ВИВАЛЬДИ (Vivaldi) Антонио - итальянский композитор, скрипач, дирижёр и педагог.
Учился у своего отца Джованни Баттисты Вивальди - скрипача капеллы собора св. Марка в Венеции и, по-видимому, у Дж. Легренци. Рано прославился виртуозной игрой на скрипке.
Вивальди может быть назван отцом программного симфонизма. Равного его 4-частному циклу «Времена года» op.VIII, No 1-4 («Quattro Staggione», для главной скрипки - violino principale, струн. квинтета, органа и чембало) не знает музыкальное искусство вплоть до «Пасторальной симфонии» Л. Бетховена.
"Времена года"- первые четыре скрипичных концерта из двенадцати концертов его восьмого опуса, цикла «Спор гармонии с изобретением», одни из самых знаменитых его произведений и одни из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко.
В Париже они постоянно исполнялись с 1728 года и были выпущены отдельным изданием; еще в 1765 году там исполнялась вокальная аранжировка концерта. "Весна" в виде мотета.
Всего известно 28 инструментальных произведений Вивальди, наделенных программными названиями.
Но программными в подлинном смысле слова являются лишь "Времена года". В амстердамском издании 1725 года каждому из концертов предпослан стихотворный сонет, содержание которого определяет характер музыкального развития. Судя по тексту посвящения, концерты цикла были известны без сонетов задолго до издания; их тексты, возможно, сочинялись уже под готовую музыку. В посвящении автор сонетов не назван, и не исключено, что им был сам Вивальди. Перед публикацией цикла он основательно переработал партитуру, чтобы сделать более понятным программный замысел музыки.
В концерте "Зима" - в партитуре "Ад" - композитор достигает вершин художественной изобразительности. Уже в первых тактах мастерски передано ощущение пронизывающей зимней стужи ("под порывами ледяного ветра все живое дрожит в снегу"). Затем с поразительной наглядностью воспроизводятся удары капель дождя в окно, скольжение на коньках и внезапное падение конькобежца, трещание льда и, наконец, неистовая борьба южного сирокко с северным ветром. Подлинно новаторский по замыслу цикл "Времена года" значительно опередил свое время, предвосхитив искания в области программной музыки композиторов-романтиков XIX столетия.
***
Концерт № 2 соль минор «Лето», RV 315
1 Allegro non molto. Жара. Allegro. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Жалоба крестьянина.
2 Adagio — Presto.
3 Presto, tempo impetuoso d’estate. Летняя гроза.
✒Сонет:
В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет всё в природе,
Томится жаждой всё живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И тёплым ветром напоён простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.
Лето (первая часть) представлено в самый разгар дня. Можно почувствовать знойный, невыносимо душный полдень в ниспадающих фразах, роняемых оркестром. И только кукушка беспокоит своей песней застывший горячий воздух. Вскоре к ней присоединяется чириканье щегла. Нежное дыхание летнего ветерка внезапно усиливается, тревожа мирный сон мальчика-пастуха.
Медленная вторая часть изображает усталого, испуганного приближением грозы юношу, отдых которого был прерван жужжанием ос и комаров.
Наконец, гроза разразилась (третья часть). На низкое беспокойное звучание оркестра, словно потоки воды на землю, низвергаются пассажи скрипки – и этой буре не видно конца.
Скачать все произведение Вивальди - Le Quattro Stagioni-Concerto no.2 ''L'Estate':
https://yadi.sk/d/3fmwRDT9yWH4s
Оценили 0 человек
0 кармы