Ислам одна из основных мировых религий, самая молодая монотеистическая авраамическая конфессия, которая возникла в Хиджазе среди местных племен, на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII века н.э. Основоположником Ислама считается Мухаммед – пророк мусульман, через уста которого человечеству были переданы суры священной книги – Корана. Данная религия имеет схожее историко-мифологическое наследие с Христианством и Иудаизмом и восходит к первым формам таухидных учений, призывающих к вере в единого Бога, следованию норм морали и созданию гармонично-взаимодействующего общества.
На сегодняшний день, Ислам – вторая по численности последователей религия – более 1,5 миллиардов человек, которая признана официальной государственной конфессией в 28 странах мира. Особенностью ислама является то факт, что данная религия охватывает все сферы жизнедеятельности человека и регулируют всю жизнь человека от рождения до смерти. Следовательно, экономическая деятельность и распоряжение благосостоянием также охвачены в священных писаниях мусульман. Исламская экономика – система коммерческого взаимодействия мусульман с учетом норм шариата, которая жестко регулирует деятельность экономических агентов.
Для того, чтобы понимать отношение к богатству в Исламе, необходимо разобраться в понятии исламская экономика и в ее особенностях. Концепция исламской экономики включает вопросы, касающиеся роли и задачи финансовых учреждений, собственности, ростовщичества и риба (ссудный процент), а также ограждение коммерческой деятельности от злоупотреблений и нарушения исламской этики. По мнению А. Х. Аль-Газали, исламская экономика предоставляет высокий уровень жизни для всех социальных страт, в то время как классическая экономическая модель улучшает только положение верхних слоев общества. Деньги, имущество и все остальные факторы производства должны рассматриваться через призму норм шариата. Экономическое развитие, рост потребления, активизация экономической активности населения не считаются правильными с точки зрения исламской экономики, если они противоречат нормам социальной справедливости, не имеют своей целью – рост общественного благосостояния и угрожают стабильной деятельности государства.
Основные принципы исламской экономической модели заключаются в следующем:
• Имущественные права в исламе отличаются от прав в классической экономической концепции, так как выполняют лишь социальную функцию. Все что находится на земле принадлежит Аллаху, а человек обладает правом пользование этим ресурсом.
• Каждый правоверный приверженец Ислама обязан работать для поддержания жизнедеятельности, поэтому форма прибыли, которая подразумевает отсутствие личного вклада и материального товара, является запрещенной.
• Приращение дополнительных денежных средств к первоначальной сумме в виде процента на использование капитала запрещается.
• Деньги могут выполнять роль инструмента для обмена, другая функция денег не предусмотрена в исламской экономической модели.
• Материальные и духовные блага неотделимы друг от друга, но при этом приращение материальных благ за счет духовных противоречат нормам исламской этики. К материальным благам относят – потребление товаров и услуг, а к духовным, это нормы, закрепленные в священных писаниях.
Как и во всех других сферах жизнедеятельности человека, в сфере коммерческой активности человек опирается на нормативно-правовые акты. Так вся деятельность экономических агентов разделена на категории:
• Харам – запретные действия.
• Фард – поступки и нормы поведения, которые по шариату обязан выполнять каждый правоверный мусульманин.
• Сунна – второе по значимости священное писание, которое включает обычаи и примеры из жизни пророка Мухаммеда как образца для всей исламской уммы.
• Мустахабб – это необязательные социально-ориентированные поступки, за которые можно получить саваб – божественное вознаграждение.
• Мубах – дозволенное действие с благими намерениями.
В случае, если деятельность является прецедентом, то совет фикхов должен определить к какой из категорий относится данная деятельность.
Исламская экономика, в отличии от социализма, с которой часто ее сравнивают эксперты, иначе смотрит на частную собственность. Таким образом, Ислам признает право собственности и гарантирует ее полную защиту со стороны государства, в случае соблюдения владельцем всех норм исламской экономической модели. Но при этом общественная собственность превалирует над частным и все природные ресурсы считаются общими, и не могут быть в частной собственности. А роли государства в управлении имуществом высказывался Юсуф Кардави, отмечая, что исламская экономическая модель не предполагает вмешательства в дела экономических агентов, а подразумевает только наблюдение и контроль для поддержания общего благосостояния всей уммы.
Как было упомянуто выше, согласно нормам шариата, запрещены сделки с товарами и услугами из категории харам - вложение средств в коммерческие учреждения, связанные с запрещенной деятельностью ( производство и сбыт алкогольной продукции и свинины, ложная информация о специфике и качествах товаров и услуг, ростовщичество и азартные игры), также расходования финансовых и не финансовых средств на деятельность, запрещенную нормами исламской этики, скупость, иррациональное производство, накопление материальных средств. Среди желательных действий можно подчеркнуть пожертвования в пользу социально незащищенных слоев населения, соблюдения заключенных соглашений при присутствии свидетелей и взгляд на экономическую деятельность с точки зрения норм морали.
Своеобразная система налогообложения существует в шариатской экономике, ее формирование было заложено во времена появления Арабского халифата. Исламская налоговая система подразделяет налогоплательщиков на две категории: мусульмане и иноверцы. Мусульманам предписывается платить три вида налогов: обязательный годовой налог в пользу бедных слоев общества – закят, который является основным инструментом сокращения социальной дифференциации экономических агентов в государстве. Ушр – налог или сбор в размере 1/10 от урожая или дохода, а также Хумс, который существовал в Арабском халифате для поддержания армии – 1/5 часть отчисление с различных видов добычи. С иноверцев взимается два вида налогов – это Джизья и Харадж. Джизьей облагались только здоровые работоспособные мужчины, и размер данного налога варьировался от уровня дохода налогоплательщиков. Харадж выплачивался с земель, которые были завоеваны армией халифата.
Основные концепции исламской экономической модели были заложены во времена развития исламского государства, так первый комплексный труд о налогообложении «Китаб Аль-Харадж» был написан Абу Юсуфом в VIII веке н.э., данная книга является первым письменным источником во сей истории, которая рассказывает об особенностях торговой политики, пропорционального налогообложения и роли социально-экономического сектора для стабильного развития государства. Значительный вклад в развитие исламской экономики внесли такие ученые как аль-Газали, аль-Фараби (873–950), ибн Сина (Авиценна) (980–1037), ибн Мискавейх, Насир ад-Дин ат-Туси (1201-1274), Ибн Хальдун (1332-1406), Асаад Давани, который задумался о снижении издержек путем разделения труда.
Для полного понимания исламской экономики нам необходимо понять отношение к богатству в исламе. В одном из хадисов о пророке Мухаамеде приводиться его ответ на вопрос о значении блага в жизни верующего: «Поистине, благо не приносит с собой зла, но из растений, появляющихся на свет рядом с селевыми потоками есть такие, что убивают или вызывают смертельные болезни, если только животное не наестся до отвала овощей, а когда его бока раздуются, оно поворачивается к солнцу, испражняется, мочится и снова начинает жадно есть. Поистине, богатство привлекательно и приятно на вкус, и прекрасно поступит обладающий богатством мусульманин, если станет тратить часть его на неимущих, сирот и путников. Что же касается приобретающего богатство незаконно, то он подобен тому, кто ест, но не может насытиться. И такое богатство будет свидетельствовать против него в День воскресения». Согласно анализу священных писаний, мы можем выделить тот факт, что богатство в исламе – это испытание в мирской жизни. Так как обладая большими ресурсами, у человека больше вероятности совершить греховные деяния.
Подводя итоги, необходимо отметить, что исламская экономическая модель обладает социальной ориентацией, которая видит своей основной целью обеспечение социальной справедливости. Комплексные и многовекторные нормы регулирования экономической деятельности делают исламскую экономическую модель более устойчивой к кризисным ситуациям в мировой экономике, а также открывает будущее исламским финансам, благодаря экономическим регуляторам на основе моральных норм.
Оценил 1 человек
1 кармы