Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Однажды папа крепко ошарашил католиков

9 751

Дмитрий Андреевич Толстой. Портрет кисти И. Крамского, 1884

https://books.googleuserconten...

Римское папство, десять столѣтій назадъ своимъ властолюбіемъ произведшее расколъ во вселенской Церкви, постепенно измыслившее цѣлый рядъ нововведеній и заблужденій, какъ бы не довольствуясь симъ, рѣшилось наконецъ создать и принять для себя въ руководство такое начало, на основаніи котораго оно смѣло могло бы освящать и провозглашать за непререкаемыя истины всякаго рода заблужденія въ дѣлахъ вѣры и дѣятельности христіанской. Папа Пій IX, въ своемъ стремленіи довести папство до послѣднихъ предѣловъ его величія, дошелъ до такого ослѣпленія, что не усумнился поставить себя выше человѣчества и усвоить себѣ и своимъ преемникамъ свойство, не принадлежащее человѣческой природѣ: на созванномъ имъ, мнимовселенскомъ соборѣ въ Римѣ онъ торжественно, предъ лицемъ всего міра, провозгласилъ себя непогрѣшимымъ въ дѣлахъ вѣры и нравственности и мнимособорное опредѣленіе о семъ возвелъ въ догматъ Римской Церкви. Прямо противное ученію божественному, несообразное съ самымъ духомъ христіанства и здравымъ разумомъ, это нововведеніе возмутило совѣсть многихъ глубоко вѣрующихъ и дотолѣ преданныхъ папству исповѣдниковъ римско-католичества и невольно обратило взоры ихъ къ истинно-каѳолической и апостольской православной нашей Церкви, которая неприкос-


— 7 —

новенно сохранила святыню возвѣщеннаго Спасителемъ и преподаннаго Апостолами ученія вѣры, въ которой не ставится никакой авторитетъ человѣческій на ряду съ вселенской истиною, нѣтъ притязаній на внѣшнее величіе и могущество и не насилуются умы и сердца вѣрующихъ вновь измышляемыми и вводимыми по произволу человѣческому ученіями. Такъ, по засвидѣтельствованію чрезвычайнаго посланника и полномочнаго министра нашего въ Вашингтонѣ, многіе изъ римско-католиковъ въ Америкѣ были поражены и глубоко оскорблены въ своихъ религіозныхъ чувствахъ новымъ догматомъ римскаго-католичества и подъ вліяніемъ сего въ нихъ возникло желаніе вступить въ нѣдра православной Церкви.

Представителемъ этого религіознаго движенія въ средѣ американскихъ католиковъ явился гражданинъ Соединенныхъ Штатовъ, датчанинъ по происхожденію, богословъ, историкъ и публицистъ Біеррингъ, бывшій дотолѣ преданнымъ сыномъ Римской Церкви и ревностнымъ ея миссіонеромъ, съ цѣлію латинской пропаганды посѣтившій отдаленнѣйшія страны земнаго шара, даже Лапландію, а въ послѣднее время занимавшій должность профессора философіи и исторіи въ римско-католической семинаріи въ Сѣверо-Американскомъ городѣ Балтиморѣ. Предшествовавшее ватиканскому собору обнародованіе папскаго «силлабуса» возбудило въ Біеррингѣ первое тревожное сомнѣніе въ правотѣ латинской Церкви и святости проповѣдуемаго ею ученія.

Созваніе римскаго собора съ исключительною

— 8 —

цѣлію возвести доктрины «силлабуса» и папскую непогрѣшимость въ догматы положило конецъ его колебаніямъ и повело къ разрѣшенію его сомнѣній относительно истинно-каѳолическаго и апостольскаго вѣроисповѣданія. Вскорѣ послѣ открытія публичныхъ засѣданій собора, въ январѣ минувшаго года, Біеррингъ послалъ на имя папы Пія ІХ замѣчательное по краснорѣчію, глубокой искренности и силѣ убѣжденія, письмо, съ протестомъ противъ заблужденій, которыя старается утвердить папство, и съ изложеніемъ причинъ своего отреченія отъ латинства, а къ нашему Святѣйшему Синоду обратился съ прошеніемъ о присоединеніи его, вмѣстѣ со всѣмъ семействомъ, къ православной вѣрѣ, и возведеніи въ священнослужительскій санъ. «Путемъ молитвы и изученія»,–писалъ онъ въ этомъ прошеніи,–«дойдя до убѣжденія, что православно-восточная Церковь одна сохранила чистоту евангельскаго ученія, я признавалъ бы за счастіе проповѣдывать о ея достоинствахъ на обширномъ Американскомъ материкѣ, гдѣ человѣческій духъ столь искренно ищетъ религіозныхъ истинъ.

Чтобы совершать это съ авторитетомъ, необхоходимо быть облечену въ священнослужительскій санъ, и вотъ причина, почему я осмѣливаюсь искать чести быть принятымъ въ составъ православнаго клира.» Святѣйшій Синодъ по достоинству оцѣнилъ глубокую искренность убѣжденій Біерринга, съ такою очевидностію выразившуюся въ его письмѣ къ папѣ, и преподавъему свое благословеніе, изъявилъ согласіе какъ

—9 —

на принятіе его въ лоно православной Церкви, такъ и на возведеніе въ священный санъ. По желанію Біерринга, присоединеніе его къ православію и посвященіе совершены въ С.-Петербургѣ. Чинъ присоединенія и послѣдовавшая за нимъ божественная литургія отправлены были въ церкви здѣшней духовной академіи на нѣмецкомъ языкѣ, который столь же хорошо извѣстенъ Біеррингу, какъ англійскій и природный ему датскій.

Въ этомъ событіи богослуженія на чужестранномъ языкѣ, съ цѣлію доставить вступающему въ православіе иноземцу возможность вполнѣ уразумѣть самый ходъ и смыслъ священнодѣйствія, много величественнаго и поучительнаго для иновѣрцевъ, особенно римско-католиковъ. Въ немъ наглядно раскрываются и полнота благопопечительной материнской любви, съ какою прiемлются православною Церковію всѣ притекающіе въ ея спасительное лоно, и та апостольская черта св. нашей Церкви, что она, въ противуположность правилу Церкви Римской, предоставляетъ своимъ чадамъ изъ всѣхъ племенъ и народовъ великое благо слушанія слова Божія и богослуженія на понятномъ для каждаго изъ нихъ языкѣ. По рукоположеніи во діакона и вслѣдъ за тѣмъ во священника, Біеррингъ, подъ руководствомъ ректора С.-Петербургской духовной академіи протоіерея Янышева, достаточно наученный совершать священнодѣйствія по чину православному и снабженный отъ митрополита С.-Петербургскаго антиминсомъ и св. муромъ, по распоряженію Святѣйшаго Синода, отправленъ

— 10 —

въ Соединенные Штаты для устройства православной домовой церкви нашей въ Нью-Іоркѣ, съ назначеніемъ настоятелемъ оной.

Въ жизни Церкви отечественной за минувшій годъ присоединеніе Біерринга составляетъ явленіе знаменательное какъ само по себѣ, такъ и по ожидаемымъ отъ него послѣдствіямъ. Оно служитъ непреложнымъ свидѣтельствомъ внутренней силы православія, которая одна могла произвести столь неотразимое и благотворное дѣйствіе на иновѣрца, незадолго предъ тѣмъ преданнаго всею душею римскому католицизму, принадлежавшаго къ нему по рожденію и воспитанію, и служившаго ему съ полнымъ самоотверженіемъ. Оно имѣетъ особое значеніе и въ томъ отношеніи, что новоприсоединенный искалъ свѣта истинной вѣры не для одного только себя, онъ проникнутъ желаніемъ обрѣтенную имъ истину проповѣдывать своимъ американскимъ согражданамъ и бывшимъ единовѣрцамъ, пребывающимъ въ заблужденіяхъ иновѣрія. А глубокая вѣра, обширная ученость и краснорѣчіе Біерринга вселяютъ надежду, что этотъ новый служитель православной Церкви явится ревностнымъ и успѣшнымъ дѣятелемъ въ распространеніи православной истины на обширныхъ пространствахъ Америки, гдѣ непрестающее движеніе къ православію обѣщаетъ благопріятную для того почву.

Зачатки осуществленія сихъ благодатныхъ надеждъ не замедлили обнаружиться вскорѣ по прибытіи священника Біерринга къ мѣсту своего новаго служенія. Въ концѣ декабря минувшаго

— 11 —

года онъ доносилъ Святѣйшему Синоду, что три духовныхъ лица епископальной Церкви, одинъ римско-католическій священникъ и шесть псаломщиковъ съ острова Гаити въ письмѣ къ нему выразили желаніе быть воспринятыми въ лоно православной Церкви и устроить на семъ островѣ православный храмъ, съ чѣмъ, повидимому, согласны и прихожане этихъ духовныхъ лицъ; они просили совѣта, какъ поступить имъ въ этомъ дѣлѣ, и получили отъ него надлежащія указанія. Въ тоже время изъ сѣверозападной части Соединенныхъ Штатовъ, изъ Орегона, священникомъ Біеррингомъ также получено письмо отъ римско-католическаго священника, съ выраженіемъ желанія присоединиться къ православію; и ему поданъ потребный совѣтъ.

Между тѣмъ какъ подготовлялись новыя обращенія къ православію въ странѣ отдаленной, православная паства пріумножалась вступленіемъ въ нее новыхъ членовъ изъ нашихъ единоплеменниковъ, а также соотечественниковъ, принад лежавшихъ къ латинству.

Раздавшійся съ другаго полушарія, исполненный искренности и правды, голосъ Біерринга въ пользу православія нашелъ себѣ сочувственный откликъ въ бывшихъ собратіяхъ его по вѣрѣ и преимущественно въ соплеменныхъ намъ римскокатоликахъ Чехахъ, поселившихся въ Россіи.

Когда на ватиканскомъ соборѣ провозглашенъ былъ догматъ папской непогрѣшимости, проживающіе въ Петербургѣ Чехи римско-католики (въ числѣ 13 человѣкъ) обратились къ своимъ

— 12 —

соотечественникамъ съ воззваніемъ, въ которомъ заявляли о своемъ отреченіи отъ Рима, папы и римскаго-католицизма и о своемъ обращеніи къ православной Церкви. «Заявляемъ»,— писали они,—«всѣмъ нашимъ друзьямъ и знакомымъ въ нашемъ отечествѣ и между прочими братьями Славянами, что мы, по нашему убѣжденію, отрекаемся отъ Рима, отъ его ученія и его Церкви, во главѣ которой стоитъ богъ, сдѣланный людьми.

Одновременно съ симъ мы обращаемся къ тому божественному ученію, которое первоначально было провозглашаемо народу нашему, возвращаемся къ вѣрѣ нашихъ предковъ; приступаемъ отъ полнаго сердца къ народной православной Церкви». Присоединеніе этихъ лицъ, такъ торжественно исповѣдавшихъ истину предъ своими соотечественниками и единовѣрцами, послѣ достаточнаго приготовленія ихъ наставленіемъ въ догматахъ православной Церкви, совершено было съ особою торжественностію, въ Александро-Невской Лаврѣ, преосвященнымъ митрополитомъ С.-Петербургскимъ. Вскорѣ примѣру ихъ послѣдовали еще восемь изъ числа находящихся здѣсь Чеховъ. Между тѣмъ и въ другихъ мѣстахъ Россіи, на Кавказѣ, въ Новороссійскомъ краѣ и Волынской губерніи, гдѣ образовались болѣе или менѣе значительныя Чешскія поселенія, въ теченіи лѣта и осени 1870 года было нѣсколько случаевъ обращенія Чеховъ въ православіе, къ которому между ними вообще обнаруживается расположенность. Присоединялись и единично, и цѣлыми семействами.

— 13 —

Подобно Чехамъ, нѣкоторые изъ латинство вавшихъ жителей нашего западнаго края, вслѣдъ за признаніемъ въ Римѣ догмата папской непогрѣшимости, перешли изъ латинства въ православіе, публично заявляя, что ближайшимъ побужденіемъ къ принятію ими православной вѣры было именно это, возмутительное для христіанъ, событіе. «Такъ какъ непогрѣшимость папы»,–писалъ одинъ изъ новообращающихся,— «объявлена догматомъ вѣры, то я, какъ истинный христіанинъ, признающій непогрѣшимость только одного Бога, отрекаюсь отъ уніи съ Римомъ и возвращаюсь къ вѣрѣ своихъ предковъ,— къ православію, сохранившему чистоту ученія святой соборной и апостольской Церкви». Точно такъ же другой изъ присоединившихся къ православію въ письменномъ заявленіи своемъ объяснялъ, что «признаніе догмата папской непогрѣшимости поколебало его преданность римско-католической вѣрѣ, въ которой онъ родился и которой доселѣ былъ ревностнымъ послѣдователемъ», и потому онъ прибѣгаетъ подъ кровъ православной Церкви, «съ твердымъ рѣшеніемъ быть отнынѣ истинно вѣрнымъ ея сыномъ».



БЬЕРРИНГ НИКОЛАЙ

https://drevo-info.ru/articles...

Николай Бьерринг (Bjerring [1]) (1831 - 1900), б. священник, устроитель первого православного прихода в Нью-Йорке

Родился в 1831 году в семье крупного чиновника в Вайле (Vejle), Дания. Изучал философию и теологию в университете в Бреслау (ныне Вроцлав). Занимал различные должности в римско-католических школах в Европе и выполнял несколько раз миссионерскую работу в Лапландии. В 1868 году был назначен профессором философии и истории в старейшей римо-католической семинарии в Америке - семинарии святой Марии в Балтиморе, штат Мэриленд.

Женился, к 1870 году имел трёх детей.

Обращение в Православие

Впервые заинтересовался Православием через чтение журнала "Христианское Единство" (L'Union Chrétienne) издаваемого бывшим французским иезуитом обратившимся в Православие, о. Владимиром Гетте, и русским священником о. Иосифом Васильевым. После принятия догмата о папской непогрешимости на I Ватиканском Соборе, покинул Римо-католическую церковь. При этом 24 января 1870 года он отправил письмо протеста папе Пию IX. Уже в этом послании он заявлял о своём убеждении, что истинная вера сохраняется только в Православии.

В январе того же года Святейший Синод Русской Православной Церкви, получив его прошение о крещении, вызвал его в Россию. 3 мая 1870 года был присоединён к Православной Церкви в храме Санкт-Петербургской духовной академии. 6 мая 1870 года был посвящён во диакона, а 9 мая того же года - во священника митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором. 17 мая 1870 года отслужил свою первую литургию в академическом храме на немецком языке. Синод поручил ему основать приход в Нью-Йорке, о чем еще в 1864 году поступало прошение от Русско-греческого комитета Епископальной церкви, заинтересованного в исследовании православного богослужения.

Первый священник в Нью-Йорке

Летом 1870 года возвратился в США. В том же году основал в Нью-Йорке домовую церковь, ставшую первым русским православным приходом на восточном побережье. Так-как главной паствой прихода были дипломаты и другие сотрудники консульства Российской империи, церковь называли "консульской." Однако, подобно Сан-Францискому приходу, община на деле объединяла разноплеменных православных иммигрантов Нью-Йорка, включая греков, сербов и арабов. Храм размещался в частном доме на 2-й авеню. Бо­гослужения совершались попеременно по-английски и по-сла­вянски. Псаломщиками на приход присылали лучших студентов Санкт-Петербургской духовной академии. С 1870 по 1880 год на приходе было 55 крещений, 12 венчаний, 14 отпеваний (панихид), 4 перехода в Православие.

Имея широкие знакомства в американском обществе (например, был лично знаком с бывшим президентом США Улиссом Симпсоном Грантом), много сделал для ознакомления аме­риканской интеллигенции с Православием. В 1870-х годах был посетителем Нью-Йоркского салона м-ра Хамерсли, читал многочисленные лекции в школах и училищах, выступал в учёных кружках и принадлежал к ряду клубов и обществ. Поддерживал особо тесные связи с местными англиканами (епископалами); вёл также переписку с американскими римо-католиками. Развил заметную переводческую и издательскую деятельность, предоставляя англоязычной публике доступ в первую очередь к православным богослужебным чинам. Одним из наиболее известных его трудов было издание с ноября 1879 по октябрь 1881 года англоязычного "Журнала Восточной Церкви" (The Oriental Church Magazine).

В январе 1881 года, вместе с российским генеральным консулом Карченским и рядом других русских жителей Нью-Йорка, учредил Русское благотворительное общество для помощи местным малоимущим русским. Состоял президентом этого общества.

Получил гражданство США.

Отпадение от Церкви

Во время священства в Нью-Йорке о. Бьерринг не приветствовал обращения в Православие, видя свою роль в налаживании добрых связей с протестантами. Из-за этого его приход не рос. Когда Святейший Синод в 1883 году прекратил финансирование Нью-Йоркского домового храма и призвал о. Бьерринга стать профессором в Санкт-Петербургскую духовную академию, тот отказался, заявив что желает остаться американским гражданином.

В 1883 году он покинул Церковь и перешёл в пресвитерианство, став там пастором. Разочаровавшись и на этом поприще, к концу жизни вновь перешёл в римо-католиком.

Скончался в 10 сентября 1900 года в Нью-Йорке [2].

Оценки

В период священства в Православной Церкви описывался как высокий человек внушительной внешности, с длинными волосами и бородой. Владел родным датским, а также немецким, английским и шведским; в меньшей степени - французским и латинским; ни русским ни греческим не владел. Не имея ни семинарского образования ни опыта жизни в православном приходе, допускал грубые пастырские ошибки [3].

Литература

Herbel Oliver, Fr., "A Catholic, Presbyterian, and Orthodox Journey: The Changing Church Affiliation and Enduring Social Vision of Nicholas Bjerring," Journal for the History of Modern Theology/Zeitschrift für Neuere Theologiegeschichte, 14:1 (2007), 49-80.

Труды

Переводчик:

Office for Admission and Reception of Converts into the Orthodox Eastern Church, 1872 (в 1875 переизд. в Лондонском The Orthodox Catholic Review) - вероятно перевод с немецкого, по изданию о. Тарасия Серединского.

Basaroff, Very Rev., The Russian Orthodox Church, 1873.

Anatolius, Bp. of Mogilev, The Greek Catholic Faith, 1873.

Basaroff, Very Rev., Sacrament of Matrimony, 1876 (в 1876 переизд. в Лондонском The Orthodox Catholic Review).

The Offices of the Oriental Church, 1884 - сборник переводов праовославных богослужений на английский язык, ранее публи­ковавшиеся в его журнале.

Издатель:

The Divine Liturgies of our Holy Fathers John Chrysostom and Basil the Great [trans. Fr. Harherly], 1873.

The Oriental Church Magazine, Nov. 1879-Oct. 1881.

Использованные материалы

Abramtsev David, Fr., "Father Nicholas Bjerring," Tarasar, Constance J., Orthodox America 1794-1976. Development of the Orthodox Church in America, Syosett, New York, The Orthodox Church in America, 1975, 40-41.

Namee Matthew, "Ten Interesting Facts about the History of Orthodox Christianity in the USA," in Krindatch Alexei, ed., Atlas of American Orthodox Christian Churches, Brookline, MA: Holy Cross Orthodox Press, 2011, 22.

Страница сайта Русское Православие:

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_5766

Константинова А. А., "Сие дело есть великой государственной важности," Пастырь (журнал), май 2008:

http://old.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=497

Августин (Никитин), архим., "Обзор церковных связей Русской Православной и Американской епископальной Церквей с конца XVIII по конец XIX в.," XVIII ежегодная богословская конференция ПСТГУ, 9-11 октября 2007, секция "Православие и протестантизм: Поиск традиции и ее свидетельство," 140-141:

http://pstgu.ru/download/1281002113.avgustin.pdf

[1] В конце XIX века и впоследствии фамилия часто передаётся как Биерринг.

[2] http://orthodoxhistory.org/2012/09/10/this-week-in-american-...16/

[3] Оценка по Namee Matthew, "Ten Interesting Facts about the History of Orthodox Christianity in the USA," in Krindatch Alexei, ed., Atlas of American Orthodox Christian Churches, Brookline, MA: Holy Cross Orthodox Press, 2011, 22. Внешность описана в Abramtsev David, Fr., "Father Nicholas Bjerring," Tarasar, Constance J., Orthodox America 1794-1976. Development of the Orthodox Church in America, Syosett, New York, The Orthodox Church in America, 1975, 41.

**************************

Я выкладывал выдержки из отчёта обер-прокурора синода К.П. Победоносцева за 1884 год. 

О католиках и об иудеях - https://cont.ws/@mzarezin1307/... .


О мусульманах - https://cont.ws/@mzarezin1307/... .


О староверах - https://cont.ws/@mzarezin1307/... .


О сектантах - https://cont.ws/@mzarezin1307/... .

На тот момент православие в Российской империи уже занимало положение сугубо оборонительное, будучи теснимо католиками, мусульманами, староверами и сектантами. 

А тут, в отчёте обер-прокурора графа Д.А. Толстого за 1870 год, настроение бодрое и наступательное. Вероятно, в промежутке между этими годами произошли какие-то фундаментальные изменения, после которых Православная церковь давать адекватные ответы на вызовы времени уже не могла.

"Отрицательный резус" После сноса укробазы ищут странных доноров
  • pretty
  • Вчера 15:08
  • В топе

Автор:  АМАРАНТ"Еврейская кровь?" Черниговское подполье сдало тайный отель с офицерьем и наемниками. Располага - на военном сленге означает "расположение роты". Сейчас сие трактован...

Международное право, в примерах

Я сейчас вам урок международного права даду. «Даду, даду»(с) В примерах за последние 30 лет. Вторжение в Сомали. Американцы вторглись в 1992 году под предлогом «борьбы с голо...

Провал ЦАХАЛа

Когда в начале апреля Израиль без видимых на то оснований разнес посольский комплекс Тегерана в Дамаске, убив при этом несколько иранских генералов, многие это восприняли как нажатие на...

Обсудить
  • Михаил, сами же говорили, это НЕ футбол. Самый. пожалуй, известный католический богослов, патрист, принявший православие - о.Плакида (Дезей) И произошло это - 1977 году. Вот так вот взял - и ушел от Папы вместе с братией. Никакими внешними, мирскими причинами этот поступок объяснить НЕ получится.