"Планы Рима" до его основания?

36 10162

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодняшняя статья "навеяна" очередной попыткой наших "созидателей" новой истории выдать желаемое за действительное.

На этот раз (в который по счёту, я уже и не считаю) попытались привязать к своим версиям Пиранези. А именно, его работу "Марсово поле Древнего Рима"

Само название статьи должно внушить нам мысль, что, древний Рим был построен по этим чертежам. Предлагаю для начала разобраться, что же делал в Риме Пиранези, и чем была эта конкретная его работа. Эти чертёжики архитектора Пиранези были соединены и выложены здесь. Не скрою, чртежи занимательные, однако, при ближайшем разсмотрении они не связаны с действительностью, существовавшей во времена Пиранези, а являются, большей частью фантазией автора, основанной на его изучении руин античного города.

Но, по порядку. Я нашла работу по творчеству Пиранези в Риме. Предлагаю вам укороченный её вариант. Полностью статью можно прочитать тут. Я добавила картинок, чтобы было понятнее, о чём речь.

__________

Рим - «вечный город», в котором перемешаны культурно-исторические пласты античности, Средневековья, Нового времени. На протяжении нескольких столетий Рим сохраняет за собой статус одного из самых привлекательных городов для совершающих путешествие по Европе...

Будучи венецианцем по происхождению, Пиранези впервые приехал в Рим в 1740 г. Пиранези был знаком с Римом заочно по рисункам, книгам, гравюрам, рассказам знакомых, совершивших паломничество в Рим...

Собирательным образом, «синтезом» первых впечатлений Пиранези, полученных от Рима, стал сборник гравюр «Первая часть архитектурных и перспективных гравированных рисунков» («Prima Parte di architetture e prospettive», 1743). В сборнике нет изображений реальных римских памятников; для «сочинения» листов этой сюиты Пиранези ограничивался гравюрами, рисунками из каталогов, альбомов, просто описаниями известных античных скульптур и барельефов в увражах. Сборник был посвящен другу и покровителю Пиранези Никола Джиоббе, в письме к которому он признавался: «Я оставил родной край, ведомый велением души, пришел в эту королеву городов. Я не буду рассказывать вам об удивление, которое в дальнейшем охватило меня, или об исключительном совершенстве архитектурных частей зданий, о редкости, или о безмерности мраморных глыб, что встречаются всюду, о том бесконечном пространстве, что занимают собою стадионы, форумы или императорские дворцы; я скажу вам только, что эти образы захватили меня духом этих говорящих руин, что подобное невозможно постичь по рисункам бессмертного Палладио, что я всегда имел перед глазами ».

Книга Палладио

Будучи архитектором по образованию, Пиранези оставил надежду на самореализацию в этой профессии и решил посвятить себя графическому искусству. Как представитель эпохи Просвещения, он считал своей миссией запечатлеть образы Рима.

«Здесь возникла у меня мысль ознакомить мир хотя бы с некоторыми из них. И так как нет надежды, чтобы кто-нибудь из современных архитекторов получил возможность сделать хоть что-нибудь подобное им, то ли по причинам упадка архитектуры с былых высот, то ли за отсутствием меценатов для этого благороднейшего искусства, что подтверждается отсутствием таких построек, как Форум Нервы, Колизей или дворец Нерона, и еще тем, что ни у князей, ни у богачей незаметно никакой склонности к крупным расходам, - у меня, как у любого современного архитектора, не остается иного выхода, как выражать собственные архитектурные идеи лишь одними рисунками».

Рим в творчестве Пиранези представлен многоаспектно: и с точки зрения ученого-археолога, и с точки зрения путешественника.

Вкладом в науку стал четырехтомный сборник гравюр Пиранези «Римские древности» (Le Antichita Romane, 1756), несмотря на то что был адресован не только ученым, но весьма широкой аудитории. В предисловии к сборнику Пиранези четко определил свои задачи:

«Я видел, что остатки античных сооружений Рима, разбросанные большей частью на огородах и других обрабатываемых землях, исчезали день за днем от ущерба, наносимого временем, от жадности владельцев, которые с варварской бесцеремонностью незаконно растаскивают их, распродают по частям для строительства новых зданий; я решил сохранить их посредством гравюр».

Знание Пиранези инженерного и строительного ремесла, увлечение археологией позволили ему создавать точные планы, подробные изображения, обстоятельно показать технические достоинства и эстетические качества каждого древнеримского строения.

Чтобы придать исследованию больший научный вес, было необходимо опираться и ссылаться на античные источники, такого характера, как Мраморный план Рима III в., и на документальные свидетельства древних авторов.На основе Мраморного плана Пиранези создал листы «Карта Рима» (Pianta di Roma), «Мраморные фрагменты карты древнего Рима» (Frammenti di Marmo della Pianta di Roma antica); также представил схемы акведуков - систем водоснабжения, на которые до него не обращали внимания исследователи античности, так как, по общераспространенному мнению, эти конструкции лишены художественной ценности.

Несмотря на кажущуюся изученность памятников древнеримского зодчества, Пиранези сделал немало открытий в своем исследовании. В первом томе сборника «Римские древности» есть гравюра «Вид развалин Золотого дома Нерона» (Veduta degli avanzi appartamenti alla Casa Aurea di Nerone), в которой изображена базилика Максенция (в древности - храм Мира). Пиранези показал скрытые под землей близлежащие каменные конструкции, о существовании которых никто не имел представления.

Veduta degli avanzi appartamenti alla Casa Aurea di Nerone

Второй и третий тома сборника «Римские древности» большей частью были посвящены архитектуре погребальных комплексов древнего Рима. Согласно традиции древнеримского захоронения, гробницы располагались за пределами городских стен, что в свое время уберегло их от разрушения и расхищения, поэтому они во времена Пиранези по-прежнему представляли собой богатый материал для исследований.

И второй, и третий том открывали фронтисписы с изображением Аппиевой дороги, вдоль которой беспорядочно были расположены самые разнообразные памятники древности: скульптурные бюсты, погребальные урны, надгробные плиты, саркофаги, обелиски и многое другое.

Аппиева дорога - уникальное место, которое наделено притягательной силой и хранящее воспоминания об истории древних римлян. Безмолвное величие гробниц, расположенных вдоль нее, способно было вызвать в воображении образы далекого прошлого. После посещения одной из таких гробниц - гробницы Сципионов - итальянский писатель А. Верри написал: «Я внутренне беспокоился, чувствовал самое сильнейшее желание, хотя весьма странное, вызвать из вечных бездн одну из... теней древних времен, дабы видеть ее и говорить с нею».

Проведенная Пиранези работа по изучению погребальных комплексов имела большое научное значение. Пиранези зарисовывал сами гробницы, выполнял планы, разрезы, также делал изображения всего того, что обнаруживал внутри: саркофагов, урн, рельефов.

Во втором томе сборника представлена гравюра «Разрез гробницы Александра Севера» (Spaccato del Sepolcro di Alessandro Severo). Пиранези знал изображение этой же гробницы в сборнике Франческо де Фикорони «Руины и редкости Древнего Рима» (Le Vesitgie e Rarita di Roma Antica, 1744) и, уточнив все размеры и пропорции, усовершенствовал рисунок Фикорони, придав ему большую научную ценность.

Внимание со стороны Пиранези к древнеримским памятникам давало импульс научным открытиям в области истории и археологии. В мае 1780 г. на участке, расположенном напротив ворот Сан Себастьяно, археологи открыли множество подземных камер, внутри которых находились саркофаги. Одна из открытых гробниц принадлежала древнеримскому роду Сципионов, прославленному своими победами над карфагенскими войсками во главе с Ганнибалом в III в. до н. э. Трудно предположить, что ученые не были знакомы с результатами исследований Пиранези и с его гравюрами «План гробницы Сципионов» (Pianta del Selolcro de’Scipioni) и «Вид гробницы Сципионов» (Veduta di un Sepolcro creduto de’Scipioni) во втором томе сборника «Римские древности».

Сборник «Римские древности» был следствием интереса Пиранези к древнеримской истории. Он вкладывал в изображения идею об исключительности римской нации, о вечной ценности созданных ею древних сооружений. Пиранези желал доказать автохтонность культуры древнего Рима. Пиранези настаивал на том, что римляне прежде всего учились у природы, а не заимствовали идеи у других народов, в частности у древних греков. Подтверждением стал ряд гравюр, таких как «Вид древней Аппиевой дороги» (Veduta dell’antica Via Appia) из третьего тома сборника «Римские древности», на которой на близком расстоянии была изображена часть Аппиевой дороги, вымощенной многоугольными камнями, пересыпанными гравием. Кладка дороги кажется нерукотворной, словно сотворенной самой природой. Не менее убедительным доказательством гения древнеримских строителей выглядит изображение фундамента театра Марцелла на гравюре «Вид на часть фундамента театра Марцелла» (Veduta di una parte de’fondamenti del teatro di Marcello) четвертого тома сборника «Римские древности».

Выход в свет сборника Пиранези «Римские древности» стал поистине событием в мире науки того времени. Работа Пиранези была беспрецедентной. Благодаря этому сборнику Пиранези произвел революцию в археологии. Никто до него не представлял древнеримскую архитектуру с такой «анатомической» точностью. Этот монументальный труд называли наиболее полным исследованием по античности.

Копии гравюр из серии «Римские древности» быстро распространились по Европе. Высшей и первой оценкой труда Пиранези стало его избрание в почетные члены Общества антиквариев в Лондоне в феврале 1757 г.

____

Ну вот, мы и подошли к интересующему нас труду венецианца:

Il Campo Marzio dell’Antica Roma, 1762

Первоначально Пиранези предполагал в первый том сборника «Римские древности» включить листы, которые в итоге составили отдельную сюиту -«Марсово поле древнего Рима» (Il Campo Marzio dell’Antica Roma, 1762). Если «Римские древности» - строго научный труд, то «Марсово поле древнего Рима » - изобретение фантасмагории. Гравюры сборника представляют собой реконструкцию Рима. Пиранези использовал принцип tabula rasa: он мысленно вернулся в эпоху падения Древнего Рима, «стер» историю длиною в несколько столетий и попытался показать город Рим таким, каким его видели собственно древние римляне.

Пиранези предлагал вообразить, что время остановилось в момент падения древнеримской цивилизации, прекратилось естественное историческое развитие, люди оставили город. Там, где свершались славные деяния человечества, воцарилась тишина. Памятники архитектуры, предоставленные разрушительной силе времени, обступала природа, поглощая растительностью и погребая под слоями земли. Это превращение грандиозных римских сооружений в развалины, составляющие часть окружающего пейзажа, было медленным, но неотвратимым.

В древности Марсово поле (часть Рима между современной Виа дель Корсо и руслом реки Тибр) являлось ядром города. На его территории находились императорские форумы - форум Августа и Траяна, въездные ворота в город, мавзолеи, мосты для триумфальных шествий, театры. Благодаря изучению древних авторов, в частности известного греческого географа Страбона, Пиранези осознавал необходимость и серьезность исследования этой части Рима. Страбон писал о Марсовом поле:

«И величина поля вызывает изумление. <...> Окружающие Марсово поле произведения искусства, земля, круглый год покрытая зеленым газоном, и венки холмов над рекой, тянущиеся до ее русла, являют взору вид театральной декорации, все это представляет зрелище, от которого трудно оторваться».

Чрезвычайно длительный период существования Марсова поля, а также сменявшие друг друга его бесчисленные постройки , отсутствие достаточно достоверных и ясных свидетельств о них со стороны древних историков сделали совершенно невозможным научное исследование этого крайне интересного комплекса. Все же, что касается планов Марсова поля, то благодаря изучению Мраморного плана Рима III в. (так называемого Forma Urbis), использованию исторических и археологических данных в их исполнении Пиранези приблизился к истине, тем более что в его время еще сохранялись многие руины, которые на сегодняшний день уже отсутствуют.

Главным листом сборника стал план, так называемый Ichnographiam. Кроме него Пиранези исполнил карты, представляющие топографический облик отдельных районов Марсова поля в разные исторические периоды Древнего Рима: времени Ромула, Тарквиниев, первых консулов и, наконец, эпохи Августа.

Не менее интересным был лист «Вид Марсова поля» (Scenographia Campi Martii), на котором Пиранези сделал панорамное изображение этой части Рима с высоты птичьего полета. В этой гравюре Пиранези развил замысел исследователя истории и топографии Рима - Бонавентуры Ван Овербеке - автора «Плана древнего Рима » (Pianta di Roma antica, 1708). По нижнему краю листа карты Овербеке написал: «Quanta olim fuerit ruina docet», желая этой фразой подчеркнуть неоспоримость ценности этих существующих в безвременье вечных руин, которые были и остаются подлинной структурой Рима.

План Древнего Рима 1850 год здесь

Исключив постантичную историю, Пиранези изобразил древнеримские постройки без вмешательства архитекторов Средневековья и последующих эпох. Даже в названиях гравюр Пиранези использовал латинский, а не итальянский язык. На гравюре «Мост Элия без современных добавлений» (Pons Aelius absque recentibus ornamentis) Пиранези изобразил замок и мост Св. Ангела в виде мавзолея императора Адриана; на листе «Развалины храма Антония Пия» (Reliquiae Templi pseudodipteri Antonini Pii) - Пантеон, почти теряющийся за громадой колоннад других сооружений.

Мост Элия и "мавзолей" Адриана

Со временем, не тронутые человеком остовы древнеримских зданий, сливаясь с окружающим пейзажем, приобретали причудливые «природные» формы: на гравюре «Руины цирка Фламиниев» (Rudera Circi Flaminij) части конструкции цирка возвышаются над землей как рифы над поверхностью океана, а часть арки очень напоминает основание радуги.

Кроме того, в сборнике Пиранези предложил идеальную модель нового города, который гипотетически можно было бы возвести по плану старого Рима. Гравюры «Вид театров Бальба и Марцелла с другими зданиями, располагавшимися рядом» (Elevazione de’Teatri di Balbo, e di Marcello con gli altri edifizj ch’eran loro vicini), «Вид амфитеатра Статилия Тавра» (Elevazione dell’Anfiteatro di Statilio Tauro), «Вид Пантеона и других зданий, располагавшихся рядом» (Elevazione del panteon, e degli altri edifizi che gli eran vicini) казались изображениями своего рода макетов реконструированного города, однако представляли сложность планировки и перегруженность архитектуры.

Предупреждая обвинения в фальсификации и нарушении исторической правды в свой адрес, Пиранези написал в предисловии к сборнику:

«Я опасаюсь, что некоторые части Марсова поля, которые я изображаю, покажутся фантазией моего воображения, а не отражением истины; но если кто-то сопоставит их с архитектурной теорией древних, то увидит, что они значительно отличаются от нее и приближены к традициям нашего времени. Кто бы он ни был, но прежде чем уличать во лжи, пусть познакомится с древним планом Рима... познакомится с античными виллами Лациума, виллой Адриана в Тиволи, термами, гробницами, другими римскими сооружениями, что располагаются за пределами Порта Капена: и он увидит, что древние преступали строгие законы архитектуры не меньше, чем современные мастера. По законам природы и развитию искусства, когда достигнута вершина, все постепенно клонится к упадку и разрушению, так обусловлено человеческой природой допускать вольность в любом творчестве: неудивительно, что мы обнаруживаем уклонение от традиций у древних в тех вещах, за которые порой осуждаем современников».

Из этого расплывчатого изложения мыслей Пиранези все же можно сделать вывод: в этом проекте «изобретения античности» Пиранези не только желал сохранить «вечные руины» путем изображения, но и обращал внимание на безусловную связь между прошлым и настоящим...

Еще в 1743 г. Пиранези писал о том, что образы Рима захватили его духом «говорящих руин». Но античный Рим во времена Пиранези представлял собой печальную картину. Памятники прошлого - акведуки, гробницы, дворцы - лежали в руинах, благородное величие этой архитектуры меркло на глазах. Те здания, мимо которых в славные времена гордо прогуливались римские императоры,представляли собой груду камней, заносимых пылью.

И до Пиранези писатели и ученые были обеспокоены разрушением Рима. Итальянский гуманист эпохи Возрождения Поджо Браччолини с грустью писал: «Форум, где римский народ провозглашал свои законы и назначал своих правителей, ныне занят огородами и лугами, где бродят буйволы и свиньи. Сколько общественных и частных зданий, столь прочно построенных, что, казалось, могут пережить века, теперь лежат разрушенные, разграбленные, разметанные во прахе, как члены могучего великана».

Образ города, его imago urbis, на протяжении столетий ассоциируется, с одной стороны, с мифом о вечности, с другой - с мыслью о смерти, об ускользании возвышенной красоты, затерявшейся среди виноградников и садов, свидетельства которой можно обнаружить лишь случайно. Пиранези торопился зафиксировать в гравюре неповторимый облик Рима... (далее читайте в первоизточнике).

Из уже сказанного ясно, что Пиранези пользовался сведениями, черпаемыми им из различных източников, а также, собственных изследований - замеров, зарисовок и т.д. Ясно, что древний Рим представлял во времена Пиранези остатки руин, частью погребённых, частью - высившихся над поверхностью земли. Ясно, что работы архитектора были часто фантазиями самого Пиранези. И, его План Марсова поля - как раз из этой серии. Сравните:

Для того, чтобы было нагляднее, привожу карты и изображения Рима, сделанные до Пиранези.

XVI век отсюда

Альбом 1699 года с замечательной картой и изображениями сооружений древнего Рима

Обратите внимание на изображение мавзолея Адриана и острова Тиберина

Перед нами ещё не всем известный замок -крепость Св. Ангела. Можно сравнить с тем, как его изобразил Пиранези (выше)

Из других изображений Рима можно также посмотреть, какими видели эти объекты до Пиранези (здесь и здесь соответственно, оба изображения 1575 г)

А вот, как у Пиранези

Что мы видим сегодня

Обратите внимание на систему фортификации - "звёздочки" появились в эру развития артиллерии.

Остров

Ещё одно изображение (так сказать, фантазийное)

У Пиранези

Вообще-то, альтернативщики у нас с логикой не дружат. То, понимаешь ли, Питер каменный не могли построить за "короткий срок", то вдруг древний Рим смогли построить и состарить за такое же время :о)))

Так что, не след выдавать фантазийный план за то, что существовало в реальности, и, тем более, за план будущего строительства "древнего города" в целях фальсификации истории.

Желаю всем здравствовать!

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

Что произойдет с организмом, если каждый день пить чесночную воду

Водный баланс помогает обеспечить нормальную работу организма. Нередко рекомендуют пить воду с лимоном.Есть еще один чудесный напиток, который улучшает самочувствие – это чесночная вода. ...

Обсудить
  • :thumbsup: Страшно себе представить, что надумают фолк-хисторики будущего, обнаружив некоторые нынешние карты, например, ту, которая на картинке.
  • Чуть бы пораньше изобрели квадрокоптеры... У нас были бы реальные виды Древнего Рима. :joy: :joy: :joy:
  • :thumbsup: Красота архитектуры потрясает. И почему-то не хочется думать, что это дело рук человека...
  • ----Пиранези предлагал вообразить, что время остановилось в момент падения древнеримской цивилизации, прекратилось естественное историческое развитие, люди оставили город. Там, где свершались славные деяния человечества, воцарилась тишина. Памятники архитектуры, предоставленные разрушительной силе времени, обступала природа, поглощая растительностью и погребая под слоями земли. Это превращение грандиозных римских сооружений в развалины, составляющие часть окружающего пейзажа, было медленным, но неотвратимым.---- я правильно понимаю, что гравюры пиранези это по большей части фантазии на тему, как бы выглядели римские руины, если бы люди их не трогали, да и вообще ушли бы из рима сразу в постантичные времена?
  • Эпичнее, господа, эпичнее. :smile: