Китайские шары-головоломки, или пазлы 16-17 веков

28 1533

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы интересуемся лазерными болгарками "древних" китайцев и чуть менее древних европейцев, а также тем, как умудрялись без ЧПУ изготавливать столь притягательные изделия искусства в Китае и в Европе.

Сколько бы ни вещали альтернативщики о том, что шары такие изготавливали в глубокой античности и, даже, в неолите :о), но первое упоминание мяча-головоломки, похоже, было дано китайским писателем Цао Чжао в книге «Основные критерии древностей», впервые опубликованной в Нанкине в 1388 году. Он сообщает: «Я видел шар из слоновой кости с двумя концентрическими шарами внутри него, которые могут одновременно вращаться. Это называется «ведьмовский шар». Мне сказали, что он был сделан для дворцов династии Сун»

Вообще-то резьбу по мамонтовой кости практиковали ещё костенковцы, правда, резьба была не столь искусной, какой она становилась всё более и более с изобретением токарных станков.

Ну, да, у альтернативщиков явный шок :о))) Пазлы из-за неправильного предположения никак не могут сложиться :о)

Китайцы же развили это умение, применяя весьма примитивные по современным меркам приспособления.

Поначалу они осваивали более "простые" формы, причём, не только на столь мягких материалах, как дерево или кость, но и вырезали причудливые изображения на таких твёрдых камнях, как нефрит.

Нефритовый дракон. Династия Мин, конец 15-16 века

Китайские резчики достигли высочайших вершин, изготавливая шары более, чем из 20 сфер (известен шар из 42 "матрёшек").

В Европе производство шаров-головоломок известно уже в 16-17-м веках. Правда, они были не столь узорчаты, как китайские изделия (менталитет, панимаешь ли, традиции...), но зато они делались с креном на причуды геометрии. Европейцам нравилось изготавливать концентрически вложенные друг в друга геометрические тела сложной конфигурации - многогранники.

Средства производства, а попросту - инструменты и приспособления европейцев не единожды упоминались и изображались к книгах того времени, а изделия с любовью собирали коллекционеры. Вообще-то Это были предметы для кабинетов редкостей, комнат чудес (кунсткамер), уходящих своими корнями в культуру ренессансных дворов. Сегодня эти европейские предметы искусства, чрезвычайно редкие, выставляются музеями и коллекциями.

Теперь пора поговорить о секретах изготовления таковых головоломок.

Всё дело в технике: в инструментах и хитрости их изпользования. Посмотрите, пожалуйста, на внутреннюю поверхность этой сферы

Очень хорошо видны следы, оставленные инструментом. О-о-о! Это весьма хитрый и сложный инструмент :о) На самом деле сложность не в его форме, а в приобретении навыков его изпользования. Его называют ещё L-образным резцом.

Чтобы изготовить "концентрический" шар нужен набор резцов с разной длиной ножки и разной длиной изогнутого режущего кончика. (Прошу снизхождения за нарушения терминологии, ибо не спец я тут).

Итак, чтобы изготовить шар-головоломку, мастеру нужен набор L-резцов, деревянные "тиски" особой формы для удерживания шара от смещения во время резьбы на внутренних сферах (на фото ниже их видно) и токарный станок (не важно, ручной или механический).

Создание шара из слоновой кости требует шести шагов

Первый шаг заключается в выборе подходящего сырья.

На втором этапе кубическую заготовку превращают в шар. Токари знают, как эту операцию выполнить.

Затем шар размечают и просверливают конические отверстия.

На четвёртом этапе создают сферические слои с помощью L-образных резцов

Порядок вырезания слоёв

Пятый этап - нанесение узора на внешней сфере (её оставляют самой толстой) и вырезание его. Тут уже в ход идут иные инструменты (с самыми различными наконечниками).

Последним шагом является резная работа по внутренним сферам (от внешних ко внутренним). Для такой резьбы опять же потребуются более изящные резцы (которые без проблем умещаются в конусе отверстия на нужной глубине).

Придание подвижности шарам из слоновой кости происходит со второго по четвёртый этапы. Успех зависит от навыков мастера при шлифовании и применении геометрических концепций для создания в среднем четырнадцати конусов внутри сферы.

Этот концентрический шар из слоновой кости времен династии Цин имеет диаметр 12 сантиметров. На поверхности есть девять переплетённых драконов, вьющихся между слоями облаков. Его интерьер состоит из двадцати четырех слоёв, каждый - концентрический шар, с созданными "ведьмой" геометрическими узорами.

Теперь посмотрим, какие станки (по меткому выражению одного из авторов нашего журнала - "лазерные болгарки") изпользовались в средние века европейскими резчиками.

Есть книга Шарля Плюмье (Charles Plumier) "Искусство токарной обработки, или, выполнение в совершенстве всех видов работ на вращении ... 1701 года, где токарные премудрости проиллюстрированы на 80 пластинах

Полагаю, что посмотреть на станочки и приспособы будет интересно не только токарям :о)

Без 3D принтера, на обычном токарном станочке всем демонстрируют неразгаданную технологию :о)

(Продолжение следует)

Предыдущие статьи из серии "Сакральные знания - народу!" :

Только видео. Могли и могут!

Вуаль на мраморной вуали (могли и могут...)

О мраморных вуалях и иллюзиях

Как? Сакральные знания народу (каменные сети, вуали и пр…)

Сакральные знания – народу! Строителям пирамид посвящается (реконструкция метода каменной обработки камнем)

Сакральные знания – народу! Невозможные каменные сосуды :о)

Сакральные знания народу! Как выпрямляли бивни мамонтов

Римские диатреты - загадка тысячелетий?

Римские диатреты. Разгадка технологий

США СТОЛКНУЛИСЬ С ГОЛОДОМ: ИЗ-ЗА ПАНДЕМИИ БЕЗ ЕДЫ ОСТАЛИСЬ 50 МЛН АМЕРИКАНЦЕВ
  • Alex
  • Вчера 19:17
  • Промо

В США в 2020 году более 50 миллионов человек страдали от голода. Администрация Байдена предпринимает шаги по преодолению продовольственного кризиса, но эти меры потребуют времени. Между тем, соседи вз...

Профессора Матвеева за отрицание Холокоста решили наказать по уголовной статье!

Сначала официальная информация: Санкт-Петербург, 1 марта, ФедералПресс:Прокуратура Ленинградской области усмотрела в словах бывшего преподавателя двух петербургских вузов Владимира Матве...

Почему важно иметь правильное мировоззрение

Зачем я привлекаю внимание людей к фундаментальной физике и к теории радиоволн? — иногда спрашивают меня читатели. Объясняю: знание устройства Природы, понимание происходящих в ней процессов формирует...

Обсудить
  • у меня был такой шарик, сделанный из титана...
  • Глядя на такие скрины от альтернативщиков, понимаю одно: альтернативщики минимально креативны, их вдохновение стремится к нулю. Они все время, бедняги, заняты поиском некой Сверхцели, которая заставила бы именно Их оторвать жЁпу от дивана. Потому что писатель и писака, в первую очередь, пишут сперва про себя, потом переносят это Себя на остальных. Альтернативщик крайне ленив и луп, творить и созидать для него - нечто невозможное в принципе, потому что либо дайте 100500 млн, либо некий тайный сверхзамысел, способный открыть третью нижнюю чакру Вселенной. Без этого нимолотка, ни резца, ни кисти в руки не бурутся в принципе
    • DZ
    • 14 января 11:29
    но мы то с вами знаем, что каждый шарик создавался в своем пространственно-временном континууме, а потом они совмещались в одной точке - технология атлантов аднака :stuck_out_tongue_winking_eye: :joy:
  • ключевая фраза всех этих нетрадиционно мыслящих персонаже имеется в последнем скрине - "не представляю". они действительно в силу самых разных причин от банальной глупости и рукожопости, до, опять же, банальной узости мышления, просто не могут представить целого ряда вещей. а дальше начинается еще более банальное, раз я не могу, значит никто не может, раз мне лень, значит всем лень, раз я боюсь, значит все боятся
  • О, у меня есть такой слоёный шарик из нефрита, купил в Шанхае на небольшой фабричке, где в задней комнате сидели гипербореи и создавали сию невозможность древними лазерными болгарками. Как на видео. Дёшево, кстати.