Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

По следам древних римлян

48 2290

Здравствуйте, уважаемые читатели!

После сложных для альтернативного возприятия действительности статей про то, как резали дивные вазы на колыванской фабрике в 19-м веке, попробуем закопаться вглубь античности, удивляющей альтернативщиков своей современностью :о)

Говорить будем о римлянах и их технологиях обработки камня.

Афинский Акрополь

Сегодня у нас мрамор обычно ассоциируется с белым мрамором греческой античности, итальянского Возрождения или классицизма, при этом вспоминаются здания на афинском Акрополе или собор в Милане, о котором Марк Твен поэтично выразился "видение, гимн, воспетый в камне, поэзия, выгравированная в мраморе", а Генрих Гейне написал:

Но в далёкие от нас времена представление о мраморе было совсем другим. В то время слово "мрамор" изпользовали для описания всех полируемых камней, например, алебастра и, даже порфира и гранита, которые имели широкую и в некоторых случаях яркую цветовую палитру. Даже в 19-м веке эта точка зрения была ещё широко разпространена. Таким образом, история мрамора как материала - это также история разноцветных камней.

Геологическое определение мрамора также относится к камням белого, серого или пастельного цвета. Наиболее важными общими чертами группы мрамора являются его кристаллическая структура и высокая плотность, что приводит к полупрозрачности и светоотражающей способности. Именно благодаря этим свойствам мрамор является очень популярным строительным материалом.

В классической Греции (приблизительно пятый век до нашей эры) белый мрамор, изпользовавшийся для возведения величественных зданий, символизировал богатство и процветание общины. Только в роскошных дворцах и мавзолеях позднего классического периода (четвертый век до нашей эры) и, в частности, эллинистического периода (с третьего века до нашей эры) для всех интерьеров стали изпользовать также цветной мрамор. В сочетании со слоновьей костью, золотом и серебром, разноцветные камни создавали сложные пространственные образы и подчёркивали особый статус хозяина дома. Сложная добыча, дорогостоящая транспортировка и ограниченная доступность делали эти цветные мраморные изделия предметами роскоши, которые всегда были признаком особого статуса и притязаний на власть.

И к этой статусности мрамора и иных камней не могли остаться равнодушными римляне, создавшие и разширяющие свою империю. Хотя изпользование как белого, так и цветного мрамора в Древнем Риме было относительно поздним явлением, оно оказалось более длительным, а эстетика римского мрамора повлияла на историю архитектуры во всем западном мире. Не осталась равнодушной и Россия.

Интерьер Пантеона в Риме, около 120 г. н.э. Полированный цветной мраморный декор, большая часть которого до сих пор сохранился в оригинале, был импортирован из разных частей Римской империи.

Для сравнения интерьер Исаакия

Когда Рим становился мраморным

Когда-то город Рим назывался кирпичным из-за того, что множественные украшавшие город и обезпечивающие проживание горожан здания возводились преимущественно из обожжённого кирпича. И это в то время, когда эллины по соседству вовсю изпользовали мрамор для возведения своих храмов и иных общественных зданий.

С разширением, укреплением и сплочением Римской империи примерно в середине первого века до нашей эры, с появлением доступа к новым карьерам, а также благодаря эксплуатации белого мрамора из Каррары (античный Луни) в Северной Италии, возможности древнеримских архитекторов значительно выросли. Когда в начале 1-го века н.э. пришёл к власти Август, в Риме закипела строительная деятельность. Да не простая, а та, в результате которой Август подытожил: «Я нашёл Рим, построенный из кирпича; Я оставляю его в мраморе».

Термы Каракалла

Это не означает, что император облёк в мрамор весь город, но он создал задел для нескольких последующих столетий "переобувания" вечного города. Размах каменодельческой активности того времени впечатляющ. Камень завозили даже из далёких провинций империи.

И, ежу понятно, что без соответствующей механизации (только ручным трудом) одеть огромный город мрамором физически весьма и весьма затруднительно. Частично о технологиях известно из письменных източников. Часть ответов даёт современная наука.

Археологи и изследователи древних технологий давно пользуются изучением следов от инструментов, оставленных на завершённых, а ещё более - на незаконченных изделиях из камня, оставшихся в мастерских и в карьерах. А, поскольку на подмогу учёным пришла компьютерная техника, то у них появилась возможность 3D моделирования и, следовательно, изучение технологий значительно продвинулось.

На этот раз интерес был проявлен к одной из богатых римских вилл в Эфесе (Турция). Нужно сказать, что в Эфесе был разкопан древний город с театром, храмами и многими иными зданиями. Ныне там устроен музей под крышей.

Резиденция зажиточного горожанина

Во время разкопок одной из вилл (2 век н.э.) были обнаружены обломки очень красивой облицовки из зелёного мрамора, называемого Чиполлино. Чиполлино Верде - мрамор с зелёными прожилками, который добывался на греческом острове Эвбея. Эту разновидность зелёного мрамора и поныне добывают в Греции. Камень особенно хорош для внутренних стен и полов, столешниц, мозаики, фонтанов, облицовки бассейнов и стен и других дизайнерских проектов. Было найдено, отреставрировано, сфотографировано и изучено 54 мраморных плиты, каждая размером около 1,3 квадратных метров.

После реставрации плиты и места их размещения изучили. Сохранение дюбелей в стенах, к которым первоначально были подвешены плиты, позволило возстановить порядок их размещения на стенах. А схема наслоения складчатых слоёв в плитах, в свою очередь, позволила, изпользуя специальное программное обеспечение (обычно применяемое для трёхмерного моделирования геологических структур), выполнить трёхмерную структурно-геологическую реконструкцию складок и реконструкцию разположения плит в мраморном блоке, из которого они были серийно разрезаны, с помощью пилы для плит.

Иллюстрация из научной статьи: а) разположение карьера и Эфеса на карте, b) схема устройства мельницы в Гераше, c) надпиленные блоки колонны, d) вид реставрированной мраморной облицовки на вилле

Рисунок облицовки древние зодчие создали путём "зеркально"-последовательного размещения (аналогично развёртыванию сложенной гармошкой детской книжки) напиленных из мраморного блока плит, в результате чего образовались почти симметричные узоры.

Следуя узору прожилок и сложив плиты "стопкой", учёные получили блок, внутреннюю геометрию которого и смоделировали.

Изпользуя реконструкции, основанные на узорах плит, исследовательская группа также смогла сделать вывод, что всего 42 плиты были получены при разпилке одного мраморного блока весом от трёх до четырёх тонн.

Проделав эту работу, они выяснили, какой ширины были пропилы, и сколько мрамора ушло в отходы. Количество отходов оказалось сопоставимым с аналогичной величиной отходов при современной разпиловке мраморных блоков на плиты (слябы), если не более экономным. Изследование геологической складки в блоке показало, что 23–47% мрамора было потеряно при распиловке и полировке.

О том, что блоки разпиливали, свидетельствуют следы, оставленные пилами. По словам руководителя научной работы - профессора Сиза Пашьера (Cees W. Passchier): "Слябы имеют толщину около 16 миллиметров, а зазоры между ними, вызванные разпиловкой и последующей полировкой, имеют ширину около 8 миллиметров. Эти потери материала, связанные с производством, составляют около одной трети и, следовательно, меньше, чем нормы, которые сейчас обычно связаны со многими формами современного производства мрамора»

Сопоставление рисунков на плитах позволило выяснить, что из 42 плит, полученных при разпиловке одного блока чиполлино объёмом 1.25 м3, весом от 3 до 4 тонн, две плиты в облицовку не попали. «Разположение плит на стенах виллы предполагает, что эти плиты, скорее всего, были сломаны, возможно, во время полировки или их последующей транспортировки», - добавил Пассьер. «Это будет означать, что сумма потерь из-за поломки составит 5 процентов, что также будет удивительно низкой цифрой». Эта небольшая потеря заставляет Пассьера предположить, что весь мраморный блок был перевезён в Эфес и что там плиты были вырезаны и отполированы.

Одним из результатов проведённой работы изследовательской группы стал вывод о том, что анализ древнего поделочного камня с изпользованием методов геологической 3D-реставрации может дать важные открытия в археологии обработки и торговли камнем.

Кстати, в девятнадцатом веке сбор, идентификация и классификация старинных декоративных камней стали излюбленным времяпрепровождением среди высших слоев Рима. Люди были очарованы выдающимся культурным значением материала. Одна из этих исторических коллекций древнеримского цветного мрамора - Коллекция Фелициани, сегодня находится в музее Департамента наук о Земле ETH, Цюрих.

Мраморный пол

О каменопильной мельнице в Герасе


Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

Обсудить
  • Всё это вранье. Все знают, что медной полой камень не пилится. Все эти здания были построены данунахами стопицот тыщ лет назад силой мысли и лазерными болгарками. А тот, кто в это не верит, нехороший человек и редиска. Как-то так.
  • :thumbsup: :blush: :hand:
  • Что-то потрясающее... Я почти готов уверовать в аннуннаков) При том, что наборные мраморные полы и стеновые панели впервые увидел в очень раннем возрасте. Ничего удивительного, что открыв подобную красоту в зрелом возрасте, некоторые ударяются в фантастические объяснения :alien:
  • Сейчас (ну так ... для справки) слэбы (ну мне так привычней - мы их так называем,- хотя в курсе - правильно слябы) отполированные "книжечкой" называют "бабочкой". Бабочки бывают 2-х видов - просто отражение по одной грани (2 слэба), и отражение от центральной точки композиции (4 слэба). Просто для справки :relaxed: :relaxed: