• РЕГИСТРАЦИЯ

Ленин о грудинизме (том 10, "опасность превращения пролетариата в простой придаток буржуазной демократии")

Михаил Зарезин
Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.
17 ноября 11:07 63 1234

Предыдущие подборки цитат из работ Ленина:

Ленин о грудинизме (Studieren, propagandieren, organisieren) https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Ленин о грудинизме (том 9)  https://cont.ws/@mzarezin1307/...


Читаем помаленьку ленинские работы 1905 года.

I

Старая власть зашаталась и меньшевики ... испугались. Им стало страшно, что нетерпеливые революционеры забегут далеко вперёд и возьмутся за решение задач, неразрешимых на данном этапе. А Владимир Ильич меньшевиков "утешает". В том смысле, что разгребать навоз, оставшийся от старого режима - занятие долгое, и в революционном правительстве у социал-демократов будет много работы.

<<Если мы хотим не только уступок от самодержавия, а настоящего низвержения его, то мы должны добиваться замены царского правительства временным революционным правительством, которое, с одной стороны, созвало бы учредительное собрание на основании действительно всеобщего, прямого и равного избирательного права с тайной подачей голосов и которое, с другой стороны, было бы в состоянии на деле провести полную свободу на время выборов. И вот атов будет много работы.спрашивается, позволительно ли социал-демократической рабочей партии участвовать в таком временном революционном правительстве? >> (10, 20-23)

<<Мартынов старался довести до абсурда взгляды революционных социал-демократов, пугая их тем, что в случае успешной работы над организацией революции, в случае руководства вооруженным народным восстанием со стороны нашей партии, нам придется участвовать во временном революционном правительстве. А такое участие есть недопустимый «захват власти», есть непозволительный, для классовой социал-демократической партии, «вульгарный жоресизм».

Остановимся на рассуждениях сторонников этого взгляда. Находясь во временном правительстве, говорят нам, социал-демократия будет держать в руках власть; а социал-демократия, как партия пролетариата, не может держать в руках власть, не пытаясь осуществить нашей программы-максимум, т. е. не пытаясь осуществить социалистического переворота. А на таком предприятии она неизбежно в настоящее время потерпит поражение и только осрамит себя, только сыграет на руку реакции. Поэтому-де участие социал-демократии во временном революционном правительстве недопустимо.

Это рассуждение основано на смешении демократического и социалистического переворотов, — борьбы за республику (включая сюда и всю нашу программу-минимум) и борьбы за социализм. Пытаясь немедленно поставить своей целью социалистический переворот, социал-демократия действительно лишь осрамила бы себя. Именно против подобных смутных и неясных идей наших «социалистов-революционеров» и воевала, однако, всегда социал-демократия. Именно поэтому настаивала она всегда на буржуазном характере предстоящей России революции, именно поэтому строго


24 В. И. ЛЕНИН

требовала отделения демократической программы-минимум от социалистической про-граммы-максимум. Забыть все это могут во время переворота отдельные социал-демократы, склонные пасовать перед стихийностью, но не партия в целом. Сторонники этого ошибочного мнения впадают в преклонение перед стихийностью, думая, что ход вещей заставит социал-демократию, в таком положении, взяться вопреки ее воле за осуществление социалистического переворота. Если бы это было так, тогда, значит, неверна была бы наша программа, тогда она не соответствовала бы «ходу вещей»: преклоняющиеся перед стихийностью люди как раз и боятся этого, боятся за верность нашей программы. Но их боязнь (психологическое объяснение которой мы старались наметить в наших фельетонах) неосновательна до последней степени. Наша программа верна. Именно ход вещей подтвердит ее непременно, и чем дальше, тем больше. Именно ход вещей «навяжет» нам безусловную необходимость отчаянной борьбы за республику, именно он практически направит как раз в эту сторону наши силы, силы политически-активного пролетариата. Именно ход вещей неизбежно навяжет нам при демократическом перевороте такую массу союзников из мелкой буржуазии и крестьянства, реальные потребности которых потребуют как раз проведения программы-минимум, что опасения слишком быстрого перехода к программе-максимум являются прямо смешными.

Но, с другой стороны, именно эти союзники из мелкобуржуазной демократии вызывают новые опасения среди социал-демократов известного направления, именно опасения насчет «вульгарного жоресизма». Участвовать в правительстве вместе с буржуазной демократией запрещено резолюцией Амстердамского конгресса13, это есть жоресизм, т. е. бессознательное предательство интересов пролетариата, превращение пролетариата в прихвостня буржуазии, развращение его мишурой власти, на деле безусловно недостижимой в буржуазном обществе.

Это рассуждение не менее ошибочно. Оно показывает, что авторы его выучили на память хорошие резолюции,


РЕВ. ДЕМ. ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА И КРЕСТЬЯНСТВА 25

но не поняли значения их; — зазубрили некоторые антижоресистские словечки, но не продумали их и применяют поэтому совсем некстати; — усвоили себе букву, но не дух последних уроков международной революционной социал-демократии. Кто хочет с диалектически-материалистической точки зрения оценить жоресизм, тот должен строго отделить субъективные мотивы и объективные исторические условия. Субъективно, Жорес хотел спасать республику, вступая для этого в союз с буржуазной демократией. Объективные условия этого «опыта» состояли в том, что республика во Франции была уже фактом и никакой серьезной опасности ей не грозило, — что рабочий класс имел полную возможность развития самостоятельной классовой политической организации и недостаточно пользовался этой возможностью под влиянием, отчасти, как раз обилия мишурных парламентских упражнений его вожаков, — что на деле перед рабочим классом объективно выдвигались уже историей задачи социалистического переворота, от которого отманивали пролетариат Мильераны посулом крохотных социальных реформ.

Теперь возьмите Россию. Субъективно, такие революционные социал-демократы, как впередовцы или Парвус, хотят отстоять республику, вступая для этого в союз с революционной буржуазной демократией. Объективные условия отличаются от французских как небо от земли. Объективно, исторический ход вещей поставил теперь русский пролетариат как раз перед задачей демократического буржуазного переворота (все содержание которого мы обозначаем для краткости словом республика); перед этой же задачей стоит весь народ, т. е. вся масса мелкой буржуазии и крестьянства; без этого переворота немыслимо сколько-нибудь широкое развитие самостоятельной классовой организации для социалистического переворота.

Представьте себе конкретно все различие объективных условий и скажите: что следует думать о людях, которые забывают это различие, увлекаясь сходством некоторых слов, подобием некоторых букв, одинаковостью субъективной мотивировки?


26 В. И. ЛЕНИН

Так как Жорес во Франции преклонялся перед буржуазной социальной реформой, неправильно прикрывая себя субъективной целью борьбы за республику, то поэтому мы, русские социал-демократы, должны отказаться от серьезной борьбы за республику! Ведь к этому, именно к этому сводится премудрость новоискровцев.

В самом деле, не ясно ли, что борьба за республику немыслима для пролетариата без союза его с мелкобуржуазной массой народа? Не ясно ли, что без революционной диктатуры пролетариата и крестьянства нет ни тени надежды на успех этой борьбы? Один из главных недостатков разбираемого взгляда состоит в его мертвенности, шаблонности, в том, что упускаются из виду условия революционного времени. Бороться за республику и в то же время отказываться от революционной демократической диктатуры это все равно, как если бы Ойяма решил бороться с Куропаткиным под Мукденом, заранее отказавшись от мысли самому вступить в Мукден. Ведь если мы, революционный народ, т. е. пролетариат и крестьянство, хотим «вместе бить» самодержавие, то мы должны также вместе добить, вместе убить его, вместе отбить неизбежные попытки реставрировать его! (Оговариваемся еще раз во избежание возможных недоразумений, что мы разумеем под республикой не только и даже не столько форму правления, сколько всю совокупность демократических преобразований нашей программы-минимум.) Нужно поистине школьническое понятие об истории, чтобы представлять себе дело без «скачков» в виде какой-то медленно и равномерно восходящей прямой линии: сначала будто бы очередь за либеральной крупной буржуазией — уступочки самодержавия, потом за революционной мелкой буржуазией — демократическая рес¬публика, наконец за пролетариатом — социалистический переворот. Эта картина верна в общем и целом, верна «на долгом», как говорят французы, на каком-нибудь протяжении столетия (напр., для Франции, с 1789 по 1905 год), но составлять себе по этой картине план собственной деятельности в революционную эпоху, — для этого надо быть виртуозом филистерства.


РЕВ. ДЕМ. ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА И КРЕСТЬЯНСТВА 27

Если русское самодержавие не сумеет вывернуться даже теперь, отделавшись куцей конституцией, если оно будет не только поколеблено, а действительно свергнуто, тогда, очевидно, потребуется гигантское напряжение революционной энергии всех передовых классов, чтобы отстоять это завоевание. А это «отстоять» и есть не что иное, как революционная диктатура пролетариата и крестьянства! Чем больше мы завоюем теперь, чем энергичнее мы будем отстаивать завоеванное, тем меньше сможет отнять впоследствии неизбежная будущая реакция, тем короче будут эти интервалы реакции, тем легче будет задача для пролетарских борцов, идущих вслед за нами.

А тут являются люди, которые наперед хотят, до борьбы, отмерить точно аршином «по Иловайскому» скромненький кусочек будущих завоеваний, которые до падения самодержавия, даже еще до 9-го января вздумали стращать рабочий класс России пугалом ужасной революционной демократической диктатуры! И эти аршинники претендуют на название революционных социал-демократов...

Участвовать во временном правительстве вместе с буржуазной революционной демократией, — плачутся они, — да ведь это значит освящать буржуазный строй, освящать сохранение тюрем и полиции, безработицы и нищеты, собственности и проституции. Это довод, достойный либо анархистов, либо народников. Социал-демократия не отворачивается от борьбы за политическую свободу на том основании, что это есть буржуазная политическая свобода. Социал-демократия смотрит на «освящение» буржуазного строя с исторической точки зрения. Когда Фейербаха спросили, освящает ли он материализм Бюхнера, Фогта и Молешотта, он отвечал: я освящаю материализм в его отношении к прошлому, но не в его отношении к будущему. Вот точно так же и социал-демократия освящает буржуазный строй. Она никогда не боялась и никогда не побоится сказать, что освящает республикански-демократический буржуазный строй по сравнению с самодержавно-крепостническим буржуазным строем. Но она «освящает»


28 В. И. ЛЕНИН

буржуазную республику лишь как последнюю форму классового господства, освящает ее как наиболее удобную арену для борьбы пролетариата с буржуазией, освящает не за ее тюрьмы и полицию, собственность и проституцию, а для широкой и свободной борьбы против этих милых учреждений.

Конечно, мы далеки от мысли утверждать, что участие наше в революционном временном правительстве не влечет за собой для социал-демократии никаких опасностей. Нет и не может быть такой формы борьбы, такого политического положения, которое бы не влекло за собой опасностей. Если нет революционного классового инстинкта, если нет цельного миросозерцания, стоящего на уровне науки, если нет (не во гнев будь сказано товарищам-новоискровцам) царя в голове, — тогда опасно и участие в стачках — может повести к «экономизму», — и участие в парламентской борьбе — может кончиться парламентским кретинизмом14, — и поддержка земской либеральной демократии — может привести к «плану земской кампании». Тогда опасно даже читать по истории французской революции полезнейшие сочинения Жореса и Олара — может привести к брошюре Мартынова о двух диктатурах.

Разумеется, если бы социал-демократия хоть на минуту забыла о классовой особности пролетариата от мелкой буржуазии, если бы она заключила не вовремя невыгодный для нас союз с той или иной не заслуживающей доверия интеллигентской мелкобуржуазной партией, если бы социал-демократия хоть на минуту упустила из виду свои самостоятельные цели и необходимость (при всех и всяких политических ситуациях и конъюнктурах, при всех и всяких политических поворотах и переворотах) ставить во главу угла развитие классового самосознания пролетариата и его самостоятельной политической организации, — тогда участие во временном революционном правительстве было бы крайне опасно. Но при этом условии, повторяем, и в такой же мере опасен любой политический шаг. До какой степени неосновательно приурочение этих возможных опасений к теперешней постановке ближайших


РЕВ. ДЕМ. ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА И КРЕСТЬЯНСТВА 29

задач революционной социал-демократией, это покажут всем самые простые справки. Не будем говорить о себе, не станем воспроизводить многочисленных заявлений, предостережений, указаний по рассматриваемому нами вопросу в газете «Вперед», — сошлемся на Парвуса. Высказываясь за участие социал-демократии во временном революционном правительстве, он со всей энергией подчеркивает условия, которых никогда не должны мы забывать: вместе бить, врозь идти, не смешивать организаций, смотреть за союзником, как за врагом, и т. д. Мы не останавливаемся подробнее на этой стороне дела, уже отмеченной в фельетоне.

Нет, действительная политическая опасность для социал-демократии лежит в настоящее время совсем не там, где ее ищут новоискровцы. Не мысль о революционной демократической диктатуре пролетариата и крестьянства должна страшить нас, а тот дух хвостизма и мертвенности* , который разлагающе действует на партию пролетариата, выражаясь во всевозможных теориях организации-процесса, вооружения-процесса и т. п. Возьмите, например, новейшую попытку «Искры» провести различие между временным революционным правительством и революционной демократической диктатурой пролетариата и крестьянства. Разве это не образец мертвенной схоластики? Люди, сочиняющие такие различия, способны нанизывать красивые слова, но совершенно неспособны думать. Отношение между указанными понятиями на самом деле приблизительно таково, как отношение между юридической формой и классовым содержанием. Кто говорит: «временное революционное правительство», тот подчеркивает государственно-правовую сторону дела, происхождение правительства не из закона, а из революции, временный характер правительства, связанного будущим учредительным собранием. Но какова бы ни была форма, каково бы ни было происхождение, каковы бы ни были

____________________

* В рукописи: «... дух хвостизма, филистерства, буквоедства, шаблонности и мертвенности». Здесь и ниже, в подстрочных примечаниях, восстанавливаются по рукописи наиболее важные места, правленные для газеты М. С. Ольминским. Ред.


30 В. И. ЛЕНИН

условия, ясно во всяком случае, что временное революционное правительство не может не опираться на известные классы. Достаточно вспомнить эту азбучную вещь, — чтобы видеть, что временное революционное правительство не может быть ничем иным, как революционной диктатурой пролетариата и крестьянства. Следовательно, различие, проводимое «Искрой», только тащит партию назад, к бесплодным словесным спорам, от задачи конкретного анализа классовых интересов в русской революции.

Или возьмите другое рассуждение «Искры». По поводу возгласа: да здравствует революционное временное правительство! она назидательно замечает: «сочетание слов «да здравствует» и «правительство» сквернит уста». Разве это не пустозвонная фраза?* Они говорят о свержении самодержавия и в то же время боятся осквернить себя приветствием революционному правительству! Удивительно, право, что они не боятся осквернения от приветствия республике: ведь республика необходимо предполагает правительство, и ни один социал-демократ никогда не сомневался в том, что именно буржуазное правительство. Какая же разница между приветствованием временного революционного правительства и приветствованием демократической республики? Неужели социал-демократия, политическая руководительница самого революционного класса, должна уподобиться анемичной и истеричной старой деве, которая жеманно настаивает на необходимости фигового листка: приветствовать то, что подразумевает буржуазно-демократическое правительство, можно, но приветствовать прямо временное революционно-демократическое правительство нельзя?

Картина: петербургское рабочее восстание победило. Самодержавие свергнуто. Провозглашено временное революционное правительство. Вооруженные рабочие ли-

______________________

* В рукописи после слова «фраза» следует: «И разве одной ее недостаточно, чтобы констатировать некоторый процесс идейного гниения в некоторой части социал-демократов? Ведь это точка зрения не авангарда пролетариата, а хвоста его, это не политические руководители, а политические резонеры, это не революционеры, а филистеры». Ред.


РЕВ. ДЕМ. ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА И КРЕСТЬЯНСТВА 31

куют при возгласах: да здравствует временное революционное правительство! В стороне стоят новоискровцы и, вознося горе свои целомудренные очи, бия себя в свои морально-чуткие сердца, изрекают: благодарим тебя, господи, что мы не похожи на этих мытарей, что мы не осквернили себе уста такими сочетаниями слов...

Нет и тысячу раз нет, товарищи! Не бойтесь осквернить себя самым энергичным, ни перед чем не останавливающимся участием вместе с революционной буржуазной демократией в республиканском перевороте. Не преувеличивайте опасностей этого участия, с которыми вполне может сладить наш организованный пролетариат. Месяцы революционной диктатуры пролетариата и крестьянства сделают больше, чем десятилетия мирной, отупляющей атмосферы политического застоя. Если русский рабочий класс после 9-го января сумел в условиях политического рабства мобилизовать более миллиона пролетариев для коллективного, стойкого и выдержанного выступления, — то при условиях революционно-демократической диктатуры мы мобилизуем десятки миллионов городской и деревенской бедноты, мы сделаем из русской политической революции пролог европейского социалистического переворота.>>

Революционная демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, 12 апреля (30 марта) 1905 г., 10, 23-31)

________________________

Тут Ленин вполне допускает участие эсдеков даже и не в парламенте, а прямо в правительстве. Но речь-то идёт о гипотетическом революционном правительстве, которое возникнет на руинах царизма!

А относительно "вхождения" прямо в буржуазное правительство ИМЛ напоминает:

<<13 Амстердамский конгресс — Международный социалистический конгресс II Интернационала в Амстердаме происходил с 14 но 20 августа (н. ст.) 1904 года. Конгрессом были рассмотрены следующие вопросы: 1) международные правила социалистической тактики; 2) колониальная политика; 3) всеобщая стачка; 4) социальная политика и страхование рабочих; 5) тресты и безработица и другие.

В резолюции по первому вопросу, на которую ссылается В. И. Ленин, указывалось, что социал-демократия «не может стремиться к участию в правительственной власти в рамках буржуазного общества». Однако правые вожди социал-демократических партий вопреки резолюции Амстердамского конгресса вступали и вступают в буржуазные правительства, проводя политику сохранения и упрочения буржуазного государства и господства буржуазии. — 24.>>

Лукавить-то не надо, товарищи. Либо вы за коммунизм, либо вы проводите "политику сохранения и упрочения буржуазного государства и господства буржуазии".

И ещё одно примечание ИМЛ тут весьма к месту:

<<14 Выражение «парламентский кретинизм», неоднократно встречающееся у В. И. Ленина, употреблялось К. Марксом и Ф. Энгельсом. Как писал Ф. Энгельс, «парламентский кретинизм» — это неизлечимая болезнь, недуг, «несчастные жертвы которого проникаются торжественным убеждением, будто весь мир, его история и его будущее направляются и определяются большинством голосов именно того представительного учреждения, которое удостоилось чести иметь их в качестве своих членов» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 8, стр. 92).

В. И. Ленин это выражение применяет к оппортунистам, которые считали, что парламентская система всемогуща, а парламентская деятельность — это единственная и главная при всяких условиях форма политической борьбы. — 28.>>


II

III съезд РСДРП

28

<<ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ ПО ВОПРОСУ ОБ ОТКРЫТОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ВЫСТУПЛЕНИИ РСДРП

Принимая во внимание:

1) что революционное движение в России несколько расшатало и дезорганизовало уже самодержавное правительство, которое оказывается вынужденным допустить свободу политического выступления враждебных ему классов в сравнительно значительных размерах;

2) что этой свободой политического выступления всего более и почти исключительно пользуются буржуазные классы, еще усиливая таким образом свое прежнее экономическое и политическое преобладание над рабочим классом и увеличивая опасность превращения пролетариата в простой придаток буржуазной демократии;

3) что среди рабочих масс все шире и шире развивается и (прорывается, проявляется наружу) стремление к самостоятельному открытому выступлению на политическую арену хотя бы и (в маловажных случаях и хотя бы) без всякого участия социал-демократии;

III съезд РСДРП обращает внимание всех партийных организаций на то, что необходимо:

а) использовать все и всяческие случаи открытого политического выступления общества и народа в прессе, союзах и собраниях для противопоставления общедемократическим требованиям самостоятельных классовых требований пролетариата, для развития его самосознания, для организации его в самом ходе таких выступлений в самостоятельную социалистическую силу;

б) использовать все легальные или полулегальные пути для создания рабочих обществ, союзов и организаций, причем следует стремиться к обеспечению (тем или иным путем) преобладающего влияния социал-демократии на такие союзы, к превращению их в опорные пункты будущей открытой социал-демократической рабочей партии в России;

в) принять меры к тому, чтобы наши партийные организации, наряду с сохранением и развитием своего конспиративного аппарата, приступили немедленно к подготовке целесообразных форм перехода, во всех случаях, когда это возможно, к открытой деятельности социал-демократии, не останавливаясь при этом и перед столкновением с вооруженной силой правительства.>>

Написано 19 апреля (2 мая) (10, 147-148)

______________________

Можно ли "улучшить" наш периферийный капитализм, не уничтожая его полностью? Улучшить не с точки зрения буржуа, а с точки зрения трудового народа. Ну,  например, замедлить разрушение обрабатывающей промышленности и науки, уменьшить долю России в мировом потреблении наркотиков? Вероятно, можно. Но для этого нужна прямая, открытая и честная политика. Для этого нужно, чтобы рабочий класс отстаивал свои интересы, вырабатывал свою политику, осваивал свои, пролетарские методы борьбы. А играть с властями в "честные демократические выборы" - какой-то излишне окольный путь! Компрадоров невозможно усовестить, и перехитрить их, играя по компрадорским правилам, тоже нельзя. Борьба за коммунизм и борьба против наиболее вопиющих уродливостей современного строя - это не разные задачи, это разные этапы решения одной и той же задачи. 


III

<<Движение низов поднимает революционную силу; оно поднимает такую массу народа, которая, во-первых, способна произвести настоящую ломку всего гнилого здания и которая, во-вторых, никакими особенностями своего положения не привязана к этому зданию, которая охотно сломит его. Мало того, она, даже не вполне сознавая свои цели, все-таки способна и склонна сломать его, ибо положение этой народной массы безвыходно, ибо вечный гнет толкает ее на революционный путь, а терять ей нечего кроме цепей. Эта народная сила, пролетариат, кажется такой грозной владыкам гнилого здания, потому что в самом положении пролетариата есть нечто угрожающее всем эксплуататорам. В силу этого самое маленькое движение пролетариата, как бы скромно оно ни было вначале, из какого бы мелкого повода ни исходило, неминуемо грозит перерасти свои непосредственные цели и стать непримиримым, разрушительным для всего старого строя.

Движение пролетариата, в силу самых основных особенностей в положении этого класса при капитализме, имеет непреклонную тенденцию стать отчаянной борьбой за все, за полную победу над всем темным, эксплуататорским, порабощающим. Движение либеральной буржуазии, напротив, по тем же причинам (т. е. в силу основных особенностей положения буржуазии) имеет тенденцию к сделкам вместо борьбы, к оппортунизму вместо радикализма, к скромному учету наиболее вероятных и возможных ближайших приобретений вместо «нетактичной», смелой и решительной претензии на полную победу. Кто борется настоящим образом, тот естественно борется за все; кто предпочитает сделки борьбе, тот, естественно, наперед указывает те «кусочки», которыми он склонен в самом лучшем случае удовлетвориться (в худшем случае он удовлетворяется даже отсутствием борьбы, т. е. мирится надолго с владыками старого мира).

Вот почему вполне естественно, что социал-демократия, как партия революционного пролетариата, так заботливо относится к своей программе, так тщательно определяет задолго вперед свою конечную цель, — цель полного освобождения трудящихся, — так ревниво относится ко всяким поползновениям урезать эту конечную цель* ; по тем же причинам социал-демократия так догматически строго и доктринерски непреклонно отделяет мелкие, ближайшие экономические и политические цели от конечной цели. Кто борется за все, за полную победу, тому нельзя не остерегаться, как бы мелкие приобретения не связали рук, не сбили с пути, не заставили забыть о том, что еще сравнительно далеко и без чего все мелкие завоевания — одна суета сует. Наоборот, для партии буржуазии, хотя бы самой свободолюбивой и самой народолюбивой, непонятна и чужда эта заботливость о программах, вечно критическое отношение к небольшим постепенным улучшениям** .

____________________

В рукописи: «... цель полного освобождения всего трудящегося человечества от всякого гнета, — так ревниво относится ко всяким поползновениям урезать, принизить или опошлить эту конечную цель». Здесь и ниже, в подстрочных примечаниях, восстанавливаются по рукописи наиболее важные места, правленные для газеты М. С. Ольминским. Ред.

В рукописи: «... для партии буржуазии, хотя бы самой либеральной, самой просвещенной, самой свободолюбивой и самой народолюбивой, непонятен и чужд этот ригоризм конечных целей, эта заботливость о программах, это вечно критическое, вечно неудовлетворенное отношение к небольшим постепенным улучшениям». Ред.>>

(Политические софизмы, 18(5) мая 1905 г., 10, 196-197)

С такой точки зрения попытка взяться за руки с друзьями-монархистами, чтоб не пропасть, и попытаться пропихнуть в президенты фотогеничного претендента из мутных соображений (он уже построил социализм в своём акционерном обществе, эти глаза не могут лгать, он уже наворовался, он тоже православный, хуже Путина быть невозможно) может показаться уводящей пролетариат от его коренных задач куда-то в сторону...


IV

<<Мы, социал-демократы, конспирируем от царя и царских ищеек, заботясь в то же время о том, чтобы народ знал все о нашей партии, об оттенках внутри ее, о развитии программы и тактики ее, даже о том, что сказал тот или другой делегат партийного съезда на этом съезде. Гг. просвещенные буржуа, освобожденцы, конспирируют... от народа, ничего не знающего в точности о пресловутой «конституционно-демократической» партии, но зато они откровенничают с царем и с ищейками царя. Ну, как же не демократы?>>  (Политические софизмы, 26(16) июня 1905, 10, 195)

Очень важная мысль, как мне кажется. Большевики - партия рабочего класса. Коренные интересы рабочего класса и прочих трудящихся совпадают. Политика партии подчинена интересам трудящихся и осуществима только при деятельной поддержке масс. Поэтому партия заинтересована в том, чтобы народ "знал всё", поэтому партия не мудрит, не химичит, не делает из своей политики и из процедуры принятия политических решений некоего  сакрального акта, закрытого для профанов. Уж если мы поддерживаем православного предпринимателя Грудинина, не гнушаясь союза с монархистами и черносотенцами, то на то есть такие-то и такие-то объективные причины. Их надо огласить и открыто обсудить. И не глумиться над пролетарским гимном:

Либо партия верит вождям и Павлу Николаевичу на слово. Так тоже можно, ибо чудо, тайну и авторитет никто не отменял.


Продолжение следует.

Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.

Перестройка в США – хроники «сдувающейся» империи

Это то, о чём говорят «на американских кухнях», что передаётся «сарафанным радио». И что вызывает зреющее недовольство у населения. Как по мне, то самое время перечитать «...

Первая и последняя встреча Путина с Зеленским

Как вы думаете, почему Владимир Путин согласился поучаствовать в нормандском саммите, в этом странном мероприятии, заранее обреченном на провал? Вот и я не знаю. Могу лишь предположить. Для н...

Запустили "Силу Сибири". Опять сырьё? Нет, это высочайшие технологии!
  • vovanpain
  • 5 декабря 09:54
  • В топе

Все СМИ вчера сообщили о запуске газопровода "Сила Сибири", по которому начнутся поставки нашего газа в Китай."Опять сырьё", скажут многие, кто услышит эту новость. "Когда же наконец в России будут вы...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Четвёртый устой традиционного рыночного общества

    Всё у нас хорошо складывается с возрождением. Возродились наркомания, проституция и высокая духовность. Уже не стыдно смотреть в глаза иностранцам и правозащитникам. Но, честно говоря, скребли кошки на душе... Были какие-то сомнения по части четвертого устоя, по части креативности. А теперь эти сомнения развеяны. Всё путём! Кольчуга из скреп звенит малиновым звон...
    288

    Духовность в цифрах

    Немного религиозной статистики начала века. Поучительно, как мне кажется.http://www.atheism.ru/archive/text/849.phtmlПортал-Credo.ru: 23 декабря 2002 годаРелигия играет важную роль в жизни только 14% россиянВ четыре раза больше американцев, чем россиян, считают религию важной частью своей повседневной жизни. Об этом свидетельствуют опубликованные в пятницу итоги опрос...
    120

    НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ХРИСТИАНСТВА И НАУЧНОГО КОММУНИЗМА

    Святейший Патриарх Алексий II  и алчущий истины Г.А. Зюганов Святейший Патриарх Кирилл и обретший истину церковный орденоносец Г.А. Зюгановhttp://www.ateism.ru/library/starchenkov01.htmГ. И. Старченков. ХРИСТИАНСТВО И ЦЕРКОВЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНОГО-АТЕИСТА. М., 2002.Глава VI. НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ХРИСТИАНСТВА И НАУЧНОГО КОММУНИЗМА“Если немно...
    138

    РПЦ в годы советской власти

    Г. И. Старченков. ХРИСТИАНСТВО И ЦЕРКОВЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНОГО-АТЕИСТА. М, 2002.  http://www.ateism.ru/library/starchenkov01.htm#_Toc9349756Глава III. НЕГАТИВНАЯ РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ§ 2. РПЦ в годы советской власти“Никто не даст нам избавленья,Ни Бог, ни царь и ни герой.Добьемся мы освобожденьяСвоею собственной рукой”.Из “Интернационала” – гимна с...
    219

    УПАДОК XIII ВЕКА

    http://www.gribuser.ru/xml/fictionbook/2.0КАГАРЛИЦКИЙ Б. Ю. Периферийная империя: циклы русской истории. Алгоритм, Эксмо. М 2009Глава II. УПАДОК XIII ВЕКА Если в начале своей истории Россия выглядит столь процветающей и развитой, то почему с XVII вплоть до конца XX века главной задачей государства оказалась борьба за преодоление разрыва по отношению к Западу? В чем ...
    972

    Садуль боится опоздать

    Жак Садульhttp://militera.lib.ru/memo/french/sadoul_j01/index.htmlСадуль Ж. Записки о большевистской революции. 1917—1919. — М.: Книга, 1990. — 400 с. — (Историко-литературный архив). — Тираж 60 000 экз. — ISBN 5-212-00283-4 ≡ Sadoul J. Notes sur la révolution bolchévique. — Paris: Éditions de la Siréne, 1920. — 465 pПетроград. 6(19) дек.Дорогой друг [п...
    112

    Ленин о грудинизме (т. 12, "Революционный пролетариат гнушается всякого лицемерия и беспощадно борется со всеми попытками затушевать действительное положение вещей")

    Продолжаем искать в трудах Владимира Ильича обоснования прогрудининской тактики. Увы, в первых одиннадцати томах Полного собрания сочинений ничего такого найти не удалось. Переходим к тому двенадцатому. IМЕЖДУ ДВУХ БИТВ«Пролетарий» № 26, 25 (12) ноября 1905 г.<<Гражданская война естественно отличается от других войн тем, что формы сражений го...
    197

    Би-би-си топит принца

    Ничего не понимаю. Ну да, не все принцы одинаково гомосексуальны, некоторые охочи до баб. Но как можно священные подробности личной жизни августейших особ делать предметом досужих сплетен? Как можно расшатывать скрепы и выдёргивать устои? Ведь даром-то такое не проходит. Сегодня мы обсуждаем интимную жизнь августейшей особы, завтра - интимную жизнь духовного лиде...
    2194

    Когда в стране нет ни Грудинина, ни Зюганова, всё приходится делать самим

    https://ria.ru/20191205/1561982525.htmlВо Франции начнется бессрочная забастовка против пенсионной реформы ПАРИЖ, 5 дек – РИА Новости, Людмила Орищенко. Масштабная общенациональная забастовка, которая повлечет за собой значительные перебои в работе общественного транспорта, начнется во Франции 5 декабря и, как предполагается, будет бессрочной; разные кат...
    172

    Взгляд на героев-чехословаков белым глазом

    С точки зрения красных чехословацкий корпус в Сибири - это собрание каких-то уникальных упырей и вурдалаков. Если японцы, американцы, англичане, канадцы, итальянцы, французы прибыли в Сибирь, чтобы убивать и грабить, то чехословаки не просто убивали и грабили. У них была высокая идея. Они способствовали расчленнпию и порабощению России для того, чтобы помочь Чехослова...
    279

    Католические преступления

    http://www.ateism.ru/library/starchenkov01.htmГ. И. Старченков. ХРИСТИАНСТВО И ЦЕРКОВЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНОГО-АТЕИСТА. М, 2002.Глава II. КОРОТКО О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ РИМСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИК усобицам зовут и бьют тревогуКолокола, назначенные Богу.А. ДантеСвыше трех веков христианство, возникшее на востоке Римской империи, отстаивало в жестокой борьбе свое право на сущест...
    175

    Не бывает духовного обновления без казённо-бюрократического поощрения

    Свершения и прорывы на пути клерикализации постсоветского пространства.I. Укрепляя термоядерную триадуhttp://www.atheism.ru/archive/text/576.phtmlПризыв (Владимир): 2 августа 2002 годаРитуалМуромляне освятят стратегический бомбардировщикСпециальный военный самолет прислали за муромской делегацией на один из аэродромов Нижегородской области, чтобы перевезти ее в эскадр...
    198

    Сбербанк дорвался до халяльного

    Олег Владимирович Ганеевhttp://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=7385329 ноября 2019 года, 13:52Сбербанк активизирует развитие исламского банкинга в РФУфа. 29 ноября. ИНТЕРФАКС - Сбербанк разрабатывает комплекс решений для развития исламского банкинга в Москве, Санкт-Петербурге и ряде регионов РФ, сообщил заместитель председателя правления банк...
    236

    Разводиться на старости лет может только серьёзный мужчина по серьёзным кошерным причинам

    http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=7386102 декабря 2019 года, 11:48Федерация еврейских общин осудила кампанию по дискредитации ее руководителяМосква. 2 декабря. ИНТЕРФАКС – В Федерации еврейских общин России выступили против дискредитации своего президента Александра Бороды и расценили ее как попытку ослабить влияние самой общины."В после...
    303

    Неистовый поборник православно-мусульманской духовности

    Дмитрий Фёдорович Аяцков, глава администрации (1996) и первый губернатор Саратовской области (1996—2005)С каким изумлением и с каким жгучим стыдом будут узнавать о духовных подвигав Дмитрия Фёдоровича наши потомки. И что они будут думать обо всех нас, невольных соучастников этого и многих, подобных этому, шабашей духовности?http://www.atheism.ru/ar...
    275

    Сибирские партизаны глазами противника

    Господин Думбадзе, разумеется, деликатно умалчивает о скотской жестокости карателей. А потому и то обстоятельство, что Ивана Феофиловича ( в примечаниях к книге он ошибочно назван "Феофановичем")  Ромерова сварили в асфальте, может показаться читателю ненужной экстравагантностью. (Кстати, и сам факт столь необычной казни не доказан: "Один из ближайших помощников ...
    283

    "... ни иудаизм, ни христианство не имеют морально-нравственных корней"

    http://www.ateism.ru/library/starchenkov01.htmХРИСТИАНСТВО И ЦЕРКОВЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНОГО-АТЕИСТАГ. И. СтарченковГлава I. БИБЛИЯ КАК ИСТОЧНИК АТЕИЗМА“Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведность” (2 Тим 3:16)Следует кратко напомнить, что христианство возникло 2 тысячи лет тому назад на Ближнем и Сред...
    298

    Раньше-то с шумерами не церемонились...

    Совнарком в некотором недоумении остановился перед чудом самостийности. Дескать, никто не покушается на право наций на самоопределение, но почему вы, сукины дети, проводите буржуазную политику?___________________http://istmat.info/node/28072Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942, стр. 76-77.Статья № ...
    308

    Страна городов

    http://www.gribuser.ru/xml/fictionbook/2.0КАГАРЛИЦКИЙ Б. Ю. Периферийная империя: циклы русской истории. Алгоритм, Эксмо. М 2009Глава I. СТРАНА ГОРОДОВ Русь возникла позднее большинства европейских стран. И появилась она при довольно специфических обстоятельствах. Русь родилась на «пути из варяг в греки». В Средние века путешествие по воде было и быстрее, и безопа...
    389

    Покупка чёрного ящика с белым котом состоялась

    https://rusk.ru/newsdata.php?idar=86487Сводка новостей от 30 ноября 2019Несмотря на призывы научной общественности, министерство культуры России не стало выкупать архив адмирала Александра Колчака во время аукциона в Париже. Вместо чиновников Минкульта об этом позаботились частные российские благотворители, которые выделили средства представителям Госар...
    375
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика