотрите на эти носы и глаза, и как они похожи на номоли . Много ранее Кэти утверждала, и до сих пор уверена, что географически эти художники (групп А и В) находились в разных местах . Известно, что португальцы были в районе гавани устья реки Фритаун, а также в устье великой реки Скарси, и, вероятно, те мастерские, которые работали по чертежам и прямым (а также через посредников) заказам, были людьми, которые непосредственно контактировали с португальцами. Объекты типа В с очень небольшим количеством европейских образов, кажутся совершенно другим продуктом.

Солонка, Сьерра-Леоне, Королевство Сапи, 15./16. Века; Отдел Африки, Этнологический музей Берлина; из Бранденбургско-прусской художественной палаты

Вот, например, ещё одна солонка (картинка ниже), опять с фигурами сидящих на основании мужчины и женщин, а сверху - фигура португальца (потому что у него длинные прямые волосы и штаны с гульфиком) верхом на слоне, держащем щит. Ездят верхом на слоне в Индии.

В Африке на слонах не ездят. Это метафора для лидера, который может быть настолько могущественным, что он может даже ездить на слоне, и это на самом деле образ, который появляется у некоторых номоли.

Фигурки-номоли, сидящие на слонах

И посмотрите, насколько ухо фигурки (на солонке) похоже на те, которые видны на фигурках номоли, с кривой, узлом в этом случае и кругом. Так образы ивори группы В часто дублируют то, что мы находим в номоли. Мастерская (-кие) этой группы, кажется, были немного дальше от португальских центров.

Ещё одна деталь культуры

Вот еще одна солонка . Это не оригинальное основание, у неё также было бы цилиндрическое открытое обработанное основание, много крокодилов снаружи. Навершие в виде фигуры, которая сидит на стульчике с какой-то необычной - на западный взгляд - спинкой, которая появляется в статуэтках номоли, и это реальный тип спинки, который всё ещё существует.

В нем есть сиденье и тренога. Это вырезал один из художников Мано в Сьерра-Леоне, но на самом деле многие этнические группы производили и изпользовали их на протяжении всего 20-го века. Таким образом, еще один тип B работает в тесной связи с более традиционными видами объектов, а не с иностранным импортом.

Сьерра-Леоне была местом, где решили поселиться некоторые португальцы. Большинство приезжих португальцев только заходили в гавань и отправлялись с кораблями дальше в "официальные" порты (с таможенниками си с властями. В 15-начале 16 века португальские законы запрещали своим гражданам постоянно жить на материке, чтобы не вывозились контрабандой (без уплаты налогов) слоновая кость или золото. Но многие люди, желавшие залечь от законников на дно или избежать инквизиции, пробирались на берег, поселялись и обзаводились местными жёнами. Их потомки становились посредниками и торговцами. Возможно, что слоновая кость типа В скорее всего связана с этими людьми, которые сами имели более скудную европейскую идею, а не рисунки, не гравюры, которые португальцы привозили с собой. Но они знали, что слоновая кость будет оценена по достоинству. Так или иначе, а местные мастера резали кость, а изделия переправлялись в портовые районы.

Вот еще одна особенность , которая часто появляется на слоновой кости типа B - Янус, или двойная голова, снова с обнаженными, заострёнными зубами. И мы видим это также в ряде номоли.

Эти очень тонкие работы с их бисерным украшением , общим для обоих типов А и В - иногда декоративным, иногда указывающим на скарификацию, иногда украшающим тела крокодилов, показывают на самом деле, насколько искусными были эти резчики. Возможно, их навыки возрастали с изпользованием металлических инструментов, доступных к тому времени, и на местах, где они работали . Тем не менее, вы можете видеть в стиле этих работ следы работ, сделанных для местного потребления . Это очень очевидно , например, в этой работе типа B, где носы сильно преувеличены, а глаза подрезаны, как и во многих каменных образцах.

Итак, мы делаем полный круг.

У нашего маленького друга из штата Пенсильвания с его линией бороды в елочку есть параллель в слоновой кости, сделанная для иностранца с его похожей линией бороды (центральная и правая фигурки на картинке ниже).

Кроме того, у него есть волосы на подбородке. Это, собственно, и проявляется на ряде номоли. Здесь мы имеем интересный контраст. Есть гораздо больше скульптурок номоли, которые находятся вокруг, чем имеется изделий из слоновой кости, сделанных для португальцев, и это так и должно быть. Внимание этих художников было обращено, в первую очередь, на их собственных местных лидеров . Они не принадлежали Королевству. Это были небольшие государства с вождем, возглавлявшим каждую общину, со старейшинами, и, вероятно, тайные общества как для мужчин, так и для женщин, которые сегодня помогают контролировать общину . Их внимание было сосредоточено на местном уровне , но у них было достаточно времени и стимула, чтобы работать и на иностранцев, (когда это время появлялось). Большинство из этих художников были фермерами, а не художниками на полную ставку . Они работали бы, в основном, в сухой сезон, когда растения не росли. Их собственные предки были гораздо важнее для них , и представляли ли они предков в своих поделках или другие виды существ, или имели какое-то отношение к системе, больше не существующей, мы не можем быть уверены. Но мы знаем, что эти скромные предметы, сделанные из камня, были гораздо более критичны, чем иностранные. Иностранные были сделаны для нас, так что, возможно, поэтому они более доступны (для возприятия? Для понимания?, для изучения?). Номоли - маленькая фигурка. Она может быть загадочной, но Кэти полагает, что вы можете видеть связи, которые эти очень прекрасные художники создали, которые объединяли мир в 15-м и 16-м веках, а также - сегодня.

Номоли не может быть окном в мир доисторических ящеров-гигантов , но они - столь же интригующий мир в то время и в том месте, где встретились два (столь различных между собой) мира.

Прочитав предыдущие статьи о номоли:

О том, зачем африканцам, практикующим поро, скарификация, и чем их внутренний мир отличается от мировоззрения европейцев

Основные черты, отличающие номоли

О функции номоли и об изделиях из слоновой кости,

вы легко поймёте, где и в чём попытались нагреть публику альтернативщики

Как видим, поделки местного населения и не выпадали за пределы "официальной версии истории"

Стиль номоли легко узнаваем в поделках резчиков по слоновой кости - представителей народностей буллом и темне. Да и из мыльного камня номоли продолжали вырезать уже после прибытия португальцев (что отобразилось на деталях статуэток). Увы... :о)))

Про твёрдый гранит - это уже зря! :о) Про плоский череп - тоже.

Почему слоны фигурок столь мизерны, читайте выше.

Скарификация практикуется до сих пор.

Фигурки Акамбаро и камни ики - поделки современные :о)

Выводы о рептилоидах и взаимодействии людей с древними рептилиями основаны на голимых хотелках.

Тема изчерпана.


Время рубить Донбасский «гордиев узел»

Украина сейчас ведёт себя ровно так, как загнанная в угол крысаНе выполнив ни одного из взятых на себя год назад обязательств на встрече «нормандской четверки» в Париже, украинская стор...

Обсудить
  • Выводы о рептилоидах и взаимодействии людей с древними рептилиями основаны на голимых хотелках...... думаю взаимодействия всё же были , иначе от кого произошли альтернативщики , зов предков .мдя. :point_up:
  • Надо же, какие изощренные! Никогда бы не подумал, что это изготовлено в Западной Африке - сквозная резьба почти на уровне китайской.
    • DZ
    • 23 ноября 01:04
    брат Флавиус и брат Денимус мирно сидели на вимане, а тут чертов резчик проходил :joy: