• РЕГИСТРАЦИЯ

Идейный неполживец

Михаил Зарезин
Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.
24 марта 23:18 5 899

Ф. Раззаков. Гибель советского кино. Интриги и споры. 1918-1972

Запоздалое постановление

https://www.e-reading.club/cha...

<...>

Единство творческой интеллигенции подрывала и еврейская иммиграция, которая с каждым годом увеличивалась (в 1970 году из СССР уехало 13 тысяч 200 евреев, спустя год – 28 тысяч 800, а в 1972 году эта цифра составит 25 тысяч 400). По этой причине еще более резко сократился прием абитуриентов-евреев во все советские вузы, в том числе и в творческие (в тот же ВГИК). Как заметил по этому поводу один из руководителей Госкино: «Мы не будем готовить кадры для сионистского государства». Все это, конечно, только подстегивало многих остающихся в стране евреев к выезду из страны.

Свою существенную роль в этом процессе играли западные идеологические центры, которые изо всех сил старались расписать жизнь на Западе как сплошной рай. На самом деле никаким раем там и не пахло, и большинству отъезжантов пришлось ощутить это на собственной шкуре. Взять, к примеру, популярного советского киноактера Юлиана Панича.

Юлиан Александрович Панич


Слава пришла к нему еще в середине 50-х годов, когда он снялся в фильме «Педагогическая поэма». Затем фильмы с его участием стали выходить на широкий экран один за другим, причем в большинстве из них он играл положительных героев – честных и принципиальных советских юношей, дерзновенно строящих лучшее общество на земле. Такие образы он создал в фильмах «Разные судьбы», «За власть Советов!» (оба – 1956), «Всего дороже» (1957), «Кочубей» (1959) и др. В конце 60-х годов Панич стал совмещать актерскую профессию с режиссерской и снял несколько фильмов: «Дорога домой» (т/ф; 1968), «Проводы белых ночей» (1969).

Все эти годы у Панича не было каких-либо принципиальных расхождений с властью и никуда уезжать из страны он не собирался. Более того, в начале 70-х годов даже взялся ставить на телевидении фильм о работе советских разведчиков, который патронировал КГБ. Последний факт наглядно демонстрировал то, что даже такое ведомство, как Комитет госбезопасности, несмотря на серьезность ситуации с еврейской эмиграцией, не считал поголовно всех евреев людьми неблагонадежными. Например, именно еврей Юлиан Семенов (Ляндрес) считался самым главным «гэбэшным» писателем в стране (писал романы во славу КГБ), а в кинематографе таким человеком был режиссер Игорь Гостев, который с 1972 года стал снимать фильмы на эту же тему: начал с «Меченого атома», а затем перешел на экранизации книг зампреда КГБ Семена Цвигуна, сняв на их основе целую трилогию о подвигах партизанского отряда под командованием майора Млынского. Так что и Юлиан Панич вполне мог вписаться в эту компанию, однако выбрал иной путь.

Все началось со встречи с режиссером Михаилом Каликом (тем самым, который одним из первых советских кинематографистов эмигрировал из СССР). За некоторое время до своего отъезда Калик случайно встретился с Паничем и стал уговаривать его уехать тоже. Вот как об этом вспоминает сам Ю. Панич:

«Я спросил:

– Ты едешь? Почему?

– Я – еврей. У меня дети – евреи. Ради них. И ради Израиля. Израилю нужно сейчас настоящее кино. Я еду делать в Израиле кино.

И в таком духе... Он спросил:

– А у тебя в семье евреи есть?

– Да, мама.

– Слушай, Панич! Так ты же и есть настоящий еврей! Ты не знал?

– Нет.

И через час-полтора разговора «по душам» и двух бутылок «Столичной» я тоже засобирался в Израиль.

Потом в кабинете появились какие-то милые и веселые люди – гости Калика, и среди них – журналист Веня Горохов, а я, пьяненький, хорохорился и говорил, что мою маму зовут по-еврейски МНУХА, что я сочувствую и Мише Калику, и Вене Горохову и... вообще всем уезжающим... что романтизм первооткрывателей мне по душе... что сионизм, наверное, очень перспективное движение...»

Как мы помним, Калик покинул СССР в 1971 году, Панич спустя год – в июне 1972 года. Причем никакие уговоры родственников на него не подействовали. А ведь его мать-еврейка ехать в Израиль отказалась (сказала: «Я вышла из местечка и в местечко не вернусь»), а двоюродный брат... отвесил отъезжанту пощечину и осудил его. Поэтому на проводы Панича никто из его родственников не пришел – была только мама.

Между тем, уже вскоре после приезда в Израиль, Панич понял, в какую яму он угодил. Оказалось, что никому он там особо и не нужен. По его же словам:

«Выехавший за полгода до нас режиссер Миша Калик писал нам из Израиля:

«Не теряйте времени, ребята, учите иврит. Вас ждут шикарно оборудованные студии и американская кинотехника...»

– Миша! Зачем ты это писал?

– Я думал, что если я буду не один, а соберется много из бывших советских кинематографистов...

– Какие студии? Кто нас ждет?

А разве я не в таком же говне, как и вы? А так – я не один...

Он – «не один». Очень скоро нас набралось почти сорок человек, у кого в документах стояли профессии кинорежиссер, кинооператор, монтажер, актер.

Вот и собрал нас всех министр культуры Израиля Игаль Алон... Он буквально молил «русских интеллектуалов» пойти работать учителями в школы, особенно в арабские школы, и преподавать в них что угодно... Мы сочли Игаля Алона «типичным советским агитатором», тем более что он из социалистической партии, и к разговору с министром культуры больше не возвращались...

Мы решили кто как мог пробиваться «своим путем»...»

Чуть позже судьба свела Панича с известным израильским кинематографистом – госпожей Маргот Клайзнер, которая сказала ему то же самое, что и министр культуры. Цитирую:

« – Я не понимаю, что вы делаете здесь?

Маргот Клайзнер встала из-за своего громадного письменного стола, тяжело прошла к окну и театрально распахнула его. За окном – сад, в саду – зеленая лужайка. На лужайке – человек десять-двенадцать молодых людей.

– Эти юноши и девушки закончили профессиональные киношколы в Лос-Анджелесе и Риме, в Лондоне и Париже. Они все – евреи. Они все приехали сюда, как и вы, делать израильское кино. Они в совершенстве владеют английским и ивритом. Но и для них: эйн брира! (Нет выхода! – иврит). Почему никто из вас не хочет понять, что мы – маленькая страна и мы не можем делать больше двух-трех картин в год. И наши зрители в основном – это арабы...»

Короче, Панич оказался в патовой ситуации. Работать по профессии он не мог, а ни в каком другом качестве он себя не видел (идти в учителя ему, видимо, казалось оскорбительным). Еще более оскорбительной была для него мысль о возвращении на родину. Однако и жить на скудное эмигрантское пособие ему тоже не улыбалось. Поэтому он выбрал иной путь – путь служения идеологическим врагам своей недавней родины. В итоге бывший советский актер оказался в штате радиостанции «Свобода» в Мюнхене, которая содержалась на деньги ЦРУ. Причем взяли его после творческого экзамена, на котором он должен был прочитать нобелевскую лекцию Солженицына (для западных идеологов эта речь стала неким «детектором лжи», на котором они проверяли искренность своих новых слуг). Панич проверку на этом «детекторе» выдержал с честью: прочитал ее с таким воодушевлением, что из глаз его брызнули слезы. То ли от излишнего пафоса, то ли от желания понравиться своим новым хозяевам. Увидев это, даже одна из тамошних начальниц не смогла скрыть своего омерзения:

– Расплакался у микрофона... Думает, что ему за это заплатят больше...

Однако именно эта слезливость решила исход дела: Панича зачислили в штат подрывной радиостанции, и он в течение нескольких лет брызгал уже не слезами, а настоящим ядом в сторону своей бывшей родины. Сам он утверждает, что таким образом боролся против коммунистической тирании. Дословно это выглядит так:

«Передачи „Свободы“, как я теперь понимаю, воздействовали не впрямую, они действовали на подсознание и способствовали тому, что на территории СССР вырастало первое поколение „небитых“ людей. И уж как бы там сегодня ни относились к „колокольчикам“ „Свободы“, звуковой эмблеме нашей радиостанции, свой вклад в дело раскрепощения всего мира она внесла...»

Ну, какое раскрепощение наступило на территории бывшего СССР, мы теперь хорошо видим – раскрепостили в людях в основном все самые низменные инстинкты. «Колокольчики» «Свободы» принесли нам такую свободу, что впору снова совершать Октябрьскую революцию. Вина таких людей, как Панич, во всем происшедшем несомненна, только они вряд ли в этом когда-либо признаются – перевертышам и предателям подобные порывы не свойственны.

В своих мемуарах бывший артист весьма нелестно характеризует своих начальников на «Свободе». Цитирую:

«Нас с Людой (жена Панича. – Ф. Р.) поражало, как это свободолюбивые американцы находили в нашей среде таких особей и делали из них директоров, старших редакторов, начальников отделов? Выслуживаясь перед американскими начальничками, наши «капо» делали карьеру, а уж ради нее...»

Выходит, себя Панич к этим выслуживающимся не относит. Интересно почему? По мне, такой же «ползающий на брюхе» (по В. Высоцкому), как и все остальные «свободнорядцы». И «свободолюбивые» американцы это прекрасно понимали, потому и создавали в подведомственных им учреждениях обстановку террариума, где действует принцип «наплюй на ближнего, нагадь на нижнего». Предателями и отщепенцами именно так легче всего управлять.

Кстати, на путь предательства становились не все отъезжанты. В тех же мемуарах Панича есть упоминание о советском журналисте Василии Сечине, который долгое время работал в «Комсомольской правде», а в середине 70-х годов уехал на Запад. Его пытались заманить на «Свободу» в качестве рецензента, но он отказался, заявив: «Я бежал из СССР не для того, чтобы кого-то здесь „рубить“!..»

В итоге Сечин оказался в лагере беженцев и жил на скудное пособие. Потом самостоятельно выучил немецкий язык и устроился работать в театр в качестве режиссера. И весьма в этом деле преуспел – ставил спектакли не только в Германии, но и в Швейцарии. Чуть позже выпустил книгу мемуаров, где написал, что одной из своих жизненных удач считает то, что не соблазнился на «жирный куш» и на работу на радиостанции «Свобода».

Отметим, что, когда осенью 1973 года Израиль вступит в очередную войну (войну Судного дня) и потерпит поражение, это несколько собьет вал еврейской эмиграции из СССР, однако не намного. Большинство советских евреев не передумают уезжать из СССР, но стопы свои направят уже не «в», а «от» Израиля – в основном в США. <...>

Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.

Цель запрета экспорта нефти на Украину - её уничтожение

Ну наконец-то!Российская Федерация устанавливает запрет на экспорт на Украину нефти и нефтепродуктов. Об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, передает "ТАСС"."Устанавливается запрет на экспор...

«Россия своих не бросает!» - так вы теперь «свои»?

Пятая колонна «беглых бывших россиян» на Украине начинает что-то подозревать. И вот уже раздаются вопли от Олега Кашина: спасите российских граждан, который уехали на Украину, чтобы оттуда поливать гр...

Почему я не демократ

Сейчас я в очередной раз на примерах расскажу, почему я не демократ. На самом деле причина предельно проста: потому что часть людей – клинические идиоты. И если никак законодательно не ограни...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Беском 8 апреля 01:32

    Исповедь диссидента или как научиться любить СССР. Часть 2

    Читая первые строки романа Александра Зиновьева “Русская трагедия”, чувствуешь себя священником в исповедальне. Неужели “советский” философ снова стал советским, родным и близким человеком, товарищем? Как он смело бичует свою “прошлую” жизнь полную ошибок, корит себя за близорукость и смело принимает на себя всю ответственность за содеянные грехи! Ту ли книгу я открыл...
    621
    Дед Мороз 1 апреля 09:14

    О национальном гнете на примере Польши

    В свете немотивированного отказа Польши пригласить на 80-летие годовщины начала Второй мировой войны представителей России полезно вспомнить некоторые исторические факты в пику черным мифам, говорящим о захвате СССР западной Белоруссии и правобережной Украины. Факты же говорят ровно о обратном, что это было освобождение наших исконных территорий от польского националь...
    1051
    Дед Мороз 21 марта 09:35

    Историческая оплеуха России от Польши

    Официальная Польша в этом году организует мероприятия по случаю 80-й годовщины начала Второй мировой войны, которые пройдут в сентябре 2019 года. Однако она отказалась приглашать на это мероприятие руководство нынешней России, мотивируя этот поступок тем, что Россия, как наследница СССР, якобы нарушила международное право в 1939 году. Подразумевая под этим факт вхожде...
    2059
    Иван Борисов 7 марта 18:00

    Что такое фашизм?

    История знает немало попыток объяснить фашизм, дать определение этому явлению. Большинство из них обладает серьёзными изъянами, раскрывая понятие поверхностно, говоря о тоталитаризме, однопартийности, о власти вождя, милитаризме и шовинизме.Делая упор на внешние и отдельные признаки, создаётся путаница, из-за которой фашистским можно назвать что-угодно, даже коммунист...
    1443
    Дед Мороз 7 марта 09:05

    Как до войны в Польше звезды запрещали

    В Прибалтике, Польше, а с недавних пор на Украине запрещена вся советская символика: пятиконечная звезда, серп и молот и пр. Подобная дичь нормальных людей не может не удивлять, как не удивляет то, что и Россия под Путиным тоже катится к этому абсурду: к отказу от своего великого прошлого и к запрещению всего советского. Отсюда напрашивается вывод, что всякий антисове...
    1855
    valerongrach 3 марта 10:15

    «Красная бабушка», шокировавшая английские спецслужбы

    Начну эту историю с финала.В 1999 году на газоне около дома одной весьма престарелой бабушки было столпотворение из журналистов и телевизионщиков. Они собрались, чтобы снять «минуту славы» одной, казалось бы, обычной английской бабушки в весьма пожилом возрасте. Бабушка неожиданно для самой себя стала известной после того, как продавший Великобритании с...
    1475
    Николай 14 февраля 18:07

    «Мюрфиртельская охота на зайцев»

    Владимир Дёмин10 февраля в 22:39 «…Пятнадцатилетние мальчики из «гитлерюгенда» хвастались друг перед другом – кто из них больше убил беззащитных людей. Один достал из кармана, и показал приятелю связку отрезанных ушей – оба засмеялись. Им не выдавали винтовки, и они добивали узников кинжалами. Весь снег вокруг был в крови. Один фермер нашёл у себя русского, прятавшего...
    1709
    y4astkoviu 25 января 21:21

    Автономная колония "Кузбасс": как американские идеалисты развивали советский углепром.

    Автономная индустриальная колония "Кузбасс" - проект американских и голландских коммунистов-идеалистов - просуществовала всего 4 года. Около 700 человек из разных стран пытались реализовать в Кузбассе коммунистическую утопию. Среди них - голландский инженер-коммунист Себальд Рутгерс, работавший до этого над реконструкцией роттердамского порта, известный...
    2454
    sensei 21 января 04:49

    Шарий, бойлеры и Беломорканал

    Недав­но очень из­вест­ный блогер, укр. жур­на­лист А. Шарий, как го­во­рит­ся, снова кинул камень в адрес Со­вет­ско­го Союза. Он раз­ме­стил в твит­те­ре фото бы­то­вых при­бо­ров из музея Ав­стрии, ко­то­рые были в Европе в 30-е, 50-е и начале 60-х годов про­шло­го века.Шарий по­ка­зал мо­ло­ко­на­гре­ва­тель, бойлер, пы­ле­сос, элек­тро­обо­гре­ва­т...
    3802
    sugochka 3 сентября 2018 г. 09:24

    Русские наступают!

    Обнародованы рассекреченные архивные документы семидесятидвухлетней давности — краткие сводки донесений американской разведки, которые ложились на стол президенту Гарри Трумэну. С полуслепых от времени машинописных страниц веет «холодным ветром перемен» — вчерашние союзники в войне, США и СССР, разгромив общего врага, начинают отдаляться друг от друга. И разрыв между ...
    3299
    Алла Мироненко 23 августа 2018 г. 12:27

    50 ЛЕТ «ПРАЖСКОЙ ВЕСНЕ»: ОШИБКА ЕВТУШЕНКО И ПРАВДА ЖИЗНИ

    50 лет назад, 21 августа 1968 года советские танки загрохотали гусеницами по пражской мостовой. Советская «прогрессивная общественность» сейчас же с негодованием откликнулась на «произвол». Е. Евтушенко написал:Танки идут по ПрагеВ закатной крови рассвета,Танки идут по правде,которая не газета». А теперь попробуем немного перефразировать эти строки и при...
    1860
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика