Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Сооружение гранитного пьедестала памятника Екатерине II.Ч. 2

10 497

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Не успела я подготовить к публикации вторую часть повествования с выдержками описания технологий обработки камня из статьи в журнале «Зодчий» , как обнаружились дополнительные сведения. В 1873 году в «Правительственном вестнике» (С.-Петербург) была напечатана постранная статья о памятнике и его сооружении, которую 1 декабря того же года повторно разместила у себя газета «Олонецкие губернские ведомости» № 94 за 1873 г. Затем в процессе поиска всплыли несколько журналов "Всемирной иллюстрации". Потому появилась возможность разширить материал. Ну как устоять против такого изкушения?

Решила увязать с давними вопросами альтернативщиков, касающихся существования множества очень различающихся изображений Исаакиевского собора, якобы высившегося в Питере до официальной датировки окончания его строительства.

Рисовано с макета в 1820-е годы

Потому и существуют различия, что все они были сделаны художниками и архитекторами по утверждённым на тот момент проектам. То есть, проект до воплощения и то, что по нему создано - две разные вещи.

Найдите отличия, называется :о)

Разработать проект – дело не простое, ответственное и нервозатратное. Тем более, когда заказчики особо придирчивы, имеют команду экспертов, обладающих каждый своим видением и вкусом, а также амбициями. А столь ценный памятник как монумент знаменитой и почитаемой императрицы просто должен был с самого начала и до торжественного завершения много раз и значительно видоизмениться. Во-первых, предназначался он с самого начала для установки в Царском селе - вотчине Екатерине, дворцы которого возведены в стиле барокко. Во-вторых, предложенная Микешиным идея окружения главной героини её сподвижниками была новой для памятников, и она развивалась и совершенствовалась. Поначалу личности из окружения были изображены в виде бюстов в небольших нишах-медальонах, и их было в два раза меньше, позже девять знаменитых людей России словно обзавелись собственными памятниками - превратились в полноценные скульптурные фигуры.

Слева памятник Екатерине в окончательном виде; справа - модель памятника по проекту для Царского села

Естественно, что памятник в Царском селе, соответствующий стилю тамошних строений, был задуман в стиле барокко. Но Питер времён Александра II значительно отличался, потому Михаилом Осиповичем Микешиным был избран иной стиль - style Louis XVI (стиль Людовика XVI).

Но и то, что мы видим ныне, произродилось не в мгновение ока. Так, скульптурные фигуры главных сподвижников императрицы, пришедшие на смену бюстам в медальонах, «выковывались» не один год: увеличивалось количество особ, изменялись их позы, атрибутика и, даже, надписи. Например, фигуры знаменитых моряков - адмирала Василия Яковлевича Чичагина и генерал-аншефа графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского по первоначальному проекту ставить вовсе не предполагалось. Затем, согласно воле монарха Микешин поместил по бокам постамента два медальона с их изображениями. Осматривая гипсовую модель в натуральную величину, император повелел заменить медальоны фигурами. Ещё одна «засада» случилась перед началом формовочных работ для отливки скульптур из бронзы.

С самого начала также длились дебаты по поводу пропорций каменного подножия (постамента) Екатерины и «устаканивались» разногласия по породам камня. Это отражено, например, в материалах Императорской академии художеств.

О том же сообщают и Олонецкие ведомости: «Но кроме тех, весьма незначительных перемен, которые признаны были необходимыми Императорской Академией Художеств, в первоначальном проекте памятника произошли капитальные изменения, согласно державной воле Государя Императора».

Так «придирчиво» и трепетно стремились создать наилучшее. Вкупе с работами по внесению «правок» в бронзовую модель памятника все эти повеления привели к тому, что работы прибавилось и строителям, и художнику, график производства был «перекроен», также понадобилось дополнительное финансирование.

«В следствие последовавшего, в феврале 1871 г., изменения в бронзовых частях памятника, именно добавлением двух фигур вокруг постамента, необходимо было увеличить верхнюю окружность гранитной выкружки, для которой камни были уже заготовлены по размерам первоначального проекта, так что неизбежно было вновь доставить шесть монолитов для базы с выкружкой и четыре больших камня для карниза: эта работа немаловажная, так как на острове Яницарь можно было приступить к работам ломки не раньше конца мая или начала июня, следовательно, первый груз мог прибыть в Петербург только в конце августа. По особому старанию подрядчика г. Осетрова, исполнившего все свои работы по сооружению памятника усердно и добросовестно, все необходимые камни были доставлены с ломок в начале навигации 1872 г., и нам из-за материала далее уже остановок не представлялось.» (Из статьи в ж-ле Зодчий)

Кстати, выяснились русские названия двух из ладожских островов, на которых добывали гранит для пьедестала.

Путсала - он же Путсаари, Сюскесаломи - он же Сюскюянсаари

«В каменоломнях на острове Сюскюянсаари (Св. Германа) Валаамский монастырь с 1870 по 1910-е годы добывал блоки уникальных по расцветке темно-красных среднезернистых массивных и слабоогнейсованных микроклиновых гранитов, названных строителями «валаамскими». Этот высокодекоративный камень применялся в архитектуре не только Валаамского монастыря, но и в главных городах России – Санкт-Петербурге и Москве. То ли за свой благородный цвет, то ли потому, что он был любимым камнем императоров России, этот гранит раньше также называли «царским»...

...во второй половине XIX века монахи также добывали попутно плитчатой формы блоки темно-серых, практически черных, мелко-среднезернистых полевошпатовых амфиболитов, образующих в гранитном массиве небольшие дайки и жилообразные тела...

Месторождение гранитов «Сюскюянсаари» изучалось в послевоенное время советскими геологами Северо-Западного территориального геологического управления, и было признано уникальным.» (Отсюда)

Про остров, название которого упоминается в различных вариантах - Яницарь, Япацарь, Янацарь, информации пока не встречалось.

Действующие лица

Хотелось бы также не забыть и о главных действующих лицах. В "Русской старине" отмечена разница в сооружении двух монументов двум великим людям, демонстрирующая гигантский шаг в развитии России за век:

Об авторе проекта - знаменитом художнике-скульпторе Михаиле Осиповиче Микешине в интернете имеется великолепная статья.

В "Русской старине" о нём также написано, только почти в конце статьи. Так что, рекомендую ознакомиться с обеими.

Строительство памятника Микешину не доверили…

Об условиях подряда и подрядчиках:

В "Русской старине" особо отмечается "распорядительность и энергия" купца Осетрова:

Перевозка камней

С удовольствием отвечаю на вопрос из комментариев:

В Русской старине упоминаются средства перевозки камня для монументов Петру Великому и Екатерине.

70000 пуд. = 1146,6 т

А благодаря другому журналу тех лет, добавилась (я считаю) немаленькая деталь о переносной железной дороге, изпользовавшейся для перевозки камней от пристани к Александровскому скверу. Говорят, что лучше один раз увидеть :о)))

Но и описание, сделанное для иногородцев, почитать любопытно.

Напомню, что было в "Зодчем":

«…камни перетаскивались вдоль Лебяжьего канала, по Царицину лугу, через Инженерный мост и по Большой Садовой улице до места работ, при помощи особо устроенной переносной железной дороги. Вагонная тележка о четырёх чугунных колёсах приводилась в движение лошадьми, а иной раз и людьми, посредством шпиля Бетанкура; камни таким способом доставлялись к месту работ весьма успешно, и если бы не частое перетаскивание и вывешивание рамных брусьев с рельсами, несколько замедлявшие перевозку, то лучшего способа доставки тяжеловесных предметов не требовалось бы. С какою лёгкостью производилось перетаскивание - можно заключить из того, что перевозка камней поперёк Невского проспекта почти не прерывала обычного движения экипажей

Эта мобильная железная дорога оказалась «особо устроенной на чугунно-литейном заводе Сангалли».

Получилось также узнать об упомянутом шпиле Бетанкура. На самом деле, авторство изобретения Бетанкуру не принадлежит. В XVIII веке Парижская академия поставила перед механиками задачу: устранить недостатки в конструкциях существовавших кабестанов. За её решение была обещана премия, которую и выплатили, разделив между четырьмя изобретателями в 1741 г., чьи решения были сочтены лучшими. Одним из этих премированных был Иван Бернулли. Шпиль (так именуется вертикально установленный ворот), предназначенный для вытягивания проволочного каната, представляет собой два вертикальных барабана с шестернёй между ними. Эта шестерня заставляет барабаны вращаться в противоположных направлениях. Сами барабаны на окружности имеют желоба, на которые в виде восьмёрки обёртывается канат.

На гравюре выше справа виден шпиль и люди, вращающие его.

(продолжение следует)

Предыдущая статья:

Сооружение гранитного пьедестала памятника Екатерине II

У Президента возникли вопросы к губернатору Петербурга. А Патрушев поехал в город проверять нелегалов

Если бы я был на месте Беглова, я бы точно был взволнован. Ему явно начали уделять особое внимание, и это стало очевидно. Первое предупреждение пришло от Путина в конце марта, когда его ...

Обсудить