Как Европа «решала еврейский вопрос»

0 4462

Еврейская проблема, равно как и пути её окончательного решения, волновали практически все правительства Европы в 30-х годах прошлого века. Здесь нет смысла даже кавычки ставить, как их не ставили в те годы, откровенно обсуждая столь важный для правящих режимов вопрос. И суть даже не в том, были это юридически оформленные союзники Гитлеровской Германии, или союзники де-факто.

Наглядным примером может служить Польша, которую сегодня представляют борцом с фашизмом и жертвой Гитлера. До того, как Германия напала на Польшу, они жили душа в душу. Договор о дружбе Варшава подписала с Гитлером первой - уже в 1934 году. И Европу делила вместе, как в 38-м Польша, Венгрия и Германия скушала Чехословакию.

Практически вся Европа к началу Второй мировой была коричневой, но формально никак не фашистская Польша открыто обсуждала с Гитлером окончательное решение еврейского вопроса. Огромный интерес представляет собой донесение посла Польши в Германии Ю. Липского министру иностранных дел Польши Ю. Беку о его беседе с Гитлером (присутствовал премьер Венгрии). Донесение я публиковал полностью 10 лет назад (полный текст). Обсуждаются и судьба Чехословакии, и будущее Закарпатья, вообще много интересного.

Нас же интересует открытое обсуждение Гитлером с представителями Польши и Венгрии в контексте евреев. Вот о чем докладывает главе МИД Польши его подчиненный:

"... во время беседы канцлер настойчиво подчеркивал, что Польша является первостепенным фактором, защищающим Европу от России … что его (Гитлера) осенила мысль о решении еврейской проблемы путем эмиграции в колонии в согласии с Польшей, Венгрией, а может быть и Румынией (тут я /посол Липский/ ответил, что, если это найдет свое разрешение, мы поставим ему (Гитлеру) прекрасный памятник в Варшаве)".

Остается добавить, что общими усилиями немцев и поляков, на сегодняшний день в Польше живет около полутора тысяч евреев. И их численность снижалась не только во Вторую мировую, но и все последующие годы, независимо от правившего в стране режима.

На сегодняшний день Польша прерватилась в самое мононациональное государство Европы - почти 98% считают себя поляками. И как не видят ныне в Европе в этом ничего странного, так не видели и в 30-40-х годах ХХ века. И каждое государство решало проблему евреев по-своему. Даже те, кто не воевал открыто на стороне Гитлера.

К примеру, Турция. Конечно, турецкие архивы ревниво охраняют тайну политики Республики по отношению к евреям во время Второй мировой войны, но кое-что известно достоверно. Поэтому не будем фантазировать, натягивая сову на глобус ради рассказов о двух миллионах изнасилованных немок убитых евреев, будем конкретны:

Официально утверждается, что отношения между турками и евреями веками были идеальными: евреи всегда поддерживали турецкое государство и были опорой османской власти.

С конца XIX века Турция была страной постоянной еврейской эмиграции. Все большее количество евреев стремилось покинуть обнищавшее и постоянно воюющее государство. Более всего евреев покинуло Турцию во время Балканских войн 1912–1913 годов и во время Войны за независимость Турции в 1921–1922 годах. К началу второй мировой войны только во Франции проживало около 10 000 турецких евреев; еще столько же проживало в других странах Европы.

После оккупации Франции немецкими войсками многие из турецких евреев пожелали возвратиться в Турцию. Те, кто утратил турецкое гражданство, старались его восстановить. Со второй половины 1942 года, когда начались депортации французских евреев в Освенцим, стремление репатриироваться у турецких евреев стало всеобщим.

Репатриация оказалась нелегким делом. Турецкие власти не собирались беспрепятственно принимать «дезертиров». Закон о гражданстве 1935 года гласил: граждане, покинувшие страну и не вернувшиеся, чтобы участвовать в Войне за независимость или в течение пяти лет после ее окончания, автоматически теряют турецкое гражданство. Те, кто не регистрировался в консульствах каждые пять лет, – тоже.

Если у человека было турецкое гражданство, это также отнюдь не гарантировало ему немедленной репатриации. Турки ссылались на логистические проблемы: вывозить евреев морем в условиях войны было опасно, а вывозить их в поездах было невозможно, так как промежуточные страны – Хорватия, Сербия, Болгария – не разрешали транзита евреев через свою территорию.

Запомните - Болгария не разрешала транзит. В следующих статьях к ней еще вернемся.

С 1933 года турецкие власти соглашались на допуск в страну только тех беженцев, включая евреев, от которых они ожидали получить какую-то практическую пользу. Так, до 1939 года Турция приняла всего несколько сотен ученых и деятелей культуры – беженцев от нацистского режима в Германии.

Беженцы из Центральной Европы помогли Турецкой Республике перестроить Стамбульский университет, создать консерваторию и т. п. Первые евреи, которым удалось репатриироваться в Турцию на индивидуальной основе лишь в 1942 году, должны были обещать, что по возвращении они пройдут воинскую службу (Турция, ожидавшая в 1941–1942 годах немецкого вторжения, держала под ружьем миллионную армию).

Только в мае 1943 года – тогда, когда из Франции было уже отправлено в Освенцим 49 000 евреев, и большинство из них были иммигранты – турецкое посольство во Франции, с санкции МИДа, известило через газеты турецких граждан, что они могут подать в консульства заявления о репатриации и получить турецкие паспорта; при этом мужчины призывного возраста должны были подписать обязательство пройти воинскую службу.

Технически, евреи могли репатриироваться в Турцию двумя путями. Те, кто жил на юге Франции, отплывали из Марселя. За 1943–1944 годы из Марселя, а также через Италию, морем выехало в Турцию около тысячи евреев. Евреи Парижа и Бельгии выезжали по железной дороге так называемыми караванами, которые состояли из нескольких спальных вагонов, прицеплявшихся к поезду, следующему в Стамбул. За расходы по репатриации турки требовали сначала 3000 франков с человека, потом 10 000.

За весь 1943 год турецкие консульства отправили всего три таких каравана; в них в страну прибыло 200 мужчин призывного возраста. Со 2 февраля по 25 мая 1944 года в восьми железнодорожных караванах репатриировалось 414 евреев, а также 11 мусульман и двое христиан – их родных. В двух последних караванах немцы предложили туркам вывезти всех турецких евреев, содержавшихся в транзитном лагере Дранси, однако турецкие власти вывезли только часть из них.

Пока турецкие власти бездействовали, нацисты продолжали делать свое дело. Евреев, «утративших турецкое гражданство», немцы и власти Виши (прогерманское правительство юга Франции) арестовывали и отправляли в транзитные лагеря. После того как немецкий ультиматум о репатриации евреев – иностранных подданных истек, нацисты депортировали в Освенцим (а не в Берген-Бельзен, как испанских граждан) 949 евреев – турецких граждан и еще 333 «гайри мунтазе», то есть находившихся в процессе восстановления турецкого гражданства.

Из 665 еврейских женщин и детей, прибывших 5 ноября и 16 декабря 1943 года в концлагерь Равенсбрюк преимущественно из Брюсселя, было 69 турецких граждан. Немцы содержали их в несколько привилегированных условиях, и многие из них выжили. Нельзя сказать, чтобы турецкое правительство не знало о депортации своих подданных в Равенсбрюк: в феврале 1945 года, когда стало известно о миссии графа Бернадотта, договорившегося с нацистским руководством о вывозе 5000 заключенных Равенсбрюка в Швецию, оно потребовало, чтобы в их число были включены и турецкие граждане.

Все вышесказанное не означает, что турки не сочувствовали евреям – жертвам нацизма. Там, где находился энергичный чиновник, такой, как вице-консул в Марселе Недждет Кент, он мог эффективно оказывать консульскую протекцию евреям – турецким гражданам в данном городе. 19 июля 1944 года, во время депортации евреев с острова Родос, турецкий консул на острове Селяхеттин Улькюмен добился у немцев освобождения 42 человек – турецких граждан и их супругов (остальные 1673 еврея Родоса были депортированы). Турки могли спасать не только собственных граждан. Местные власти на Эгейском побережье принимали евреев, которые бежали сюда из Греции на лодках (тем более что заботы об этих евреях взяла на себя еврейская община Измира). Только с помощью греческого Сопротивления и британских агентов в 1943 году на Эгейское побережье прибыло более 300 греческих евреев.

Тем не менее турецкое государство противилось репатриации евреев, и утверждение американского историка К. Браунинга о том, что «после долгих колебаний и проволочек турецкое правительство репатриировало всех евреев – своих граждан», ни на чем не основано.

На нашем уровне знания трудно понять, чем мотивировалось нежелание турецких властей репатриировать собственных подданных – тогда, когда промедление в репатриации означало чаще всего смерть. Это могла быть и мстительность – стремление наказать «дезертиров», и попросту антисемитизм.

Но факты таковы и более никаковы.

Далее рассмотрим последовательно отношение Испании, формально не оккупированной части Франции - Виши, Болгарии и евродемократов.

При этом цель исследования вовсе не Холокост, а именно и только ложь о каком-то европейском демократизме. Да не было его никогда - этот миф создали во время Холодной войны, создавая сказку о том, что русские звери в корне отличны от цивилизованных европейцев.

Klarsfeld S. Memorial to the Jews Deported from France 1942–1944. New York, 1983. P. xxxvI.

Buber Agassi J. The Jewish Women Prisoners of Ravensbruck: Who Were They? Oxford: OneWorld, 2006.

https://lechaim.ru/ARHIV/199/yanovickiy.htm

https://mikle1.livejournal.com/383131.html

https://mikle1.livejournal.com...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...