Порфировый саркофаг св. Елены как лакмусовая бумажка

51 2111

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Самое время вернуться к обработке порфира и к истории саркофага св. Елены, вызывающего у некоторых читателей вопросы. Самым удивительным для одного из верующих в альтернативу, видимо, оказалось то, как выполнены ноги коней и головы всадников:

Похоже, что столь "неразрешимое" противоречие требуется разрешить раз и навсегда. В интернете по этому саркофагу можно найти достаточно информации. Было бы желание! :о)

Чтобы разширить кругозор, включаю в статью попутные сведения.

Итак, порфир по твёрдости не уступает граниту (7), а по прочности - превозходит его. Потому обрабатывать его труднее. Получается, что по представлению г-д альтернативщиков без геобетона или лазерной болгарки, простыми способами изготовители порфирового саркофага обойтись не могли.

Константиновские саркофаги

Первым вопросом, каким мы зададимся, будет определение возраста саркофага, а также кем (когда) и как он обрабатывался. Чтобы вам было не скучно читать, буду включать в статью дополнительную информацию.

Слово "саркофаг" в переводе означает "поедающий плоть" или "плотоядный". И не каждый смертный удостаивался участи быть упокоенным в каменном гробе. Для "вечного" хранения высокорожденных сооружались своего рода мавзолеи, в которых заранее предусматривалось место для приёмки умерших родственников и потомков. Интересующий нас саркофаг считается "принадлежностью" Елены - матери Константина (см. далее). Константин ещё при жизни своей позаботился о строительстве для себя и родни собственного мавзолея (героона). Сей героон находился не в Риме, а в новой столице, основанной Константином - Константинополе. Он разполагался на территории церкви, что была выстроена на высоком месте на главной улице в западной части города, откуда открывался вид на море с севера и юга.

Церковь Святых Апостолов в Константинополе (иллюстрация из ватиканского кодекса)

В Ватиканском кодексе 1162 года есть изображение, которое считается видом византийской церкви Святых Апостолов. Она была построена Константином и существенно перестроена Юстинианом, после чего приняла форму креста с центральным и вспомогательными куполами, а также рядом зданий на территории. Церковь сия была описана Прокопием в De aedificiis, а также упомянута византийским писателем Николаем Месаритом, где-то между 1198-1203 годами. К 1453 году она был в плохом состоянии, и некоторые мавзолеи к этому времени остались без крыш. Церковь и её вспомогательные здания были полностью разрушены турками после того, как они в 1453 году взяли город, а на её месте была выстроена мечеть.

О том, что каждый ранний император был похоронен в порфировом саркофаге – ларнаксе, свидетельствуют списки гробниц (находившихся в церкви), приведённые в письменных източниках. Первый список содержится в книге церемоний II.42 Константина Порфирогенита (порфиророждённого). Мезарит описывает мавзолеи - Heroons - в главах 39-40. Две другие версии этого материала появляются в Patria, текстах о Константинополе и в рукописи, напечатанной Дю Канжем. (Это я к тому, что източник сведений дошёл до нас не в единственном числе). Здесь есть полный перевод, я же, цитирую лишь часть списка:

Время жизни Константина - 272-337 года нэ. Елена (мать Константина) умерла в 327 году, погребена первоначально в Риме, в своём мавзолее. Большая часть её останков позже переносится в константинопольский саркофаг в храме св. Апостолов. Остальные разтаскиваются по церквям как святые мощи. В Риме изготавливается порфировый саркофаг для Константина, но, по какой-то причине там он и остаётся. По крайней мере, считается, что интересующий нас саркофаг с батальными сценами более подходит именно Константину. В любой из версий (еленин ли или константинов, а саркофаг был изготовлен в 4-м веке. Поздней границей можно считать время упокоения Маркиана - 457, которому был изготовлен последний императорско-порфировый саркофаг в истории Римской империи (преемник Маркиана Лев 1 получил саркофаг из зелёного порфира). Кроме Константина порфировые саркофаги были изготовлены для его близких родственников.

Со временем сооружения саркофага определились. Теперь посмотрим на качественные достижения древнеримских резчиков.

Известные ныне 4 саркофага из порфира сорта императорский (да-да, из того самого камня, что добывался только на горе Порфир в Египте) находятся в Стамбуле рядом со зданием музея археологии.

Там же, в музее хранится обломок порфирового саркофага, очень напоминающего саркофаг дочери Константина

Обломок, хранящийся в турецком музее

Саркофаг Констанции

По этим снимкам можно составить представление об уровне мастерства резьбы по порфиру, которого достигли древние римляне. Как мы видим, этот уровень не равен тому, что демонстрирует саркофаг Елены, который ныне выставлен в ватиканском музее (снимок из вики).

Как такое возможно? - задаёмся мы вопросом и вспоминаем, что с 4 - 5 века н.э. до дней наших прошло ещё 15 веков. Вспоминаем, в каком состоянии до 18-19 веков дожили римские статуи, и смотрим на изображение саркофага, сделанное Пиранези (жил и творил в 18-м веке).

Конечно, Пиранези и здесь не обошёлся без фантазии, однако же даже у него мы не видим ни шлемов, ни висящих в воздухе конских ног, то есть, высокого рельефа не наблюдается. Мало того, имеются старинные изображения этого объекта, слишком отличающиеся от того, что на фото альтернативщика. Сравните:

Видимо, гравировку на пластине делали так, как видел саркофаг художник, потому книжный оттиск получился зеркальным. Для удобства сравнения я сделала обратный вариант

Сравнивая изображения, видим множество несоответствий. Прежде всего обращаю ваше внимание на торец, где на гравюре под всадником лишь один раб. Вот, как выглядят оба торца нынче:

Смотрим, какие метаморфозы произошли со стороной, ныне повёрнутой к публике

Смотрим на фигуры справа

Короче, перед нами задачка для дошколят - сколько отличий найдёте? :о)

Рекомендую сайт фоторгафа, где порфировый саркофаг снят очень качественно.

Столь явные различия и упоминание о том, что саркофаг был разколот, уже намекают, что без реставраторов дело не обошлось.

Историю саркофага изследовал Пиус Франки де Кавальери (P. Franchi de Cavalieri), статья которого выложена на сайте Университетской библиотеки Хейдельберга (благодарю за возможность познакомиться с этой публикацией автора нашего журнала - Anscool).

Немного об авторе. Пиус Франки де Кавальери, родившийся в благородной римской семье в 1869 году был учёным и агиографом (агиография - отрасль церковной литературы, содержащая описание жизни святых). Кроме того, Кавальери был Лейтенантом Суверенного военного Мальтийского ордена. Ау-у-у, альтернативщики! Есть возможность заглянуть к библиотеку Ватикана :о))) Ибо Пиус Франки черпал сведения из ватиканских архивов и книг библиотеки.

После изучения классической филологии он получил (под руководством кардинала Франца Эрле) должность сценариста или изследователя в Ватиканской библиотеке (1896 г.); с 1921 по 1948 год он служил почётным хранителем Священного музея библиотеки. Среди других трудов он написал статьи для R ö mische Quartalschrift, Rivista di archeologia cristiana, Nuovo bollettino di archeologia cristiana и Studi romani. В 1956 году он подарил библиотеке драгоценную коллекцию старинных монет; его считали деканом римских агиографов. Пиус внёс большой вклад в разсмотрение и перевод трудов библиотеки Ватикана, особенно с тех пор, как архивы были объявлены общественным достоянием.

Вступив в Мальтийский орден, Кавальери занимал должность генерал-лейтенанта ордена вместе с Великим Магистром Галеаццо фон Тун унд Гогенштейном (Galeazzo von Thun und Hohenstein), в месяцы его болезни Пиус держал Орден до назначения преемника Магистра... Судебный пристав Большого Креста военного правителя Мальтийского ордена.

Так что, сдавайтесь, альтернативщики, лучше сразу :о)))))

(пока вы перевариваете этот анонс, я соберусь с силами для перевода)

Предыдущие статьи: 

Порфир - камень императоров (ч.1)

О "трудностях" обработки порфира

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Почему валят грустноарбатовцы?

Сразу с началом Россией силового сопротивления Западу, над приграничными тропами поднялась плотная пыль от топота Принципиальных ПораВалильщиков. В первых рядах, как обычно, пронеслась ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • Я сам - прапрапрапраправнук камнерезчика, мой пращур еще сфинкса вырезал, поверьте с порфирием не все так однозначно
    • KAMAS
    • 19 января 2021 г. 16:24
    Ну могу сказать, что техника барельефа имеет множество аналогий, в первую очередь на Колонне Траяна. Что качается гравюры, то это не фотография. Просто художник мог быть рукожопым или халтурщиком. Второе вернее, да и первое подтверждается. :sweat_smile:
    • wwl2
    • 19 января 2021 г. 16:33
    А что хотел сказать этот альтернативщик, что саркофаг на 3д-принтере напечатали или что ?
  • Метаморфоз, кстати, минимум. Можно допустить, что на момент снятия рисованной копии барельеф был не полностью расчищен или ближний доступ к нему был затруднен, так что художник кое-где пренебрег деталями. Но в целом скульптурная работа впечатляет!
  • Альтернативщик, меедлено положи лазерную болгарку на пол, так, чтобы я ее наконец то увидел)