• РЕГИСТРАЦИЯ
Михаил Зарезин
27 января 11:39 1754 31 37.51

Сколько расстрелянных священников на совести благочестивых пропагандистов?

https://aurora.network/article...

Цифры, измеряющие совесть  4

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ

СЕГОДНЯ В 18:17 ХМУРКИН ГЕОРГИЙ

В 1924 г. патриарх Московский и всея России Тихон, ныне причисленный Русской православной церковью к лику святых, так сказал о только что почившем В.И. Ленине:

«Всякий верующий имеет право и возможность поминать его. Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души»

В эти же траурные дни Священный синод – руководящий орган Церкви – в обращении к М.И. Калинину писал:

«Священный синод российской православной церкви выражает вам искреннейшее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства векового насилия и гнета, на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства, и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ. Пусть могила эта родит еще миллионы новых Ленинов (так в тексте. – Г.Х.) и соединит всех в единую великую братскую, никем неодолимую семью. И грядущие века да не загладят из памяти народной дорогу к этой могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше, чем живые. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для всех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианственной (так в тексте. – Г.Х.) душе». 


Сейчас, когда нам навязчиво рассказывают о «массовом уничтожении священников» чуть ли не по приказу самого Ленина, эти проникновенные слова, сказанные высочайшими церковными иерархами середины 1920-х гг. для многих, видимо, прозвучат неожиданно. Кто-то из читателей, возможно, даже заподозрит подделку. Но нет, подлинность обоих высказываний никогда не подвергалась сомнению ни историками-специалистами, ни самой Церковью.

Как же это возможно? Может быть, что-то не так в навязываемых ныне представлениях о ленинском времени? Имел ли место при Ленине тот якобы «чудовищный антицерковный террор», который, как нас заверяют, унес жизни сотен тысяч представителей православного духовенства? Сколько священников погибло в период Гражданской войны и в первые послевоенные годы? Этому кругу вольно или невольно запутанных вопросов посвящена наша статья.


Наука и мифы 

На протяжении последних 30 лет десятки исследователей обращаются к темам красного и белого террора, судеб духовенства Русской православной церкви в советский период. Несмотря на публикацию огромного количества источников – воспоминаний и рассекреченных архивных документов, несмотря на обилие исследований по этим вопросам на материале многих российских регионов, историки все еще не ответили однозначно и обоснованно на вопрос о том, сколько представителей православного духовенства погибло в результате чьих бы то ни было насильственных действий в 1917 г. и позднее, в первые месяцы и годы после Октябрьской революции. Указанная неопределенность вызвана тем, что различные исследователи называют абсолютно не согласующиеся между собою данные относительно количества этих жертв, причем цифры, фигурирующие у разных авторов, могут отличаться в десятки, сотни, а порою и в тысячи раз. Так, известный историк Церкви Д.В. Поспеловский в одной из своих работ утверждал, что с июня 1918 г. по март 1921 г. погибло не менее 28 архиереев, 102 приходских священника и 154 диакона, из чего можно сделать вывод, что, по мнению ученого, число жертв среди священнослужителей в годы Гражданской войны следует измерять сотнями. 

С другой стороны, в литературе циркулирует гораздо более внушительная цифра: будто бы из 360 000 священнослужителей, трудившихся в Русской православной церкви перед революцией, к концу 1919 г. в живых осталось всего 40 000 человек. Иными словами, утверждается, что только за первые два года Гражданской войны погибло около 320 000 священнослужителей. Заметим, однако, что согласно официальной церковной статистике, общее число священнослужителей Русской православной церкви накануне 1917 г. было почти в 5 раз меньше – оно недотягивало даже до 70 000 человек! Так что все рассказы о «сотнях тысяч» священнослужителей, якобы погибших в годы Гражданской войны, являются несомненным вымыслом. 

Листая различные статьи и книги, слушая всевозможные теле- и радиопередачи, читатель наверняка столкнется и с другими цифрами. Однако важно понимать – никакие существующие на сегодняшний день «версии» численности жертв не подкреплены сколько-нибудь надежными доказательствами. Авторы, затрагивающие вопрос о числе погибших священнослужителей, всегда «темнят»:

Либо приводят собственную статистику, не называя источников и не раскрывая методику своих подсчетов; 

Либо дают ложные ссылки на труднодоступные или несуществующие источники; 

Либо опираются на более ранние исследования, которые уже страдают одним из названных недостатков. 

Что касается ложных ссылок, то таким примером может послужить одна из ранних работ историка, ныне доктора исторических наук М.Ю. Крапивина, в которой он повторяет выдумку о 320 000 погибших священнослужителях. В качестве «доказательства» М.Ю. Крапивин дает ссылку на Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства СССР: «Ф[онд] 470. Оп[ись] 2. Д[ела] 25–26, 170 и др.» Сегодня этот архив называется иначе – Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), его двери открыты для всех желающих. Автор этих строк обратился в ГАРФ, познакомился с указанными М.Ю. Крапивиным делами и ответственно заявляет: никаких подобных цифр в них нет, а ссылка поставлена М.Ю. Крапивиным произвольно, в расчете на доверчивого читателя. Примеров безответственности и даже сознательного искажения фактов немало. В результате в информационном пространстве накапливаются и благополучно уживаются самые разные – как неправдоподобно маленькие, так и неправдоподобно большие цифры жертв, которые открывают простор для необузданного фантазирования.


Сколько священнослужителей погибло в 1917–1926 годах? 

Одним из важнейших и серьезнейших источников, который мог бы внести ясность в многолетнюю неразбериху в обсуждаемом вопросе, является всесоюзная перепись населения СССР, проводившаяся в декабре 1926 г. Она дала достаточно точные цифры, касающиеся духовенства СССР, однако, насколько нам известно, еще никогда не привлекалась для решения затронутой проблемы. Ниже мы сравним данные переписи 1926 г. с другим серьезным источником – официальной статистикой Русской православной церкви, содержащейся в ежегодных церковных отчетах 1910–1915 гг. И таким образом мы выясним реальные масштабы насилия по отношению к православному духовенству в период с 1917 по 1926 г.

Формат газетной статьи не позволяет привести целый ряд важных деталей (вычисления, таблицы, ссылки на используемые первоисточники и т.п.), поэтому мы ограничимся изложением общей идеи и основных результатов, а заинтересованному читателю посоветуем обратиться к другому нашему исследованию, в котором каждая названная здесь цифра аккуратно обоснована.

Для краткости будем именовать Территорией те области, которые в конце 1926 г. составляли СССР. Согласно официальной церковной статистике, накануне 1917 г. на Территории трудилось 68 119 православных священнослужителей. Изучение епархиальных периодических изданий показывает, что перед революцией на Территории в ряды священнослужителей ежегодно вступало 1328 новых членов. Соответственно, в течение 10 лет, с 1917 по 1926 г., священнослужителями стало не более 13 280 чел. (говорим «не более», поскольку после Октябрьской революции привлекательность карьеры священнослужителя в целом уменьшилась). Значит, в 1917–1926 гг. на Территории священнослужителями успело побывать не более 68 119+13 280=81 399 чел.

Часть этих людей к концу 1926 г. «выбыли» из рядов священнослужителей Территории: одни ушли из жизни естественным путем, другие эмигрировали, третьи сняли с себя священный сан, а остальные, увы, стали жертвами насилия. Оценим масштабы каждого из этих процессов.

Перепись населения СССР, проводившаяся в конце 1926 г., показала, что в этот момент на Территории насчитывалось 58 587 православных священнослужителей. Таким образом, за 10 изучаемых лет их число сократилось на 68 119–58 587=9532 чел. Если считать, что число священнослужителей Территории уменьшалось в эти годы равномерно, т.е. в среднем на 953 чел. в год, можно вычислить, сколько священнослужителей было в начале каждого изучаемого года: в начале 1917-го – 68 119 чел., в начале 1918- го – 67 166 чел., в начале 1919-го – 66 213 чел. и т.д. С учетом того, что до 1917 года естественная смертность среди священнослужителей составляла 1,95% в год, можно подсчитать, сколько священнослужителей уходило из жизни своей смертью в течение каждого изучаемого года: в 1917-м – не менее 1328 чел., в 1918-м – не менее 1310 чел., в 1919-м – не менее 1291 чел. и т.д. Итого за 10 лет – не менее 12 447 чел. (всюду говорим «не менее», поскольку в первые революционные годы естественная смертность среди всех слоев населения была в среднем выше, чем до революции). Кроме того, по оценкам современных историков, в годы Гражданской войны с Территории эмигрировало около 2000 священнослужителей. Наконец, примерно 10% от дореволюционного числа священнослужителей Территории (т.е. 68 119х10%=6812 чел.) с 1917 по 1926 г. сняли с себя священный сан.

Подведем итоги. С 1917 по 1926 г. на Территории священнослужителями могло побывать не более 81 399 чел. Из них к концу 1926 года в Церкви осталось 58 587 чел. Об остальных священнослужителях (их было не более 81 399–58 587=22 812 чел.) мы знаем, что они «выбывали» из церковных кругов Территории четырьмя путями: в результате естественной смертности (не менее 12 447 чел.), эмиграции (около 2000 чел.), снятия сана (6812 чел.) и насильственной смертности. Отсюда следует, что с 1917 по 1926 год на Территории насильственной смертью погибло не более 22 812– 12 447–2000–6812=1553 священнослужителей Русской православной церкви.

Итак, округляя полученную цифру, можно утверждать, что, согласно имеющимся на сегодняшний день данным и оценкам, с начала 1917 по конец 1926 г. в границах СССР образца 1926 г. насильственной смертью погибло менее 1600 православных священнослужителей. Подчеркнем, что 1600 – это всего лишь верхняя планка. Реальное число жертв, скорее всего, значительно меньше 1600 человек, но вот насколько меньше – сказать сложно.


Как относиться к полученному результату? 

Всегда тяжело писать о гибели людей в революционном водовороте – неизбежном, трагическом следствии векового недуга, которым было поражено российское общество. Этот недуг – равнодушие одних слоев к бедственному и униженному положению других слоев. Именно это антихристанское равнодушие постепенно привело к острейшим социальным противоречиям, которые не могли разрешиться иначе как через кровопролитие. (Сегодняшние разговоры о том, что причиной обострения конфликтов в обществе была чья-то «злая воля» или «бессовестная пропаганда», настолько нелепы, что останавливаться на них нет смысла, все это – байки для людей, не читавших школьные учебники.)

В годы Гражданской войны по обе стороны баррикад погибло огромное количество людей: от эпидемий, голода, холода, ранений, террора… Несколько случайных примеров. По подсчетам ученых-демографов, в Екатеринбургской губернии подчиненные белого адмирала А.В. Колчака расстреляли и замучили более 25 тыс. человек; жертвами еврейских погромов, проводившихся главным образом белогвардейцами, украинскими националистами и поляками, стали около 300 тыс. человек; общие потери белых и красных вооруженных сил (убитые в боях, умершие от ран и т.д.) составляют от 2,5 до 3,3 млн человек. И это не советская статистика, это данные, признанные современными специалистами, которых трудно заподозрить в ангажированности. На фоне перечисленных цифр потери среди священнослужителей за 10 лет выглядят не столь впечатляющими, хотя смерть даже одного человека – это всегда трагедия.

И все же ради установления исторической справедливости имеет смысл задаться вопросом о том, какой процент православных священнослужителей погиб насильственной смертью в изучаемый период. Для этого нам придется еще раз вспомнить, что естественно умерших, эмигрировавших и снявших с себя сан в общей сложности насчитывалось не менее 12 447+2000+6812=21 259 человек. Поскольку к концу 1926 г. в стране было 58 587 священнослужителей, то всего с 1917 по 1926 г. в рядах священнослужителей побывало не менее 58 587+21 259=79 846 человек. Значит, если говорить о всех побывавших в статусе священнослужителя на Территории в изучаемое десятилетие, то их количество будет заключено между 79 846 и 81 399. Каким бы ни было это количество, число погибших священнослужителей (не более 1553 чел.) составляет заведомо меньше 2% от него.

Итак, согласно имеющимся на сегодняшний день данным и оценкам, с начала 1917 по конец 1926 г., в границах СССР на 1926 г., насильственной смертью погибло менее 2% всех православных священнослужителей. Вряд ли эта цифра позволяет говорить о «геноциде священников».


Сравнение с данными Русской православной церкви

С начала 1990-х годов Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ныне - Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва) активно собирает сведения о притеснявшихся в первые десятилетия советской власти людях, так или иначе связанных с Русской православной церковью. Все эти сведения заносятся в специально организованную электронную базу новомучеников и исповедников «За Христа пострадавшие». В результате 25 лет интенсивных поисков по самым разным источникам, в том числе по огромному количеству (более 70) государственных архивов практически во всех регионах России и даже некоторых стран СНГ, при участии более 1000 человек собран обширный материал. На сегодняшний день это самая полная база такого рода. И что же выяснилось?

В настоящий момент база данных содержит сведения о 858 священнослужителях, погибших в период с 1917 по 1926 г. Нет никакой уверенности, в том, что все эти люди действительно погибли в указанные годы и на момент смерти были священнослужителями. Ведь при наполнении базы использовались самые разные источники, в том числе и не вполне достоверные, порою содержащие множество ошибок и неточностей, о чем пишут сами администраторы базы. Тем не менее наши оценки полностью согласуются с тем конкретным, пусть и не всегда точным, биографическим материалом, которым сегодня располагают церковные исследователи.


Сравнение с данными российских архивов

Интересно сравнить наш результат и с данными российских архивов. Как это ни странно, обнародованных цифр здесь очень немного.

Во-первых, в 2000 г. был опубликован уникальный документ из Центрального архива ФСБ, составленный в 1922 г. сотрудниками ВЧК. Это карта европейской части России, на которой регионы (по-видимому, губернии в их тогдашних границах) раскрашены различными цветами - в зависимости от того, сколько «лиц духовного звания» было в них расстреляно по постановлениям губернских ЧК в 1918 г. Наиболее впечатляющие цифры по четырем губерниям - Петроградской (550 чел.), Пермской (101 чел.), Калужской (78 чел.) и Казанской (20 чел.). В остальных регионах жертв значительно меньше: в 4 регионах - от 6 до 12 чел., в 9 областях - от 2 до 5 чел. Еще около 20 регионов окрашены цветами, которые соответствуют категориям: «1 случай расстрела», «нет расстрелов», «сведения неточ.», «нет сведений», «уничтожен архив». В общей сложности получается от 800 до 850 человек.

Во-вторых, в литературе, опять же со ссылкой на архивы ВЧК, приводятся такие цифры: в 1918 г. - 827 расстрелянных священнослужителей, в 1919 г. - 19 расстрелянных священнослужителей. Итого - 846 человек.

Похоже, это единственные официальные цифры жертв среди духовенства в период с 1917 по 1926 г., когда-либо публиковавшиеся исследователями. Специалистам-историкам подобные «голые» цифры мало о чем говорят, поскольку они вызывают массу уточняющих вопросов. А многочисленные авторы, безудержно тиражирующие мифы о «десятках тысяч невинно убиенных священников», ни этими деталями, ни вообще документально подтвержденными цифрами просто не интересуются. Они уверены, что любая подобная статистика, содержащаяся в советских документах, «чудовищно занижена». Уверенность эта ни на чем, кроме как на «глубокой личной убежденности» авторов, не основана.

Никаких официальных цифр, касающихся 1917 г. и 1920-1926 гг., мы нигде не встречали. Впрочем, это не слишком большая проблема. Мы можем снова обратиться к данным базы новомучеников «За Христа пострадавшие»: они свидетельствуют о том, что на 1918-1919 гг. пришлись около 80% всех случаев гибели священнослужителей, имевших место с 1917 по 1926 г. Считая, что число 850, около которого «крутится» официальная советская статистика, составляет эти самые 80% от искомой величины, получаем примерно 1063 погибших священнослужителей за весь период с 1917 по 1926 г.

Таким образом, оценки, основанные на опубликованных архивных данных, тоже полностью согласуются с нашими выводами.


Духовенство в революционном водовороте (1917-1922)

В связи с затронутым вопросом хотелось бы обратить внимание читателей на два часто упускаемых из виду обстоятельства.

Первое. Далеко не все священнослужители, погибшие в изучаемое десятилетие насильственной смертью, были жертвами большевиков - красноармейцев и «чекистов». Не следует забывать, что в середине 1917 г., еще до Октябрьской революции, имели место кровавые расправы над духовенством со стороны крестьян. Кроме того, и в 1917 г., и позже убийства представителей духовенства могли совершать анархисты и обычные уголовники. Известны случаи, когда крестьяне уже в годы Гражданской войны убивали священнослужителей из чувства мести (за содействие жестоким казакам), без всякой политической - красной или белой - мотивации и без какого-либо руководства со стороны большевиков.

Однако наиболее неожиданным и по-прежнему малоизвестным остается тот факт, что в годы Гражданской войны священнослужители погибали в том числе от рук представителей Белого движения. Мемуары, сборники документов и краеведческие исследования дают массу таких эпизодов. К примеру, имеются сведения о диаконе Анисиме Решетникове, который был «расстрелян сибирскими войсками за явное сочувствие большевикам». Есть безымянное упоминание некоего священника (вероятная фамилия - Брежнев), расстрелянного белыми «за сочувствие Советской власти». В воспоминаниях встречается информация об убийстве белыми казачьими отрядами священника села Куреинского отца Павла - тоже за содействие красным. Осенью 1919 г. по приказу белого генерала А.И. Деникина был арестован и осужден священник А.И. Кулабухов (иногда пишут: Калабухов), который на тот момент был в оппозиции и к А.И. Деникину, и к большевикам; как результат - священник был повешен белым генералом В.Л. Покровским в Екатеринодаре.

В Прикамье в ходе антибольшевистского восстания в 1918 г. был расстрелян священник Дронин, «проявлявший сочувствие к большевикам». В Монголии то ли лично белым генералом бароном Унгерном, то ли одним из его подчиненных был подвергнут пыткам и обезглавлен православный священник Федор Александрович Парняков, активно поддерживавший большевиков. Местное русское население называло его «наш красный поп». Примечательно, что сын и дочь Ф.А. Парнякова вступили в большевистскую партию и принимали активное участие в боях за Советскую власть в Сибири. В забайкальском поселке Алтан белые убили священника, не сочувствовавшего семеновцам, т.е. тем, кто шел за белым атаманом Г.М. Семеновым. В 1919 г. в Ростове-на-Дону противниками большевиков был расстрелян священник Митропольский, причиной расправы послужила «произнесенная им в церкви речь, в которой он призывал прекратить гражданскую войну и примириться с Советской властью, провозгласившей равенство и братство всех трудящихся».

К приведенным примерам, собранным воронежским исследователем кандидатом исторических наук Н.А. Зайцем, мы можем добавить еще несколько. По приказу белого генерала барона Унгерна был застрелен священник, критически относившийся к его деятельности. В уральской деревне Тепляки священник, опять же за сочувствие Советской власти, был арестован белыми, подвергнут пыткам и издевательствам и отправлен на станцию Шамары; по пути конвой расправился с ним, а тело оставил незахороненным. В селе Таловка, что между Астраханью и Махачкалой, подчиненные белого генерала А.И. Деникина повесили священника, у которого незадолго до этого сложились доверительные отношения с красноармейцами, стоявшими в селе перед приходом белых. Мемуары сообщают о расстреле войсками того же генерала А.И. Деникина двух просоветски настроенных священников. В конце 1921 - начале 1922 г. на Дальнем Востоке имела место целая серия убийств священников белыми, их причины, увы, неизвестны. По одной из версий, дед героя Великой Отечественной войны Зои Космодемьянской был священником и погиб от рук белых за отказ дать лошадей... Это лишь те случаи, которые нам случайно попадались в различных источниках. Уверены, целенаправленный поиск даст немало других подобных примеров.

И второе обстоятельство. Как уже говорилось, собранные Русской православной церковью данные свидетельствуют о том, что именно на 1918-1919 годы - т.е. на наиболее острую фазу Гражданской войны - пришлось подавляющее большинство (около 80%) всех случаев гибели священнослужителей, имевших место в изучаемое десятилетие. Позже, начиная с 1920 г., число таких жертв резко падает: так, за первые четыре послевоенных года (1923, 1924, 1925 и 1926) современные церковные исследователи сумели насчитать лишь 33 погибших священнослужителя, причем из них на 1925 г. приходится 5 чел., а на 1926 г. - 3 чел. И это на всю страну, в которой трудилось около 60 000 православных священнослужителей!

О чем свидетельствуют эти два обстоятельства? О том, что никакого «государственного курса» на якобы «физическое уничтожение духовенства» (как об этом пишут недобросовестные авторы) не существовало. Причиною гибели священнослужителей в 1917-1926 гг. были вовсе не их религиозные убеждения, не принадлежность к Церкви, а та сверхнапряженная военно-политическая обстановка 1918-1922 гг., в которой каждая из сил неистово боролась за свое господство и сметала противников, вне зависимости от сословия и вероисповедания. И как только громы Гражданской войны стали стихать, число арестов и казней духовенства стремительно пошло на спад.

Этому, надо полагать, способствовало обращение патриарха Тихона, выпущенное осенью 1919 г. и призывавшее духовенство не вовлекаться в политическую борьбу: «...установление той или иной формы правления, - говорил патриарх, - не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение». Здесь же он напоминал правила святой Церкви, которые возбраняют духовенству «вмешиваться в политическую жизнь страны, принадлежать к каким-либо партиям, а тем более делать богослужебные обряды и священнодействия орудием политических демонстраций». И в заключение святейший патриарх Тихон наказывал:

«...не подавайте никаких поводов, оправдывающих подозрительность советской власти, подчиняйтесь и ее велениям, поскольку они не противоречат вере и благочестию».

Остается только пожалеть, что церковные лидеры, трудившиеся на занятых белыми территориях, порой скрывали это послание от населения и продолжали вести активную политическую деятельность, ставя под удар многих представителей подчиненного им духовенства.

Надо сказать, что и сами священнослужители ближе к концу Гражданской войны постепенно приходили к мысли о нецелесообразности противостояния Советской власти, тем более что большевистское законодательство ленинского периода не запрещало ни веру, ни религиозную проповедь, ни богослужения, ни строительство новых храмов, а наоборот - обеспечило вполне оживленную религиозную жизнь в стране.

Многочисленные документы и воспоминания свидетельствуют о том, что в 1919-1921 гг. значительные слои духовенства поворачиваются лицом к новой власти. Наиболее искренние и неравнодушные к судьбе народа священники начинают говорить о том, что большевики, при всей их «атеистической вывеске» и кое-где перекосах, на деле воплощают в жизнь христианские идеалы - равенства, братства, справедливости, добывания куска хлеба собственным честным трудом. И мысли эти высказывались не под дулом «чекистских» револьверов, а естественно вытекали из жизни, из общения с прихожанами, из наблюдений за повседневным бытом народа, который все глубже и глубже вовлекался в строительство новой России.


Церковь в послевоенное время (конец 1919 - 1925)

В условиях мирного времени Церковь начала обустраивать свою новую жизнь на принципах, утвержденных Собором 1917-1918 гг. Напомним, что именно на этом Соборе, в 1917 году, уже после Октябрьской революции, произошло эпохальное событие - избрание российского патриарха. Спустя несколько лет, в 1923-1925 гг., он выпустит целый ряд посланий, ныне старательно замалчиваемых, которые осуждали всякое посягательство на Советскую власть, говорили о ней как о богоустановленной и действительно народной, призывали горячо молиться Всевышнему о ниспослании ей помощи. (Нынешние умники, разглагольствующие об этих посланиях как о «вынужденном отступлении от правды», либо лицемерят, либо совершенно не понимают, кто есть патриарх для православного человека.)

Вообще, конец 1919-го, 1920-й и начало 1920-х, по воспоминаниям многих очевидцев, были совершенно особым временем в религиозной жизни страны.

Ограниченность Церкви в материальных средствах приводила к тому, что в ее ограде оставались по-настоящему преданные христианскому служению пастыри. Новый формат взаимоотношений Церкви и власти, далеко не всегда и не везде простых, тем не менее, позволял проводить богослужения и религиозные празднования. Верующие на законных основаниях брали под свою опеку храмы и церковную утварь, своими силами заботились о них, и это тоже вносило свой особый вклад в укрепление народного единства. Епископы, до революции зачастую ведшие весьма обеспеченный образ жизни и мало беспокоившиеся о духовном состоянии паствы (увы, это отмечали сами церковные иерархи), теперь жили в гораздо более скромных условиях и, сближаясь с простыми людьми, тем самым приближались к истинному Христову служению. Даже антирелигиозная пропаганда, которая, согласно установкам центральной власти, должна была проводиться тактично и не задевать религиозных чувств людей (особенно часто об этом напоминал Ленин), почти не оказывала влияния на большую часть верующих - они по-прежнему оставались преданными своим убеждениям и матери-церкви.

Живой интерес к религиозным вопросам, возрождение церковного быта, сближение духовенства с народом, преображение Церкви - вот важнейшие (разумеется, если мы говорим о духе и душе, а не о материальной или административной составляющей) процессы религиозной жизни России, характерные для первого десятилетия после 1917 г. Данное обстоятельство обычно замалчивается большинством церковных и атеистически настроенных авторов. В то же время воспоминания целого ряда очевидцев рисуют неожиданную и величественную картину религиозного ренессанса молодой Советской России. Дадим им слово.

Питирим Сорокин - выдающийся социолог. До 1922 г. жил в России, а в эмиграции стал профессором Гарвардского университета, одного из самых престижных в США, там он основал и возглавил факультет социологии, получивший мировую известность. За свою жизнь этот ученый опубликовал около 40 книг и 1000 статей, принесших ему мировое признание. Вот что писал Питирим Александрович о ленинской России начала 1921 г.:

«В духовной жизни России наблюдался процесс великого возрождения. Хотя все остальные здания продолжали постепенно разрушаться, церкви начали восстанавливаться и обновляться. Церковные службы, собиравшие мало верующих в 1917-1920 годах, теперь проходили при большом скоплении прихожан».

Герберт Уэллс - английский писатель-фантаст, на исходе Гражданской войны посетил Петроград и Москву, оставил свои впечатления от увиденного в книге «Россия во мгле». Этот авторитетный свидетель, которого невозможно заподозрить в стремлении приукрасить послереволюционную российскую действительность, писал об увиденном в Москве в 1920 г.:

«Десять тысяч крестов московских церквей все еще сверкают на солнце. Церкви открыты; толпы молящихся усердно прикладываются к иконам, нищим все еще порой удается выпросить милостыню. Особенной популярностью пользуется знаменитая часовня чудотворной Иверской божьей матери (на Красной площади. - Г.Х.) возле Спасских ворот; многие крестьянки, не сумевшие пробраться внутрь, целуют ее каменные стены».

Георгий Шавельский - церковный деятель, богослов, член Святейшего синода. В царской России и при Временном правительстве был протопресвитером армии и флота, т.е. осуществлял надзор за всеми церквами полков, крепостей, армейских госпиталей и военно-учебных заведений, а также руководил деятельностью всех военных и морских православных пастырей. Аналогичную роль играл в годы Гражданской войны - был протопресвитером Добровольческой армии белого генерала А.И. Деникина. В апреле 1920 г. эмигрировал в Софию (Болгария), там стал профессором богословского факультета Софийского университета. Уже находясь за границей, в Болгарии, в 1922 г. он писал:

«Ослабла ли русская Церковь за время большевистской власти, уменьшилось ли число ее верующих? Я думаю: нет! Я думаю, что она за это время выросла, ибо у нее прибавилось число искренних, одушевленных, крепко верящих в ее вечную правду членов, и они теснее, чем раньше, сплотились вокруг нее. Она выросла, ибо оживилось все ее дело: зацвела приходская жизнь, переродилась проповедь, изменились отношения между пастырями и паствой, вся церковная работа стала жизненной и дружной».

Николай Зернов - русский церковный деятель, богослов, историк Церкви и русской культуры. До 1921 г. жил в России, затем эмигрировал и проживал в Константинополе, Белграде, Париже, Лондоне и других городах. Автор множества работ, посвященных русскому православию, Русской православной церкви, проблеме воссоединения христианских Церквей. Доктор философии и доктор богословия Оксфордского университета, читал лекции в университетах США, Канады, Австралии. Вот что писал Николай Михайлович:

«Первые послереволюционные годы ознаменовались небывалым религиозным подъемом. Интеллектуальная и артистическая элита после долгих лет блужданий возвращалась к Церкви...»(50)

Георгий Федотов - крупный философ, историк Русской церкви, человек, который в своем творчестве был ориентирован на ортодоксальное православие. С 1917 до 1925 г. Георгий Петрович жил в Саратове и Петрограде, затем эмигрировал и уже за рубежом, в 1926 г., по свежим впечатлениям писал:

«Вся ли Россия проходит азбуку атеизма и американизма? Этому противоречит хотя бы всеми отмечаемый(курсив мой. - Г.Х.) расцвет церкви и православного быта. Кто же в России ходит в церковь?

Уже сразу бросается в глаза - по крайней мере, в городе, - как много в храмах бывшей интеллигенции. И не только выбитых из жизни стариков, но и молодежи, активно строящей новую Россию. Знакомство с этой христианской молодежью сразу вскрывает в ней знакомые черты: да это все былые народники, вчерашние эсеры! Быть может, без прежней удали, с большей сдержанностью и строгостью, - но с тем же энтузиазмом. Воочию видишь: наконец-то поколения «святых, неверующих в Бога» нашли своего Бога и вместе с Ним нашли себя...»

Константин Криптон (возможно, псевдоним) - человек, где-то в начале 1940-х г. эмигрировавший из СССР. Перед отъездом он возглавлял инженерно-экономический факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта, был специалистом по правовым и экономическим вопросам Арктики. В эмиграции в течение 14 лет работал в Фордемском университете (Нью-Йорк, США). Его книги, напечатанные в Америке и в Англии, получили международное признание. К. Криптон оставил нам интереснейшие воспоминания о религиозной жизни России 1922-1925 гг. Вот как он описывает свои впечатления от этого периода:

«...религиозная жизнь как религиозная жизнь сильно укрепляется. Пришедшие испытания и в то же время очищение от всего «наносного», что было при дореволюционном положении, неизбежный фильтр верующих, а также самого духовенства - сообщают большие духовные силы. Миллионы людей, наполнявших церкви с горячей молитвой, хоть это стало для многих небезопасно, а для иных и просто опасно, являлись тому доказательством.

Богослужения даже в самых маленьких церквях приняли особенно приподнятый, торжественный характер. В больших соборах лучшие артисты поют в хорах, читают апостол, псалтырь. А как происходила исповедь, особенно в Великий пост? Сразу же после причастия где только можно было среди большой толпы, отдельные люди падают на колени, благодаря за приобщение к Великому таинству. Во всех городах среди них можно было видеть крупнейших представителей интеллигенции. Церковная проповедь становится много сильнее, вдохновеннее. А по ее окончании раздается сердечное, дружное: «Спасибо, батюшка».

Иринарх Стратонов - историк, профессор Казанского университета, который в 1922 году был выслан большевиками из России. По мнению сотрудников Крутицкого Патриаршего подворья, имел «ясное церковное сознание и способность трезво оценивать события». Многое видевший собственными глазами, он, будучи за границей, писал, что к концу 1919 - началу 1920 г. в центре и в регионах в церковных организациях водворился порядок и даже получилась какая-то внутренняя спайка:

«Местная церковная жизнь, - пишет И.А. Стратонов, - стала устраиваться. Рос и креп авторитет церковной власти, установленные Поместным собором органы, как центральные, так и местные, начали действовать вполне нормально, и между ними установились известные взаимоотношения, предусмотренные последним церковным законодательством.

Нельзя не отметить и общерелигиозного подъема в массах. Храмы наполнились молящимися, при этом среди молящихся не было того преобладания женского пола, которое замечалось до революции. Исповедь получила особое значение, стала развиваться и эпитимийная практика (духовное «наказание», накладываемое священником на исповедующегося. - Г.Х.). Сами верующие требовали этого и с замечательным послушанием выполняли все, чему их подвергали их духовные руководители. Церковные праздники привлекали колоссальное количество народа. Церковная жизнь к 1920 г. восстановилась полностью, а может быть, даже превзошла старую, дореволюционную. Вне всякого сомнения, что внутренний рост церковного самосознания верующего русского общества достиг такой высоты, равной которой не было за последние два столетия в русской церковной жизни. Церковная власть в церковном обществе, которое в значительной степени она церковно воспитала, встала на недосягаемую высоту. Если Собор 1917-[19]18 гг. дал форму и внешность новой церковной организации, то внутреннее содержание было создано дружными усилиями Патриарха, высших церковных органов, иерархов и всего русского церковного общества.

Небо и в это время, однако, не было безоблачным, но раскаты грома слышались где-то вдали и сзади, и казалось, что наступило время в церковной жизни, когда при едином пастыре создалось и единство стада».

Подчеркнем, все это - свидетельства очевидцев, писавших и издававших свои труды за границей. Этим людям никто не угрожал, никто не «вмешивался» в их тексты. И главное - этих людей невозможно заподозрить в стремлении угодить Советской власти. Так почему же они, знающие не понаслышке о трагических страницах Гражданской войны и трудностях послевоенной жизни страны, ничего не пишут о том «страшном геноциде духовенства и верующих», который так будоражит воображение нынешнего обывателя?!.

В заключение хочется заострить внимание на том, что все приведенные выдержки и вообще все наше повествование касалось только начального периода существования Советского государства - времени, когда многие преобразования осуществлялись под руководством Владимира Ильича Ленина или в «прочном» согласии с его принципиальными установками. С конца 1920-х годов в истории нашей страны открывается совершенно новая страница - сложная, пока еще недостаточно изученная. Страница, которую нельзя смешивать (а тем более «писать одной краской») с предшествующей - ЛЕНИНСКОЙ ЭПОХОЙ

**********************************

Кстати, статистика новомучеников, погибших в период Гражданской войны, показывает, что львиная их часть погибла в Пермской губернии (Пермская и Екатеринбургская епархии) во второй половине 1918 года. Т.е. произошло это в тот период, когда Красная армия пребывала в стадии становления, будучи представлена партизанскими и полупартизанскими отрядами, а карательные органы молодому Советскому государству ещё предстояло создать.

А относительно сталинской эпохи, которую автор противопоставляет ленинской, нельзя не заметить, что к сонму новомучеников, погибших в этот период, не причислен ни один священник, казнённый оккупантами (а таких было немало), но, зато, в этот сонм включены пастыри и архипастыри, привлечённые к уголовной отвественности (не обязательно расстрелянные) за контакты с СД.


Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.

Территория классового мира и межсословной гармонии

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Лучше поздно, чем никогда

    http://www.patriarchia.ru/db/text/5399493.htmlВышли в свет 7-й и 8-й тома научного издания документов Священного Собора 1917-1918 гг. 25 марта 2019 г. 15:58В издательстве Новоспасского ставропигиального монастыря выпущены 7-й и 8-й тома академического издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг.Седьмой том выпущен в двух книгах и сод...
    -->
    92

    Однополчане (пехота)

    Окончание. Ранее выложено по высшим строевым командирам Великой Отечественной, бывшим однополчанами в годы Первой Мировой:Однополчане - https://cont.ws/@mzarezin1307/1260647 (однополчане по запасным полкам и батальонам).Однополчане (гвардия) - https://cont.ws/@mzarezin1307/1265378Однополчане (кавалерия, инженерные войска) - https://cont.ws/@mzarezin1307/1270...
    -->
    116

    Божий замысел о новомучениках (продолжение 2)

    Читаем учебное пособие М.К. Третьяковой "Новые светильники Церкви Русской" - http://oopnm.ru/wp-content/uploads/2017/09/n-m_textbook_body.pdfПредисловие разобрано здесь - https://cont.ws/@mzarezin1307/908118Разговор о первой теме начат здесь - https://cont.ws/@mzarezin1307/909496Первый раздел первой темы озаглавлен так: "Огненное испытание революцией и ...
    -->
    4

    Голод 1921 года

    http://leninism.su/images/PDF/loginov.pdfЛогинов В.Т. Ленин. Сим победиши, Электронное издание, 2018ГолодНеожиданностью эта засуха не стала. 1920 год тоже был неурожайным. Уже в ноябре этого года профессор Петровско-Разумовской академии Владимир Александрович Михельсон, опираясь на многолетние метеорологические наблюдения Московской обсерватории о периодически повторя...
    -->
    253

    Однополчане (гвардия)

    Продолжение темы, заявленной несколько ранее. https://cont.ws/@mzarezin1307/1260647Ищем однополчан Первой Мировой среди высших строевых командиров Великой Отечественной. Так как число известных мне гвардейцев-ВСК относительно невелико, назову их всех. Список будет достаточно обозримым.Имя ВСК выделено полужирным шрифтом в том случае, если он служил в двух или бол...
    -->
    352
    Дед Мороз 22 марта 09:58

    С чего началась деятельность Путина в 1991 году?

    У меня в детстве одна из самых моих любимых песен была песня "С чего начинается Родина?", где завораживающий баритон Марка Бернеса пел про Родину, которая начиналась с картинки в букваре, с хороших и верных товарищей, с березки в поле и старой буденовки. Это было самой первой клятвой, которую в юности принёс Родине каждый из рожденных в СССР. Той самой Родине, которой...
    -->
    2389
    Andrey Areshev 21 марта 23:34

    Идеализация Махно — опасное заблуждение

    Власти Гуляйполя бывшей Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровск, Днепр) – исторического центра махновского движения 1918-1921 годов – стремятся воссоздать его исторический облик и сделать его более привлекательным для туристов. О феномене Махно, о том, что помогало ему добиваться тактических успехов, в более широком контексте Гражданской войны и анархистского ...
    -->
    2

    Р.Я. Малиновский о старой армии по личным впечатлениям (окончание)

    Предыдущий отрывок -  https://cont.ws/@mzarezin1307/1263991Книга Малиновского содержит в себе ещё и яркое описание боёв 1918 года на Западном фронте и рассказ о первых месяцах после победы во Франции. Но тут речь идёт уже не о русской армии на чужбине, а о русских людях во французской армии.http://militera.lib.ru/memo/russian/malinovsky_ry/index.htmlМалиновс...
    -->
    221

    Р.Я. Малиновский о старой армии по личным впечатлениям (10)

    Предыдущий отрывок - https://cont.ws/@mzarezin1307/1262834http://militera.lib.ru/memo/russian/malinovsky_ry/index.htmlМалиновский Р. Я. Солдаты России. — М.: Воениздат, 1969.Часть втораяГлава седьмая1До приезда Второва многие в Ля-Куртине еще наивно полагали: Временное правительство просто не знает о бедственном положении русских солдат во Франции. Это, дескать, ...
    -->
    299

    Р.Я. Малиновский о старой армии по личным впечатлениям (9)

    Предыдущий отрывок - https://cont.ws/@mzarezin1307/1261989http://militera.lib.ru/memo/russian/malinovsky_ry/index.htmlМалиновский Р. Я. Солдаты России. — М.: Воениздат, 1969.Часть втораяГлава шестая1Миновав Тюль, поезд, постукивая на стыках, поднимался по нагорью Центрального массива Франции, где берут начало и расходятся по всей стране многочисленные реки и речу...
    -->
    262

    Терпи, гвардеец, в рай попадёшь!

    Отрывок из любопытной антисоветской работы. Оказывается, русская гвардия в годы Первой Мировой погибла дважды, но так и не пожелала погибнуть в третий раз. http://militera.lib.ru/h/markin_as/index.htmlМаркин А.С. Лейб-гвардии Кексгольмский полк в 1917-18 гг. @ Военная литература (militera.lib.ru), 2002.<...>К июню 1916 г. боевые качества лейб-гвардии были п...
    -->
    230

    Р.Я. Малиновский о старой армии по личным впечатлениям (8)

    http://militera.lib.ru/memo/russian/malinovsky_ry/index.htmlИздание: Малиновский Р. Я. Солдаты России. — М.: Воениздат, 1969.Часть вторая.Глава пятая.<После ранения Ванюша попадает в русский госпиталь, где ему собираются ампутировать руку. Ванюша отказывается от ампутации и его направляют в английский госпиталь, где талантливому хирургу удаётся руку спасти. Далее р...
    -->
    337

    ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,БОГ - ЧЕЛОВЕК ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, Мы Русь создали,- сохраним Россию. Всю эту мерзость вытравим, как вшей. Вы, недоумки, ждёте всё Мессию,- Мы вышвырнем кумиров всех взашей. ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

    ,,,,,,,,,,,,,,,,БОГ – ЧЕЛОВЕК,,,,,,,,,,,,,,,,Хочу иметь я домик свой в Загорье,В Заполье – дачку, огородик небольшой.В Никулкино – заимку на просторе,Там до болота уж подать рукой. Я тут живу. Мой прадед тут родился. Прапрадед эти земли защищал. И если мир на долларах взбесился, То я пока ещё не одичал.Не принял я религиозных бредней...
    -->
    638

    Р.Я. Малиновский о старой армии по личным впечатлениям (7). "Тсар абдике"

    Предыдущий отрывок -  https://cont.ws/@mzarezin1307/1260057http://militera.lib.ru/memo/russian/malinovsky_ry/index.htmlМалиновский Р. Я. Солдаты России. — М.: Воениздат, 1969.Часть вторая.Глава четвертая1Длинная колонна «камионов» привезла части 1-й Особой пехотной бригады в лагерь Майи. Все здесь было знакомо и по-своему близко. Только теперь пулеметчики ра...
    -->
    350

    Этот день в Русской истории

    Сегодня мы чествуем Державную икону Божией Матери и отмечаем день памяти Н.П.Боголепова и Н.Г.Бюнтинга… Державная икона Божией МатериСегодня печальный день великого предательства. В этот день путем революционного вымогательства заговорщики вынудили отречься от престола Святого Царя-Мученика Николая II. Однако, Господь не без милости. Именно в этот день р...
    -->
    578
    SevaRyz 12 марта 10:07

    Чубайс как символ развала и несправедливости

    Чубайс на Колыме смотрелся бы очень органично. Все знают Чубайса. Интересно, а сколько ему осталось гулять на свободе? Обратите внимание на тот факт, что Чубайс практически исчез из поля зрения. В СМИ его почти перестали показывать.Почему?. Потому, что власть поняла одну вещь. Что хватит раздражать народ. власть была уверена, что любовь населения к Прези...
    -->
    812

    Солженицын жив

    Митрополит Тихонhttp://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=7216511 марта 2019 года, 20:43Митрополит Тихон (Шевкунов) написал пьесу о КрымеМосква. 11 марта. ИНТЕРФАКС - Митрополит Псковский и Порховский Тихон сочинил пьесу об истории Крыма и Херсонеса, на полуострове уже выразили готовность снять фильм по его произведению. Как рассказал иерарх на ...
    -->
    639
    Vladimir NN 11 марта 16:29

    Дети! Будьте осторожны!

    Если в вашей домашней библиотеке вы вдруг обнаружили книгу под названием «Библия», которая начинается словами:«В начале сотворил» или «В начале сотворения», «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною,..», и в ней встречаются именования "элоhим, иегова, яхве", то это означает, что ваши родители или- талмудисты иеговисты сектанты;- их обманули;- не ведают о ней...
    -->
    993
    natvin 9 марта 20:23

    Ф.М. Достоевский о революционерах

    ...
    -->
    1183
    natvin 9 марта 20:20

    Иван Бунин о Ленине

    ...
    -->
    888
    SevaRyz 9 марта 14:08

    Не вписался в рынок? Сдохни!

    Что вы волнуетесь за этих людей? Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок. Не думайте об этом — новые вырастут. Приписывается Анатолию Чубайсу.Всем жалующимся на власть и несправедливую жизнь. Посвящается.Милые мои друзья, часто слышу как вы жалуетесь на власть. Считаете, что власть о вас не заботится и вас не любит. Да, это правда: власть о вас не забо...
    -->
    1499

    М.Н. Герасимов о старой армии по личным впечатлениям (10)

    Заканчиваю выкладывать книгу Михаила Никаноровича Герасимова. Предыдущий отрывок здесь - https://cont.ws/@mzarezin1307/1251998Последняя глава - описание тягостной картины умирания армии. Эпизод с братанием от 16 ноября я раньше уже выкладывал. Да пусть будет. Уж очень он хорош. Русская пехота на маршеhttp://militera.lib.ru/memo/russian/gerasimov_mn/...
    -->
    654

    М.Н. Герасимов о старой армии по личным впечатлениям (9). От Февраля до Октября

    Предыдущий отрывок - https://cont.ws/@mzarezin1307/1250820http://militera.lib.ru/memo/russian/gerasimov_mn/index.htmlГерасимов М. Н. Пробуждение. — М.: Воениздат, 1965.«Произошло невероятное и невозможное»Сегодня утром Мякинин [командир батальона] прислал записку, сообщая о том, что срочно едет в Матрунки и в штаб полка: какое-то важное дело. Просит прийти к нему...
    -->
    701
    Василий Еремин
    5 марта 14:38

    Правда о "триумфальном шествии" Советской власти

    Помните, в советских школах была такая тема по истории: "Триумфальное шествие Советской власти"? Нам рассказывали, что весь российский народ радостно приветствовал приход к власти большевиков и сдачу немцам фронта в период с ноября 1917 по март 1918. А потом вдруг ни с того, ни с сего нагрянули злобные "белые" с жадными интервентами и напали на мирных россиян и "пушис...
    -->
    5636

    1991. Москва в объективе западных корреспондентов. Часть 3.

    Пьер Карден с моделями на Красной площади в июне ...
    -->
    1252
    Донбасс Русь 17 февраля 16:17

    Акт Константинопольского собора об учреждении патриаршества в России. 1593 год.

    Грамота Константинопольского собора об учреждении Московского патриархата. февраль 1593г.Шифр рукописи: ГИМ, синод. №198 (339/СХСIХ), 1593г.Вероятно, существует 2-й экземпляр грамоты хранящийся в Синайском монастыре св. Екатерины (Египет); шифр: №508(976), ? год. Перевод по изданию: журнал «Труды Киевской духовной академии» 1865г., том 3, стр. 237-248.  ...
    -->
    1136

    Известные священники о том, виновна ли Церковь в крушении Российской Империи …

    «Не зря говорят, что в Синодальный период было немного святых – за 200 лет церковь прославила всего несколько человек. Но именно эта эпоха вырастила в Церкви не десятки, не сотни, а десятки тысяч людей, которые, несмотря на революционные потрясения и Гражданскую войну, усилия богоборческой власти, не просто где-то по углам сохраняли свою веру, а засвидетельствовали ве...
    -->
    1109
    sugochka 14 февраля 17:55

    Угодничество и прислужничество властям стало чуть не догматом церкви

    Священник Григорий Петров (1866–1925) — знаменитый петербургский проповедник конца XIX — начала XX века. Его труд «Евангелие как основа жизни» переиздавался около 20 раз. Он регулярно выступал с устными проповедями, на которые собиралось огромное количество слушателей. Одним из почитателей Петрова был Василий Розанов, Максим Горький писал о нем с уважением.В 1907 году...
    -->
    1261
    sugochka 13 февраля 11:24

    Мятеж духовенства в Ярославле зимой 1918 года

    Все знают о контрреволюционном Ярославском мятеже в июле 1918 года. Это была кровавая попытка свергнутых эксплуататоров вернуть себе власть, чтобы снова загнать трудящихся под ярмо. Положение, сложившееся в ходе мятежа, было критическим. Была поставлена на карту судьба революции. Лишь напряжением всех сил и ценой огромных жертв Советская власть смогла раздавить мятеж....
    -->
    1531
    Славик Яблочный 6 февраля 16:28

    "Ольга Четверикова", Русская народная линия

    «Великий Израиль» как религиозно-финансовый проект для всего человечества2011 год.Перестройка геополитического пространства на Арабском Востоке в соответствии с проектом «Большой Ближний Восток», представленным в 2006 г. Кондолизой Райс в Тель-Авиве под термином «Новый Ближний Восток» и реализуемая посредством «твиттер-революций», касается всего региона и, естественно...
    -->
    2059

    "Радио Свобода" профессионально, глубоко и сочувственно погружает свои толерантные персты в русские раны

    Вот начало проникновенной статьи, опубликованной на сайте "Радио Свобода" и знакомящей читателя с одним замечательным по своей правдивости фильмом.https://www.sibreal.org/a/29720507.html"Их распинали прямо на заборах" Январь 21, 2019Юлия Старинова "Убийства священников шли всю зиму и весну 1919 года. Для тех, кто их убивал, они были олицетворением старого мира, но не ...
    -->
    1939
    Скарлетт 18 января 21:30

    От Брестской унии до Томоса

    Не отменить ли нам решения Переяславской рады от 8 (18) января 1654 года? Город Переяслав-Хмельницкий вскоре будет «декоммунизирован», и ему вернут историческое название Переяслав. Такой законопроект находится на обсуждении в Верховной раде Украины. В пояснительной записке к документу отмечено, что «слово “Хмельницкий” было добавлено в 1943 году властями...
    -->
    1831

    Кровавые традиции иудейского сатанизма (обновлено)

    «Настанет день, когда для всех народов, среди которых живут евреи, вопрос об их поголовном изгнании станет вопросом жизни или смерти, здоровья или хронической болезни, мирного жития или вечной социальной лихорадки» Ференц Лист Тема будет тяжелая и для чтения и для просмотра, но будем стремиться добывать знания...
    -->
    2250
    Vladimir NN 13 января 19:57

    Ель в Новый Год.

    Много публикаций и в интернете о том, как на Руси появилась традиция украшать ёлку в праздник Нового Года. А вот истоки, почему именно хвойным деревьям, ёлке и сосне уделили больше внимания, чем другим деревьям в этой части евразийского материка, они не открывают. В общем, замысел данной публикации обратить взор читающих эту тему на древо насажденое при...
    -->
    1789
    Донбасс Русь 12 января 21:41

    Термин "Российская Церковь" в старопечатных книгах Киева 1619-1661 гг.

    Мы продолжаем знакомиться со старопечатными книгами России. В этой статье попробуем выяснить как предки киевлян называли свою Православную Церковь - "Российской" или "Украинской"? Все нижеприведенные книги напечатаны в типографии Киево-Печерской Лавры в период 1619-1661 гг. ...
    -->
    1847
    Anatoly Kakurin 11 января 10:46

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОСОЗНАННОЙ ДУХОВНОСТИ

    Понятие духовности возникло в недрах религии.Основоположником учения о духовности является апостол Павел. Он родился в малоазийском городе Тарсе в богатой иудейской семье, получил прекрасное образование в школе Гамалиила (это очень "круто" по тем временам),изучал не только Моисеев закон, но также и языческую литературу, особенно греческую.Писательская деятельность Пав...
    -->
    1868

    О возрождении после попущения

    Дар любви (книга о семье Соколовых) Глава III "... И из начальников многие уверовали в Него" Ин. 12.42 http://www.russdom.ru/oldsayte/sokol/dar/3/3_8.html Татьяна Владимировна Калнина В день памяти св. благоверного князя Александра Невского, 6 декабря 1999 г., произошла моя последняя встреча с отцом Феодором.К тому времени мы - Общественное ...
    -->
    1424
    Солдат-Матрос 8 января 01:05

    Пятая лавра земли русской: Судьба донбасского монастыря как пример воли Господней

    Главная православная святыня Донбасса сегодня, как и другие храмы и монастыри УПЦ МП, оказалась под угрозой захвата и неминуемого запустения. Однако за годы существования Свято-Успенской Святогорской лавры такое случалось с монастырем не раз, но всякий раз он переживал возрождениеВ 1931 году старый путейский рабочий из Славянска, что в Донбассе, Сергей Иванович Кудиен...
    -->
    2385
    Славик Яблочный 20 декабря 2018 г. 14:50

    Достоевский. Дар ясновидения

    Федор Михайлович Достоевский умер 9 февраля 1881 года. К этому времени писателем были предсказаны практически все важнейшие события, которые произойдут в XX веке. А многие современники уже тогда называли его пророком.Видения РаскольниковаВеликий русский сатирик Салтыков-Щедрин так выразился о произведениях Достоевского: «По глубине замысла, по ширине за...
    -->
    2471
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    19 декабря 2018 г. 22:41

    Александр Пыжиков Корни сталинского большевизма Глава 3/4. Бунт выходцев из староверия в РКП(б) (1920 – 1922 гг.)

    Однако, меры по обузданию «рабочей оппозиции» не приносили желаемых результатов, она не собиралась сворачивать своих знамен. Сразу после Х съезда по инициативе ее лидеров была устроена так называемая «неделя профдвижения». Ее девизом стал лозунг: «От станка – в центры управления». Газета «Труд» призывала отнестись к мероприятию не как к празднику, а как к штурму косно...
    -->
    3270
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    18 декабря 2018 г. 11:47

    Александр Пыжиков Корни сталинского большевизма Глава 3/3. Бунт выходцев из староверия в РКП(б) (1920 – 1922 гг.)

    Староверческие корни объединяют не только лидеров «рабочей оппозиции». Если посмотреть, где она пользовалась наиболее активной поддержкой, то следует назвать все основные индустриальные регионы страны с традиционно обширным присутствием староверов. Естественно, современные историки проходят мимо этого важного обстоятельства: они привычно перечисляют регионы Советской ...
    -->
    2754
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    17 декабря 2018 г. 12:01

    Александр Пыжиков Корни сталинского большевизма Глава 3/2. Бунт выходцев из староверия в РКП(б) (1920 – 1922 гг.)

    Рабочие, как отмечалось выше, начали вступать в партию с 1905 года. Большинство из них были выходцами из староверческой (преимущественно пролетарской) среды – как, например, знаменитый Михаил Калинин, уроженец села Верхняя Троица Тверской губернии (район Кимры – известное старообрядческое место). Из воспоминаний его родной сестры видно, что их семья всегда старалась д...
    -->
    2659
    sugochka 17 декабря 2018 г. 10:02

    "ХОТЬ ПО ДЕСЯТЬ ЦЕРКВЕЙ НА ЧЕЛОВЕКА ПОСТРОЙТЕ – НЕ ПОМОЖЕТ!

    Главная опора капитализма – обыватель. Разрушая социализм, наши враги делали главную ставку на обывателя, на его жадность, примитивность и эгоизм. И теперь, стараясь помешать возрождению социализма, буржуазия снова опирается на обывателя – на его глупость, необразованность и неумение думать. У буржуазии, поливающей грязью социализм, стала популярна одна такая грубая и...
    -->
    6319
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    16 декабря 2018 г. 12:26

    Александр Пыжиков Корни сталинского большевизма Глава 3/1. Бунт выходцев из староверия в РКП(б) (1920 – 1922 гг.)

    Аормирование большевистской партии неизменно привлекает внимание исторической науки. Советскими историками партийное строительство изображалось как победоносное низвержение всех, кто по тем или иным причинам противился ленинским предписаниям. На этой логике построен монументальный «Краткий курс истории ВКП(б)». Рабочее движение с одной стороны, и марксистские кружки, ...
    -->
    2670
    Михаил Зарезин Петрович
    24 ноября 2018 г. 11:52

    Эсперанса у врат вечности

    http://www.patriarchia.ru/db/text/5304536.htmlПатриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов после Литургии в домовом храме Свято-Тихоновского университета18 ноября 2018 г. 23:18 <...>Сегодня мы вспоминаем святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, с которым это место тесно связано и в своей истории, ...
    -->
    2268
    Glen 20 ноября 2018 г. 00:03

    Почём опиум для народа? Статья 159....

    Статья 159. Мошенничество 1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти ч...
    -->
    3581
    pokemon.aliluya 18 ноября 2018 г. 19:49

    Грех православных

    Когда гунны Аттилы вмяли копытами половину Европы, христиане называли его «Бичом божьим» и знали, что сие бедствие есть Кара Господня за грехи предков их. Ибо ничего не делается на свете без Воли Господней. Но, когда нынешние «православные» клянут большевистскую чуму и те муки, коими они подвергли священнослужителей и прочих «невиновных», то совершают грех против Госп...
    -->
    1178
    За Царя! 10 ноября 2018 г. 15:56

    Отечественная история. Фильм 31. Великий октябрь. Геноцид

    Узнайте ответы:-В чём источник силы русского народа и как его уничтожали большевики?-За счёт чего Ленин и Троцкий смогли удержать власть?-Чем Ленин, Троцкий и Свердлов рассчитались со своими заокеанскими хозяевами за помощь в захвате власти?-Спецслужбы каких стран приняли участие в кровавом терроре в России?-Каким оправданием прикрылись большевики, чтобы начать геноци...
    -->
    4019
    Михаил Зарезин Петрович
    4 ноября 2018 г. 11:49

    Церковь и революция

    Большевики - звери, церковь за царя и прочие перестроечные мифыИсторик Николай Сапелкин исходит из того, что ложь о положении церкви в нашей стране в годы революции и гражданской войны пагубна в первую очередь для самой современной церкви. .. Церковь была на стороне монархии. Церковь занимала активную контрреволюционную позицию ...
    -->
    2481
    Галина. Тувик
    29 октября 2018 г. 01:13

    ИСТОКИ ЗЛА: ИДЕОЛОГИЯ КАРЛА МАРКСА ( тайна коммунизма )

    История.     28.10.2018 год И.Володский Обратимся к биографии Маркса. Его настоящее имя – Мордехай Леви. Ради выгод общественного положения юный Мордехай Леви, несколько поколений предков которого по мужской линии были раввины, был крещён и получил имя Карл Генрих Маркс. В ранней юности Маркс стал христианином. Первая из известных нам...
    -->
    3121
    Галина. Тувик
    26 октября 2018 г. 09:58

    Масонство России. От Петра-I до СССР

    26.10. 2018 год  История  Очень Важная ТЕМА!  Читайте!                   Либо выживем, либо -  погибнем! 1 000 лет добиваются нашей погибели. « Сначала уберут Сталина, потом после него будут          правители, один хуже другого. Растащат Россию… начнутся ...
    -->
    2604
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика