Подробные, развёрнутые высказывания авторитетных старых большевиков по делам церковным в первые недели и месяцы после свержения царизма были не там уж часты, как мне кажется. Тем интереснее статья И.И. Скворцова-Степанова.
Иван Иванович Скворцов-Степанов
http://istmat.info/files/uploa...
И.И.СКВОРЦОВ-СТЕПАНОВ
ИЗБРАННЫЕ АТЕИСТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР, МОСКВА, 1959
Вероисповедные и школьные вопросы
Революция одним ударом уничтожила все различия между гражданами, вытекавшие из их принадлежности к тому или иному вероисповеданию.
Необходимо сделать дальнейший шаг и также уничтожить все различия между самими вероисповеданиями, необходимо уравнять их положение в государстве.
Невозможно допускать, чтобы греко-восточное вероисповедание оставалось государственным вероисповеданием; невозможно допускать, чтобы существовал синод2, особое государственное ведомство этого вероисповедания, и чтобы граждане других вероисповеданий взимаемыми с них налогами поддерживали это ведомство и так называемое духовенство.
Почему, скажем, старообрядец или толстовец должен уплачивать значительный прибавок к налогам, чтобы на этот прибавок по-прежнему существовал синод и управляемые им учреждения, которые в свое время принесли столько горя и страданий старообрядцам, сектантам и толстовцам?
Последовательно демократическое решение вопроса может быть только одно: государству нет никакого дела до тех способов, какими удовлетворяются религиозные потребности граждан. Пусть граждане каждого вероисповедания составляют особые организации и союзы, пусть вводят добровольные взносы и на эти взносы содержат учреждения и лиц, которые служат удовлетворению этих потребностей.
Здесь не может быть никакого иного последовательно демократического выхода. Но в связи с этим получается и еще один практический вывод. Все эти духовные и епархиальные училища, духовные семинарии и
39
академии необходимо немедленно передать в Министерство народного просвещения. Они в значительной мере содержатся на общегосударственные средства, т. е. на средства, собираемые с католиков и старообрядцев, протестантов и толстовцев. Немедленного перехода в Министерство народного просвещения требуют и интересы учащихся в этих учебных заведениях, представляющих мрачный осколок средневековья среди отношений XX в.
Демократия не может допустить, чтобы продолжалось это духовное калеченье учащейся молодежи, которую обстоятельства вынуждали в старой России поступать в духовные учебные заведения. {Следует учитывать, что в те годы многие юноши из духовного сословия видели в духовном образовании единственный способ подготовиться к поступлению в светское высшее учебное заведение и получить формальное право на поступление в светское высшее учебное заведение. - М.З.}
Государству нет никакого дела до того, как верят и во что верят его граждане. Из этого вытекает еще ряд практических выводов. Вместо клятвы, присяги, церковной формы торжественного обещания государство должно выработать — например, для судопроизводства — гражданскую форму таких обещаний. Церковные торжества отныне перестают быть составной частью государственных и гражданских торжеств. Здесь необходимо только обобщить то, что было, например, в Петрограде при погребении павших в народном восстании, в Москве в 1905 г.— при погребении Баумана3, во многих городах — при торжествах, которыми ознаменована победа народа. Никого не удивило, что здесь не было благодарственных молебнов .или панихид. Удивило бы, напротив, и было бы отрицанием народных завоеваний, если бы духовенство в своих золоченых ризах и в митрах, сияющих драгоценными камнями, в которые оно превратило народные слезы, открыло бы, например, московскую демонстрацию.
Но в то же время было совершенно естественно и ни в ком не вызовет отрицательного отношения то обстоятельство, что по желанию верующих духовенство совершило обряд отпевания над погибшими борцами. Дело именно в том, что государство никому не навязывает обрядов какого-либо вероисповедания, но в то же время ни одному верующему не мешает удовлетворять свои религиозные потребности.
Дальше, отныне церковная форма брака перестает быть обязательной и, наоборот, обязательной становится регистрация браков гражданскими учреждениями: только такая регистрация и устанавливает те юридические
40
отношения между супругами и те правовые отношения к их детям, которые признаются в современном государстве.
Церковный же брак превращается в обряд, ни для кого не обязательный и не создающий никаких юридических отношений между лицами, выполнившими этот обряд.
Но из свободы вероисповеданий вытекает и еще один важный вывод: свобода вероисповеданий будет только тогда полной, когда она дополняется свободой от всякого вероисповедания. Припомним Л. Н. Толстого. Он не был католиком, русско-православным, протестантом, буддистом и т. д. У него было столь своеобразное религиозное миросозерцание, что к нему не подошел бы ни один вероисповедный ярлык. Трудно представить себе, каким бы словом обозначил Толстой свое миросозерцание.
Но есть и иные люди. Их познавательные и моральные потребности вполне удовлетворяются и без какого бы то ни было религиозного миросозерцания. Они не принадлежат ни к какому вероисповеданию. Зачем же государство будет требовать от них приписки к какому-либо вероисповеданию? Во всех документах, удостоверяющих личность и пр., вопрос о вероисповедании необходимо вычеркнуть: государству нет до этого никакого дела.
Но этого мало. Те люди, которые свободны от какого бы то ни было вероисповедания, хотят такой же свободы и для своих детей.
Государство не вправе заставлять наших детей учить закон божий. Оно не вправе вторгаться в эту область.
В свидетельствах, которые выдают учебные заведения, не должно быть никаких отметок о прохождении закона божьего 4. И немедленно надо сделать распоряжение, что законом божьим пусть впредь занимаются только те ученики, для которых этого пожелают родители. Но учебному заведению нет никакого дела до этих занятий: ученики переходят из класса в класс и оканчивают учебные заведения независимо от того, занимались или не занимались они этим предметом. Словом, закон божий подлежит немедленной отмене как учебный предмет.
Март 1917 г
Примечания.
Вероисповедные и школьные вопросы
Статья за подписью «И. Степанов» опубликована в № 20 «Известий Московского Совета рабочих депутатов» от 25 марта 1917 г. Печатается по тексту газеты.
1 Имеется в виду постановление Временного правительства от 7 марта 1917 г. об отмене «всех сословных, вероисповедных и национальных» ограничений. Этим постановлением, однако, не были отменены ни господствующее положение православной церкви, ни ее феодальные привилегии (подробнее об этом см. М. М. Персии. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР. М., 1958, стр. 79—85).
2 Синод — высший орган управления православной церкви в России, учрежденный Петром I в 1721 г. взамен упраздненного им патриаршества.
3 Н. Э. Бауман (1873—1905)— выдающийся деятель большевистской партии, один из ближайших помощников В. И. Ленина.
Во время рабочей демонстрации в Москве 18 октября 1905 г. был убит агентом охранки, Похороны Н. Э. Баумана вылились в мощную демонстрацию рабочих.
4 «Закон божий» — так назывались уроки религии, преподававшиеся священниками в начальных и средних школах царской России.
Оценили 7 человек
15 кармы