Земельная собственность - устой и скрепа духовности

10 1269

http://www.atheism.ru/archive/...

РИА Новости: 22 августа 2001 года

Алексий II выступает за возвращение части тех земель, которые принадлежали Русской Православной Церкви до революции.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий П выступает за возвращение части тех земель, которые принадлежали Русской Православной Церкви до революции. Об этом он заявил в среду на пресс-конференции.

"Мы не ставим вопрос о возвращении всех земель", подчеркнул предстоятель Русской Православной Церкви /РПЦ/, напомнив, что до революции "Церковь была большим землепользователем". Алексий П сказал, что "земли, которые может обрабатывать монастырь и которые необходимы для его жизнедеятельности, нужно возвращать".

По словам Алексия П, многие монастыри показывают сейчас пример работы на земле. "Нужно вернуться к тому отношению к земле, которое было раньше, когда мы называли ее матушка-кормилица", - подчеркнул Патриарх. Он уверен, что "если мы не будем подходить к земле потребительски, а будем относиться к ней как к кормилице, она будет одаривать нас своими плодами".


http://www.atheism.ru/archive/...

РИА-Новости: 4 октября 2001 года

Возвращение церковной земельной собственности не должно осуществляться в ущерб благосостоянию общества, считает Русская Православная Церковь /РПЦ/.

Возвращение церковной земельной собственности не должно осуществляться в ущерб благосостоянию общества, считает Русская Православная Церковь /РПЦ/. Об этом, как передает корреспондент РИА "Новости", заявил в четверг председатель Отдела внешних церковных связей /ОВЦС/ Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на встрече с учеными-экономистами Бюро отделения экономики РАН.

Митрополит отметил, что некоторые из этих земель хорошо возделываются бывшими колхозами и совхозами, и "нельзя, чтобы возвращение принесло вред людям и было связано с какими-либо экономическими потрясениями, Церковь на это никогда не пойдет".

Митрополит Кирилл сказал, что сегодня Церковь не ставит вопрос о возврате всей земли, которой она владела до революции 1917 года. "Речь идет о возвращении земли в таком объеме, какой сейчас Церковь могла бы эффективно ввести в экономический хозяйственный оборот", - пояснил он. Как подчеркнул митрополит Кирилл, речь идет о небольшом количестве земли, которую смогут обрабатывать монастыри.

Как напомнил председатель ОВЦС, правительство РФ недавно приняло постановление, в котором говорится о передаче в собственность религиозным организациям культовых зданий. Митрополит Кирилл пояснил, что на сегодняшний день все храмы, возвращенные РПЦ, находятся у нее в пользовании, а не в собственности.

По его мнению, содержащиеся в правительственном постановлении условия передачи храмов не выгодны РПЦ. "Для того, чтобы храм был возвращен, мы должны получить согласие его нынешнего арендатора, без этого никакой приватизации быть не может", - сказал митрополит Кирилл. Он пояснил, что в случае, если арендатор говорит "нет", возвращение храма Церкви не возможно. Митрополит Кирилл добавил, что во многих невозвращенных храмах сейчас находятся рестораны, музеи, другие заведения, и их владельцы не всегда готовы вести диалог с Церковью.


http://www.atheism.ru/archive/...

РБК: 22 июля 2002 года

Глава аграрного комитета Совета Федерации предлагает вернуть Русской православной церкви конфискованные земли

Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Иван Стариков обратился сегодня к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой об аудиенции для обсуждения вопроса восстановления земельной собственности Русской православной церкви. Об этом сообщили РБК в пресс-службе СФ.

По мнению И.Старикова, этот вопрос "имеет огромное значение для развития земельной реформы в России". "Аграрно-продовольственный комплекс, получивший новый импульс с принятием закона "Об обороте сельхозземель", нуждается в таком традиционно эффективном собственнике и хозяйствующем субъекте, как Русская православная церковь", - считает сенатор. "С точки зрения государства такой шаг, как возвращение конфискованных земель церкви, позволит сохранить значительную часть земельного фонда страны от незаконной распродажи и неэффективного использования, а также создать в сельской местности центры экономической и политической стабильности", - считает глава аграрного комитета СФ.

И.Стариков отметил, что процесс восстановления имущественно-земельного комплекса РПЦ будет носить долгосрочный характер.



http://www.atheism.ru/archive/...

NTVRU.com: 30 июля 2002 года

Законодатели и губернаторы обсуждают вопрос о передаче земли Церкви

Глава комитета Совета Федерации по законодательству Юрий Шарандин заявил сегодня, что процесс передачи Русской Православной Церкви (РПЦ) земель, принадлежавших ей до 1917 года, потребует тщательной предварительной правовой проработки и займет достаточно продолжительное время.

В интервью агентству "Интерфакс" Ю. Шарандин отметил, что если речь пойдет о реституции, то будет необходимо очень четко установить правовой режим передачи собственности бывшим владельцам, в том числе и РПЦ. "В этом случае будет создан прецедент, и можно будет ожидать претензий и от других собственников на земли и иные объекты, которые принадлежали им до революции", - сказал глава комитета.

Другое дело, если речь идет о передаче земель, находящихся сейчас в собственности государства, отметил Ю. Шарандин. По его мнению, передать эти земли можно и без соответствующего закона.

Принятие закона о передаче земель в собственность РПЦ нежелательно, поскольку подчеркнет особое отношение государства к одной конфессии, и тогда вопрос из юридической плоскости уже перейдет в политическую, сказал сенатор. "Поэтому я не стал бы так категорично настаивать на законодательном оформлении передачи земель Православной Церкви", - подчеркнул Ю. Шарандин.

Он считает, что в вопросе передачи земель РПЦ нужно исходить из того, в чьем распоряжении на данный момент находится тот или иной участок, является ли он сельхозугодьем, или лесным угодьем. При этом, полагает глава комитета, для каждой категории земель должен быть отдельный правовой режим.

Вместе с тем Ю. Шарандин не уверен, что РПЦ готова взять на себя все риски, связанные с содержанием земельных угодий. "Эти угодья требуют ответственного подхода. Земли сельхозназначения должны обрабатываться, а не зарастать чертополохом, сдавать их в аренду или закладывать в банк под кредит тоже дело весьма рискованное", - заметил глава комитета.

Он напомнил в интервью "Интерфаксу", что до революции Православная Церковь владела более чем тремя миллионами гектаров земель, в то время как в ведении мечетей находилось чуть более 200 тысяч гектаров.

Между тем губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков подчеркнул в сегодняшнем интервью "Интерфаксу", что он выступает за передачу православным монастырям и церквям земель, принадлежавших им до революции.

"Эти земли должны быть переданы в долгосрочное пользование на безвозмездной основе с вручением монастырям и церквам государственного акта землепользования ", - заявил Д. Аяцков агентству.

Вместе с тем, полагает саратовский руководитель, этот процесс займет довольно продолжительное время и должен осуществляться поэтапно.

Д. Аяцков сказал, что дал поручение областному министерству по земельной политике поднять все архивные документы с тем, чтобы определить, сколько земель было до революции в церковном владении на территории области.

Эту же идею поддерживает и губернатор Самарской области Константин Титов. Он сообщил "Интерфаксу", что Иверскому монастырю на территории области уже отдана земля, на которой он находится.

"С этой землей монахи прекрасно справляются, обрабатывают ее и эффективно содержат", - сказал К. Титов.


http://www.atheism.ru/archive/...

РИА Новости: 31 июля 2002 года

В правительстве России скептически относятся к идее передачи государственных земель в ведение Русской Православной Церкви

В правительстве России скептически относятся к инициативе ряда членов Совета Федерации о передаче 3 млн га государственных земель в ведение Русской Православной Церкви, передает корреспондент РИА "Новости".

Как заявил в среду в беседе с журналистами замруководителя аппарата [правительства] РФ Алексей Волин, во-первых, Россия по Конституции является светским государством, и церковь не может иметь особых экономических и хозяйственных привилегий.

Во-вторых, отметил он, в России большое количество конфессий, и несправедливо выделять одну из них, создавая для нее особые условия хозяйствования.

В-третьих, напомнил Волин, практика с церковным бизнесом в области алкоголя и табака вызвала большое количество вопросов, на которые до сих пор не получены исчерпывающие ответы.

Наконец, заметил официальный представитель правительства, передача государственных земель в ведение РПЦ "будет нарушать припципы священного писания, в котором сказано, что Богу - Богово, а кесарю - кесарево".


http://www.portal-credo.ru/sit...

02 августа 2002, 17:15 

Екатеринбургский священник считает, что поскольку РПЦ против купли-продажи земли, земля должна быть возвращена Церкви даром

                Игумен Димитрий (Байбаков)


Даже если закон о свободной купле-продаже земли на территории Российской Федерации будет принят, Русская православная церковь все равно не будет приобретать землю путем коммерческих сделок. Об этом в интервью "Новому Региону" заявил руководитель информационно-издательского отдела Екатеринбургской епархии игумен Димитрий (Байбаков).

Как отметил отец Димитрий, у РПЦ, помимо принципиальных убеждений, на подобные сделки просто нет денег. Земли должны быть переданы в собственность РПЦ полностью и безвозмездно. Основанием для передачи земель должны послужить документы и свидетельства, отражающие положение дел РПЦ до 1918 года, сообщает Regions.Ru.


http://www.atheism.ru/archive/...

Утро.Ру: 2 августа 2002 года

В регионах отдают землю церкви... не дожидаясь решения правительства

Экономические и политические события – не те, о которых шумит пресса, а те, которые определяют течение жизни нашей огромной страны, – происходят далеко от столицы. В Москве плетут интриги, договариваются о планах и утверждают программы. В регионах вершатся реальные дела. Именно так, судя по последним новостям с мест, происходит с нашумевшим предложением председателя Комитета Совета Федерации по аграрной политике Ивана Старикова. Напомним: сенатор выдвинул идею передать Церкви те земли, которые были отобраны у нее после революции.

Так вот, пока политики обсуждали этот вопрос между собой и с патриархом Алексием II, на местах идея о передаче земель сельхозназначения РПЦ получила воплощение. В Адыгее святым отцам полностью и безвозмездно передана Свято-Михайло-Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь. Указ об этом в четверг подписал президент Республики Адыгея Хазрет Совмен.

Собственно, споры о том, кому должна принадлежать эта территория, велись в течение 30 лет. По сообщению пресс-службы Майкопской и Адыгейской епархии РПЦ, указ президента о передаче пустыни церкви поставил точку в противостоянии между епархией РПЦ и чиновниками, которые обустроили на территории христианской святыни турбазу "Романтика".

Немного истории: говорят, что в начале ХХ века Свято-Михайловская пустынь была самым крупным, богатым и благоустроенным монастырем Северного Кавказа. На ее территории было построено пять храмов, церковно-приходская школа, странноприимный дом, многочисленные ремесленные мастерские, кирпичный и сыроваренный цеха. Здесь жили около 200 монахов и до 1000 паломников. Святое место закрыли в 1928 году. Советская власть приказала взорвать храмы, а на территории разместить дом отдыха ГПУ. Потом здесь помещались детская колония, дом инвалидов, а впоследствии и турбаза "Романтика".

Шум вокруг передачи земель конфессиям, который подняли в Совете Федерации, несомненно, сыграл свою роль в принятии решения чиновниками Адыгеи. И хотя в администрации президента предложение сенатора-агрария не одобрили, популистская идея наверняка показалась привлекательной не только Ивану Старикову и другим представителям СФ, его поддержавшим.


https://utro.ru/articles/2002/...

Земной фундамент православной веры

Служа Царю Небесному, церковные иерархи не забывают и о земном идоле – желтом (или зеленом) дьяволе. Земли сельхозназначения нужны церковникам не столько для собственного пропитания, сколько для коммерции

В Совете Федерации созрела законодательная инициатива: глава Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике Иван Стариков предложил передать Русской Православной Церкви и другим "традиционным конфессиям" часть земли из 40 млн. гектаров государственного земельного резерва. Старикова поддержал первый вице-спикер верхней палаты парламента Валерий Горегляд и некоторые видные сенаторы и губернаторы (например, глава Саратовской области Дмитрий Аяцков и его самарский коллега Константин Титов, всегда готовые рвануть впереди кремлевского паровоза). Стоит ли говорить, до чего понравилась означенная инициатива иерархам РПЦ.

Представители других "традиционных конфессий" (к коим, как известно, у нас принято относить еще ислам, иудаизм и буддизм) тоже не против земельных приобретений. Так, иудеи говорят, что земля им нужна для производства кошерных продуктов – мяса, вина. Аграрный интерес проявляют и мусульмане. Однако главный претендент на земельную собственность, разумеется, РПЦ. И дело не только в том, что это крупнейшая в России конфессия, но и в том, что по существу вопрос-то ставится о восстановлении прав собственности, отобранных ранее властью трудящихся. А до революции Русская Православная Церковь владела без малого 3 млн. гектаров земель (мусульмане, например, – только 0,2 млн. гектаров). Куш солидный, за такой стоит побороться.

Еще два года назад Архиерейский собор выступил с обращением к президенту, в котором фактически была сделана заявка на земельную реституцию. В последнее время о желательности возвращения церкви экспроприированных коммунистами земель патриарх Алексий II говорит особенно часто. И все же РПЦ не хотелось бы предстать перед мирянами непосредственным инициатором такого акта – лучше, если власть сама предложит, и по возможности тихо. По словам Старикова, который вместе с Гореглядом удостоился 30 июля аудиенции у Алексия II, последний "благосклонно" отнесся к их инициативе, но пожурил сенаторов за "излишний шум" вокруг сего богоугодного начинания. Стариков, между прочим, толкует о возврате церкви чуть ли не всех отобранных когда-то земель. Тогда РПЦ стала бы самым крупным негосударственным латифундистом. Это – предел мечтаний православных иерархов.

Трудно сказать, насколько сия инициатива созвучна настроениям в кремлевских и околокремлевских верхах. Так, на следующий день после визита сенаторов к патриарху замруководителя аппарата правительства РФ Алексей Волин заявил о "скептическом" отношении Белого дома к их предложению, напомнив, в частности, что государство у нас светское, а посему "церковь не может иметь особых экономических и хозяйственных привилегий". По мнению же председателя Комитета СФ по законодательству Юрия Шарандина, возвращение церкви ранее принадлежавших ей земель, даже не будучи оформленным как реституция, может создать нежелательный прецедент и вызвать волну исков по поводу другого экспроприированного большевиками имущества.

Формально о реституции – то есть возвращении конкретной собственности законному владельцу – в инициативе коллег Шарандина по Совету Федерации речь не идет. Стариков предлагает принять закон о церковной земле, по которому местные власти смогут отводить церкви земли для производства "благодатной (!) экологически чистой продукции", причем церковь получит право на передачу этих земель в субаренду. И, тем не менее, избежать дефиниции "возвращение" не удастся. Собственно, это слово употребляет и сам патриарх, говоря о предоставлении монастырям земель, которые они будут обрабатывать.

Между тем немало земель уже передано церкви в бессрочное безвозмездное пользование. Загвоздка в том, что новое земельное законодательство (Земельный кодекс и закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) подобную форму отвода земельных участков (как и безвозмездную передачу в собственность) не предусматривает – допускается только либо сдача в аренду, либо продажа в собственность, в общем – не задарма. Получается, что эти правила относятся и к землям под культовыми сооружениями. Церковь же раскошеливаться не хочет. Да и разумно ли заставлять ее платить за землю под храмами, а также за те сельхозугодья, которые используются в некоммерческих целях? Следовательно, какие-то законодательные поправки явно необходимы.

Однако, служа Царю Небесному, церковные иерархи не забывают и о земном идоле – желтом (или зеленом) дьяволе. Вспомним хотя бы алкогольно-табачный православный бизнес. И сейчас главная проблема – именно в землях сельхозназначения: землица нужна церковникам не столько для собственного пропитания, сколько для коммерции. Скажем, как показывает практика, при передаче монастырям больших земельных участков сами монахи в поле не пашут – нанимают поденщиков или сдают эти участки в субаренду. В любом случае, это коммерческое производство продуктов на продажу, а не подсобное хозяйство для собственного стола. Тогда с какой стати государственные льготы? (И как вообще быть со статусом церкви как некоммерческой и неприбыльной организации?) Пункт 5 статьи 10 нового Закона об обороте земель сельхозназначения говорит, что такого рода государственные и муниципальные земли "могут передаваться религиозным организациям – для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни – в аренду". Итак, во-первых, за деньги, а во-вторых, чтобы самим на земле работать, а не собирать оброк в качестве латифундистов. Вот эти две дьявольские несправедливости и предполагается устранить в законе о церковных землях.

Ну, а что касается принципа отделения церкви от государства, который РПЦ, согласно ее официальным документам, идеологически не приемлет, а признает лишь как богопротивную реальность, то этот момент легко можно обойти, если правильно обосновать претензии на получение конкурентных преимуществ. По мнению церковных иерархов, "отделившиеся" власти просто-таки обязаны создать условия для экономической независимости церкви от светского государства и потому отдать ей землю бесплатно, и лучше всего – в собственность. Вот тогда православные менеджеры развернутся на земельном рынке; можно ведь будет не только сдавать землицу в аренду, но и продавать, закладывать и т.д. Новое земельное законодательство обещает резкую активизацию операций на этом рынке и фактический земельный передел. Если не подсуетиться и не заявить свои эксклюзивные права сейчас, есть опасность не успеть уже никогда. Так что для РПЦ законодательная инициатива сенаторов более чем своевременна и желанна.

Кстати, по мнению Валерия Горегляда, РПЦ едва ли проявит себя "самым эффективным собственником на земле", однако государство должно материально поддержать традиционные религии в условиях, когда в Россию рвутся чуждые нам, но более богатые конфессии. Иными словами: дадим достойный отпор зарвавшемуся римскому папе! Пресечение тлетворного прозелитизма, давно ставшее идефикс православных иерархов, выдвигается таким образом на уровень государственной задачи.

Между тем, если угроза прозелитизма на Святой Руси столь реальна, то это свидетельствует только об одном – а именно, что деятели РПЦ неконкурентоспособны не только в коммерции, но и на ниве духовного окормления своей паствы. В этой связи такое предложение: раз уж появился зуд раздавать бесплатно государственные земли, то подарить 3 млн. га не РПЦ, а непосредственно православным мирянам. Тогда на каждую православную семью придется приблизительно по 10 соток. То-то в народе укрепится вера как в православие, так и в мудрость демократическую власть предержащих!

03:23, 05.08.2002 Сергей ЭДУАРДОВ


http://www.atheism.ru/archive/...

Religio.Ru: 5 августа 2002 года

Шаймиев за передачу земель храмам и мечетям в рамках действующего законодательства

Президент Татарстана Минтимер Шаймиев выступает за передачу земель монастырям, храмам и мечетям, но только в рамках действующего законодательства.

В интервью агентству "Интерфакс" глава республики заявил, что проблема передачи в собственность земель, на которых находятся монастыри, храмы и мечети, принципиально решена еще в 1997 году на основе статьи 78 Земельного кодекса РФ.

"Порядок передачи определен постановлением правительства РФ N 490 от 30 июня 2001 года, хотя я не исключаю необходимость внесения отдельных изменений в сторону либерализации порядка передачи земель", - отметил М. Шаймиев.

Сегодня в России идет интенсивный процесс возрождения духовности и религии, в регионах строится много новых монастырей, храмов, мечетей, сказал президент республики. В Татарстане, по его данным, до середины 80-х годов было 38 действующих мечетей и церквей, а сегодня их свыше 1000. Поэтому возникает необходимость говорить о порядке отвода в собственность и новых земель преимущественно из госрезерва, считает глава республики.

В то же время, М. Шаймиев назвал "нереальной и практически неосуществимой" идею некоторых политиков, предлагающих передать Русской Православной Церкви все 3 миллионов гектаров земель, которые принадлежали ей до революции.

"В настоящее время эти земли по большей части в виде паев, уже находятся в собственности тех или иных лиц", - пояснил он.

Вместе с тем, если у религиозных деятелей, а также у монастырских служителей появится желание в силу хозяйственной необходимости возделывать земли, то эту проблему вполне можно решить в рамках закона об обороте земель сельхозназначения. Церкви, монастыри или мечети могли бы взять земельные участки в аренду либо со временем выкупить из госрезерва, полагает М. Шаймиев.

Говоря о ситуации в Татарстане, глава республики отметил, что здешние религиозные общины – как православные, так и мусульманские – не располагают настолько крупными площадями, которые могли бы заметно повлиять на других собственников земли.


http://www.atheism.ru/archive/...

Religio.Ru: 6 августа 2002 года

Сенатор от Рязани призывает не спешить с решением вопроса о передаче земель РПЦ

Член Совета Федерации от Рязанской областной Думы Игорь Морозов считает, что поспешность в решении вопроса c возвращением Русской Православной Церкви земель, принадлежавших ей до революции, может привести к нежелательным политическим последствиям, сообщает "Интерфакс" .

"Передача земель Церкви - шаг преждевременный, наше общество к этому не готово в силу ряда объективных причин и в частности из-за того, что мы столкнемся с новым экономическим переделом", сказал в интервью агентству И. Морозов.

По его мнению, в случае возвращения земель РПЦ неизбежно встанет вопрос о реституции, и тогда появится целый ряд проблем, связанных с претензиями от бывших собственников. "Говоря о восстановлении исторической справедливости и возвращении земель Церкви, нужно подходить справедливо к тем же кулакам, которые в одночасье лишились своей земли и всего хозяйства. Как быть с этим? Речь ведь идет об этической и нравственной стороне", подчеркнул сенатор.

Он обратил внимание на то, что Русская Церковь является некоммерческой организацией, однако в случае передачи ей земель встанет вопрос о том, как быть с теми доходами, которые Церковь будет извлекать от обработки земель, будет ли она платить налоги. С другой стороны, по словам И. Морозова, появится опасность повторения ситуации девяностых годов прошлого столетия, когда РПЦ имела налоговые и таможенные льготы.

"Переданные земли неизбежно станут объектом продажи или аренды, никто не сможет гарантировать, того, что не появятся разного рода деятели, спекулирующие на этом, и тогда Церковь вновь окажется в водовороте криминальных скандалов", отметил И. Морозов.

Он также сообщил, что в ряде регионов, и в частности Рязанской области, перспектива безвозмездной передачи сельхозугодий Церкви вызывает неоднозначную реакцию. "Говоря о принятии соответствующего закона парламентариям не следует торопиться. В этом законе необходимо отразить все нюансы до самых мельчайших деталей, с тем, чтобы в дальнейшем не было поводов для конфликтов", заключил И. Морозов.



http://www.atheism.ru/archive/...

Вести On-Line: 6 августа 2002 года

Церкви хотят дармовой земли

Государственный комитет по земельным ресурсам намерен предложить Верховной Раде внести изменения в Земельный кодекс Украины, предполагающие предоставление религиозным общинам права на постоянное пользование землей.

Как сообщил заместитель председателя Госкомзема Владимир Жмуцкий на пресс-конференции во вторник, эти предложения будут внесены по просьбе многих религиозных общин оставить за ними право на постоянное пользование землей, предусмотренное старым и не учтенное в новом Земельном кодексе, передает "Интерфакс-Украина".

По его словам, религиозные общины, в основном монастыри, располагают незначительными земельными участками. Однако, согласно новому Земельному кодексу, с 1 января 2005 года они должны будут их выкупить или взять в аренду.

Между тем эти религиозные организации являются неприбыльными, поэтому они не могут ни выкупить, ни арендовать эти земельные участки, отметил В.Жмуцкий.

По его словам, для урегулирования этого вопроса Госкомзем будет предлагать внести изменения в законы Украины относительно аренды земли и платы за нее.

В.Жмуцкий также сообщил, что Госкомзем рассматривает и другие предложения по внесению изменений в Земельный кодекс.

Новый Земельный кодекс Украины, принятый Верховной Радой 25 октября 2001 года, предполагает введение частной собственности на землю.


http://www.atheism.ru/archive/...

Religio.Ru: 8 августа 2002 года

Вопрос о возврате церковной земли возник на пустом месте, считает Патриарх

"Сегодня невозможно ставить вопрос о возвращении трех миллионов гектаров церковных и монастырских земель, когда-то принадлежавших Церкви", заявил прибывший с визитом в Тамбов Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, – ведь на этих землях уже стоят города, предприятия, заводы, дома".

"Вопрос этот решать надо в связи с принятием закона о земле, - подчеркнул предстоятель Русской Православной Церкви в беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС. - Но речь идет о земле, вокруг православных храмов, которой пользуются монастырские хозяйства и успешно их обрабатывают. Она должна быть за ними закреплена. Потому что новый закон не предусматривает того положения, по которому мы сегодня бессрочно и бесплатно ею пользуемся. Закон предусматривает ее передачу в собственность или аренду. Исходя из этого, и надо говорить о той земле, которой мы сегодня пользуемся".

"Вопрос же о передаче всей когда-то принадлежавшей Церкви земли возник на пустом месте, - подчеркнул Патриарх. – Встречаясь с заместителем председателя Федерального Собрания, я сказал, что они не с того конца начали решать его, не поговорили с нами, раструбили в СМИ, где пошел разговор о передаче трех миллионов гектаров земли, которые когда-то принадлежали Церкви".


http://www.atheism.ru/archive/...

Коммерсант: 28 августа 2002 года

РПЦ отказывется принять костромские земли

Русская православная церковь не готова принять предложение сенатора от Костромской области Ивана Старикова, который предлагает вернуть 3 млн га земли, принадлежавшей РПЦ до большевистской революции 1917 г. Об этом журналистам заявил патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, прибывший 28 августа с пастырским визитом в Кострому.

"Мы не готовы к этому и не ставим так вопрос", - сообщил патриарх. "Мы готовы разговаривать с властями о тех землях, которые находятся вокруг православных храмов и о сельхозугодьях, которые обрабатываются монастырями", цитирует предстоятеля РПЦ Газета.Ru.


http://www.atheism.ru/library/...

Warrax

Подайте на процветание...

                                             Из всех несправедливостей самая невыносимая                                                та, которая творится во имя закона.

"Уже ни для кого не секрет, что Россия семимильными шагами движется к тотальному православию. Народные избранники, сенаторы и представители исполнительной власти, кажется, уже не знают, в какое еще место поцеловать РПЦ и лично Алексия II." – так начинается статья "О передаче земли в собственность РПЦ" на сайте "Научный Атеизм". Рассмотрим же подробнее, что произошло.

Все началось 22 июля текущего года, когда Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Иван Стариков обратился к патриарху Алексию II с просьбой об аудиенции для обсуждения вопроса восстановления земельной собственности Русской православной церкви. Сенатор заявил: "Аграрно-продовольственный комплекс, получивший новый импульс с принятием закона "Об обороте сельхозземель", нуждается в таком традиционно эффективном собственнике и хозяйствующем субъекте, как Русская православная церковь".

В переводе с бюрократического языка на русский этот тезис звучит так: "А давайте подарим РПЦ 3 миллиона гектаров (это всего-навсего приблизительно площадь Италии). [На самом деле площадь Италии - 30 млн. га. - М.З.]

Однако если для кого-то такое действие и кажется чем-то из ряда вон выходящим, то сам Стариков расценивает свое предложение как "вопрос о постепенном возвращении церкви ее имущества в приемлемых как для государства, так и для церкви пределах". При этом он честно заявляет, что церковь будет "частично сдавать эту землю в аренду, получать прибыль". И не очень честно добавляет, что в правительстве "...нормально к этому относятся. Говорят только: постарайтесь никого из конфессий не обидеть, а земли хватит на всех." Приведу еще несколько характерных высказываний Старикова:

* Парадоксально, что РПЦ и другие традиционные конфессии остаются без земли.

* А сколько вернуть? Сколько Церковь пожелает.

* Это не возврат, а восстановление прав Церкви на земли.

Давайте рассмотрим, что же такого парадоксального в том, что религиозные конфессии имеют равные права с другими организациями в светском государстве.

Начнем с того, что конкретно получит РПЦ и государство соответственно при реализации проекта Старикова.

Самое очевидное: государство лишается приблизительно 7% земли, на использование которой, естественно, имеются свои планы, упаковывает ее в подарочную коробку, кладет на блюдечко с голубой каемочкой и отдает РПЦ. После чего РПЦ становится крупнейшим негосударственным собственником земли в России. При этом учтите, что РПЦ претендует отнюдь не на пустыри и целину, так что реальный размер куска, который пытаются выпросить у государства, куда больше.

Заодно вспомним, что в соответствии со ст. 4 Закона РСФСР "О налоге на имущество предприятий" имущество религиозных объединений и организаций налогом не облагается – таким образом, обсуждаемая земельная собственность будет к тому же выведена из-под налогообложения, и государство недополучит прибыль и с этой стороны.

В-третьих, подобное "три раза ку" по отношению к РПЦ приведет к активизации всех бывших собственников. Как верно заметил член Совета Федерации Игорь Морозов: "Говоря о восстановлении исторической справедливости и возвращении земель церкви, нужно подходить справедливо к тем же кулакам, которые в одночасье лишились своей земли и всего хозяйства. Как быть с этим?"

Почему же православные законодатели так зашевелились? Очень просто: пункт 5 статьи 10 нового Закона об обороте земель сельхозназначения гласит, что государственные и муниципальные земли "могут передаваться религиозным организациям – для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни – в аренду".

То есть: во-первых, за деньги, во-вторых, чтобы на земле работать, а не собирать оброк или сдавать в субаренду. И в результате РПЦ по новому закону не может получить землю даром, а потом распоряжаться ей как угодно. Происки сатанистов, не иначе.

Православные имеют другое мнение о справедливости. Так, руководитель информационно-издательского отдела Екатеринбургской епархии игумен Димитрий (Байбаков) заявил, что "Даже если закон о свободной купле-продаже земли на территории Российской Федерации будет принят, Русская православная церковь все равно не будет приобретать землю путем коммерческих сделок. ... Земли должны быть переданы в собственность РПЦ полностью и безвозмездно."

Думается, не стоит подробно объяснять, что даже если все монахи и священники, принадлежащие к РПЦ, стройными рядами выйдут пахать и сеять, 3 миллиона гектаров они все равно не обработают. Таким образом, очевидно, что земля будет просто сдаваться в аренду – и РПЦ получит полную независимость от государства в экономическом плане. Более того – церковь станет крупнейшей силой как в экономике России, так и в политике. Прямо-таки построение рая для избранных при жизни.

А вот, кстати, пример того, как поступают церковники, получая права на территориальную собственность:

( http://www.atheism.ru/archive/... )

"Инспекция дорожного движения Дивеевского района Нижегородской области должна не позже, чем через месяц освободить здание и передать его Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю. Такое решение вынес районный суд по иску монастыря, на территории которого располагается здание, где находится отделение ГИББД. Вслед за инспекторами дорожного движения, которым дан месяц на поиски нового помещения, с территории монастыря должны быть переселены и 100 семей села Дивеево, чьи дома и хозяйственные постройки также находятся на монастырской земле."

Таким образом, de facto сделана заявка на образование "государства в государстве", причем депортации уже начались...

Поэтому понятно, что, несмотря на заявление Старикова, приведенное выше, об одобрении проекта Правительством РФ, энтузиазма в правящих кругах не заметно. Правительство весьма скептически расценивает инициативу о передаче государственных земель РПЦ. Заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин заявил, что по Конституции Россия является светским государством и церковь в связи с этим "не может претендовать на особые экономические и хозяйственные привилегии". Кроме того, по его словам, "некоторые аспекты практики церковного бизнеса в области алкоголя и табака вызвали много вопросов, исчерпывающих ответов на которые пока так и не получено".

Наконец, саркастически заметил официальный представитель правительства, передача государственных земель в ведение РПЦ "будет нарушать принципы священного писания, в котором сказано, что богу – богово, а кесарю – кесарево".

Еще два года назад Архиерейский собор выступил с обращением к президенту, в котором фактически была сделана заявка на земельную реституцию. В последнее время о желательности возвращения церкви экспроприированных коммунистами земель патриарх Алексий II говорит особенно часто. И все же РПЦ не хотелось бы выступать в роли непосредственного инициатора такого акта – лучше, если власть сама предложит, и по возможности тихо. Жар куда приятнее загребать чужими руками. По словам Старикова , который вместе с Гореглядом удостоился 30 июля аудиенции у Алексия II, последний "благосклонно" отнесся к их инициативе, но пожурил сенаторов за "излишний шум" вокруг столь богоугодного начинания".

Таким образом, РПЦ хочет получить "свое", не привлекая излишнего внимания. Ну, чисто из скромности.

Более того – делались "компромиссные" заявления, что вовсе не обязательно отдавать все сразу, можно частями. Но при чтении материалов по теме видно, что РПЦ уже считает, что государство ей должно. Того и гряди, еще и на счетчик поставит...

Впрочем, после разговора с патриархом Стариков слегка уменьшил размах своих предложений: "Те земли, которыми владеет сегодня РПЦ, в соответствии с Законом могут быть переданы ей либо в аренду, либо быть проданы". Но не стоит обнадеживаться словом "аренда" – см., к примеру, документ правительства Москвы № 268-ПП от 9 апреля 2002, в котором церковным организациям назначена арендная плата за помещения в размере 1 рубль за квадратный метр. Нисколько не удивлюсь, если землю в аренду РПЦ получит по аналогичным расценкам. Да еще скидку на крупный опт дадут.

Но пока в Правительстве РФ засели не слишком православные. Страшно далеки они от народа, говоря словами классика. А народ наш по старой русской привычке бежать впереди паровоза действует на местах без излишних раздумий, но зато с раскатистым "Ура!" и безразмерным энтузиазмом.

Независимо от принятия закона, существует вариант добровольной передачи земель, находящихся в собственности органов публичной власти субъектов Федерации, в собственность церкви. И 30 июля 2002 года губернатор Самарской области Константин Титов сообщил "Интерфаксу", что Иверскому монастырю на территории области уже отдана земля, на которой он находится.

Пример не единичный – так, в Адыгее полностью и безвозмездно церковникам передана Свято-Михайло-Афонская Закубанская мужская пустынь. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев также выступает за передачу земель монастырям, храмам и мечетям, но пока еще не решил, что именно подарить церковникам.

Зашевелились и представители других религий. Действительно – а что, халява же! Какой русский откажется, даже если он не православный и не совсем русский?

И понеслось:

Председатель регионального духовного управления мусульман Свердловской области и Екатеринбурга муфтий-хазрат Сибгатулла Хаджи заявил, что мусульманские общины тоже были лишены земель после 1917 года, и что их также необходимо вернуть.

Два года назад Всемирный еврейский конгресс уже обращался в российское правительство с просьбой вернуть имущество еврейских общин, конфискованное после 1917 года; кадр тот же, дубль два.

Католическая церковь до 1918 года тоже имела земли на территории Российской Федерации "от Петербурга до Владивостока". И эти земли католики также требуют вернуть в полном объеме.

Таким образом, шум поднялся преизрядный, но как-то быстро стих. Уже через две недели после сенсационного заявления никаких новостей на тему в СМИ не пробегало. Что это значит?

А все очень просто – РПЦ и поддерживающие ее структуры прощупывают почву. С ИНН было ровно то же самое. Аналогично выдвигаются варианты на тему получения недвижимости и т.д. При этом, что характерно, к 1917 году РПЦ почти не имела своего имущества, поскольку оно уже более двух столетий принадлежало государству.

Но понятно, что РПЦ волнует отнюдь не "историческая справедливость", а возможность нажиться. Вот и перебирают разные варианты в надежде, что получится – депутаты, напрямую ратующие за РПЦ, не редкость. А уж депутатов, которые, гм, не отличаются умом и сообразительностью, и подавно хватает – их очень легко поймать на лозунг "традиционной национальной культуры" и т.п.

Возможно, расчет идет и на ситуацию "ладно, получите и отвяжитесь!" – разумеется, это не относится к глобальным требованиям, но вполне может пройти по "мелочи" типа передачи в собственность зданий, земли, которая сейчас уже арендуется, и так далее. Но существует же пословица "Где коготок увяз, там и птичке пропасть". Шантажисту платить нельзя! Даже если шантаж осуществляется без явных требований "в противном случае..." (впрочем, в ситуации с ИНН были показаны зубки – мол, мы можем поднять паству против государственных законов).

Наглядный пример полностью аналогичного характера – холокост. Сначала платила Германия, теперь требования предлагаются по очереди всем подряд – от швейцарских банков до IBM (а чего это нацисты использовали ваши счетные машины для учета?), и часто требования выполняют, но с условием отказа от дальнейших предъявлений претензий к организации. Подобный гешефт хочет построить и РПЦ, спекулируя на "реституции исторически принадлежащего имущества".

Давайте посмотрим исторические данные. Я.Е. Водарский, "Землевладение русской православной церкви и ее хозяйственно-экономическая деятельность (XI – начало XX в.)", в книге "Русское православие. Вехи истории", М., Политиздат, 1989 г.

Троице-Сергиев монастырь в XVII веке имел 150 тысяч десятин пашни (при общем кол-ве пашни в стране около полумиллиона десятин). Вернем? Причем в пропорции от нынешних земель, чего стесняться-то?

Это же заведение имело в собственности около 180 тысяч душ. Не в смысле монахов, а – крестьян. Тоже можно восстановить, не так ли? А то безобразие – отменили крепостное право, а церковь от этого пострадала!

Причем не совсем понятно, сколько возвращать: по официальным церковным данным, к 1917 г. у РПЦ в собственности было около 3 млн. десятин земли, но большевики национализировали из этих 3 млн. – сколько бы вы думали? – 8.275 млн. десятин. Кроме того: 424 476 миллионов рублей, 84 завода, 1816 доходных домов и гостиниц, ну а всякие мелочи типа ферм, скотных дворов и прочего перечислять лень – их количества тоже исчислялись сотнями.

Будем возвращать? А, может, еще и с процентами за истекший период?

Если Христос согласно евангелию говорил "Царствие мое не от мира сего" (Иоанн 18:36), то царствие РПЦ прочно находится именно в этом мире. Видимо, не зря когда-то Л. Брюс сказал: "Каждый день люди уходят из церкви и возвращаются к богу".

Впрочем, теологические проблемы РПЦ светское государство беспокоить не должны. А должно беспокоить совсем другое: а на кого, собственно, работают такие государственные чиновники, как Иван Стариков? На государство или на РПЦ? Если он работает на государство, то почему предлагает проекты, которые интересы этого самого государства не просто не соблюдают, а вовсе даже нарушают? А если он работает на РПЦ, то что он делает на государственном посту отнюдь не маленького масштаба?

Special for FLB,

5, 9 sept. XXXVII A.S.




http://www.atheism.ru/archive/...

Regions.Ru: 15 ноября 2002 года

Курганская область. Зауральские монахи просят вернуть монастырские земли, чтобы сдавать их в аренду фермерам.

Уже не первый год Далматовская обитель, в которой проживают 6 монахов и 10 насельников, претендует на землю в пределах монастырских стен, а также на несколько гектаров земель сельхозназначения. Земля, на которой расположен мужской монастырь, относится к федеральной собственности, а земли сельхозназначения – к районной. О своих земельных притязаниях в прошлом году священнослужители заявили уральскому полпреду Президента РФ Петру Латышеву, который поручил оказать содействовие в решении этого вопроса зауральскому губернатору Олегу Богомолову.

Между тем, как сообщил "Уралинформбюро" советник по связям с религиозными организациями администрации Курганской области Владимир Уфимцев, беспокоить полпреда не стоило — вопрос решается гораздо проще. Для получения земли необходимо было обратиться в администрацию Далматовского района, чего до сих пор монахи так и не сделали. Следует отметить, что обрабатывать большие участки земли им не под силу. Полученную землю монахи хотели бы сдавать в аренду, а полученные от нее средства тратить на восстановление Далматовского монастыря.


Продолжение следует.

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • Тема о возвращении земли весьма мутная! Революция состоялась как на основе того, что церковные земли будут будут отобраны у церкви. Вроде как я не ошибаюсь. Но, как думается, элита очень хотела бы поиметь статус дворян и помещиков, а это идет в разрез с настроением общества. Отсюда и шумиха по поводу церковных земель.
  • Ну вот..Все что беспокоит это собственный шкурный вопрос?Больше в стране им ничего не интересно.? У моей бабки за деревней 300 метров на задах лес стоит.Он так и называется до сих пор! Церковный.Он церкви принадлежал до революции. Лес охраняли сторожа на лошадях. Так вот крестьянских детей били за то, что они ходили туда ягоды собирать. А вот за то что лазили в сад к помещику за яблоками нет. И про помещика никто плохого сказать не мог.. А вот про жестокость церковных сторожей до сих пор помнят. Лес как зону охраняли.
    • agapiy
    • 15 декабря 2019 г. 02:03
    Все идет по нарастающей. Уже землицы захотелось. А там и до крепостных недалеко.
  • Суки жадные, в любую дыру свои щупальца тянут.