https://azbyka.ru/otechnik/Tih...
Азбука веры ▶ Православная библиотека ▶ святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси
Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (Белавин Василий Иванович)
<...>
К 1921 году в результате гражданской войны, засухи в восточных регионах страны в государстве катастрофически не хватало продовольствия, наступил страшный голод. И вот, подобрав удобный момент, под предлогом помощи голодающим власти решили разорить Православные храмы. {Мне кажется, что человек, написавший такое, подонок, которого и человеком-то называть неловко. - М.З.}
В это время Патриарх Тихон обратился за помощью к главам христианских Церквей, находящихся за рубежом, основал Комитет помощи голодающим, благословил сдавать ценности, не имевшие богослужебного значения. Вместе с тем он решительно воспротивился посягательствам на христианские святыни.
Но власти и не думали ослаблять наброшенную было на Церковь удавку. Желая добиться большего успеха на пропагандистском направлении, её обвиняли в алчности, в нежелании помочь страждущим. Прокатилась очередная волна арестов священнослужителей. {После того, как в целом ряде мест священники, подстрекаемые Патриархом (воззвание Патриарха к духовенству и всем верующим от 15/28 февраля 1922 года), организовали ожесточённое массовое, а порой и вооружённое сопротивление изъятию церковных ценностей. - М.З.} Вскоре Патриарх был взят под стражу и несколько месяцев, с мая 1922 года по июнь 1923 года, пребывал в заточении. Затем, не найдя очевидных благообразных причин для публичной расправы, богоборцы были вынуждены выпустить святителя на свободу. {Т.е. после того, как Патриарх отказался от агрессивного противостояния Советской власти, Советская власть сочла излишним ограничивать его свободу. - М.З.}
Возможно, на это решение повлияло предварительное согласие святителя Тихона на некоторую нормализацию отношений церковного руководства с государственной властью, некоторую отстраненность от «политической борьбы», о чём впоследствии он заявил всенародно. Кроме того, власть оказалась под протестным нажимом английского правительства и вообще западной общественности. Разумеется, Патриарх шёл на уступки под колоссальным давлением и настолько, насколько требовали условия выживания Церкви в тех обстоятельствах, насколько допускала пастырская совесть. {Западная общественность, слов нет, была глубоко озабочена сбережением российской духовности в исходном её состоянии. А Патриарх, если верить написанному тут, не изменил свой политический курс в интересах народа и Церкви, а просто поддался грубому давлению. Бедному буржуазному пропагандисту стыдно и страшно признать, что Тихон нашёл приемлемую форму сотрудничество с Богом данной Советской властью, поэтому он немного завуалированно обвиняет Патриарха в трусости и приспособленчестве. - М.З.}
Дальнейшее время святитель Тихон оставался под пристальным надзором. Кроме того, на него было организовано покушение, в результате которого погиб его келейник, Яков Полозов. Сам Патриарх остался жив. Это покушение было завуалировано под разбойное нападение (всего же насчитывают три покушения). {Гнусный и подлый клеветник считает возможным обвинить Советскую власть в уголовных методах борьбы со своими политическими противниками. Более того, гнусный и подлый клеветник считает возможным обвинить Советскую власть в уголовных методах борьбы с политическим противником, с которым достигнут взаимоприемлемый компромисс. - М.З.}
Пребывая в Донском монастыре, Патриарх, несмотря на агрессивное давление извне, совершал богослужения, принимал множество тянувшихся к нему за поддержкой и утешением людей.
25 марта 1925 года, в Праздник Благовещения, шестидесятилетний Патриарх Тихон, предал свой дух Богу. К этому времени Православная Церковь едва оправилась от всех тех напастей, что ей пришлось пережить, и была очень слаба. Но сокрушить дух борьбы за своё право существовать было уже невозможно.
Прощание со святителем длилось несколько дней и сопровождалось толпами людей. Чин погребения происходил при участии десятков архиереев и священников.
После похорон святителя Тихона власти опубликовали от его имени завещание, где содержался ряд угодных им тезисов. Насколько оно и действительно принадлежало авторству Патриарха, сказать трудно. Во всяком случае многие ставили это завещание под сомнение. {Раз не проклял Советскую власть и не призвал западную буржуазию к крестовому походу против безбожных большевиков - значит завещание фальшивое. - М.З.}
******************
Чего тут больше? Неуважения к Патриарху, человеку во многих отношениях незаурядному; неуважения к народу православному, врать которому прямо в глаза и не совсем хорошо; желания выслужиться перед отечественной и мировой буржуазией? Во всяком случае, некоторые церковные пропагандисты лгут во спасение буржуазного строя с каким-то даже и осатанением. Нехорошо это.
Оценили 12 человек
25 кармы