Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Гражданская война и евреи

42 2717

Второй раздел большой статьи о революции и Гражданской войне. Политкорректная Еврейская энциклопедия как бы даже и сокрушается (или мне показалось?) о том, что погромные настроения помешали антисоветскому еврейству должным образом сплотиться с белыми воинами . Но кто нынче без тенденции? Зато  масса фактов и имён.


Электронная еврейская энциклопедия

https://eleven.co.il/jews-of-r...

Советский Союз. Октябрьская революция и Гражданская война (1917–21 гг.)

Гражданская война и евреи: отношение воюющих сторон к евреям, участие евреев в Гражданской войне и в политической жизни

Среди защитников власти Временного правительства в Петрограде и Москве в 1917 г. был довольно высокий процент евреев. Многочисленные представители еврейской интеллигентной молодежи, проходившие в это время военное обучение в юнкерских училищах и школах прапорщиков, приняли участие в борьбе с большевиками. Так, среди защищавших Зимний дворец юнкеров Школы прапорщиков инженерных войск встречаются имена: Исаак Гольдман, Шапиро, Яков Шварцман, братья Эпштейн и др. После октябрьской революции лидер фракции эсеров в Петроградском совете Абрам Гоц вошел в состав антибольшевистского Комитета спасения родины и революции и стал одним из руководителей вооруженного восстания юнкеров 29–30 октября 1917 г. (по новому стилю — 11–12 ноября). 

                             Абрам Рафаилович Гоц

                 

       Петроградские газеты писали, что во время боев с большевиками погибло около 50 юнкеров-евреев. Только на еврейском Преображенском кладбище похоронено 35 участников восстания. Евреи принимали активное участие и в вооруженном сопротивлении установлению советской власти в различных районах страны осенью 1917 г. — начале 1918 г. Они сражались с большевиками в составе первых казачьих партизанских отрядов: в отряде есаула Василия Чернецова были студент Б. Ширман и четыре брата Гершановичи; Абрам Альперин (1981–1968) возглавлял отдел пропаганды в крупном казачьем партизанском отряде генерала Эммануила Семилетова. В декабре 1917 г. еврейская буржуазия Ростова-на-Дону собрала 800 тыс. рублей для организации казачьих отрядов, борющихся с советской властью. Эта сумма была передана атаману Алексею Каледину общественным деятелем А. Альпериным, заявившим вскоре после октябрьского переворота: «Лучше спасти Россию с казаками, чем погубить ее с большевиками». Евреи вступали в формировавшуюся в это время в Ростове Добровольческую армию генерала Лавра Корнилова, особенно много их было в студенческом батальоне Добровольческой армии. В армию иногда записывались семьями (например, братья Михаил и Петр Городисские /оба погибли в 1918 г./). Все они приняли участие в 1-м Кубанском походе Добровольческой армии.

В конце 1917 г. — первой половине 1918 г. антисемитские тенденции Белого движения не проявлялись в открытой форме. В многочисленных декларациях и заявлениях руководителей Добровольческой армии провозглашалась цель движения: «восстановление единой неделимой России», в то же время признавались идеи самой широкой автономии составных частей Российского государства. Неопределенность заявлений, оставлявших широкие возможности для толкования, вызывали тревогу у различных народов, тем более, что среди белых офицеров уже в 1918 г. были популярны реакционные антисемитские идеи. В ноябре 1918 г. по просьбе Максима Винавера командующий Добровольческой армией Антон Деникин в телеграмме на имя командиров армии в Крыму писал: «Добровольческая армия относится с величайшим негодованием к попыткам восстановить одну национальность против другой». М. Винавер в воспоминаниях об этом периоде писал, что «за исключением красовавшихся несколько дней в витрине книжного склада Добровольческой армии еврейских карикатурных фигур, изображавших Троцкого и его сателлитов», он ничего «агрессивного по отношению к евреям в Добровольческой армии не заметил».

Евреи принимали участие в различных подпольных организациях, которые вели борьбу с большевистским правительством в 1917–20 гг. Так, в руководимый Борисом Савинковым Союз защиты родины и свободы входил Александр Виленкин (1883–1918, расстрелян), георгиевский кавалер, начальник кавалерийских частей и казначей организации; он был также председателем Московского союза евреев-воинов и председателем Всероссийского съезда союзов евреев-воинов.

               Александр Абрамович Виленкин в гусарской форме

В поднятом Союзом защиты родины и свободы восстании в Муроме 8–10 июля 1918 г. активную роль сыграли Гирш Перкус (расстрелян чекистами в 1918 г. после подавления восстания) и Абрам Эпельбаум. Члены муромского Союза сионистской молодежи получили в штабе повстанцев оружие для своей организации и присоединились к повстанцам. Арестованные после подавления восстания, они на допросах объясняли, что сделали это «для защиты еврейских кварталов».

Михаил Соломонович Фельдштейн

В крупнейшую подпольную организацию центристского направления Национальный центр входили проф. Михаил Фельдштейн (1985–1939, расстрелян) и связной организации с командованием белой Северо-западной армии Лившиц. В Союз возрождения России, созданный социалистическими партиями меньшевиков, социалистов-революционеров и народных социалистов, входили: Илья Фондаминский (Фундаменский, литературный псевдоним — Бунаков; 1880–1942, с 1919 г. жил во Франции, погиб в Освенциме) — один из учредителей Союза; Владимир Цедербаум (Левицкий; 1883–1938; см. статью Л. Мартов), Марк Вишняк; А. Гоц, который стал одним из руководителей военного штаба Союза, занимался формированием вооруженных групп и переброской их за Волгу для последующей борьбы с советской властью; Леонид Каннегисер, один из создателей и руководителей военной организации Союза, осуществлявший связь с офицерскими группами; Леон Брамсон, один из руководителей Петроградского центра Союза. 30 августа 1918 г. Л. Каннегисер в Петрограде застрелил председателя петроградской Чрезвычайной комиссии Моисея Урицкого, а Фанни Каплан (Ройтблат; 1890–1918) в Москве ранила Владимира Ленина.

В Крыму в действовавшем в ноябре 1918 г. — апреле 1919 г. так называемом «краевом» правительстве, тесно связанном с Добровольческой армией, премьер-министром был караим Соломон Крым (1867–1936), а министром внешних сношений — М. Винавер.

В конце 1918 г. усилились реакционные тенденции в руководстве антибольшевистских сил. На смену демократическим правительствам Поволжья, Сибири, Северной области пришли военные диктатуры Александра Колчака и генерала Евгения Миллера. Изменилось отношение к евреям командования Добровольческой армии и широких слоев ее бойцов. Еврейских офицеров-добровольцев стали устранять из боевых частей и переводить в так называемые кашевары. Постепенно запись в армию евреев-добровольцев прекратили. Так, после занятия добровольцами 21 июня 1919 г. Харькова был собран добровольческий офицерский отряд, наполовину состоявший из евреев. Отряд был направлен на фронт и в бою успешно выполнил поставленную перед ним боевую задачу. Но в тот же день евреи-офицеры были отправлены в тыл и отпущены по домам. Все офицеры-евреи в Харькове были поставлены на особый учет, но не призывались в армию. В Екатеринославе после занятия города Добровольческой армией началась запись офицеров в армию, однако по свидетельству Моисея (Моше) Брука (1868–1920), председателя екатеринославской еврейской общины, «евреев-офицеров не принимали, с них срывали погоны». Представители еврейских общин и общественных организаций неоднократно обращались к руководителям Добровольческой армии с предложением оставить евреев-офицеров в боевых частях. На возражение А. Деникина, что из-за настроений в офицерской среде их жизнь в армии будет «нетерпима», они отвечали: «Если на первых порах офицеры-евреи и пострадают от неприязни своих товарищей, то это нам не страшно. Пусть они подвергнутся моральным мукам, даже смерти, мы идем на это, мы жертвуем своими детьми». (Твою же мать! Вот что делает с людями ясно понятый классовый интерес! - М.З.) Но генерал А. Деникин, опасаясь волнений среди офицеров, перевел евреев-офицеров в резерв. Лишь незначительное число офицеров-евреев оставалось в боевых частях Добровольческой армии весь период Гражданской войны. Известны отдельные случаи, когда офицеры-евреи записывались в армию, скрывая свою национальность (например, в Дроздовской дивизии еврейская национальность офицера была установлена после его смерти).

Евреев продолжали призывать в армию в качестве рядовых. О враждебном отношении к ним свидетельствуют многие русские мемуаристы, в том числе генерал А. Деникин: «...евреи подвергались постоянному глумлению, с ними не хотели жить в одном помещении». По распоряжению А. Деникина при призыве в армию евреев к ним стали предъявлять повышенные медицинские и прочие требования, в результате чего резко сократилось число новобранцев. Уже в декабре 1918 г. Добровольческая армия стала выпускать в больших количествах антисемитские листовки, брошюры и газеты. Большую роль в нагнетании антисемитизма сыграло Официальное информационное осведомительное агентство (Осваг), которое объявило все еврейское население России большевистским; в материалах Освага сообщалось, что евреи стреляли в добровольцев (например, «в г. Обояни при вступлении добровольцев евреи встречали их огнем. В Конотопе то же самое»). Осваг всячески завышал численность евреев в Красной армии и выдумывал несуществующие еврейские части в ее составе. Антисемитскую агитацию вели газета «Вечерние огни» (редактор — Иван Калинников) и журнал «Благовест» (редактор — Владимир Пуришкевич); погромный листок «В Москву!» издавался с подзаголовком «Возьми хворостину, гони жида в Палестину» и пользовался материалами Освага и его финансовой поддержкой. Несмотря на это, правые круги подвергали Осваг бешеным нападкам и считали его «жидовским учреждением».

Белогвардейцы на юге России стремились ввести некоторые ограничения для евреев, действовавшие в Российской империи. Так, в ряде городов (Кременчуге, Черкассах, Нежине, Киеве и др.) евреев исключили из органов городского самоуправления. В некоторых населенных пунктах вводились ограничения в области образования (в Новочеркасском политехникуме для евреев была установлена процентная норма, в гимназию в Ессентуках евреев принимали после христиан, если оставались свободные места).

Антисемитские настроения в Добровольческой армии вызвали волну кровавых погромов: армейские части устроили 296 погромов в 267 населенных пунктах, во время которых погибло более восьми тысяч человек. Подавляющее большинство погромов произошло на территории Украины, крупнейшим из них был погром в Фастове, во время которого погибло более 1300 человек. За пределами Украины белогвардейцы устроили одиннадцать погромов. Особенно ожесточенный характер погромы приняли при отступлении добровольцев с Украины в декабре 1919 г. — марте 1920 г., во время которых добровольцы грабили и сжигали все еврейские дома, попадавшиеся на их пути. Погромов удалось избежать только в некоторых крупных городах (Одесса, Харьков, Ростов, Новочеркасск), где размещались центральные органы власти и иностранные представительства.

Хотя сам А. Деникин и некоторые должностные лица из высшего командования понимали, что погромы разлагают армию, они не принимали почти никаких мер для борьбы с ними. Несмотря на многочисленные просьбы еврейских представителей о борьбе с погромами, такой приказ был опубликован только 23 января 1920 г., когда Добровольческая армия оставила почти всю территорию, где проживало еврейское население. В приказе говорилось о борьбе с насилием и грабежами, но погромы прямо не были упомянуты. Только после осуждения погромов Англией и Францией к погромщикам стали применять меры наказания вплоть до расстрела (было казнено около 10 человек). Подробнее см. погромы.

Антисемитские настроения были широко распространены в армиях Александра Колчака, Николая Юденича, Петра Врангеля и других белогвардейских формированиях. Агитотдел армии А. Колчака в прокламации «Красноармейцам» призывал русский народ «гнать... вон из России жидовскую комиссарскую сволочь, которая разорила Россию». В другой армейской прокламации говорилось, что нужны не погромы, а «организация крестового похода против всех евреев». Но А. Колчак не допускал погромов, понимая, что они произведут отрицательное впечатление в США, откуда он получал основную помощь для своей армии.

Атаман Забайкальского казачьего войска Григорий Семенов, которого А. Колчак 24 декабря 1919 г. назначил главкомом всех вооруженных сил тыла, сформировал из евреев отдельную роту. В столице войска Чите, где функционировало Еврейское общество, евреи не подвергались преследованиям. Однако помощник Семенова, командир отделившейся в 1920 г. Конно-азиатской дивизии барон Роман фон Унгерн-Штеренберг считал, что все евреи должны быть истреблены, и от них «даже семя не должно остаться, ни мужчин, ни женщин». После того как в начале февраля 1921 г. его дивизия взяла штурмом столицу Монголии г. Урга (ныне — Улан-Батор), он приказал уничтожить всех евреев города (в основном бывшие российские евреи); было убито около 50 евреев, часть была спасена жителями города — русскими и монголами.

Командовавший белыми войсками в Крыму в 1920 г. П. Врангель в какой-то степени разделял антисемитские настроения своей армии. Но он, помня, как погромная истерия разложила армию А. Деникина, решительно пресекал все попытки грабежей и насилий; уличенных в них судили военно-полевые суды, выносившие смертные приговоры. Была закрыта газета монархического направления «Русская правда», поместившая, по выражению П. Врангеля, ряд статей «определенно погромного характера». Он запретил «всякие публичные выступления, проповеди, лекции и диспуты, сеющие политическую и национальную рознь».

                       Григорий Евсеевич Зиновьев

Лев Борисович Каменев

В 1917–18 гг. наряду с евреями — членами ВКП(б) советскую власть поддерживали отдельные группы рабочих, интеллигенции, молодежи, анархистов-коммунистов и некоторых других леворадикальных партий. Но наличие определенного числа евреев в руководящих органах советской власти, ВКП(б), высшем командном составе Красной армии создало иллюзию «еврейского засилья» при большевиках. На 6-м съезде РСДРП (6 июля — 3 августа 1917 г. в Петрограде) был избран ЦК в составе 21 человека, из них 6 евреев: Григорий Зиновьев, Лев Каменев, Лев Троцкий, Яков Свердлов, Моисей Урицкий, Григорий Сокольников; на 7-м съезде (6–8 марта 1919 г.) в состав ЦК из 16 членов вошли 5 евреев: Л. Троцкий, Я. Свердлов, Г. Зиновьев, Михаил Лашевич (1884–1928), Г. Сокольников; на 8-м съезде (март 1919 г.) из 19 членов — 4 еврея: Г. Зиновьев, Б. Каменев, Л. Троцкий, Карл Радек; на 9-м съезде (29 марта — 5 апреля 1920 г.) из 19 членов — 4 еврея: Г. Зиновьев, Б. Каменев, Л. Троцкий, К. Радек. В первый состав советского правительства — Совета народных комиссаров, сформированного 26 октября 1917 г., вошел один еврей, Л. Троцкий (нарком по иностранным делам). 9 декабря 1917 г., после ухода в ноябре 1917 г. Владимира Милютина с поста наркома земледелия, его заменил Александр Шлихтер (1868–1940); после соглашения о правительственном блоке большевиков с левыми эсерами, наркомом юстиции стал Ицхак Нахман Штейнберг. В 1918 г. членами Совета народных комиссаров были: Л. Троцкий — нарком по военным и морским делам, Исидор Гуковский (1871–1921) — нарком финансов, Мечислав Бронский (Варшавский; 1882–1938, расстрелян) — заместитель комиссара торговли. В создании Красной армии выдающуюся роль сыграл Л. Троцкий — народный комиссар по военным и морским делам и председатель Революционного военного совета; его ближайшим помощником в деле создания Красной армии был Эфраим Склянский. Членами Реввоенсовета были Аркадий Розенгольц (1889–1938, расстрелян) и Сергей Гусев. Г. Сокольников был командующим Туркестанским фронтом (10 сентября 1920 г. — 8 марта 1921 г.). Командующими армий были: М. Лашевич — 3-й армией Восточного фронта (30 ноября 1918 г. — 5 марта 1919 г.); Г. Сокольников — 8-й армией Южного фронта (12 октября 1919 г. — 20 марта 1920 г.); Иона Якир — 14-й армией Южного фронта. Во время Гражданской войны отличились: Самуил Медведовский (1881–1924) — в августе 1919 г. — мае 1922 г. командир 16-й стрелковой дивизии, кавалер двух орденов Красного знамени; Дмитрий Шмидт (Гутман; 1896–1937, расстрелян), командир 17-й кавалерийской дивизии Червонного казачества. Большое число евреев было в реввоенсоветах фронтов и армий.

                                          Эфраим Маркович Склянский

Большинство офицеров Добровольческой армии были убеждены, что все евреи — коммунисты, или все коммунисты — евреи. Многим арестованным евреям на допросах откровенно заявляли, что их национальность и есть основание для ареста («...для жидов никаких оснований не требуется»). Известны случаи, когда белогвардейцы, войдя в город, сразу искали евреев. По свидетельству современников, в Ельце казаки из корпуса Константина Мамонтова в течение шести дней пребывания в городе «почти... не искали и не громили коммунистов. Казаки искали только жидов». Убедить в том, что все коммунисты — евреи, удалось представителей иностранных держав в России. Так, английский генерал Чарльз Джеймс Бриггс в беседе с руководителями киевской еврейской общины утверждал, что «евреям принадлежит глобальное место в системе советской власти». В воззваниях добровольцев евреями часто называли всех известных политических деятелей, например, Виктора Чернова и Александра Керенского.

Как в армии, так и в широких общественных кругах, поддерживающих Белое движение, было распространено абсурдное представление, что все евреи тесно связаны между собой и что существует какое-то еврейское руководство, которое может влиять на большевиков-евреев. В беседе с представителями еврейской одесской общины А. Деникин заявил: «...вы должны внушить вашей молодежи, чтобы она изменила свою ориентацию». Даже конституционные демократы (кадеты), ранее всегда осуждавшие все виды антисемитизма, а тем более погромы, утверждали на своей конференции в Харькове в начале ноября 1919 г., что белые власти делают все для борьбы с погромами, которые являются делом рук «большевистских агентов, стремящихся к дезорганизации тыла», и потребовали от евреев «объявить беспощадную войну тем элементам еврейства, которые активно участвуют в большевистском движении». В издававшемся в Ростове-на-Дону органе партии, газете «Свободная речь», утверждалось, что «еврейская интеллигенция приняла горячее участие в нашей всё разрушающей революции». Газета требовала лишить евреев российского гражданства и признать их «подданными иностранной державы (Палестины)». Многие руководители партии кадетов (Павел Милюков, Федор Родичев, Иван Петрункевич, Максим Винавер) решительно выступали против любых антисемитских выступлений.

Основная часть еврейского населения, в большинстве — ремесленники и торговцы, страдала от политики военного коммунизма, которая вводила национализацию всей промышленности, запрет торговли основными продовольственными и промышленными товарами, трудовую мобилизацию, а также от «красного террора» и крайностей атеистической политики, включавшей массовое закрытие синагог и иешив. Поэтому в 1919 г. еврейское население приветствовало наступающую Добровольческую армию, несмотря на доходившие слухи о чинимых ею погромах. Во многих населенных пунктах еврейские делегации, состоявшие из раввинов и известных общественных деятелей, встречали белогвардейские части хлебом-солью, но в подавляющем большинстве мест эти встречи заканчивались избиением делегации и погромами. Воинствующая антисемитская политика белых и петлюровцев вызвала перемену в настроении еврейских масс, которые поверили, что только советская власть дает евреям какие-то гарантии существования.

Добровольческую армию продолжали поддерживать некоторые еврейские общественные организации (Еврейская народная группа, Еврейский комитет содействия возрождению России), состоявшие в своем большинстве из членов Конституционно-демократической партии и осуждавшие Белое движение за антисемитизм и погромы. Безоговорочно поддерживали Добровольческую армию несколько еврейских политических деятелей правого направления (Даниил Пасманик, Григорий Ландау /1877–1941, репрессирован, погиб в лагере; см. Адольф Ландау/ и др.), выпустившие в 1924 г. в Берлине сборник «Россия и евреи».

В созданном в августе 1919 г. при главнокомандующем Северо-западной армией генерале Н. Юдениче правительстве Северо-западной области министром торговли и народного здравия стал Мануил Маргулиес (1868–1939, с 1919 г. жил в эмиграции). Александр Кривошеин, глава правительства Юга России, существовавшего в Крыму при П. Врангеле, предложил бывшему председателю правления Азовско-Донского банка Борису Каменке (1855–1942, после 1920 г. жил в Париже) должность начальника финансового управления, но Каменка отказался.

В 1919 г., после массовых погромов петлюровцев и добровольцев, широкие слои еврейского населения стали поддерживать советскую власть, и еврейская молодежь добровольно поступала на службу в Красную армию. Целые отряды еврейской самообороны отправлялись на фронт, в Красной армии появились целые части, состоящие исключительно из евреев, например, 1-й еврейский полк. Довольно высокий процент евреев был в интернациональных частях, в большинстве состоявших из бывших немецких или венгерских военнопленных, попавших во время Первой мировой войны в Россию.

Известно, что за отдельные погромы, устроенные частями Красной армии, зачинщиков, как правило, жестоко наказывали, большинство из них расстреливали (подробнее см. погромы). Об антисемитских настроениях в некоторых частях Красной армии писали Исаак Бабель в «Конармии» и Борис Пильняк в «Ледоходе».

4 марта 1917 г. в Киеве на совещании представителей левых украинских партий было объявлено о создании Центральной рады; в принятой резолюции говорилось, что «одним из главных принципов украинской автономии признается полная гарантия прав национальных меньшинств, живущих на Украине». В исполнительный орган власти (Генеральный секретариат), избранный на заседании Центральной рады 15 июня 1917 г., вошел представитель Бунда М. Рафес, ставший «генеральным контролером». Моше Зильберфарб стал вице-секретарем по еврейским делам.

7 ноября 1917 г. был опубликован Третий универсал, провозглашавший Украинскую народную республику, формально связанную с Россией. М. Зильберфарб стал министром по еврейским делам, а член Бунда Александр Золотарев (1879–1938, расстрелян) сменил М. Рафеса на посту генерального контролера. В универсале говорилось о предоставлении национальным меньшинствам, в том числе и евреям, «национально-персональной автономии». Представители всех еврейских партий голосовали в поддержку универсала. Законопроект о национально-персональной автономии был составлен еврейской комиссией под руководством М. Зильберфарба. Законопроект признавал за всеми «неукраинскими» национальностями право на «самостоятельное устроение своей национальной жизни». 9 января 1918 г. Закон о национально-персональной автономии был утвержден Центральной радой. Четвертый универсал, принятый 14 января 1918 г., провозгласил полную независимость Украины. Отношение всех еврейских партий к разрыву с Россией, который означал также разделение российского еврейства, было отрицательным. При голосовании против утверждения универсала был Бунд, а представители По‘алей Цион, Демократического еврейского объединения и сионисты отказались участвовать в голосовании, что вызвало негодование украинских партий.

Осенью 1917 г. на Украине в Подольской, Киевской и Волынской губерниях прошла волна устроенных солдатами запасных частей русской армии погромов, которые, как правило, не сопровождались убийствами. Представители еврейских партий обвиняли украинское правительство в том, что «никакие практически меры не принимаются». Симон Петлюра дал согласие на создание еврейской самообороны. Но созванная для этого 1-я Всероссийская конференция евреев-воинов была разогнана 20 января 1918 г. комендантом Киева Михаилом Ковенко, а глава Всероссийского союза евреев-воинов Иона Гоголь и его заместитель Лейзер Боярский были расстреляны 27 января по приказанию М. Ковенко.

Все еврейские партии осудили захват Киева большевиками (26 января 1918 г.) и продолжали поддерживать изгнанное из города правительство Центральной рады. После подписания правительством Центральной рады мирного договора с Германией и ее союзниками 9 февраля 1918 г. немецкая армия, имея в авангарде украинские войска С. Петлюры, начала наступление на Украине. Вступившие 1 марта в Киев украинские войска обвиняли евреев в том, что «они хотели всю Украину захватить в свои руки... Когда мы отступали из Киева через Подол, мы в каждом еврейском доме находили пулемет, из которого в нас стреляли». После вступления украинских войск в Киев в течение трех недель происходили расправы над евреями, которых украинские казаки хватали на улицах и под предлогом ареста «жидовских комиссаров» увозили в Михайловский монастырь, где находился штаб отряда гайдамаков — «куреня смерти». По данным комиссии Городской думы, только с 1 по 8 марта из арестованных евреев 22 были расстреляны, а 16 пропали без вести. Только после вмешательства председателя Центральной рады Михаила Грушевского аресты и казни в Киеве были прекращены. Но отряды гайдамаков продолжали избиения евреев в провинции и особенно на железнодорожных станциях. Массовый характер носили убийства евреев гайдамаками на станциях Гребенка и Ромодан по железнодорожной линии Киев—Полтава. Так, на станции Ромодан с 30 марта до середины апреля 1918 г. было убито около 40 евреев.

Возвращение к власти правительства Центральной рады привело к восстановлению закона о национально-персональной автономии и к образованию еврейского министерства во главе с Я‘аковом Зеевом Вольфом Лацким-Бертольди. 29 апреля 1918 г. немецкое командование разогнало Центральную раду. Бывший генерал царской армии Павел Скоропадский был объявлен гетманом Украинской державы. Гетман и стоящие за его спиной Германия и Австро-Венгрия, заинтересованные в восстановлении порядка, который обеспечил бы их поставками, необходимыми для продолжения войны, проводили политику поддержки буржуазии и помещиков. Крупная еврейская буржуазия активно поддерживала гетманский режим, так как в создавшейся благодаря немцам обстановке она надеялась вернуть себе всё, что утратила в годы революции и Гражданской войны. Представитель этих кругов, член партии кадетов, председатель Одесского биржевого комитета Сергей Гутник (1868 — после 1919 г.) стал министром промышленности и торговли в гетманском правительстве. Средние слои еврейского населения первоначально поддерживали новую власть, так как надеялись, что гетман при поддержке немцев защитит их от погромов и анархии. Известны отдельные случаи, когда евреи сопровождали немецкие и австрийские карательные экспедиции, посланные в деревни для получения продовольствия или подавления крестьянских волнений.

В целом период гетманского правления был самым спокойным для евреев Украины, но постепенно отношение евреев к немцам и гетману стало меняться. В конце мая 1918 г. было ликвидировано еврейское министерство, а 8 июля отменен закон о национально-персональной автономии. В ряде деревень евреев стали привлекать к уплате контрибуций, наложенных на крестьян за участие в аграрных беспорядках. Представители немецкого и австрийского командования в Подольской и Полтавской губерниях обвиняли евреев во вредном влиянии на своих солдат: «Евреи — самые зловредные агитаторы против немцев». Антисемитскую пропаганду вел официальный орган военного министерства, газета «Відродження», обвиняя евреев в «руководстве восстанием большевиков и в партизанской войне». В массовом крестьянском движении против немцев и гетманской власти, начавшемся в июле-августе 1918 г., больше всех пострадали евреи. Так, во время нападения многотысячной крестьянской толпы в местечке Лысянка Киевской губернии было убито около 40 евреев, в деревне Торчицы Киевской губернии — 18 евреев. Во время погромов крестьяне обвиняли евреев в том, что они «привели немцев».

Революция в Германии (ноябрь 1918 г.) лишила гетманский режим, который потерял всякую поддержку среди населения Украины, его единственной опоры. 15 ноября 1918 г. Украинский национальный союз призвал к восстанию против гетмана и сформировал новый орган власти — Директорию во главе с С. Петлюрой. 14 декабря 1918 г. повстанцы заняли Киев. 16 декабря Директория восстановила закон о национально-персональной автономии; министром по еврейским делам стал представитель партии По‘алей Цион Аврахам Ревуцкий.

Среди сотрудников госаппарата Директории было много евреев: Арнольд Марголин — заместитель министра иностранных дел, Марк Вишницер — секретарь дипломатической миссии в Англии, доктор Сергей Зархи — член делегации Директории во Франции. Однако с декабря 1918 г. по август 1919 г. регулярные части украинской армии под командованием С. Петлюры и связанные с украинской армией банды устроили десятки кровавых погромов; было убито около 50 тыс. человек (данные комиссии Международного Красного Креста). Председатель Директории Владимир Винниченко утверждал, что к «погромам подбивало солдат главным образом само офицерство». Когда он потребовал от главного атамана, командующего армией С. Петлюры, прекратить погромы, тот заявил: «...почему же они [евреи] не боролись с нами против гетманщины». Власть сосредоточилась в руках группы атаманов, которые осуществляли погромы. Правительство и военные власти время от времени выпускали антипогромные приказы и воззвания, на которые армия не реагировала, никто из погромщиков не был наказан (подробнее см. погромы).

Нестор Махно — руководитель анархистской Революционно-повстанческой армии, действовавшей в годы Гражданской войны на юге Украины, боролся с проявлениями антисемитизма и казнил нескольких солдат своей армии, устраивавших погромы. Весной 1919 г. в обращении «Рабочим, крестьянам и повстанцам» за подписью Н. Махно и других руководителей армии говорилось о недопустимости погромной агитации и необходимости «...беспощадно расправляться со всеми виновниками еврейских погромов». В руководстве махновского движения было немало евреев: Всеволод Волин — председатель военно-революционного совета армии, ближайший соратник Н. Махно, главный идеолог движения; Арон Барон (настоящая фамилия — Канторович; литературный псевдоним — Полевой; 1891 — 1937 или 1938, расстрелян) — руководитель агитационного отдела армии; Лев Задов (Зиньковский; 1893–1938, расстрелян) — начальник контрразведки армии, комендант особого кавалерийского полка; Коган (Яковлев-Коган; ?–1919) — помощник председателя военно-революционного совета. В повстанческой армии были еврейская артиллерийская батарея и рота прикрытия под командованием Абрама Шнейдера (?–1919).

Лев Николаевич Зиньковский (Лёвка Задов)

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить
  • Революция февраля 1917 года была жидовской. И белые и красные и зеленые - это разные масти одной жидовской мафии которая уничтожала Российскую Империю,русский народ. разоряя его и лишая будущего.
  • :thumbsup: Интересно. Что ни говори, классовый подход единственно верный. P.S. Почему то вспомнилась песня "Еврейское казачество восстало".
  • Автор, сделайте выводы из набросанного материала! Или эту интригу вы оставляете читателям?
  • Надеюсь, что наступит время, когда этой нечести не будет на земле России и Украины.
  • Все эти еврейские имена, всего лишь устаревшая дань моде иудейским историям про паразитическою прослойку избранных. Сейчас например модно брать/давать детям славянские и греческие имена.