Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Как проверить историю?

27 3969

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Древность Китая альтернативщики старательно отрицают, заявляя, что письменные източники были переписаны или вообще написаны совсем недавно. Однако, им и в голову не приходит поинтересоваться не только тем, сколько и каких письменных източников дошло до наших дней, но и тем, как археология подтверждает написанное десятки веков назад. Подлинная история Китая полна удивительных сюжетов и жизненных уроков, которые оставили разнообразные и многочисленные следы. Один из таковых следов пригодится нам сегодня для ответа на вынесенный в заголовок вопрос.

Предлагаю посмотреть почти в тысячелетнюю глубь Китая, когда большую роль в ней играли чжурчжэни (представители тунгусо-манчжурских племён), которые в китайских източниках с XVII века упоминаются как манчжуры. Из множества кочевников, существовавших на огромных территориях нынешнего Китая, а также на соседних, они (как и монголы) периодически выдвигали себя на роль главных действующих лиц китайской истории, будучи для китайцев захватчиками. Как пишет М.В. Воробьёв:

Там же, на стр. 9-14 перечислены основные письменные източники по истории Цзинь.

В начале 2 тысячелетия н.э., задолго до того, как манчжуры стали преемниками "несчастной" Тартарии (остатков некогда могущественной Монгольской империи), чжурчжэни умудрились во время войны с империей Сун отхватить себе большой кусок китайской территории и основали там свою империю. Эта империя была названа Золотой, или Цзинь. Из Цзинь Ши:

"... Агуда провозгласил в 1115 г. создание чжурчжэньского государства: "Дом Ляо своё государство назвал Биньте, имея в виду его крепость. Хотя сталь и крепка, но наконец меняется, портится и становится ломкой, только золото никогда не меняется и не портится. Цвет металла - белый и наш народ ваньянь белый цвет считает первым". Итак, он назвал своё государство Великая Цзинь"

(Пояснение: Биньте - стальное; цзинь - золото; белый цвет в таблице соответствий и качеств пяти элементов, одним из которых является металл или золото, приписан золоту)

Просуществовала она 119 лет с 1115 по 1234 год, когда её уничтожили монгольские войска, объединившиеся с армией империи Южная Сун.

Разумеется, империя никак не могла обойтись без запечатления своей истории в письменном виде. О чём в справочнике китаиста сообщается:

«Перед закатом империи Лю Ци из Западной столицы написал книгу «Гуй Цяньчжи», где описал важные события, происходившие в эпоху Цзинь начиная с правления Цзинь Хайлин-вана. Эта книга послужила основой для написания историками эпохи Юань книги «Цзинь Ши» («История Цзинь»).»

Один из сюжетов этого исторического труда содержит загадочную фразу, которую долго не удавалось понять "Ваньянь Сян подчинил вождей этих племен, а затем вырезал [текст в ознаменование] подвига на "[Стеле] отвесной горы Девяти пиков".

Про чжурчжэньские археологические находки можно прочитать в статье В.Е. Медведева Восход и Расцвет Золотой империи чжурчженей

Даже столь недолго просуществовавшая империя оставила после себя множество следов. И это не только то, что вынимается на свет белый археологами из недр земных, и не только китайские записи, но и надписи, оставленные чжурчжэнями на различных каменных стелах и просто на скалах.

В 2003 г. на одной из каменных поверхностей у р. Архары в Приамурье найден иероглифический текст, написанный чжурчжэньским письмом. Как было установлено, надпись сделана через 8 лет после создания чжурчжэньской письменности. В тексте приведены имя автора – ШинТэрин, а также информация о том, что он прибыл 1 декабря 1127 г. на территорию моукэ (военно-административный округ) под названием Таргандо. Эта надпись - древнейшая из известных науке чжурчжэньских наскальных текстов.

Древние чжурчжэньские надписи имеют различную сохранность, и могли бы доставить языковедам гораздо больше трудностей перевода, если бы часть их не была билингвами. В настоящее время такие надписи найдены в Китае, Северной Корее, в России и в Монголии.

Поскольку территории китайские были всегда привлекательны не только для ханьцев, но и для самых различных племён, то слишком часто становились ареной различных воинских "диспутов", и своего рода полигоном для создания и проверки на практике наступательных и оборонительных приёмов. Как написано в Цзинь Ши, "Цзинь армией начала и армией кончила". Хотя в Цзинь не существовало всеобщей воинской повинности (таковая была лишь для чжурчженей), ни один народ в империи не был отстранён от ратного дела. В 1178 году для охраны границ правительство стало привлекать нечжурчжэньские племена. Из представителей различных племён (в том числе и из мэнгу) были сформированы ополчения.

Традиционная система обороны китайцев была повёрнута лицом к северным степям, откуда земледельцам ханьцам досаждали племена кочевников. Но чжурчжэней, превозходивших тогда в умении воинском других кочевников, оборона северных границ занимала гораздо меньше, чем оборона границ южных, где основным соперником по праву считалась империя Южная Сун, с которой у Цзиньцев случались жестокие войны). Потому вдоль южной границы, идущей по реке Хуайхэ крепости укреплялись и оснащались сильными гарнизонами, возводились многочисленные укрепления. Была устроена сеть постов для раннего оповещения, а проходы в горах закрывались заставами.

И всё-таки, для династии Цзинь, правившей северным Китаем, вторжение кочевых племён на Монгольское плато было серьёзной проблемой, потрясавшей режим. Вопреки нынешним представлениям о Великой китайской стене, в те времена северная граница империи была прикрыта довольно слабо. Начиная с появления в этих местах империи Ляо, о стене должным образом никто уже лет триста не заботился. Сами ляо практиковали по отношению к кочевым соседям наступательную стратегию. Такую же практику проводили и чжурчжэни. Потому фортификационная система Стены, хотя и представляла ещё довольно значительное препятствие для кочевниках на конях, но во многих местах сильно обветшала, а наблюдательные соседи всегда знали местечки, где стену можно было обойти. Так что, не разсчитывая на Стену, по мере того, как в конце XII века вторжения соседей становилось все более интенсивным, династия Цзинь часто совершала военные экспедиции, чтобы ослабить кочевые племена. Кстати, в одной из компаний по "усмирению" отличился, был замечен и отмечен будущий основатель Монгольской империи - Чингисхан (тогда ещё Тэмучжин). Краткая хроника 1196 года (по «Цзинь ши») взята из статьи Звёздный час Чингисхана. Часть 1.

Одна из битв 1196 года, в которой армия Цзинь победила кочевое племя татар, случилась на реке Улджа (ныне Ульза), протекающей через северо-восточную часть Монгольского плато. Эта битва относительно хорошо известна потому, что исторические источники, такие как «Тайная история монголов», сообщают, что монгольский Тэмуджин (Чингисхан) участвовал в войне на стороне чжурчжэньской династии. Говорят, что в то время Тэмуджин был назначен командующим обороной золотой границы из-за его боевых качеств и стал заметной фигурой на Монгольском плато.

Сначала, в 1986 году на природном камне горы Сельбен Харга, возвышающейся на южном берегу реки Ульзы в 200 км от Улан-Батора была обнаружена чжурчжэньская победная надпись, посвящённая этому сражению. Вырезанные на шероховатой отвесной поверхности гранита девять строк были трудно читаемы из-за серьёзного выветривания. В 1991 году совместной японско-монгольской экспедицией неподалёку от чурчжэньской надписи были найдены вырезанные китайские иероглифы (также 9 строк).

К сожалению, ни один текст полноценно разшифровать не удалось. Но было обнаружено, что китайский текст и текст чжурчжэней имеют одинаковое содержание, и большая часть текста была посвящена перечислению транзитных пунктов Золотой армии. Это дало возможность японским историкам выстроить версию военного похода и, собственно, хода битвы на Улдже. Естественно, для построения версии изпользовались, прежде всего, имеющиеся письменные източники.

Хуский варвар в своей статье (которая и послужила предметом моего вдохновения) приводит текст и разшифровку китайской надписи:

Но самое важное, что найденные победные надписи позволили не только понять фразу о горе Девяти пиков,

Девять гор в Сервен Хаалга, Баянхутаг, провинция Хентий Монголия выстроены полукругом диаметром 3 км, открывающимся в сторону юга. Стрелочкой указан центральный пик, где были найдены найдены чжурчженьская и китайская надписи

Камень с надписью

но и уточнить дату сражения. До того она была выведена из сличения упоминаний битвы в тексте «Цзинь ши» - в пределах июня-августа 1196 года. Согласно надписи на стеле, битва случилась в июле 1196 г.

Так, в очередной раз находка археологов не только подтвердила историю письменную, но и помогла уточнить уже имевщиеся сведения.

Другим примером находки, подтвердившей письменные източники, стал Розеттский камень. Кроме древних надписей на камне историю подтверждают и современные методы датировки, например, дендрохронология.

Кстати, к реке Ульзе нынче вновь привлечено международное внимание

Верхняя часть реки Улдза (Улз-гол) в восточной Монголии. Фото Олега Горошко

Что касается участия Чингисхана


Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить
  • Как было установлено, надпись сделана через 8 лет после создания чжурчжэньской письменности. В тексте приведены имя автора – ШинТэрин, а также информация о том, что он прибыл 1 декабря 1127 г. на территорию моукэ (военно-административный округ) под названием Таргандо ****************** "Здесь был Вася". Ничто в этом мире не меняется. :sweat_smile:
  • Объединение японцев с монголами - истинная зрада для "ведических тартарян"! Но расшифровщикам 9 строк не позавидуешь...)
  • Прочитал заголовок: "Как ПРАВИТЬ историю?"...Очитка по Мюллеру-Скалигеру :)
  • Уважаемый автор, Я очень рад, что вы добросовестно пытаетесь научить нас, далёких от истории, правильному её изучению. Однако же наука логика - самая дурацкая штука, которая только может быть применена против историков. Так как именно её они больше всего не любят. Выдумавают историю, столько стараются, а тут раз - и какая-то логика. Вот например, такой вопрос. Кто, где и когда решил, что сейчас идёт такой-то год от рождества христова и стал датировать события этим числом? "Согласно надписи на стеле, битва случилась в июле 1196 г." Вот офигенная фраза! Ничего что в европе от рождества христова ПОВСЕМЕСТНО стали считать веке так в 15ом? если не в 16ом? А как считали до этого? И, что ещё важнее, КАК ПЕРЕВОДИЛИ ОДИН КАЛЕНДАРЬ В ДРУГОЙ??? Ну и про древность Китая. Пока вы ЛОГИЧЕСКИ не сможете объяснить почему первый учебник по физике (и то перевод европейских) появился в Китае только в 20ом веке, АДЕКВАТНЫЙ исследователь будет смотреть на историю про "порох" и "компас" как на байки. А в месте с ними и на всю китайскую историю.
  • Прошу прощения, но чжурчжени это не маньчжуры.