• РЕГИСТРАЦИЯ

Национальный вопрос. Партийные программы начала XX века

Михаил Зарезин
Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.
18 июня 09:33 1 1178


Краткий обзор программных положений основных политических партий Российской империи начала XX века. Интересно и поучительно. Начинает автор с большевиков. 

https://leninism.su/books/3578...

Гросул В.Я. Образование СССР (1917—1924), М.: ИТРК, 2007 (2-е изд. 2012). — 215 с.

В.Я. Гросул.

НАКАНУНЕ

С самого начала своей революционной деятельности В. И. Ленин уделял пристальное внимание межнациональным отношениям в России и разработке революционной программы русских марксистов по национальному вопросу[1]. Это нашло свое отражение уже в одной из ранних работ В. И. Ленина «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?» В. И. Ленин не только отстоял марксистское учение по национальному вопросу, но и показал место и роль этого вопроса в конце XIX в., обосновал неизбежность союза пролетариата капиталистических стран и угнетенных народов – участников национально-освободительной борьбы, выдвинул важнейшее положение о фактическом равенстве народов, обогатил принципы пролетарского интернационализма. Национальному вопросу Ленин предполагал уделить и особое место в подготавливаемом тогда проекте программы российской социал-демократической партии. В 1895 г. Ленин в качестве программного положения предложил требование «свободы вероисповедания и равноправия всех национальностей»[2]. Через два года, в специальной статье «Задачи русских социал-демократов» Ленин особо подчеркнул то, что социал-демократы поддерживают всякую угнетенную народность, преследуемую религию и приниженное сословие и отстаивают их стремление к равноправию[3].

Еще накануне Второго съезда РСДРП Ленин специально останавливается на национальном вопросе в нескольких своих статьях в газете «Искра». В статье «О Манифесте „Союза армянских социал-демократов“ он, поддерживая лозунг самоопределения наций, категорически выступает против федеративизма и акцентирует внимание на сближение народов[4]. В вышедшей в июле 1903 г. статье «Национальный вопрос в нашей программе», то есть в работе программного характера, специально посвященной национальному вопросу, Ленин подчеркивал, что русские социал-демократы «ставят в свою программу не только полную равноправность языка, национальности и проч., но и признание права за каждой нацией самой определять свою судьбу. Если, признавая это право, мы подчиняем нашу поддержку требований национальной независимости интересам пролетарской борьбы, то только шовинист может объяснять нашу позицию недоверием русского к инородцу, ибо на самом деле позиция эта обязательно должна вытекать из недоверия сознательного пролетария к буржуазии»[5].

В то время Ленин был противником федерации, считал ее буржуазным институтом и признавал территориально-национальную автономию лишь в порядке исключения. На Втором съезде РСДРП, как известно, выделилось большевистское течение и, фактически, получила начало большевистская партия. Ленин в этой связи впоследствии подчеркивал: «Большевизм существует, как течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 года»[6]. С самого своего зарождения большевизм отличался четкими принципами по национальному вопросу. В программе партии провозглашалось равноправие граждан независимо от пола, религии, расы и национальности. Специально оговаривались роль и место национальных языков – право получать образование на этом языке, использовать его в собраниях и даже право его введения наряду с государственным во всех учреждениях. На съезде было заявлено о борьбе, которую российские социал-демократы объявляют любой форме национализма и, вместе с тем, четко проводилась линия на реальное право наций на самоопределение.

Уже после съезда большевикам и, прежде всего Ленину, пришлось вести борьбу против федерализма в социал-демократической партии и одновременно против принципа культурно-национальной автономии. Большевики не только отстаивают принцип права наций на самоопределение, но и дополняют его положением о самоопределении вплоть до государственного отделения. Собственно, они не были первыми российскими революционерами допускавших отделение наций, если они того пожелают. Как отмечалось, это отделение предусматривали еще народовольцы. Большевистские идеологи подкрепляли этот лозунг принципом пролетарского интернационализма, считая его основополагающим в регулировании национальных отношений. Сколь большое значение придавали большевики национальному вопросу можно убедиться в изучении их наследия в период от 1903 до 1917 гг. В далеком от центра промышленном Баку, где неоднократно вспыхивали межнациональные столкновения, среди ряда прокламаций выпускавшихся Бакинским комитетом РСДРП (б) группа «Гуммет» в феврале 1905 г. издает специальную прокламацию «К мусульманам» на азербайджанском языке, где содержался призыв: «Мусульмане! И вы так же, как и другие народы, объединяйтесь, сплачивайтесь... Долой самодержавие! Да здравствует республика! Да здравствует братство всех народов! Да здравствует народное правление!»[7]. К национальному вопросу обращались И. В. Сталин, П. И. Стучка, С. Г. Шаумян, А. Г. Шлихтер и другие видные деятели большевистской партии. Но роль В. И. Ленина и в этом вопросе была определяющей.

В одной из самых главных его работ по национальному вопросу «О праве наций на самоопределение», отстаивая принцип права на отделение, Ленин подчеркивал: «С точки зрения демократии вообще как раз наоборот: признание права на отделение уменьшает опасность «распада государства»[8]. Вместе с тем, и через десять лет после Второго съезда Ленин оставался принципиальным противником федеративного устройства. В этом отношении заслуживает внимание его письмо С. Г. Шаумяну от 6 декабря 1913 г., неоднократно привлекавшее внимание специалистов по национальным отношениям. В этом примечательном письме Ленин, вновь заявил себя централистом и признал, что «право на самоопределение есть исключение из нашей общей посылки централизма». Там же Ленин посчитал нужным написать следующие слова: «Мы за демократический централизм, безусловно. Мы за якобинцев против жирондистов... Мы в принципе против федерации – она ослабляет экономическую связь, она негодный тип одного государства. Хочешь отделиться? Проваливай к дьяволу, если ты можешь порвать экономическую связь... Автономия есть наш план устройства демократического государства...»[9]. Вместе с тем, о чем уже давно отмечено и в исследовательской литературе, в статьях посвященных Балканским войнам 1912–1913 гг. Ленин подчеркивал, что конкретно-исторические условия могут диктовать необходимость федерации с целью демократического решения национального вопроса[10].

В. И. Ленин, как известно, постоянно держал в поле зрения национальные проблемы и занимался ими повседневно и в том числе и на важнейших партийных форумах. Он выступал на них с докладами и был автором проектов резолюций. Так было и на Пражской партийной конференции в 1912 г., и на совещаниях в Кракове и Поронино в 1913 г. На Шестой (Пражской) конференции 1912 г. подчеркивалось, что «вопреки всем препятствиям, рабочие с.– д. всех национальностей России будут дружно и рука об руку бороться за пролетарское дело и против всех врагов рабочего класса»[11]. Краковское совещание ЦК РСДРП 1913 г. в резолюции «О „национальных“ с.– д. организациях» выступило против федерализма в рядах РСДРП и подчеркнуло необходимость единой интернациональной организации партии. В «Тезисах по национальному вопросу», тоже относящихся к 1913 г., Ленин подчеркивал: «Не федерация в строе партии и не образование национальных с.– д. групп, а единство пролетариев всех наций данной местности с ведением пропаганды и агитации на всех языках местного пролетариата, с совместной борьбой рабочих всех наций каких бы то ни было национальных привилегий, с автономией местных и областных организаций партии»[12]. На Поронинском совещании была принята специальная резолюция по национальному вопросу, с одной стороны, продемонстрировавшая твердую приверженность большевиков принципу права наций на самоопределение вплоть до государственного отделения, с другой, призывавшая не смешивать вопрос о праве на отделение с целесообразностью отделения того или иного народа.

Но в этой резолюции Поронинского совещания имеется также весьма примечательное положение о внутренней автономии. Дословно там было записано следующее: «В особенности необходима при этом широкая областная автономия и вполне демократическое местное самоуправление, при определении границ самоуправляющихся и автономных областей на основании учета самим местным населением хозяйственных и бытовых условий, национального состава населения и т. д.»[13]. В этой резолюции положение об автономии в сочетании с учетом также и национального состава населения можно рассматривать как шаг в направлении будущего признания федерации по национальному принципу.

Вместе с тем, эта резолюция Поронинского совещания пронизана и идеей демократического централизма не только в построении социал-демократической партии, но и в построении подлинно демократического государства. При этом там же предусматривалось право на отделение и образование самостоятельного государства. Право на отделение, таким образом, приобретало программный характер. Но это право, отнюдь, не подкреплялось утверждением о целесообразности отделения. Наоборот, и Ленин, и другие видные большевики постоянно нацеливали трудящиеся массы на объединение сил в борьбе против капитализма и на их сплочение в построении будущего государственного образования подлинно демократического в своей основе. Линия на сближение наций, несомненно, всегда была господствующей. В годы Первой мировой войны Ленин писал: «Мы всегда советовали и всегда будем советовать всем угнетенным классам всех угнетенных стран, колоний в том числе, не отделяться от нас, а как можно теснее сближаться и сливаться с нами»[14]. Во время Первой мировой войны, в конце 1915 г., Ленин пишет статью «Революционный пролетариат и право наций на самоопределение» где подчеркивал: «Нелепо противопоставлять социалистическую революцию и революционную борьбу против капитализма одному из вопросов демократии, в данном случае национальному»[15]. Ленин относил разрешение национальных противоречий к одному из важнейших вопросов демократических преобразований в целом.

Эта мысль подтверждалась Лениным неоднократно, например, в носящей программный характер статье «Задачи пролетариата в нашей революции», датируемой 10 (23) апреля 1917 г., где признается право свободного отделения от России всех наций и народностей, насильственно присоединенных царизмом и, вместе с тем, подчеркивается стремление пролетарской партии к созданию крупного государства и сближения и слияния наций путем свободного, братского союза трудящихся масс всех наций[16]. Примерно в то же самое время Ленин писал: «Республика русского народа должна привлекать к себе другие народы или народности не насилием, а исключительно добровольным соглашением на создание общего государства. Единство и братский союз рабочих всех стран не мирится ни с прямым, ни с косвенным насилием над другими народностями»[17].

В начале XX в. национальный вопрос был одним из самых главных вопросов в России, настоятельно требовавшим своего разрешения и в литературе, не без основания, писалось о том, что разрешить его можно было только на пути революции[18]. Свое отношение к этому вопросу были вынуждены отразить практически все многочисленные политические партии страны созданные в то время. Одной из крупнейших партий России были социалисты-революционеры, партия, несомненно, революционная. Один из ее лидеров – В. М. Чернов в эпоху революции 1905 г. подчеркивал необходимость для эсеров оставаться «партией революционного социализма и положение в стране не дает оснований для вывода, будто все проблемы становятся уже эволюционными и от революции можно отказаться»[19]. В своей программе, в 1905 г. эсеры обозначили четкий антисамодержавный настрой, ратовали за выборы Земского Собора, то есть Учредительного собрания, которое будет представителем всего народа без различия пола, сословий, национальности и религии[20].

В своей национальной программе эсеры предусматривали сочетание федеративного устройства страны с культурно-национальной автономией. Близкие к ним, трудовики и энесы также находились и по национальной проблематике примерно на таких же позициях. Энесы имели в своей программе специальный раздел «По национальному вопросу», где содержались следующие требования: «Признание за всеми, без исключения, национальностями права на самоопределение... Для национальностей, которые останутся в составе Русского государства, – проведение федеративного принципа в государственном строительстве и обеспечение условий свободного национального развития в рамках широкой автономии»[21]. Меньшевики, в основном, были сторонниками культурно-национальной автономии. Они занимались также национальным вопросом в России, в частности, к нему обращался один из их лидеров – Ю. О. Мартов, написавший летом 1916 г. брошюру «Национализм и социализм (идеология „Самозащиты“)», изданную, однако, в 1918 г.[22]

Кадеты, партия занимавшая после революции 1905 г. позиции «левее центра», провозглашали принцип равноправия всех народов России. Они, признавая право Польши и Финляндии на автономию, были категорическими противниками права на отделение и, фактически, смыкались с теми внутрироссийскими силами, которые ратовали за формулу «единой и неделимой России». Современные исследователи подчеркивают особую роль отводившуюся кадетами национальному вопросу, но и то лишь в расчете на глубокое переустройство государственных основ империи. «Их теоретические разработки касались неблизкой перспективы и гораздо меньше соотносились с реалиями современной им эпохи»[23]. В своей программе 1905 г. кадеты призывали к включению в будущий основной закон Российской империи положения, гарантирующего «всем населяющим империю народностям помимо полной гражданской и политической равноправности всем гражданам право свободного культурного самоопределения, как-то: полную свободу употребления различных языков и наречий в публичной жизни, свободу основания и содержания учебных заведений и всякого рода собраний, союзов и учреждений, имеющих целью сохранение и развитие языка, литературы и культуры каждой народности»[24].

В ноябре 1905 г. было подписано воззвание учреждающейся партии 17-го октября, где по окраинному и национальному вопросу выдвигался лозунг «сохранения единства и нераздельности Российского Государства», и этот лозунг подавался как «сохранение за ее (России) государственным строем исторически сложившегося унитарного характера». Допускалось лишь определенное государственное устройство за Финляндией. При этом, однако, октябристы ратовали за широкое развитие местного самоуправления и признание за отдельными национальностями самого широкого права на удовлетворение и защиту своих культурных нужд, но в пределах допустимых идеей государственности и интересами других национальностей. Октябристы отрицали идею федерализма, признавая при этом объединение отдельных местностей империи в областные союзы[25].

Многочисленные правые партии и организации, как правило, отстаивали принцип статус-кво, то есть поддерживали известную формулу «православие, самодержавие, народность» или призывали к наступлению на права националов, или, как они нередко их назвали, инородцев. Однако реалии после революции 1905 г. заставляли некоторых из них проявлять некоторую гибкость в национальном вопросе. Русская монархическая партия в 1905 г. подчеркивала в своей программе: «Монархическая партия стоит за сохранение единства и целостности великой Российской империи, над которой должна царить единая неограниченная самодержавная власть русского монарха и свободно и достойно живущая русская православная церковь, при едином русском государственном языке, едином русском законе и единой русской государственной школе. При этих непременных условиях местные национальные особенности отдельных групп населения могут свободно существовать и развиваться...»[26]

Правые отстаивали сохранение единой и неделимой России, но, например, Союз Русских людей накануне выборов в I Государственную думу в своих программных материалах допускал право нерусских народностей на самоуправление и возможность саморазвития, «но при условии, что общегосударственным руководящим началом будет всегда польза русского царства»[27]. В своей практической деятельности правые партии боролись с любыми проявлениями сепаратизма, в том числе в Финляндии, Польше, Украине. До Первой мировой войны они были противниками автономии Польши, стояли за твердую политику по объединению Кавказа с Россией и всячески настаивали на таком управлении Финляндии, которое бы сохраняло ее в составе России. Правые выступали против кадетского лозунга «свободы национального самоопределения», потакания кадетов украинскому мазепинскому движению[28].

«Русское собрание», организация созданная еще в 1900 г. и оказавшая влияние на многие последующие правые партии, в своей избирательной программе в ноябре 1905 г., среди прочих пунктов ее, подчеркивало: «Племенные вопросы в России должны разрешаться сообразно степени готовности отдельной народности служить России и русскому народу в достижении общегосударственных задач... Все попытки к расчленению России, под каким бы то ни было видом не должны быть допускаемы»[29]. А на IV-ом Всероссийском съезде «русских людей», заседавшем в конце апреля – начале мая 1907 г. в Москве и на котором присутствовало около 800 человек в резолюции по окраинному вопросу содержалось требование, чтобы окраинами управляли «православные русские по духу люди» и чтобы там в школе и в суде, везде кроме семьи, литературы и церкви был русский язык[30].

Свои программные установки по национальному вопросу идеологи Всероссийского национального союза, по-видимому, крупнейшей российской политической партии периода третьеиюньской монархии и одного из главных политических союзников П. А. Столыпина в III Государственной думе строили на пяти основных тезисах. Прежде всего они отстаивали унитарность государственного устройства России и, вместе с тем, исключительное право сильных народов на самостоятельное государственное бытие. Далее они утверждали об инородческом засилии и окраинном паразитизме и необходимости борьбы с ними. Следующий их тезис сводился к необходимости русской национальной эмансипации и последний, пятый тезис допускал право инородцев на гражданские права и национальную самобытность, но в том случае, если они не противоречили девизу «Россия – для русских»[31]. Для этой партии была характерна внутренняя противоречивость установок по национальному вопросу. С одной стороны, некоторые ее члены говорили о пользе принесенной теми или иными инородцами России, с другой, о засилии инородчины и утверждение о необходимости русификации инородцев, соседствовало с противопоставлением русских тем же инородцам[32].

Особый разговор о различных национальных партиях России, число которых было весьма значительным, но в подавляющем большинстве своем не отличавшихся, однако, многочисленностью своих членов. Сторонники отделения от России были тогда в меньшинстве и подобные партии можно обнаружить, прежде всего, в Польше и Финляндии, да и там были организации, не выдвигавшие отделенческих лозунгов. Как отмечалось в литературе «даже грузинские меньшевики, национал-демократы, национал-федералисты не выступали за отделение Грузии от России, как это имело место в Финляндии»[33].

Большинство национальных партий ратовало или за автономию, или за федерацию в рамках России. Упомянутая грузинская национально-демократическая партия была оформлена в 1917 г. и в ее программе говорилось о безотлагательном установлении политической автономии Грузии как демократической республики с центром в Тифлисе[34]. Созданная значительно раньше ее, еще в конце 90-х гг. XIX в., Партия социалистов-федералистов Грузии требовала преобразования России в федеративное демократическое государство и полной автономии для территории, населенной грузинами, с гарантией прав грузинского народа в тех местах, где грузины находятся в меньшинстве[35]. Идею политической национально-территориальной (краевой) автономии отстаивала Украинская демократическо-радикальная партия, образованная в 1905 г. и считавшая своим идейным предтечей М. П. Драгоманова. В политическом спектре Украины эта партия занимала место в центре национальных и общероссийских партий. Одна часть ее членов тяготела к кадетам, другая к эсерам, трудовикам и народным социалистам[36]. Собственно в то время большинство деятелей украинского общественного движения разделяли идеи автономизма или федерализма. В этом отношении интересна эволюция взглядов лидеров Украинской народной партии, основным политическим постулатом которой было создание независимого украинского демократического государства, но после создания Государственной думы выступившей за наделение Украины автономией[37]. Впрочем, ряд деятелей украинского национального движения в автономии видели лишь этап на пути к последующей независимости Украины. Так, автономию Украины в преобразованной на федеративных началах России М. С. Грушевский, один из идеологов украинского национального движения, рассматривал лишь как переходную ступень к полной самостоятельности и независимости[38]. Но все-таки автономизм и федерализм были господствующими в начале XX в. в национальных программах национальных партий России. Об этом свидетельствуют и установки Молдавской национал-демократической партии, ставшей в 1917 г. основой Молдавской национальной партии, Младофинской партии, Литовской демократической партии, хотя последняя видела в автономии лишь первый шаг к самостоятельности[39].

Эти установки на автономию были характерными и для тех народов, которые когда-то обладали собственной государственностью – поляки, литовцы, армяне, грузины, молдаване, татары, но и тех, кто своей государственности раньше не имели. Вместе с тем, устремления деятелей национальных движений вступали в серьезное противоречие с общей политикой царизма. Не без основания в литературе отмечается то, что «одной из важнейших форм национального угнетения являлось стремление царизма задушить национальную государственность»[40]. Политика господствующих кругов заключалась, прежде всего, в ассимиляции и русификации и даже некоторые послабления в области развития национальных культур после революции 1905 г. рассматривались в верхах как временные и вынужденные. В этих условиях новое обострение отношений между национальными окраинами и центром было неизбежным.

Примечания

1. См: В. И. Ленин о национальном вопросе и национальной политике. М... 1989.

2. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.2, с. 85.

3. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.2, с. 452–453.

4. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.7, с. 102–106.

5. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.7, с. 241.

6. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 31, с. 8.

7. Самедов В. Ю. Распространение марксизма-ленинизма в Азербайджане. Баку, 1966. 4.2, с. 20.

8. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.25, с. 285.

9. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 48, с. 234–235.

10. См.: Минц И. И. Развитие взглядов В. И. Ленина на создание многонационального государства нового типа // Коммунист. 1972, № 10.

11. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 1. Изд. 8. М., 1970, с. 328.

12. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.23, с. 320.

13. КПСС в резолюциях, решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. I. Изд. 7. М., 1954, с.315.

14. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 30, с. 120.

15. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.27, с.62.

16. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.31, с. 167.

17. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 32, с. 142.

18. Бурмистрова Т. Ю., Гусакова B. C. Национальный вопрос в программах и тактике политических партий в России 1905–1917 гг. М., 1976, с.5.; См. также: Славинский М. А. Русская интеллигенция и национальный вопрос // Вехи. Интеллигенция в России. Сборники статей 1909–1910. М., 1991, с. 406–418; Нация и империя в русской мысли начала XX века. М., 2004.

19. Цит. по: Гусев К. В. В. М. Чернов. Штрихи к политическому портрету. М., 1999, с.46.

20. Программа партии социалистов-революционеров. Киев, 1905, с. 16.

21. Бурмистрова Т. Ю., Гусакова B. C. Указ. Соч., с. 24–30.

22. Урилов И. Х. Ю. О. Мартов Политик и историк. М., 1997, с.200, 231.

23. Гайда Ф. А. Либеральная оппозиция на путях к власти (1914-весна 1917 г.). М., 2003, с.46, 135.

24. Программы политических партий России. Конец ХГХ-начало XX в. М., 1995, с. 328.

25. Дан Ф. и Череванин Н. Союз 17 Октября // Общественное движение в России в начале ХХ-го века. Т. III. Кн. 5. СПб., 1914, с. 176–177.

26. Программы политических партий России, с. 427.

27. Цит. по Кирьянов Ю. И. Правые партии в России 1911–1917. М., 2001, с. 307.

28. Там же, с. 308–309.

29. Цит. по Левицкий В. Правые партии // Общественное движение в России, с.360.

30. Там же, с. 424.

31. Коцюбинский Д. А. Русский национализм в начале XX столетия. Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза. М., 2001, с. 218–219, 233.

32. Там же, с. 243–247.

33. Цервадзе М. В. Соотношение революционного движения пролетариата с национально-освободительной борьбой в России в XX веке // Национальный вопрос накануне и в период проведения Великой Октябрьской социалистической революции. Вып. П. М., 1964, с.33.

34. Кривенький В. Грузинская национально-демократическая партия // Политические партии России. Конец ХГХ-первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996, с. 166–167.

35. Залевский К. Национальные партии в России // Общественное движение в России в начале ХХ-го века, с.317.

36. Чмырь С. Г. Украинская демократическо-радикальная партия: генезис, программа, тактика (90-е годы XIX в. – 1909 г.) // История национальных политических партий России. М., 1997.

37. Залевский К. Указ. соч., с. 302–303.

38. Михутина И. В. Украинский вопрос в России (конец ХГХ-начало XX века). М., 2003, с.79.

39. Постников Н. Литовская демократическая партия // Политические партии России, с. 317–318.

40. История национально-государственного строительства в СССР 1917–1978. Изд. З-е. Т. I. М., 1979, с.21.

Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.

О чём на самом деле беседовали по телефону Путин и Зеленский(Сообразим на троих -2)

                                                       ...

Япона мать, а где харакири? (Саркастическая ремарка) // Виолетта Крымская

Наши дипломаты весьма не дипломатично влепили пощечину наглой желтой морде... В стране восходящего солнца траур... Бывает... Русско-японская война продолжается! Ой, наверно не все в ку...

Трансерфинг Путина
  • amurweb
  • 14 июля 11:10
  • В топе

Чем дольше наблюдаю за Путиным, и его поведением, тем больше склоняюсь к мысли, что Владимир Владимирович явно соображает в трансерфинг реальности товарища Зеланда.Ну, либо некой схожей...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    АЛЬТАИР Вчера 23:35

    101 год без царской семьи

    "Святая Русь. Это слово вышло из недр русского народа. Сам Господь его так назвал. И нельзя никому приписать это название - оно вышло из стихии, из сердца русского молящегося человека. Да, существует Святая Русь, и если она займёт больше места в России, тем скорее Россия снова вернётся в свой прекрасный удел на земле, когда она будет светлой страницей для всех народов...
    42
    Беском Вчера 20:33

    Таврический дворец. Часть 3 [Февраль семнадцатого. 27 февраля]

    Создание печатного органа Совета Первое собрание Совета уделило особое внимание печати. С одной стороны столица уже несколько дней жила только слухами, поскольку из-за всеобщей забастовки не выходило никаких газет. С другой стороны буржуазия явно перехватывала инициативу: 27 февраля усилиями группировавшихся при думе буржуазных журналистов стала издавать...
    30
    Василий Еремин
    13 июля 15:36

    Красный и прочий террор в 1905 - 1907 гг.

    Никогда еще в России революционный террор не был столь массовым и беспощадным. На смену редким точечным ударам народовольцев пришла волна террористических атак, жертвами которых стало около 9 тыс. человек (практически половину из них составили государственные служащие). Это вдесятеро больше, чем было казнено по приговорам судов Российской империи за предшествующие ...
    1935
    Беском 14 июля 02:33

    Таврический дворец. Часть 2 [Февраль семнадцатого. 27 февраля]

    Захват солдатами Таврического дворца, как мы уже установили, произошёл в период с 14 до 15 часов и явился поворотным пунктом в истории образования новых органов власти. Захват дворца ускорил образование Временного комитета членов Государственной думы — этого эрзаца новой государственной власти, промежуточного образования, отражающего политическую эволюцию либеральной ...
    226
    Rif Фитиль
    13 июля 14:32

    Незадачливое хождение в народ

    150 лет назад русские революционеры сильно просчитались, сделав ставку на бунтарские настроения в раскольничьей среде Народники активно агитировали крестьян, раздавали листовки, но полиция так же активно их отлавливала и отправляла на каторгу. Типичный сюжет того времени отражен в картине Ильи Репина «Арест пропагандиста»Термин «хождение в народ» принадл...
    255
    Василий Еремин
    12 июля 09:28

    Красные террористы. Яков Свердлов.

    Яков-Аарон  Моисеевич Свердлов родился 23 мая 1885 г. в Нижнем Новгороде в еврейской семье. Отец  - Моисей Израилевич - владел печатной и типографской мастерскими, мать - Елизавета Соломоновна - домохозяйка.Окончил четыре класса мужской гимназии. С 1901 г. в рядах РСДРП. Вел антиправительственную агитацию в Костроме, Казани, Екатеринбурге. В сентябре 1905 ...
    1988
    Василий Еремин
    11 июля 13:10

    Красные террористы. Петр Ермаков.

    Пётр Захарович Ермаков (1 (13) декабря 1884, пос. Верх-Исетский завод, Екатеринбургский уезд, Пермская губерния, Российская империя — 22 мая 1952, Свердловск, РСФСР, СССР) — красный террорист, большевик, один из непосредственных участников расстрела Николая II и его семьи.Родился в поселке Верх-Исетского завода в семье рабочего местного завода. Окончил пять классов це...
    2041

    Как попасть в «бронепоезд» Козодоя? Или презентация книги о революционном перевороте в Болгарии

    «Может, нас в штаб возьмёт? Почему мы ещё не там? Прямо тут и пригласит. Запрыгнем в его бронепоезд и быстренько электорат привлечём!», - справа от меня две девушки взросложенского возраста в ожидании презентации книги Виктора Ивановича Козодоя, не стесняясь присутствующих, строили «политические» планы по попаданию в команду будущего мэра. С другой стор...
    346
    Беском 9 июля 23:54

    Таврический дворец. Часть 1 [Февраль семнадцатого. 27 февраля]

    27 февраля 1917 года начался разгром царской власти в столице и этот день, по вполне понятным причинам, привлекает внимание не только знатоков и любителей истории, но и желающих переписать историю. Решающие события 27 февраля, как мы знаем, были подготовлены в предшествующие четыре дня революционной работой рабочих (см. публикации под рубрикой «Февраль с...
    381

    Очерк, написанный солдатами учебной команды Волынского полка. ч.3

    Окончание Часть 1 Часть 2 ...
    358

    От того, что в кузнице не было гвоздя...

    Тут очередной раз возникла дискуссия о причинах Февральской революции. Распространенная среди адептов РКМП версия: все произошло случайно -- хлеб вовремя в столицу не подвезли, а этим взяли и воспользовались провокаторы. А в целом -- Россия в годы войны только крепла, ее промышленность, несмотря на отдельные трудности, становилась мощнее и сильнее.Отдел...
    356
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    8 июля 08:54

    МИФЫ О НЕНУЖНЫХ ТЕМПАХ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ, НЕОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЖИЛЬЁМ ГРАЖДАН СССР И КАНАЛСТРОЕ

    МИФЫ О НЕНУЖНЫХ ТЕМПАХ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ,НЕОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЖИЛЬЁМ ГРАЖДАН СССРИ КАНАЛСТРОЕЧитатель уже прочёл о том, что такое великая империя Романовых. Жить в такой стране было нельзя, но и времени что-то исправлять не было. И задача была гомерическая. Как в своё время сказал Иосиф Сталин: «Мы должны за десять лет пройти тот путь, который Европа прошла ...
    842

    Не дойти до Петрограда,не отбить столицу............

    Юнкерам и Добровольцам СЗА посвящается Нарукавные шевроны светятся крестами.Их осталось слишком много здесь, под небесами.Не дойти до Петрограда, не отбить столицы,На роду написано — нам не возвратиться......
    360

    И кресты вышивает последняя осень по истертому золоту наших погон.............

    Напишу через час после боя............... Ностальгическое....
    403
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    6 июля 14:08

    ЛЕНИН ЖИВ!!!

    ДНЕВНИКСреда, 30 Декабря 2009 г. 03:35 + в цитатник МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ ГЕНИАЛЕН И БЕЗСМЕРТЕНПОТОМУ ЧТО ЛЕНИН ПОГИБ В ШВЕЙЦАРИИ В 1914 ГОДУ!(ЛЕНИН = БУРБАКИ) Когда ещё в 1953 году дворянская банда реставраторов подготавливала капиталистический переворот который и произошёл в 1991-93 гг. Были в общемировом масштабе назначены лучшие враги народа Советской Р...
    488
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    6 июля 09:27

    КАК ЖЕ ПРОСТО ОНИ ВСЕ-ТАКИ ПОБЕДИЛИ

    КАК ЖЕ ПРОСТО ОНИ ВСЕ-ТАКИ ПОБЕДИЛИ(Общая хронология)Германский генералитет достаточно быстро поумнел. Подписан секретный советско-германский протокол о военно-техническом сотрудничестве. На территории СССР германские специалисты ВПК стали строить заводы по производству военной техники, авиазаводы, танковые и т.п. Самый активный, если не ключевой, участ...
    1368
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    5 июля 09:17

    ДВОРЯНЕ БЫЛИ РЕАЛЬНЫМИ ВРАГАМИ НАРОДА

    ДВОРЯНЕ БЫЛИ РЕАЛЬНЫМИ ВРАГАМИ НАРОДАВот если просто, без специальных листаний энциклопедий и воспоминаний взять тот самый справочник о всех причастных к Политбюро, то даже по куцым сведениям или по отсутствию оных можно набрать группу из дворян - врагов народа. Я их назову смаху, а вы мне после позвоните и скажете, где я ошибся.Бубнов Андрей Сергеевич ...
    905
    Rif ПАТРИОТ
    4 июля 20:19

    ЗАВТРА ПО НТВ- СТАЛИН

    ДНЕВНИКСуббота, 19 Декабря 2009 г. 14:17 + в цитатник СЕЙЧАС ОЧЕНЬ КРАТКО.Запишите эту передачу а лучше всю серию. После будем разбираться.Так как по моей версии Жупел-Сталин был создан для того что бы скрыть тотальный заговор против республики романовского дворянства, то особенно мало кто (Как и с Власовым) обращал внимания на детали. Так запомните что...
    432
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    4 июля 19:35

    ВСЕМ ИЗВЕСТНЫЕ, НО НИКЕМ НЕ ВИДИМЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ВРАГИ РОССИИ

    ВСЕМ ИЗВЕСТНЫЕ, НО НИКЕМ НЕ ВИДИМЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ВРАГИ РОССИИНапомню ещё один важный момент для понимания природы скрытых врагов: по сравнению с древностью украинских дворянских родов российское дворянство — это татарско-германская урла.Хохлы как враги. О том, что украинцы - древние враги России, и они всегда это помнят, надо говорить отдельно. Это огро...
    966
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика