• РЕГИСТРАЦИЯ

Просит чуда душа

Михаил Зарезин
Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.
23 апреля 20:23 3 1370


Не шибко воцерковлённые родители приводят своих детей в православную гимназию, где не шибко воцерковлённые педагоги (а таких - половина, говорит энтузиаст церковной педагогики, т.е. на самом деле, надо полагать, не шибко воцерковлённые учителя доминируют) должны будут детей "воцерковить", дабы ... Дабы что, кстати? Дабы "оградить детей от влияния мира"? Не слишком ли это утопично?

Т.е. имеем задачу, для решения которой не соблюдаются и не могут быть соблюдены самые элементарные условия. Интересно, а что получается? Каков результат такого педагогического процесса? Никто не спорит с тем, что современная светская школа, развивающаяся в рамках требований, предъявляемых к школе страны периферийного капитализма, не шибко привлекательна. Но не оказывается ли клерикальная школа ещё хуже?

Честно говоря, мотивация родителей, отдающих детей в православные гимназии, мне понятна не вполне.


https://rusk.ru/st.php?idar=84...  

Кирилл Чельцов 22.04.2019

Родителям можно сказать смело, что клерикализация образования не грозит никак

Е.Никифоров: — Здравствуйте, дорогие братья и сестры. У микрофона Евгений Никифоров. Сегодня мой собеседник Кирилл Юрьевич Чельцов. Приветствую, Кирилл Юрьевич.

К.Чельцов: — Здравствуйте.

Е.Никифоров: — Многолетний преподаватель гимназии «Радонеж» и большой знаток всего нашего педагогического процесса. Поэтому, Кирилл Юрьевич, я бы хотел, чтобы мы поговорили о том, в чем особенности православного воспитания вообще, православного образования вообще, чем разнится православное образование в обычной школе и в нашей школе, специализированной. Таких школ в Москве шесть. Из них учрежденных «Радонежем» три. Одна из них, старейшая, была основана в 1990−91 году, на заре свобод современных. За эти годы, а Вы почти все это время были со школой, начиная от формирования концепции школы, к нынешнему дню ее самопонимания, какая была динамика, много ли пришлось изменять по сравнению с тем идеальным, что мы хотели?

К.Чельцов: — Да, изменять пришлось много, прежде всего потому, что 90-е годы в истории РПЦ уже исторические. Это уже история, а не реальность. Если в 90-е, когда я начинал преподавать в гимназии, нужно было прежде всего рассказать о неизвестном православии, о котором люди очень хотели узнать, и мы имели дело с людьми энергичными, волевыми, которые готовы были принять то, что мы им говорим и воплотить это в жизнь. Сейчас я бы назвал то, что мы делаем внутренним миссионерством. Когда нам приходят дети из семей православных, а дети почти не воцерковленные.

Е.Никифоров: — А как так может быть? В каком смысле тогда они православные?

К.Чельцов: — У меня тоже часто возникает такой вопрос, однако я с этим постоянно сталкиваюсь. Постоянно сталкиваюсь с детьми, которые в средней школе по слогам читают молитвы ко Святому Причащению. При том, что они должны были причаститься в своей жизни раз сто как минимум. Поэтому должны были бы молитвы знать близко к тексту.

Е.Никифоров: — Тогда это вопрос к родителям.

К.Чельцов: — Это значит, что молитвы эти не читаются, но просто включают как фоновые молитвы вечером перед сном, когда ребенок уже ничего не слышит и не понимает. То есть получается, что подготовка к Причастию для них редка. А значит, хотя они и сознают себя православными, их нужно ввести в Церковь, познакомить с этими молитвами и сделать это аккуратно.

Е.Никифоров: — А зачем это нужно? Достаточно поговорить с батюшкой, социализировать их, чтобы не пугались Церкви, священника? Или это уже не нужно? Но что-то другое? Вот зачем им читать такие длинные молитвы? Родители так считают, потому что и для них это фоново, вычитать просто молитвы. Не помолиться, а вычитать?

К.Чельцов: — Когда-нибудь они всё равно должны начать их читать. И я скажу больше, когда-то им предстоит сделать самое важное в своей жизни: им предстоит выбрать или отвергнуть Бога. Потому что ни крестные во время их Крещения, ни их родители не могут сделать этот выбор за них. Они и учителя могут сделать всё от них зависящее, и это их долг, чтобы этот выбор был в пользу Бога, но свобода человеческая — это такая тайна взаимоотношений человека и Бога, в которую вмешаться никто не может. И им этот выбор предстоит.

Е.Никифоров: — А почему? Когда возникает такая неизбежность? Всё же у нас православная школа и родители отдают детей в школу и хотят гарантии того, что здесь-то действительно не сломают психику ребёнка, не обидят его религиозные чувства, то есть воспитываться он будет цельно. А Вы говорите, что всё-таки происходит момент личного выбора? Что же это за момент такой?

К.Чельцов: — Это момент, когда ребёнок начинает уже в подростковом возрасте, как взрослый, осознав себя личностью, искать Бога. И либо находит Его, либо — а вот тут сложный момент — я не могу сказать «не нашёл», потому что Бог стоит у сердца каждого человека — но из-за различных внешних и внутренних условий человек сам от Него отворачивается. В этот момент он вместо того, чтобы повернуться к Богу и идти к Нему, отворачивается и идёт от Бога. Потому что он осознает себя отдельным человеком. Он — не его родители. Он — не его учителя. Он сам по себе. Иногда кстати, от того, что на него слишком сильно давили, он может сделать выбор против Бога. Особенно это бывает тогда, когда те, кто заставлял его ходить в Церковь, сами не всё выполняют из того, что требовали от этого школьника. Лицемерие — самый страшный яд, который может совершенно убить веру в человеке. Оно может привести к тому, что выбор будет сделан против Бога. Я встречал таких детей, которые в старших классах отвечали, что до этого момента вы меня водили в Церковь и я вам подчинялся, а теперь я сам не хочу туда ходить и могу вам доказать, что те, кто мне говорили в Церковь ходить, сами живут не по заповедям Божиим.

Е.Никифоров: — У детей в это время, примерно класса с пятого, начинается обострённое чувство справедливости, правды, совестливости.

К.Чельцов: — Я бы сказал, что попозже — с седьмого в полной степени. И наша задача с одной стороны, показать человеку, где искать Бога. Вернёмся к этому вопросу — нужно или не нужно читать молитвы. Если мы не будем показывать пример, если они не будут себя принуждать молиться, если они не будут работать надо собой, стремиться к Богу, то они Его и не найдут. Вот если мы дали им опыт стремления к Богу, то тогда, если они сами захотят, то смогут к Нему прийти. Но если, с другой стороны, мы не передавили.

Е.Никифоров: — Здесь важно две вещи: содержание образования и система мотивации педагога. Содержание образования заложено в программе, уроках, поурочных планах, которые отличаются от общеобразовательных. И набор истин дети получают. А содержания этой словесной оболочки самих знаний, как они приобретают? Чем школа православная по составу педагогов, по чему и чем она отличается от обычной общеобразовательной, пусть и хорошей даже, школы?

К.Чельцов: — Я бы выделил три важных момента, которые покрывают главное. Если эти три момента будут, то школа так или иначе будет вести детей к Богу. А если какой-то из этих компонентов будет отсутствовать, то будут большие проблемы. Первое — наличие в школе православных учителей, хотя бы по большей части и духовника. Это связано с тем, о чём мы говорили. Если у нас будет православное образование, если мы в курс истории заложим большой компонент истории РПЦ, но при этом историю будет вести человек нецерковный, то невозможно себе представить, чтобы дети этого не заметили, чтобы не поняли, что, рассказывая об истории Русской Православной Церкви, о житиях святых, он сам не только в это не верит, но и считает эти рассказы исторической байкой или благочестивыми и полезными легендами. То есть они для него мало отличаются от египетских мифов. Дети это заметят, и тогда это будет то самое, о чём мы говорили только что. Взрослые говорят одно, а делают и думают совсем другое. Это тот самый яд.

Е.Никифоров: — А что вы преподаёте в школе?

К.Чельцов: — Историю, обществознание.

Е.Никифоров: — То есть самое насущное для обучения в православной школе.

К.Чельцов: — Именно эти предметы.

Е.Никифоров: — Сколько, по Вашим наблюдениям, наемников, так скажем? Хороших педагогов, но не особенно верующих? В целом согласных, что православие важное, созидающее, но не живых воплощений религиозной жизни.

К.Чельцов: — Я бы сказал, что 50/50.

Е.Никифоров: — Даже так? Что же тогда говорить об общеобразовательной школе?

К.Чельцов: — Да.

Е.Никифоров: — А какой ещё важный элемент?

К.Чельцов: — Особая система мотивации. Сейчас в СМИ и вообще в концепции государственной общеобразовательной школы главная мотивация — карьера. Мы вам даём образовательные услуги, эти услуги позволят вам в будущем получить такие-то конкурентные преимущества и потом зарабатывать больше денег. Установка такая. Если вы сдадите лучше экзамен, то вы поступите в лучший ВУЗ, диплом будет цениться работодателем. Вот мотивация. Это не может быть мотивацией православного человека. А мотивацию надо строить с самого первого класса.

Е.Никифоров: — А какая мотивация должна быть?

К.Чельцов: — Мотивация православного человека — прежде всего служение. Православный мотивирован на то, чтобы служить Богу, отечеству и ближним. Он мотивирован на то, чтобы отдавать. Учится он для того, чтобы отдавать настолько много, насколько Бог дал ему способностей. Это основная мотивация. Если мы мотивируем школьников на служение, то мы справились с задачей в этом отношении.

Е.Никифоров: — Получается?

К.Чельцов: — Получается. Не со всеми, но получается. У нас бывают разные классы. Современный 11 класс — это наш провал, например. 9−10 меня радуют в этом смысле.

Е.Никифоров: — А как получается, что год от году дети различаются? Это связано даже и с их временем их рождения? В этом году дети такие, а в другом другие. Мистический вопрос… Влияние звезд, настроения, погоды — что здесь?

К.Чельцов: — Все факторы! Не то, что предсказать, но определить их последствия невозможно. Но если взять этот 11 класс, то там повлиял состав учащихся. Изначально оказалось в этом классе несколько сильных личностей, которые потом покинули нашу гимназию, но сформировали вот именно эту общепринятую мотивацию на карьеру. И, к сожалению, мы с этим справиться не смогли.

Е.Никифоров: — Но вместе с тем, ученики ваши за все эти 20 лет, все заканчивают школу хорошо, неплохо, все поступают в высшие учебные заведения. Гимназия «Радонеж» — часто после идут в элитное учебное заведение, в МГУ. А это показатель. Лучший ВУЗ. И факультеты, куда они поступают — классики, самый элитный из филологических факультетов. Наверное. То есть в общем, образовательная и карьерная задача как-то выполняется? Куда они дальше идут? Они выходят в мир? Им нужно где-то работать, зарабатывать. Тут реальности житейские возникают. Без карьеры не обойтись.

К.Чельцов: — Это третий компонент православной школы. Содержание образования. Если мы имеем в виду православную школу, которая готовит детей не к Семинарии, то такая православная школа должна соответствовать всем стандартам государственного образования. Потому что тогда мы некоторым образом обманываем школьников. Мы им говорим, что они должны послужить отечеству, а при этом возможности им для этого не даём, потому что по разным причинам не можем их подготовить к экзаменам или не можем им обеспечить хорошее базовое образование, чтобы они сами могли к ним подготовиться. В православной школе должны присутствовать три компонента, все стандарты государственного образования мы должны выполнять.

Е.Никифоров: — То есть то, что нам даёт министерство сверху это не так плохо, потому что многие ругают сам подход к содержанию образования госшкол нынешних.

К.Чельцов: — Он конечно плохой…

Е.Никифоров: — А вместе с тем, мы его должны выполнить?

К.Чельцов: — Содержание образования — то, что мы должны знать. Способы, которые нам предлагает министерство — нет. Если бы мы стали их полностью выполнять, например, вести уроки по истории так, как предлагают современные методики, то мы должны были бы почти полностью исключить общение педагога с учениками. Современных педагогов учат вести уроки в значительной степени по рабочим тетрадям, чтобы ребёнок сам работал. Исключается, таким образом, общение педагога и ученика. И так сам процесс образования превращается в что-то похожее на интернет, но только под контролем. То есть мы где-то взяли информацию, заполнили ответы на вопросы и получается, что некую тему по истории мы прошли. Тестовое такое образование. А воспитательный компонент ушёл! Потому получается он в личном общении, в личных беседах, взаимодействии, когда ученик видит и чувствует, как педагог к этому относится, зачем ему нужна та информация, которую они сейчас обсуждают. С рабочей тетрадью такого общения не получится ни при каких обстоятельствах. Но содержание образования, то есть сведения, которые должны иметь школьники, мы должны обеспечить те, что требует государство и даже больше того. Только тогда мы свою задачу выполним и можем сказать, что мы как педагоги поработали. Второе — в некоторых частях мы должны иметь дополнительные пособия. Это важный момент.

Е.Никифоров: — Это будет один из моих вопросов. По каким учебникам вы их учите? Есть ли они? Чем восполняете?

К.Чельцов: — Пока просто скажу, что дополнительные пособия должны быть. Потому что в государственных учебниках мы вообще не найдем нормальных сведений по истории Церкви. Есть и другие проблемы, например, при изучении России в начале 20 века, правление Николая II. Мы, конечно, увидим в учебниках невозможный для православного человека взгляд и на личность Николая II, и ложное истолкование его мотивов.

Е.Никифоров: — То есть советчина совершенно не преодолена в этом смысле?

К.Чельцов: — Где как. Но в любом случае по истории по многим темам нужны дополнительные пособия, которые восполняют или даже заменяют основные учебники.

Е.Никифоров: — Епитимья прямо родителям слушать радио «Радонеж». Восполнили хотя бы слушанием радио «Радонеж» этот жуткий провал в том образовании, которое получают дети в средних школах.

К.Чельцов: — Третий очень важный компонент — православный. Не говорить с детьми о Боге мы не можем. Вопрос в том, что мы должны себя ограничить в этом отношении. То есть я бы ввел 3−4 урока закона Божия в неделю, всегда есть темы, связанные с Богом, о которых можно поговорить с детьми.

Е.Никифоров: — А сколько таких уроков сейчас?

К.Чельцов: — У нас в некоторые годы 1, а в некоторые 2 урока в неделю Закона Божия.

Е.Никифоров: — Родителям можно сказать смело, что клерикализация образования не грозит никак.

К.Чельцов: — Никак. Предполагается, что в рамках тех общеобразовательных предметов, которые мы ведём, мы также включаем этот православный компонент. Но, например, Священное Писание мы не можем вставить в курс литературы, да и не нужно это. Священное Писание, Богослужение — все это отдельный предмет — Закон Божий. Я считаю, что мы могли бы расширить наш курс Закона Божия за счёт практики. Наши школьники весьма, к сожалению, обзорно разбирают Богослужебные книги, а их хорошо было бы почитать. Честно говорят для них был бы очень полезен курс перевода и истолкования основных молитв вплоть до утренних и вечерних. Молитв ко Святому Причащению. Апостольских чтений. Ну, Евангелие они, предположим, хорошо знают. Просто такой практический курс. И вообще считаю, что два урока Закона Божия на класс в неделю это оптимальный размер. Один урок мы могли бы посвятить теории — все равно нужно пройти всю Священную историю, подробно разобрать Евангелие, разобрать Апостол, нужно знать Церковную историю, когда она выходит за рамки курса истории России. Например, в 5 классе разбирать Вселенские Соборы не имеет смысла, дети ещё не могут разобраться в церковных догматах. И этот курс мы повторяем в 11 классе. Христианская догматика в рамках истории христианской Церкви. Один такой курс образовательный. А второй практический. Богослужение. Толкование молитв. Псалтирь. Заупокойные богослужения. Потому что все с этим столкнуться. Таинство брака, какие молитвы читаются здесь. Все с этим столкнуться, потому и практический курс. Когда мы не изучаем системно информацию, а берём объекты, с которыми православный христианин всё время сталкивается и подробно о них говорим, обсуждаем. Второй такой дополнительный урок тоже очень нужен.

Е.Никифоров: — Храм здесь каким образом восполняет недостатки, практику, о которой сейчас говорили?

К.Чельцов: — Храм восполняет не знание, а сердечное представление о церковной жизни, потому что храм это прежде всего общее богослужение. И участие в общем Богослужении хотя бы несколько раз в год, как у нас на двунадесятые праздники, это конечно такой цемент, который лучше всего может склеить между собой педагогов и школьников, и школьников между собой. Именно чрез общую церковную жизнь мы составляем Церковь. Но в современной православной школе не надо уклоняться в две крайности. Я знаю, что в некоторых православных школах требуют присутствия детей и родителей на каждом воскресном Богослужении. Это может привести ко многим неудобствам. У родителей могут быть свои духовники.

Е.Никифоров: — Вы говорите о тех школах, где есть домовые храмы? Как у Гимназии «Радонеж».

К.Чельцов: — Это важно — иметь домовый храм. Потому что даже просто то, что дети могут прийти и перед уроком помолиться вместе, это уже хорошо и настраивает их на правильный лад. А если в гимназии храма нет, дети не собираются в общем храме. я не понимаю, как может такое быть в православной гимназии. Я был и не готов к такому вопросу, считал, что это несколько очевидно.

Е.Никифоров: — Вместе с тем, многие школы, которые себя называют православными или православно-ориентированными, по каким-то причинам не могут иметь храм. Не потому, что не хочет администрация, но вот помещения не хватает. У нас во всех гимназиях есть храм и духовник. Роль духовника какова? Если нет помещения, то хотя бы духовник — обязателен ли он?

К.Чельцов: — Да, духовник для гимназии обязателен. И его роль очень сложная. Что делает любой священник? Возглавляет церковное Богослужение, молитву, сам молится за свою гимназию. Думаю, что это главное. Но объяснить, как это действует невозможно. Но если взять практические действия, в которых участвует духовник, то он должен направлять воспитательную работу в гимназии, потому что я уже говорил об особой мотивации. Конечно, духовнику нужно возглавлять работу по этой особой системе мотивации. Потому что он первый среди преподавателей гимназии, кто несёт ответственность за души тех детей, которые учатся там. Не он один, но он главный здесь. И потом, должен быть человек, который имеет ту самую благодать, которую имеют священники, и который мог бы урегулировать различные спорные проблемы, которые возникают. Он именно тот взрослый, который не ведёт уроки, но к которому можно, как к некому мудрому третейскому судье, обратиться со своими проблемами. И родители могут обратиться. Такая его роль способствует миру в гимназии. Представьте, что родители считают, что в классе каком-то происходит что-то неправильное. Они обращаются к кому-то из учителей. Но учитель член корпорации. Он может, конечно, поговорить с коллегой, который, как он считает, ведёт себя неправильно, но он не может даже с родителями явно согласиться. Это недопустимо. Духовник же в этой ситуации может и поговорить с учителем, выяснить, в чем проблема, он может стать примирителем, который в самой ситуации не участвует. Ну, и помолиться о них, в конце концов. Вот этим важен духовник. И еще в нашей гимназии духовник беседует время от времени с детьми. Я знаю, что для детей эти беседы очень важны.

Е.Никифоров: — Это личная беседа или исповедь?

К.Чельцов: — Это публичная беседа в классе, то есть без других учителей, там не собирается вся гимназия, тогда бы они не могли открыться. Это беседы именно школьников с духовником. Никто не распространяется в гимназии, о чем они говорят, какие вопросы задают. Но я знаю, что у них есть вопросы, которые они хотят задать именно священнику.

Е.Никифоров: — А в этом отношении, очевидно, что некоторые идут в лобовую и требуют, чтобы все родители и дети были ежевоскресно на Богослужении в своем храме. Так рационально выстраивая обучение, можно понять, что это правильно, а практически нет, Вы сказали, что у многих детей и родителей духовники в разных храмах, как решается эта проблема?

К.Чельцов: — Считаю, что через общее Богослужение либо по большим праздникам, либо в отдельные дни, например раз в месяц, у нас общее Богослужение, на которое школьники приходят. У нас есть Богослужения с отцом Мелхиседеком. Это счастье. У нас главный настоятель храма архимандрит Мелхиседек из Подворья Оптиной пустыни, а наш духовник это иеромонах Кирилл оттуда же. Если отец Кирилл служит постоянно и служит на все двунадесятые праздники, на которых присутствуют школьники, то архимандрит Мелхиседек раз в месяц, иногда и чаще, устраивает общую Литургию. И на этой Литургии присутствуют все школьники, потому что отменяются некоторые уроки на этот период, не нужно специально на выходных приезжать, это соединяет всю гимназию в общей молитве. Так тоже возможно.

Е.Никифоров: — Как вы преодолеваете опасность, которую многие замечали в православных школах — опасность фарисейства? Когда дети вроде бы всё знают, но в жизни поступают иначе. Как это происходит, и знаете ли Вы о ней, как избегаете?

К.Чельцов: — Конечно, эта опасность происходит. Но любой педагог видит у детей — во всяком случае у детей, потому что взрослые хорошо умеют скрывать свои внутренние мотивы — греховные страсти. Иногда ребёнок по видимости ведёт себя правильно, но внутри у него начинают проявляться греховные страсти, но не на уроках, например, а во время поездок, на переменах, во время личного его общения с другими детьми. И мы как преподаватели часто становимся свидетелями этих проявления. Здесь конечно единственный правильный способ поведения — дать общую и правильную реакцию на это поведение. Приведу пример. Если кто-то из отличников, хотя у нас такое ещё в начальной школе кончается, поэтому я редко с этим сталкиваюсь, но бывает, так вот, если кто из отличников вдруг начинает мне рассказывать что-то о других школьниках, то моя реакция однозначна — я говорю, что он ни в коем случае не должен был этого делать. В данном случае я реагирую мягко, показывая этим, что я не хочу использовать эту информацию, что я чрезвычайно негативно отношусь с попыткам мне что-то сказать о другом ребёнке, сразу разъясняю, что жаловаться взрослым можно в единственном случае — чтобы защитить другого. Если вы видите, что ваш товарищ страдает, как если бы группа товарищей обижала кого-то (хотя у нас такого не бывает, я редко это встречаю, с этим наше воспитание как раз хорошо справляется), тогда вы можете сказать об этом взрослым, потому что вы должны его каким-то образом защитить. Это тот единственный случай. Если же вы видите, что кто-то что-то делает неправильно, то надо пойти и ему об этом сказать. Но говорить об этом взрослому нужно только тогда, когда вы видите, что для этого человека есть опасность. Если человек связался с дурной компанией, начинает деньги воровать, конечно о таком надо говорить, потому что это может привести к ужасным последствиям. Но если дело в том, что он списывает, то определённо пусть сам заметит, потому что вред для души, от того, что вы учителю сказали об этом, будет намного больше, чем тот вред, который он принесёт этим списыванием.

Е.Никифоров: — То есть доносительство, ябедничество не допускаются?

К.Чельцов: — Конечно, потому что это первое проявление фарисейства. Уверяю, что если в ком-то из школьников начинает развиваться фарисейство, то первые его проявления — он начинает ябедничать.

Е.Никифоров: — И предательство дружеских отношений и товарищества в школе тоже печально и оскорбительно. А как друг к дружке дети относятся? Есть тепло, взаимопонимание, поддержка?

К.Чельцов: — Конечно. Если мы говорим о служении, то кому можно служить? Несчастным. И из возят иногда в ДРКБ с подарками на Рождество, например, но это бывает редко, а где они в своей деятельности учебной могут проявить это служение? В служении товарищам. Я считаю, что это нам тоже удаётся. Хотя бы, потому что они часто ездят на экскурсии различные, там требуется друг другу помочь. Они играют в общие игры.

Е.Никифоров: — То есть экскурсии — это не просто такие воспитательно-образовательные поездки по музеям, посмотрели, послушали экскурсовода, они заканчивают это не только этим?

К.Чельцов: — Заканчивают пикником конечно.

Е.Никифоров: — Это я и хотел узнать.

К.Чельцов: — Независимо от их образовательной части это общая поездка, нужно вместе ехать, месте идти, конечно, бывают трудности, кому-то может стать плохо, кто-то взял бутерброд, а кто-то нет, этих мелких проблем можно найти сотню, и это хороший опыт именно правильного взаимодействия с ближним, любви к ближнему.

Е.Никифоров: — А родителей вы берёте с собой? Вы их не принуждаете?

К.Чельцов: — Да, берём. Детей принуждаем, родителей нет. Родители сами. Им бывает иногда даже интереснее, чем школьникам.

Е.Никифоров: — Это важно, потому что они же в семье потом поделятся с неизбежностью впечатлениями. А это закрепление знания, которое они получили, или осмысление отношений. А какие добродетели вы воспитываете у детей, насколько успешно?

К.Чельцов: — Я сосредоточился на трёх. Служение, о котором я говорил. Это, несомненно, почитание старших. Это трудолюбие. Всё воспитать невозможно. Дети разные, проблемы у них разные. Но я считаю, что воспитание этих добродетелей в образовательном процессе и необходимо и удобно.

Е.Никифоров: — А что такое почитание старших? В современной школе сейчас всё настроено на деструкцию этого почитания старших. Свобода эта — ты чего, кого ты слушаешь, сам выражайся, твоя личность должна проявиться сама, какие там взрослые, меньше слушать их. Я грубо говорю, но такое вот чувство есть. В этом противоречие по отношению к старшим.

К.Чельцов: — Закладывается противоречие. Современный мир наоборот предполагает, что старшее поколение косное, мешает прогрессу, такое бывает, но мы же не должны в этом следовать миру.

Е.Никифоров: — Насколько это справедливо?

К.Чельцов: — Это несправедливо, потому что в 18 лет понять то, что пережили родители, которым уже, наверное, больше 40, невозможно. Это возможно только уважать. Можно уважать их жизнь и любовь, которую они к тебе проявили. Вот этому надо учить.

Е.Никифоров: — А как на уроках истории это возможно?

К.Чельцов: — Можно подробно рассказывать школьникам о жизни важных для исторического процесса личностей и показывать им серьезность их намерений, показывать им, что ошибки, которые они совершили, были вызваны не их глупостью, а какими-то обстоятельствами, показывать самоотверженность, героизм, которые они проявили, и воспитывать таким образом подспудно мысль, что все наши предки — а потом это по аналогии будет относиться и к старшим ещё живущим, что все эти предки много сделали для нашей страны и не просто случайно сделали, а самоотверженно потрудились. Через эту мысль, которая проводится в изучении определённых исторических персонажей, мы постепенно переходим к мысли о родителях и тех старших, которые сейчас управляют страной, сейчас живут.

Е.Никифоров: — А как вы преодолеваете складывающиеся или сложившиеся антисоветскую риторику? Я сам антисоветчик, хотя и жил в эту эпоху, она мне была не очень приятна, хотя я получил максимально от жизни. Но вместе с тем, что этот совок — какое служение в то время возможно? Тем более наши родители не особенно старые. А в первый класс родители в 30 лет сдают детей. Они и не слыхали о советской власти. Какой здесь подвиг? Что выдающегося можно поставить в пример?

К.Чельцов: — Несмотря на ту жестокость, которая была в 30-е годы, у нас есть несомненный пример трудового героизма. Дальше есть Великая Отечественная война, про которую вообще легко в этом смысле говорить, потому что именно поголовный героизм людей в период этой войны и стал той неожиданностью для немецкой армии, который она не смогла преодолеть и понять. Дальше — сложнее. К сожалению, начинается такой кризисный период в истории СССР, когда та цель, которая была перед людьми поставлена в 30-х, уже перестает действовать, а новую цель так и не поставили, не нашли. И здесь можно сказать о некоторых учёных, о достижениях в техники, но я не очень могу найти примеры. Но один период можно и без героических примеров как-то преподавать. И конечно очень много примеров из истории Церкви, которые нам сейчас всем доступны. В книге «Отец Арсений» можно найти замечательный пример священника, который обратился к Богу во время Второй Мировой. Я сам могу рассказать про своего родственника, священноисповедника, который принимал людей в тихой деревенской церковке. Можно еще примеры таких священников найти, которые делали свое дело, пасли души людей, обращали их и вели к Богу. Все это было.

Е.Никифоров: — Тверской Университет обладает замечательной кафедрой теологии, которая подготовила чудесные учебники Закона Божия для обычных школ, называются они «Святыни Отечества». И они на основе краеведения раскрывают святыни края и через это преподносят Закон божий детям. То есть наша история — это история святых князей, подвижников Божиих. Как обходит это обычная школа? Используете ли вы в своем курсе эти чудесные образцы святости, учитывая, что всем придётся сдавать ЕГЭ, такое важное это, игольное ушко… Можно прекрасно детей воспитать, а дальше всё упирается в это бутылочное горлышко этого ЕГЭ…

К.Чельцов: — К сожалению. Вопрос о примерах — как мне это удается? У меня больше часов, чем в обычной школе. К сожалению, когда мы об этом разговариваем, бывает так, что у меня треть класса обычно слышала об этих святых, то есть родители с ними об этом уже говорили и должны были говорить, но другие две трети класса ни сном, ни духом, хотя учатся в православной школе. Увы, и такое бывает. Работаем с этим. А какой курс истории в православной школе? В обычной школе это намного труднее. Я разговаривал на эту тему с учителями из других школ, и они мне говорили о главной проблеме: они должны вести строго по плану, а по нему у них на рассказ о святых 14−15 веков 15 минут. Попробуйте про всех святых рассказать?! Конечно, ничего толком рассказать невозможно. То же: 15 минут на раскол. И так далее. То есть это очень мало. А если взять второй вопрос про ЕГЭ, то тут вопрос не в содержании образования, а дело в том, что составляется ЕГЭ, как я понимаю, учителями-олимпиадниками. А любое олимпиадное движение, к несчастью, замешано на другой мотивации, чем та, о которой я говорил. То есть там соревнование — я знаю больше других. Я выучил больше мелких фактов. Ни патриотизм, ни служение никак в подготовке к такому способу экзамена не вставишь. В этом смысле экзамены древние были более универсальны. У них были и недостатки, но все же. Что мне не нравится в этом ЕГЭ — это большущий психологический шок для нормального ученика. Не для того, который готов стать советником президента по истории, а для нормального ученика, который просто собирается жить. Это большой шок. Представьте старый экзамен: 3, самое большее 5 вопросов, ученик должен изложить то, что он по этим вопросам знает. Он что-то написал, это как-то оценили, пусть не высшим баллом, но он получил удовлетворение. Он мог ответить на эти вопросы и сколько-то получил. Здесь же — он знает Великую Отечественную, но он не помнит, каким фронтом командовал Жуков в Берлинской операции. Первым Украинским или Первым Белорусским. И он получил ноль баллов. И за следующий ответ — то же. То есть от него требуется написать высшие результаты, тут тонкости, которые он должен знать, а если он их не знает, то он провалился. Это трудно психологически преодолеть.

Е.Никифоров: — Сейчас после нашей программы многие захотят отдать детей в православную гимназии, там есть конкурс, но что бы Вы могли порекомендовать родителям, о чём задуматься, тем, кто захотел отдать детей в православную школу?

К.Чельцов: — Во-первых, я бы посоветовал обратить внимание вот на что: вы со своими детьми читаете утренние и вечерние молитвы? Если вы со своими детьми читаете утренние и вечерние молитвы, они у вас постоянно ходят в храм, то есть хотя бы раз в две недели, и причащаются, то есть живут церковной жизнью, то тогда вы можете выбрать любую православную школу, она вам подходит. И возможно если вы хотите, чтобы дети были ограждены от влияния мира, вы должны выбрать школу, посмотреть на неё, походить, посмотреть, поговорить с директором, выяснить у него все требования, которые предъявляются к ученикам. Но если вы сами только начали воцерковляться, но хотите, чтобы ребёнка вашего воцерковили, а по моему опыту 90% родителей хотят именно этого, то тогда внимательно изучайте требования. Если вдруг вы попадете в православную школу, где требования очень серьёзные, то для вашего ребенка они тоже будут трудны и зачем вам это нужно? Найдите школу, где его постепенно воцерковят, вот как наша гимназия, она вполне для этой роли подходит. Наконец, если вы отдаёте ребёнка в среднюю школу, то тут личность учителя не важна, но в начальной школе самое главное — личность педагога, который будет вести вашего ребёнка. Познакомьтесь с ним, если он вам понравится, если он окажется православным, воцерковленным человеком, то можете смело отдавать ребёнка педагогу.

Е.Никифоров: — Спасибо, Кирилл Юрьевич за замечательную и объёмную беседу. Вы ответили почти на все мои вопросы. У родителей, думаю, возникло ещё больше вопросов. Пишите нам, шлите сообщения с вопросами, постараемся ответить на них. Спаси Господи за беседу!

К.Чельцов: — Спасибо, что выслушали. Дай Бог, чтобы то, что я сказал, помогло вам определиться с вашими детьми, и найти для них их личную школу. Спасибо!

Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.

Красавчик!

Ну что я могу сказать по поводу инаугурации… Зеленский красавчик! Реально. Вы представляете, каким наслаждением было слушать слова нового президента о роспуске «парламента воюющей стран...

К диалогу не готовы: россиянка рассказала о поездке к родне мужа-украинца

«Промытые» мозги и «нездоровый патриотизм» родственников мужа с порога встретили молодую семью обвинениями в работе на «оккупанта» Россиянка Екатерина Симонова в эксклюзивном рассказе по...

Евровидение - "Конкурс европейской политкорректности и толерантности"

У нас есть традиция - каждый год в конце мая, в одну из суббот мы с мужем открываем бутылку вина и садимся смотреть конкурс Евровидения (хотя последние несколько лет одной бутылкой вина ограничиться н...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    Михаил Налимов Сегодня 18:24

    Не исчерпана до конца сущность большевизма, как уродливого явления духовной жизни. Большевизм есть нечто гораздо более страшное.

    «Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити: он человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи» (Ин. 8:44).«Человекоубийство» и «ложь» — вот действительно основные черты, которыми так ярко проявляет себя большевизм.Это — так, но этим далеко еще н...
    62
    Клим Сегодня 15:41

    Хроники Екатеринбурга. Спортсмены-крестоносцы и казаки-каратели.

    Строительство храма в Екатеринбурге переросло в жестокие уличные столкновения между участниками конфликта при попустительстве правоохранителей. Власти не дали екатеринбуржцам мирно отстаивать свои права – они возвели забор вокруг сквера, причем единственного сквера в городе, где втайне собирались строить храм Святой Екатерины. Разгневанные наглостью вла...
    281
    Асъ Есмь Сегодня 14:34

    «Вы здесь власть»: Госдума дала совет екатеринбургским депутатам

    После недели протестов в сквере у Драмтеатра, народные избранники решили, что провалили работу с молодежью.Депутаты Госдумы прилетели в Екатеринбург чтобы обсудить с местными народными избранниками протесты в сквере у Драмтеатра. Спикер Игорь Володин сразу заявил: спустя неделю думцы берут ситуацию под контроль. И хотел перейти сразу к важной части — ...
    124

    Я считаю, Патриарх Кирилл должен уйти! России нужен новый Патриарх - молитвенник, миссионер, проповедник, любящий свою паству, как на Украине!

    Екатеринбургские события вокруг строительства Храма Святой Екатерины обнажили страшную действительность: полный провал миссионерской деятельности Патриархии. Молодёжь ничего не знает о Боге, о Церкви, зато хорошо осведомлена о роскоши архиереев, об аморальном поведении священников, о гомосексуальных и педофильных  скандалах в их кругах. За время ру...
    573

    Протоиерей Алексий Уминский: " Мне не раз приходилось слышать слова «Я очень хочу умереть, помогите мне» и читать над умирающим молитву, призывающую смерть"

    Вопрос о смерти – религиозный. И религиозная культура вообще имеет такое понятие, как память о смерти – «помни о смерти», memento mori. Это очень важный принцип – таким образом человек, как ни странно, становится более живым. Он начинает ценить каждый день своей жизни, то, что он видит небо, слышит птиц, смотрит в лица людей, потому что знает, что когда-то это закончи...
    174
    Дед Мороз Сегодня 09:10

    На каком месте нужно построить храм в Екатеринбурге?

    Ситуация вокруг сквера-храма в Екатеринбурге снизила градус противостояния благодаря вмешательству свыше - заявлению Путина, что конфликт нужно решать демократично, с учетом мнения граждан. Но не таковы российские либералы-антисоветчики, которые устами провокатора Евгения Ройзмана градус гражданского противостояния решили резко повысить, предложив столк...
    383
    taransv Сегодня 08:19

    Жители городов против храмов.

    В Екатеринбурге протесты против строительства собора Святой Екатерины начались 13 мая и длятся уже несколько дней.Активисты прорывались на стройплощадку, происходили столкновения с охранниками и силовиками. 30 человек приговоренык административным арестам на срок от 2 до 15 суток, полиция ходит по учебным заведениям в городе и проводитс учащимися профил...
    181
    Таля Сегодня 08:12

    Когда горит в Ярославле, бабушка умирает в Москве

    ПОЖАРЫГригорий Куксин, руководитель противопожарного отдела Greenpeace России, — о живучих языческих мифах в головах взрослых, вредных советах в учебниках ОБЖ и о том, как мультфильмы спасают жизни детей.Дым не знает границ— Greenpeace России существует на частные пожертвования, значит, по идее, должен помогать самым уязвимым группам — пенсионеры, дети-сироты, инвалид...
    107
    Ехидный Douglas Сегодня 07:26

    Про храм и синагоги. Бизнес, ничего личного.

    Те, кто читают мои материалы на постоянной основе, знают, что я:1. Абсолютный и безоговорочный противник национализма вообще и антисемитизма в частности.2. Что о национализме и об антисемитах я думаю, как о самых настоящих русофобaх, самых тупых и самых подлых людях, которых можно встретить. Как о тех русских людях, которые подлее самого подлого нерусского человека...
    1125

    В церковных новоделах, да еще "на крови", Бога нет. Сатана там правит бал

    Все русские народные сказки заканчиваются женитьбой Иванушки-дурачка на Прекрасной царевне, Василисе Премудрой, а то и на царской дочке.А дальше? Как они "стали жить поживать и добра наживать", если оба совершенно разные? Это же главное. Но об этом умалчивается.Все радостные сообщения об открытии новой церкви заканчиваются словами: "Храм освятил патриа...
    1058
    Дед Мороз Сегодня 00:49

    Евгений Ройзман нашел новый повод для раздора в Екатеринбурге

    Как я написал ранее, кто-нибудь обязательно после поражения со сквером переведет стрелки на новый повод для гражданской розни -- памятник Ленину на площади 1905 года. Этой личностью оказался Ройзман, который до этого не занимал твердой позиции все эти дни конфликта вокруг сквера, будучи в принципе за храм. И как только Путин сказал про опрос и власти сд...
    427
    Регул
    Вчера 22:49

    А.Куприн, “Куст сирени” (часть 1)

    ... Александр Иванович Куприн - одно из самых близких и дорогих нам имен в современной русской литературе. Меняются литературные течения, ветшают формы... но простота, глубина и ясность, которыми дышат все художественные страницы Куприна, давно поставили его за пределы капризной моды и отвели ему прочное, излюбленное место в сознании читателей. (Саша Чёрный) Следующим...
    422
    Регул
    Вчера 21:42

    С.Есенин, “Еду, тихо, слышны звоны…” (часть 2)

    “Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком”. (Максим Горький) Сегодня мы разберём предыдущее литературное задание – стихотворение Сергея Есенина “Еду, тихо, слышны звоны…” Еду. ...
    434
    Rif ПАТРИОТ
    Вчера 19:55

    США и Иран: что было, есть и будет?(видео)

    Н.Н.Платошкин и Е.Ю.Спицын в студии МПГУ. "США и Иран: что было, есть и будет?"Канал МПГУОпубликовано: 20 мая 2019 г.https://www.youtube.com/watch?v=3KgVNDZzHbI...
    26
    Дед Мороз Вчера 16:49

    И Ленин такой молодой и юность опять впереди!

    Строчки из песни моей советской юности вспомнились, когда я прочел об оскорбительных надписях в адрес Путина и произвола Москвы, которые появились этой ночью в Екатеринбурге. Причем появились они на постаменте памятнику Ленину, который расположен недалеко от того сквера, вокруг которого сейчас развернулась борьба.Надписи гласят, что "Москва -- слово из ...
    531
    Асъ Есмь Вчера 15:48

    Как в Исландии подростков отучили пить и курить

    В Исландии учёные выяснили, какие биохимические процессы вызывают зависимость, и за 20 лет в несколько раз сократили число курящих и пьющих подростков в стране. Об этом пишет журнал Mosaic Science.Выбор определённого вида алкоголя или наркотика зависит от того, как организм человека привык бороться со стрессом. К этому выводу пришёл Харви Милкмен, американский професс...
    452
    Megakit Вчера 15:37

    Правда о храме в Екатеринбурге одной картинкой.

    Протесты такие протесты... ...
    429

    Жизнь императора Николая II в фотографиях

               Вчера, 19.05. 2019г. была очередная годовщина со дня рождения последнего русского императора – святого страстотерпца Николая II. Его правление было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно – ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в рев...
    976
    Асъ Есмь Вчера 14:47

    ГЛАВА РАН РАССКАЗАЛ О ДЕГРАДАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Как пишет издание «РИА Новости», глава РАН Александр Сергеев высказался по поводу высшего образования на заседании группы по оценке креативности школьников. По его словам, в вузах наблюдается деградация, всё меньше студентов собираются идти в науку. Фото: © РИА Новости / Владимир Трефилов Сергеев добавил, что они работают в института...
    196
    Дед Мороз Вчера 13:39

    Продолжение темы: Зачем Екатеринбургу 64-й храм раздора?

    Вопрос из серии экстремистских при нынешнем режиме, где в Конституции чётко написано, что Россия светское государство с многообразием идеологий и религий. Что означает, что государство не должно делать своим любимчиком какую-то одну конфессию. Но путинский режим зачем-то это делает. Причем, нагло так и нахраписто, как-бы на практике показывая гражданам ...
    833

    Сакральная суть мужчины — это действительно быть рыцарем

    Упрекая, осуждая, поучая - мы сознанием обращаемся к сознанию человека и получаем соответствующую реакцию его животной составляющей. Говоря от Духа с Любовью и о Любви, мы напоминаем человеку Кто он, и откликается на это Ангел в нем. Каждый из нас - Любовь. Мы призваны помогать друг другу помнить Кто МЫ. Сакральная суть мужчины, то, о чём мы говори...
    319
    Чапай Вчера 11:56

    Над пропастью во лжи: куда идёт наше образование.

    Записки обычной учительницы:Как-то сам собой сложился у меня заголовок статьи, созвучный с названием книги. Книга тут, конечно, не при чём, речь о нашем образовании, которое давно уже стоит над пропастью во лжи.Ложь пронизывает всю систему от начала и до конца. Лгут сверху о средних зарплатах, размер которых выглядит как насмешка над учителями с реально...
    1430
    Чапай Вчера 11:48

    Храматургия в Екатеринбурге

    ,,Зачем строить там, где людям и так хорошо? Надо строить там, где им плохо!"Не знаю на сколько точна следующая статистика, но желающие могут ее легко перепроверить. В России в 1990 году было 2,5 тыс. храмов РПЦ, которое выросло в 2017 году до 36,8 тыс. Параллельно с данным ростом в 1990 году в России было 69,7 тыс.школ, количество которых к 2017 году у...
    1500
    Слово Христа Вчера 11:12

    Веревки любви...

    "Я влек их к Себе узами, достойными человека, влек их узами любви и был для них подобен тому, кто в заботе о скоте своем убирает ярмо, когда оно мешает животному есть. Я склонялся и кормил их." (Ос 11:4) Пророк Осия рассказывает о ребенке, которого полюбил себе Господь.Бог нянчил его, наклонялся к нему и кормил. Он носил его на руках, учил ходить и защищ...
    135
    Чапай Вчера 09:32

    РПЦ выступила за запрет абортов

    Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал резко сократить число абортов, чтобы увеличить численность населения.«Если мы хотим увеличить реально население России, то в первую очередь мы должны снять тему абортов в том масштабе, в котором она существует. Если каждый год у нас будет рождаться миллион детей, который не родился, то за 10 лет у нас стран...
    261
    Дед Мороз Вчера 09:19

    Предложения по оптимизации сферы религиозных услуг

    Конфликт вокруг строительства храма в Екате навел меня на следующие опасные идеи. Рискуя получить обвинение в экстремизме, скажу следующее: а давайте оптимизируем сферу религиозных услуг в России? Причем, ровно по той же схеме и мотивам, что были оптимизированы при Путине бюджетное образование и здравоохранение.Какие есть для этого основания, спросите в...
    1502
    Orthodox Вчера 08:05

    Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

    19.05.2019Николай Каверин11 мая в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) снова выступил с критикой Иосифа Сталина, призвав не приписывать ему Победу в Великой Отечественной войне.Говоря о личной роли Сталина в Победе, митрополит отметил, что по этому вопросу возникает оче...
    333

    О храмстве власти

    Обратил внимание на забавную особенность поведения нашей власти в последние годы, когда любые принятые решения, какими бы безобразными они ни были, хоть мытьем, хоть катаньем, но все равно проводятся в жизнь. Невзирая ни на какие обстоятельства. Наиболее разумно объяснить это можно эффектом "жадной торговки". Т.е. все эти решения принимаются не нашей вл...
    691

    Рыльце у тебя в пуху

    Этим выражением мы обязаны  И. А. Крылову.   "Лисица и Сурок"   - Ты знаешь, я была курятнике судьей,Утратила в делах здоровье и покой,В трудах куска не доедала,Ночей не досыпала: И я ж за то под гнев подпала;А все по клеветам. Ну, сам подумай ты:Кто ж будет в мире прав, коль слушать клеветы?Мне взятки брать? да разве я взбешуся!Ну, в...
    305
    Слово Христа 19 мая 21:23

    Бог утешения!

    "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!" (Библия, 2Кор 1:3-4) Каждый человек проходит разные трудности на своем жизненном поприще. Иногда через свои ошибки, а и...
    288
    Симон 19 мая 11:29

    Фильм «Училка» не про школу, он про современную Россию

    Этот фильм вчера показали по Первому каналу, он не про школу, не про вопиющие проблемы теряемой нами молодежи, он про нас с вами, потому что дети — это наше зеркало. Автор сюжета собрал все основные типы нашего общества, естественно они противостоят друг другу. Для крайнего обострения отношений (учителя и прежде доставала эта молодёжь, далеко не глупая)...
    392
    Юрий Карасёв 18 мая 15:02

    Не избранные избранные.

    Если сами евреи сомневаются в правильности т.н. их "избранности", то представляют ли они то, до какой степени в этом сомневаются не евреи? Показательный пример того, как раввины крутят мозги евреям. Взято отсюда: https://toldot.ru/urava/ask/urava_5467.html ВопросЯ несколько раз слышал, что евреи называют себя избранным народом. Не пойму, мы что, лучше других...
    654
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    18 мая 15:30

    Очередная блажь антисоветчиков(видео)

    Е.Ю.Спицын на канале "Красная Линия" в программе "Телесоскоб. Очередная блажь антисоветчиков"Канал МПГУОпубликовано: 18 мая 2019 г.https://www.youtube.com/watch?v=i5iTxVq-7w4...
    751
    Слово Христа 18 мая 14:32

    Прогони от себя дух отчаяния!

    Если тебе трудно, - то вставай и прорывайся! Прогони от себя дух отчаяния и апатии. Не терпи этих нежелательных гостей в своем доме! Если ты веришь Богу, - тогда ты имеешь от Него Дух веры. Смело повелевай депрессии убираться от твоей души. Перестань жалеть себя, а лучше попроси Бога, чтобы Он показал тебе, как действовать дальше. Помни, что кратковремен...
    539

    Солнечно-земные связи: история проблемы, нынешнее состояние, мировоззренческие аспекты.

    23 мая 2019 года в 11.00 по адресу: Москва, 10-ая Парковая, д. 18 (встреча на 1-м этаже) состоится научный семинар ОНЦ КМ Международного Центра Рерихов.Тема семинара:Солнечно-земные связи: история проблемы, нынешнее состояние, мировоззренческие аспекты.Докладчик: Леонтий Иванович Мирошниченко,доктор физ.-мат. наук,главный научный сотрудник отдела физики...
    437
    Регул
    16 мая 19:19

    История болезни (часть 2). О заболеваниях мировоззрения

    “Язык твой – враг твой!” (А.В.Суворов, русский полководец) О цитате. Не берусь судить, первым ли сказал эту фразу Александр Васильевич Суворов, но согласно историческим данным, он также произносил эту фразу. Есть у меня одна знакомая, ей около 35 лет. Однажды, говоря о своих жизненных планах, она сказала, что свой материнский инстинкт она вполне реализовала, когда ей ...
    5174

    Хороший пример для

    98-летний ветеран не выходит из дома, поэтому 9 мая к его балкону приезжает военный оркестр и поздравляет с Днем Победы ...
    503

    В очередной раз о безграмотности

    Постоянно сталкиваюсь с тем, что очень часто люди позволяют себе высказывания относительно веры и религии, зачастую не имея даже базовых представлений об обсуждаемой теме.Почему-то такого поведения не заметно в отношении физики, математики. То есть эти люди не считают для себя возможным выпускать статьи на тему "Даёшь вечный двигатель!!!" или ещё какую-нибудь подобную...
    970

    Бизнес на крови наших детей. Часть 2

    Алтайская юстиция на страже беззакония и терроризмаЧасть 1Подобное, весьма предсказуемое, поведение чиновников Алейска весьма понятно. Ведь все жалобы в краевые органы возвратились им же для проверки. А угрозы жизни детей не озаботили ни Прокуратуру, ни даже арбитражного судью Фролова. Я хочу привести выдержку из аудиозаписи судебного заседания 13 ноябр...
    628

    Родина, которую мы должны вернуть. Семья

    Начнём с того, что современный институт семьи является таким же фиктивным, как и подавляющее большинство современных семей. Это обусловлено тем, что молодые люди ищут себе партнёра, руководствуясь самыми примитивными мотивами: внешней привлекательностью партнёра, страстью, половым влечением к партнёру. По мере взросления или под влиянием родителей к это...
    585

    КОНТ как золотая россыпь

    Какие перлы пропадают в безвестности! Обидно. Из обсуждения событий вокруг дополнительного храма в Свердловске. Мои представления об истинно-православном благочестии сделались намного глубже. Да и ширше. .************************************* .**************************************** .*************************************...
    680
    Слово Христа 15 мая 11:43

    Не оскорбляйте Духа Святого, Которым вы запечатлены в день искупления!

    "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас!" (Библия, Еф 4:29-31) Гнилые слова, плотское р...
    554
    Русское поле 15 мая 11:27

    Подслушано Классические Беседы: "Кто на самом деле стоит за программой "Классические беседы"? (14.05.19)

    Сейчас вы узнаете то, что вы всегда подозревали; то, что не смогли доказать "Православные родители-семейное образование"; то, что вы всегда хотели узнать, и не знали, у кого и как спросить. Вы читали “серьезное расследование” СОПРа и оно не вызвало у Вас доверия? Не удивительно. Кто же так рассказывает о "компромате"! Авторы только опошлили идею та...
    668
    Русское поле 13 мая 13:48

    Протоиерей Игорь Аксёнов: "Трансгуманизм: свобода и ответственность" (09.05.19)

    Основания для пессимистичной оценки трансгуманистической перспективы обнаруживаются в том факте, что когда наша свобода действовать в мире возрастает безгранично и мы сталкиваемся с новыми и непредвиденными формами ответственности, то нравственные ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении, уменьшаются в той же пропорции. Одни и те же достижения научн...
    759
    Русское поле 15 мая 10:15

    Павел Лукьянчиков: "Программа «Классические беседы» — всё то, о чем православные давно мечтали" (09.05.19)

    Ответ на критическую статью «Кто стоит за образовательной программой "КБ"». Летом 2018 года мы с супругой забрали нашего восьмилетнего сына из школы и стали участниками сообщества «Классические беседы». Моя жена стала директором и инструктором группы «КБ», милостью Бога возникшей в городе Курске . Первый год обучения превзошел наши ожидания. К весн...
    632
    Слово Христа 14 мая 21:56

    Бог озарил светом наши сердца!

    "Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа." (Библия, 2Кор 4:6) Благодарение Богу, что Он велел произойти Свету в наших сердцах. И это было хорошо, - это был наш первый день во Христе. В тот день мы прозрели и перестали ходить вслепую по этой жизни. Мы отделились от...
    603

    Генеральное сражение для человека

    Генеральное сражение для человека, движущегося по духовному пути, будет тогда, когда начнется серьезная внутренняя работа, когда человек, отметая все условности, будет по-настоящему взращивать внутреннюю Любовь, идти к Богу, несмотря ни на что, как говорится напролом. Проще говоря, когда он будет приближаться к Вратам, вступая на единственно ведущий к н...
    710

    12 мая христиане отмечают праздник - день жён-мироносиц

    12 мая христиане отмечают праздник - день жён-мироносиц Третье воскресенье пасхального цикла названо в честь святых жён-мироносиц.Этот праздник посвящён обычным женщинам – Христовым ученицам, неотступно следовавшим за своим Учителем и не оставившим Его даже в те минуты, когда большинство апостолов попросту разбежались. И событие, воспоминаемое в этот ден...
    715
    Слово Христа 12 мая 01:45

    Вы — письмо Христово!

    Коринфская церковь была успешной и у них не было недостатка в духовных дарованиях. Но Божью благодать там начали обращать в повод к распутству. В результате в одной из самых одаренных церквей имело место такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников (некто вместо жены имел жену отца своего).Эта церковь нуждалась в серьезной коррекции. Апостол Павел был тем, кто...
    693
    Слово Христа 10 мая 17:49

    Созерцание Господа

    "Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа." (Библия, 2Кор 3:18) Каждый человек есть отражение своих родителей: что-то от отца, что-то от матери. Это генетическое наследие. Но есть и приобретенное наследие через подражание. На кого человек часто смотрит, того...
    857
    Слово Христа 10 мая 10:55

    Покрывало снимается Христом!

    Христос является ключом к пониманию Писания! Когда человеку открывается Христос, тогда и открываются двери для понимания всего Писания. "Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тог...
    802
    Слово Христа 9 мая 01:25

    Печать Бога!

    Господь отмечает Своей Печатью определенных людей! Кого именно? Каждый, кто искренне уверовал и обратился к Богу - тот получает отметку Духа Святого: "Так и вы в Нём (во Христе), как только услышали слово истины — Благую Весть спасения вашего — и уверовали, были отмечены, как то обещано было, Печатью излившегося на вас Духа Святого, Который дан нам как Залог того, ...
    1061
    Болото Таймс 7 мая 01:20

    Матрица.

         Киану Ривз: Я не могу стать частью такого мира..."Я не могу стать частью такого мира, где мужья одевают своих жён как женщин лёгкого поведения, выставляя на показ всё то, что должно быть сокровенным. Где нет понятия чести и достоинства, и на слова людей можно ссылаться только тогда, когда они говорят "обещаю". Где женщины не хотят де...
    1323
    Лев Худой 6 мая 11:46

    "Во имя Отца и Сына и Святого Духа" - поздняя вставка в Библию. В оригинале на иврите этого не было

    Сохранилось аж 9 древних экземпляров на первоначальном языке Подробности тут https://levhudoi.blogspot.com/2019/05/mf2819.html...
    1193

    Карта развития субъекта

    Сохраните изображение на компьютере, откройте, увеличьте. На основании этой карты можно построить систему рекомендаций. Об этом будет следующая статья....
    1387
    Слово Христа 5 мая 17:39

    Божья верность до нашей старости

    "До старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас..." (Библия, пророк Исаия 46:4) Благодарение Богу, что Он верен! Даже до нашей старости Бог обещает заботиться о нас. Когда мы молоды, мы кроме того, что полагаемся на Бога, еще и рассчитываем на свои силы. Но когда старость незаметно приходит, тогда упование на свои силы исчеза...
    1152
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика