Ваджра и иное оружие богов, которое отображает технический уровень развития верующих.

28 979

На картинке ниже мы видим вооружение, достойное бога Индры:

Индуистский бог Индра верхом на Айравате с ваджрой. Согласно индуистской мифологии, это оружие сделано из костей Махарши Дадхичии.

Предлагаю посмотреть на оружие богов не с позиции дней сегодняшних, а глазами искусствоведов. Сравнительно небольшая статья в переводе от непереводчика может иметь некоторые огрехи. Заранее прошу простить их, ибо английский не изучала ни в школе, ни в институте. Для уточнения ляпов вы, уважаемые читатели, можете заглянуть в оригинал статьи и перевести самостоятельно. Правки приму с благодарностью.

Оружие в руках божеств - с точки зрения иконографии индуистских храмов

Когда мы видим мурти и пытаемся идентифицировать его, часто первое, что мы делаем, - это проверяем аксессуары в его или её руках. К ним относятся оружие, музыкальные инструменты, птицы, животные и т. д. Эти аюды (инструменты), помимо помощи в различении и идентификации различных божеств, в основном используются для обозначения разнообразных действий богов и богинь. Как сообщает T.A.G. Рао (T.A.G. Rao) объяснил, что

«изображения индуистских богов и богинь представляют собой представления различных концепций божественных атрибутов. Скульптурно можно сказать, что количество рук на изображении представляет собой количество атрибутов, принадлежащих божеству, а их природа обозначается аюдхой, удерживаемой в руке, или позой, которую она поддерживает »(Том I, часть I. Введение, стр.27).

Эти аксессуары, во многих случаях, также превратились в эмблемы различных сект в индуизме. Поскольку изображения обычно изображаются в антропоморфных формах, аксессуары, изображенные на них, похожи на то, что использовали и носили люди того времени, что дает нам справедливое представление о платьях и украшениях, которые носили, а также об оружии и музыкальных инструментах, изпользуемых в то время.

Скульптура этих аксессуаров варьируется от региона к региону, а также от династии к династии (это касается работ, созданных при разных династиях, таких как бронзовые мурти Чола, отличаются от мурти Виджайнагара). Таким образом, мы обнаруживаем, что ранние произведения Чалукья, Паллава и ранняя Чола покрывают более или менее один и тот же регион, но при этом различаются по сложности скульптуры. Их простые, но более реалистичные изображения не менее красивы, чем более поздние художественно более сложные скульптуры поздних Чалукьясов и Хойсаласов. Точно так же, правя одним и тем же регионом в Восточной Индии, династии Гупта, Пала и Сена демонстрируют различия в дизайне и стиле аксессуаров.

Кроме того, скульптуры восточной Индии можно легко отличить от своих северных и южных индийских аналогов, благодаря типичным региональным влияниям, наблюдаемым в скульптурах. Сурья из Северной Индии и Сурья из Южной Индии можно сразу отличить, изучив их аксессуары. Северный индийский Сурья виден в его удичйавеше (которая включает в себя жилет с плотной сеткой, похожий на покрывающий его туловище, и его обувь) и поясной пояс или авьянга; в то время как южная Сурья не хватает того и другого.

Северный индийский стиль Сурья носит udicyavesa (тонкая сетка, напоминающая жилет на торсе и сапоги), Конарк, Национальный музей Дели.

Вишну со своим фирменным оружием: Санкха, Чакра и Гада; Династия Пала

Дурга со своим оружием, отдыхающий на своем льве, династия Паллавов. Кайласанатха - скальный храм в Эллоре (Kailasanathar Temple, Oldest hindu temple in Kanchipuram, Tamil Nadu, South India

Трипурантака Шива несет свое оружие. Два дэви на двух сторонах коштха или ниши также несут разные виды оружия, династии Паллавы.

Вишну Дурга носит то же оружие, что и Вишну.

Если внимательно изучить оружие, то можно заметить, что некоторые из них чаще всего находятся в руках божеств. Это:

Чакра (Chakra): в руках Вишну считается символом вайшанава (Vaishanava). Его также можно увидеть в руках Дурги, и он очень похож на заклинание с острыми краями, которое можно было бросить во врага, чтобы тот прорезал его. Обычно он держится сбоку за обод и выглядит как колесо со спицами. В более орнаментированной форме спицы стилизованы под лепестки лотоса, а внутренняя круглая часть выглядит как распустившийся лотос. Иногда вокруг обода есть орнамент, и вокруг чакры видна лента, похожая на драгоценный камень, которая также используется для ее удержания, удерживая ее лицевой стороной. (Фото I, фиг.4 и 5)

Санкха (Sankha): санкха, или раковина, использовалась во время войн в древние времена для воодушевления солдат и создания чувства ужаса среди врагов. В Бхагавад-гите мы находим упоминание о панчаджанйа санкхе, которую использовал Кришна (Васудева-Вишну), которая была сделана из кости асура по имени Панчаджана. (Фото I, фиг.1 и 2).

Гада (Gada): дубинка или булава. Он толще, чем дубина / данда, хотя иногда их трудно отличить, особенно на ранних монетах и ​​печатях. Гада с толстым верхом и сужающимся концом крепко удерживается всеми пальцами и предназначена для нанесения ударов по врагу с близкого расстояния, поэтому никогда не должна выходить из руки. Иконографически он может быть показан однотонным или с орнаментом. Гада в руках Вишну известна как каумодаки, или каумоди (фото 1, фиг.6, 7, 8).

Кхетака (Khetaka): щит круглой, четырехугольной или продолговатой формы. Это защитное оружие, которое держится за рукоятку на спине. Он может быть сделан из металла, дерева или кожи (поэтому в разных текстах он часто упоминается как карма / чарма) (фото 1, рис. 11 и 12).

Кхадга (Khadga): это меч, и мечи, которые видны в руках разных божеств, часто имеют разные имена, такие как нандака (Вишну), нистримса (супруга Прадьюмны) и т. д. (Фото 1, фиг.9 и 10).

Фото 1 (Источник: ТАГ Рао, Том I, часть I, пластина I)

Мусал (Musal): деревянный пестик. Наступательное оружие из твердого деревянного цилиндрического стержня, которым можно поражать врага. Оружие чаще всего находится в руках Баларама (фото 2, рис. 1).

Хала (Hala): плуг, который, вероятно, также использовался как оружие во время войн. Видно у Балрама (фото 2, рис. 1).

Дхануш и Сара (Dhanush and Sara): относится к луку и стрелам (также известному как бана). Дхануш, или лук, имеет три разных формы, как показано на фото 2 (рис. 2, 3 и 4). рис. 2 имеет форму дуги, рис. 3 - три изгиба, а рис. 4 - пять изгибов. Эти три изображения луков также показывают постепенную эволюцию дхануша, или лука, от примитивного и простого оружия к более сложному в более поздние периоды. Луки также имеют разные имена в зависимости от богов, которые их носят. Например, Шива носит лук, имя которого - Пинак, а Вишну носит лук, известный как Санга. Манматха (Камдев, Прадьюмна, в буддизме Мара) носит пять стрел (панчашара) и лук, известный как пушпадхануш, поскольку он имеет цветочную природу. В средневековую эпоху Манматху часто видели с луком из сахарного тростника. (Фото 2, рис. 2, 3, 4 и 5).

Танка (Tanka): долото каменщика, хотя и является инструментом, часто изображается в руках божества как оружие, поскольку в древние времена оно могло использоваться в наступательных целях во время войн. (Фото 2, рис 11).

Парасу (Parasu): боевой топор со стальным лезвием и деревянной рукоятью. Лезвие либо вставляется в отверстие на деревянной ручке, либо прикрепляется к кольцу на ручке. Более старая версия боевых топоров видна на фото 2, рис 6. Топоры более позднего периода больше похожи на стальное лезвие, вставленное в короткий деревянный блок, похожий на гаду, и кажутся непропорциональными (фото 2, рис 7).

Хатаванга (Khatavanga): дубинка, которая изначально задумывалась как сделанная из кости предплечья или ноги, с черепом наверху, проходящим через отверстие (отверстие в кости). Позже дизайн был изменен, чтобы показать длинную деревянную ручку с орнаментом с черепом наверху. Его видели в руках свирепые формы божеств, таких как Бхайрав и Чамунда (фото 2, фиг.9 и 10).

Агни (Agni): агни или огонь рассматривается как подношение или как оружие. В качестве оружия он показан как огненный шар, который мы видим в руках Шивы-Натараджи, или как факел, который может действовать как зажигательное оружие (фото 2, рис. 12 и 13). В качестве подношения оно изображается в виде пламени, выходящего из жертвенного горшка, как, например, в Кальянасундарамурти Шивы (фото 2, рис. 14).

Фото 2 (Источник: ТАГ Рао, Том I, часть I, пластина II)

Сула (Sula): знаменитое оружие в руках Шивы. Длинная рукоять деревянная, заканчивается металлической трехзубчатой ​​пикой (фото 3, рис. 1 и 2). В ранних изображениях Шивы на печатях и монетах часто изображали бога с оружием, в котором сочетались сула и парасу (боевой топор).

Сочетание сула и парасу, как видно на ранних монетных устройствах, изображающих Шиву. (Изображения из Джитендра Натх Банерджа, таблица I, фиг.16, 19 и 21)

Шакти (Sakti): Это копье (металлический остроконечный предмет с длинной деревянной рукоятью), которое можно увидеть в руках Дурги и Картикеи ((Фото 4, фиг.8 и 9).

Анкуша (Ankusha): Слоновье стрекало (погонятель). Используется в войнах как оружие, так как имеет острый металлический крючок, прикрепленный к короткой или длинной деревянной палке (фото 4, рис. 3 и 4).

Ваджра (Vajra): молния в руках Индры и Шивы. Она изображена двояко. Первое - это простое изображение, например, дубинка, узкая посередине и широкая с двух концов. Другое, более сложное с орнаментом, представляет собой двустороннее оружие с тремя острыми когтями на двух концах, которое удерживается узкой средней частью (фото 3, рис 7).

Паша (Pasa): петля из веревок, которая используется для связывания врагов. Он показан в виде петель в руках божеств, варьирующейся от одиночных до множественных петель (фото 3, фиг.5 и 6).

Фото 3 (Источник: ТАГ Рао, Том I, часть I, таблица III)

Фото 4 (Источник: ТАГ Рао, Том I, часть I, таблица III)

В завершении статьи приводится библиография, которую я пропускаю.

После прочтения статьи предлагаю задаться вопросами. Например, почему у богов нет ни бластера, ни иного сопутствующего высокоразвитым техногенным цивилизациям оружия, а имеются луки, дубинки (а ваджра, по форме своей - дубинка), пики, трезубцы, метательные диски, верёвки для связывания рук или ног пленников, даже стеки/стрекала, коими погоняют слонов?

Из текста выше видно, что ваджра могла изображаться в виде дубинки. Восточные дубинки от дубинок запада, похоже отличались. Посмотрите на японскую и индийские дубинки

Baton Japan, Edo Period The Metropolitan Museum of Art

Различные индо-персидские булавы

Кроме военного применения оружие, как это водится не только в Индии, имеет символический смысл. Что символизирует, по-вашему, ваджра?

"В правой руке он держит ваджру, а в левой - ганту (колокольчик), скрестив обе руки на груди в так называемой Ваджрахухкара мудре . Ваджра (молния) здесь является символом высшей реальности, называемой Сунья (Шунья?), в то время как колокол олицетворяет праджню или мудрость, звуки которой распространяются повсюду. Иногда символы изображены на лотосе с обеих сторон, Ваджра находится справа, а Гханта - слева."

Согласно первоизточника, ваджра была изготовлена из костей мудреца, которому оружие было доверено на хранение.Интересно, как кости, даже пропитанные растворённым оружием, переработанным организмом человека, могли разить ядерными ударами?

(продолжение следует)

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
  • а где бластеры и гаусс-винтовки? да даже пилы и то нету. опять ахфициалы скрывают?
  • Пестик, скалка, штопор, миска, вилка трезубая - нормальное такое вооружение, я такое в книге "О вкусной и здоровой пище" видел :sunglasses:
  • Воины на слониках летали, лазерами пиу-пиу... :joy: :joy: :joy: :thumbsup:
  • ой, а то ви не знаете за ваджру - сами же когда на 28 градус переходили, показывали как оно стреляет, далеко пульнуло, за Подкаменную Тунгусску :joy: :joy:
  • Не в первый раз замечаю, что в индийской трактовке грозные божества выглядят, как обленившиеся отцы семейств на одесском пляже. А орудия вполне подошли бы к сюжету "Битва богов на кухне за кусок пирога" :satisfied: