Внутрицерковная дискуссия о генерале Власове (2)

19 1162

<<Наш Патриарх не может быть первосвятителем только для "власовцев", или "белых", ему должна быть предоставлена возможность быть Первосвятителем всея Руси и всех русских.>>

Продолжаем. Первый текст из этой серии: "Внутрицерковная дискуссия о генерале Власове"  https://cont.ws/@mzarezin1307/...


В своём открытом письме протодиакон Владимир упоминает об участии власовцев в геноциде и просит первоиерарха РПЦЗ не требовать от нас форсированно превращаться во власовцев. Протоидакон Владимир понимает и оправдывает причины, по которым РПЦЗ была и остаётся власовской и приводит ряд доводов, объясняя, почему РПЦ и русскому обществу сложно принять власовскую доктрину. 

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал). Фото: Г.Балаянц / Православие.Ru


https://ruskline.ru/monitoring...

Открытое письмо первоиерарху Русской зарубежной церкви митрополиту Илариону

Протодиакон Владимир Василик, Интерфакс-Религия

Власов / 12.09.2009

Ваше Высокопреосвященство!

К Вам обращается диакон Владимир Василик, доц.СПбДА и СПБГУ, один из участников дискуссии по поводу книги прот. Георгия Митрофанова "Трагедия России".

Я всегда почитал Вас как маститого и духоносного пастыря, Предстоятеля Русской Зарубежной Церкви. С тем большим недоумением и скорбью я познакомился с обращением Синода Русской Зарубежной Церкви по поводу книги прот. Георгия Митрофанова "Трагедия России". Во-первых, удивило то, что столь важный церковный орган, как Синод потратил свое драгоценное время на далеко не лучшую из богословских и исторических книг, которые издаются в России. Существуют куда более научно насыщенные, документированные и глубокие книги по истории ХХ в. - труды игум. Дамаскина (Орловского), М.В. Шкаровского, О. Ю. Васильевой и др., которые, к сожалению, не удостоились Вашего внимания. Целый ряд текстов о. Георгия Митрофанова очевидно противоречит исторической истине и, в частности, ставит под вопрос почитание Царя-Мученика Николая II, например реабилитация очевидных февральских изменников - генерала Алексеева и генерала Корнилова; на это деликатно обратил внимание даже автор предисловия к книге - еп. Агапит Штуттгартский. Само богословское содержание книги более чем сомнительно и, к сожалению, на глубине своей нисходит к далеко не христианским концепциям и стихиям. Вы выразили сожаление о том, что многие полемисты вели себя немирно, может быть это и так, но они лишь откликались на очевидную реабилитацию греха и на бездоказательные обвинения целого народа в служении Злу, звучавшие в этой книге.

Я почитаю Ваш сан и связанные с ним духовные дарования, а равно и Ваши труды на благо Церкви, однако, даже архиерейская благодать не делает человека историком, и вердикт, вынесенный Вами и Вашими сослужителями еще до окончания дискуссий, при отсутствии по-настоящему глубоких и документированных доказательств Вашей правоты, независимо от Ваших намерений, выглядит попыткой подменить научную и богословскую истину внешним авторитетом. Тем более это выглядит удивительным, что один из архипастырей, подписавший данный документ, владыка Марк Берлинский, высказывался в своем интервью газете "Радонеж" весьма осторожно и не считал себя авторитетом в области русской истории ХХ в. Ссылка на досточтимого и приснопамятного протоиерея Александра Киселева в данном контексте не является достаточно основательной в силу целого ряда сомнительных и неисторичных мест в его книге "Духовный облик генерала Власова". Адресую Вас к моим статьям, выложенным на "Русской линии", которой Вы недавно давали интервью. Не ставя под сомнение субъективную честность о. Александра, все же следует отметить его излишнюю доверчивость, некоторую наивность и стремление излишне идеализировать людей: текст его не выдерживает беспристрастной исторической критики. (Речь тут идёт о подонке, который в 1944 году всемерно поддерживал и "духовно окормлял" власовское воинство. - М.З.)

Центральный вопрос дискуссии - предательство генерала Власова очевиден: А.А. Власов действительно изменил воинской присяге и предал Россию, и нанес вред ей, а не коммунистическому режиму, или его вождям. По своей идеологии никаким сторонником исторической России он не был, он являлся интернационал-социалистом и в случае его победы русский народ (как и другие народы мира) попал бы под двойное иго - нацистов и "бывших", но не изменившихся коммунистов. (А разве не "коммунистический режим и его вожди" в тот момент были воплощением воли народа и выразителями его коренных интересов? Я понимаю, что протодиакон Владимир пытается приспособиться к миропониманию закордонного негодяя,но всему же есть мера. - М.З.) В тяжелый час крестного страдания России Власов перешел на сторону ее злейшего врага и стал служить одному из самых страшных режимов в истории человечества - оккультному режиму Гитлера, который реально проводил политику расчленения России и тотального уничтожения русского народа.

Было бы исторически некорректно начинать историю власовского движения с ноября 1944 г. и забывать о тех неслыханных страданиях, которые причинили носившие шеврон РОА коллаборационисты русскому народу, жителям Центральной России, Северо-Запада и, в особенности, Белоруссии, где проводилась политика тотального уничтожения народа и "выжженной земли", в основном - руками коллаборационистов, которых оправдывал и вдохновлял Власов своими воззваниями. Власов дал свое имя коллаборационистским частям и тем самым взял всю ответственность за их преступления, к тому же в Первой и Второй дивизиях РОА служило множество карателей (например, каминцы), замаранные кровью невинноубиенных мирных жителей.

С нравственной точки зрения реабилитация Власова означает оправдание иудина греха и героизацию предательства, а также массовых нацистских репрессий на территории России.

Наш Синод не разбирал данную книгу хотя бы в силу того, что у нас в России издаются сотни богословских книг. Но по проблеме власовского движения достаточно определенно высказывался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 23 августа, в помещении Архангельского драматического театра имени М.В. Ломоносова на встрече с общественностью города и области:

< Опускаю обширные цитаты из выступления Святейшего Патриарха, полезнее будет ознакомиться с подробным отчетом РНЛ об этом выступлении, см.  https://cont.ws/@mzarezin1307/... - М.З.>

Стоит отметить, что Святейший Патриарх в очередной раз по данной проблеме высказался мудро, патриотично и глубоко богословски. Он высказал ключевое слово для понимания "странной любви" некоторых наших сограждан (в т.ч. и о. Георгия Митрофанова) к генералу Власову - постмодерн. На первом уровне постмодернистское сознание провоцирует желание выделиться, быть оригинальным и оно, к сожалению, далеко не чуждо уважаемому профессору протоиерею отцу Георгию Митрофанову. Второй уровень гораздо более глубинный и страшный - это постмодернистское богословие, как богословие подмены понятий. В "Макбете" ведьмы говорят: "Грань между добром и злом сотрись". По-английски эта фраза звучит еще более выразительнее: "Good is bad and bad is good": "добро есть зло, а зло есть добро". И, к сожалению, это присутствует в книге о. Георгия: предатели у него объявляются героями России, а настоящие герои, в лучшем случае - беспомощными жертвами, чья гибель не отличается от смерти власовцев на виселице, в худшем - "служителями зла". Сама идея победы над грехом через грех, в данном случае - искупление предательства предательством является не христианской, а гностической и сектантской. Как известно, хлысты призывали лечить блуд блудом, что-то подобное мы замечаем и у отца Георгия. В-третьих, отцу Георгию не чужд концепт империи зла. Известно его высказывание о том, что в советский период подавляющее число наших граждан служило злу, а не России. Соответственно получается такая дихотомия: империя зла - империя добра, но это манихейская концепция в ее чистейшем виде.

К сожалению, постмодернистской мысли и постмодернистскому богословию не чужды концепты манихейства и гностицизма, а именно деление существующих политических структур и современных государств на области зла и области добра. С другой стороны, в гностицизме зачастую добро переходит в зло, а зло - в добро. Как раз Святейший Патриарх Кирилл и вскрыл эти гностические корни постмодернистского "богословия", говоря о том, что мы "сейчас живем в такую эпоху, когда стираются грани между добром и злом в сознании людей. И происходит это не потому, что объективно эти грани стираются - зло перетекает в добро, добро перетекает в зло, - а потому, что основное направление мысли - философской мысли, политологической мысли - сегодня направлено на то, чтобы эти грани между добром и злом были размыты".

Данное высказывание Святейшего Патриарха Кирилла не является императивным для Русского Зарубежья. В Церкви в главном - единомыслие, в остальном свобода, во всем - любовь. Понятно, что в Зарубежье среди вашей паствы осталось много сторонников власовского движения, поэтому им не предлагали никогда покаяться за прошлые грехи, заботясь прежде всего о церковном воссоединении. Нет сомнения в том, что многие Ваши прихожане, в том числе родственно или политически связанные с власовским движением, по-своему любят Россию и являются честными людьми. (Т.е. есть нечто главное, а быть или не быть власовцем - это второстепенное, "остальное". И, идя на союз с РПЦЗ, РПЦ изначально была готова принять в любовь и в единомыслие изрядную толпу патриотически настроенных власовцев. - М.З.) Понятно, что Вы защищаете определенную часть Ваших прихожан и некоторые предания Русского Зарубежья. Мы не отрицаем Вашего права на свое мнение, тем более не требуем от детей и внуков власовцев осудить своих отцов: это напоминало бы диссидентский дискурс, типа перестроечного фильма "Покаяние", где сын выбрасывает своего отца из могилы и в чем-то явилось бы воспроизводством хамова греха. Но от вас мы ждем подобного же неосудительного отношения к нашим прошлым историческим грехам. "Декоммунизация" должна свершиться прежде всего в совести и сердцах человеческих, (А денацификая совершиться в сердцах не должна? Надо оберегать "предания Русского Зарубежья". - М.З.) а лишь затем - в названиях улиц. Внешние действия без внутреннего преображения будут бесполезны, тем более, что речь идет о проявлении той общей системной апостасийной болезни, которой болели и болеют христианские народы в ХХ и ХХI веке.

Поймите и нас: до сих пор живы сотни тысяч пострадавших от нацизма и коллаборационистов, тысячи ветеранов Великой Отечественной Войны. Для них тексты о. Георгия - нравственно невозможны, согласиться с ними означает перечеркнуть всю свою жизнь, весь свой страдальческий опыт. Для огромного большинства нынешних россиян 9 Мая, День Победы - один из немногих объединяющих дней, все равно как для американцев - День Благодарения и реабилитировать Власова - значит отменять этот общенародный праздник и еще более дестабилизировать Российское общество. (В общем, простите нас, святой власовский отец и потерпите немного, у нас ещё живы "пострадавшие от нацизма". - М.З.)

Среди прославленных в наше время святых есть те, кто молились за одоление нацистской чумы и трудились для победы русского оружия, как например преп. Серафим Вырицкий и святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Среди усопших и ныне живущих старцев и подвижников благочестия есть те, кто воевал, освобождал Европу от нацизма, и для них опыт войны и Победы явился частью их опыта веры, временами - вхождения в Церковь. Достаточно назвать хотя бы имена ныне здравствующего архимандрита Кирилла (Павлова), профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии прот. Аркадия Иванова, из усопших - восстановителя Троице-Сергиевой Лавры епископа Алексия (Коноплева), архиепископа Ярославского Михея (члена Александро-Невского братства), наместника Псково-Печерской Лавры игумена Алипия (Воронова), и это лишь отдельные примеры среди многих десятков и даже сотен имен. Для нас День Победы - не только светский, но прежде всего церковный праздник, день поминовения воинов, за веру и Отечество жизнь свою положивших, а также - страдальцев от нацистов убиенных. То, что прот. Георгий Митрофанов называет этот день "победобесием" - страшно и прискорбно, и поддержка его со стороны весьма почитаемых членов Синода Русской Православной Церкви за Рубежом причиняет православным российским гражданам немалые нравственные страдания.

Солидаризация с Власовым, по сути дела, бросает тень на сонм сербских новомучеников, убиенных нацистами и прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти ХХ в. Упомянем среди множества их священномученика Петра (Зимонича), митрополита Дабробосанского (память - третье воскресенье сентября) исповедника Досифей (Васича), митрополита Загребский (память 13 января) и многих других. Вспомним и наших русских страдальцев, прославленных в лике святых Константинопольским патриархатом в 2004 г. - мать Марию Скобцову, протоиерея Алексея Медведкова, священника Димитрием Клепининым, Юрия Скобцова и Илью Фундаминского. Поэтому, почтительно просим: не загоняйте нас, пожалуйста, в нравственный тупик. Мы любим и почитаем Вас и Ваших сослужителей, но чувство любви не должно сталкиваться с ощущением Правды Божией и исторической истины. (Догадываетесь, почему протодиакон Владимир не упомянул новомучеников, убиенных нацистами и прославленных Русской Православной Церковью?  А таковых ... просто нет. Церковь не сочла возможным причислить к сонму новомучеников священников, погибших в период оккупации. И, как я понимаю, произошло это не в силу абстрактного антикоммунизма (нельзя разбавлять антисоветский пафос доктрины новомученичества), а в силу конкретного нежелания обострять отношения с власовской РПЦЗ. - М.З.)

Смиренно и почтительно просим вас также - не толкайте нас в правовой тупик. С точки зрения нынешнего российского законодательства не реабилитированный и доныне генерал Власов - изменник и пособник нацизма. 19 мая 2009 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ 549 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России". Уже разрабатывается проект закона "О фальсификации истории", по которому оправдание Власова станет действием, наказуемым по закону. Это весьма близко к тому, что пытаться в современной Германии оправдать Гитлера или Гиммлера, которым служил Власов. Почтительная просьба к Вам не повторять ошибок прежних иерархов Зарубежной Церкви, сталкивавших нас лбом с государством, тем более - сейчас, в эпоху интенсивного церковного строительства и нормализации церковно-государственных отношений. (Оставайтесь власовцами, но не принуждайте нас превращаться во власовцев. Нам сейчас это неудобно по ряду практических соображений. - М.З.)

Как говорит Апостол, во Христе "нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара, ни раба, ни свободного, но все и во всем - Христос" (Кол. 3, 11). Ваш архипастырский авторитет слишком высок, чтобы бросать его на чашку весов узко-партийной точки зрения, а огонь архиерейского благословения слишком священен, чтобы менять его на "чуждый огнь" политического раздора. В 2007 г. был подписан Акт о каноническом общении, который подразумевал забвение прежних политических раздоров и обид, соединение прежде всего во Христе Иисусе и в православной Истине, а не на какой-то узкой мирской политической идеологизированной платформе. Наш Патриарх не может быть первосвятителем только для "власовцев", или "белых", (Тут, как я понимаю, протодиакон Владимир не хотел оскорбить "нашего Патриарха", речь идёт лишь о том, что "наш Патриарх" является Патриархом и для власовцев тоже. - М.З.),ему должна быть предоставлена возможность быть Первосвятителем всея Руси и всех русских. Мир вокруг нас является антихристианским, он агрессивен и страшен и сейчас нам надо не ссориться, а "спешить делать добро". Будем же хранить единство и любовь.

С почтительной любовью во Христе

Диакон Владимир ВАСИЛИК,

доцент СПБДА, СПбГУ

11 сентября 2009 г.

http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=937

___________________________

Послание Архиерейского Синода протоиерею Георгию Митрофанову http://www.synod.com/synod/pdf...

Отзыв Архиерейского Синода на книгу протоиерея Георгия Митрофанова «Трагедия России. Запретные темы истории ХХ века» http://www.synod.com/synod/200...

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить
  • Мягко он как-то ... Нормальный человек сказал бы: "ну и гнида же ты, митрополиче..." ... И кадилом по кумполу.
  • "Многоуважаемый людоед, Я несколько шокирован похвалой книги рецептов "О вкусной и полезной человечине", которую вы высказали её автору, и в связи с этим я хотел бы напомнить вам, что приготовление человечины приветствуется далеко не всеми, хотя и практикуется кое-где. Книга, несомненно, является интересным источником местами полезной информации, хотя некоторые рецепты показались мне несколько нетрадиционными даже для каннибала. Впрочем, принимая во внимание тот факт, что людоедам тоже надо чем-то питаться, я выскажу осторожную надежду, что мы бы могли найти какой-то компромисс - например, схарчивание вами не более 10 человек в месяц, поскольку 11 человек вызвали бы ненужный интерес к вашему образу жизни, а мне бы не хотелось прерывать нашу взаимоуважительную дружбу в очень деликатный исторический момент". вот такие ассоциации вызвало у меня это письмецо...
    • AlexTk
    • 23 августа 2019 г. 22:35
    Кажется, отпор по Власову от РПЦ взаправдешний. Но антисоветчик антисоветчику глаз не выклюет.
  • Наши попики столь алчны и сребролюбивы, что ради маммоны, .... святым лицом и внешним благочестием при случае и черта самого обсахарят. (почти ц )
  • Кратко о том, что я понял из письма: Власов, конечно, предатель и враг, но и большевики-коммунисты тож враги, поэтому с т.з. развития бизнеса лягушку нужно бы варить как-то поаккуратнее, чтоб не выскочила из кастрюльки :joy: Моё глубокое устойчивое имхо: любое (!) современное поповское слово - яркий пример самого откровенного двуличия, желания и рыбку съесть и на тот самый орган сесть. Как говорил брат брата в одноимённой второй части фильма на таможенном контроле в аэропорту Джей Эф Кей - "Вот уроды!" :joy: