• РЕГИСТРАЦИЯ

Верят ли атеисты в святого Боганета?

Михаил Зарезин
Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.
16 ноября 23:24 829 9921

http://www.atheism.ru/old/VyzA...

Является ли атеизм религией?

А. Вязовский


“Попытки образовать фанатика - это то же самое, что направить луч света в глаза: зрачки инстинктивно сужаются”.

Оливер Венделл Холмс


Довольно часто в беседах с верующими людьми и при чтении религиозной литературы мне приходится встречаться с высказываниями типа: “атеизм - это религия”, “Вам (атеистам) на самом деле приходиться верить в то, что Бога не существует” и т.д. Подобные безграмотные заявления можно встретить и в печати. Например, в казанской газете “Вера” (1996 год №8) опубликована статья с громким и тенденциозным названием “Атеизм - религия лжи”. Автор заявляет, что “религиозность - одно из первейших свойств личности и атеизм - настоящая религия со всеми ее атрибутами”. И далее следует “логичный” вывод: “Такой религии нужно противодействовать всеми силам, помня, что она представляет собой гибельный путь, и атеист - коварнейший враг”. Похожее заключение делает в своем очередном опусе “Детская вера” небезызвестный диакон А.Кураев: “...ибо атеизм есть род религии, есть антирелигия”. А уж от простых верующих такое приходиться слышать по нескольку раз на дню - “Никаких премуществ у атеизма перед религиями нет, поскольку это тоже разновидность религии, от так же построен на вере в отсутствие Бога, ему присущи те же проблемы, что и другим религиям” - это типичная реплика, взятая мной из конференции с “Атеистического сайта”.

Прежде чем объяснить, почему атеизм не является религией, а уж тем более видом верования, я хочу кратко проанализировать мотивацию подобных заявлений. Мне кажется, что наклеивание ярлыков - сильно облегчает и упрощает мыслительный процесс - ведь если определить атеизм как одну из многих религий, то нет необходимости лично разбираться в этом сложном феномене. Помимо этого, атеизм, будучи одной из религий автоматически причисляется к разделу неправильных религий, т.е. таким образом верующий человек структурирует окружающий мир - есть “мы” (например, правильно славящие бога), есть “они” (“заблудшие овцы”), а третьего, понятное дело, не дано - короче, кто не с нами, тот против нас и т.д. Что дает подобное примитивное структурирование и стереотипизация? Ответ очевиден: психологический комфорт - нет белых пятен в картине мира и, следовательно, незачем самому мучиться в поисках истины (ведь она уже давно есть в священном писании, пророчестве и т.д.) и не надо делать сложный мировоззренческий выбор (опираясь на собственные выводы и умозаключения).

Проанализировав некоторые аспекты религиозной психологии, пришло время обратиться к теме моей работы: является ли атеизм религией? Для того чтобы отвтетить на этот вопрос необходимо понять что из себя представляет феномен религии. Для этого я воспользуюсь услугами такой науки как религиоведение. Но вполне вероятно, что научное определение религиии не устроит часть верующих читателей этой работы, поэтому сначала стоит обратиться к богословским разработками данной тематики. Итак, начнем с теологического определения религии. Для А. Меня религия “есть сила, связующая миры, мост между тварным миром и Духом Божественным” (“История религии”. В поисках Пути, Истины и Жизни. Стр. 16-17, М. 1994). По мнению этого православного богослова, вышеупомянутая связь осуществляется прежде всего посредством мистического опыта (т.е. переживаний, связанных с чувством реального присутствия в жизни человека некого высшего начала (там же, с. 12)). Для другого богослова П.А. Флоренского религия - это “система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение”. И, наконец, энциклопедический словарь “Христианство” выделяет среди всех трактовок главное: “религия - организованное поклонение высшим силам” (II том, стр. 462). А теперь зададимся простым вопросом: есть ли в атеизме “связь с Духом Божественным”, “действия и переживания, обеспечивающие душе спасение”, и, в конце концов, “огранизованное поклонение высшим силам”? Не надо быть атеистом, чтобы отрицательно ответить на заданный вопрос.

Но может быть атеизм - религия в научном понимании этого термина? Передо мной лежат пять относительно новых книг по религиоведению: А. Тришин “Мировые религии и религиозные памятники” М. 1997 г., А. Радугин “Введение в религиоведение” курс лекций М. 1997 г., “Религии в истории и культуре” под редакцией М. Писманика 1998 г. М, “Основы религиоведения” под редакцией И.Яблокова 1998 г. М, и, наконец, “Религии человечества” Мишеля Малерба. Во всех этих учебниках можно найти перечисление общих для всех религий признаков и атрибутов:

Идеологическая (концептуальная) составляющая – догматы, “символы веры” и т.п.

Эмоционально-психологическая – вера, мистический опыт, переживания, экстаз и проч.

Культово-прагматическая – религиозные обряды, таинства, ритуалы…

Организационная – церкви, общины и т.д.

Для удобства изложения и наглядности я составил таблицу:

Есть еще один предрассудок относительно атеизма, который стоит прояснить:

“…безбожник изо всех сил старается убедить себя и других в том, что он … ничего не принимает на веру, полагая, что его неверие в Бога есть результат мыслительной деятельности… А что же в действительности? Разумеется, заслоняясь от света Истины, человек просто верит в то, что Бога нет, ибо доказательств привести не может, а совершенно ни во что не верить он не способен” или “Все в этом мире построено на вере. Даже если Вы абсолютный скептик и считаете, что ни во что не верите, то это и есть ваша вера”. Я полагаю, что в целом приведенные цитаты представили точку зрения на атеизм как на веру в то, что бог (и сверхъестественное, вообще) не существует. Это типичное заблуждение кроется в незнании точного значения такого понятия как религиознаы вера. Религиозная вера - это убежденность в реальном существовании сверъестественных существ, особых свойств у отдельных предметов, помимо этого еще и особое психологическое состояние, которое характеризуется рядом объективных признаков: особыми эмоциональными переживаниями и настроениями, эстетическими чувствами и даже аффектами (например, религиозный экстаз). Более того, религиозные верования - эта всегда чувства с "положительным знаком", нечто позитивное, это всегда вера во что-то - святых, пророков, учителей, в священнослужителей, в возможность общения с духами, в истинность догматов и религиозных текстов и т.д. У атеиста же просто нет ни религиозной веры, ни психологического состояния, которым характеризуется эта вера. Поясню на примере: если Вас спросят, верите ли Вы в леших и кикимор? Каков будет ответ? Нет, я не верю или я верю, что их не существует? Очевидно, что неверие не может быть предметом веры, тем более религиозной. Или, например, если Вы христианин или мусульманин, то верите ли Вы, что Зевса не существует или просто не верите в него, а верите во Христа (Аллаха)?

Если Вы честно ответили самому себе на этот вопрос, то теперь понимаете, почему атеизм не является верой в несуществование того или иного божества или сверхъестественного в целом - отсутствие веры никак нельзя превратить в веру в отсутствие.


Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.

Первая и последняя встреча Путина с Зеленским

Как вы думаете, почему Владимир Путин согласился поучаствовать в нормандском саммите, в этом странном мероприятии, заранее обреченном на провал? Вот и я не знаю. Могу лишь предположить. Для н...

Запустили "Силу Сибири". Опять сырьё? Нет, это высочайшие технологии!
  • vovanpain
  • 5 декабря 09:54
  • В топе

Все СМИ вчера сообщили о запуске газопровода "Сила Сибири", по которому начнутся поставки нашего газа в Китай."Опять сырьё", скажут многие, кто услышит эту новость. "Когда же наконец в России будут вы...

Меркель поднимает ставки перед встречей в Париже

Как и следовало ожидать, намёк с законом о госгранице ДНР в Европе поняли хорошо и он им не понравился. Россия фактически показала Берлину и Парижу крайнюю ограниченность их пространств...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Сатанизм

    Есть очень важный и регулярно замалчиваемый аспект нашего бурного и многоцветного духовного возрождения. Сатанизм редко рассматривается как один из магистральных путей приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям. А вот вопрос. Не станет ли интенсивное насаждение казённой традиционноконфессиональной духовности бюрократическими методами инструментом сат...
    87

    Международная духовная мозаика

    http://www.atheism.ru/archive/text/972.phtmlРИА "Новости": 17 февраля 2003 годаВатикан имеет один из самых высоких уровней преступности в миреОдно из самых маленьких государств в мире - Ватикан, расположенный на площади всего в 44 га, имеет один из самых высоких уровней преступности в мире.Как передает корреспондент РИА "Новости", об этом говорится в опубликованном в ...
    76

    Структура скорби

    http://militera.lib.ru/prose/russian/afanasyev_baranov/index.htmlАфанасьев А. Л., Баранов Ю. К. Одиссея генерала Яхонтова. — М.: Советская Россия, 1988. Несколько слов о сенсациях Дотошный читатель этой хроники, возможно, и отметил, что опущено было одно событие того времени, мимо которого не мог пройти Виктор Александрович Яхонтов.Э...
    70

    Должностное лицо да убоится лица духовного

    Интересный опыт управления светскими лицами со стороны лиц духовных. Оказывается, светские должностные лица вполне (и легко!) управляемы.Из текста под номером III мы узнаём, что у противников строительства мечети в Петрозаводске были некоторые рациональные аргументы:"связи представителей мусульманских народов с криминальным миром", "у некоторых из них не было российск...
    74

    Свидомые мелодии

    Здание Центральной рады (бывш. Педагогический музей) в Киеве в 1918 году. В настоящее время в здании находится Киевский Дом учителя.http://militera.lib.ru/docs/da/sb_oktyabrskaya_revolutsiya_i_armiya/index.htmlОктябрьская революция и армия. 25 октября 1917 г. — март 1918 г. Сборник документов. — М.: Наука, 1973. — 456 с. // Под редакцией доктора историч...
    79

    Четвёртый устой традиционного рыночного общества

    Всё у нас хорошо складывается с возрождением. Возродились наркомания, проституция и высокая духовность. Уже не стыдно смотреть в глаза иностранцам и правозащитникам. Но, честно говоря, скребли кошки на душе... Были какие-то сомнения по части четвертого устоя, по части креативности. А теперь эти сомнения развеяны. Всё путём! Кольчуга из скреп звенит малиновым звон...
    381

    Духовность в цифрах

    Немного религиозной статистики начала века. Поучительно, как мне кажется.http://www.atheism.ru/archive/text/849.phtmlПортал-Credo.ru: 23 декабря 2002 годаРелигия играет важную роль в жизни только 14% россиянВ четыре раза больше американцев, чем россиян, считают религию важной частью своей повседневной жизни. Об этом свидетельствуют опубликованные в пятницу итоги опрос...
    189

    НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ХРИСТИАНСТВА И НАУЧНОГО КОММУНИЗМА

    Святейший Патриарх Алексий II  и алчущий истины Г.А. Зюганов Святейший Патриарх Кирилл и обретший истину церковный орденоносец Г.А. Зюгановhttp://www.ateism.ru/library/starchenkov01.htmГ. И. Старченков. ХРИСТИАНСТВО И ЦЕРКОВЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНОГО-АТЕИСТА. М., 2002.Глава VI. НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ХРИСТИАНСТВА И НАУЧНОГО КОММУНИЗМА“Если немно...
    207

    РПЦ в годы советской власти

    Г. И. Старченков. ХРИСТИАНСТВО И ЦЕРКОВЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНОГО-АТЕИСТА. М, 2002.  http://www.ateism.ru/library/starchenkov01.htm#_Toc9349756Глава III. НЕГАТИВНАЯ РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ§ 2. РПЦ в годы советской власти“Никто не даст нам избавленья,Ни Бог, ни царь и ни герой.Добьемся мы освобожденьяСвоею собственной рукой”.Из “Интернационала” – гимна с...
    317

    УПАДОК XIII ВЕКА

    http://www.gribuser.ru/xml/fictionbook/2.0КАГАРЛИЦКИЙ Б. Ю. Периферийная империя: циклы русской истории. Алгоритм, Эксмо. М 2009Глава II. УПАДОК XIII ВЕКА Если в начале своей истории Россия выглядит столь процветающей и развитой, то почему с XVII вплоть до конца XX века главной задачей государства оказалась борьба за преодоление разрыва по отношению к Западу? В чем ...
    1088

    Садуль боится опоздать

    Жак Садульhttp://militera.lib.ru/memo/french/sadoul_j01/index.htmlСадуль Ж. Записки о большевистской революции. 1917—1919. — М.: Книга, 1990. — 400 с. — (Историко-литературный архив). — Тираж 60 000 экз. — ISBN 5-212-00283-4 ≡ Sadoul J. Notes sur la révolution bolchévique. — Paris: Éditions de la Siréne, 1920. — 465 pПетроград. 6(19) дек.Дорогой друг [п...
    173

    Ленин о грудинизме (т. 12, "Революционный пролетариат гнушается всякого лицемерия и беспощадно борется со всеми попытками затушевать действительное положение вещей")

    Продолжаем искать в трудах Владимира Ильича обоснования прогрудининской тактики. Увы, в первых одиннадцати томах Полного собрания сочинений ничего такого найти не удалось. Переходим к тому двенадцатому. IМЕЖДУ ДВУХ БИТВ«Пролетарий» № 26, 25 (12) ноября 1905 г.<<Гражданская война естественно отличается от других войн тем, что формы сражений го...
    261

    Би-би-си топит принца

    Ничего не понимаю. Ну да, не все принцы одинаково гомосексуальны, некоторые охочи до баб. Но как можно священные подробности личной жизни августейших особ делать предметом досужих сплетен? Как можно расшатывать скрепы и выдёргивать устои? Ведь даром-то такое не проходит. Сегодня мы обсуждаем интимную жизнь августейшей особы, завтра - интимную жизнь духовного лиде...
    2439

    Когда в стране нет ни Грудинина, ни Зюганова, всё приходится делать самим

    https://ria.ru/20191205/1561982525.htmlВо Франции начнется бессрочная забастовка против пенсионной реформы ПАРИЖ, 5 дек – РИА Новости, Людмила Орищенко. Масштабная общенациональная забастовка, которая повлечет за собой значительные перебои в работе общественного транспорта, начнется во Франции 5 декабря и, как предполагается, будет бессрочной; разные кат...
    232

    Взгляд на героев-чехословаков белым глазом

    С точки зрения красных чехословацкий корпус в Сибири - это собрание каких-то уникальных упырей и вурдалаков. Если японцы, американцы, англичане, канадцы, итальянцы, французы прибыли в Сибирь, чтобы убивать и грабить, то чехословаки не просто убивали и грабили. У них была высокая идея. Они способствовали расчленнпию и порабощению России для того, чтобы помочь Чехослова...
    341

    Католические преступления

    http://www.ateism.ru/library/starchenkov01.htmГ. И. Старченков. ХРИСТИАНСТВО И ЦЕРКОВЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНОГО-АТЕИСТА. М, 2002.Глава II. КОРОТКО О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ РИМСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИК усобицам зовут и бьют тревогуКолокола, назначенные Богу.А. ДантеСвыше трех веков христианство, возникшее на востоке Римской империи, отстаивало в жестокой борьбе свое право на сущест...
    240

    Не бывает духовного обновления без казённо-бюрократического поощрения

    Свершения и прорывы на пути клерикализации постсоветского пространства.I. Укрепляя термоядерную триадуhttp://www.atheism.ru/archive/text/576.phtmlПризыв (Владимир): 2 августа 2002 годаРитуалМуромляне освятят стратегический бомбардировщикСпециальный военный самолет прислали за муромской делегацией на один из аэродромов Нижегородской области, чтобы перевезти ее в эскадр...
    260

    Сбербанк дорвался до халяльного

    Олег Владимирович Ганеевhttp://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=7385329 ноября 2019 года, 13:52Сбербанк активизирует развитие исламского банкинга в РФУфа. 29 ноября. ИНТЕРФАКС - Сбербанк разрабатывает комплекс решений для развития исламского банкинга в Москве, Санкт-Петербурге и ряде регионов РФ, сообщил заместитель председателя правления банк...
    304

    Разводиться на старости лет может только серьёзный мужчина по серьёзным кошерным причинам

    http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=7386102 декабря 2019 года, 11:48Федерация еврейских общин осудила кампанию по дискредитации ее руководителяМосква. 2 декабря. ИНТЕРФАКС – В Федерации еврейских общин России выступили против дискредитации своего президента Александра Бороды и расценили ее как попытку ослабить влияние самой общины."В после...
    368

    Неистовый поборник православно-мусульманской духовности

    Дмитрий Фёдорович Аяцков, глава администрации (1996) и первый губернатор Саратовской области (1996—2005)С каким изумлением и с каким жгучим стыдом будут узнавать о духовных подвигав Дмитрия Фёдоровича наши потомки. И что они будут думать обо всех нас, невольных соучастников этого и многих, подобных этому, шабашей духовности?http://www.atheism.ru/ar...
    336
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика