Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Не бывает духовного обновления без казённо-бюрократического поощрения (сентябрь 2012)

13 468

Не бывает духовного обновления без казённо-бюрократического поощрения (июль-август 2012) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...


I. "Я полагаю, что торг здесь неуместен". О финансировании религиозных организаций государством и о наделении религиозных организаций имуществом.


https://www.sova-center.ru/rel...

В Ростове-на-Дону епархиальному управлению передано здание лицея модной одежды

03.09.2012 - 15:02 / Ростовская Область

29 августа 2012 года стало известно, что здание лицея модной одежды в Ростове-на-Дону передается православной митрополии. Учебное заведение объединяется с другим лицеем на противоположном конце города. Ранее занимаемое лицеем помещение площадью 1900 квадратных метров, по информации издания PublicPost, займет новая резиденция митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия (в городе уже есть одна). Ремонт в здании планируется провести за счет областного бюджета.

Кроме того, городские власти намерены убрать рельсы с Соборной площади и изменить трамвайный маршрут, чтобы вибрация от движения трамваев не оказывала негативного воздействия на расположенный на площади храмовый комплекс. Автостоянка на площади также безвозмездно передана церкви.

_________________

Духовность требует жертв!


https://www.sova-center.ru/rel...

Псковские власти готовы передать учебный корпус Таможенно-правового лицея православной школе регентов и выделить из бюджета 5 млн. рублей на реставрацию здания

14.09.2012 - 16:34 / Псковская Область

12 сентября 2012 года городские власти Пскова подтвердили свое намерение передать Общеобразовательной православной школе регентов учебный корпус Погранично-таможенно-правового лицея на ул. Труда при условии, что религиозная община поможет отремонтировать здание. Из бюджета города власти готовы выделить 5 млн. рублей.

14 сентября 2012 года родители учащихся обратились к патриарху Кириллу с открытым письмом, в котором просят выделить деньги на реставрацию здания.


https://www.sova-center.ru/rel...

Здание Сергиевского храма в Царском Селе передано Церкви

25.09.2012 - 18:22 / Город Санкт-Петербург

21 сентября 2012 года Санкт-Петербургской епархии в безвозмездное пользование была передана церковь преп. Сергия Радонежского в Царском Селе (кон. XIX века).

Долгое время собственником здания оставалось Министерство транспорта. В числе арендаторов были владельцы кафе и автосервиса.

Из государственного бюджета выделено 1,8 млн рублей для «проведения научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ по сохранению памятника».


II. Симфония. Умилительные примеры церковно-государственного симбиоза.


https://www.sova-center.ru/rel...

Госдума на тропе борьбы за чувства верующих

14.09.2012 - 15:41

13 сентября 2012 года глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) заявил о том, что в Думе обсуждается вопрос об ужесточении наказания за оскорбление чувств верующих, началась работа "над усилением административного и уголовного законодательства", карающего за нарушение порядка в религиозных учреждениях и вандализм в отношении религиозных святынь. Тогда же комитет провел на эту тему круглый стол с участием представителей различных конфессий и экспертов.

Руководитель юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега) заявила, что ст. 5.26 КоАП (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях) не способна в должной степени защитить права верующих, поскольку предусматривает лишь небольшой штраф. Поэтому РПЦ предлагает для защиты репутации религиозных организаций внести поправки в Гражданский кодекс, изменив термин "деловая репутация", относящийся к сфере бизнеса, на более широкий термин "репутация юридических лиц". Кроме того, с точки зрения РПЦ, следовало бы в том или ином виде восстановить ст. 143 УК РСФСР (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях), касавшуюся "оскорбления чувств и убеждений граждан в связи с их отношением к религии с использованием СМИ" или путем повреждения культовых зданий, нанесения "оскорбительных надписей и изображений".

Директор Института государственно-конфессиональных отношений и права Игорь Понкин предложил не вводить в УК новую статью, а усовершенствовать ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Понкин считает, что ее следовало бы дополнить формулировкой "разжигание вражды посредством оскверняющих или оскорбительных действий с религиозно почитаемыми предметами, изображениями и религиозной символикой, а также посредством оскорбления или высмеивания религиозно почитаемых личностей", которое должно караться штрафом до 300 тысяч рублей или лишением свободы на срок до двух лет.

С нашей точки зрения, оскорбление чувств верующих не является настолько общественно опасным преступлением, чтобы переносить его в той или иной форме в уголовный кодекс. То же относится и к статье 5.61 (оскорбление), которая позволяет какой бы то ни было оскорбленной личности обратиться в суд. Что касается возбуждения вражды путем вандализма или каких-либо иных действий, оно и так подпадает под действие существующих ст.ст. 214 и 282 УК.


https://www.sova-center.ru/rel...

Проект строительства скоростной трассы в Ярославской области будет пересмотрен, чтобы не навредить Алексеевской пустыни

24.09.2012 - 18:09 / Ярославская Область

21 сентября 2012 года стало известно, что митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон обратился к областному правительству с просьбой рассмотреть возможность изменения маршрута новой скоростной трассы М-8. Согласно первоначальному плану она должна была пройти в 200 м от Свято-Алексеевской пустыни. По мнению митрополита, столь близкое соседство опасно для здоровья насельников и воспитанников пустыни.

На территории Свято-Алексевской пустыни проживают около 200 детей.

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов пообещал, что проект строительства трассы будет пересмотрен.

«Здесь люди, которые не привыкли просить, это люди, которые привыкли трудиться, молиться, растить детей и жить честно и по совести. Поэтому за таких людей, которые сами за себя постоять не могут, надо заступаться всем миром», - заявил он.


https://www.sova-center.ru/rel...

В Государственную Думу внесен проект заявления "О защите религиозных чувств граждан РФ"

21.09.2012 - 19:24, обновлено 25.09.2012

19 сентября 2012 года фракциями "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и депутатом Е.Мизулиной ("Справедливая Россия") в Государственную Думу РФ был внесен проект заявления "О защите религиозных чувств граждан РФ".

Авторы заявления предлагают "дать жесткий отпор деструктивным силам, восхваляющим антирелигиозный экстремизм, вандализм и хулиганство, разжигающим в обществе ненависть к Русской православной церкви и другим религиозным организациям".

Сделать это предлагается путем усиления ответственности за оскорбление религиозных чувств граждан, "в том числе за осквернение почитаемых верующими святынь".

21 сентября 2012 года проект заявления поддержал Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы.

25 cентября 2012 года постановление было принято Государственной Думой.


https://www.sova-center.ru/rel...

На рассмотрение Думы внесен законопроект об оскорблении чувств верующих

26.09.2012 - 14:04, обновлено 27.09.2012 / Вся Россия

26 сентября 2012 года в Государственную Думу РФ внесен законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний", подготовленный Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы.

Проект является развитием принятого накануне заявления "О защите религиозных чувств граждан РФ" и предлагает ряд изменений Уголовного и Административного кодексов.

УК предлагается дополнить статьей 243.1 (оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний), предусматривающей штрафы до 300 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 3 лет за оскорбление чувств, и штрафы от 100 до 500 тысяч рублей, либо обязательные работы до 400 часов, либо лишение свободы на срок до 5 лет – за осквернение.

Сейчас ответственность за оскорбление религиозных чувств и символов предусмотрена в части 2 ст. 5.26 КоАП. Соответственно, в этом административном составе оставить предлагается только "публичное осквернение религиозной и богослужебной литературы, знаков и эмблем мировоззренческой символики и их порчу". Штраф при этом резко вырастает: от 30 до 50 тысяч рублей вместо нынешнего от 500 до 1000 рублей.

Заодно увеличивается и штраф по ч. 1 ст. 5.26 КоАП (воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него), которая не имеет отношения к сути этого законопроекта.

Мы выступаем против принятия данного законопроекта.

Центр "Сова" всегда подчеркивал необходимость декриминализовать унижение достоинства человека по тем или иным групповым признакам, включая отношение к религии, фигурирующее в ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), поскольку это правонарушение не представляет большой общественной опасности и, следовательно, ему место скорее в КоАП, чем в УК (как это и есть до сих пор применительно к оскорблению религиозных чувств граждан - ч. 2 ст. 5.26 КоАП).

Новая ст. 243.1 УК, наоборот, возводит "публичное оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан" в ранг уголовных преступлений, причем предусматривает более суровое наказание, чем ст. 282. Отметим, что обе формулировки - и "унижение достоинства", и "оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан" - недостаточно четки и допускают излишне широкое толкование. Если оскорбление людей правомерно рассматривается как правонарушение (но с декабря 2011 года уже не как преступление), то запрет "оскорбления чувств" может приводить к чрезмерным ограничениям свободы выражения. И тем более это относится к "оскорблению убеждений": такое "оскорбление", собственно говоря, является неотъемлемой частью любой полемики.

Само использование термина "осквернение" вызывает сомнения, так как этот термин имеет в данном контексте смысл в первую очередь религиозный, а не светский. И еще менее удачной является загадочная формулировка ст. 243.1 "унижение богослужений, обрядов и церемоний".

Ч. 2 ст. 243.1 также представляется нам излишней. Осквернение в смысле порчи мест и предметов религиозного почитания и так подпадает под ст. 214 УК (вандализм) и ст. 5.26 КоАП РФ соответственно. Что касается осквернения таких объектов в смысле каких-либо действий, не повреждающих никаких материальных предметов, но направленных на их десакрализацию, то такие действия не могут регулироваться светским правом.

Необходимо отметить и дискриминационный характер ст. 243.1 УК, которая предусматривает защиту только для объектов и обрядов "религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России". Это положение является прямым нарушением ст. 19 Конституции РФ, согласно которой "государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности". Поскольку Конституция РФ продолжает действовать, неясно, каким образом суды должны проводить различие между религиями. Кроме того, подобные законодательные нормы могут спровоцировать конфликты на религиозной почве.

Что касается изменений, которые предлагается внести в ст. 5.26 КоАП, мы бы приветствовали их в части увеличения размера штрафа за правонарушения, указанные в ее действующей формулировке. Однако, как уже было сказано, авторы законопроекта предлагают перенести из ее ч. 2 в УК оскорбление религиозных чувств. В новой формулировке ч. 2 ст. 5.26 (публичное осквернение религиозной и/или богослужебной литературы, знаков и/или эмблем мировоззренческой символики, а равно их порча) вызывает те же нарекания, что и ч. 2. ст. 243.1: осквернение предметов религиозного обихода не в виде порчи, а в виде каких-либо действий, направленных на их десакрализацию, не входит в сферу действия светского права.

На сайте Московского бюро по правам человека можно ознакомиться с заключением на законопроект, подготовленным заведующим кафедрой государственного и административного права юридического факультета Самарского государственного университета В.Полянским.


III.Ответственные за симфонию. О должностных лицах, реализующих церковно-государственный симбиоз


http://www.ng.ru/politics/2012...

04.09.2012 00:00:00

Иван Демидов: За нашей комиссией – исключительно исполнительские функции

Иван Иванович Демидов


О работе правительственной комиссии по взаимодействию с религиозными объединениями корреспонденту «НГ» Савелию ВЕЖИНУ рассказал заместитель министра культуры Российской Федерации, заместитель председателя комиссии Иван ДЕМИДОВ.

– Иван Иванович, расскажите, так чем же все-таки будет заниматься комиссия правительства по религиозным объединениям? Какие ее основные полномочия?

– Если вы копнете поглубже в историю, то увидите, что правительственная комиссия по взаимодействию с религиозными объединениями работает с 1994 года. Положение о комиссии, которым регламентируется наша сегодняшняя работа, утверждено в 2006 году. Оно абсолютно полно отражает все наши полномочия. Сразу хочу обратить внимание, что многие политологи и журналисты совершенно напрасно приписали комиссии политическую составляющую. В соответствии с положением комиссия работает в сфере поддержки деятельности религиозных объединений в области образования и культуры, а также в сфере обеспечения законопроектной и хозяйственно-экономической деятельности. Это исключительно исполнительские функции.

Хочу напомнить, что существует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации, куда входят представители всех конфессий и который занимается выработкой государственной политики в области религиозных отношений.

В нашу же комиссию входят чиновники федеральных и региональных органов власти, а также представители научных федеральных учреждений. Но, конечно, руководители религиозных организаций обязательно приглашаются на рабочие заседания. Но еще раз повторю – правительственная комиссия не дублирует функции Совета при президенте.

– Когда вы работали в администрации президента, вы же были заместителем председателя этого Совета?

– Абсолютно верно. Совет возглавлял глава администрации, а Владислав Сурков на посту заместителя главы администрации президента руководил направлением, связанным с взаимодействием с религиозными организациями. Тогда это была политическая работа.

Например, мы разрабатывали совместно с представителями религиозных конфессий программу введения с 2012 года в школах новых предметов.

Это основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Соответствующее решение было принято президентом. С этого учебного года предметы введены в программу всех школ России, и мы, уже в качестве чиновников правительства, сегодня реализуем эту задачу.

– И все-таки на прошлой неделе появились публикации, в которых говорится, что правительственная комиссия займется борьбой с религиозным экстремизмом...

– Я уже опровергал данную информацию. Повторюсь, ни борьба с экстремизмом, ни другие политические вопросы не входят в компетенцию правительственной комиссии по взаимодействию с религиозными объединениями. Решения, касающиеся формирования государственной политики в сфере взаимодействия с конфессиями, принимаются на уровне президента. А мы исполняем – на то мы и исполнительная власть. Президент дает установки – правительство воплощает.

– Когда будет первое заседание комиссии? Какие вопросы планируется рассмотреть?

– Сейчас мы формируем повестку. Как только определится круг вопросов, мы назначим дату заседания. Что касается тематики, то я могу предположить, что мы рассмотрим уже упомянутый мною вопрос о ходе введения в школьную программу новых предметов, связанных с изучением культуры религий и светской жизни.

Еще один вопрос – реализация Указа президента «О предоставлении священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу». Думаю, в план работы комиссии будет включен вопрос о содействии в организации хаджа – паломничества российских мусульман к святым местам в Саудовской Аравии.

– Вы как заместитель министра культуры можете привести пример работы исполнительной власти с религиозными организациями?

– Министерство культуры активно сотрудничает с конфессиями в рамках ФЦП «Культура России». Например, в 2013 году в рамках ФЦП будет выделено более 2 миллиардов рублей на реставрацию, восстановление и строительство культурных памятников религиозного назначения. Это и православные храмы, и мечети, и дацаны, католические костелы.

В проект финансового плана включены, например, Соловецкий монастырь и Гусиноозерский дацан в Республике Бурятия, Ново-Слободская мечеть в Казани, костел Святых Апостолов Петра и Павла в Великом Новгороде.

– Иван Иванович, личный вопрос. Вы ведь создавали православный телеканал «Спас», вели программу «Русский взгляд»... Вы православный?

– Да, я православный, воцерковленный человек. Думаю, что мое вероисповедание никогда не влияло на государственную работу и отношения с представителями других конфессий.

– А Сурков? Много же говорят о его близости к исламу, в Чечне его так хорошо принимают. Еще газеты пишут про его дистанцию в отношениях с РПЦ...

– Я сам многократно был свидетелем его встреч, выступлений в Чечне. Да, там он пользуется большим неподдельным уважением, его принимают как своего. Сурков действительно много сделал для возрождения мирной жизни Чеченской Республики, и народ Чечни это помнит. Он всегда находит общий язык с лидерами мусульманского духовенства России, как и с лидерами других конфессий, благодарен им за диалог, хотя, поверьте, простой эту работу не назовешь. Очень остро реагировал по-человечески в самые тяжелые моменты, когда исламские лидеры и богословы погибали в результате подлых убийств и терактов. Всегда первым приходил на помощь семьям погибших.

Что же касается православия, думаю, тут большой тайны нет. Сурков – православный, он крещен, венчан. И его дети тоже крещены. Это к вопросу о дистанции... какая тут может быть дистанция?


IV. Достойные люди. Эксперты, общественные деятели, причастные к воспроизводству духовности


https://www.kommersant.ru/doc/...

Платформа светского государства

Михаил Прохоров предлагает принять Религиозный кодекс

Газета "Коммерсантъ" №170 от 12.09.2012, стр. 5

Михаил Дмитриевич Прохоров


Отношения государства, Русской православной церкви (РПЦ) и граждан становятся все более конфликтными, поиск компромисса затруднен старыми предубеждениями и новыми оскорблениями. В статье, написанной специально для "Ъ", лидер партии "Гражданская платформа", экс-кандидат в президенты МИХАИЛ ПРОХОРОВ предлагает способ решения проблемы.

С первых дней своей политической деятельности я предпочитал не комментировать вопросы, связанные с жизнью церкви, так как всегда считал, что вера и отношение к церкви — сугубо личное дело. Но даже в редких заявлениях моя позиция никогда не основывалась на предвзятом отношении к РПЦ (ни в одном из моих высказываний нет и намека на желание оскорбить церковь), а лишь на ощущении растущей угрозы светскому обществу в нашей стране. То обстоятельство, что отношения граждан, государства и церкви в последние месяцы уже привели к расколу общества и угрожают российской культуре, заставляет меня обратиться к этой теме.

Особенно неожиданно то, что в центре потрясений оказалась РПЦ. Дело Pussy Riot, их провокационная акция в храме Христа Спасителя и жестокий приговор, конечно, стали запалом потрясения, но не его причиной.

Как любой современный светский человек, я живу в России, в многоконфессиональной стране среди верующих и неверующих друзей. Сегодня среди нас бушует шквал обвинений и даже оскорблений, которые мешают нормальному диалогу. Люди, ранее тщательно выбиравшие слова, сегодня пустились во все тяжкие. Но кто бы и зачем не пускал отравленные стрелы, большинство попадает в РПЦ.

Голосов, зовущих к примирению и терпимости, к сожалению, мало, и они звучат слишком академично. К моей радости, и руководство РПЦ не сразу, но все-таки выступило с просьбой о милосердии. Но милосердия проявлено не было. Действительно ли мы такие непримиримые антагонисты, как это представится всякому, кто зайдет сегодня в социальные сети? Или в нашей политике недостает некоего важного политического "витамина", который дает людям возможность мирно сосуществовать, даже расходясь во взглядах?

Мне ясен ответ на этот вопрос. В наших спорах "за и против власти" мы не замечаем главного — дефицита светской политики и светской общественной этики. Светской государственности как таковой.

Светская политика — выбор успешных наций

Здесь мы не редкое исключение. Все ныне развитые и успешные общества и государства в свое время переживали сходные драматические процессы. Будущее Франции и Германии во времена религиозных войн висело на волоске. И только найденная ими форма светского консенсуса открыла путь к религиозному и гражданскому миру. Стала ключевым условием их современного успеха. Пытающиеся столкнуть Россию с этого пути лишают нас главного — российского шанса на национальный успех.

Отношения церкви, государства и общества в нашей стране декларированы, но фундаментально не прояснены. Ст. 14 Российской Конституции состоит всего из двух пунктов: "1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Прекрасные, важнейшие нормы. Но они — лишь рамка, которая не наполнена реальным содержанием, правовым, политическим и, главное,— культурным.

Сделанный Россией выбор, закрепленный в ст. 13 нашей Конституции ("Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной"),— это наш выбор пути к национальному успеху, а не к расколу и поражению. К сожалению, сегодня большинство политиков, включая лидеров парламентских партий, предали свою Конституцию и предпочли забыть о том, что там написано. Заигрывания с церковью, носящие зачастую популистский характер, подрывают основы главного документа страны. Все это порождает множество угроз.

Люди, а не "силы"

Ошибочно видеть в церкви лишь иерархию высших священнослужителей, какими бы те ни были. И то взаимное осатанение, которое мы видим (вне зависимости от прямого или переносного смысла этого слова), охватило не церковь и не общество, а конкретных людей.

Таких людей, увы, немало; некоторые из них занимают высокие позиции в своих иерархиях; они объединены в разного рода альянсы и кланы. Но никто из них не может монополизировать право выступать от нашего имени. Протоиерей Всеволод Чаплин — еще не церковь, прокурор Александр Никифоров — не государство, а адвокат Марк Фейгин — не российская общественность.

Какова причина сегодняшнего осатанения? Мне кажется, страх. Страх утратить последние прочные ориентиры и ценности, оказаться в кольце врагов. Когда-то в студенческие годы я видел фильм, который назывался "Страх съедает душу". Вспомнил это потому, что слова эти очень точно характеризуют сегодняшнюю ситуацию. Именно из-за страха наша политическая жизнь стремительно и искусственно сдвигается к вопросу "кто кого". Все чувствуют себя не в безопасности, не будучи при этом в реальности врагами друг другу. Глупое положение!

О глупости

Одна из главных ошибок, совершаемых участниками нынешних дискуссий,— взгляд на церковь, государство и общество как непримиримых антагонистов.

Глупо противопоставлять общество и церковь. Церковь как институт даже в самые темные века истории служила альтернативой неравенству и деспотизму, хранила и развивала идеалы любви, сострадания, прощения, часто на фоне повсеместной дикости и жестокости. В истории церковь нередко брала на себя функцию коллективной совести нации, защищая слабых перед сильными, гонимых перед гонителями, тем самым способствуя формированию более гуманного общества. Мученическая смерть митрополита Филиппа Колычева, бросившего вызов царю Ивану Грозному, продемонстрировала: когда речь заходит о вечных ценностях сострадания и милосердия, люди крепкой веры могут встать выше страха смерти.

Говоря языком русского философа Владимира Соловьева, можно сказать, что светская и религиозная культура — два легких, которыми дышит наша цивилизация. Светская культура (и в особенности — светская политика) выступает защитницей свободы религиозного выбора, защитой права каждого верить или не верить сообразно велениям сердца, а не по приказу начальства. Защита религии и церкви сегодня состоит, прежде всего, в защите светского характера нашей политики и нашего государства.

Довольно странно, что напоминать об этом приходится мне, человеку, как известно, светскому. Но — приходится.

Меня не может не тревожить такая опасная, на мой взгляд, тенденция, как попытка продвинуть церковную жизнь внутрь школы. Как только мы отказываемся от конституционной нормы отделения государства от церкви, мы вносим раздоры туда, где их прежде не было. Уроки основ православной культуры, естественно, породили уроки основ исламской культуры. От школьников требуют выбирать там, где для них вообще не было проблемы выбора. То, что кому-то могло казаться "воцерковлением" молодежи и ее религиозным воспитанием, фактически разделило детей на враждующие группы по религиозному признаку. Религия как повод для школьных драк — где тут "основы религиозной культуры"? И что тогда называть кощунством?

Так не пора ли тем, кто верит в разум, в жизнь в общем государстве, перейти к светской политической инициативе? Светской политики у нас нет, и я хочу предложить ее для России.

О том, что можно сделать

Я получаю много предложений "собраться и спокойно все обсудить". Это правильно, но сегодня этого мало. В атмосфере нетерпимости разговоры не дают большой пользы. Нужна политическая цель.

Есть вещь, которую мы можем сделать только вместе. Это возобновление совместной работы церкви, государства и общества над преодолением тлетворных пережитков советского режима, которые не обошли ни общество, ни церковь. Советская идеократия, заменившая государственное православие до революции, не оставила места для светской политики.

И низкая конкурентоспособность нашей экономики, и наш слепой патернализм, и наше неверие в силу права, и подмена реальной культурной и образовательной работы показухой и проформой — отсюда, из неизжитого советского опыта.

Я призываю к немедленному началу широкого диалога об урегулировании отношений церкви (разумеется, имея в виду все церкви и исповедания, религию в целом), государства и общества. Сделать это можно на базе "Гражданской платформы" через инструменты краудсорсинга и публичного обсуждения.

Целью такой инициативы должна стать разработка концепции Кодекса церквей и религий Российской Федерации или Религиозного кодекса — по аналогии с Гражданским или Семейным кодексами. Затем за дело возьмутся юристы, которые превратят концепцию в полноценный юридический документ. Параллельно партия "Гражданская платформа" приступит к формированию реальной гражданской и политической коалиции, способной добиться принятия этого документа Федеральным собранием Российской Федерации и обретения им законной силы. Тем самым будет создана прочная светская основа для полноценного сотрудничества российского государства, российского общества, всех российских конфессий в незавершенном деле строительства обновленной и исцеленной России.

Я готов всеми доступными мне средствами поддержать деятельность этого собрания и реализацию его предложений. Сейчас я не вижу для себя более важной задачи. Нам необходимо как можно скорее выбрать наиболее эффективную стратегию будущих перемен.

Но для любого выбора нам прямо сейчас необходим мир. Гражданский, то есть светский мир.


https://www.newsru.com/religy/...

В Москве состоялась конференция "Реформация: судьба Русской церкви в XXI веке"

время публикации: 17 сентября 2012 г., 19:13 | последнее обновление: 7 декабря 2017 г., 10:05

В минувшее воскресенье в конференц-зале столичной гостиницы "Марко Поло. Пресня" состоялась научно-практическая конференция "Реформация: судьба Русской церкви в XXI веке", подготовленная фондом содействия национальному согласию "Россия для всех" при участии некоммерческой организации "Фонд Станислава Белковского".

Организаторы форума поставили перед его участниками задачу в открытой дискуссии обсудить следующий круг вопросов:

- Актуальные и потенциальные последствия превращения Русской православной церкви (РПЦ) в административный, идеологический, дипломатический придаток государства

- Первичные и вторичные результаты деятельности патриарха Кирилла в качестве предстоятеля РПЦ. Основные направления и предварительные итоги "кириллической" трансформации Церкви в 2009 - 2012 годах

- Ключевые направления реальной реформы Русской церкви в обозримой исторической перспективе

- Кто и как способен осуществить реформацию в РПЦ?

- Формальные и фактические аспекты взаимоотношений Московского патриархата с Украинской церковью

- Москва-Ватикан: что есть, что будет, чего можно ожидать

- Уроки дела Pussy Riot

Внимание участников привлекли также некоторые другие вопросы, касающиеся нынешнего и будущего положения РПЦ, ее взаимоотношений с паствой, российской властью, другими христианскими конфессиями.

В пресс-релизе, распространенном Организационным комитетом конференции от имени Виктора Бондаренко, Станислава Белковского, Екатерины Пономаревой и Романа Багдасарова, было заявлено:

"2012 год, скорее всего, войдет в историю Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП) как особый и переломный.

С одной стороны, РПЦ МП в лице своего священноначалия и, прежде всего, предстоятеля Церкви, Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) окончательно дала понять российскому обществу, что рассматривает себя как квазигосударственную структуру, придаток и агента государства в самых разных сферах - в частности, пропагандистской, дипломатической и даже полицейской. Так называемая "православная миссия", о которой ведущие церковники особо активно рассуждают в последние годы, фактически свелась к систематической кампании по выбиванию из государства (власти) различных материальных ресурсов для реализации программ, не имеющих к интересам православных верующих реального отношения.

Достаточно вспомнить программу строительства в крупных городах России так называемых "быстровозводимых храмов шаговой доступности". Причем от лица Церкви по "миссионерской" теме выступают чаще всего сомнительные светские организации типа так называемой "Ассоциации православных экспертов", которые своим ярко выраженным обскурантизмом и немотивированной агрессией по отношению ко всему живому способны лишь отпугнуть от РПЦ МП наиболее деятельную и интеллектуальную часть прихожан.

РПЦ МП сегодня ясно показывает, что ее приоритеты - не интересы паствы и защита этих интересов, а выгодное место в политико-административной машине существующего режима. Один из ближайших соратников патриарха Кирилла - митрополит Илларион (Алфеев) - прямо заявил, что Церковь должна перейти на государственное (бюджетное) финансирование.

Московский патриархат отчетливо выступает против российского гражданского общества в его борьбе за политические свободы и права человека. Наставник патриарха схиархимандрит Илий (Ноздрин) озвучил позицию священноначалия, категорически призвав россиян не участвовать в мирных уличных протестах.

Разумеется, то, что ныне происходит с РПЦ МП, - концентрированный результат процессов, которые шли десятилетиями. Но именно 2012 год ясно обозначил линию размежевания между Церковью и гражданским обществом, показал роль Московского патриархата как института, способствующего не сплочению, но расколу и разобщению нации. Детонатором "взрыва" стало дело Pussy Riot, негативные последствия которого для репутации РПЦ МП труднопоправимы.

С другой стороны, в нашем обществе нарастает запрос на духовные авторитеты, духовное лидерство и водительство. Но, к сожалению, РПЦ МП в силу вышеперечисленных причин уже не в состоянии ответить на этот запрос.

Однако же мы исходим из того, что Русская православная церковь должна не погибнуть, но возродиться. В новых формах, с новыми идеями и целями. С настоящей, а не коммерчески-бутафорской христианской миссией.

Поэтому мы и предлагаем начать процесс обсуждения церковной реформации в России. Мы полагаем, что в обозримом будущем должен пройти Поместный собор, который не только одобрит добровольный уход на покой патриарха Кирилла (Гундяева), превратившегося в символ дискредитации РПЦ, но в первую очередь примет основные положения церковной реформы, утвердит новый Устав и социальную концепцию Церкви.

Важнейшей составной частью реформации должна стать приходская реформа, подразумевающая, в частности, следующее:

- Приход - это основная единица, из которой слагается Поместная церковь. Он должен быть, прежде всего, евхаристической общиной, самоуправляющейся внутри себя малой церковью, куда на равных правах включены все прихожане, а не административным элементом церковно-бюрократической машины

- Новый, будущий Устав РПЦ должен четко определить, кто является реальным, наделенным правами и обязанностями, членом Церкви

- Необходимо в полной мере восстановить институт оглашения (то есть катехизации). Не прошедший оглашения не может быть крещен. Креститься человек может лишь как член конкретного прихода, конкретной христианской общины. Становясь членом Церкви, христианин должен выполнять ее устав, без этого выполнения он не может считаться православным христианином в глазах Церкви

- Члены приходского собрания должны быть избираемы открытым голосованием, не иметь никаких привилегий по сравнению с рядовыми членами общин

- Священники не должны быть "подчиненными" епископата. Они - органичная часть конкретных приходов. Переход священника из одного прихода в другой должен, прежде всего, быть согласован между общинами. Епископ лишь уведомляется об этом

Наряду с приходской реформой Поместный собор может/должен поставить следующие вопросы:

- Возвращение к досталинскому названию нашей Поместной церкви: Российская православная церковь

- Предоставление автокефалии Украинской православной церкви Московского патриархата

- Отказ от политики ползучей реституции

- Отказ от идеологической диверсии, направленной против прав и свобод человека, подмены их "религиозными ценностями". Религиозные ценности - это внутреннее дело Церкви, к ним не члены Церкви отношения не имеют

- Отказ от этатизма. Прекращение публичного участия духовенства в государственных мероприятиях, политической пропаганде и агитации. Запрет на участие клириков в политических организациях

- Запрет на освящение правительственных зданий, государственных учебных заведений, армейских помещений

- Вынос за пределы государственных, военных учреждений храмов и часовен

- В Церкви должно быть четкое разделение на действительных членов Церкви, участвующих в таинствах и принадлежащих к определенному приходу, оглашенных и кающихся (верующие, на которых наложена епитимья)

Возврат к практике святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при наречении имен крещающихся. Каждый принимается в Церковь с тем именем, которое носит

- Каждый приход должен иметь возможность совершать богослужение по любому чину, принятому в любой из Поместных церквей, строить храм в любой архитектурной стилистике, приглашать для его оформления любых художников

- Принесение руководством РПЦ публичного покаяния в исторических промахах и ложных постулатах, приведших к человеческим жертвам, расколу, преследованиям инакомыслящих, инаковерующих. Деканонизация ряда святых (святителей Филарета Московского, Андрея Мацеевича и других)

- Новый перевод Ветхого и Нового Завета с учетом последних достижений библеистики

- Снятие ограничений на создание братств и сестринств как разновидностей приходской общины

- Введение конфирмации, когда крещеный в детстве молодой человек определяет, будет ли он действительным членом Церкви, к какому приходу будет принадлежать

Конечная цель Реформации - возврат в Церковь евангельского духа любви и мира, когда власть в Церкви принадлежит народу Божию в лице демократически организованных приходов. Десятилетие реформ должно привести церковную жизнь в соответствие с потребностями современной эпохи.

Будущее Российской церкви начинается сегодня".

С приветственным словом к участникам конференции обратились основатель общественного движения РДВ, коллекционер, меценат Виктор Бондаренко, а также политолог, учредитель и директор Института национальной стратегии Станислав Белковский.

С докладами на форуме выступили: священник Павел Адельгейм ("Права клириков и мирян в РПЦ МП"), ведущий научный сотрудник Института свободы совести Сергей Бурьянов ("Светскость государства как необходимое условие церковных реформ в России"), главный редактор "Портала-Credo.ru" Александр Солдатов ("Об автокефалистском движении внутри РПЦ МП"), епископ Русской православной автономной церкви (РПАЦ) Григорий (Лурье) ("Проблематичность реформы: между социологией и догматикой"), доцент НИУ "Высшая школа экономики" Борис Кнорре, сотрудник издания "The New Times" Зоя Светова, публицист, драматург Владимир Голышев, старший научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Филатов ("Политическое православие патриарха Кирилла"), экономист Иван Стариков, главный редактор интернет-журнала "Русский яппи" Илья Хаськович ("Организационная реформа корпорации РПЦ МП"), филолог Илья Бражников ("Православная анархия"), главный редактор портала "Правая.Ру" Яна Бражникова ("Патриарх Кирилл и "постмодернизм". Эмоциональный капитализм в Церкви"), главный редактор портала "Россия для всех" Роман Багдасаров ("Проблема иконичности в структуре Церкви"), писатель, историк философии Василина Орлова ("О необходимости утверждения атеистического дискурса для правильного позиционирования Церкви в обществе"), сотрудник "Ежедневного Журнала" Светлана Солодовник (полемическая реплика).

В рамках конференции был также проведен круглый стол. Участники форума заявили о необходимости продолжить начатое обсуждение. Материалы конференции будут изданы. Интернет-версии докладов будут публиковаться на сайте "Россия для всех.рф".



https://www.sova-center.ru/rel...

Православный предприниматель призвал Владимира Путина провести "широкую амнистию" и захоронить тело Ленина

27.09.2012 - 18:57 / Город Москва

20 сентября 2012 года предприниматель Василий Бойко-Великий обратился к президенту РФ с открытым письмом. В. Бойко-Великий призвал Владимира Путина в память о 400-летии воцарения дома Романовых освободить заключенных (даровать им «широкую амнистию»), а заодно провести ряд других «реформ» - захоронить тело Ленина, снять звезды с кремлевских башен и вернуть улицам дореволюционные названия.

«По статистическим данным, на сегодняшний день справедливо или несправедливо осужденным является почти каждый пятый мужчина- гражданин России. Таких высоких показателей, наверное, нет ни в какой другой крупной стране мира, и это, несомненно, одно из следствий богоотступничества и цареотступничества нашего народа, допущенного в начале ХХ века», - сказано в письме.


V. Обидеть художника может каждый. Те случаи, когда носители духовности проявляют неудовольствие в отношении буржуазного государства.


https://www.sova-center.ru/rel...

В Татарстане пытаются через суд оспорить поправки к региональному закону о свободе совести

11.09.2012 - 19:39 / Республика Татарстан

11 сентября 2012 года стало известно, что прихожане казанской мечети «Нурулла» обратились в Верховный суд Республики Татарстан, оспаривая законность поправок к региональному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». По мнению заявителей, эти поправки, принятые в августе 2012 года, противоречат федеральному законодательству.

В качестве заинтересованного лица в заявлении указан президент Татарстана Рустам Минниханов.


https://www.sova-center.ru/rel...

Мусульмане Нижневартовска выразили свой протест против создателей фильма "Невинность мусульман" путем сожжения американского флага

25.09.2012 - 14:51 / Ханты-Мансийский Авт. Окр. - Югра

19 сентября 2012 года мусульмане Нижневартовска присоединились к волне протеста против показа фильма «Невинность мусульман». Под слова проклятий они публично топтали ногами, разрывали и сжигали изображение американского флага.

В молитве они просили Бога проклясть тех, «кто посмел покуситься на честь Аллаха», «разрушить их замки», а мусульманам даровать «войско и полководцев».

В акции приняли участие около тридцати мужчин среднего возраста.

Духовное управление мусульман Ханты-Мансийского автономного округа заявило о своей непричастности к организации акции протеста.


https://www.sova-center.ru/rel...

Атеисты Рунета опасаются, что вслед за запретом фильма "Невинность мусульман" будут запрещены любые негативные и иронические высказывания о героях священных книг

25.09.2012 - 15:26 / Город Москва

21 сентября 2012 года Совет атеистов Рунета обратился с официальными письмами в Генеральную прокуратуру РФ и Тверской районный суд. Атеисты просят прокурора отозвать иск о признании экстремистским материалом фильм «Невинность мусульман», и настаивают на том, что суд должен отказать в удовлетворении заявления прокуратуры.

По мнению авторов заявления, «признание материалов экстремистскими лишь на том основании, что они содержат неустраивающие отдельных верующих идеи и оценки, может полностью лишить атеистов возможности иметь и распространять свои yбеждения».

«Действия прокуратуры и возможное положительное решение суда по этому иску фактически ведут к запрету в нашей стране какой бы то ни было критики основных положений религий и религиозной практики, поскольку существенной частью такой критики является негативное и ироничное отношение к содержанию и персонажам священных книг, а также выражение сомнения в достоверности изложенных там фактов», - сказано в тексте.


VI. Святые деньки.

VII. Святее Папы Римского. В Англии чуть было не запретили "Трёх поросят", щадя нежные души мусульман. Нечто подобное приключается и у нас.


VIII. Цеце (церковная цензура)


https://www.sova-center.ru/rel...

Православные Петербурга собирают подписи против проведения в городе выставки, организованной М. Гельманом

19.09.2012 - 16:50 / Город Санкт-Петербург

19 сентября 2012 года в Петербурге православные активисты начали сбор подписей под обращением к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой не допустить проведения в городе выставки Марата Гельмана «Иконы». Открытие выставки намечено на 15 ноября.

Кампанию по сбору подписей проводят «Народный собор», Профсоюзы граждан России и другие общественные организации.

Активисты опасаются, что проведение в Петербурге этой выставки «поставит под удар честное имя культурной столицы России».

«На предыдущих выставках галериста были представлены работы, оскорбляющие мораль и нравственность. Это картины с изображением религиозных символов, сделанных из колбасы. Или другой экспонат, где купола православных храмов сделаны из аптечных клистиров... Мы считаем, что выставки Гельмана не вносят ничего нового в культуру. Зато они вносят раздор в общество», - говорится в заявлении пресс-службы Профсоюзов граждан России.

Напомним, ранее православные протестовали против проведения выставок М. Гельмана в Красноярске, Краснодаре и Новосибирске.


https://www.sova-center.ru/rel...

Депутат Александр Старовойтов просит прокуратуру проверить на экстремизм видеоролик "Pussy Riot"

27.09.2012 - 14:53

27 сентября 2012 года стало известно, что депутат Александр Старовойтов (ЛДПР) обратился в прокуратуру с просьбой провести проверку видеофильма, распространенного в интернете после панк-молебна группы «Pussy Riot».

Он считает, что указанный видеоролик оскорбляет религиозные чувства не меньше, чем фильм «Невинность мусульман». Более того, по мнению депутата, в нем можно усмотреть «следы экстремизма».

В запросе депутата говорится также о необходимости заблокировать в «российской части интернета» сайты, разместившие фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа».


IX. Экуменическое


https://www.sova-center.ru/rel...

Новосибирский активист привлечен к ответственности за продажу футболки с «иконой» «Pussy Riot»

26.09.2012 - 14:48 / Новосибирская Область

26 сентября 2012 года стало известно, что новосибирский художник и активист Артем Лоскутов, ранее оштрафованный за размещение на улицах города стилизованных под иконы изображений участниц группы «Pussy Riot», был привлечен к ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица) за торговлю футболками с этим же изображением.

Полицейские задержали А.Лоскутова после проведения контрольной закупки.

«Сотрудникам полиции я пояснил, что футболки - это подарок взамен пожертвований арестованным "Pussy Riot"»,- сообщил художник.


X. Умма


https://www.sova-center.ru/rel...

82% жителей России поддерживают идею ужесточения наказания за оскорбление религиозных чувств

26.09.2012 - 16:30 / Вся Россия

26 сентября 2012 года были опубликованы итоги проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения опроса «Оскорбления чувств верующих и как с ними бороться».

Согласно данным исследования, идею об ужесточении наказания за оскорбление чувств верующих поддержали 82% респондентов.

При этом 86% опрошенных не замечали, чтобы в последнее время участились случаи давления на верующих.

73% не смогли назвать других случаев, связанных с оскорблением религиозных чувств, кроме выступления «Pussy Riot».

У Президента возникли вопросы к губернатору Петербурга. А Патрушев поехал в город проверять нелегалов

Если бы я был на месте Беглова, я бы точно был взволнован. Ему явно начали уделять особое внимание, и это стало очевидно. Первое предупреждение пришло от Путина в конце марта, когда его ...

Израиль против всех, все против Израиля

Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский отчитался в телеграм-канале: «Совет Безопасности ООН проголосовал по членству Палестины в ООН: 12 — за; 2 — воздержались (Велико...

Обсудить
  • Ну вы даете! Документы за 2012 (!!!) год! Как говаривала моя бабушка, "дорого яичко в Христов день!" В том смысле, что все нужно делать вовремя - и яички дарить, и документы опубликовывать. А "после драки кулаками не машут" - это уже другая народная "примета". ))
  • Когда у нас "Матильдогейт" был? Видимо, тогда уже все было решено. И даже "кое-кто" (мадам Поклонская) решили на этой волне карьеру сделать. Но после "народных волнений" Церковь, похоже, ВСЕГО ЛИШЬ сменила тактику. Подобные обсуждения убрали из публичного поля вовсе. Последнее волнение, кажется, было связано с постройкой церкви в парке Екатеринбурга.
  • Хм! Кажется, я начинаю понимать, КТО (еще) поддерживает политику репрессий! Ну конечно! Она, любимая наша "инквизиция"!
  • И кто "Пусек" заказал и на алтарь запустил, тоже более-менее теперь понятно.
  • Не знаю, как на счет пользы, но мне ваш пост безусловно понравился, очень! В ретроспективе гораздо лучше понимаются все эти процессы. Конечно! Борьба с советскими храмами - театрами (история с МХАТом)! Борьбы с советскими святыми - требование захоронить тело Ленина. Мне вот интересно - это все из светлых побуждений или по жестоким законам конкуренции или тупая черная месть? Ни дать, ни взять - нью-большевики. Наверно, дай им волю, они бы (священники) иных из нас с кремлевских башен сбрасывали.