Античный Китай рулит :о) Тысячелетние фрески гробниц

18 1697

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Продолжая историю античного Китая, решила выложить встретившийся мне материал, который считаю весьма любопытным. Так что, выкладываю свой вольный перевод (с поводырём-гуглем) нескольких статей о находках уникальных росписей в китайских гробницах. Сначала знакомимся с содержанием статьи

"Недавно обнаруженные фрески на китайских гробницах дают представление о домашней жизни 1000 лет назад"

Статья на китайском о том же, называется "Давайте заглянем в повседневную жизнь семьи Шаньси более тысячи лет назад" (и это название мне понравилось больше).

Я решила объединить сведения из нескольких различных статей. И у меня получилось следующее:

В настоящее время в Пинчэне и Цзиньяне обнаружено более 30 гробниц Северной династии. Фрески, нарисованные в гробницах, изображая захватывающие сцены столкновения этнических культур в период северных династий, имеют как преемственность, так и изменения по содержанию.

Эти красочные картины дают нам представление о погребальных обычаях, которые были частью жизни в Китае более тысячелетия назад.

Итак, в китайской северной провинции Шаньси археологи обнаружили художественные записи обычаев и костюмов людей, живших в этом районе около 1000 лет назад.

Фреска на западной стене гробницы, показывающая фигуры и верёвки для белья (все изображения любезно предоставлены Chinese Cultural Relics)

Древняя гробница, наполненная красочными, частично сохранившимися фресками, была обнаружена в городе Датон (Datong) в рамках раскопок гробниц династий Ляо и Цзинь муниципальным институтом археологии Датона. Хотя результаты были получены в июле 2007 года, учёные опубликовали своё изследование на китайском языке в 2015 году, а английская версия появилась только в выпуске журнала Chinese Cultural Relics (Китайские культурные реликвии) за 2017 год.

Погребальная камера гробницы

В погребальной камере, сделанной из кирпича и имеющей круглую форму, есть четыре фрески со сценами, разделёнными разкрашенными изображениями красных колонн, а также ряд предметов из керамики и фарфора. Изследователи полагают, что подземное сооружение было сделано для совместного захоронения мужа и жены во время поздней династии Ляо (907-1125 гг. н.э.). В центре гробницы находилась урна с кремированными останками. Образы самой пары неуместны в окружающих картинах, которые вместо неё изображают тщательно прорисованные сцены семейной жизни, от многочисленных бельевых верёвок до столов, уставленных домашними товарами и украшениями. В фресковых сценах изображена горстка слуг мужского и женского пола, каждый из которых нарисован с индивидуальными чертами и выражениями лица, которые придают каждому индивидуальность.

В своем отчете изследователи стараются указать на различные детали, такие как «нос в форме зубчика чеснока», «тонкие и длинные брови», «высокая переносица» и «глаза с глубокими впадинами». Каждый слуга также носит разные типы одежды, такие как платья с широкими рукавами, длинные юбки и внутренние куртки. У всех различные прически: от двойных хвостиков или пучков с булавками до волос, заправленных под чепчик в форме дыни.

Фреска на северной стене гробницы с изображением журавлей

«В частности, головные уборы на фресках выполнены в театральном стиле, впервые это было замечено в гробницах династии Ляо в городе Датун», - пишут исследователи. «[Гробница] является новым вещественным доказательством для изучения погребальных обычаев и стилей головных уборов в северном Китае и среди этнических меньшинств в районе Датун».

Объекты, окружающие фигуры, также дают понять, что работавшие над фресками художники особенно старались возпроизвести реальность. Посуда и украшения на столе принимают все формы, включая белый кувшин с узким горлышком и крышкой, красные блюдца, крошечные шпильки и гребни. Интерес к изображению вариаций также проявляется в соседней широкой фреске с изображением четырех журавлей, каждый из которых элегантен. Птицы позируют в разных позах. Практика украшения гробниц фресками редкостью в Китае не была, хотя историк искусства Уильям Уотсон отмечает, что они «практически отсутствовали» на северной столичной территории в соответствии с правилом Северной Сун, но появляются в следующем Ляо и династии Цзинь - показывая, что «это искусство в характерном ремесленном стиле принадлежит исключительно обществу, живущему при правителях Цитана и Ружэня», - пишет он. Незадолго до этого археологи обнаружили ещё несколько примеров фресок в гробнице в Северном Китае, которая относится к династии Цзинь. Сцены в этой камере также были сосредоточены на домашней жизни, изображая людей, работающих и готовящих пищу. Более запутанным было открытие в 2011 году ещё одной серии фресок в городе Датун, сделанное в 2014 году муниципальным институтом археологии Датун. Большие картины в этой гробнице невероятно живы и изобилуют изображениями: на одной изображена сцена в спальне с обслуживающим персоналом и игривыми животными (котом и собакой); другие сопровождающие несут еду и вино. В то время как потолочная фреска другой круглой комнаты в городе Датун выцвела, эта, к счастью, всё ещё сохранилась, демонстрируя красные созвездия звёзд, которые связывают небеса с этими земными памятниками.

Вид на гробницу с воздуха

План и профиль круглой гробницы

Фреска с двумя слугами на южной стене гробницы

Фрагмент фрески на западной стене гробницы

Деталь фрески на западной стене гробницы

Фреска на восточной стене гробницы

Деталь фрески на северной стене гробницы

Фрагмент фрески на северной стене гробницы

Также уже в этом веке была обнаружена ещё одна гробница, в которой имелись более старые фрески:

Другая "фресковая гробница"

В июне-августе 2008 года эксперты из Института археологии провинции Шаньси и Музея Шаньси обнаружили гробницу на древнем кладбище Фаньванси (Fanwangsi Cemetery) города Чаочжо́у, города в провинции Шаньси в 200 милях (330 км) к юго-западу от Пекина, Китай.

Судя по форме гробницы, погребальным объектам и содержанию фресок, предполагается, что датой гробницы является поздняя династия Северная Ци, а владельцем гробницы является военный и политический руководитель, охраняющий Шуочжоу. Шуочжоу, расположенный на северо-западе Шаньси, граничит с Датуном на севере, Яньменгуаном на юге и Синьчжоу на юге. С древних времен эта территория была полем битвы военных стратегов. Настенные росписи гробницы Шуйцзян Бэйци хорошо сохранились, ярко возпроизводят социальные и исторические особенности династии Северная Ци, и представляют большую историческую, художественную и научную ценность. Они являются одними из крупных и относительно хорошо сохранившихся Бэйци.

Работники китайского музея, в котором ныне хранятся отреставрированные фрески из гробницы, сообщают о них в своей публикации на китайском. Но, сами картинки разглядывать затруднительно. Всё-же, кое что понять можно, потому привожу скришноты.

Внешний вид гробницы Юаньи составляет около 20 метров в высоту и 35 метров в диаметре, с квадратным дном и купольной верхней частью.

Построенная 1500 лет назад в эпоху Северной династии Ци, гробница неоднократно подвергалась разграблению, и единственными оставшимися погребальными предметами были фрагменты глиняных статуэток более низкого качества и глазурованные сосуды. Кроме этих предметов, в гробнице остались только деревянные элементы конструкции и несколько железных гвоздей, которые, вероятно, когда-то были частью балдахина над гробом. Даже веерообразный архитрав над дверным проёмом был сорван.

Фреска, на которой изображены четверо мужчин, дующих в длинные рога, находится у входа в гробницу. (Изображение предоставлено: Chinese Archaeology)

Большая часть вещей из могилы была разграблена, и изчезли тела, но фрески, нарисованные на штукатурке, всё ещё были там. В проходе, ведущем в гробницу, настороженно наблюдающий стражник, опирающийся на свой длинный меч. Напротив него, также в проходе, стоит почётный караул, который поддерживают люди на лошадях. Их красно-синие мундиры все ещё яркие, несмотря на то, что прошло столько веков.

Однако археологи как раз успели спасти истинную венценосную славу этой гробницы: богато раскрашенные фрески на оштукатуренных стенах и потолках. Изследователи подсчитали, что фрески занимают площадь около 860 квадратных футов (80 кв.м), почти такую же площадь, как современная дорожка для боулинга.

Росписи начинаются на стенах проходного туннеля, ведущего в главную погребальную камеру. На сводчатом потолке есть красные охристые облака, а по обеим сторонам туннеля - вооруженная охрана и кавалерийские войска. На западной стене одинокий дверной страж на западной стене с мечом, и пара почетных стражников внутри дверного проёма. Они также опираются на свои мечи и смотрят друг на друга. Такие же фигуры изображены и на восточной стене, с разницей в ориентации кавалерии.

Внутри самой гробницы изображены сидящие под балдахином, наслаждающиеся пиршеством мужчина и женщина, которые, вероятно, были заключены в гробнице. Мужчина играет на высокой арфе, в то время как двое других музыкантов держат духовые инструменты. У входа в гробницу ещё одна фреска изображает четырех мужчин, дующих в длинные рога.

Кроме жены полководца в гробнице изображено ещё несколько женщин. Некоторые из них-служанки, а некоторые, похоже, музыкантши (одна из них несёт духовой инструмент). Археологи отмечают, что все женщины, включая жену, изображены с причёсками, имеющими форму "летящей птицы" - характерного для того времени стиля. (Фото в большом разрешении)

Четыре служанки под зонтиками крупным планом. Обратите внимание на детали причёски "летящая птица" (Изображение любезно предоставлено Chinese Archaeology)

На другой сцене изображён высокий красный конь под седлом, готовый принять всадника. В другой сцене - карета, запряженная коричневым быком и управляемая двумя мужчинами, каждый с черными волосами и курчавой бородой бородами (возможно, иностранцы).

Готовый принять всадника оседланный конь

Карета с запряжённым быком

А ещё есть сам купол, который показывает, как древние китайцы смотрели на небеса.

"Куполообразный потолок, чтобы обозначить безконечное пространство неба, равномерно окрашен в тёмно - серый цвет. Серебряная река (представляющая Млечный Путь) течёт по небу с юго-запада на северо-восток, а внутри реки находятся тонкие узоры в виде рыбьей чешуи, представляющие волны на воде", - писал археолог Лю Янь, который сообщил об этом открытии в выпуске журнала "Китайская археология" в переводе на английский язык. Более длинная версия статьи, написанная на китайском языке, была опубликована ранее в журнале Wenwu.

Куполообразный потолок 1500-летней гробницы окрашен в темно-серый цвет, чтобы "обозначить бесконечное пространство неба". Серебряная река с волнами плывет по небу, представляя галактику Млечный Путь. (Изображение любезно предоставлено Chinese Archaeology)

На восточной стороне небес находится солнечный шар с вороной посередине. Напротив него на западной стороне потолка находится луна с Лунным Зайцем и жабой внутри.

Фрагмент росписи купола с Солнцем и вороном

Под небесной картой Четыре Сверхъестественных Существа - Зелёный Дракон, Белый Тигр, Алая Птица и Чёрная Черепаха - каждое из них охраняет одну из сторон Света. Под Сверхъестественными Существами двенадцать животных китайского зодиака резвятся, двигаясь против часовой стрелки и образуя группу вокруг купола.

Разхитители гробниц

До того, как до гробницы добрались археологи, она была трижды ограблена. Мародёры также готовились украсть уникальные фрески и уже пометили их для вывоза. Были нарисованы синие линии, разделяющие фрески на отдельные секции, чтобы направлять режущие инструменты, и марлевую ткань, приклеенную к фрескам, чтобы они не развалились во время кражи.

Чтобы сохранить картины в безопасности, возстановить экологический и человеческий ущерб и обезпечить, чтобы их редкий древний цвет оставался блестящим, археологи решили удалить фрески. В центре сохранения культурных реликвий музея Шаньси было возстановлено 860 квадратных футов фресок. На реставрацию фресок ушло четыре года работы. Теперь они разделены на 31 секцию на авиационных алюминиевых панелях, чтобы их можно было разобрать и перевезти на выставку.

Основываясь на этих фресках и дизайне гробницы, а также на нескольких оставшихся погребальных предметах, учёные определили, что возраст гробницы почти 1500 лет и определяется временем династии Северная Ци.

Военачальник

Такой сложный набор фресок предполагает, что это могила высокопоставленного чиновника. Изследователи полагают, что он, возможно, был лидером местного ополчения при династии Северная Ци, в неспокойный период, когда военачальники действительно ценились очень высоко.

Фрагмент фрески

Историки знают, что в то время жизни этой пары, за контроль над Китаем боролись три соперничающие династии. Похороненный (возможно, полководец) служил Северной Ци - недолговечной династии, которая просуществовала менее 30 лет между 550 и 577 годами нашей эры, затем она была завоевана другой группой правителей, известных как "Северная Чжоу". Излишне говорить, что в то время военачальники были очень возтребованы, и военный опыт был ключом к получению власти.

"Государства Чжоу и Ци были примером военного династизма", - писал профессор Стэнфордского университета Марк Эдвард Льюис (Mark Edward Lewis) в своей книге "Китай между империями: Северная и Южная династии" (Harvard University Press, 2009). "Их правители поднялись благодаря военной службе и основали свою власть на центральной армии".

В такой обстановке, по-видимому, местный военачальник мог позволить себе для загробной жизни прекрасно украшенную гробницу.

Судя по форме гробницы, погребальным объектам и содержанию фресок, предполагается, что датой гробницы является поздняя династия Северная Ци, а владельцем гробницы является военный и политический руководитель, охраняющий Шуочжоу. Шуочжоу, расположенный на северо-западе Шаньси, граничит с Датун на севере, Яньменгуаном на юге и Синьчжоу на юге, с древних времен был полем битвы военных стратегов. Настенные росписи гробницы Шуйцзян Бэйци хорошо сохранились, ярко воспроизводя социальные и исторические особенности династии Северная Ци, и представляют большую историческую, художественную и научную ценность. Они являются одними из крупных и относительно хорошо сохранившихся Бэйци.

Есть несколько записей, охватывающих историю города Чаочжоу во времена Северной Ци, и очень мало археологических раскопок. Это были первые надлежащие научные раскопки гробницы Северной Ци в Чаочжоу и, таким образом, являются безценным источником информации о малоизвестном периоде.

Кстати, именно купольная фреска помогла изследователям понять, почему в одних гробницах изображение звёздного неба астрономически более точно, чем в других. Но об этом - в другой раз :о)

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • Ой, не смешите меня! Даже начинающий альт увидит в сооружении лазерную пушку для уничтожения галактических крейсеров. То, что тупые аборигены нарисовали всякую фуйню и устроили склеп, так что от них ожидать. :smirk:
  • а когда спросят Белую пирамиду я сделаю так: :joy: :joy:
  • Спасибо, интересно...... :thumbsup: :collision:
  • на фресках явно видно, что изначально нарисованные ведические руссо-арийские бороды закрашены и соскоблены! :no_mouth: Это все иезуиты перерисовывали китайскую историю!