Не бывает духовного обновления без казённо-бюрократического поощрения (3)

7 1190


I. Масштабы и горизонты армейской духовности.

http://www.atheism.ru/archive/...

NEWSru.com: 23 января 2004 года

Среди российских военнослужащих снижается доля православных христиан

Заметное снижение в российской армии количества военнослужащих, которые относят себя к православным христианам, отмечают военные социологи.

Итоги проведенных в 2003 году Социологическим центром ВС РФ исследований показывают, что православными христианами считают себя 50% опрошенных, а 1996 году их было 76%, сообщил сегодня агентству "Интерфакс" источник в Главном управлении воспитательной работы Вооруженных сил РФ.

"По оценкам экспертов Социологического центра, заметное снижение доли православных христиан среди военнослужащих свидетельствует прежде всего о том, что "мода" на религиозность проходит", - отметил представитель военного ведомства.

"С другой стороны, эта тенденция наглядно показывает, что попытки административного введения "православной" идеологии вызывают в массе военнослужащих обратную реакцию: от поиска национально-патриотической идеи в религии в первой половине 90-х годов прошлого века до антипатии по отношению к официально навязываемой религиозной идеологии в последние годы", - заявил источник.

Он подчеркнул, что важной характеристикой религиозной ситуации в армии является распределение военнослужащих по конфессиям. Согласно опросам, лишь 60% военнослужащих, считающих себя верующими, принадлежат к какой-либо конфессии, а остальные 40% не идентифицируют себя ни с каким вероисповеданием.

"Многие отвергают "организованную" религию, которая имеет церковно-бюрократическую организационную структуру, например, церковь, так как религиозные институты, по их мнению, не способны улучшить мир", - подчеркнул источник агентства.

Около 40% военнослужащих, из числа указавших свою конфессию, назвали себя православными, 5,4% - мусульманами, 1,5% - буддистами, 0,6% - католиками, 0,8% - старообрядцами, 0,3% - иудеями, 1,4% - исповедуют другие религии. Кроме того, 10% верующих идентифицируют себя как "просто христиане".


http://www.atheism.ru/archive/...

АБН: 4 октября 2004 года

Число верующих православных военнослужащих более чем в 5 раз превышает количество верующих в среднем по стране.

Число верующих православных военнослужащих более чем в 5 раз превышает количество верующих в среднем по стране. Об этом говорилось в докладе председателя Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который проходит в Москве.

По данным социологических исследований Главного управления воспитательной работы МО РФ около 400 тыс. военнослужащих, т.е. каждый третий, считал себя верующим, нуждающимся в удовлетворении религиозных нужд (из них православных - 76 %, мусульман – 9%, буддистов – 3%, других вероисповеданий - 12%).

Если учесть результаты последних данных, согласно которым 80% граждан России считают себя православными и лишь 5% из них - верующими, то понятно, что в настоящее время число верующих православных военнослужащих более чем в 5 раз превышает количество верующих в среднем по стране. "Достичь такого духовно-нравственного уровня Вооруженных Сил стало возможно благодаря укреплению сотрудничества органов воспитательной работы с духовенством Русской Православной Церкви", - говорится в докладе.

За 10 лет практически во всех соединениях и воинских частях созданы условия для духовного окормления военнослужащих силами епархиального духовенства.

"Однако не следует излишне радоваться росту числа верующих военнослужащих", - отмечается в докладе протоиерея Димитрия Смирнова. "Последствия духовных и нравственных катаклизмов времен государственного атеизма и богоборчества слишком масштабны, чтобы надеяться на легкий путь возрождения православных основ воинского служения Отечеству".

К правовой и общественной незащищенности военнослужащих добавилась и материальная незащищенность, оказывающая крайне негативное влияние на морально-психологическое состояние войск.

"Мировой опыт свидетельствует, что духовные недуги военнослужащих, особенно непосредственно участвовавших в боевых действиях, можно лечить лишь совместными усилиями военных священников, психологов и психиатров", - отмечается в докладе. Поскольку около 320 тыс. российских военнослужащих - верующие православные воины, то, следуя зарубежному опыту, уже сегодня можно было бы ввести порядка 320- 400 штатных должностей для православного военного духовенства и 27- 32 должностей для мусульманского духовенства.



II. "С каждым годом заметней успехи"

http://www.atheism.ru/archive/...

Коммерсант: 4 февраля 2004 года

Тамбовский гимн не для атеистов

Депутаты Тамбовской областной думы утвердили текст областного гимна. Слова на музыку известного марша Василия Агапкина "Прощание славянки" написал чиновник обладминистрации Александр Митрофанов. Новым гимном возмущены коммунисты: они считают, что обращение к Богу ("Храни Господь тебя, храни!") может не понравиться неверующим патриотам.

                                   Митрофанов Александр Михайлович


По инициативе тамбовского губернатора Олега Бетина марш Василия Агапкина "Прощание славянки" был официально признан гимном Тамбовской области еще в 2002 году. В июне того же года был объявлен конкурс на лучший текст к гимну. [Глумиться, так уж глумиться! - М.З.] С тех пор в конкурсную комиссию поступило около 60 вариантов, но подведение итогов конкурса несколько раз откладывалось: предложенные тексты не удовлетворяли в полной мере эстетические запросы членов комиссии.

На заседании облдумы во вторник депутаты в очередной раз обсуждали вопрос о гимне. В качестве окончательного варианта отборочная комиссия представила текст самодеятельного поэта и сотрудника обладминистрации Александра Митрофанова. Депутатам предложили прослушать запись исполнения этого варианта в музыкальном сопровождении, но народные избранники отказались. Выяснилось, что каждый из них уже слышал произведение господина Митрофанова не раз. Поэтому депутаты сразу же приступили к дебатам.

Коммунист Владимир Пичугин назвал обсуждаемый вопрос "судьбоносным" и отметил, что в тексте недопустимо восхваление малой родины в ущерб родине большой. Кроме того, депутата покоробило содержащееся в гимне обращение к Богу ("Храни Господь тебя, храни!"). Господин Пичугин выразил уверенность, что эти слова не понравятся атеистам. Депутат Алексей Тюрин, в свою очередь, обратил внимание коллег на фразу "С каждым годом заметней успехи". По словам господина Тюрина, "год на год не приходится" и преувеличивать успехи не стоит. Господин Тюрин предложил переформулировать это предложение: "Пусть заметнее будут успехи". С этим резонным доводом парламентарии согласились. Депутат Евгений Казанчев дотошно подсчитал, что в тексте гимна слово "край" повторяется 13 раз. Тут же из зала раздались возгласы, что вариант господина Митрофанова стоит переделать, а его рассмотрение отложить.

На это депутат Владимир Яценко с иронией заметил, что легче область официально переименовать в край, чем изменить текст гимна. Откладывать утверждение гимна, по его мнению, нельзя: этот процесс и так уже растянулся на два года. "Тамбовская областная дума в марте отмечает свое десятилетие, и его нужно встретить с утвержденным гимном", - приберег напоследок главный аргумент господин Яценко. С этим спорить никто не рискнул. В итоге против текста гимна Тамбовской области проголосовал только коммунист Пичугин.



III. Чиновник не должен посещать храм в блузке из прозрачной ткани 

http://www.atheism.ru/archive/...

"Меридиан" (Белгород): 18 февраля 2004 года

Блаженны чиновники, ибо рекомендуют

Областная администрация решила научить белгородцев правильно вести себя в церкви

На прошлой неделе в распоряжении редакции газеты «Меридиан» оказался очень интересный документ. Называется он так: рекомендации «О правилах поведения и общения в православном храме». Родился он в кабинетах информационно-аналитического управления администрации Белгородской области, и его содержание весьма и весьма примечательно.

Прежде всего, если верить предшествующему рекомендациям комментарию, «в настоящее время на различных мероприятиях, проходящих в православных храмах… наблюдается… некорректное поведение представителей государственных органов власти, местного самоуправления и средств массовой информации, которые громко беседуют, пользуются мобильными телефонами, без особой необходимости передвигаются между прихожанами, а женщины входят в храм без головных уборов и т.п.». Именно это сподвигло чиновников разработать эти рекомендации.

Как же надлежит, по их мнению, вести себя в цервки? Вот некоторые цитаты из этого документа светской власти: «Общий тон поведения в храме определяется его назначением - это место молитвенного общения верующих с Богом. Царящая здесь атмосфера требует неспешных размеренных движений, сдержанных жестов, приглушенных разговоров», «В православном храме принято ставить и возжигать свечи перед иконами», «Во время богослужения есть моменты, когда верующие, осеняя себя крестным знамением, делают наклоны головы или становятся на колени. В данных случаях вы можете поступать по своему желанию. Если вы предпочитаете второе, вам будет удобнее не подходить близко к алтарю, чтобы ваше «особое» поведение не бросалось в глаза…», «…Нежелательно появление женщины в храме в брюках, в платье или блузке, сшитых из тонкой прозрачной ткани, со слишком короткими рукавами и открытой шеей», при встрече со священником… не следует протягивать руку для рукопожатия, а с легким наклоном сказать ему: «Здравствуйте, отец».

Кроме того, в документе поясняется, как нужно обращаться к священнослужителям, и даются некоторые пояснения по церковной иерархии.

В общем, документ интересный со многих сторон. Безусловно, он в чем-то полезный и нужный. Но вот как и почему вопросы веры и религии стали предметом заботы светских властей? С каких это пор чиновники - а не священнослужители - стали радеть за правила поведения в церкви?

- В некоторых райцентрах, и особенно деревнях, местные руководители чувствуют себя абсолютными хозяевами. Оказываясь в храме во время богослужения, они ведут себя порой так же, как в своем управлении: звонят по мобильному, громко разговаривают, а иные даже заходят в алтарь, - объяснил причину появления документа настоятель Преображенского собора Белгорода отец Олег. - Потому, я считаю, сама идея возникновения такого документа очень верная. Вот только пункты поведения мирян, которые регламентируют их участие в культе, на мой взгляд, не совсем обязательны. Этому все-таки должны учить священники через свои проповеди и разъяснять в беседах с прихожанами.

Но ведь одно само собой разумеющееся дело получать подобные наставления из уст священнослужителя, который ассоциируется с верой, религией, церковью, и совсем другое - от чиновника, который к этому совсем не имеет отношения. Не может ли подобное вмешательство отвратить людей от веры, к которой вдруг стали иметь отношение чиновники?

- Привить благочестие одним только постановлением невозможно, - говорит настоятель Смоленского собора Белгорода отец Павел. - Возникновение такого документа в логике взаимоотношений церкви и власти в Белгородской области. Будь это где-нибудь в другом регионе, то можно было бы и возмутиться. Попытку составить симфонию взаимодействия светской и духовной власти надо только приветствовать. У меня как священника по содержанию рекомендаций нет никаких замечаний.

- Мы ни в коей мере не учили наших чиновников, как вести себя в церкви. Документ задумывался только для доведения его до аппарата управления регионом, и носит он чисто просветительный характер, - приоткрыл завесу происхождения рекомендаций заместитель начальника отдела по связям с общественными и религиозными организациями аппарата губернатора области Алексей Глущенко. - Многие ответственные лица присутствуют на богослужениях, как на официальных светских мероприятиях, и ведут себя соответствующе. Отсюда возникают некоторые проблемы. А специфика взаимоотношений государства и церкви сегодня такова, что власти должны быть максимально корректны в отношении церковного клира и всех верующих.


IV. Стукачество как духовный подвиг

http://www.atheism.ru/archive/...

KMnews.ru: 1 апреля 2004 года

ПОРТАЛ "НАУЧНЫЙ АТЕИЗМ" БУДЕТ ЗАКРЫТ ПО РЕШЕНИЮ СУДА

Возможно в России появится первый прецедент преследования атеистов в Интернете. В Бескудниковский суд Москвы подан иск о принудительном закрытии сайта "Научный атеизм". Истец, председатель Союза православных граждан России, Валерий Гальченко, заявил агентству "Интерфакс", что материалы данного сетевого ресурса оскорбляют религиозные чувства православных граждан и являются клеветой на Русскую Православную Церковь. Валерея Гальченко поддержал глава Общественного комитета "За нравственное возрождение Отечества" протоиерей Александр Шаргунов. Он напомнил современным атеистам об ответственности за разжигание религиозной розни и нетерпимости в обществе, а также о культурообразующей роли Православной церкви в истории России. "Так называемый принцип толерантности и свободы совести не может служить оправданию атеистам и сатанистам, действия которых, разрушают духовный базис нашей жизни", - заявил Александр Шаргунов в интервью агенству "Интерфакс". Протоиерей напомнил о недавнем инценденте с уничтожением некторых экспонатов выставки "Осторожно, религия" группой православных верующих и дальнейшим судебным преследованием организаторов самой выставки. По словам А. Шаргунова: "Кощунственные действия не имеют и не могут иметь никакого оправдания. Церковь настаивает на том, что любое публичное оскорбление религиозных чувств, святынь, имен Господа и святых, - не менее безнравственно, чем оскорбление личности, памяти умерших, символов государства и должно караться в соответствии с законом, запрещающему "оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов" (Кодекс РФ об административных правонарушениях, ст. 5.26) ". Шаргунов также заявил, что закрытие кощунственного сайта - первый шаг по пресечению попыток различных маргинальных групп атеистов спровоцировать рознь и вражду в нашем обществе. Портал "KM.ru" будет следить за развитием ситуации.


V. Заслуженные испытатели космической техники

http://www.atheism.ru/archive/...

РИА "Новости": 6 мая 2004 года

Священникам расположенного на Байконуре храма присвоили звание "Заслуженный испытатель космической техники"

Отец Сергий


Священникам православного храма, расположенного на космодроме Байконур, настоятелям отцу Сергию и отцу Михаилу, присвоили звание "Заслуженный испытатель космической техники", сообщают казахские СМИ.

Они получат соответствующие удостоверения Федерации космонавтики России.

Священники освящают космические ракеты, корабли и спутники с 1998 года. С 1998 года на Байконуре с техникой, которая была освящена, не произошло ни одной аварии.

Два "Протона", потерпевших катастрофу в 1999 году, были не освященными. Тогда заказчики коммерческих спутников не пожелали освящать ракеты.

В настоящее время на космодроме освящены практически все технологические площадки и освящается каждая запускаемая ракета, это стало традицией.

С недавнего времени все экипажи также освящаются священниками храма Святого Георгия Победоносца. (Поток не самых благочестивых слов я оставлю при себе. Но каково космонавтам претерпевать подобное унижение, отправляясь с чрезвычайно рискованное путешествие? - М.З.)


VI. Паства счёт любит

http://news.samaratoday.ru/new...

В Самаре от священослужителей будут требовать анкетные данные верующих

Это архив: В САМАРЕ и ОБЛАСТИ 07.05.2004

Информация о том, кто, как и кому молится — не просто личное дело каждого, а вопрос государственной важности. Так, в Челябинске, управление минюста потребовало от религиозных организаций списки прихожан. За отказ им пригрозили закрытием храмов. В Самаре столь кардинального развития событий нет, но даже здесь, где за всю историю не припомнят межконфессиональных войн, нашлось место для волнений. Статистика знает все. Особенно в нашей стране.

В разные годы пункты отчетности для религиозных организаций превращались в предмет политического торга или даже тоталитарного давления. С 29-го по 90-ый годы церкви, мечети и синагоги должны были предоставлять в соответствующие органы личные данные прихожан. Требование исчезло с развалом СССР. И вдруг в представительства религиозных объединений из управления минюста России приходит вопросник. Пункт номер 8 гласит: предоставить на участников (членов) религиозных организаций данные: фамилию, имя, отчество, возраст, место жительства. Разразился скандал.

Сергий — Архиепископ Самарский и Сызранский РПЦ:

«Если та регистрация, как в советские времена, когда о крещаемых доносилась информация в исполком, а потом шла проработка, то это геноцид народа, нарушение прав человека».

Архиепископ Сергий — не единственный, кто считает перепись прихожан — нарушением прав и свобод граждан. Инструкция минюста пришла ко всем главам традиционных российских конфессий. Общине Евангельских Христиан — Баптистов в Самаре больше ста лет. В области около 20-ти церквей. Здесь говорят, что времена, когда словом «баптист» пугали детей, ушли в прошлое.Заместитель начальствующего епископа союза ЕХБ Виктор Рягузов сам некогда пострадал от обязательных донесений. Его, как безнадежного «сектанта» выгнали из мед. института.

Виктор Рягузов — заместитель начальствующего Епископа России Союза ЕХБ, Епископ по Самарской и Ульяновской областям:

«Я не думаю, чтобы мы — пасторы подавали подобные списки. Мы знаем, что это такое».

Одним из быстрорастущих протестантских движений считаются церкви Христиан Веры Евангельской. В годы воинствующего атеизма они находились в подполье. Регистрацию на условиях советских властей епископат ХВЕ считал преступлением, списков на прихожан не подавал. Потому церковь вышла из подполья только после 90-го года.

Василий Ляшевский — Епископ Христиан Веры Евангельской по Самарскому региону:

«Страна, которая хочет говорить о демократии, должна не верой управлять, а делом заниматься. Свободно открываются игорные, развратные заведения. Неужели государству больше нечем заняться, как только контролировать церковь».

Самарская соборная мечеть считается крупнейшей в Европе. До этого мусульмане ютились в маленьком молитвенном доме. Свою веру в те времена офишировать было не принято. Сегодня Региональное Духовное Управление Мусульман Самарской области объединяет десятки религиозных организаций, работает медресе. К знаменитому письму минюста здесь относятся настороженно. В пункте восемь ставят либо прочерк, либо совет: смотри законы Российской федерации.

Миннахмет Сагиров — ответственный секретарь Регионального Духовного Управления Мусульман Самарской области:

«Не предоставляли и не предоставим. Это сугубо личное дело каждого. Минюст не должны заниматься оперативной деятельностью».

В Самаре, как и почти в любом, уважающем себя, областном городе есть своя синагога. Здесь иудеи совершают свои обряды, готовят национальные блюда, а о еврейских праздниках ходят легенды. Вдохновителем общины является раввин Шлома Дойч. Десять лет назад он приехал из Израиля и считает Самару землей обетованной.

Шлома Дойч — Раввин:

«Все идет лучше, лучше и лучше. То, что пойдет возврат, я не верю. Я сам иду в шляпе и меня никто не обзывает. Мне просто хорошо здесь».

Отзвуки прошлого или наоборот будущего. После 70-ти лет воинствующего атеизма в религиозной среде привыкли прислушиваться даже к шороху. И знаменитая хемингуэевская фраза: «…не спрашивай по ком звонит колокол. Он звонит и по тебе…», как нельзя лучше характеризует настроение многие священнослужителей.

Василий Ляшевский — Епископ Христиан Веры Евангельской по Самарскому региону:

«На сегодняшний день мы заявили, что если государство и дальше будет требовать подавать личную информацию на христиан, то мы уйдем в подполье».

Миннахмет Сагиров — ответственный секретарь РДУМСО:

«Будем встречаться в суде. Пусть суд решает степень законности их требований».

Сергий – Архиепископ Самарский и Сызранский:

«Важно наводить порядок, но таким образом, чтобы не повредить правам и свободам человека».

Настало время пригласить на сцену авторов спорной инструкции. В Главном управлении министерства юстиции России по Самарской областинам прокомментировал ситуацию зам. начальника Алексей Шашков.

Алексей Шашков — заместитель начальника Главного Управления министерства юстиции по Самарской области:

«Те, кто приходит на церемонии, мы их не считаем. Нас интересуют участники. О переписи прихожан не может быть и речи».

Вот только в «Федеральном Законе о свободе совести» не прописана разница между участниками, учредителями и членами религиозной организации. А стало быть, трактовка остается за чиновниками и что они имеют ввиду в своих инструкциях,каждый раз остается только догадываться.

Алексей Боровских

Телерадиокомпания СКаТ



VII. Трудовая копейка на святое дело

http://www.atheism.ru/archive/...

Портал-Credo.ru: 16 мая 2004 года

Рабочие мордовских предприятий отдали дневной заработок на строительство кафедрального собора

День благотворительного труда провели рабочие мордовских предприятий в пользу строительства кафедрального собора во имя св. праведного воина Феодора Ушакова, адмирала российского флота, сообщает "Благовест-инфо".

Заработок, составивший около 2 млн рублей, перечислен в благотворительный фонд содействия возведению храма.

Мероприятие было приурочено к празднику весны и труда. В акции участвовали работники заводов Сарансккабель, Биохимик, Электровыпрямитель, Прибростроительного завода, завода автосамосвалов и других предприятий. Место под строительство собора архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков) освятил в мае 2002 года.

Глава республики Мордовия Николай Меркушкин поставил задачу возвести корпус здания к концу текущего года, а завершить в основном строительство к 60-летию победы в Великой отечественной войне. По предварительным оценкам, стоимость проекта составит примерно 300 млн рублей. Адмирал Федор Ушаков был прославлен в лике местночтимых святых Саранской епархии РПЦ МП в августе 2001 года.


_________________

Не бывает духовного обновления без казённо-бюрократического поощрения  http://cont.ws/post/1520937

Не бывает духовного обновления без казённо-бюрократического поощрения (2)  http://cont.ws/post/1521945

"Падение такого мамонта в пропасть официального иноагентства, со всеми последствиями, - шаг заметный"

Переформатирование элит идет сверху донизу, обратно и во все стороны.  Если это правда - что Аллу Пугачёву признают иноагентом, то падет один из самых значимых "бастионов" отечестве...

Невоенный анализ-57. Десять поляков вышли погулять. 27 марта 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Опять обманули
  • pretty
  • Вчера 14:46
  • В топе

МАЛЕК  ДУДАКОВУкраина давно мечтала заполучить что-то от замороженных активов России. Сначала ей обещали сами активы - затем только набежавшую по ним прибыль. Но и это теперь отменяется. Бельгия,...

Обсудить
  • Выделение текста ядовито-жёлтым цветом мало того, что выглядит не очень, так ещё и читать невозможно.
  • Про заслуженных попов точно не смешной сон? И картинка не фотошоп? "Духовник роскосмоса".......огонь в аду угас.