• РЕГИСТРАЦИЯ

Новый исторический фатерлянд

Михаил Зарезин
Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.
16 ноября 20:03 6 2476


Ленин был сущим профаном в делах межнациональных. Вот так, между делом, взял, и собрал воедино рассыпавшуюся на сотню рынков и рыночков державу. Просто сказал рабочим и крестьянам всех национальностей, что они - одна семья, а капиталисты и помещики - их общие враги.

А Романовы - совсем другая статья. Христине традиционноконфессиональные, молитвенники, люди основательные и осторожные, если что и делали, то предварительно советовались со святым старцем Григорием или с баронессой Крюденер, на худой конец. Вот перевалила русская армия через Кавказский хребет, а там что ни ущелье - то народ. И у каждого народа - своя вера, свой язык, свои родственники за пределами империи, давние обиды на всех соседей. И что тут делать? А очень даже просто. Надо набрать по немецким хуторам добродетельных бауэров, желательно, в максимальной степени свихнувшихся на религиозной почве, , да и переселись их с Рейна на Куру вместе с пасторами и миссионерами. И всё будет зашибись. Русское влияние упрочится, туземцы европеизируются, край расцветёт и замирится.

Воевали-то за что на Кавказе? А за то, чтобы поднять в крае цивилизованность, заселив его представителями более высокого культурно-религиозного типа. Понимать надо.

______________

История немцев России

доктор исторических наук, профессор А.А. Герман (1–8 гл.) и доктор философских наук, профессор Т.С. Иларионова (9–10 гл.).

https://geschichte.rusdeutsch....

3.4. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НЕМЕЦКИХ КОЛОНИЙ НА КАВКАЗЕ

Поселение немцев в Закавказье

Поселение немцев в Закавказье началась практически сразу же после окончания первой Русско-иранской войны и заключения Гюлистанского мирного договора между Россией и Ираном в 1813 г. Среди целей переселения немцев на Кавказ было желание России развивать здесь с их помощью ряд отраслей местного сельского хозяйства и кустарного промысла. Однако, при этом не забывалась и другая важная цель: усиление христианского элемента, в первую очередь на Северном Азербайджане.

О том, что Россия уделяла серьезное внимание переселению немецких колонистов на завоеванные ею земли Закавказья, свидетельствует распоряжение императора Александра I выделить на их обустройство из государственной казны 100 тыс. руб. серебром.

Процесс переселения немецких религиозных групп в Закавказье начался в 1817-1818 гг. Идейным вдохновителем переселения немцев на Кавказ был главнокомандующий кавказской армией, генерал А. П. Ермолов. Однако и сам Александр I интересовался и занимался данным вопросом. Ещё раньше, во время Венского конгресса, 4 июня 1815 г. император, направляясь в Штутгарт, где находилась главная ставка русской армии, по пути в Хельбронне встретился с представителями немецких религиозных сепаратистов, которые обратились к нему с просьбой о разрешении переселиться на Кавказ. Ознакомившись с сутью сепаратистских вероучений, император после встречи с представителями немецких религиозных сепаратистов - баронессой В. Крюденер и И. Г. Юнг-Штиллингом, дал согласие на поселение колонистов в районе Кавказа.

        Генерал Ермолов

        Баронесса Крюденер


Главными причинами переселения немецких колонистов в Россию были конфессиональные мотивы и тяжёлые условия жизни в раздробленной Германии.

Первая немецкая колония в Закавказье - Мариенфельд была создана близ села Сарти-чала в октябре 1817 года выходцами из села Швайкгель Вюртембергского королевства. Переселенцы - 31 семья ( 181 человек) первоначально прибыли в Тифлис. По указанию А. П. Ермолова, и на основании правил о колонистах, им предоставили по 60 десятин на каждую семью. Колония Мариенфельд относилась к Сартчальским колониям, которые находились в Тифлисском уезде Тифлисской губернии.

Вслед за первой партией колонистов, отправившихся на Кавказ, в путь собрались ещё 1400 семей из Вюртемберга. Их отправление было назначено на апрель 1817 г. Осенью 1818 г. часть этих колонистов (486 семей) также прибыла в Тифлис. Этими и прибывшими ещё позднее колонистами в 1818 – 1820 гг. были основаны колонии Ней Тифлис, Катариненфельд, Елисаветталь, Александерсдорф, Петерсдорф. Все они располагались недалеко от Тифлиса и вместе с колонией Мариенфельд составили первый очаг немецкой колонизации Закавказья.

Для последних колонистов прибывших в Закавказье, удобных мест для расселения в районе Тифлиса не оказалось. Поэтому, им решили предоставить удобные земли в Елизаветпольской губернии. Но будущие колонисты не согласились. Отряд казаков силой выселял их из Тифлиса и заставил следовать в Елизаветполь. Весной следующего 1819 года, также под конвоем, эти немцы (118 семей) перебрались на левый берег реки Гянджа-Чай, где их поселили в семи верстах от Елизаветполя. Переселенцы основали здесь колонию, названную Еленендорф – в честь великой княгини Елены Павловны, великой герцогини Мекленбург–Шверинской. Это была первая немецкая колония в Северном Азербайджане. Вторая появилась в 1820 г. и была названа Анненфельд – в честь великой княгини Анны Павловны, королевы Нидерландской. Её основали 67 семей.

Возлагая на немцев большую надежду, как на культуртрегеров, несущих на новые места европейскую культуру хозяйствования, Россия оказывала им всяческую помощь. Официальные власти не скупились на расходы. Так, при обустройстве переселенцев из Вюртембергского королевства в Закавказье казна израсходовала 697 428 руб. серебром. Еще до выхода их с родины, каждой семье выдали достаточно большие подъемные.

Эти средства выдавались колонистам в долг, и к 1837 г. они задолжали Российскому государству 206 130 руб.

Наряду с немецкими переселенцами, российские власти разрешили поселиться на Северном Кавказе миссионерам из Швейцарии. Они также были немцами и появились здесь в 1821 г., поселившись в городе Шуша и в Карабахской провинции. К большому разочарованию российской администрации, мессионеры в последующие 13 лет, не только не создали ни одной колонии, но даже не обратили в христианство ни одного иноверца.

Переселение же вюртембергских немцев было продолжено. Процесс их обустройства в Северном Азербайджане шел еще несколько лет.

В 1842 г. 70 колонистов, прибывших из Таврической губернии “пожелали поселиться в Каспийскую область”. Они были размещены на казенной земле, лежащей в семи верстах от Шамахы, по течению реки Пирсаат. Численность их достигала 92 чел. Однако неблагоприятные условия, прежде всего климатические, повлияли на их здоровье. Поэтому вскоре они возвратились обратно.

Русское правительство продолжало заботиться о немецких колонистах и после водворения их в Закавказье. Например жители Еленендорфа получили пособие на строительство кирхи. Кроме того, они на 10 лет были освобождены от всяких повинностей. За это десятилетие российское правительство в целом израсходовало на колонистов этого села 211 604 руб. 98 коп. ассигнациями.

Первоначально предполагалось выделить колонистам по 60 десятин земли на каждую семью. Однако, такого количества удобных для земледелия казенных земель не имелось. Поселенцы получили только по 35 десятин земли на семью. Ввиду того, что колонисты оказались полными бедняками, не имевшими средств, им выдали на каждую семью субсидию по 500 руб.

Обустройство поселенцев в Закавказье потребовало от российского правительства больших расходов. К 1823 г. сумма выплат составила        1 065 642 руб. серебром. Колонистам выдавали ссуду сроком на 10 лет с обязательством последующей выплаты, начиная с 1823 г., в течение 20 лет. Но поселенцы начали выплату своего долга государству только с 1852 года, и фактически погасили менее трети полученной ссуды.

К середине 1820-х гг. генерала А. П. Ермолова, возлагавшего большие надежды на немцев, постигло разочарование, что он и отметил в своей инструкции от 7 мая 1824 г. Колонисты, пришёл к выводу Ермолов, не стремились распространить свои знания и умение в области европейского ремесла и сельского хозяйства на местное население. И это несмотря на то, что правительство, выдавая им ссуды, рассчитывало на определенное культурно–хозяйственное влияние немцев–колонистов на Южном Кавказе.

Как представляется, российские власти, в лице Ермолова, ожидали получить от колонистов слишком ощутимые результаты за короткий срок и в разных сферах: конфессиональной, культурной, социальной, торговой и производственной. Между тем колонисты на новом месте жительства столкнулись с целым рядом неблагоприятных факторов.

Неблагоприятными факторами развития были климатические условия, малочисленность колонистов, религиозный и языковой барьеры в отношениях с местным населением, различие в уровне хозяйственного и культурного уровня, ментальность, большой ущерб наносили эпидемии и землетрясения. Только после преодоления этих многочисленных трудностей можно было ожидать соответствующих результатов колонизации в культурной и экономической областях. Так и получилось.

К 1870-м годам многие из проблем были преодолены. За 50 лет количество колонистов, проживавших в Закавказье, увеличилось более чем вдвое. Увеличение численности колонистов вело к возникновению проблемы нехватки земли, которая, как правило, решалась за счет земель местного коренного населения. Так, 15 мая 1866 г. жителям Еленендорфа передали 1700 десятин земли, ранее принадлежавшей азербайджанцам. Льготы и привилегии официальных властей для немцев–колонистов прослеживаются в различных сферах их жизни и хозяйственной деятельности.

Основным занятием колонистов–земледельцев в Северном Азербайджане стало виноградарство. Первые виноградники были заложены уже в начале ХIХ в. Главная заслуга принадлежала в этом отношении Еленендорфу. Культивировали местные сорта винограда, которые сажали на склонах глубокого ущелья реки Гянджинки и на соседних склонах холмов. Во второй половине ХIХ в. виноградники этой колонии занимали обширные площади–около 300 десятин.

Развитие виноградарства способствовало появлению в Еленендорфе винодельческой промышленности: 1860 г. стал отправной точкой создания виноделия в Северном Азербайджане. У его истоков в это время стояли немецкие предприниматели колонисты из Еленендорфа Х. Форер И. Гуммель.

Стремясь с помощью колонистов развить на окраине империи различные отрасли хозяйства, российское правительство старалось привлечь их внимание к шелководству и табаководству. В 1841 г. для обучения шелководству кавказская администрация отправила за казенный счет в город Нуху пятерых мальчиков–колонистов. После их возвращения в Еленендорф в 1845 г. здесь уже имелось зарегистрированных 40 домохозяев–шелководов, которым принадлежало и около 14 тыс. тутовых деревьев.

С 1860-х гг. колонисты освоили промышленный выпуск минеральной воды.

С 1849 г. в немецких колониях Южного Кавказа создавались запасные хлебные магазины. Они полностью обеспечивали потребности колонистов на случай неурожая. С января 1851 г. начался процесс образования общественного капитала колонистов.

Кавказская администрация освободила немцев–колонистов Южного Кавказа от поземельных поборов. А земский сбор был установлен в минимальном размере.

Немецкие колонии отличались сильным чувством коллективизма. Так, неурожай покрывался денежным пособием, а в случае пожара погорельцу строили дом; семья умершего колониста поступала в опеку; сироты обеспечивались особыми вкладами.

Совершенствовалось управление колониями. С 1849 г. его передали Экспедиции государственных имуществ, образованной при главном управлении наместника Кавказа. В 1859 г. Экспедицию заменил Департамент государственных имуществ, при котором организовали Особое управление сельского хозяйства и колоний иностранных поселений. Управление просуществовало с 31 марта 1860 г. до 1863 г., а в следующем году вошло в состав названного Департамента. Для непосредственного надзора за колониями существовала должность особого смотрителя немецких колоний.

Особого внимания заслуживает работа Духовного управления немцев–колонистов, поселенных в Закавказье. Большая часть немцев–колонистов прибывших в этот регион состояла из религиозных сепаратистов. Меньшая часть являлась протестантами–лютеранами, которыми должны были управлять пасторы. В связи с этим в 1823 г. в Тифлис прибыли Базельские миссионеры А. Дитрих, Ф. Заремба, и Д. Венц, который стал первым пастором в Еленендорфе (1822–1823 гг.). Первым пастором в Анненфельде был Г. Грегориус (1885–1890 гг.). А. Дитрих составил проект управления духовными делами колонистов, утвержденный в 1829 г.

Еще в 1827 г. было утверждено обер–пасторство всех закавказских колоний. Первым этот пост занял И. Б. Солтен (1827–1830 гг.). Обер–пастору предоставили право вызвать из Базельской миссионерской школы пасторов для колоний, с жалованием от казны. Каждому из них определили по 1. 000 руб. ассигнациями в год.

Российское правительство, преследуя на Кавказе свои цели, уделяло большое внимание духовной жизни немцев–колонистов. В одном только 1830 г. было отпущено около 30 тыс. руб. серебром на постройку в колониях церквей и основания пасторств. На те же казенные средства в ряде колоний (Екатериненфельде, Еленендорфе и др.) построили школьные здания.

Обособленность немцев–колонистов от окружающего населения нашла свое отражение в системе образования. Обучение в немецких колониях южного Кавказа до 1870–х гг. велось на немецком языке. Другие языки не изучались и не использовались.

Кавказская администрация материально помогала колонистам не только в развитии хозяйства, но и в области просвещения. Так, в 30-е гг. ХIХ в. в Еленендорфе на казенные средства построили школьное здание. С 1911 г. колонистам выдавали из казны на каждые 50 детей школьного возраста по 390 руб. серебром помощи.

Немецкие колонии на Северном Кавказе существенно отличались от основанных здесь же русских сел.

                                 Карта немецких колоний Закавказья

Длительная изоляция немцев от местного, в том числе и русского, населения привело к тому, что к концу ХIХ в. колонисты практически не принимали участие ни в государственных делах, ни в общественных. Специфику образа жизни колонистов можно объяснить исходя из того, что большая их часть относилась к религиозным сепаратистам. А они не предполагали надолго задерживаться на Кавказе, поскольку при поселении оговорили себе прав свободного, при наступлении срока («второе пришествие Христа»), ухода в Иерусалим, этот город являлся конечной целью их продвижения из Вюртемберга через Россию на христианский Восток.

Сепаратизм был неотъемлемой частью быта и мировоззрения колонистов, поселенных на Кавказе. Первоначально значительная часть немецких религиозных сепаратистов была обустроена в колонии Екатериненфельд. В период Русско–иранской войны 1826–1828 гг. колония оказалась разрушенной в связи с внезапным нападением иранской армии. По свидетельству миссионеров нападавшие убили 70 колонистов, а 140 увели неволю

После этих событий миссионеры лютеранской церкви успешнее повели работу среди сепаратистов. В связи со сложившейся обстановкой кавказская администрация учредила в Тифлисе под председательством генерал–губернатора Н. Сипягина комитет для изыскания средств на восстановление благосостояния пострадавших колонистов.

Комитет назначил им пасторов, которые с кафедр стали осуждать сектантство. В результате, часть сепаратистов, перешедших в лютеранство, вновь примкнула к прежним конфессиональным единомышленникам. Таким образом, эффект получился отрицательным, и сепаратизм снова окреп. Более того, сепаратисты сами избрали из своих рядов трех пастырей.

Все эти события происходили в 1836 г., когда сепаратисты ожидали “второго пришествия” и находились в весьма напряженном состоянии. Они отказывались уплачивать налоги и другие взносы, в том числе на содержание церквей и школ; перестали посылать детей в сельские школы, обучая из дома.

В 1841 г. в Закавказье ввели общий лютеранский устав, составленный применительно к требованиям колонистов. Однако он не был поддержан и одобрен сепаратистами.

В 1843 г. среди сепаратистов распространилось известие о том, что Бог требует переселения их в Святую Землю. Вследствие чего сепаратисты собрались переселиться в Иерусалим, о чем и поставили в известность власти. Для их задержания была послана казачья команда. Мирные переговоры не принесли положительного результата. Более того, немецкие сепаратисты из всех колоний стали собираться в Екатериненфельде, всего около 40 семей. С разрешения властей сепаратисты отправили двух своих посланцев в Иерусалим и одного в Стамбул. Вернувшиеся посыльные заявили, что “там им не понравилось”, после чего сепаратисты торжественно отреклись от намерения переселиться в Палестину. Тем самым, был положен решительный конец стремлению сепаратистов покинуть Кавказ, а большая часть сепаратистов обратилась к евангелической церкви.

Освоение немцами Северного Кавказа

После окончания русско-турецкой войны 1768 - 1774 годов граница Российской империи была отодвинута. На юге в ее состав вошли земли до Кубани. Для их укрепления сооружалась Азово - Моздокская линия из десяти крепостей. Эта территория заселялась в основном выходцами из внутренних губерний. Российское правительство, заинтересованное в скорейшем освоении региона, разрешило также переселение на Кавказскую Линию иностранных колонистов. 9 мая 1785 года издаётся Указ об учреждении Кавказского Наместничества, а 24 июля того же года - манифест о дозволении иностранцам селиться в городах и селениях Кавказской губернии.

Позволив иностранцам селиться в Кавказской губернии, правительство предоставило им возможность широкой деятельности в области торговли, ремесел, промыслов на льготной основе. Они освобождались на шесть лет от всех государственных податей.

27 октября 1778 г. Екатерина II разрешила селиться на Северном Кавказе пожелавшим того немцам-колонистам Поволжья.

Расходы на эти цели были возложены на Канцелярию опекунства иностранных поселенцев. Разрешением воспользовалось несколько сот колонистов, но переехав на Северный Кавказ, они не смогли обустроиться и рассеялись по городам Кавказской губернии. До начала XIX века в пределах Кавказской губернии так и не возникло ни одной самостоятельной немецкой колонии.

Медленно шло переселение немцев на Северный Кавказ и в первой половине XIX века.

     Северный Кавказ


К концу 1840-х гг. там существовало 5 немецких колоний. Самой первой самостоятельной иностранной колонией здесь стала колония Каррас, основанная шотландскими миссионерами. В 1809, 1810 и 1813 годах сюда переселились колонисты из Поволжья.

Рядом с колонией Каррас со временем возникли еще две - Николаевская (1835 г.) и Константиновская (1837 г.).

Если немецкие колонисты Карраса унаследовали от шотландцев свободу в отправлении веры, тридцатилетний срок освобождения от всех податей и повинностей, то поселенцев дочерних колоний Николаевской и Константиновской наделяли только пятилетним льготным сроком. По истечении льготных лет колонисты уравнивались в правах с казенными крестьянами, освобождаясь лишь от рекрутской повинности.

Колонисты, поселяемые на казенных землях, получали право потомственного владения землей. Отчуждение земли, сдача ее в аренду запрещались. Первоначально под колонию Каррас отводилось 7 000 десятин. Для учреждения колонии Николаевской было отмежевано 3 143 десятины. Земельные наделы колонии Константиновской составили 3 180 десятин. При учреждении колонии Каррас колонистам отводилось по 60 десятин на каждое семейство. Колониям Николаевской и Константиновской предполагалось отвести обширные участки земли - по 30 десятин на душу, но из-за их перенаселенности колонисты получили наделы в шестьдесят десятин на семью.

Поселение, основанное под Ставрополем в 1844 г. выходцами из Поволжья и Новороссии получило название Иоганнессдорф. В том же году в Кизляро-Моздокский округ Кавказской области были водворены 180 немецких семейств из Саратовской губернии. Они основали колонию Каново (Каны).


Немецкие колонии на Северном Кавказе в первой половине XIX века

В 1850-е годы началось переселение немецких колонистов на Кубань. В 1852 году на правом берегу Ейского лимана была основана колония Александрфельд (Александровка) и на берегу Азовского моря - колония Мизельсталь или Михельсталь (Воронцовская). Под учреждение этой колонии отводился участок казенной земли в тысячу десятин. Тридцать семейств, водворенных на эти земли, получили по тридцать десятин. Сто десятин из общего земельного фонда были выделены для духовенства.

В 1854 году у Нальчикского укрепления поселились тридцать четыре семьи из Камышинского уезда Саратовской губернии. Они были приписаны к сословию колонистов Пятигорского уезда, получив из казны 1 500 десятин земли, по 35 на семью. По желанию колонистов их колония была названа Александровской.

В 1861 году на правом берегу Терека выходцами из Саратовской (37 семей), Самарской (1 семья). Новгородской (1 семья) губерний была основана первая немецкая колония в Северной Осетии - Владикавказская, переименованная затем в Михайловскую колонию. Общая земельная площадь колонии составляла 1 250 десятин.

В том же году в Кубанскую область прибыли пятьдесят немецких семейств из Саратовской губернии. В их полную собственность был предоставлен земельный участок на левом берегу Кубани ниже станицы Тифлисской. Каждая семья получила надел в тридцать десятин. Колонисты были освобождены от всех повинностей на 7 лет. Кроме того, они получили разрешение на сбор пожертвований на постройку костела, на рубку леса. В денежном пособии им было отказано. Основанная колония была названа Семеновкой.

Продолжавшееся увеличение численности колонистов заставило командующего Кубанской области сделать особое распоряжение. В соответствии с ним шульцу (старосте) колонии Семеновской предписывалось всех, прибывших в колонию сверх ста значившихся семейств, отправлять в распоряжение ставропольского губернатора для расселения на территории губернии. Кроме того, за счет отселения из колонии Семеновки в Кубанской области были основаны колония Рождественская (1864 г.) и Ново-Николаевская.

В начале 1860-х гг. в Кубанскую области переселились колонисты из Екатеринославской губернии. По личному разрешению Александра II для них были выделены земли между Кубанью и Зеленчуком. В 1861 году выбранные депутаты осмотрели местность, изучили климатические условия. В течение двух лет они жили в пробном поселении, занимаясь овцеводством. В 1863 году, убедившись в пригодности местности для жительства, переселенцы основали на пограничных территориях Ставропольской губернии, Кубанской и Терской областей колонии Вольдемфюрст, Александрфельд ( Кубанская область), Темпельгоф (Терская область), Орбелиановку (Ставропольская губерния) .

В декабре 1867 года колонисты Аккермановского уезда Бессарабской губернии переселились в Ставропольскую губернию на земли статского советника Мартынова на правах аренды. По условиям договора Мартынов передавал колонистам 2 тыс. десятин на 15 лет. Позднее к бессарабским переселенцам присоединились немцы из Херсонской, Таврической, Самарской губерний. Среди них были подданные Германии. Образовавшееся немецкое товарищество выкупило земли у статского советника Мартынова. В 1868 году на этих землях в Ставропольском уезде Ставропольской губернии была учреждена колония Мартынсфельд.

Дальнейший ход переселения немцев на Северный Кавказ свидетельствует об усилении стремления немецких колонистов обосноваться на этой территории. В 1868 году три группы саратовских и самарских переселенцев - из шестидесяти одной семьи под руководством Иогана Шпета и Якова Эйснера, двадцати пяти семей под руководством Карла Гавгаса и Павла Гильдрека, шестидесяти семей Андрея Миллера - подали прошение на поселение в Ставропольской губернии. Группа Шпета-Эйснера, расположившаяся у станицы Невинномысской, первоначально добивалась разрешения на водворение в Кубанской области. Не получив его, группа обратилась к ставропольскому губернатору с просьбой самостоятельно выбрать место для поселения. Губернатор просьбу удовлетворил, но основать новую самостоятельную колонию ни одна из названных групп не смогла. Группы Шпета-Эйснера и Миллера разошлись по Ставрополью, заселив на правах аренды хутора или же присоединились к существующим колониям. Группа Гавгаса-Гильдрека, состоявшая в основном из эстонцев, расселилась в колониях Кубанской области.

В конце 60-х - начале 70-х годов XIX века в Кубанскую область переселилась первая партия немцев из Бессарабской губернии, преимущественно из Аккермановского уезда, в составе 80 семейств. Она поселилась на левом берегу Кубани на частных землях, не принадлежавших войску, на так называемой "закубанской равнине", основав колонию Эйгенфельд (Ванновское). Новая партия немецких переселенцев из Бессарабии основала в 1869 году колонию Розенфельд (Шереметьевское). Затем, около 1871 года, прибыла третья партия бессарабских колонистов, основавшая колонию Александрфельд (Леоновское).

Во второй половине XIX века на территории Кубанской области возникли еще несколько колоний - Фриденталь, Клеофельд, Лилиенфельд, Мариенфельд в Лабинском отделе; Ливенталь в Урупском ок­руге; Гнадентау в Екатеринодарском округе. В этот период русский немец барон Р. В. Штейнгель приобрел в Кубанской области два жалованных имения площадью более девяти тысяч десятин, основав экономию "Хуторок", которая со временем была превращена в передовое хозяйство на Северном Кавказе.

Земли, на которых селились колонисты, составляли значительную площадь. Большая часть их была пожалована в частное владение чиновникам за службу и военным за боевые заслуги на Кавказе. Как только положение в регионе стало стабилизироваться, владельцы этих участков пытались получить доходы, сдавая земли в аренду, или же продавая по низкой цене. Например, пастбищные угодья в Кубанской области можно было приобрести по цене от двух до семи рублей за десятину. Цены на пахотные земли на Северном Кавказе были ниже, чем в других регионах России. В Кубанской области в середине XIX века десятину пахотной земли можно было приобрести по цене чуть выше 10 рублей. Для сравнения: к концу века стоимость десятины земли колебалась от сорока до ста пятидесяти рублей. Например, колонисты колонии Хоффнунгсфельд приобрели землю по 89 рублей 88 копеек за десятину, тогда как в Поволжье и Причерноморье десятина стоила 300-700 рублей.

В 70-х годах XIX века появились первые немецкие колонии на Дону. Большая их часть находилась в Миусском (Таганрогском) и Донецком округах, которые традиционно назывались "крестьянскими", так как доля войсковой земли (то есть принадлежавшей казачеству), в них была мала и процесс купли-продажи и аренды земли происходил интенсивнее. Немецкие колонии располагались так же в Ростовском, Усть-Медведицком округах, где количество потомственных наделов земель было незначительно. В 1869 году двадцать восемь семей сепаратистской братской общины Бердянска основали одно из первых немецких поселений в Таганрогском округе Области Войска Донского. Рядом с этой колонией возникли колонии Корнталь и хутор Принц. В 1870 году появляются две новые колонии - Грюнталь, основанная выходцами из Пфальца, и Розенфельд, заселенная поселенцами из материнских колоний Мариуполя.

Таким образом, на Северном Кавказе возникали, главным образом дочерние колонии. Их основывали колонисты Поволжья и Новороссии, стремившиеся таким образом решить земельные проблемы. Государство здесь, как и в других регионах, оказывало им всяческое содействие. Земля приобреталась в кредит или бралась в аренду.

Управление колонистами осуществлялось по законодательству, введённому Павлом I. Немецкие колонии управлялись местными окружными, губернскими, областными палатами государственных имуществ (Кавказской, Ставропольской и др.) Те же, в свою очередь были в колонистских вопросах подотчётны Попечительскому комитету южнорусских колоний, существовавшему до 1871 г.

Самоуправление внутри северокавказских колоний ничем не отличалось от подобного самоуправления в Новороссии или Поволжье.

Все немецкие хозяйства довольно быстро преодолели трудности становления и превратились в высокорентабельных производителей разнообразной сельскохозяйственной продукции. Рентабельность обусловливалась районированием сельскохозяйственных культур, разведением лучших племенных пород, применением передового сельхозинвентаря, техники, способов обработки земли, грамотной экономической политикой внутри колоний и отдельных экономий и заимствованием у соседних народов приёмов приспособления к экологическим условиям.

Основная часть колонистов Северного Кавказа являлись протестантами. Наиболее крупными протестнтскими конфессиями были лютеранская и реформатская. На основании закона 1832 г. о евангелическо-лютеранской церкви, государство на Северном Кавказе объединило лютеран и реформатов в единую церковь, что не вызвало особого недовольства, поскольку внутри конфессии автономность реформатов сохранялась. На территории региона существовало 6 приходов евангелическо-лютеранской церкви. Все они вместе со своими многочисленными филиалами подчинялись местной Консистории, располагавшейся в Москве.

Колонии Вольдемфюрст (Великокняжеская), Александрфельд, Орбелиановка и Темпельгоф были созданы новоменнонитами - движением, выделившимся из меннонитской общины в 1860-е годы в результате раскола.

Немцы-католики были немногочислены. Они населяли колонии Грюнталь, Петерсгейм, Иосифсгейм Области войска Донского и колонии Семёновскую, Ново-Николаевскую, Рождественскую Кубанской области. Все эти колонии входили в состав деканатов Пятигорска и Бердянска Тираспольской епархии.

Как и в других регионах России, на Северном Кавказе религиозные нормы служили основным регулятором общественных отношений. Они глубоко проникали во все сферы жизнедеятельности немецких поселенцев, превратившись в мощный фактор формирования этнической общности.

Цели, задачи, содержание и характер школьного образования в северокавказских колониях в основном копировались с соответствующих характеристик школьного образования своих материнских колоний и не имели каких-либо принципиальных различий.

Особенностью проживания северокавказских немцев в регионе был постоянно сохранявшаяся опасность нападения на колонии горских племён. наибольшую активность в этом вопросе проявляли чеченцы.

Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.

Россия с нуля строит новый город на 60 000 жителей на границе с Европой

И, главное, как-то тихо это все происходит. Такое ощущение, что СМИ специально отвлекают народ различным информационным мусором, а вот то, что на северо-западных рубежах нашей страны происходит настоя...

МОЛНИЯ! Грета Тунберг потребовала запретить добычу углеводородов и объявила войну патриархату

✔ 16-летняя эко-активистка из Швеции Грета Тунберг потребовала от правительств Норвегии и Канады свернуть добычу нефти и газа – этот род промышленной деятельности в перечисленных страна...

Девушка из Южной Кореи прокатилась автостопом по Сибири (осталась в легком шоке от нашей страны)
  • sam88
  • 11 декабря 09:46
  • В топе

Продолжаю рассказывать о своих приключениях с Joohee (Джухи) – девушкой из Южной Кореи, с которой мы проехали автостопом несколько тысяч километров по Сибири.Собственно, сейчас я расскажу про наш перв...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Ленин о грудинизме (т. 13, "Слишком дорога пролетарская кровь, чтобы проливать ее без необходимости и верной надежды на победу")

     Продолжаем искать в трудах В.И. Ленина какие-либо положения в защиту прогрудининской тактики.  Первые 12 томов Полного собрания сочинений не порадовали, но не будем отчаиваться.  IДОКЛАД ОБ ОБЪЕДИНИТЕЛЬНОМ СЪЕЗДЕ РСДРП (ПИСЬМО К ПЕТЕРБУРГСКИМ РАБОЧИМ)Написано в первой половине мая 1906 г. Напечатано в июне 1906 г. в Москве ...
    66

    Что мешает гречанкам рожать?

    https://rusk.ru/newsdata.php?idar=86566Греки, как и русские, стремительно вымираютПреподавание Закона Божия в школе и объявление Православия государственной религией, к сожалению, уже не останавливает этот процесс… карта ГрецииВ последние годы в Греции, как и в России, наблюдается стремительное падение рождаемости и рост смертности. В результате по прогн...
    74

    Гинзбург антибожественный

    Выкладывал атеистические тексты В.Л. Гинзбурга:Буржуазный атеист https://cont.ws/@mzarezin1307/1524569Буржуазный атеист (2)  https://cont.ws/@mzarezin1307/1525214А теперь попробую дать обзор его воззрений по религиозной части. И, чуть погодя, выложу знаменитое "Письмо десяти академиков" и попытаюсь описать развернувшуюся вокруг него полемику.1. Марксизм...
    107

    Не бывает духовного обновления без казённо-бюрократического поощрения (4)

    Не бывает духовного обновления без казённо-бюрократического поощрения (3)  https://cont.ws/@mzarezin1307/1525821Всё труднее становится понять, где кончается церковь и где начинается государство. Но, в принципе, если вдуматься, буржуазное государство и не должно отделять себя от буржуазной церкви. В противном случае нормальное воспроизводство капитала в стран...
    98

    Ложась на скамью покаяния, снимай с себя все одеяния!

    Некоторые наивные граждане в простоте своей полагают, что покаяться легко. Пришёл в храм, помахал щепотью возле пупка, грохнулся на минутку на колени, приложился к обслюнявленной братками иконе святаго нашего государя-страстотерпца Николая Кроваваго, и всё, ты уже свой в стае, можно заказывать малиновый пиджак. А вот и не совсем так. Правильное покаяние ...
    216

    Двуликий анус

    Важные, ценные и в чём-то парадоксальные мысли высказал на днях Сергей Вадимович Степашин. I https://www.znak.com/2019-12-09/pervyy_direktor_fsb_rf_nazval_otsutstvie_russkih_v_chechne_serezneyshey_problemoy_rossiiБывший премьер-министр правительства России и первый директор ФСБ России Сергей Степашин заявил, что считает исход из Чечни представителей других н...
    338

    О плюрализме патриотических ориентаций

    http://militera.lib.ru/memo/russian/sb_vostochny-front-admirala-kolchaka/index.htmlВосточный фронт адмирала Колчака / Составление, научная редакция, предисловие и комментарии д.и.н. C. B. Волкова. — М.: Центрполиграф, 2004. К. Сахаров. Белая Сибирь (Впервые опубликовано: Сахаров К.В. Белая Сибирь. Мюнхен, 1923.) К.В. СахаровОдно из несчастий нашеrо лихол...
    180

    Не бывает духовного обновления без казённо-бюрократического поощрения (3)

    I. Масштабы и горизонты армейской духовности.http://www.atheism.ru/archive/text/1697.phtmlNEWSru.com: 23 января 2004 годаСреди российских военнослужащих снижается доля православных христианЗаметное снижение в российской армии количества военнослужащих, которые относят себя к православным христианам, отмечают военные социологи.Итоги проведенных в 2003 году Социологичес...
    214

    ЭНИМС

    http://www.xn----8sbeckcargt5bj2ado8m.xn--p1ai/machine-tool-industry/enims.htmlЭкспериментальный НИИ металлорежущих станков (ЭНИМС)Понедельник, 24 Март 2014 19:16Автор Dmitry Gunin Экспериментальный НИИ металлорежущих станков (ЭНИМС)Карточка предприятияНовое название:ОАО «ЭНИМС»Дата основания:1933Статус:Работает, спад от 1990Адрес:Россия, Москва, 5-ый Д...
    274

    Обращение Н.В. Крыленко в солдатам-украинцам

                                 Памятник Н.В. Крыленко в Смоленске                  Октябрьская революция и армия. 25 октября 1917 г. — март 1918 г. Сборник документов. — М.: Наука, 1973. — 456 с. // Под редакцией доктора исторически...
    199

    Татьяна с рыночной душою

                                          Татьяна Становаяhttps://www.inopressa.ru/article/09Dec2019/foreignpolicy/paris1.html9 декабря 2019 г.Татьяна Становая | Foreign PolicyЧто Запад неверно понимает в намерениях России на Украине(...) В преддверии встречи в Па...
    268

    Пора сплотиться на плоту, столкнувши в воду бедноту!

    https://kprf.ru/party-live/cknews/182225.htmlГ.А. Зюганов: «Нас спасет верность России»30 января в Государственной Думе прошли VII Рождественские парламентские встречи «Молодежь: свобода и ответственность». Они проводились в рамках Международных рождественских образовательных чтений. В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы и члены Со...
    335

    "Мы ждали и верили" (из воспоминаний свидомого россиянина)

    Многие читали "Окаянные дни" великого русского россиянина, влюблённого даже и не в Запад, а в прозреваемый духовными очами образ Запада, в святую патриотическую мечту об очистительной демократической оккупации (пусть и в японском исполнении).Но многим ли известны воспоминания Константина Вячеславовича Сахарова? Он видел своими глазами и слышал собственными ушами безоб...
    353

    Кавказская армия в декабре 1917 года

    https://www.twirpx.com/file/707132/grant/1917. Разложение армии/Авт.-сост. В Л. Гончаров. — М.: Вече, 2010. — 496 с.: ил. Телеграмма штаба Кавказской армии в Ставку генерал- квартирмейстеру от 12 декабря 1917 года (?)18701. Чрезвычайно трудные условия транспорта и недостаток продовольствия и фуража заставили главнокомандующего с начала _______...
    312

    НОВАЯ ПОПЫТКА ИСТОРИЧЕСКОГО РЕВАНША РПЦ

    http://www.ateism.ru/library/starchenkov01.htm%D0%A5%D0%A0%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%98%D0%90%D0%9D%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9EГ. И. Старченков. ХРИСТИАНСТВО И ЦЕРКОВЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНОГО-АТЕИСТА. М, 2002Глава V. НОВАЯ ПОПЫТКА ИСТОРИЧЕСКОГО РЕВАНША РПЦ“Отдавайте кесарево кесарю, Божие Богу” (Мф., 22:21)Христианство за 2000 лет своего существования не может назвать каких-либо основ...
    327

    Не называйте вещи своими именами

    http://www.kremlin.ru/events/president/news/62277Совместная пресс-конференция по итогам встречи в «нормандском формате»По окончании встречи в «нормандском формате» В.Путин, Э.Макрон, А.Меркель и В.Зеленский дали совместную пресс-конференцию.10 декабря 2019 года   02:20  Париж<...>В.Зеленский. ...  Я настаивал на необходимости в...
    433

    Зато мы делаем духовность и толерантность создаём ...

    https://ria.ru/20191210/1562197469.htmlВице-премьер Борисов рассказал, кто развалил микроэлектронику в России10:03 10.12.2019 Участник финала чемпионата Молодые профессионалы (WorldSkills Russia) во время соревнований в компетенции Электроника© РИА Новости / Максим БогодвидМОСКВА, 10 дек — РИА Новости. Вице-премьер Юрий Борисов назвал приватизацию предпр...
    1285

    Оказывается, союзников надо подкармливать ...

    http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=7389706 декабря 2019 года, 14:04Патриарх Кирилл просит Собянина помочь отреставрировать московское подворье Православной церкви в АмерикеМосква. 6 декабря. ИНТЕРФАКС - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой оказать материальную помощь в реставрации подво...
    358

    Только раз бывает в жизни случка ...

    http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=7389406 декабря 2019 года, 11:22Кончита Вурст выступила в кафедральном соборе Вены*** Концерт благословил глава австрийских католиковМосква. 6 декабря. ИНТЕРФАКС - Католический архиепископ Вены кардинал Кристоф Шенборн благословил провести в кафедральном соборе Святого Стефана концерт по случаю Междунаро...
    409

    Адмиралъ Хабенский в прицепном вагоне

    http://militera.lib.ru/memo/english/ward_j/index.htmlУорд Дж. Союзная интервенция в Сибири 1918-1919 гг. Записки начальника английского экспедиционного отряда полковника Джона Уорда / с предисловием И. Майского. — М.-П.: Государственное издательство, 1923. Ward, J., Col. With the "Die-Hards" in Siberia. — London: Cassell And Company, Ltd., 1920.-56...
    678
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика