Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Духовно-бюрократическое возрождение 2013. 11. Умма

0 209

На этом подборка сообщений о ходе духовного возрождения в 2013 году заканчивается. Особенно поучительной кажется история № 7. История о том, как еврейская семья крестила девочку в саратовском храме.


1

https://www.sova-center.ru/rel...

В Москве, Петербурге и Воронеже были проведены антиклерикальные акции

14.02.2013 - 17:12 / Город Москва, Воронежская Область, Город Санкт-Петербург

2 февраля 2013 года в Москве, Воронеже и Санкт-Петербурге были проведены акции «Антиклерикализм-2013». Организаторы акции – партия «РОТ ФРОНТ».

Как следует из текста информационного материала организаторов акции, размещенном в социальной сети «ВКонтакте», акция направлена против преподавания религии в школах, введения капелланов, «реституции церковного имущества, которое приводит к уничтожению целых музейных комплексов, историко-культурного наследия страны», а также против призывов «церковных начальников благословить внутренние войска на подавление недавних народных протестов». «Мы не против веры - частного дела отдельно взятого человека; мы против клерикализма», - сказано в тексте.

В московской акции приняли участие около 10 человек, в петербургской – около 15. Участники акции держали в руках плакаты: «У атеистов тоже есть чувства – вы нас тоже оскорбляете», «Школа плюс церковь равно деградация молодежи», «ОРКСЭ нарушает право на свободу выбора мировосприятия», «России нужны ученые, инженеры, врачи, учителя, а не богословы».

Напомним, что аналогичные акции уже проводились в 2012 году и ранее.

_________________

К клерикализации "россияне" относятся довольно благодушно. Не вышло бы это благодушие боком.


2

https://www.sova-center.ru/rel...

Студенты СПбГУ выступили против теологии

27.02.2013 - 18:21 / Город Санкт-Петербург

25 февраля 2013 года студенческий совет Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) обратился к ректору с протестом против введения в структуру вуза факультета теологии.

«Санкт-Петербургский университет с самого своего основания был отделен от любых религиозных структур, и мы считаем, что введение в состав университета факультета теологии будет нарушением вековых традиций нашего образования. Даже если подобное структурное подразделение будет внеконфессиональным, то само его название будет отсылать к определенной идеологической системе», - сказали они.

Напомним, что одним из инициаторов появления в вузе теологического факультета был ректор протестантской семинарии.



3

https://www.sova-center.ru/rel...

Д.Цорионов пытался разбрасывать "антисодомские" листовки на Болотной

07.05.2013 - 17:11 / Город Москва

Дмитрий Цорионов (Энтео)

6 мая 2013 года православный активист Дмитрий Цорионов (Энтео) и группа сопровождающих под флагами с надписью «Москва не Содом!» пытались разбрасывать листовки против ЛГБТ-движения на митинге оппозиции на Болотной площади в Москве. Участники митинга остановили их и потребовали убрать флаги.

Завязалась потасовка, в результате которой Энтео и его сподвижники были выдворены с площади и задержаны полицейскими.

____________________

Здоровые антипидоские идеи должны были бы пропагандировать менее экстравагантные персонажи. Вот что пишет "Википедия" о взглядах Энтео:

"Дмитрий Цорионов является младоземельным креационистом и геоцентристом, полагая, что все небесные тела вращаются вокруг Земли, возраст которой 7522 года (на 2013 год). Заявляет о ненаучности и бездоказательности теории эволюции, выступая за отмену её преподавания в школе. Является ярым противником абортов; убеждён, что жизнь человека берёт начало в момент оплодотворения яйцеклетки. Выступает против пропаганды гомосексуализма, считая последний болезнью и называя, как и все православные христиане, «содомским грехом». Называет себя православным миссионером, поддерживает депутата Виталия Милонова. В интервью заявил, что позиционирует себя как гражданского активиста и что акции его организации не выходят за рамки закона."


4

https://www.sova-center.ru/rel...

В Москве создается «Центр по борьбе с атеистическим экстремизмом»

20.08.2013 - 15:22 / Город Москва

19 августа 2013 года состоялась встреча депутата московского района «Раменки» Александра Чуева с православными избирателями.

Участники встречи решили создать «Центр по борьбе с атеистическим экстремизмом».

Необходимость его создания была обоснована тем, что «в наше время поднимает голову "атеистический экстремизм", спонсируемый различными фондами и НКО, чьи корни находятся за пределами России. Эти "атеистические экстремисты" выступают против законных прав граждан, гарантируемых статьей 28 Конституции Российской Федерации».

В заявлении, принятом по итогам встречи, сообщается, что «атеистические экстремисты» выступают против строительства храмов, «создавая искусственный психоз и нагретая истерию путем запугивания граждан».

«Они запугивают "вырубкой парков" (нередко на деле - пустырей), пишут и вовсе безумные вещи о "ритуальных залах" и "похоронных процессиях". Любые законно прошедшие слушания эти пустобрехи объявляют "нечестными". При этом они выступают только против храмов, все остальное строительство им по барабану! При этом "атеистические экстремисты" выступают от имени местных жителей, создавая самозваные "общественные советы" и "инициативные группы", сами оставаясь в тени», - говорится в заявлении.

__________________

Да если бы строительством храмов всё и ограничивалось! Строительство храмов предполагает возрастающую нагрузку по их содержанию на местные бюджеты. Каков экономический смысл такого бюджетного обременения, понять достаточно затруднительно. Неужели имеющихся культовых сооружений недостаточно для дальнейшего экстенсивного и интенсивного развития духовности?


5

https://www.sova-center.ru/rel...

Жители Ярославля выступают против строительства жилого комплекса рядом с храмом XVII века

26.09.2013 - 17:35 / Ярославская Область

26 сентября 2013 года жители Ярославля в рамках общественных слушаний обсудили проект строительства жилого комплекса с подземной автостоянкой рядом с церковью Николы Мокрого (XVII в.).

Местные жители убеждены, что строительство плохо повлияет на сохранность церковного здания. Они указывают, что в храме уже сейчас есть трещины в кладке.


6

https://www.sova-center.ru/rel...

Жители Красноярска не возражают против строительства буддийского храма

18.10.2013 - 16:22 / Красноярский Край

Жители Красноярска не возражают против строительства буддийского храма.

В начале октября 2013 года в Красноярске состоялись общественные слушания, посвященные строительству буддийского храма на улице Полярной.

В мероприятии приняли участие представители департамента строительства, сотрудники краеведческого музея, жители района. Большинство участников общественных слушаний (32 человека, включая жителей окрестных домов) выступили за строительство ступы.

Здание храма планируется построить неподалеку от Буддийского центра Красноярска.


7

https://www.sova-center.ru/rel...

Участники «Русского марша» в Воронеже собирали средства для священника, запрещенного за антисемитские высказывания

05.11.2013 - 11:15 / Воронежская Область

Участники «Русского марша» в Воронеже устроили сбор средств для саратовского священника, отстраненного от служения за антисемитские высказывания.

4 ноября 2013 года в Воронеже прошел «Русский марш», организованный националистическими движениями, в том числе представителями «Народного собора», «Народного ополчения имени Минина и Пожарского», «Русской палаты».

Собравшиеся требовали отмены ст. 282 УК, установления «русской власти», жесткого государственного контроля над миграцией.

Одну из колонн возглавлял «православный юрист» (как он сам себя называет) Евгений Мазепин.

Участники марша собирали пожертвования для семьи саратовского священника Андрея Евстигнеева, временно запрещенного в служении за грубое обращение с прихожанами и антисемитские высказывания во время крещения. В решении оргкомитета воронежского «Русского марша» причина запрета сформулирована следующим образом: «не допустил жидовку до Таинства крещения».

_________________

А в Саратове приключилась примечательная история. Вот что писала о ней пресса.


https://ruskline.ru/news_rl/20...

Саратовскому иерею Андрею Евстигнееву «шьют дело» за словосочетание «жидовские имена»

Священник уже запрещен в служении, против него грозят возбудить уголовное дело по 282-й статье

Редакция РНЛ

24.10.2013 

9 октября митрополит Саратовский и Вольский Лонгин издал указ о запрещении в священнослужении сроком на 2 месяца священника Андрея Евстигнеева, за «поведение, несовместимое с саном священнослужителя, и грубость в обращении с прихожанами», сообщает епархиальный сайт. «Находясь в состоянии запрещения, Вы лишаетесь права носить рясу и наперсный крест, преподавать верующим благословение и совершать богослужения и требы», - говорится в документе.

Как сообщает портал Православие.ru, 7 октября в Саратовскую епархию поступил сигнал о неправоправных действиях клирика Духосошественского кафедрального собора иерея Андрея Евстигнеева, совершенных им в ходе беседы с крестными родителями перед таинством Крещения. Согласно письму гражданки Евгении Козновой, отец Андрей, узнав, что ее племяннице при крещении хотели дать имя Манефа - раннехристианской мученицы, пострадавшей за Христа в 308 году около города Кесария, обратился к крестным родителям со словами: «Зачем Вы выбираете жидовские имена?». «Такую фразу из уст представителя Русской Православной Церкви никто из крестных родителей не был готов услышать. Все присутствующие на данном обряде - родители, крестные родители, бабушка и я, как тетя, - в шоке до сих пор», - сетует Кознова. «Представитель РПЦ - священник Андрей Евстигнеев разжигает межнациональную рознь, транслируя явный антисемитизм», - отмечается в письме.

В связи со случившимся Российский еврейский конгресс (РЕК), как передает РИА Новости, распространил заявление, в котором говорится, что «во время крещения ребенка священник назвал выбранное по святцам имя для девочки "жидовским". Члены семьи заявителя имеют "прямое отношение к еврейскому этносу по материнской линии" и сочли высказывание священника унижающим достоинство по признаку национальности».

Как стало известно, посчитавшая себя пострадавшей от употребления словосочетания «жидовские имена», еврейская семья уже обратилась с заявлением на имя руководителя областного СУ СКР Николая Никитина с требованием привлечь священника Андрея Евстигнеева к уголовной ответственности по статье 282 УК РФ.

Руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии игумен Нектарий сообщил ИА «Свободные новости», что «некоторое время тому назад нам в епархию поступило письмо, в котором рассказывалась эта история - о том, что во время крещения он задал вопрос «Зачем называть детей еврейскими именами?». На самом деле он выразил эту мысль менее корректно. Он был приглашен для дачи объяснений к владыке по этому поводу. Он подтвердил, что такой факт имел место. Его спросили, чем он руководствовался, когда такой вопрос задавал. Он сказал, что не видит в этом ничего особенного. Но поскольку Владыка счел такое поведение несовместимым с пастырским саном, отцу Андрею запретили служение в Церкви до покаяния и исправления, коих пока не последовало».

Говоря о заявлении по факту разжигания межнациональной розни по статье 282 УК РФ, поданном в СУ СКР, отец Нектарий сказал: «Наверное, эта женщина имела полное право так поступить. Мы это комментировать не можем. Отцу Андрею придется каким-то образом за свои слова отвечать. Для нас это стало полной неожиданностью, поскольку отец Андрей в общем-то человек не юный и пришедший в семинарию после того, как он долгое время проработал врачом. Пока это первый случай такого рода, который нам известен».

История с саратовским священником Андреем Евстигнеевым очень похожа на провокацию. И не только против него, но и против епархии, а в конечном итоге против Церкви. Иерей Андрей Евстигнеев, судя по информации в сети, человек - известный в епархии. Он, врач по базовой профессии, был представителем Саратовской епархии в составе рабочей группы при Губернаторе Саратовской области по анализу ситуации, связанной с реабилитацией наркозависимых. А профессор кафедры философии СГСЭУ Станислав Гурин заявил газете «Версия-Саратов», что лично знает батюшку, «при том с лучшей стороны», хотя профессор, разумеется, сделал необходимые реверансы в адрес возмущенной еврейской общественности.

Нам, конечно, неизвестен контекст разговора, который произошел у священника с крестившими девочку людьми из семьи с еврейскими корнями. Пока слышен голос только одной стороны, старающейся представить это событие как примитивно антисемитский инцидент. Но, весьма вероятно, что батюшку просто смутил выбор столь редкого для современного человека имени для девочки. И он, наверное, увидел в этом свидетельство того, что принявшие святое крещение евреи не хотят порывать со своим прошлым, не хотят отказываться от своего «жидовства» (именно этим словом в русской церковной традиции называется вера тех иудеев, которые отказались после пришествия Спасителя последовать за ним, сохранить истинную веру, веру Праотцов и Пророков). Иными словами, похоже на то, что батюшка хотел вразумить крестивших ребенка родителей и родственников.

Глупо и примитивно видеть в этом проявление антисемитизма. Так мы можем далеко зайти. Например, запретить использовать ученым термин «ересь жидовствующих», если вдруг какому-то представителю еврейского народа покажется, что это его оскорбляет. Или начнем подчищать, как это и было в советское время, некоторые произведения Гоголя, Достоевского, Лескова. Да что там историки и писатели, ведь некоторые ретивые борцы за толерантность могут потребовать запретить использовать Евангелие на церковно-славянском языке, где слово «жид» в разных вариантах используется неоднократно. Ну хотя бы это: «Сия рекоста родители его, яко боястася жидов: уже бо бяху сложилися жидове, да, аще кто его исповест Христа, отлучен от сонмища будет» (Ин. 9: 22).

Конечно, родители имеют полное право выбирать имя своему ребенку, но, если уж они пришли в церковь его крестить, то должны слушаться священника. Конечно, владыка Лонгин имеет полное право наложить прещение на иерея своей епархии, тем паче, нам неизвестно, каким был разговор между митрополитом и иереем. Да и прещение наложено архиереем посильное. Но речь не об этом. Саратовская история становится уже фактом общественного значения, начинает влиять на общую атмосферу межрелигиозных и межнациональных отношений, которая сегодня очень напряжена.

Будем надеяться, что здравый смысл в этой саратовской истории все-таки победит, и антисемитская истерия на пустом месте будет прекращена. Все-таки надо различать, когда употребляется слово «жид» в научном, религиозном и литературном контексте, а когда его употребляют с целью оскорбить представителя еврейского народа. И сделать это надо прежде всего представителям самого еврейского народа, а в особенности представителям еврейских общественных организаций.

Редакция Русской народной линии



https://www.4vsar.ru/news/4176...

Священник Евстигнеев о скандале с «жидовским» именем: Это срежиссированная травля

Каждое слово, которое я скажу, будет обращено против меня. Мне категорически запрещено с кем-либо говорить. Та травля, которая сейчас началась, переходит все меры здравого смысла. Вы прекрасно понимаете, что все это проплачено, все это срежиссировано.

12:03, 25 октября 2013

<...>

Изначально Евстигнеев наотрез отказывался давать журналисту какие-либо комментарии.

«Каждое слово, которое я скажу, будет обращено против меня. Мне категорически запрещено с кем-либо говорить. Та травля, которая сейчас началась, переходит все меры здравого смысла. Вы прекрасно понимаете, что все это проплачено, все это срежиссировано. Любое слово, выступление будет обращено против меня и церкви», - высказал опасения священник.

Однако в дальнейшем он сообщил, что в сообщениях о скандале неверно указано, якобы он отозвался так об имени Манефа, под которым хотели крестить девочку. На самом деле его высказывание касалось имени, которое было дано ребенку при рождении – Мира.

«Ни один священник об имени Манефа ничего плохого сказать не может».

По словам Евстигнеева, имя «Мира» нет в Библии, «именно поэтому и была сказана такая фраза».

«Они ребенка назвали Мира, и 3 года она была с этим именем. Но крестить ее они хотели под именем Манефа. У нас нет практики двойных имен. Если вы христиане, то выберите христианское имя», - высказал мнение священник.

Касаемо самого слова «жид», Евстигнеев сказал, что оно не носит негативного или ругательного оттенка.

«Андре Жид - есть такой писатель. Если вы откроете Новый Завет, вы это слово там увидите. Апостола Павла спрашивают: «Ты жидовин?», - объяснил он свою позицию.

При этом священник сообщил, что уже публично (через телевидение) извинился перед оскорбившейся семьей «Я не могу их дождаться (в храме). Мы пытались им вчера позвонить, телефон не отвечает, отправили письмо по электронной почте».

Отметим, в результате данной истории священник был запрещен в служении сроком на 2 месяца «за поведение, несовместимое с саном священнослужителя, и грубость в обращении с прихожанами».

«Люди, чувствующие себя оскорбленными, безусловно, имели право это сделать, и как-то комментировать их действия нет необходимости», - заявили в Саратовской епархии.


https://kuzma-prutkoff.livejou...

Данная история, будучи сначала лишь казусом, дает прецендент для последующих провокаций

kuzma_prutkoff

25 октября, 2013

Размышления по поводу опасностей, связанных с кампанией против о. Андрея Евстигнеева, неосторожно высказавшегося о «жидовских» именах …

<...>

Вообще, имён еврейского происхождения в нашей Церкви много (около 30%). Некоторые из них стали привычными, другие - редкие, на слух звучащие непривычно. Манефа в переводе с еврейского означает «данная». И если для русского уха оно кажется странным, то в еврейской среде оно воспринимается естественно, и многие женщины еврейского народа носят это имя. Возможно, о. Андрей пересекался с носительницей имени Манефа, и таким образом закрепилась ассоциативная связь имени с национальной принадлежностью. С другой стороны, в Православной церкви есть практика, когда берутся имена праотцев - лиц из еврейской дохристианской истории-обычно при пострижении в монашество или в схимонашество. Но при крещении таких имён, как правило, не дают. Скорее всего, о. Андрей воспринял желание назвать девочку Манефой как попытку дать ребёнку дохристианское имя, отсюда и его вопрос.

Были бы перед ним другие люди, недоразумение бы быстро разрешилось. Но получилось так, что в роду пришедших крестить ребенка были евреи. И они восприняли бесхитростное определение «жидовские» (имена) как личное оскорбление.

Тут следует сказать, что в церковно-славянском языке прилагательное «жидовский» является регулярной формой, если мы захотим перевести слово «иудейский» на церковно-славянский, то как раз и получим «жидовский». Например - « Бе же человек отфарисеи, Никодим имя ему, князь жидовский» (Иоанна 3:1). Для священника «иудейский» и «жидовский» являются привычными синонимами.

Но не для евреев. Для еврея слово «жид» звучит оскорблением. Знал бы отец Андрей, что перед ним евреи, м.б., и повел бы себя по-другому. А так получилось столкновение двух культурных контекстов. Девочке, которую крестили, было уже три года. Вероятно, Манефой её звали с рождения, поэтому определение имени как жидовского родственники восприняли как прямое оскорбление ребенка. Евгения Кознова, тетя девочки описывает эту реакцию так: «Такую фразу из уст представителя Русской Православной Церкви никто из крестных родителей не был готов услышать. Все присутствующие на данном обряде - родители, крестные родители, бабушка и я, как тетя, - в шоке до сих пор». Стоит обратить на слово «обряд», употребленное Евгенией Козновой там, где следовало бы сказать Таинство. Подобная замена показывает, что тетя далека от христианства. И дальнейшее её поведение это показывает.

Допустим, обозвали бы христианина. Что бы он должен сделать? По заповеди Христовой - простить. Понятно, что мы все грешные, нам простить оскорбителя тяжело. Ну, развернёмся мы и уйдём, чтобы его больше не видеть. В Саратове - не один храм и не один священник. Священники разные бывают. Не понравился тебе этот человек, что же - свет на нём клином не сошёлся. А что делает Евгения Кознова? Она пишет кляузу. 7 октября жалоба поступает в Саратовскую епархию. В жалобе говорится: «Представитель РПЦ - Священник Андрей Евстигнеев разжигает межнациональную рознь, транслируя явный антисемитизм».

Был ли антисемитизм в словах священника? Коли дело дошло до жалоб, то пусть это выявляет экспертиза. Конечно, о. Андрей не мог не знать, что в современной культуре слово «жидовский» отягощено негативными коннотациями. И выбор варианта «жидовские» (имена), а не «иудейские» не был эмоционально нейтральным; определённый смысловой оттенок тут всё-таки прозвучал. Реплику священника нельзя назвать безупречной. Он находился в храме, готовился совершать Таинство; его слышали другие люди. Официальное лицо Церкви высказалось в публичном пространстве. В этих условиях словоупотребление должно было быть особенно выверенным.

Но там, где христианин увидел бы лишь личное несовершенство священника, представители еврейского этноса нашли, что их хотели унизить. Этого не было. Батюшка высказался об именах, а не о стоящих перед ним людях. Но любое уничижительное слово против любого проявления еврейской национальности воспринимается её представителями как личное оскорбление. Подобная защитная реакция, может быть, и заслуживает уважение, поскольку говорит о развитом национальном сознании, однако ощутить это уважение мешают те формы, в которых реакция проявляется. А проявляется она по принципу - «для победы все средства хороши». Человека, наступившего на больную мозоль, надо прихлопнуть, и чем больнее, тем лучше: священник показался нам антисемитом, так давайте сотрём его в порошок;он нам сказал неприятное слово, а мы его уничтожим. Есть понятие соразмерности вызова и ответа, проступка и наказания, так вот оно здесь отбрасывается. И по-человеческиэто понять-то сложно, а христианского в такой реакции уж точно нет ничего.

Вместе с жалобой в епархию пишется обращение в саратовское управление Следственного комитета с требованием привлечь Андрея Евстигнеева к уголовной ответственности по 282-й статье Уголовного кодекса (возбуждение ненависти). Для того чтобы обращение было принято всерьёз пострадавшая (или «пострадавшая»?) семья подключает Российский еврейский конгресс, который делает соответствующее заявление. Российский еврейский конгресс - это официально светская еврейская организация. Первым президентом РЕК был олигарх Гусинский, которого сменил Леонид Невзлин из ЮКОСа. Нынешний президент РЕКне так известен, что, однако, вряд ли делает эту структуру менее значимой.

Церковные власти также отреагировали на происшествие. 7-го числа пришла жалоба, а уже 9-го священник Андрей Евстигнеев был запрещен в служении на 2 месяца с лишением права носить рясу и наперсный крест, преподавать благословение и совершать богослужения и требы. Игумен Нектарий, руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии отозвался о подаче заявления на о. Андрея в Следственный комитет следующим образом: «Наверное, эта женщина имела полное право так поступить. Мы это комментировать не можем. Отцу Андрею придется каким-то образом за свои слова отвечать.»

Т.е. на текущий момент ситуация выглядит так, что епархия считает угрозу, нависшую над о. Андреем, его личной проблемой. Мол, он оступился, теперь пусть искупает вину. Вероятно, таким образом хотят подчеркнуть, что Церковь не имеет ничего общего с нетолерантными речевыми оборотами священника Евстигнеева. Очевидно, это делается для того, чтобы исключить обвинение Церкви в антисемитизме.

Хотя подобная защита Церкви тактически успешна, её нельзя признать стратегически правильной. Отдавая о. Андрея в жертву борцам с антисемитизмом, Церковь становится весьма уязвимой для последующих провокаций. Данная история, будучи сначала лишь казусом, то есть случайным происшествием, сама уже перешла в разряд провокаций; сегодня испытывается наше церковное единство: что для нас важнее - судьба человека (тем более священнослужителя) или мнение светских (еврейских) структур?

Неосторожная фраза о. Андрея не должна стать основанием для уголовного преследования. Иначе будет создан прецедент привлечения священника к уголовной ответственности за высказывания в рамках лексики церковно-славянского языка. Отсюда недалеко до юридического запрета на речевые церковно-славянские обороты, дело может дойти даже до требований пересмотра некоторых вероучительных положений.

С этого случая также может начаться массовое судебное преследование священников по любому надуманному предлогу. Фактически мы стоим перед угрозой начала новых гонений на Церковь. Поэтому очень важно не допустить дальнейшей эскалации событий. Для этого следовало бы дать публичную оценку несоразмерности прегрешения священника и развернутой против него кампании. Также целесообразно было бы заявить, что Церковь считает своим долгом вразумление оступившегося, приносит за него извинения, но будет считать продолжение внешнего давления и преследования о. Андрея действиями, направленными не только против него лично, а против всего церковного организма, то есть антицерковными действиями, со всеми вытекающими последствиями. Полезно также выступить с инициативой замирения сторон, рассматривая это как жест доброй воли и заявив при этом, что отказ от замирения будет рассматриваться как знак неуважения к Церкви.

Только уверенная и твердая позиция поможет избежать неблагоприятных для нас последствий. Враги не дремлют и не преминут воспользоваться случившимся для ослабления Церкви. Надо не дать им такого шанса.


https://foma.ru/vojna-iz-za-mi...

1 ноября 2013

Автор:

КАПЛАН Виталий

Война из-за Миры?

Виталий Каплан о скандале вокруг саратовского священника

Православная общественность бурно обсуждает сейчас скандал вокруг саратовского священника Андрея Евстигнеева, который при крещении ребенка назвал его имя «жидовским», был за это по жалобе родителей наказан архиереем — на два месяца запрещен в священнослужении — а теперь вдобавок ему грозит обвинение по 282-й статье Уголовного кодекса РФ.

Мне эта история представляется совершенно омерзительной, пахнет от нее каким-то тридцать седьмым годом. Причем, когда я говорю «эта история», то имею в виду не только случившиеся в Саратове события, но и их медийный отзвук, и полемику в сети. Казалось бы, мелкий инцидент, никого не убили, не зарезали, не взорвали — но сколько выплеснулось всякого-разного, сколько взаимного осуждения, злобы. Словом, абсолютно нехристианский подход у вполне вроде бы воцерковленных людей.

Итак, что, собственно, произошло? 7 октября в Саратовскую епархию от гражданки Евгении Козновой поступила жалоба на священника Андрея Евстигнеева, которого попросили окрестить трехлетнюю девочку, племянницу Козновой. Во время беседы перед Таинством Крещения священник сказал, что имя девочки, Мира, жидовское, и хотя родители вовсе не настаивали, чтобы ребенка крестили с именем Мира, а хотели дать ей христианское имя Манефа, отец Андрей заявил, что в Православии нет практики двойных имен. Родственники девочки возмутились, увидев в словах батюшки антисемитизм. История умалчивает, состоялось ли вообще это крещение, но дальнейшие события развивались стремительно. Сперва жалоба в епархию и незамедлительная реакция: митрополит Саратовский и Вольский Лонгин вызвал к себе отца Андрея, и когда тот подтвердил факт, запретил его в священническом служении сроком на два месяца.

Тут, казалось бы, и следовало поставить точку, но родители девочки Миры распалились не на шутку. Сперва они слили всю эту историю в СМИ, затем подали заявление в Следственный комитет РФ, прося возбудить против отца Андрея Евстигнеева уголовное дело по статье 282. Пока неизвестно, будет ли дело возбуждено. При этом отец Андрей публично (по телевидению) извинился перед пострадавшими, но его извинения никакого эффекта не возымели.

Высказываться обо всем этом нелегко: слишком велик риск впасть в грех осуждения, причем осудить и тех, и других. А не высказываться — значит, загонять болезнь вглубь, что тоже чревато. Поэтому прошу прощения за напоминание азбучной истины: христианство призывает осуждать грех, но не грешника. Грех надо называть грехом, но человека, совершившего грех, надо любить и прощать. Другое дело, что прощать получается не у всех и не всегда — что здесь проявилось очень ярко.

Итак, начну с оценки высказываний отца Андрея. Употребление слова «жидовское» в наше время — это действительно проявление антисемитизма, это действительно оскорбляет людей — причем вовсе не только этнических евреев, но и всех тех, кому отвратительно издевательства над кем-либо по национальному признаку. И последующие заверения отца Андрея, что он никого не хотел оскорбить, его ссылки на фамилию писателя Андре Жида, на употребление слова «жидовин» в церковнославянской Библии представляются мне лукавством. Исторически сложилось так, что слово «жид» в современном русском языке является оскорбительным. И неважно, что в церковнославянском оно не несет негативных коннотаций, неважно, какова фамилия французского писателя, неважно, что сотни лет назад в западных областях России это слово было вполне нейтральным синонимом «еврея». Да, всё так, но мы живем в XXI веке, а не в XVII, мы говорим на русском, а не на церковнославянском, и отец Андрей беседовал с родственниками девочки по-русски. Могу поверить, что слово это вырвалось у него непроизвольно, но не верю, что он сейчас искренен, утверждая, будто слово «жид» не является оскорбительным.

И возмущение родственников девочки можно понять. То, что они обратились в епархию, совершенно правильно. Может ли священник допускать антисемитские высказывания? Наносит ли он тем самым вред и душам приходящих к нему людей, и всей Церкви? Это решать епархиальному архиерею, и владыка Лонгин решение принял. Абсолютно, на мой взгляд, правильное. Двух месяцев вполне достаточно, чтобы батюшка осознал свой грех, покаялся и более уже не совершал бы такого.

Но этого нашим «униженным и оскорбленным» показалось мало. Сперва они подключают СМИ — и СМИ дружно начинают оттаптываться на священнике, всячески раздувая его вину, передергивая факты (например, утверждая, что он назвал «жидовским» имеющееся в святцах имя Манефа). То есть опозорили человека на всю страну, и никто, конечно, не подумал, что вместе с ним пострадали его родные и близкие, его духовные чада. Никто не поинтересовался, а что это вообще за человек, священник Андрей Евстигнеев. Хотя несложно было узнать, что по образованию он медик, что активно занимается борьбой с наркоманией и пьянством, окормляет заключенных. Коллеги-журналисты, вот скажите, даже независимо от ваших религиозных взглядов — вы уверены, что таких людей надо топтать? Вы действительно считаете, что произнесенное им слово «жид» перечеркивает все позитивное, что этот священник делает?

Но мало того. Подключением прессы не ограничилось, подано заявление в Следственный комитет, против священника хотят возбудить дело по 282-й статье, предусматривающей тюремный срок. Да, чисто формально, по закону, обиженные родители Миры имеют право на такое решение. А по совести?

А по совести — это та самая «жестоковыйность», которую, как мы знаем из Евангелия, постоянно обличал Спаситель. Люди ставят свою обиду превыше всего, они готовы что угодно использовать ради мести. Жалоба в епархию, пресса, Следственный комитет…. остается надеяться, что хотя бы киллеров не подключат…

И конечно, когда клокочут эмоции, тогда отключаются мозги. Ведь можно же было подумать о последствиях. А последствия очевидны.

Во-первых, дурной пример заразителен, то есть теперь кому-то еще придет в голову вымещать обиду на священника, используя правовые механизмы — которые в наших реалиях нередко становятся бесчеловечными инструментами уничтожения.

Священники теперь будут бояться прихожан? Не понравишься чем-то — и донесут на тебя! По сути, получается ровно то же, что и с ювенальной юстицией, когда детей призывают стучать на родителей в органы. Да, бывают семейные конфликты, да, бывает недостойное поведение священников. Да, дети не должны быть бесправными, да, прихожане не должны быть беззащитными. Но есть вещи, которые абсолютно недопустимы. Например, нельзя стучать на родителей. Есть в русском языке такое сленговое, малоприличное, но очень точное слово: «западло».

Так вот, если ты христианин — западло вымещать обиду на священника, апеллируя к городовому. Уж во всяком случае, если речь не идет о предотвращении тяжкого уголовного преступления. Стоит признать поступок саратовских заявителей нормой — и завтра любой священнослужитель окажется «под боем». Как это повлияет на отношения пастырей и паствы? Возможна ли станет искренность, возможно ли станет взаимное доверие? И как священники станут защищаться от опасных прихожан? Не грозят ли им ответные иски?

Во-вторых, сейчас возрастет внутрицерковный антисемитизм. Да, есть в нашей Церкви такая болезнь. Последнее время она пошла на спад, с началом 90-х не сравнить. Но все может вернуться, если обиженные евреи начнут гвоздить обидчиков из всех возможных калибров. Однако некоторые люди ничему не учатся и все время подливают масла в огонь. Уже видно по откликам в блогах и форумах, как начинается антисемитская вакханалия. Мол, продавшаяся «жидам» церковная иерархия прессует истинно верующего священника. Дальше будет только больше — потому что язв в церковной жизни более чем достаточно, и кто-то же должен быть виноват? А всем известно, кто виноват, если в кране нет воды. И вот вместо того, чтобы не расчесывать болячку, сейчас ее сладострастно ковыряют. Потом будут удивляться, а что это она все не проходит и не проходит?

И в-третьих, можно же было подумать, что если отца Андрея действительно посадят по 282-й статье, то из него многие тут же начнут лепить страдальца, «умученного жидами». И вовсе не факт, что у батюшки хватит мудрости и стойкости не повестись на это, не вообразить себя и в самом деле героем, вставшим за святую правду, не оказаться знаменем очередного раскола.

Похоже, обо всем этом оскорбленные заявители не подумали. Но нам, читающим и обсуждающим это, думать просто необходимо. По сути, перед нами — провокация. Чья провокация — не столь важно. Может, за ней стоят какие-то люди, какие-то круги. А может, никто за ней не стоит, кроме врага рода человеческого, умело использующего нашу мстительность, глупость, жестокость и равнодушие.

Давайте не поддадимся!


https://credo.press/148367/

Саратовского священника РПЦ МП наказали за однократное проявление антисемитизма при крещении младенца переводом в окраинный храм

Священник Андрей Евстигнеев, ранее временно запрещенный в служении за грубость в отношении прихожан, переведен из главного храма Саратовской епархии РПЦ МП - кафедрального собора во имя Сошествия Святого Духа - в небольшую церковь на окраине города. Об этом РИА "Новости" сообщили 16 декабря в пресс-службе Российского еврейского конгресса (РЕК).

В октябре 2013 года Евстигнеев на два месяца был отстранен от служения "за поведение, не совместимое с саном священнослужителя, и грубость в обращении с прихожанами". Основанием для этого стали скандальные высказывания священника во время крещения ребенка, который назвал имя, данное девочке при рождении, "жидовским". История вызвала большой резонанс, РЕК расценил высказывания священника как антисемитские.

"Новым местом служения Андрея Евстигнеева, куда он, согласно указу, назначен штатным священником, стала саратовская церковь Рождества Христова. Она расположена в удаленном районе города, за полотном железной дороги, в здании, которое было передано РПЦ [МП] в аварийном состоянии в 1999 году. В нем до сих пор не закончены реставрационные работы, но богослужения проводятся там уже несколько лет", - сообщили в пресс-службе РЕК.

<...>

Опубликовано: 16.12.2013 в 18:06


На этом неприятности саратовского священника не кончились.


https://om-saratov.ru/novosti/...

Священник Андрей Евстигнеев на год лишен права носить рясу за нарушение тайны исповеди

30/03/2016 10:43

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин сроком на 1 год освободил от обязанностей штатного священника храма Рождества Христова и запретил в богослужении священника Андрея Евстигнеева. На этот срок он лишен права носить рясу и наперсный крест, преподавать верующим благословение, совершать богослужение и требы. Такому наказанию Евгстигнеев подвергнут за нарушение тайны исповеди. Напомним, недавно на совещании в Общественной палате Саратовской области отец Андрей рассказал о том, как исповедовал Антона Пушкина, который подозревается в доведении до самоубийства своего пасынка. В частности, священник заметил, что у молодого человека «в голове опилки», и он «безбашенный». Также прокомментировал Андрей Евстигнеев и личность Марии Родиной, матери семилетнего ребенка, которого замучил до смерти ее сожитель. Представитель РПЦ заявил, что женщина «запуталась в своих мужиках».

Новым штатным священником храма Рождества Христова вместо Андрея Евстигнеева назначен священник Дионисий Степанов. Об этом сообщается на портале Саратовской и Вольской епархии.

Приводим полную расшифровка монолога священника, который был записан журналистами, в том числе и корреспондентом нашей редакции:

«Я являюсь одним из представителей движения «Саратов молодой». Явлюсь священником нашего следственного изолятора. Вы говорите про недавний случай, когда ребенка фактически забили. Думаю, многие из вас слышали - некоторое время назад, несколько месяцев назад, был другой случай, когда ребенок выбросился с балкона. Ситуация практически зеркальная. Мамаша с позволения сказать, которая запуталась в своих мужиках и человек, абсолютно безбашенный. Я это говорю абсолютно ответственно, потому что я как священник с этим человеком разговаривал в следственном изоляторе. Он был у меня на исповеди. Я не имею право разглашать вам право исповеди. Но в голове — опилки. Несколько лет назад я в следственном изоляторе разговаривал с другой мамашей. Тоже громкий случай. Вы может быть забыли. Когда мамаша выкинула своего ребенка из окна поезда. Просто вы эти случаи видите сами со своей стороны, а я с ними встречаюсь либо в следственном изоляторе, либо на отпевании, либо в каких-то еще других вариантах».


https://vk.com/wall-87292497_1...

Саратов онлайн

13 янв 2017

Разгласившему тайну исповеди Антона Пушкина священнику вернули сан

Со священника Андрея Евстигнеева сняли запрет на снижение. Указ об этом подписал митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

С 12 января владыка назначил его штатным священником храма Рождества Христова Саратова. Документ сегодня обнародован на портале «Православие и современность».

_________________

Вот такая история. Вероятно, можно понять евреев, которые воцерковляются, дабы избежать куда более обременительного восинагоживания. Вероятно, можно понять и РЕК, которому восинагоживание милее, а потому и воцерковление еврея (еврейки) выгодно представить как процедуру унизительную. Но вот с концепцией гармоничной тк-духовности что-то явно не клеится.


8

https://www.sova-center.ru/rel...

В Санкт-Петербурге строительство храма может быть перенесено из парка Малиновка в Ладожский парк

19.11.2013 - 15:12 / Город Санкт-Петербург

​Депутаты Законодательного собрания Петербурга обсуждают возможность переноса строительства храма из парка Малиновка в Ладожский парк.

18 ноября 2013 года в рамках заседания комиссии по вопросам правопорядка и законности Законодательного собрания Петербурга депутаты обсудили возможность внесения поправок в закон о зеленых насаждениях с целью помешать строительству церкви в парке Малиновка.

На данном этапе поправки не были приняты. Однако депутаты готовы учесть протесты местных жителей и рассмотреть вариант переноса строительства храма из парка Малиновка в Ладожский парк.


9

https://www.sova-center.ru/rel...

В Новосибирске сотрудниками полиции с частной территории демонтирован баннер с изображением патриарха

13.12.2013 - 17:15 / Новосибирская Область

13 декабря 2013 года в Новосибирске сотрудники полиции демонтировали баннер с изображениями патриарха Кирилла и председателя ФМС России и надписью «Какое будущее славянам предлагают эти деятели?».

Под портретами патриарха и К. Ромодановского мелким шрифтом было написано: «You tube: Подписано соглашение о сотрудничестве русской православной 5:56 м; You tube: А кто такие славяне; патриарх Кирил [так в тексте – прим. ред.] Гундяев: Славяне – это варвары, люди второго сорта, почти звери». В правом верхнем углу баннера – дата «19 апреля 2013 года» (дата подписания договора о сотрудничестве РПЦ и ФМС).

Баннер был демонтирован несмотря на то, что он находился на частной территории. Сотрудники полиции намерены проверить текст баннера на экстремизм.

Израиль против всех, все против Израиля

Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский отчитался в телеграм-канале: «Совет Безопасности ООН проголосовал по членству Палестины в ООН: 12 — за; 2 — воздержались (Велико...